Одной из функций священника и основной миссией пророка в Ветхом Завете было призывать людей к покаянию. Когда Давид согрешил, взяв себе в жены чужую жену и убив ее мужа, к нему был послан пророк Нафан, который при помощи притчи привел Давида к покаянию (см.: 2Цар. 11–12 гл.). И в иудейской, и в христианской традиции Давид стал символом покаяния, а написанный им 50-й псалом воспринимается как самая сильная покаянная молитва, когда-либо созданная человеком. В Православной Церкви 50-й псалом принято читать несколько раз в день – на общественном богослужении и на домашней молитве. Призывами к покаянию – как индивидуальному, так и коллективному – наполнены книги пророков. Книга пророка Исаии начинается патетической речью, в которой Бог говорит о том, что жертвы и всесожжения, не сопровождающиеся изменением образа жизни, неугодны ему; жертвой, угодной Богу, является исправление жизни, добрые дела; если происходит сознательное обращение к добру, тогда Бог очищает человека от греха (см.: Ис. 1:11–18 ). Обращение, таким образом, является синонимом покаяния. Греческое слово, переводимое как «покаяние», буквально означает «изменение ума», «изменение образа мысли», в более широком плане – изменение образа жизни, обращение от зла к добру. Призыв к покаянию, с которого началась проповедь Иоанна Крестителя, был призывом к изменению образа жизни, духовному обращению, нравственному перерождению. Раскрывая смысл собственных слов сотворите же достойные плоды покаяния ( Лк. 3:8 ), Иоанн Креститель говорил: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища делай то же. Мытарям Иоанн заповедовал ничего не требовать сверх положенного, воинам – никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованьем ( Лк. 3:11–14 ). Призыв к покаянию был призывом к отказу от греховных поступков и к добродетельной жизни. Исповедание грехов является отправным пунктом пути покаяния как обращения от греха к добродетели. Без исповедания грехов невозможно духовное очищение и перерождение. Крещение Иоанна, которое было крещением покаяния и очищения, сопровождалось исповеданием грехов (см.: Мф.3:6 ). После воскресения Христа, когда Церковь начала распространяться и принимать в себя новых верующих, их вступление в Церковь сопровождалось исповеданием грехов: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои ( Деян. 19:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но, несмотря на все страдания, автор Плача находит в себе силы подтвердить благость и верность Божию по отношению к надеющимся на Него (3,22–36). Плач стал одним из наиболее ярких проявлений абсолютной веры в Бога. В Книге пророка Иеремии содержится предсказание, что вавилонский плен продлится семьдесят лет ( Иер. 25,11 ). В Плаче же выражается надежда не только на то, что пленение прекратится, но что грех Иудеи будет искуплен ее несчастьями, а враги ее будут наказаны за свои преступления. Содержание I. Иерусалим, некогда великий, ныне разрушенный (гл. 1). II. Гнев Господень на Иудею (гл. 2). III. Общая скорбь (гл. 3). IV. Упадок Сиона (гл. 4). V. Молитва об избавлении (гл. 5). Глава 1 1:1–22 Избранный град Сиона, некогда великий, ныне лежит во прахе. 1 Как одиноко. Первый стих задает тему плача: Иерусалим теряет свое былое величие. Город, некогда вознесенный, теперь опустел, разграбленный вавилонянами (ср. Ис. 1,21–26 ). многолюдный... великий. Воспоминания о прошлом величии Иерусалима. вдова. См. Иер. 15,17 . Пророк сравнивает Иерусалим с одинокой вдовой, потерявшей свою честь и былое великолепие (ст. 1,6). данником. Данничество антитеза истинной природе Израиля, обретшего свободу после египетского рабства. См. Втор. 15,12–18 ; Иер. 2,14 . Пленение мыслится как утрата благословения, обещанного заветом. 1 утешителя. См. также ст. 7, 9,16. Это противопоставление утешению, обещанному в Ис. 40,1 . Опустошения, причиненные вавилонянами, столь ужасающи, что, вопреки обещанию пророка, утешиться невозможно. любивших. Ироническое именование соседних с Иудеей языческих племен, с которыми она охотно поддерживала отношения (ср. Иер. 3,1 ). 1:3 О падении Иудеи см. 4Цар. 24,20 25,30; Иер., гл. 39–45; 52. переселился. Речь идет о наиболее мучительном унижении для избранного народа (ср. Втор. 28,63–68 ). не нашел покоя. Утрата, прямо противоположная «успокоению от врагов», дарованному по обетованию ( Втор. 12,9 ; 2Цар. 7,1 ; ср. Втор. 28,65 ). 1:4 Здесь нашла отражение повседневная религиозная практика древнего Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Скачать epub pdf Псалом 82 Надписание сего псалма составляет 1-й стих его и читается так: Песнь псалма Асафу. Псалом сей содержит в себе молитву народа Божия о помощи против союзных языческих народов и, как назначенный для пения его при богослужении, передан был Асафу, одному из начальников певческих хоров, бывших при Давиде и после него, вернее – одному из потомков того Асафа. Подобное же выражение – песнь псалма – имеется в надписании псалма 65, где оно имеет то же значение песнопения, назначенного для пения при богослужении. Существуют различные мнения об обстоятельствах происхождения сего псалма. Одни из толковников относят его ко временам Давида (2Цар. гл. 8, 10 и 12), другие же полагают, что поводом к написанию его послужили враждебные действия самарян и других соседних с ними народов против возвратившихся из плена иудеев при Зоровавеле и Неемии (1Езд. гл. 4 и 6). Большая же часть исследователей и толковников относят происхождение сего псалма к войне Иосафата, царя Иудейского, против идумеян, моавитян, аммонитян и других, на востоке и западе живущих народов, которые составили между собою союз (ст. 6), с целью не только разграбить иудеев и разорить всю землю их, но и совершенно изгнать их из Святой Земли (ст. 5 и 13). К последнему мнению (большинства), как более основательному, присоединяемся и мы. Неожиданно вышеперечисленные народы вторглись в пределы иудеев (как описано это во 2-й книге Паралипоменон, гл. 20), которые, при таком множестве врагов, не решались противостать им ( 2Пар.20:11–12 ). Сознавая собственное бессилие, иудеи: мужчины, женщины и дети, вместе с царем Иосафатом, – собрались в храме для молитвы о помощи Божией против врагов. Тогда Дух Господень, среди собрания, сошел на левита Иозиила, одного из потомков Асафа ( 2Пар.20:14 ), который в речи своей, обращенной к народу и самому Царю, успокоил иудеев уверением в близкой помощи Божией (см. в нашем объяснении Пс.45:7–8 ). Этот Иозиил и мог быть составителем сего псалма, который есть не что иное, как пламенная молитва к Богу об избавлении его народа от страшного нашествия многочисленных языческих народов, соединившихся для совершенного истребления Израиля. Весь псалом проникнут твердой надеждой на Бога и представляет молитвенную песнь пророчествовавшего тогда Иозиила, которою певцы хвалили Господа, выступая вперед Иосафатова войска, навстречу неприятелям, к пустыне Фекойской ( 2Пар.20:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

10–11), случайно напоминающими собою об отысканной в Иерусалимском храме, в царствование Иосии, книге Закона и о бывшем потом собрании ( 2Пар. 34:14–30 ). Автор опыта объяснения 39 псалма Г. 3. (см. Правосл. Собеседн. 1872 г. дек.) находит, что поводом, и даже больше: семенем, из которого развивается всё содержание псалма, было видение пророка Нафана ( 2Цар. 7:12 ). Это предположение разделяет и о. Вишняков (см. О происх. Псалт. стр. 240 и др.). Но только обращая внимание на случайное сходство слов, а не фактов, только искажая эти последние, беря их отрывочно и объясняя произвольно, и сопоставляя их вне хронологического хода, можно успокоиться на подобного роде объяснении исторического происхождения 39 псалма. Так напр. в речи псалмопевца об избавлении от опасностей 3. видит намёк: во 1-х: на присылку Давиду тирским царём Хирамом кедровых дерев и плотников, когда Давид уразумел, что Господь утвердил его на царствование ( 2Цар. 5:11–12 ), и во 2-х: на показанное обещание Божие утвердить царство Давида на веки. Но в псалме ни на то, ни да другое ни в чём нет никакого намёка. К тому же ещё: эти два факта относятся к двум различным моментам истории жизни Давида. Или ещё: о новой песни, о которой идёт речь в 4 ст. псалма, Г. 3. говорит, что «такую т. е. новую песнь воспел Давид после того, как Нафан передал ему обещание Господа, что сын его построит Ему храм и что Он утвердит его царство ( 1Пар. 13:20–23 ), в особенности же тогда, когда он передал сыну план храма» ( 1Пар. 29:10–12 ). Здесь, таким образом, вводится если уже не четвёртый, то третий момент жизни Давида и опять совершенно произвольно, так как ни до 13 гл., ни по 29, 1 Пар. Давид не воспевал никакой новой песни. Здесь находятся молитвы, из которых в одной Давид просит Господа об исполнении данного ему, чрез пророка Нафана, обетования, а в другой прославляет Божественное величие, по поводу усердно приносимых пожертвований на построение храма. Словом, тут решительно нет ничего сходного с песнею псалма, ни в цели, ни в поводе, ни в содержании, так что никаким образом нельзя предполагать, что Давид в 39 псалме сделал намёк на одну из этих молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

9 рукою человека. См. ст. 5; 4,16 и ком. Бог облекает такой властью всех людей, полагая таким образом основание для общественных институтов ( Рим. 13,1–7 ). по образу. В человеке, несмотря на грехопадение, сохраняется образ Божий (1,26 и ком.; 8,21); это объясняет, почему пролитие крови человека, в отличие от крови животного, требует отмщения. См. статью «Образ Божий в человеке». 9 Я поставляю завет. См. 6,18 и ком. Божие обетование сохранить землю и все, что на ней (8,20 22), подтверждается отныне заветом (см. 12,1–3 и гл. 15). В 6,18 завет был заключен только с Ноем, теперь же он расширен и распространяется на потомков Ноя. См. статью «Божий завет милости». 9 знамение. Все заветы скреплялись видимыми знаками. Этими знаками были: обрезание при заключении завета с Авраамом (17,11), суббота при заключении завета с Израилем ( Исх. 31,13.17 ) и чаша при заключении Христова завета ( Лк. 22,20 ). Давидов завет не нуждался ни в чем подобном, поскольку Потомок Давида и был этим видимым Знамением ( 2Цар. 7,11–16 ). 9 вспомню. См. ком. к 6,6. 9 вечный. Возможно, это древнееврейское слово в данном контексте приобретает относительное значение. Такая относительность придается ему выражением «во все дни земли» (8,22 и ком.). увижу. См. ком. к 6,6. 9 земля. См. ком. к 5,32. Это же древнееврейское слово используется и в 5,29. Возможно, делая «вино, которое веселит сердце человека», Ной приносил людям утешение. 9 выпил он вина. С одной стороны, Писание одобрительно отзывается о вине ( Чис. 15,5 10; Втор. 14,26 ; Пс. 103,15 ; Ин. 2,1–11 ),а с другой предупреждает о его опасности ( Ис. 5,22 ; Притч. 21,17; 23,20.21.29 35; Ис. 28,7 ) и особенно о том, что оно может стать причиной нравственной деградации ( Авв. 2,15 ; Плач 4,21 ). опьянел. Т.е. впал в бессознательное состояние. Только высокий уровень сознания позволяет человеку отличать добро от зла. Ной, в данном эпизоде, оказался ниже этого уровня. лежал обнаженным. См. 3,7,21. 9 увидел... наготу отца своего. Увидел то, чего не должно было видеть, и разгласил то, что не подлежало разглашению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

11 И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них. Вавилонское пленение по Божественному замыслу должно возродить чистый народ, живущий по заповедям. Иезекииль еще вернется к теме нового сердца и духа в 18,31; 36,26 (ср. также Иер. 31,31–34 ; 2Кор. 3,3 ). 11 поднялась слава Господа из среды города. Заключая рассказ о своем видении, Иезекииль свидетельствует, что облако покинет Иерусалим и, пройдя на восток по Кедронской долине, остановится над Елеонской горой. Но Бог оставляет город не навсегда; впоследствии Иезекииль расскажет и о видении славы Божией, которая возвращается в Иерусалим (гл. 43). См. 47,1–12; Зах. 14,4 ; Деян. 1,11 ). Глава 12 12:1–16 Пророк возвещает о том, что изгнание соотечественников из Иерусалима уже началось. 12 ты живешь среди дома мятежного. См. 2,3–8; 3,9.26.27. глаза, чтобы видеть, ...уши, чтобы слышать. Ср. Втор. 29,4 ; Иер. 5,21 ; Мф. 13,15.16 ; Деян. 28,26 . 12 изготовь себе нужное для переселения. Заплечный мешок содержит лишь самое необходимое: обычно это плащ, еда в дорогу, сосуд для питья, котелок с ножом и ложкой, несколько личных вещей. Все остальное свое достояние беженец забрать с собой не может, и оно достанется завоевателю. Естественно, не берут с собой ничего из роскоши (ср. Лк. 10,4; 22,35.36 ). 12 сам выйди вечером. Скрываться лучше вечером, под прикрытием темноты. Следовательно, пророк говорит о тайном бегстве, на что указывает также пролом в стене дома. Иезекииль явно намекает на неудачную попытку царя Седекии бежать от Навуходоносора (ст. 10,11; 4Цар. 25,3–7 ). 12 лице твое закрой. Выражение как стыда, так и горя ( Лев. 13,45 ; 2Цар. 19,4 ; Пс. 68,8 ). В данном контексте этот жест говорит о том, что беженцам никогда не доведется вернуться в Иерусалим и что Седекия будет ослеплен (ст. 12,13; 4Цар. 25,7 ). 12 Стену проломают. Хотя стены Иерусалима и были разрушены во время бегства Седекии, в действительности же царь и его свита вышли через ворота ( 4Цар. 25,4 ). 12 раскину на него сеть Мою. Бог символически представлен здесь как охотник или птицелов (17,20; Иов 19,6 ; Пс. 90,3 ; Иер. 50,24 ; Плач 1,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

VII. Места особливого примечания достойные Руф.1:16; 2:4,12 . §10. О Первых и Вторых Царствах I. Надписание Оное у евреев называется Сефер Шемуел, Книга Самуилова: ибо сии книги у евреев одну только составляют, и первая часть оных, вероятно, написана Самуилом, и содержит его действия; – а у греков βασιλιων или βασιλων α κα β, Царств или Царей 1 и 2: ибо в сих книгах объявляются дела царей, а особливо Саула и Давида, и для точного их познания предполагается история Самуилова. II. Писатель Сии книги почитаются написанными отчасти Самуилом, то есть, до гл. 24 1 книги, отчасти Гадом и Нафаном, то есть, от гл. 25 книги 1, до гл. послед. книги 2. См. Пар.29:29. Правда, что касается до Самуила, противно сему написано 1Цар.5:5 ; но сии дела суть еще юного Самуила. Был же Самуил от потомков Каафа сына Левиина. 1Пар.6:54 . Пс.98:6 . – Имя его означает услышанного, или по прошению данного, которое для того ему дано, что мать испросила его у Бога, 1Цар.1:11,28 . – Был воспитан в назорействе. 1Цар.1:10 . – Должность отправлял судии до конца жизни, 1Цар.7:15 . – Славный был у Бога пророк. 1Цар.3:20; 4:1 . Деян.3:24 . – Жертвоприношением и молитвами испросил у Бога поражение Филистимлян, за которым последовало возвращение отъятых городов. 1Цар.7:9–14 . – От младости до глубокой старости, все преодолевши несчастия весьма мужественно, оказал себя верным и Богу и народу, 1Цар.2:26; 3:20; 12,3–5 . – Помазал Саула и Давида 1Цар.10:1 , – Царя Саула, когда обстоятельства потребовали, не пощадил. 1Цар.13:14; 15:13–28 . – Много мог молитвами у Бога.7:9с; 12:18. – Последний был судия Иудейский. Иудеи его почти равным почитают Моисею. Смотри Пс.98:6 . – Сверх того называют учителем всех пророков. IV. Прообразования Иисуса Христа Самуил и Давид. V. Проречения о Иисусе Христе 2Цар.7:12–16 . Смотри Деян.2:30,31 . Евр.1:5; 23:1 . § 11. О Первой книге Царств I. Содержание Продолжается история Церкви и общества Иудейского от первосвященства Илиева до бесчестной смерти Сауловой; – или описываются счастливые и несчастливые дела первых двух царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

где охранный отряд Филистимский. То обстоятельство, что в «Гиве Божией» находился «охранный отряд Филистимский», с очевидностью указывает на то, какая первоочередная задача стояла перед Саулом, призванным освободить народ Божий из-под власти филистимлян (9,16). встретишь сонм пророков. Возглавляющим сонм пророков Самуил представлен в 19,20. «Сыны пророческие» (во множественном числе) также упоминаются совместно с Елисеем в 4 Цар., гл. 2; 6,1; 9,1 и др. В такие «сонмы» или группы во времена всеобщего отступничества и духовной индифферентности собирались ревностные защитники истинной религии. пророчествуют. В ВЗ пророчествование обычно, но не всегда, означает передачу чьих-либо слов (см., напр., Исх. 6,28 7,2, где сказано, что Аарон исполнял роль «пророка» при Моисее; ср. 3Цар. 22,22 ; Иер. 14,14 ; Иез. 21,9 ; Ам. 3,8 ). Пророки Божий, таким образом, являются как бы Его вестниками ( 2Цар. 7,1–5; 12,1; 24,11.12 ). 10 найдет на тебя Дух Господень. См. ст. 10, а также 11,6 и ком. О воздействии Духа на Самсона говорится в таких же словах ( Суд. 14,6.19; 15,14 ). В Давиде Дух Господень присутствовал постоянно (16,13), Саул же в конце концов был лишен Его присутствия (ср. 16,14; 18,10; см. также ком. к 11,6). Часто в ВЗ ниспослание Духа Божия означает, что Бог дает человеку силу для выполнения определенной задачи. сделаешься иным человеком. Здесь речь не идет о каком-то коренном духовном перерождении или преображении Саула. Смысл этих слов, скорее, в том, что Саул должен на некоторое время измениться, чтобы оказались явленными все необходимые знамения (ст. 9; примечательно, помимо прочего, и удивление тех, кто знал его раньше, ст. 11). 10 делай, что может рука твоя. Главным предназначением Саула было освобождение Израиля из-под власти филистимлян. Ввиду того, что Самуил, сообщая Саулу о последнем из трех знамений, прямо указал на зримый символ филистимского владычества (ст. 5), данные слова пророка следует понимать как повеление Саулу в подтверждение его помазания атаковать охранный отряд филистимлян (или убить филистимского наместника; см. ком. к ст. 5) и тем самым бросить вызов неприятелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Многие из древних отцов видели в этом названии, как и в изображениях их многоочитыми (у пр. Иезекииля и в Откр.), указание на обладание херувимами полнотой ведения и разумении, (cherub от nachar – узнавать, знать, вникать, понимать, и rav – быть многим). Из многих новейших производств этого названия наиболее соответствует идее херувимов, как существ, близко стоящих к Богу, производство cherub от евр. karab – быть близким (см. у Глаголева в указ. кн. 510–513 стр. сн. 506 стр.). Писание представляет херувимов одаренными от Бога особыми совершенствами: в них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией ( Откр.4:6–8 ; сн. Иез.28:14 ). Они удостоены особенной близости к Богу: Бог представляется восседающим на херувимах ( Пс.17:11; 79:2 ; Ис.37:15 , 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2; 22:11 и др.). В видении пр. Иезекиилем подобия славы Божией они изображаются ближайшими причастниками неприступного величия и славы Божией, а в откровении ап. Иоанна – постоянно предстоящими пред престолом Вседержителя и Агнца и неумолкно прославляющими бесконечные совершенства Его не только в деле творения, но и нашего искупления и облаженствования ( Откр.4:6–11; 5:6–14; 6:1–7; 7:11–12; 15:7; 19:4 ). Они не суть просто вестники и посланники, подобные другим ангелам (5:11, 14; 7:11), но имеют особенное служение: херувим охраняет таинственное древо жизни в саду эдемском ( Быт.3:24 ), херувимы осеняли ковчег завета и очистилище, проникая в тайны спасения (Солярского Г. прот. Оп. библ. сл. т. IV 353–366 стр.). Отличительные свойства других ангельских чинов в Писании не указаны. Посему нельзя признавать основанными на учении св. Писания иногда подробные описания отличительных свойств всех ангельских чинов (см. напр. у Деболъского Г. прот. Дни богослужения. Спб. 1894 г. 1 т. 250 стр.) См. суждение о сем св. Кирилла иерус. Огл. поуч. XI, 12. 104 Верование в степенное различие между ангелами выражали напр. Игнатий Бог. (К Тралл. 5 гл.), Ириней лион. (Пр. ерес. II. 30). Климент алекс. (Стром., VI, 7, VII, 2), Кирил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

325 См. у Кейта, Доказательства истины христианской веры, основанной на буквальном исполнении пророчеств истории Евреев и открытиях новейших путешественников, издан. 38. 1870 г. стр. 261–496, в русск. перев. 0. Эл. 326 По учению бл. Августина, «история земной церкви есть сплошная и непрерывная аллегория небесного будущего» (см. Вопр. Фил. и Псих. за 1892 г. кн. 14, стр. 11 в ст. Философия христианской теократии, книга Трубецкого). 335 См. Властов, Св. Летопись III, сгр. 4–5 и 13 в. и Солярский, Библейско-биогр. сл. т. V, под сл. зима. 339 Должно иметь в виду, что евр. , переданное в русск. синод. перев. выражением «по совету», а в греко-слав. κατ το ρμα, по слову, в действительности означает гораздо больше. Именно, простой совет означается словом ( 2Цар.16:23 и 3Цар.1:12 ), а означает всегда в В. Зав. или властный голос Бога, или поведение пророка 1Цар.12:21 ; 3Цар.13:1 , след. 20:35; 1Пар.21:19 ; 2Пар.30:12 ; 2Пар.19:15 , которое непременно исполняется тем, кому приказано. Поэтому такой совета Валаама Мадианитянам мог показаться как бы вещанием Бога. Вместе с тем при столкновении с похотливыми личностями из Евреев он мог внушить им такую привязанность к женам Моавитян и Мадианитян, что они не могли устоять пред их пленительными чертами. В сущности Евреи, увлеченные женами Моава и Мадгама, видели, может быть, с поразительною ясностью лишь красоту, созданную их же воображением, под влиянием совершенно неизвестного им внушения, иными словами лишь галлюцинировали в том направлении, какое дано было их воображению могучим влиянием волшебника; но так как эта галлюцинация была привязана к половому влечению, а возможность удовлетворения этого влечения даже навязывалась, то дело было сделано, дружба завязалась полнейшая, а с нею исчез для этих двух племен и повод бояться Евреев. Но и Валаам и они ошибались в рассчете: среди Израильтян были люди настолько нравственно устойчивые, что на них не действовало никакое обольстительное внушение. Эти святые не уязвимые для греховного гипноза люди в лице Моисея, Финееса и многих других и были главными борцами против охватившего некоторых сладострастного волшебного приворота месопотамского прорицателя. Это противодействие, выразившееся в убиении прелюбодеев, положило конец пагубной дружбе с Мадианитянами и остановило начавшийся среди Евреев мор Чис.25 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010