Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти (Исх. 21: 15). Кто злословит отца своего или мать, того должно предать смерти (Исх. 21: 17). Кто не послушает священников, тот должен умереть (ср.: Втор. 17: 12). Соблюдайте день покоя, ибо он свят для вас. Кто осквернит его, тот да будет предан смерти. Кто станет в этот день делать какое-нибудь дело, та душа должна быть истреблена из среды народа Моего (ср.: Исх. 31: 14). Всякий, кто работает в день покоя, да будет предан смерти (ср.: Исх. 31: 15). Ворожеи не оставляй в живых (Исх. 22: 18). Всякий скотоложник да будет предан смерти (Исх. 22: 19). Ни вдовы, ни сироты не притесняйте! Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх. 22: 22–24). Если же кто с намерением умертвит ближнего коварно, да будет предан смерти (ср.: Исх. 21, 14). Все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26: 52). Те, кто причащается недостойно, похищая Святое Причастие, делаются также повинными смерти. О них еще говорит святой Павел: многие из вас немощны и немало умирает (1 Кор. 11, 30). Все, кто добровольно совершает нечто подобное и не раскается, умрут в беззакониях своих, смертью лютой. Потому что огонь и град, голод и смерть, зубы зверей и меч мстящий – все это создано для наказания, чтобы погубить неверных (ср.: Сир. 39: 36–37). Первым, похитившим Святое Причастие, был Иуда, сын погибели, который повесился и рухнул с виселицы, так что разбил себе голову, чрево его лопнуло и выпали все внутренности его, и таким образом он получил воздаяние за все беззакония свои (см.: Деян. 1: 18). Вот какие дела мы должны удалить из среды нашей, ибо они тянут за собой час смертельной опасности, и меч невидимо повисает над жизнью. А если вместо исправления, для которого Бог посылает нам всякое время скорби, мы все же противимся умом воле Божией, тогда случается, что мы довершаем меру своих беззаконий, и меч обрывается и вонзается в голову, в которой уже нет ума.

http://pravoslavie.ru/50355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕРИГМА [греч. κρυγμα - провозглашение], в либеральной теологии XX в. раннехрист. устная проповедь об Иисусе Христе как о Мессии и Спасителе, предшествовавшая созданию первых письменных текстов, вошедших в канон НЗ. Такое понимание термина «керигма» связано с особенностями употребления слова κρυγμα в НЗ. Керигматическая теология, однако, не ставит перед собой задачу исторически достоверно описать раннехрист. проповедь о Христе; напротив, целью теологии считается такое изложение новозаветного провозвестия, к-рое непосредственно затрагивало бы совр. человека. Этимология и употребление в НЗ Греч. слово κρυγμα образовано от глагола κηρσσω - провозглашать и изначально обозначало содержание речи глашатая. В НЗ слово κρυγμα употребляется 9 раз в значении «проповедь, провозвестие». В Мф 12. 41 и Лк 11. 32 (ниневитяне «покаялись от проповеди» (κρυγμα) Ионы) это понятие не несет специальной богословской нагрузки: содержание провозвестия Ионы не раскрывается и не имеет существенного значения для контекста, важен сам факт раскаяния жителей Ниневии. Свое основное богословское значение - «проповедь о спасительном деянии Бога во Христе» - слово κρυγμα получает в Посланиях ап. Павла и приближается по смыслу к термину εαγγλιον. Это видно, напр., из сравнения 1 Кор 15. 1 («Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам») со словами ап. Павла из той же главы (15. 14), относящимися к только что изложенному им «Евангелию» о воскресении Христа: «А если Христос не воскрес, то и проповедь (κρυγμα) наша тщетна, тщетна и вера ваша». В Рим 14. 24 слово κρυγμα, относящееся к провозвестию Иисуса Христа, ставится в один ряд со словом εαγγλιον, обозначающим здесь провозвестие ап. Павла («Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано...»). Тем самым выражается мысль о тождественности проповеди апостола и учения Иисуса Христа (см. также разд. «термин» в ст. Евангелие ).

http://pravenc.ru/text/1684229.html

Мы подошли к последнему из семи Господских слов, обращенных к Церквам Азии. Знаменательно, что именует Себя Христос в этом последнем слове тем именем, которым и мы обычно завершаем молитвы. «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр. 3: 14). При всей привычности к этому слову и частом его употреблении, Аминь есть имя Божие и требует соответственного к себе отношения. Оно запечатывает царской печатью все обетования Божии, так как «Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас… не был “да” и “нет”; но в Нем было “да”… Все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “аминь”» (2 Кор. 1: 19–20). В предыдущих шести словах многие далеко не везде могли найти и узнать себя. Не всем дано терпеть гонения или обращать иудеев, не все способны распознать современную Иезавель или Валаама. Названные победы и поражения Церквей не в каждой душе могли найти отклик и понимание. А ведь Писание есть зеркало, в котором каждый ищет увидеть природные черты свои (см.: Иак. 1: 22–24). Но вот в словах Христа к Ангелу Церкви Лаодикии многие найдут себя без труда, хотя и не обрадуются этому. Иные, быть может, вздрогнут, как от прикосновения к нерву, услышав эти строгие слова обличения как себя самого, так и целых общин, а может, и целой эпохи. «Ты ни холоден, ни горяч», – вот первые слова обличения, и мы узнаем в них черты распространившегося безразличия. Поверхностность в суждениях, неспособность надолго увлечься каким-то хорошим делом, ранняя усталость от жизни, апатичность стали приметами эпохи. Избыток ли информации изнуряет людей, обилие бытовых удобств вкупе с невыносимой суетой ли нас убивают, не важно. Важно, что в отношении веры и нравственности мы более, чем кто другой, рискуем оказаться «никакими». И если слова эти относятся и к христианам тоже, то беда. Для Христа, пришедшего огонь низвести на землю, и для Духа Святого, сошедшего на апостолов в виде огненных языков, даже холодный лучше теплого. «О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15–16). Теплота растаявшего масла, потекшей сладости, что-то съестное и потерявшее вид и вкус мыслится при словах о такой неприятной теплоте. У римлян о людях противных и никудышних говорили: «Это дважды сваренная капуста». И Господь именно грозит выплюнуть (по-славянски: «изблевати») такового.

http://pravoslavie.ru/74584.html

На взгляд некоторых современных толкователей, то, что Иосиф… и Матерь Его дивились сказанному о Нем, вступает в противоречие с предыдущими откровениями об Иисусе, и они делают вывод, что в первоначальном рассказе этих откровений не содержалось. Однако удивление — неизбежный мотив в повествовании о чуде. Оно уместно хотя бы потому, что Иосиф и Мария впервые слышат, причем из уст незнакомца, пророчество о том, что Иисус принесет спасение язычникам. Пророческую речь Симеона, обращенную к Марии, открывает важнейший образ Писания — камень, положенный Богом, который вызывает преткновение и падение людей и одновременно лежит в основании Божиего строения. Эта метафора, принадлежащая Исайе, играет огромную роль в богословии НЗ (Рим 9:33; 1 Пет 2:6–8; Лк 20:17–18). Глагол ke…mai ‘лежать’ употреблен в том же смысле, как и полагаю в основание на Сионе камень в Ис 28:16. Падение и восстание многих в Израиле — выражение, точно соответствующее смыслу Ис 8:14–15 (И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля и многие из них преткнутся и упадут, и разобьются) и Ис 28:16 (верующий в него не постыдится), хотя восстание (слово означающее также ‘воскресение’) не гармонирует с буквальным смыслом образа. Вслед за этим Симеон говорит об Иисусе как о знамении пререкаемом ( shme‹on 18 , то есть Он Сам станет Знамением (как и в 2:12), которое будет отвергаться и оспариваться людьми. Здесь мысль Симеона прерывается парентетическим 19 выражением и Тебе Самой оружие пройдет душу, напоминающем о Пс 36:15. Без сомнения, он говорит о страдании, которое постигнет Марию в результате отвержения людьми Ее Сына, увенчивающемся Страстями (Ин 19:25–27). Здесь же он упоминает и осуждение противящихся Ему, ибо dialogismTj означает в Евангелиях скорее ‘дурное помышление’, чем вообще помышление, см. 5:22; 6:8; 9:46–47; 24:38; Мк 7:21. Слово pollon ‘многих’ может, как и в ст. 34, означать ‘всех’. Глагол ‘открываться’ обнаруживается в близком смысле в 1 Кор 14:25, и у его значения имеется юридический нюанс.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Но Христос-Заступник встал вместо нас. Неповинный за повинных осуждается и предается на смерть. Господь предал Его за грехи наши, – вопиет пророк (Ис. 53:6). Предан был за грехи наши, – проповедует нам Его апостол (Рим. 4:25). Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом, – тот же апостол нам открывает (2 Кор. 5:21). Посмотрим еще, что делается после беззаконного суда с неповинным нашим Заступником. Ужасное представляется очам нашим видение! Видим, что Иисуса, преданного в руки бесчеловечных воинов, они обнажают и одевают в багряницу на посмеяние и поругание, венчают терновым венцом, в руки Его святые, сотворившие чудеса, подается трость в поругание. Так Ему, как царю, на поругание увенчанному, поклоняются и поздравляют Его с поруганием, как царя: Радуйся, Царь иудейский! И этим не довольна бесчеловечная злость беззаконников! Еще беззаконие к беззаконию и лютость к лютости прилагают. Плюют на пресвятое Лицо Его, перед которым Ангелы и Архангелы благоговеют, бьют тростью по голове Его! Тогда, – повествует святой Матфей, – воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь иудейский!» И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове (Мф. 27:27-30). Так за нас стоит и подвизается заступник наш Иисус. Нас грех обнажил от первой боготканной одежды и облек в кожаные одежды (см. Быт. 3:6-7, 21). Мы захотели, по совету дьявольскому, славу Божию похитить и венчаться ею, как боги (Быт. 3:5). Мы дали рукописание на себя врагу нашему, которым он нас обличал, как преступников закона, держал в своей власти, как пленников, и с собою в вечную погибель влек. Нас уязвляли совести нашей боли острее терния и всякого жезла. Но Христос вместо нас совлекается Своих риз, да нас ризою спасения и одеждою веселья оденет; тернием венчается, да нам подаст венец нетленный; трость в руку принимает, да рукописание обличающее разорвет; претерпевает биение по голове, да наши язвы, которыми нас сатана уязвил, исцелит, и уколы совести отнимет; одевается в багряницу и терпит поздравления с осмеянием, как царь, да соделает нас царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр. 1:6). Так изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши наш Избавитель (Ис. 53:5), ранами Его мы исцелились (1 Петр. 2:24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

После грехопадения наших прародителей аскетизм принял в роде человеческом “печать борьбы, то есть отрицания страстей и утверждения в добре”. Подвигоположником новозаветного аскетизма считается Сам Господь наш Иисус Христос, Который совершил великий искупительный подвиг. В Евангелии Он неоднократно указывал на необходимость труда самосовершенствования для достижения Царства Божия. Господь Иисус Христос и Его Апостолы благословили, или освятили аскетизм, дав ему при этом свое обоснование и особый отпечаток. Проповедь Христа и Его Апостолов свидетельствовала о том, что христианская жизнь есть постоянное нравственное совершенствование (Флп 3:12–15), что это совершенствование может осуществляться путем постничества, девства или нестяжательности (см. Мф 19:11–12,21; Мк 10:21; Лк 2:37; 1 Кор 7:8,25–28,32–34; Откр 14:1–4). Так как Царство Небесное, по слову Божию, достигается борьбою, напряжением и неослабным усилием воли, то аналогия борцов и атлетов с их аскетизмом была применена христианскими писателями к христианской жизни, в которой христианам является необходимость мужественно противостоять всем препятствиям, встречающимся на пути ко спасению. “Не знаете ли, — говорит святой апостол Павел, — что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (1 Кор 9:24–27). Здесь Апостол, по мысли профессора С. М. Зарина, имеет в виду двоякое понимание аскетизма, а именно: в телесном, или физическом, и в духовном, или нравственном смысле. Первыми христианскими аскетами были ученики Спасителя — святые Апостолы и их ближайшие преемники. Пример Христа и Апостолов, Приснодевство Богоматери составили евангельскую основу аскетизма. Если в раскрытии учения Священного Писания об аскетизме важное значение имела указанная аналогия атлетов, то на изображении аскетизма, которое мы находим в патрологической литературе, заметно и несомненно отразились некоторые черты философского воззрения по данному вопросу.

http://pravmir.ru/asketizm/

Дмитрий, посоветуйтесь с духовным отцом. Если не имеете такого, то обратитесь к опытному в духовном отношении священнику. Помощи Вам Божией! А я буду молиться, чтобы Господь помог Вам определиться на Вашем жизненном пути. 15. Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, можно ли общаться с людьми не очень церковными, заблудшими? Заранее спасибо. Рита, г. Новосибирск По одному этому вопросу мне сложно установить, кого Вы подразумеваете под " не очень церковными, заблудшими " людьми, поэтому лучше обратиться за благословением к духовнику или Вашему приходскому священнику. Главное – разобраться и честно ответить самой себе: к чему в конечном итоге может привести дружба, знакомство или даже просто общение с тем или иным лицом? Общаться можно, если вы имеете силы и благословение положительно воздействовать, по сути, совершать миссионерское служения для еще не обретших Бога людей. Сам Господь, обращаясь к Своим ученикам, учил: " Вы – соль земли... Вы – свет мира... Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного " (Мф. 5: 13-16). С другой стороны, всем нам хорошо известна истина, запечатленная в народной поговорке: " С кем поведешься – от того и наберешься " . Она основана на мудрости Священного Писания. В частности, апостол Павел так учит: " Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы " (1 Кор. 15:33). Дорогая Рита, посоветую Вам: постарайтесь сохранить себя от соблазнов, имейте твердую веру и, совершая поступок, общаясь с людьми, постоянно помните, что ничто не должно отлучить Вас от Христа. Да поможет Вам в этом Господь. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_94527.html

«Дух Божий носился над водою». «Точнее: Дух Всесильного. См. Ин. 4:24 ; 2 Кор. 3:17 . Некоторые экзегеты полагают, что здесь говорится о Духе Святом — Третьем Лице Святой Троицы» . Здесь используется еврейское слово руах, что в переводе, кроме значения «дух» (Дух Животворящий), означает еще «дуновение» или «ветер». Но не сильный ветер, а легкий ветерок. Именно таким образом Бог явил Себя пророку Илии: «но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра (, и там Господь)» ( 3 Цар. 19:12 ). Примечательно, что существительное «руах» — женского рода. А русскому переводу слова носился соответствует очень редкий еврейский глагол эфод, употребляемый только тогда, когда речь идет о птице, парящей над гнездом с ее птенцами. Расправив над ними свои крылья, она преисполнена любви к своим детям. Протоиерей Александр Сорокин цитирует прекрасного библеиста, историка, филолога, ныне почившего священника Георгия Чистякова: «Глагол эфод — очень редкий в иврите. Он употребляется, когда нужно сказать, что птица парит над гнездом, не улетая высоко и не опускаясь, не садясь на него. Это, естественно, может делать только птица, которая высиживает яйца» . Поэтому в православной иконографии Святой Дух изображают в виде голубки — на канонических иконах Благовещения и Крещения Господня. В. Н. Лосский уточняет по поводу словосочетания «над водою»: «Воды обозначают здесь (как и воды крещенские) пластичность элементов» . Теперь наступает время первого дня творения. Этот день совпадает с первым актом творения. Как светел сегодня свет! Как живы ручьи живые! Сегодня весна впервые, И миру нисколько лет!.. София Парнок (стихотворение «Как светел сегодня свет!») И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ( Быт. 1:35 ). «И сказал Бог…» В Библии много раз будет встречаться одна особенность текста Священного Писания: применение так называемого антропоморфного представления о Боге.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Люби правду и отвращайся от лжи и всякого греха, высказывай ее прямо и смело, чтобы правда царствовала, как подобает, а неправда была посрамлена и искореняема. Будут оскорбляться люди твоей правдивой речью, не будут любить и чествовать? Что же из того? Людям ты будешь неприятен, но зато будешь устами Божиими, зеницей ока Божиего. Впрочем, и здесь будут тебя уважать все честные и правдивые люди, а на небе ублажать Ангелы и все святые. С радостью примут душу твою в небесные селения, когда она разлучится с этим смертным телом, ибо небожители не без участия смотрят на здешние наши подвиги, добродетели и нашу борьбу с грехом и неправдой, но с великим участием и сочувствием как члены единого Тела Христова , как и Господь засвидетельствовал, говоря, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 7), или, как апостол говорит, прославляется ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 26). И как спокойна совесть, как доволен бывает человек, когда выскажет правду, и как мучает совесть, когда постыдится или побоится это сделать! А ведь оттого большей частью и умножается неправда и дерзко поднимает свою голову, что дают ей, как говорится, волю, не обличают ее! Впрочем, благоразумие требует не всегда и не всякому высказывать правду: не следует этого делать, когда предвидим, что это ввергнет нас в явную опасность, а пользы от нашего слова не выйдет никакой. Тогда лучше тайно молиться Богу,чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды или послал людей, могущих и способных обличить неправду! И добродетель требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия добродетель бывает уже не добродетель или теряет много своей цены. 181 181. Святой праведный Иоанн Кронштадский. Полное собрание сочинений. Т. I. С. 218—224.  Девятая заповедь блаженства Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11, 12). Любишь ли ты Иисуса Христа, своего Господа и Спасителя, избавившего тебя от смерти Своими крестными страданиями, и исполняешь ли Его святое учение? Простирается ли твоя любовь до готовности положить душу свою за верность своему Царю и Богу, подобно святым мученикам? Уподобляешься ли ты им в умерщвлении своей плоти со страстями и похотями ее (см. Гал. 5, 24), с ненасытной жаждой удовольствий, неги, роскоши, склонностью ко гневу, мести, гордости, зависти и т.п. порокам?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

особенно беседу о разрушении Иерусалима Мф. 24 и пар. и прощальн. беседу Его с учениками Ин. 13:31–16 ); и в самом Ветхом Завете они не строго разграничивались 303 . Утверждением этой-то тесной связи и объясняется то глубокое толкование св. апостола Павла о покое субботнего дня ( Евр. 3–4 ), которое стоит во внутреннейшем взаимоотношении с 1Кор. 10:1–11 , составляющим как бы частнейшее разъяснение на то толкование и с Евр. 11:12–16; 12:18–29 и некотор. друг. Основная мысль всех этих толковательных отделений может быть выражена так: стремление к наследию земли обетованной в Ветхозаветном Израиле при его странствовании по пустыне по изведении из Египта, как прообраз, имеет свою истину в искании новозаветным Израилем, при его земном странствовании по избавлении от рабства греху в крещении, небесного наследия во граде Божием (см. Евр. 11:16; 14 с 13, 14 и др.). Из этой основной мысли толкования вытекают все частные объяснительные замечания великого Апостола, взаимно себя уславливающие и уясняющие. а) Исходной точкой толкования св. Апостола служат слова псалма, как изречения Св. Духа ( Евр. 3:7 ): «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род, и сказал: непрестанно заблуждают сердцем, не познали они путей Моих. Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой ( Евр. 3:7–11 сн. Псал. 34:7–11 ). Псалмист, призывая всех к восхвалению великого в делах Своих Бога Израилева, говорит: «о, если бы вы послушали голоса Его!» т. е. Бога, причем приводит и следующие слова, т. е. «не ожесточите сердец ваших» и пр. прямо как слова Божии. Их-то и берет св. Апостол сначала прямо как вечно значащие и приложимые ко всем тем, которые хотят быть Божиими ( Евр. 3:12–14 ). Непосредственно затем начинает и само толкование этих изречений. При этом, подобно как в Кор. 10:5–11, он сперва берет просто в пример для предостережения сделавшихся недостойными взойти в покой, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010