Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Карло Дольчи. Мария Магдалина Мария Магдалина. На самом деле 2 мин., 30.06.2009 Правда ли, что Церковь объявила Марию Магдалину гулящей женщиной, чтобы скомпрометировать ее и скрыть ту важную роль, которую она играла в жизни апостольской общины? Нет, это неправда. Церковь во всей своей полноте никогда не «объявляла» святую Марию Магдалину блудницей и уж тем более никогда не стремилась «скрыть роль» этой святой женщины в жизни общины первых христиан. Но дело даже не в этом. Дело в том, что такого рода построения связаны с глубочайшим непониманием Евангелия и жизни Церкви. Возможно, это кому-то покажется удивительным, но Новый Завет (и это одна из его поражающих черт!) полон «компромата». Например, святой апостол Павел совершенно не скрывает, что жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее (Гал 1 :13), Апостолы проявляют неверие, когда жены-мироносицы возвещают им о Воскресении (см. Лк 24 :11), об апостоле Петре говорится, что он три раза отрекся от Спасителя, причем подробности этой истории известны нам, очевидно, со слов самого Петра. Более того, священнописатели считают важным, чтобы в Писании сохранились эти упоминания о человеческой немощи великих святых. Церковь не стремится их замалчивать. Смысл такого отказа от всякой лакировки вполне ясен из слов апостола Павла: « Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной » (1 Тим 1 :15, 16). Таким образом, попытки — вполне возможно, что ошибочные — средневековых толкователей отождествить святую равноапостольную Марию Магдалину с женой-грешницей, упоминаемой евангелистом Лукой (см. Лк 7 :38-50; в Евангелии от Иоанна она отождествляется с Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, см. Ин 11 : 2), обусловлены отнюдь не желанием ее скомпрометировать или принизить в ее лице женщин вообще. Напротив, таким толкованием Церковь говорит о том, что даже женщина, затоптанная на самое социальное дно, может быть принята и поднята Богом и наделена великим достоинством. Эта женщина, как пишет Евангелист, омыла ноги Иисуса слезами и помазала их миром, к возмущению чопорного фарисея, который был уверен, что Иисус не позволил бы ей прикоснуться к Себе, если бы знал, кто она такая. Однако Господь порицает фарисея и свидетельствует женщине, что ее вера спасла ее.

http://foma.ru/na-samom-dele-mariya-magd...

Размышления над докладом Патриарха 05.02.2013 08:20:41 Сергей Львович Худиев Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, произнесенный 2 февраля 2013 года вызвал живой интерес далеко за пределами Церкви — и уже это говорит о многом. Русская Православная Церковь, нравится это кому-либо или нет, является крупнейшим объединением граждан России, фундаментом ее национальной и исторической идентичности. Кто-то смотрит на Церковь с надеждой, кто-то с ненавистью, но никто не может ее игнорировать. Другое дело, что многие совершенно не понимают того, что такое Церковь, и в чем она сама видит смысл своего бытия. Как сказал Патриарх, «Священное Писание именует Церковь Телом Христовым (см. Кол. 1, 24), домом Божиим (см. 1 Тим. 3, 15) и храмом святым о Господе (см. Еф. 2, 21). Для верующего человека это непреложная истина. Но для неверующих Церковь видится лишь как человеческое общество, и они судят о ней по ее внешним проявлениям, по влиянию на жизнь народов, их нравственное и культурное воспитание» Секулярное сознание плоско, объемные реалии в него не помещаются, и Церковь видится только в политической или экономической плоскости, только с точки зрения чисто земных интересов тех или иных групп. Антицерковная кампания, о которой  в своем докладе упоминает Патриарх, не принесла заметных плодов именно потому, что ее организаторы не только не понимали, но и не могли понять, что такое Церковь. Как отмечает Патриарх, «Наша паства в подавляющем своем большинстве не была соблазнена антицерковной пропагандой и демагогией, хотя главная цель организаторов кампании состояла именно в том, чтобы поколебать церковное единство» Почему же церковное единство поколебать не удалось?  Попробуем понять. В книге английского писателя К.С.Льюиса бес видит христианский дом, полный любви и благочестия, но не может поверить в реальность любви: «Этот дом хранит непроницаемую тайну. Мы  уверены (иначе   и   быть   не  может),  что  каждый  член  семьи  каким-то  образом эксплуатирует других, но мы никак не можем разузнать, в чем  там  дело.  Они так  же  ревностно, как и Сам Враг, оберегают тайну о том, что скрывается за обманом, называемым бескорыстной любовью».

http://radonezh.ru/analytics/razmyshleni...

Размышления над докладом Патриарха Доклад надо читать полностью — весь текст глубоко продуман и выверен. Всем верным чадам Русской Православной Церкви стоит обратиться к нему за вдохновением и наставлением. 5 февраля, 2013 Доклад надо читать полностью — весь текст глубоко продуман и выверен. Всем верным чадам Русской Православной Церкви стоит обратиться к нему за вдохновением и наставлением. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви , произнесенный 2 февраля 2013 года вызвал живой интерес далеко за пределами Церкви — и уже это говорит о многом. Русская Православная Церковь, нравится это кому-либо или нет, является крупнейшим объединением граждан России, фундаментом ее национальной и исторической идентичности. Кто-то смотрит на Церковь с надеждой, кто-то с ненавистью, но никто не может ее игнорировать. Другое дело, что многие совершенно не понимают того, что такое Церковь, и в чем она сама видит смысл своего бытия. Как сказал Патриарх, «Священное Писание именует Церковь Телом Христовым (см. Кол. 1, 24), домом Божиим (см. 1 Тим. 3, 15) и храмом святым о Господе (см. Еф. 2, 21). Для верующего человека это непреложная истина. Но для неверующих Церковь видится лишь как человеческое общество, и они судят о ней по ее внешним проявлениям, по влиянию на жизнь народов, их нравственное и культурное воспитание» Секулярное сознание плоско, объемные реалии в него не помещаются, и Церковь видится только в политической или экономической плоскости, только с точки зрения чисто земных интересов тех или иных групп. Антицерковная кампания, о которой  в своем докладе упоминает Патриарх, не принесла заметных плодов именно потому, что ее организаторы не только не понимали, но и не могли понять, что такое Церковь. Как отмечает Патриарх, «Наша паства в подавляющем своем большинстве не была соблазнена антицерковной пропагандой и демагогией, хотя главная цель организаторов кампании состояла именно в том, чтобы поколебать церковное единство» Почему же церковное единство поколебать не удалось?  Попробуем понять.

http://pravmir.ru/razmyshleniya-nad-dokl...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тихону (Бобову), епископу Ишимскому и Аромашевскому 3 ноября 2013 г. 15:23 3 ноября 2013 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Бобова) во епископа Ишимского и Аромашевского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Тихона на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Тихон! Сегодня под величественными сводами сего кафедрального храма по молитвам архипастырей, пастырей, народа церковного, собравшихся вместе в этот воскресный день для совершения Святой Евхаристии, ты принял великое духовное дарование — благодать епископства. Таинственным наитием Небесного Утешителя, Духа Святого, через возложение рук ты соделался преемником апостолов, трудами которых Евангельская весть распространилась по всему миру и озарила Божественным светом человеческий род, пребывавший дотоле «во тьме и сени смертной» (Лк. 1:79). По древней церковной традиции обращаюсь к тебе со словом назидания и напутствия. Выслушай сие наставление со вниманием и смирением. Запечатлей его в сердце своем и сохрани в уме. Да поможет тебе сказанное ныне представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15). Теперь ты имеешь апостольскую власть вязать и решить (см. Мф. 18:18) и несешь особую ответственность за спасение вверенных твоему попечению словесных овец. Помни, что каждая из них драгоценна в очах Божиих и за каждую ты дашь ответ перед нелицеприятным Мздовоздаятелем. С отеческой заботой, нелицемерной любовью и уважением относись ко всем людям. Избегай самопревозношения и гордости, которые ослепляют очи сердца. Как учит апостол Иаков, будь скор на слышание и медлен на гнев (см. Иак. 1:19). По слову Писания, внимай себе и всему стаду (см. Деян. 20:28). Прежде всего будь взыскателен к себе. Собственной жизнью, без остатка посвященной Богу, жизнью праведной и богобоязненной свидетельствуй ближним и дальним «о воскресении Господа Иисуса» (Деян. 4:33). Влияние проповеди, соединенной с личным примером, во много крат превосходит силу неподкрепленных делами слов и возжигает пламень веры в сердцах внимающих, побуждает их подражать учащему.

http://patriarchia.ru/db/text/3342403.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вениамину (Кириллову), епископу Ардатовскому и Атяшевскому 14 октября 2011 г. 13:21 14 октября 2011 года за Божественной литургией в кафедральном храме Христа Спасителя г. Калининграда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского. По окончании богослужения Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Вениамин! Ныне, в день, когда Православная Церковь торжественно празднует Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, всеблагим Промыслом Божиим за Литургией возведен ты на высшую, апостольскую степень священства. Подобно Варнаве и Савлу отделен ты от среды пресвитеров и призван Святым Духом на святительское дело (см. Деян. 13:2-3). Премудрою волею Небесного Пастыреначальника Христа тебе уготовано служение Его Церкви в епископском сане: «…никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4). На этом новом и крестном для тебя пути предстоит тебе ежедневно и каждочасно собирать души человеческие и заботиться об их спасении, изнемогать за всех, кто изнемогает и воспламеняться за всех, кто соблазняется (см. 2 Кор. 1:29). Стремись же представить себя перед Господом «делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Это неизменное требование, которое с апостольских времен предъявляется архипастырю, ныне звучит с особой остротой и особой категоричностью. Ибо наши современники, верующие и неверующие, юные и умудренные жизненным опытом, алчут живых примеров бескорыстного служения, нелицемерной заботы, внутреннего горения и подлинной чистоты сердца. Свети же людям светом Христовой любви, «чтобы они видели твои добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мф. 5:16). Подобно праведному Иову, держи и не отпускай правду во все дни свои (см. Иов. 27:6), дабы ни Создатель, ни совесть твоя, ни люди не могли укорить тебя в неправом слове или деле.

http://patriarchia.ru/db/text/1647999.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Илариону (Кайгородцеву), епископу Кинешемскому и Палехскому 8 июля 2012 г. 13:56 8 июля 2012 года за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Илариона (Кайгородцева) во епископа Кинешемского и Палехского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Илариона на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Иларион! Сегодня за Божественной литургией ты принял через возложение на твою главу рук архипастырей сугубую благодать Святого Духа. Дар сей получили вначале ученики Христовы, дабы нести миру радостную весть о Воскресшем Спасителе. Ныне же ты стал их преемником, призванным умножать плоды трудов первых делателей в Винограднике Божием. Основав Свою Церковь, Господь поручил управление ею апостолам, а через них и епископам, доверив пасти Свое словесное стадо, чтобы они наставляли его в правде, благочестии, любви, терпении и кротости (см. 1 Тим. 6:11). Тебе предстоит действительно нелегкое служение: ни на что не взирая, не дорожа своей жизнью, проповедовать Евангелие благодати Божией (см. Деян. 20:24). Ныне ты вступаешь на новую, доселе неведомую для тебя стезю, и путь сей страшит тебя, ведь вместе с епископским омофором на твои плечи возлагается и великая ответственность за народ Господень, дабы он укреплялся в вере и твердо стоял в Истине. Архипастырским словом, а более всего личным примером благочестия, делами любви и милосердия приводи людей к Богу, убеждая их в том, что лишь во Христе возможно обрести полноту бытия и высший смысл жизни. Сегодня, когда человек нередко использует дарованную ему Творцом свободу ради угождения плоти, ради мимолетных наслаждений и удовлетворения собственных страстей, Церковь призвана возвышать свой учительский голос, непрестанно свидетельствовать ближним и дальним правду Божию, которая есть правда вечная (см. Пс. 118:12) и открывается «через веру в Иисуса Христа» (Рим. 3:22).

http://patriarchia.ru/db/text/2329950.ht...

Архив Пн Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г. 19:45 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, «по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди «спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить «друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни — все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://patriarchia.ru/db/text/1402527.ht...

Старец архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Старец Клеопа удивительным образом совмещал безмолвие отшельнической жизни, духовное служение и написание книг. Книга обращена ко всем желающим идти путем спасения, руководствуясь советами умудренного старца. Предисловие Архимандрит Клеопа (Илие). О снах и видениях/Пер. с румынского З. Пейковой — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 288 с. С помощью Всемилостивого и Всещедрого Бога, в Троице поклоняемого, молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых признаюсь, что я дерзнул начать это смиренное сочинение, будучи много побуждаем к тому советами отца моего духовного. Он укрепил меня своим благословением, и я подумал, что то, о чем я буду писать в настоящей книге, послужит на общую пользу братиям нашим монахам и мирянам. Итак, начав с этого, вот что я скажу далее. Мы узнаем из Божественных Писаний, из церковной истории и поучений святых отцов, что на протяжении веков Церковь Христова почти всегда была искушаема и борима гонениями и еретиками, которые примешали плевелы своих ересей к чистой пшенице священных и православных учений. Но это происходило не только в древние времена, ибо мы ясно видим, что и в наши дни волки, одетые в овечьи шкуры, напирают и входят в овчарню Христову, чтобы разорвать и растерзать словесное стадо. И в наши дни мы видим, как теологи и философы тьмы искажают Священные и Божественные Писания и своими постижениями, кажущимися возвышенными и духовными, заблуждаются сами и других отводят от истины и ведут в погибель. Эти делатели — лукавые слуги и лжеучители (см.: 1 Тим 4, 1; 2 Пет 2, 1), как и сам сатана, которому они служат, притворяются, по апостольскому слову, Ангелами света (см.: 2 Кор 11, 14). Одни из них много постятся и молятся напоказ, под стать фарисеям времен Спасителя; другие ходят босиком, одетые в ветхую и рваную одежду, как некогда еретики-евстафиане; лицемерствуют, будто достигли подлинного самоотвержения, выставляют себя удивительно милосердными и, не будучи посланы церковной властью, проповедуют по селам и городам, дабы привести людей к покаянию, а о послушании и повиновении канонической церковной иерархии и не поминают. И так, прикрывая коварство своих нравов тем, чему они учат людей, отделяют их, неосторожных, от послушания Церкви и духовным руководителям.

http://pravoslavie.ru/57654.html

Патриарх Кирилл в поздравлении митрополиту Владимиру: Вы храните верность каноническому Православию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 50-летием служения в священном сане. 14 июня, 2012 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 50-летием служения в священном сане. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 50-летием служения в священном сане. Его Блаженству, Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Владыка! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 50-летием служения в священном сане. Всеведущий Господь благодатью Святого Духа призвал Вас к трудам в Своем Винограднике, дабы по примеру апостольскому Вы были  пастырем добрым, полагающим жизнь свою за овец  (см. Ин. 10:11). На этой жертвенной любви зиждется Церковь Христова. Минувший ХХ век — убедительное тому свидетельство: пройдя через горнило гонений и испытаний, Церковь выстояла и окрепла. Об этом Вы знаете по личному опыту, ибо Ваше служение начиналось в непростых условиях всевозможных ограничений и административного контроля со стороны государства. Храня верность Спасителю, Вы мужественно переносили тяготы и невзгоды тех лет. Сегодня мы живем в иное время, когда православные христиане могут беспрепятственно и невозбранно исповедовать свою веру,  проводя жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте  (см. 1 Тим. 2:2). Однако враг рода человеческого продолжает сеять в сердцах людей плевелы вражды и разделения. На протяжении двух десятилетий с терпением и упованием неся возложенный на Вас крест Предстоятеля, Вы храните верность каноническому Православию и стремитесь оберегать от искушений клир, монашествующих и паству в пределах Украинской Церкви. Много сил Вы отдаете возрождению храмов и монастырей, сохранению православных традиций, приумножению богатого духовного наследия, просвещению и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Вы всегда открыты к диалогу со светской властью и обществом, с деятелями науки, образования и культуры. И Господь помогает Вам силой слова и добрым делом убедительно свидетельствовать о непреходящей красоте и истине Святого Православия.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-v-pozd...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Кириллу, епископу Павлово-Посадскому, викарию Московской епархии 29 ноября 2009 г. 14:30 29 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице и день памяти святого апостола и евангелиста Матфея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . За богослужением была совершена хиротония архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл вручил новохиротонисанному владыке архиерейский жезл и произнес напутственное слово. Ваше Преосвященство, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель! Сегодня за Божественной литургией ты через возложение рук архипастырей Церкви Христовой сподобился приятия высшей степени священства. Ты возведен на свещницу церковную, и отныне тебе надлежит не только являть делами своими добрый пример для пастырей и паствы (см. 1 Тим. 4:12), но и по преемству апостольского служения быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5:13-14). Господь, предопределивший тебе епископское достоинство, промыслил о тебе благое, испытав тебя многими и разнообразными послушаниями. От благочестивых родителей воспринял ты спасительную и святую веру Христову, напитал душу православным учением, перенял от отца, благоговейного совершителя Таинств церковных, опыт построения приходской жизни. Премудрый Создатель мира провел тебя путем служения на Нижегородской земле, где ты немало потрудился и для благоустроения монашеской жизни, и для созидания епархиальной духовной школы, готовящей ныне служителей алтаря и делателей на ниве Господней. Надеюсь, что тот молитвенный, пастырский и управленческий опыт, который был приобретен тобой в пресвитерском достоинстве, станет прочным основанием для дальнейшего служения на благо Церкви Христовой и народа Божия. В соответствии с определением Священного Синода нашей Церкви тебе надлежит быть моим помощником, дабы нести высокое и ответственное служение епископа в Первопрестольном граде государства Российского.

http://patriarchia.ru/db/text/952749.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010