Из учения об Иисусе Христе, как Первосвященнике и Жертве, святой Павел выводит наставления твердо держаться спасения во Христе Иисусе, посредством веры в Него и надежды на будущее блаженство, чтобы не погибнуть навеки. Раздел первый. Увещание неуклонно держаться исповедания – упования христианского (10:19–39) Все мы вошли в Святое Святых – в общение с Богом через тело Христово, и воду крещения, будем и держаться принятого направления нашей веры (ст. 19–23). Но при этом нужно и усовершенствоваться в новом пути, и взаимно помогать друг другу, а потому те и не должны покидать взаимообщения (ст. 24–25). Отпавшим нет второй жертвы Христовой, а потому им грозит суд (ст. 25–28), и тем более сильный, чем важнее свидетеля нашего завета – Христа, и Дух мы оскорбляем (ст 28–29), и Сам Бог будет судить нас за это со всею строгостью Своей воли (ст 30–31). Между тем, вы так много делали когда-то мне (Апостолу) своим сочувствием (ст. 32–34). Не надо же покидать прежнего (ст. 35), нужно только терпение (ст. 36). И вот явится Судия для воздаяния каждому (ст. 37), как и пророк Аввакум говорил, что приятен Богу тот, кто верит, что Он дарует удовлетворение (ст. 38). Будем же верить, ведь мы, христиане, чтобы встретить могущего скоро прийти Судию (ст. 39). Раздел второй. Сила веры ветхозаветных праведников (11:1–40) Она была всегда опорой в делах, давая осуществление ожидаемому и уверенность в невидимом (ст. 1), поэтому праведники много претерпели в надежде воздаяния (ст. 2–3). Авель верил в силу благочестия (ст. 4), Енох – в блаженную будущую жизнь (ст. 5–6), Ной – в угрозу потопом (ст. 7), Авраам, Исаак и Иаков – в духовную землю обетования, в Царство Божье (ст. 8–10), Авраам и Сарра – в свое потомство (ст. 11–12). Все они не получили обетования здесь, но верили, и Бог их назвал Своими (ст. 13–16). Но еще большую веру обнаружил Авраам, в принесении своего сына в жертву (ст. 17–19), потом при благословении детей (ст. 20). Также Иаков при благословении детей (ст. 21) и Иосиф, велевший вынести кости свои из Египта (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Ст. 18. О том, что болезнь посылается человеку Богом для пользы души, см.: Иов 33:19–22 . Ст. 27. Описывается морская болезнь; ...разум -букв. «мудрость, сообразительность, догадливость». Ст. 33–35. Бог полностью властвует над природой, Он волен менять облик земли. Святые отцы видят в этих стихах иносказание: Бог отвергает иудеев (ст. 33), солью апостольской проповеди иссушает нечестие (ст. 34) и вместо иудеев призывает к себе другие народы (ст. 35). Ст. 34. О том, что земля опустошается за грех отступления от Бога, – см.: Втор. 29:22–26 . Ст. 39. Святые отцы видят в этих стихах пророчество о гонениях на христиан. Ст. 40. Этот стих перекликается с Иов 12:21, 24 . Под князьями св. отцы понимают книжников и фарисеев.   Псалом 107 Этот псалом составлен из двух псалмов: ст. 2–6 соответствуют ст. 8–11 пс. 56; ст. 7–14 соответствуют ст. 7–14 пс. 59.   Псалом 108 В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Псалом поется от лица человека бедного, убогого (ст. 16), незаслуженно гонимого. В ст. 1–5 он горько сетует, говоря о своей беде, затем призывает проклятия на тех, кто платит ему злом за добро (ст. 6–29), и обращается к Богу с мольбой о защите, живописуя свои мучения. Встающий в этом псалме образ невинно страдающего человека, которому за любовь воздают ненавистью, воспринят христианской традицией как прообраз Господа нашего Иисуса Христа, как пророчество о предательстве Иуды и о суде синедриона. Ст. 2. ...уста грешника, уста лукавого – св. отцы под грешником понимают диавола, под лукавым – лицемерного Иуду. Ст. 2,3– ср. описание суда над Господом нашим Иисусом Христом (см.: Мк. 14:56–57 ). Ст. 5. Мотив этого стиха с особой силой звучит в богослужении Страстной недели: «Люди Мои, что сотворил Я вам? И что Мне воздали вы? За манну желчь, за воду – уксус, за Мою любовь ко Кресту Меня пригвоздили» (Великая Пятница, утреня, антифон 12). Ст. 6 и след. Похожее призывание бедствий на голову тех, кто воздает злом за добро, встречаем у пророка Иеремии (см.: Иер. 18:20–23 ). Свт. Афанасий Великий предлагает рассматривать эти стихи не как проклятия, а как простое пророчество, понимая желательное наклонение в смысле обычного будущего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом этот, образцовое произведение библейской поэзии, составляет вдохновенную хвалебную песнь Богу – всемогущему Творцу и попечительному Промыслителю мира, «громкий отзвук, верное эхо самого мироздания» 764 . Псалмопевец начинает возбуждением своей души к прославлению Бога; так как этот Бог чудно велик в Своем творении, и творение есть славное Его облачение (ст.1) 765 . – И вслед за тем псалмопевец в частности изображает величие и славу Бога, Творца и Промыслителя мира 766 . Бог создал свет, окружив Себя оным, как бы блестящею одеждою (ст.2а) 767 , потом твердь (ст.26 и 3) 768 , в облаках и в буре Он нисходит (на суд) и ангелов посылает, как органов Своего откровения (ст.Зб-4) 769 . Он создал как небо, со всем, что находится на нем и над ним, так и землю (ст.5), Своим всемогущим словом отделивши воды, покрывающие землю (ст.6) 770 и тем обнаруживши горы и долины (ст.8), которые не должны уже покрываться окружающими их водами (ст.9). – Впрочем, Он не лишил совершенно землю воды, но обильно снабдил ее орошением для блага различных Своих тварей (ст.10–17). Из источников и ручьев звери могут утолять свою жажду (ст.10–11) 771 ; у ручьев – в тростниках – и на высотах гор птицы вьют гнезда (ст.12) 772 . Он также снабжает водою горы и нивы, посылая живительный дождь и произращивая тем пищу для людей и животных (ст.13–16) 773 ; равным образом дождем оживляются деревья и сохраняются в роскошной зелени и цвету; на них птицы вьют гнезда, даже вершины гор населены зверями (ст.17–18) 774 . – Подымаясь на высоты гор к небесному своду и от дел третьего дня мироздания переходя к делам четвертого дня, псалмопевец встречается с луною и солнцем; ими условливается различие дня и ночи; ночь – время для голодающих диких зверей, а день – для труждающихся людей (ст.19–23) 775 . Созерцая с достигнутой им высоты как бы лежащие под ним создания, псалмопевец снова выражает удивление творческому могуществу и силе Божией (ст.24) и затем удивленный взор свой устремляет на море и чудеса его (ст.25–27) 776 . Всем тварям – как на море, так и на суше – милосердный Творец подает в надлежащее время пищу (ст.28); они существуют только милостию Его; внезапно Он может обратить их в ничто и произвести также новые (ст.29–30). Да будет вовек слава Господня в творениях Его (ст.31); Он всемогущ, и потому может удалить от них всякие перевороты (ст.32). Псалмопевец всегда будет прославлять Бога, столь величественно являющего Себя в своем творении (ст.33); да будет только приятна Ему песнь его (ст.34). Ввиду попечительных, всемогущих действий Божиих в творении, он в заключение снова выражает желание и уверенность, что Господь некогда совершенно истребит с земли нечестивцев, оскверняющих это творение, нарушающих его гармонию (ст.35) 777 . Псалом 104. Хвалите Господа, Который согласно обетовашмм даровал семени Авраама св. землю!

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

729 Ст. 28–29. В этих стихах показаны те внутренние препятствия, с которыми сталкивается человек в самом себе, когда начинает жить по заповедям Божиим: первое из них – ослабление нравственной энергии, уныние (ст. 28), второе – сильный напор неправых движений внутри и недобрых раздражений извне (ст. 29). 730 Ст. 29. ...пути неправды – возбуждающиеся в душе движения страстей, которые ведут к неправде и греху; ...по закону Твоему помилуй меня – по закону человеколюбия окажи мне милость, исторгни из меня неправые движения сердца и укорени во мне Закон Твой. 733 Ст. 32. Путем заповедей Твоих – ср.: «Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым» ( Притч. 4:11 ); ...ходил – букв. «бежал, спешил»; ...расширил Ты душу мою – после того как кончилось раздвоение воли и сердце (душа) потеряло сочувствие ко греху, оно стало чистым вместилищем Духа. Образ расширившегося сердца у пророка Исаии связывается с радостью (см.: Ис. 60:5 ). 734 Ст. 33–40. Пятая строфа. Псалмопевец молит Бога о том, чтобы Он Сам действовал в нем, Сам совершал исполнение заповедей, к которому стремится человек, принося Богу свое желание и труд. Ст. 33. Сделай законом – запечатлей в совести, укажи, что я должен делать, расположи меня следовать Закону. 735 Ст. 34. Вразуми меня – дай разуму моему остроту умного зрения, чтобы я понимал, как надо исполнять Твою волю. 736 Ст. 36–38. Чувства, которыми должно руководствоваться при исполнении воли Божией, – бескорыстие (ст. 36), нерассеянное внимание (ст. 37), благоговейное стремление угодить Богу (ст. 38). Ст. 36. ...к откровениям – к заповедям. 737 Ст. 40. В этом стихе заключена формула духовной жизни: в ответ на горячее желание и труд человека Бог делает его бытие жизнью по заповедям. 738 Ст. 41–48. Шестая строфа. После того как Бог внял молитве Псалмопевца, он видит свое спасение в милости Божией (ст. 41), полон надежды на Бога (ст. 42–43), предан Закону Божию навеки (ст. 44), сердце его стало открытым (ст. 45), волю Божию он без страха возвещает царям (ст. 46), он охвачен любовью к заповедям и все глубже и глубже проникает в их смысл (ст. 47–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, целью написания послания было желание ап. Павла защитить от несправедливых подозрений свой образ действий и утвердить законность своего апостольства и само существо своего благовестия (1–7 гл.); оживить рвение общины к добровольным пожертвованиям для нуждающихся братьев в других общинах (8–9 гл.); дать отпор незаслуженным нареканиям иудействующих противников (10–13 гл.) 3. Время и место написания Послания Послание написано в Македонии, возможно в Филиппах. Время написания – вскоре после первого Послания, т. е. осенью 57 г. Послание отправлено с Титом. 4. Разделение Послания Послание можно разделить на четыре части. В первой части ( 2Кор.1:1–2, 11 ) содержатся предварительные замечания и объяснения причин перемены плана путешествия. Затем, во второй, теоретической части ( 2Кор.2:12–7, 16 ) ап. Павел, радуясь успеху своего первого послания, говорит о действенности Слова Божия, излагает преимущества Нового Завета и его служителей перед ветхозаветным служением с присоединением увещаний к терпению в страданиях за веру и к чистоте жизни. В третьей, практической части (8–9 гл.) содержатся наставления о сборе милостыни. В четвертой, защитительной части (10–13 гл.), ап. Павел защищает свое апостольское достоинство против лжеучителей. I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ АПОСТОЛА (2Кор.1:1–2:11) 1. Утешения в скорбях (2Кор.1:1–11) Послание начинается обычным приветствием и преподанием благодати и мира от Господа. Ап. Павел благодарит Бога за все те скорби, которые ему приходится переносить, потому что по мере скорби ради Бога умножаются Богом и утешения духовные ( 2Кор.1:5 ). Апостолы, сами перенося скорби и утешаясь от Бога, своим мужеством и благодатью своих молитв были источником утешения для других ( 2Кор.1:6–7 ). Скорби, несмотря на свою горечь, несут с собой и духовные утешения от Бога. Кроме того, они удостоверяют истину благовестия и бескорыстия проповедника. Ап. Павел не скрывает, что от этих скорбей «не надеялся остаться в живых» ( 2Кор.1:8 ), но Бог избавил его «от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» ( 2Кор.1:10–11 ) (о какой постигшей Апостола Павла опасности идет речь, точно неизвестно). Но для этого необходимо содействие молитв всей Церкви ( 2Кор.1:11 ). 2. Причина перемены плана путешествия (2Кор.1:12–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

10) Песковатое – ст. Верховье Ю.-В. ж. д. 2-й округ Благочинный, протоиерей села Нижняго Скворчаго Василий Раевский. Духовный следователь, священник села Скородного Иоанн Вознесенский . 1) Березовец–ст. Благодатная – ст. Благодатная Вышняя Залегощь – Березовец–ст. Благодатная Вышнее Скворчее Гремячий Колодезь (Кочетовка) – ст. Заголещь Ю.-В. ж. д. 5) Дичня – ст. Туровка Ю.-В. ж. д. Казарь – ст. Заголещь Ю.-В. ж. д. Каменка – г. Новосиль Красное-Сергиевское – ст. Благодатная Нижнее Скворечее – ст. Заголещь Ю.-В. ж. д. 10) Нижняя Залегощь: Покровская ц. – г. Новосиль Нижняя Заголещь: Вознесенская ц. прип. к Покр. Нижняя Пшевь Острая Голянка Скородное – ст Верховье Ю.-В. ж. д. 3-й округ Благочинный, протоиерей села Вяжей Иосиф Вознесенский. Духовный следователь, священник села Игумнова Сергий Благодатский. 1) Архангельское – ст. Благодатная – г. Новосиль Глубки Жердево 5) Знаменское Игумново Сергиевская ц. при ремеслен. 2-х клас. – г. Новосиль училищ имени С. П. Шеина при с. Шеине, прип. к с. Игумнову – ст. Благодатная Петровское – г. Мценск 10) Полянки – г. Новосиль Пятницкое на Колпне Сетуха – ст. Благодатная Черемошны Чулково, прип. к с. Жердеву – ст. Благодатная 4-й округ Благочинный, священник с. Средне-Михайловского Петр Зайцев. Духовный следователь, священник с. Мохового Василий Рекордатов. 1) Богоявленское-Киселева – г. Новосиль Вышняя Пшевь–Косарево Галичье – ст. Верховье Ю.-В. ж. д. Михайловское-Мансурово – ст. Хомутово 5) Моховое – г. Новосиль Паньково – ст. Хомутово Плоское Подтолстое – ст. Верховье Ю.-В. ж. д. Покровскоена Гадинке – ст. Верховье Ю.-В. ж. д 10) Покровское на Раковке – Почт. отд. Покровское на Раковке. Спасское на Раковке Средне-Михайловское – ст. Верховье Ю.-В. ж. д – г. Новосиль Судбищи – ст. Хомутово 15) Троицкое–Журавлинка 5-й округ Благочинный, священник села Ново-Михайловского Сергий Вельтищев. Духовный следователь, священник села Покровского-Корсакова Василий Щукин. 1) Воиново – ст. Воиново Голунь-Покровское – г. Новосиль Кириллово – ст. Воиново

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

10) Острецовост. Димитриевское Домнино – ст. Иваново Татарское, прип. к Домн. Щеблово – ст. Димитриевское Ченцово 5-й округ Благочинный, священник села Гатниц Сергий Успенский. Духовный следователь, священник села Лаптева Василий Крутицкий. 1) Бехово – г. Таруса Велеговши Вепри (Успенское) – ст. Серпухов 5) Кошкино-Страхово – ст.Тарусская Никольское-Лысцево – ст. Серпухов Ново-Яколевское – г. Таруса Ново-Яколевское – ст.Тарусская Подмоклое – ст. Серпухов Покровское – ст.Тарусская 10) Русятино – Димитриевское Савинское – ст.Тарусская Тулеино, прип. к Савин Скнига–г. Серпухов. – ст. Серпухов – ст.Тарусская 15) Хрипково Яколевское Старое Богородицкий уезд 1-й округ Благочинный, свящ. с. Богородицкого Николай Постников. Духовный следователь, священник села Товаркова Андрей Глаголев. Гор. 1) Соборная Троицкая – г. Богородицк Покровская Успенская Кладбищенская Сергиевская при сел.-хоз. учил 5) Богородицкая – г. Богородицк Пятницкое-Балахна Спасское-Хомяково Товарково – ст. Товарково С.-В. ж. д. – ст. Оболенское Бельково Грецово-Смоленское Дедилово ц.:Михаило-Архангельск 5) Параскеевская Спасо-Преображенская Тихоновская Знаменское-Крюково (Пятницкое) Иворовка 10) Ильинское-Маклец – ст. Узловая С.В. ж.д Карники – г. Венев Куракино-Румянино – ст. Оболенское Новоселебное Петропаловское-Хрущовка 15) Савинское-Высотское – ст. Узловая С.-В. ж. д. Сергиевское на Шат – ст. Оболенское Стубленки Шаховское 3-й округ. Благочинный, священник с. Ламовки Алексей Соколов. Духовный следователь, священник села Супонева Иоанн Соколов . 1) Ильинка – ст. Узловая С.-В. ж. д. Иовлево – г. Богородицк Кузнецово Кузовка 5) Ламовка Новопокровское (Красный Осетрик) Орловка – ст. Оболенское Супонево-Троицкое – ст. Узловая С.-В. ж. д. Успенское-Кобылинка – г. Богородицк – ст. Узловая Черняевка – г. Богородицк 4-й округ Благочинный, священник села Коломинского Митрофан Феологов. Духовный следователь, священник с. Любимовки Василий Авдуловский. 1) Зиновьево-Ивановские Кресты – ст. Михайловское Колменское

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

– г. Епифань 2-й округ Благочинный, священник села Бобрик Алексей Спасский. Духовный следователь, священник с. Прони Иоанн Покровский. Бобрики – ст. Бобрики Гранки – ст. Епифань С.-В. ж. д. Ивановское-Ромодановское – Разъезд 63 С.-В. ж. д. Иваньково (Богородицкое) – ст. Епифань С.-В. ж. д. 5) Каменка-Явленское – ст. Узловая С.-В. ж. д. Карачево – ст. Епифань С.-В. ж. д. Каркадиново Люторичи – г. Епифань – ст. Епифань С.-В. ж. д. 10) Смородино – г. Епифань 3-й округ Благочинный, священник села Соколовки Иоанн Сретенский. Духовный следователь, священник села Петрушена Алексей Воскресенский. Вадбольское ( Покровское) – ст. Епифань С.-В. ж. д. Ивановское-Богословское Клекотки – ст. Клекотки Нагиши (Лебяжий Усад) 5) Богослово–ст. Горлово – ст. Горлово Новоспасское – ст. Епифань С.-В. ж. д. Петрушино – ст. Клекотки Соколовка – ст. Епифань С.-В. ж. д. Хитровщина – ст. Клекотки 10) Александровка, прип. к с. Соколовке – ст. Епифань С.-В. ж. д. Кудашевая, прип. к с. Хитровщине – ст. Клекотки 4-й округ Благочинный, священник села Бахметьева Федор Успенский. Духовный следователь, священник села Гагарина Михаил Дружинин. 1) Бахметьево – г. Епифань Богданово – Богдановское Почт. отд. Тульск. Губ. Березовка – Почт. отд. Михайловское Буйцы-Никольское 5) Гагарино-Муравлянка – г. Епифань Знаменское-Мышенка – ст. Михайловское Красные Буйцы – Почт. отд. Михайловское Монастырщина – г. Епифань Орловка-Закуритское – Почт. Отд. Бучалки 10) Троицкое-Ильино – г. Богородицк Троицкое-Кобяково – г. Епифань Частые Колодези – Богдановское Почт. отд. Тульск. Губ. 5-й округ Благочинный, священник села Никитского Василий Миловидов. Духовный следователь, священник села Хованщины Иоанн Ивановский. 1) Алмазово – ст. Горлово Бучалки – Почт. Отд. Бучалки Екатерининско – ст. Куркино Куликовка – г. Епифань 5) Молоденки – ст. Горлово Никитское – Почт. отд. Никитское на Дону Орловка-Троицкое – ст. Горлово Рыхотко – ст. Куркино Себино – Почт. отд. Бучалки 10) Суханово Хованщина Черемухово – ст. Клекотки Барановка, прип. к с. Хованщине

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Антидор может ли быть раздаваем диаконом вместо священника (отд. VI, ст. 4, § 124)? Можно ли предоставлять получение антидора свободному разбору предстоящих в храме, – и как быть, если в храме будет народа много, а антидора мало (отд. VI, ст. 4, § 125)? Антиминс, как необходимая принадлежность литургии, – и можно ли служить без антиминса (отд. III, ст. 1, § 31)? Каковы именно должны быть антиминсы для совершения литургии (отд. III, ст. 1, § 32)? О приобретении новых антиминсов для священнодействия литургии (отд. III, ст. 3, § 54). Кто и как должен производить перемену старых антиминсов на новые в случае надобности (там же)? Если местный священник не может сам отправиться за получением антиминса, то может ли он вместо себя поручить это кому-либо другому (отд. III, ст. 111, §55)? Как служить в той церкви, из коей антиминс отправлен для перемены, а служить было бы непременно необходимо (отд. III, ст. 3, § 56)? Можно ли в такой церкви совершать таинство брака и другие священнодействия (там же)? Как удобнее отвозить старые антиминсы и привозить новые на место назначения (отд. III, ст. 3, § 57)? Нужно ли наблюдать какие-либо особые обряды при положении в церкви нового антиминса вместо старого (отд. III, ст. 3, § 58)? Что должен делать священник, если бы случилось пролить Кровь Христову на антиминс (отд. VI, ст. 2, § 107)? Как должны наблюдать священники, чтобы на антиминсе не оставалось никакой частицы Тела Христова после причащения (отд. VII, ст. 3, § 147)? Б. Болезнь если приключится священнику во время совершения им литургии, то как поступать тогда (отд. VI, ст. 1, §§ 95–97)? Больные священнослужители как должны быть приобщаемы Св. Тайнам (отд. VI, ст. 4, § 121; VII, ст. 2, §§ 140, 141)? О приготовлении больных вообще и умирающих к таинству причащения (отд. VIII, ст. 3, § 159). – Можно ли причащать больных, умирающих во всякую пору дня и ночи, когда они поели пищи или приняли лекарство (там же)? Как вообще должно быть производимо причащение этого рода больных (отд. VIII, ст. 2, § 160)? Может ли священник приобщить опасно больных, когда они находятся под запрещением или отлучением (отд. VIII, ст. 2, § 161)? Можно ли в смертной опасности причащать больных женщин, страдающих кровотечением (отд. VIII, ст. 2, § 162)? О причащении бесноватых больных (отд. VII, ст. 2, § 163). Должно ли удостаивать причащения больных, умирающих со рвотою (отд. VIII, ст. 2, § 164)? Как причащать тех, которые по болезни не могут принимать вина (отд. VIII, ст. 2, § 165)? Как причащать больных, страждущих заразительными болезнями (отд. VIII, ст. 2, § 166)? – Можно ли ради причащения больных прекращать литургию, и когда это допускается (отд. VI, ст. 1, §§ 98–101)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Псалом 132 Ст. 1. Восхваление теплоты дружеских отношений (см.: Сир. 25:2 ) истолковывается как призыв к объединению древнееврейского народа вокруг Иерусалима или как прославление единства людей. Ст. 2. Будто миро – о возведении Аарона в сан первосвященника см.: Лев. 8:12 . Образ душистого масла («мира») напоминает о чем-то мягком, приятном, нежном; св. отцы Церкви находят в этом стихе иносказание о благодати Св. Духа. Ст. 3. ...роса Ермонская – гора Ермон на севере Палестины была, возможно, покрыта снегом, и ветры доносили до Сиона ее освежающую влагу.   Псалом 133 Ст. 1. Эта последняя песнь восхождения, возможно, пелась левитами во время ночного бдения; ...рабы Господни – священники-левиты (см.: Втор. 10:8 ); ...во дворах дома Бога нашего – во дворе храма. Ст. 3. ...с высот Сиона – см. примеч. к пс. 127:5.   Псалом 134 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Пс. 134 и 135 входили в чин благодарственного богослужения, которое называлось «Великий Аллел» (от Аллилуия –«хвалите Бога») и было приурочено к празднику Пасхи. Ст. 1. ...рабы, Господа – см. примеч. к пс. 133:1. Ст. 2. ...во дворах дома Бога нашего – см. примеч. к пс. 133:1. Ст. 4. ...Иакова... Израиля – имеется в виду древнееврейский народ, с которым Бог заключил Завет, назвав его Своим народом (см.: Исх. 19:5–6 ; Втор. 7:6 ). Ст. 8–9 . Речь идет о бедствиях, которые постигли египтян за то, что фараон не отпускал древних евреев из Египта (см.: Исх. 7–14 ). Ст. 11. Речь идет о первых победах древних евреев над народами, жившими к востоку от р. Иордан, с которыми древние евреи сталкивались во время странствования после исхода из Египта (см.: Чис. 21:21–35 ; Втор. 2:24–3:18 ). Ст. 15–17. Ср.: Пс. 113:12–14 . Ст. 18. Ср.: Пс. 113:16 . Ст. 19–20. Ср.: Пс. 113:18–19 .   Псалом 135 Аллилуия – см. примеч. к пс. 134. Ст. 2–3. ...Бога богов... Владыку владык – формула усиления (ср.: Втор. 10:17 ). Ст. 6–9. Ст.: Быт. 1:1–16 . Ст. 10–16. Вспоминается исход древних евреев из Египта, когда Бог оказал помощь Своему народу (см.: Исх. 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010