Последняя часть главы посвящена развитию обетования о новом царстве Давида, о чем говорилось в 23:5–6 и повторяется здесь (15–16). Язык данного отрывка и последующие слова напоминают первое обещание, данное Давиду ( 2Цар. 7:12–16 ; ср.: 3Цар. 2:4 ). Может показаться, что обещание было нарушено, поскольку историческая династия Давида подошла к концу, как и предсказывал Иеремия (ср.: 22:30). Теперь оно подтверждается (17). Это касается и Божьего обещания относительно священства (18). При Моисеевом завете священники играли незаменимую роль ( Исх. 28–29 ) и некогда заключили с Богом свой собственный завет ( Чис. 25:12–13 ; 1Цар. 2:30,35 ). Остальная часть главы подтверждает вечность обновленного завета в самых сильных выражениях (19–22; 23–26). Возрождая Свой народ, Бог исполнит Свои самые древние обетования, даже данное Аврааму обещание, что его потомки станут народом (26; ср.: Быт. 12:2 ). И Бог поступит так, чтобы посрамить всех, кто утверждает, что Он отверг Свой народ (24). Обещание вечного царства странным образом противоречит проповеди в 7:1–15, где рассказывается, как Иеремия объяснил иудеям, что они не могут твердо рассчитывать ни на сохранение себя как народа, ни на сохранение своего государства. Разница становится объяснимой с возникновением нового завета. Царство, предсказанное в гл. 33, есть не что иное, как новый завет, который в Евангелиях трактуется так, как мы уже объясняли выше. Однако же в этом следует усматривать просто средство выражения уверенности, что в конце концов Бог всегда остается верен Своим обещаниям. Все они изначально направлены на спасение мира ( Быт. 12:3 ) и в конечном итоге исполнятся именно так, как было сказано. 34:1 – 36:32 Противостояние Иеремии 34:1–22 Обещание отпустить рабов Повествование возвращает нас к периоду осады Иерусалима и к другому обращению Иеремии к Седекии (1–5). В целом послание не отличается от 21:3–7; 32:3–5. Добавления, сделанные здесь (4–5), позволяют царю питать некоторую надежду на смягчение приговора, в то время как в другом высказывании не так ясно выражена судьба, уготованная ему лично. Смысл заключается в том, что он погибнет не на поле боя и будет погребен как полагается (по контрасту с судьбой Иоакима в 22:18; но также см.: 52:11). Ст. 6–7 указывают на неизбежность падения города, и из них видно, что кроме Иерусалима еще только два других города продолжали сопротивляться вторжению врага. Большая часть Иудеи уже была побеждена.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Приготовление человечества к принятию Искупителя совершилось, как известно, двумя параллельными путями: в иудействе – путём положительным, чрез непосредственные божественные откровения ( Рим.9:4 ), а у язычников – отрицательным, который привёл их к сознанию духовной беспомощности человека и к исканию вышней помощи, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единаго коегождо нас суща ( Деян.17:27 ). Применительно к этому, можно сказать, написаны и евангельские родословия. Так, родословие св. Матфея, если бы мы даже и не знали, для кого предназначалось самое Евангелие, одним уже тем, что начинается с Авраама и Давида, главнейших предков еврейского народа ( Быт.22:18 и 2Цар.7:12–13 ), ясно показывает, что в кратком его перечне представителей и носителей обетований Божиих повторяется история избранного народа, история его приготовления к принятию Мессии 54 . Этим, собственно, только и можно объяснить, почему св. Матфей в родословии Иисуса Христа не выходит за пределы, как бы указанные самим Богом, а предлагает усматривать обещанного Искупителя в священном роде Авраама и Давида. «Поскольку говорит иудеям, – пишет Златоуст, – то излишним считает начинать родословие с древнейших родов». Совсем другое мы видим в родословии ев. Луки. Это родословие хотя также идёт чрез Авраама и Давида, но оно восходит гораздо выше и доходит даже до родоначальника всех людей Адама. В истории человеческой нельзя ещё указать другого подобного родословия, которое бы так точно и так далеко простиралось, как родословие Иисуса Христа в Евангелии Луки. Так как св. Лука писал своё Евангелие для христиан из язычников (т. е. греков), по воззрению которых происхождение человечества покрыто непроницаемым мраком и у которых ходили самые нелепые басни о первобытных людях, то он и предлагает в своём родословии краткое, но истинное сказание о происхождении Иисуса Христа (чудесное рождение которого он описал выше, в гл. 1 и 2), а вместе с Ним и всех людей, от единого человека, от единой крови (мысль апост. Павла, см. Деян.17:26 ), с одной стороны для того, чтобы рассеять прежние, нелепые языческие басни о первобытных людях, а с другой, и главным образом, – показать, что во Христе Иисусе, согласно обетованию, данному ещё прародителям в раю ( Быт.3:15 ), спасение открыто и предоставлено всему человеческому роду, a не одним только иудеям 55 . И действительно, смотря теперь на родословное дерево 56 Иисуса Христа, мы на самом опыте видим уже то, что апост. Павел в послании к Римлянам объяснил в утешение всех, бывших некогда язычниками. Ты же, дивия маслина сый, говорит он там, прицепился еси в них (ветвях естественных), и причастник корене и масти маслинныя сотворился еси и проч. ( Рим.11:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Ахимелех. Ахимелех мог быть братом Ахия (14,3). Возможно, что Ахимелех это просто другое имя того же Ахия. Ахимелех являлся первосвященником, как некогда его прапрадед Илий (1,9). 21 царь поручил мне. Давид не лжет, поскольку Царь Небесный действительно поручил ему быть царем Израиля. 21 хлеб священный. Т.е. «хлеб предложения» (ст. 6; Исх. 25,30; 35,13 ; Лев. 24,5–9 ; 1Пар. 9,32 ). См. Мф. 12,3.4 ; Мк. 2,25.26 ; Лк. 6,3.4 . 21 хлебов предложения. См. ст. 4 и ком. 21 к Анхусу. См. 27,2–12; 29,1–11. Глава 22 2223,6 За то, что Ахимелех оказал помощь опальному Давиду, Саул истребляет священство в Номве (гл. 22). Давид же спасает жителей Кеиля от филистимлян (23,1–6). 22 в пещеру Одолламскую. Слово «одоллам» означает «убежище». Пещера эта находилась на полпути между Гефом (см. ком. к 5,8) и Хевроном (см. Нав. 12,15 ; 2Цар.23,13 ;ср. Пс.56,1; 141,1 ). братья его... пришли к нему туда. Поскольку Саул обращал свою ярость даже на членов собственной семьи (20,33), родственники Давида никак не могли чувствовать себя в безопасности. Когда Давид еще не был царем. 22 в Массифу Моавитскую. Местоположение этого города неизвестно. О названии Массифа («сторожевая башня») см. ком. к 7,5. царю Моавитскому. См. Суд. 3,12 . побудут у вас. Давид решил искать прибежища в Моаве исходя, вероятно, из предположения, что враждебный Саулу народ (14,47) должен принять сторону его соперника в борьбе за престол. На выборе Давида могло также сказаться и то обстоятельство, что с моавитянами его связывали узы родства ( Руфь 4,13–17 ). 22 в оном убежище. См. ком. к 23,14. 22 пророк Гад. После воцарения Давида Гаду предстояло занять при нем место прозорливца ( 2Цар. 24,11 ; 2Пар. 29,25 ; ср. 1Пар. 29,29 ). На данном же этапе присутствие пророка в окружении Давида служило напоминанием о том, что будущность Давида предопределена свыше и что он находится под покровительством Господа. Через некоторое время к Давиду примкнул и священник (ст. 20–23). 22 с копьем в руке. О копье Саула говорится здесь, видимо, с целью напомнить о вспыльчивости и жестокости царя (18,10.11; 19,10; 20,33).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10–11), случайно напоминающими собою об отысканной в Иерусалимском храме, в царствование Иосии, книге Закона и о бывшем потом собрании ( 2Пар. 34:14–30 ). Автор опыта объяснения 39 псалма Г. 3. (см. Правосл. Собеседн. 1872 г. дек.) находит, что поводом, и даже больше: семенем, из которого развивается всё содержание псалма, было видение пророка Нафана ( 2Цар. 7:12 ). Это предположение разделяет и о. Вишняков (см. О происх. Псалт. стр. 240 и др.). Но только обращая внимание на случайное сходство слов, а не фактов, только искажая эти последние, беря их отрывочно и объясняя произвольно, и сопоставляя их вне хронологического хода, можно успокоиться на подобного роде объяснении исторического происхождения 39 псалма. Так напр. в речи псалмопевца об избавлении от опасностей 3. видит намёк: во 1-х: на присылку Давиду тирским царём Хирамом кедровых дерев и плотников, когда Давид уразумел, что Господь утвердил его на царствование ( 2Цар. 5:11–12 ), и во 2-х: на показанное обещание Божие утвердить царство Давида на веки. Но в псалме ни на то, ни да другое ни в чём нет никакого намёка. К тому же ещё: эти два факта относятся к двум различным моментам истории жизни Давида. Или ещё: о новой песни, о которой идёт речь в 4 ст. псалма, Г. 3. говорит, что «такую т. е. новую песнь воспел Давид после того, как Нафан передал ему обещание Господа, что сын его построит Ему храм и что Он утвердит его царство ( 1Пар. 13:20–23 ), в особенности же тогда, когда он передал сыну план храма» ( 1Пар. 29:10–12 ). Здесь, таким образом, вводится если уже не четвёртый, то третий момент жизни Давида и опять совершенно произвольно, так как ни до 13 гл., ни по 29, 1 Пар. Давид не воспевал никакой новой песни. Здесь находятся молитвы, из которых в одной Давид просит Господа об исполнении данного ему, чрез пророка Нафана, обетования, а в другой прославляет Божественное величие, по поводу усердно приносимых пожертвований на построение храма. Словом, тут решительно нет ничего сходного с песнею псалма, ни в цели, ни в поводе, ни в содержании, так что никаким образом нельзя предполагать, что Давид в 39 псалме сделал намёк на одну из этих молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

9 рукою человека. См. ст. 5; 4,16 и ком. Бог облекает такой властью всех людей, полагая таким образом основание для общественных институтов ( Рим. 13,1–7 ). по образу. В человеке, несмотря на грехопадение, сохраняется образ Божий (1,26 и ком.; 8,21); это объясняет, почему пролитие крови человека, в отличие от крови животного, требует отмщения. См. статью «Образ Божий в человеке». 9 Я поставляю завет. См. 6,18 и ком. Божие обетование сохранить землю и все, что на ней (8,20 22), подтверждается отныне заветом (см. 12,1–3 и гл. 15). В 6,18 завет был заключен только с Ноем, теперь же он расширен и распространяется на потомков Ноя. См. статью «Божий завет милости». 9 знамение. Все заветы скреплялись видимыми знаками. Этими знаками были: обрезание при заключении завета с Авраамом (17,11), суббота при заключении завета с Израилем ( Исх. 31,13.17 ) и чаша при заключении Христова завета ( Лк. 22,20 ). Давидов завет не нуждался ни в чем подобном, поскольку Потомок Давида и был этим видимым Знамением ( 2Цар. 7,11–16 ). 9 вспомню. См. ком. к 6,6. 9 вечный. Возможно, это древнееврейское слово в данном контексте приобретает относительное значение. Такая относительность придается ему выражением «во все дни земли» (8,22 и ком.). увижу. См. ком. к 6,6. 9 земля. См. ком. к 5,32. Это же древнееврейское слово используется и в 5,29. Возможно, делая «вино, которое веселит сердце человека», Ной приносил людям утешение. 9 выпил он вина. С одной стороны, Писание одобрительно отзывается о вине ( Чис. 15,5 10; Втор. 14,26 ; Пс. 103,15 ; Ин. 2,1–11 ),а с другой предупреждает о его опасности ( Ис. 5,22 ; Притч. 21,17; 23,20.21.29 35; Ис. 28,7 ) и особенно о том, что оно может стать причиной нравственной деградации ( Авв. 2,15 ; Плач 4,21 ). опьянел. Т.е. впал в бессознательное состояние. Только высокий уровень сознания позволяет человеку отличать добро от зла. Ной, в данном эпизоде, оказался ниже этого уровня. лежал обнаженным. См. 3,7,21. 9 увидел... наготу отца своего. Увидел то, чего не должно было видеть, и разгласил то, что не подлежало разглашению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

VII. Места особливого примечания достойные Руф.1:16; 2:4,12 . §10. О Первых и Вторых Царствах I. Надписание Оное у евреев называется Сефер Шемуел, Книга Самуилова: ибо сии книги у евреев одну только составляют, и первая часть оных, вероятно, написана Самуилом, и содержит его действия; – а у греков βασιλιων или βασιλων α κα β, Царств или Царей 1 и 2: ибо в сих книгах объявляются дела царей, а особливо Саула и Давида, и для точного их познания предполагается история Самуилова. II. Писатель Сии книги почитаются написанными отчасти Самуилом, то есть, до гл. 24 1 книги, отчасти Гадом и Нафаном, то есть, от гл. 25 книги 1, до гл. послед. книги 2. См. Пар.29:29. Правда, что касается до Самуила, противно сему написано 1Цар.5:5 ; но сии дела суть еще юного Самуила. Был же Самуил от потомков Каафа сына Левиина. 1Пар.6:54 . Пс.98:6 . – Имя его означает услышанного, или по прошению данного, которое для того ему дано, что мать испросила его у Бога, 1Цар.1:11,28 . – Был воспитан в назорействе. 1Цар.1:10 . – Должность отправлял судии до конца жизни, 1Цар.7:15 . – Славный был у Бога пророк. 1Цар.3:20; 4:1 . Деян.3:24 . – Жертвоприношением и молитвами испросил у Бога поражение Филистимлян, за которым последовало возвращение отъятых городов. 1Цар.7:9–14 . – От младости до глубокой старости, все преодолевши несчастия весьма мужественно, оказал себя верным и Богу и народу, 1Цар.2:26; 3:20; 12,3–5 . – Помазал Саула и Давида 1Цар.10:1 , – Царя Саула, когда обстоятельства потребовали, не пощадил. 1Цар.13:14; 15:13–28 . – Много мог молитвами у Бога.7:9с; 12:18. – Последний был судия Иудейский. Иудеи его почти равным почитают Моисею. Смотри Пс.98:6 . – Сверх того называют учителем всех пророков. IV. Прообразования Иисуса Христа Самуил и Давид. V. Проречения о Иисусе Христе 2Цар.7:12–16 . Смотри Деян.2:30,31 . Евр.1:5; 23:1 . § 11. О Первой книге Царств I. Содержание Продолжается история Церкви и общества Иудейского от первосвященства Илиева до бесчестной смерти Сауловой; – или описываются счастливые и несчастливые дела первых двух царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

11 И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них. Вавилонское пленение по Божественному замыслу должно возродить чистый народ, живущий по заповедям. Иезекииль еще вернется к теме нового сердца и духа в 18,31; 36,26 (ср. также Иер. 31,31–34 ; 2Кор. 3,3 ). 11 поднялась слава Господа из среды города. Заключая рассказ о своем видении, Иезекииль свидетельствует, что облако покинет Иерусалим и, пройдя на восток по Кедронской долине, остановится над Елеонской горой. Но Бог оставляет город не навсегда; впоследствии Иезекииль расскажет и о видении славы Божией, которая возвращается в Иерусалим (гл. 43). См. 47,1–12; Зах. 14,4 ; Деян. 1,11 ). Глава 12 12:1–16 Пророк возвещает о том, что изгнание соотечественников из Иерусалима уже началось. 12 ты живешь среди дома мятежного. См. 2,3–8; 3,9.26.27. глаза, чтобы видеть, ...уши, чтобы слышать. Ср. Втор. 29,4 ; Иер. 5,21 ; Мф. 13,15.16 ; Деян. 28,26 . 12 изготовь себе нужное для переселения. Заплечный мешок содержит лишь самое необходимое: обычно это плащ, еда в дорогу, сосуд для питья, котелок с ножом и ложкой, несколько личных вещей. Все остальное свое достояние беженец забрать с собой не может, и оно достанется завоевателю. Естественно, не берут с собой ничего из роскоши (ср. Лк. 10,4; 22,35.36 ). 12 сам выйди вечером. Скрываться лучше вечером, под прикрытием темноты. Следовательно, пророк говорит о тайном бегстве, на что указывает также пролом в стене дома. Иезекииль явно намекает на неудачную попытку царя Седекии бежать от Навуходоносора (ст. 10,11; 4Цар. 25,3–7 ). 12 лице твое закрой. Выражение как стыда, так и горя ( Лев. 13,45 ; 2Цар. 19,4 ; Пс. 68,8 ). В данном контексте этот жест говорит о том, что беженцам никогда не доведется вернуться в Иерусалим и что Седекия будет ослеплен (ст. 12,13; 4Цар. 25,7 ). 12 Стену проломают. Хотя стены Иерусалима и были разрушены во время бегства Седекии, в действительности же царь и его свита вышли через ворота ( 4Цар. 25,4 ). 12 раскину на него сеть Мою. Бог символически представлен здесь как охотник или птицелов (17,20; Иов 19,6 ; Пс. 90,3 ; Иер. 50,24 ; Плач 1,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Многие из древних отцов видели в этом названии, как и в изображениях их многоочитыми (у пр. Иезекииля и в Откр.), указание на обладание херувимами полнотой ведения и разумении, (cherub от nachar – узнавать, знать, вникать, понимать, и rav – быть многим). Из многих новейших производств этого названия наиболее соответствует идее херувимов, как существ, близко стоящих к Богу, производство cherub от евр. karab – быть близким (см. у Глаголева в указ. кн. 510–513 стр. сн. 506 стр.). Писание представляет херувимов одаренными от Бога особыми совершенствами: в них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией ( Откр.4:6–8 ; сн. Иез.28:14 ). Они удостоены особенной близости к Богу: Бог представляется восседающим на херувимах ( Пс.17:11; 79:2 ; Ис.37:15 , 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2; 22:11 и др.). В видении пр. Иезекиилем подобия славы Божией они изображаются ближайшими причастниками неприступного величия и славы Божией, а в откровении ап. Иоанна – постоянно предстоящими пред престолом Вседержителя и Агнца и неумолкно прославляющими бесконечные совершенства Его не только в деле творения, но и нашего искупления и облаженствования ( Откр.4:6–11; 5:6–14; 6:1–7; 7:11–12; 15:7; 19:4 ). Они не суть просто вестники и посланники, подобные другим ангелам (5:11, 14; 7:11), но имеют особенное служение: херувим охраняет таинственное древо жизни в саду эдемском ( Быт.3:24 ), херувимы осеняли ковчег завета и очистилище, проникая в тайны спасения (Солярского Г. прот. Оп. библ. сл. т. IV 353–366 стр.). Отличительные свойства других ангельских чинов в Писании не указаны. Посему нельзя признавать основанными на учении св. Писания иногда подробные описания отличительных свойств всех ангельских чинов (см. напр. у Деболъского Г. прот. Дни богослужения. Спб. 1894 г. 1 т. 250 стр.) См. суждение о сем св. Кирилла иерус. Огл. поуч. XI, 12. 104 Верование в степенное различие между ангелами выражали напр. Игнатий Бог. (К Тралл. 5 гл.), Ириней лион. (Пр. ерес. II. 30). Климент алекс. (Стром., VI, 7, VII, 2), Кирил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

где охранный отряд Филистимский. То обстоятельство, что в «Гиве Божией» находился «охранный отряд Филистимский», с очевидностью указывает на то, какая первоочередная задача стояла перед Саулом, призванным освободить народ Божий из-под власти филистимлян (9,16). встретишь сонм пророков. Возглавляющим сонм пророков Самуил представлен в 19,20. «Сыны пророческие» (во множественном числе) также упоминаются совместно с Елисеем в 4 Цар., гл. 2; 6,1; 9,1 и др. В такие «сонмы» или группы во времена всеобщего отступничества и духовной индифферентности собирались ревностные защитники истинной религии. пророчествуют. В ВЗ пророчествование обычно, но не всегда, означает передачу чьих-либо слов (см., напр., Исх. 6,28 7,2, где сказано, что Аарон исполнял роль «пророка» при Моисее; ср. 3Цар. 22,22 ; Иер. 14,14 ; Иез. 21,9 ; Ам. 3,8 ). Пророки Божий, таким образом, являются как бы Его вестниками ( 2Цар. 7,1–5; 12,1; 24,11.12 ). 10 найдет на тебя Дух Господень. См. ст. 10, а также 11,6 и ком. О воздействии Духа на Самсона говорится в таких же словах ( Суд. 14,6.19; 15,14 ). В Давиде Дух Господень присутствовал постоянно (16,13), Саул же в конце концов был лишен Его присутствия (ср. 16,14; 18,10; см. также ком. к 11,6). Часто в ВЗ ниспослание Духа Божия означает, что Бог дает человеку силу для выполнения определенной задачи. сделаешься иным человеком. Здесь речь не идет о каком-то коренном духовном перерождении или преображении Саула. Смысл этих слов, скорее, в том, что Саул должен на некоторое время измениться, чтобы оказались явленными все необходимые знамения (ст. 9; примечательно, помимо прочего, и удивление тех, кто знал его раньше, ст. 11). 10 делай, что может рука твоя. Главным предназначением Саула было освобождение Израиля из-под власти филистимлян. Ввиду того, что Самуил, сообщая Саулу о последнем из трех знамений, прямо указал на зримый символ филистимского владычества (ст. 5), данные слова пророка следует понимать как повеление Саулу в подтверждение его помазания атаковать охранный отряд филистимлян (или убить филистимского наместника; см. ком. к ст. 5) и тем самым бросить вызов неприятелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Одной из функций священника и основной миссией пророка в Ветхом Завете было призывать людей к покаянию. Когда Давид согрешил, взяв себе в жены чужую жену и убив ее мужа, к нему был послан пророк Нафан, который при помощи притчи привел Давида к покаянию (см.: 2Цар. 11–12 гл.). И в иудейской, и в христианской традиции Давид стал символом покаяния, а написанный им 50-й псалом воспринимается как самая сильная покаянная молитва, когда-либо созданная человеком. В Православной Церкви 50-й псалом принято читать несколько раз в день – на общественном богослужении и на домашней молитве. Призывами к покаянию – как индивидуальному, так и коллективному – наполнены книги пророков. Книга пророка Исаии начинается патетической речью, в которой Бог говорит о том, что жертвы и всесожжения, не сопровождающиеся изменением образа жизни, неугодны ему; жертвой, угодной Богу, является исправление жизни, добрые дела; если происходит сознательное обращение к добру, тогда Бог очищает человека от греха (см.: Ис. 1:11–18 ). Обращение, таким образом, является синонимом покаяния. Греческое слово, переводимое как «покаяние», буквально означает «изменение ума», «изменение образа мысли», в более широком плане – изменение образа жизни, обращение от зла к добру. Призыв к покаянию, с которого началась проповедь Иоанна Крестителя, был призывом к изменению образа жизни, духовному обращению, нравственному перерождению. Раскрывая смысл собственных слов сотворите же достойные плоды покаяния ( Лк. 3:8 ), Иоанн Креститель говорил: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища делай то же. Мытарям Иоанн заповедовал ничего не требовать сверх положенного, воинам – никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованьем ( Лк. 3:11–14 ). Призыв к покаянию был призывом к отказу от греховных поступков и к добродетельной жизни. Исповедание грехов является отправным пунктом пути покаяния как обращения от греха к добродетели. Без исповедания грехов невозможно духовное очищение и перерождение. Крещение Иоанна, которое было крещением покаяния и очищения, сопровождалось исповеданием грехов (см.: Мф.3:6 ). После воскресения Христа, когда Церковь начала распространяться и принимать в себя новых верующих, их вступление в Церковь сопровождалось исповеданием грехов: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои ( Деян. 19:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010