Дабы путь его был удобен, Господь сохранил его от врагов в Иерусалиме, и милостыня была принята с любовью, а не перетолковали бы ее как в худую сторону (ст. 30–31), и потом он мог бы в радости прийти к ним (ст. 32). А Бог мира пусть будет с ними (ст. 33). Д). Приветствия ( 16:1–16) Приветствия знакомых Апостола, и между ними знакомых римлян, и благожелания, поручение принять с благорасположением Фиву (ст. 1–2). Приветствия разных лиц, составлявших как бы один приход. Все (кроме Нирея) принадлежали к числу 70-ти. Приветствия эти Апостол заключает общим приветствием (ст. 3–16). Е). Предостережения от лжеучителей (16:17–20) Эти лжеучители несут отвержение от веры (ст. 17), побуждение их учительства – своекорыстие (ст. 18). Пусть римляне и тверды в вере, но осторожность не излишня (ст. 19). Суд Божий на лжеучителей уже видит Апостол (ст. 20). Ж). Заключительная приписка (16:21–24) Приветствия коринфян знакомым римским христианам (ст. 21–23). Собственноручно написанное благословение (ст. 24). Послание к Ефесянам Надпись и приветствие (1:1–2) Кто пишет послание? Волею Божьею Апостол Христов. Кому? Верным и святым Ефесской Церкви, то есть освященным благодатью в крещении, и сохраняющим (в целой своей массе) эту благодать (ст. 1). Чего им желает Апостол, как святым и верным? Благодать и мир, которые вмещают в себя все высшие сокровища, какими нужно обладать христианину (ст. 2). Часть первая – догматическая (1:3–3:21) Раздел первый. Раскрытие плана нашего спасения (1:3–14) I . Как Бог предначертал его от века (1:3– 6) Слава Богу, решившему наградить нас вечными духовными благами (ст. 3), ибо Он от века решил нас усыновить (ст. 4–5), дабы славилось имя Его в Иисусе Христе (ст. 6). II. Как Он исполнил этот план через Господа Иисуса Христа (1:7–10) Он искупил нас от греха первородного и личных, и все это задаром, по богатству милости Своей (ст. 7), увеличив последнюю тем, что открыл нам премудрость и разумение той тайны, что Он по вечному предопределению, решил соединить во Христе, как главе, и небо и землю (ст. 8–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Путь к совершенству – смирение, и в нем Апостолы посмешище среди мира (ст. 9), а коринфяне, ученики их, вдруг считают себя совершенными (ст. 10). Такими смиренными Бог судил быть Апостолам (ст. 11–13), а таковы ли коринфяне? Нет. г). Отеческое смягчение наставления и обличения (4:14–16) Не для порицания вас, а по любви к вам говорю (ст. 14), как отец (ст.. 15), прося подражания себе, а вместе и Христу (ст. 16). Раздел третий. Апостол извещает о посольстве к ним Тимофея и о своем скором прибытии, и дает внушения с целью отрезвить их (4:17–21) Пока посылаю к вам Тимофея (ст. 17), но ввиду того, что в мое отсутствие многие возгордились (ст. 18), приду сам, чтобы испытать их совершенства, и уже не по словам, а на деле (ст. 19). Ибо для Церкви Божьей важно не слово, а дело (ст. 20), поэтому виновные должны покаяться, если не хотят, чтобы Апостол пришел не с любовью, а для наказания – с палицею (ст. 21). Второе отделение. Обличение и исправление нравственных недостатков (5:1–6:20) Раздел первый. Апостол обличает коринфян за равнодушие к кровосмеснику и произносит суд над последним (5:1–8) I. Тяжесть греха кровосмесительства и осуждение равнодушия к нему коринфских христиан (5:1–2) Грех таков, что о нем неслыханно даже у язычников (ст. 1), вы же гордитесь, что имеете такого в своей среде (ст. 2). II . Суд о тлучения над кровосмесником (5:3– 5) Из Ефеса он дает приказание (ст. 3), чтобы при полном собрании Церкви (во имя Господа), силою Иисуса Христа (с.т 4), предать его отлучению и во власть сатаны , который бы помучил его тело, и тогда спасется его дух (ст. 5). III . Почему так должно действоват ь в отношении всякого греха (5:6– 8) Хвалиться тут нечем, надо бояться заразы греха. Ваша старая закваска портит все тесто (ст. 6), надо очиститься от нее. Теперь наступила Пасха Христова, и квасного не должно быть ничего (ст. 7). Итак, старое – вон, а будем жить с опресноками Христовой жизни (ст. 8). Раздел второй. Наставление об очищении христианского общества от всех явных грешников (5:9–13)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

20. БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ на 2Кор.9:10 . Не какая-нибудь нужна милостыня, а щедрая. – Сравнение милостыни с жертвой, а тех, кому она подается, с жертвенником. 21. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ на 2Кор.10:1–2 . Долг учителя. – Нужно подражать Павлу. – Ересь Маркиона и Манихея. 22. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ на 2Кор.9:1 . Ничего нет противнее, как если кто хвалит себя самого. – Как некоторые порицали Павла и как он оправдывался. 23. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ на 2Кор.11:1 . Почему Павел говорит о себе различным образом. – Почему любостяжание называется корнем всех зол. 24. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ на 2Кор.11:13 . Делать что-нибудь только для вида значит делать по-диавольски. – Вред от зависти. 25. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ. Блестящие подвиги Павла.  26. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ на 2Кор.12:1 . Самохвальство не приносит пользы. – С умножением страданий за Христа умножается и утешение. – Александр, признанный тринадцатым богом со стороны сената. – Гробы мучеников блистательнее царских дворцов. 27. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ  2Кор.12:11 . Апостол хвалит себя для спасения учеников. – Многосторонность апостольской любви. – Ничего нет бесполезнее человека, не умеющего любить. – Зависть – невыносимое зло. 28. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ  2Кор.12:16–18 . Ограждение от подозрений в корыстолюбии. – Учитель соболезнует о несчастиях учеников. – Добродетель страшна для ее противников. 29. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ на 2Кор.13:1 . Различные виды немощи. – Восхваление Павла. – Каким путем достигается слава. Толкование на послание к галатам 1. ГЛАВА ПЕРВАЯ на Гал.1:1–3 . Побуждение к написанию Павлом послания. – Павел был призван самим Христом. – Власть Сына и Святого Духа одна и та же. – Разрешение возражения аномеев. – Против аномеев и ариан. – Против христиан иудействующих. – Вопрос о том, следует ли обрезываться христианам. – Смирение Павла. 2. ГЛАВА ВТОРАЯ. Чем ложные апостолы отличаются от истинных. – Почему Павел обрезал Тимофея. – Благоразумие Павла. – О состязании между Павлом и Петром. – Против христиан, соблюдающих Ветхий Закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

III. Общее заключение о прославлении Господа в душах и телесах (6:20) Не отдавая тела служению греху, надо заботиться, чтобы и тело, и дух, служили к славе Божьей. Третье отделение. Наставления о браке и безбрачии ( 7:1–40) С седьмой главы святой Павел отвечает на послание к нему коринфян, и решает разные, возникшие у них недоумения, давая им при этом наставления о порядке христианской жизни. На первом месте у него стоят наставления о браке и безбрачии. Раздел первый. Наставления о браке (7:1–24) I. Общий закон о браке (7:1–2) Лучше быть безбрачным (ст. 1), но во избежание блуда, вступайте в брак (ст. 2). II . Сов ет о брачном сожительстве (7:3– 6) Во взаимных отношениях пусть будет благорасположение (ст. 3 ), если муж и жена – едино, то и телами своими каждый может располагать только по согласию другого (ст. 4), удаляясь, ввиду усиленной молитвы, но с опасением, чтобы удаление это не было поводом к искушению сатаной (ст. 5). Впрочем, эти мысли, лишь его личный совет (ст. 6). III . Совет безбрачным и вдовым (7:7– 9) Первым подражать в целомудрии Апостолу (ст. 7), а вторым, вторично не выходить замуж и не жениться (ст. 8). Впрочем, если есть сила победить в себе страстность, а нет – вступай в брак (ст. 9). IV . Наставление брачным не расторгать брака (7:10– 24) А) Когда оба супруга христиане (7:10–11) Это уже заповедь Господня (ст. 10), а после развода не вступать в брак (ст. 11). Б). Когда один из супругов не христианин (7:12–24) а). Почему не надо расторгать такой брак (7:12–16) Давая наставление брачным, из которых одна сторона принадлежит к неверным, Апостол советует верующим не разводиться, если сочетанные с ним неверные не желают развода (ст. 12–13). Ибо чистота брака здесь не нарушается. Наоборот, верная сторона может служить к обращению неверной (ст. 14), а при требовании той стороны развода, подчинись во имя мира (ст. 15). Но вообще-то в таких случаях смешанных браков, не надо отчаиваться в возможности обращения супруга, а потому и развод не нужен (ст. 16). б). Каждый в каком звании призван, в таком оставайся (7:17–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Ибо написано: «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем; такожде, и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» ( 1Кор.2:11 ). Будучи по естеству Богом, Дух Святой всеведущ (см. 1Кор.2:10 ; Ин.14:26, 16:13 ), всемогущ (см. 1Кор.12:7–11 ; Мф.12:28 ), вездесущ (см. Рим.8:9–16 ; 1Кор.3:16, 6:19, 12:7–13 ). Обладая всеми Божественными свойствами, Он имеет и все Божественные действа: возрождает крещением (см. Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; 1Кор.12:13 ), управляет Христовой Церковью (см. Деян.20:28, 13:2, 16:6–7 ; Еф.2:22 ), отпускает грехи (см. Ин.20:22–23 ), усыновляет людей Богу (см. Рим.8:14–16 ; Гал.4:6–7 ), делает людей Христовыми (см. Рим.8:9 ; Гал.4:6 ; Еф.2:22, 1:13, 3:16–17, 4:30 ; 1Кор.12:3 ; 1Пет.2:5 ), освящает, оправдывает и производит все благодатные действия (см. 1Кор.6:11 ; Рим.8:26 ; 1Пет.1:2 ), ибо Он – Источник истины и света (см. Ин.14:17, 26, 16:13 ), раздает духовные дарования (см. 1Кор.12:4, 8–11 ; Еф.3:4–5 ; Рим.5:5 ), содействует во всех добрых делах (см. Рим.8:26 ; Гал.5:22–23 ), творит чудеса (см. Мф.12:28 ; Лк.11:20 ), соделывает людей храмом Божиим, храмом Своим, ибо Сам Он – Бог (см. 1Кор.3:16, 6:19 ; 2Кор.6:16 ), делает Священное Писание богодухновенным, вещая через пророков и апостолов. Царство Божие – это Царство благодати Духа; оно – «правда и мир и радость о Дусе Святе» ( Рим.14:17 ). Именно Духом Святым оно становится реальностью (см. Ин.3:5 ; Мф.12:28 ; Лк.4:18, 11:20 ). Приписывая Святому Духу эти Божественные свойства и действа, Новый Завет ясно и бесспорно показывает, что Дух Святой во всем равен Богу Отцу и Богу Сыну. «Божество Духа Святого весьма ясно показано в Священном Писании, – говорит святой Григорий Богослов . – Обрати внимание на эти события: Христос рождается – Дух предшествует (см. Лк.1:35 ), Христос крещается – Дух свидетельствует (см. Ин.1:32–34 ), Христос искушается – Дух Его изводит (см. Мф.4:1 ), Христос творит чудеса – Дух содействует (см. Мф.12:28 ), Христос возносится – Дух Его наследует (см. Деян.2:4 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ст. 13. ...в сердце – букв. «в лоно, внутрь». Ст. 14. Давид говорит о своем отношении к Саулу: в великой скорби о ненавидящем его болящем царе он постился и молился, чтобы умилостивить к нему Господа. Ст. 18. ...в церкви великой – зд.: в многолюдном собрании. Ст. 21. ...Добро тебе – зд.: насмешливое, лицемерное восклицание.   Псалом 35 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Обличение лжи и лицемерия в этом псалме исторически может быть отнесено к личности Саула, который не перестал преследовать Давида даже тогда, когда сам убедился, что гонит его напрасно, что Давид предан ему и платит добром за зло (см.: 1Цар. 24:18–20; 26 ). Ст. 2. ...страха Божия – см. примеч. к пс. 33:10. Ст. 7. ...бездна великая – беспредельная таинственная глубина, непостижимая для человека. Ст. 8. ...Сыны человеческие – люди. Ст. 10. Этот стих входит в Великое славословие -молитву, читаемую или поемую в Православной Церкви на утрене.   Псалом 36 Псалом обращен к тем, кто, видя в мире нечестивых благоденствующими, – соблазняются этим и сомневаются в Божием промысле. Пророк Давид убеждает заботиться не о временных, но о вечных благах, ибо праведных за временное терпение скорбей ожидает благополучие вечное (свт. Афанасий Великий ). Ст. 2. Сравнение с зеленой растительностью часто встречается в Библии как образ вещей скоропреходящих (см.: Сир. 14:19 ; Ис. 40:6–7 ; Мф. 6:30 ). Ст. 11. ...кроткие наследуют землю – эти слова звучат в Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 5:5 ). Ст. 26. Ср.: Притч. 19:17 . Праведник щедрой благотворительностью милует получающих, Господь же милует детей ради благоугождения родителей их. Ст. 30. Ср.: Притч. 10:31; 15:7 . Ведущий праведную жизнь получит от Господа дар благоразумия и говорит всегда премудро. Он не согрешит в словах и не сможет быть уловлен в них, потому что непрестанно содержит молитву и размышляет о заповедях Божиих. Ст. 31. Закон Бога... в сердце у него – человек, у которого Закон Бога укоренен в сердце, живет согласно этому Закону, а не по своим прихотям. Требование подчинить Богу глубинную сущность человека, его сердце, соединиться с Богом внутри себя настойчиво звучало у великих пророков Исаии (см.: Ис. 51:7 ), Иеремии (см.: Иер. 31:31–34 ), Иезекииля (см.: Иез. 36:26–28 ) как голос Бога, призывающего Свой народ к обновлению нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Б). Падение Израиля во спасение язычников (11:11–12) Отпадение не покорившихся вере, служит к спасению язычников. Падение их не окончательное (ст. 11), дабы было славнее их восстание (ст. 12). B). Ослепление иудеев временное, после определенного времени весь Израиль спасется (11:13–32) а). Обращение язычников во спасение Израиля (11:13–24) Сначала говорит по соображениям ума, как Апостол языков – к язычникам: я ценю ваше обращение ко Христу (ст. 13), но при этом имею в виду, через ваше обращение, обратить и родичей моих по плоти – евреев, потому что с их обращением настанет светлое Божье Царство (ст. 14–15). Иудеи обратятся ко Христу, потому что корень их свят и цел (ст. 16). Правда, некоторые ветви отломились, и на место их привились вы (ст. 17), но вы этим не гордитесь (ст. 18–2 0), чтобы не отверг вас Бог (ст. 21–22). Господь со временем привьет и отпадшее. Итак, весь Израиль спасется (ст. 23–24). б) Откровение Божье о том, что Израиль спасется (11:25–32) Теперь говорит о том же, по слову Божию, что Бог не окончательно отверг евреев. Было откровение Апостолу, именно об отвержении до времени, пока Церковь не наполнится язычниками (ст. 25), а тогда откроются очи евреев, и они обратятся к Богу (ст. 26), знаком того будет полное их исправление (ст. 27). Итак, ради спасения язычников, они стали врагами Богу, но Бог все-таки их весьма любит, ради тех заветов, какие дал отцам, несомненно провидя самый еврейский народ (ст. 28), ибо обетования Божьи неизменны (ст. 29). И вышло, раньше, до Христа, вы были противниками Богу, а те – покорны, теперь наоборот, и Господь слово проповеди обратил к язычникам, и те спаслись. Поэтому что же невероятного в том, что Бог примет, отпадший для спасения язычников, Свой народ (ст. 30–31). Ведь все были в противлении, и через это противление свершает Господь спасение миру (ст. 32). Итак, противление к спасению мира! В этом сказалась мудрость Божия. Г). Апостол выражает удивление и благоговение перед путями премудрости Божьей(11:33–36) Апостол прославляет Бога, выражает чувства удивления и благоговения перед путями премудрости Его, управляющей миром. Велика Его мудрость в деле устроения спасения миру, и кто может постичь пути ее, кроме Его Самого (ст. 33). Он Сам есть источник этих мудрых планов и их выполнитель, и Ему Единому слава вовеки (ст. 34–36). Аминь. Часть вторая – нравоучительная (12:1–15:13)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

20 будут священниками Бога и Христа. См. ком. к 1,6. 20 Гога и Магога. Эти имена взяты из гл. 38; 39 книги Иезекииля и означают последних врагов Бога. собирать их на брань. См. 16,14. 20:11–15 Бог, Совершенный и Могущественный, вершит суд над сотворенным миром. Это видение имеет общие черты с Дан. 7,9.10 ; Мф. 25,31–46 ; Пс. 7,7–9; 46,9.10 и с другими ветхозаветными описаниями суда. Этот суд следует за тысячелетием, о котором сказано в 20,2.7. Премилленниалисты считают, что Второе пришествие предваряет тысячелетнее царство и потому должно иметь свой суд. Верующие получат награду при Втором пришествии Христа; этот же, более поздний, суд предназначен для грешников и тех, кто в течение этого тысячелетия жил в непреображенном теле. С другой стороны, амилленниалисты и постмилленниалисты обычно считают это место одним из упоминаний о всеобщем Последнем суде при Втором пришествии Христа (см. Введение: Трудности истолкования). 20 престол. См. 4,2. бежало небо. См. 6,14. 20 книга жизни. См. ком. к 13,8. Это смерть вторая. См. ком. к 20,5.6. Глава 21 21:1–8 На фоне общего обновления мироздания происходит явление нового неба и новой земли голос Божий возвещает о схождении свыше Нового Иерусалима. Бог есть Альфа, Начало всего (см. ком. к 1,8), Творец; Его намерения изначально были выражены в творении. Теперь Он проявляет Себя как Омега, Совершитель всего, доводящий Свои намерения до полного завершения. Видение престола (4,1–11) явило славу Божию, Его силу и красоту в глубинах небесных сфер. Теперь место обитания Бога расширяется и объемлет весь Его народ (21,3). Зло и болезни упраздняются, позади остались боль, страдания и борения. Теперь исполняются все обетования, данные побеждающим (см. ком. к 2,7). Назначение этого видения воодушевить христиан, особенно тех, кто испытывал преследования, хранить верность, упование и надежду. Хотя это видение относится к моменту завершения всего, во Христе верующие уже имеют залог своего будущего наследия ( Еф. 1,14 ; Евр. 12,18–29 ). Заключительные видения Откровения соединяют в один прекрасный образ многие библейские темы: творение (ст. 1), святой город Иерусалим (ст. 2), общение с Богом, выраженное в образах брака (ст. 2), место обитания Бога, а также святилище и храм (ст. 3; ком. к 4,1 5,14), святые как собственность Божия, Его народ (ст. 3), конец страданий и смерти (ст. 4), плоды спасения (ст. 5), истинность слов Божиих (ст. 5), живая вода (ст. 6), усыновление Богом (ст. 7), предупреждение неверным (ст. 8) и суд (ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ст. 3. Болезнь есть следствие греха, поэтому за прощением греха следует исцеление от болезни. Ст. 5. ...Обновится, подобно орлиной, юность твоя! – похожий образ см.: Ис. 40:31 . Ст. 6. Милость ...правый суд – непременные свойства Божии в Библии (см.: Исх. 34:6–7 ; 2Цар. 22:26 ; Неем. 9:17 ; Пс. 24:10; 57:2; 88:2; 91:3; 100:1 ). Ст. 7. ...пути – заповеди, данные Моисею Богом на Синае (см.: Исх. 20 ). Ст. 8. Ср.: Исх. 34:6 . Ст. 13. В Библии Бог постоянно называется Отцом Своего народа, а народ – сыновьями Бога (см.: Исх. 4:22–23 ; Втор. 14:1; 32:6 ; Ис. 1:2; 45:11 ). Ст. 14. ...прах земной – согласно Библии человек создан из праха земного (см.: Быт. 2:7 ). Ст. 15. Сравнение с травой подчеркивает краткость человеческой жизни. Ст. 17. С этим стихом перекликаются слова Богоматери в Евангелии от Луки (см.: Лк. 1:50 ). Ст. 18. Этот стих перекликается с Втор. 7:9 . О Завете Бога со Своим народом см.: Втор. 29:12–14 , см. также примеч. к пс. 24:10; о заповедях, которые были даны Богом Моисею на горе Синай, см.: Исх. 20–23 . Ст. 19. ...на Небесах... Престол – ср.: Ис. 66:1 .   Псалом 103 В этом псалме воспевается творение Господом мира, воспевается Божие Промышление о нем. Следуя в общих чертах повествованию Книги Бытия ( Быт. 1 ) о начале творения, Псалмопевец одухотворяет ее сухую, лаконичную схему и воспевает жизнь природы, где все взаимосвязано: вода питает растения, растения кормят человека, на растениях селятся птицы; луна и солнце, ночь и день определяют ритм жизни диких зверей, море служит жилищем рыб и гадов и открывает свои просторы кораблям. Эта целесообразность не приводит к утилитарному потребительству, природа устремлена к Богу и находится в постоянном общении с Ним, забота Бога о мире не оскудевает, и с завершением акта творения она остается главным фактором жизни мира. Пс. 103 входит в чин православного богослужения, его пение или чтение во время вечерни служит воспоминанием о жизни первых людей в раю. Ст. 2. Вспоминается первый день творения, создание света и неба (см.: Быт. 1:1–5 ). Сравнение неба с шатром встречается у пророка Исаии (см.: Ис. 40:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ст. 4. Ср.: Притч. 1:10–15 ; ...предводителям – букв. «избранным». Ст. 5. Ср.: Притч. 12:1; 25:12; 27:6 ; ...И молитва моя да не будет в благоволении у них – букв. «но и молитва моя в благоволении их». Свт. Иоанн Златоуст толкует предлог «в» как «против»; при таком понимании фраза содержит отказ от благосклонности грешников. Ст. 6–7. Смысл этих стихов неясен; ...Поглотила земля среди скал судей их – свт. Иоанн Златоуст усматривает здесь намек на гибель вождей грешников подобно Корею, Дафану и Авирону (см.: Чис. 16 ). Образ непохороненных костей как символ бедствия см.: Иер. 8:1–2 .   Псалом 141 Ст. 1. Давид, спасаясь от Саула, прятался в пещере Одолламской (см.: 1Цар. 22:1 ) и в пещере пустыни Ен-Гадди (см.: 1Цар. 24:1–4 ). Ст. 5. ...близкого – букв. «знакомого». Ст. 8. ...из темницы – из трудных обстоятельств. Иносказательно темница понимается как чувственное тело, в котором томится душа.   Псалом 142 Седьмой покаянный псалом. В надписании упоминается восстание царевича Авессалома против отца, Давида (см.: 2Цар. 15–18 ). Аналогичную надпись имеет пс. 3. Псалом поется от лица человека притесняемого и гонимого, который молит Бога о защите, милости, назидании. Ст. 1. Ср.: Пс. 16:1 . Ст. 2. Ср.: Иов 9:2–3 . Ст. 5. В крайне мучительных обстоятельствах Псалмопевец не предается отчаянию, но вспоминает благодеяния Бога Своему народу и с надеждой обращается к Нему. Ср. с пс. 76. Ст. 7. Ср.: Пс. 27:1 . ...в гроб – букв. «в ров». Ст. 8. Возвести мне наутро милость Твою – быстро окажи помощь. Ст. 10. ...в землю правды – букв. «в землю прямую».   Псалом 143 ...о Голиафе – надписание указывает на повод составления псалма: победу Давида над филистимским богатырем Голиафом (см.: 1Цар. 17:1–58 ). Псалмопевец преисполнен чувства близости к Богу, он призывает Его на помощь в борьбе с врагами. Ст. 1. Псалмопевец приписывает Богу свои победы. Ср. с победной песнью Давида (см.: 2Цар. 22:35 ). Ст. 4. ...суеты преисполнен – букв. «уподобился суете». Мотив суетности и тщетности человеческой жизни с особой силой звучит у Екклезиаста (см.: Еккл. 1:2–3, 14–17 ); ...дни его, точно тень – ср.: Иов 8:9; 14:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010