Наибольшие опасения у автора доклада вызывает третья группа, о которой он пишет так: «Это та часть епископата, у которой в разное время проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах, некоторые из них религиозно консервативны, другие способны на фальсификацию положения в епархиях и сложившихся отношений к ним органов власти, у третьих – замечены попытки подкупа уполномоченных и клеветы на них и на должностных лиц местных органов власти» 640 . В первую группу включено 17 епископов, во вторую – 23 и в третью – 17 архиереев. В третью, наиболее опасную с точки зрения Совета по делам религий, группу архиереев, своего рода «черный список», попали митрополит Львовский Николай (Юрик), архиепископы Иркутский Владимир (Котляров), Чебоксарский Вениамин (Новицкий), Житомирский Палладий (Каминский), Архангельский Никон (Фомичев), Калужский Донат (Щеголев), Горьковский Флавиан (Дмитриюк), Уфимский Феодосий (Погорский), Владимирский Николай (Кутепов), епископы Астраханский Михаил (Мудьюгин) , Саратовский Пимен (Хмелевский), Кировоградский Дамаскин (Бодрый), Курский Хризостом (Мартишкин), Ростовский Иоасаф (Овсянников), Куйбышевский Иоанн (Снычев). В значительной мере распределение архиереев по группам в докладе Фурова носит случайный характер, и не следует, как это обычно делается в зарубежных публикациях, посвященных Русской Церкви, в этой «классификации» видеть в одних случаях свидетельство об исповедничестве (3 группа), в других – улику, обличающую переход на сторону противника. Всю неосновательность подобных заключений обнаруживает то обстоятельство, что митрополит Алмаатинский Иосиф (Чернов), исповедник, многолетний узник ГУЛАГа, архипастырь святой жизни и замечательный проповедник, привлекший в ограду Церкви множество лиц, воспитанных в атеистических семьях, пользовавшийся необычайной любовью своей паствы, оказался в документе Фурова в группе самых лояльных советской власти архиереев. Ни один из постоянных членов Синода не был включен в 3 группу – это было бы признанием в провале кадровой политики Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Соколов, Николай Григорьевич, священник Московский Соловьев, Николай Ильич, протоиерей Московский Стеблев, Михаил Николаевич, свящ. Московский Страхов, Сергей Васильевич, священник Московский Стурницкий, Федор Евфимиевич, Старший Ревизор Костромской Контрольной Палаты Сретенский, Александр Георгиевич, священник Московский Счастнев, Николай Михайлович, священник Московский Суханов, Сергей Суходский, А.П. протерей Московский Сытов, Сергей Ильич, Московский купец Тареев, Михаил Михаилович, профессор Московской Духовной Академии Тимофеев, Владимир Андреевич, чиновник Контроля —31— Тихальский, Вячеслав Григорьевич, инспектор народных училищ Тверской губернии Тихон, Архимандрит, настоятель Серпуховского Высотского монастыря Третьяков, Константин Владимирович Троицкий, Евлампий Иванович, священник Московский Филаретовского Епархиального Женского Училища корпорация преподавателей Финляндский, Павел Николаевич Чистилин, Дмитрий Космич, помощник инспектора Московской Духовной Академии Шостьин, Ал-др Павлович, профессор Московской Духовной Академии Ювеналия, игумения, настоятельница Коломенского Успенско-Брусенского монастыря Юрасов, Василий Кронидович, преподаватель Казанской духовной семинарии Фаворский, Ал-ей Иоаннович, священник Московский Фаддей, Архимандр., ректор Олонецкой духовной семинарии Феофилакт, Архимандрит, настоятель Московск. Заиконоспасского Ставропигиального монастыря Феодосий, Архимандрит, Настоятель Старорусского Новгородского монастыря Фомичев, А.В. —32— Список пожертвований в Братство Преподобного Сергия, полученных по подписным листам 3084 на 1906 г. 1) Чрез священнослужителей Московских церквей: В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Адриановской, в Мещанской, священника Михаила Славского Александровской, в Александровском Институте, священника Иоанна Гаврииловича Соколова Александро-Невской, в III-м Кадетском Корпусе, протоиерея Николая Иаковлевича Фортинского Александро-Невской, в Практической Академии, свящ. Михаила Иоанновича Демидова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1961-1962 годах совершил паломническое путешествие на Афон. Помимо пастырской деятельности вёл большую научно-богословскую работу, в основном в области церковной истории и канонического права. Опубликовал ряд статей в «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата». В 1962 году советом Московской духовной академии ему присвоена учёная степень кандидата богословия за совокупность богословских трудов. Отец Петр принимал участие в большей части патристических съездов тех лет в Оксфорде, выступая на них с докладами, а также в XIII и XV международных конгрессах византинистов. Осенью 1966 года он приглашён на торжества, организованные совместно Фессалоникийской митрополией и Фесалоникийским университетом в память святых просветителей славян Кирилла и Мефодия. С 1966 по 1978 год был профессором в Католическом Университете Парижа. В мае 1968 года о. Петр был приглашён в Москву на юбилейные торжества 50-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви, а в июле того же года по решению патриарха Алексия и Священного Синода был назначен членом делегации Русской Православной Церкви на IV Генеральную Ассамблею Всемирного Совета Церквей в Уппсале. Постановлением Священного Синода от 30 июля 1968 года ему определено быть епископом Корсунским, правящим архиереем всех приходов, верных Московскому патриаршему престолу, во Франции. 12 сентября 1968 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде хиротонисан во епископа Корсунского. Хиротонию совершали митрополиты Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), Сурожский Антоний (Блум); архиепископы Курский и Белгородский Серафим (Никитин), Киприан (Зернов); епископы Архангельский и Холмогорский Никон (Фомичев), Дмитровский Филарет (Вахромеев), Зарайский Ювеналий (Поярков), Астраханский и Енотаевский Михаил (Мудьюгин). С 8 по 11 мая 1969 года, как представитель Русской Православной Церкви, участвовал в торжествах по случаю 1100-летия со дня блаженной кончины св. Кирилла, проходивших в Софии (Болгария).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/

В сознании кн. Е. Трубецкого крайний дуализм сочетается с крайним монизмом. Но внебожественно и ничтожно только зло. Подлинный мир в Боге и процесс его в Боге совершается. Свобода – божественный дар миру и человеку» ( Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. С. 554–555). 303 Фомичев Самуил Георгиевич (1888–?), деятель русского старообрядчества, преподаватель Учительского института, церковный писатель, в 1918 г. рукоположен в старообрядческие священники. 304 Рогожское кладбище – духовный и административный центр старообрядцев Белокриницкой иерархии, где находятся Покровский кафедральный собор и резиденция митрополита Московского и всея России; это место принадлежит старообрядцам с 1771 г., было выделено для кладбища умерших во время чумы; постепенно здесь образовался поселок старообрядцев. 305 «Русское слово» – ежедневная газета, основана в 1895 г. в Москве, издателем был И.Д. Сытин; первая газета в России, направлявшая собственных корреспондентов во все крупные города страны и многие столицы мира для поиска информации. С 1905 по 1915 г. разовый тираж «Русского слова» вырос в 4 раза и достиг 650 тыс. экземпляров. В декабре 1917 г. газета закрыта большевиками, с января 1918 г. выходила под названием «Новое слово», в июне того же года закрыта окончательно. 306 Мелетий (Михаил Поликарпович Картушин; ок. 1859–1934), старообрядческий архиепископ Московский и всея России, рукоположен в священнический сан ок. 1886 г., в 1895 г. овдовел, в 1907 г. был хиротонисан в епископа Саратовского и Астраханского, возведен на престол митрополита Московского Освященным собором 30 августа 1915 г. 307 ...больница, устроенная одним из Морозовых. – Феодосия Ермиловна Морозова (ум. 1912), вдова богатого старообрядца Ивана Саввича Морозова, потомственная почетная гражданка, пожертвовавшая много денег на нужды старообрядческой Церкви, в память рано умершего сына построила в Рогожском поселке трехэтажное здание больницы. 308 ...от того запрещения... – Об обстоятельствах запрещения епископа Михаила старообрядческий епископ Кирилл свидетельствовал: «Будучи еще малоопытным в обрядовой стороне нашей веры, еп. Михаил робел публичного священнослужения... И вот однажды еп. Михаил удивил нас всех своей просьбой, обращенной к Освященному Собору о воспрещении его в священнодействии. Прошение это он подал мне при особом сопроводительном письме, которое хранится в моем архиве. В письме он просил освободить его от священнослужения, а чтобы не было соблазно, так как этим отказом он шел против назначения его епископом в Канаду, он указал и свою вину – неисполнение приказания высших иерархов. Истинной же причиной его отказа было его горячее желание посвятить себя всецело литературной работе. Собственно с этим мотивом и пришлось считаться Собору, отчасти по моему ходатайству вынесшему постановление о воспрещении Михаилу священнодействовать» (Отклики печати на смерть епископа Михаила//Слово Церкви. 1916. 46. С. 918).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

По мнению архиепископа Ермогена, все постановления Собора о сосредоточении управления в руках приходского совета должны были оставаться в силе. Однако прихожанам должно быть предоставлено право избирать председателем приходского совета настоятеля храма. Само собой подразумевалось, что народ выберет председателем приходского совета своего духовного отца, а не подозрительных бабенок, командированных оперуполномоченным КГБ. Проект петиции был составлен очень умно и тонко. В нем содержалась критика постановлений Собора, однако составленная в очень осторожных выражениях. К проекту петиции была приложена обширная объяснительная записка архиепископа Ермогена, в которой делалась попытка объяснить власти необходимость умеренной политики со стороны церкви с «их позиций». Констатировалось, что верующие христиане составляют меньшинство, но довольно крупное меньшинство в стране. Даже делалась ссылка на то, что политика умеренного ограничения язычества во времена императора Константина при предоставлении язычникам полной свободы отправления религиозного культа дала гораздо лучшие результаты, чем политика подавления язычества при помощи силы (аналогия, которая вызывала неприятные ассоциации). После составления этой петиции Владыка предпринял довольно продолжительное турне по ряду епархий, и ему удалось добиться довольно хороших результатов. Петицию согласились подписать 7 архиереев: архиепископ Новосибирский Павел Голышев, архиепископ Иркутский Вениамин Новицкий, епископ Корсуно-Шевченковский Григорий, архиепископ Пермский Леонид Поляков, епископ Рижский Никон Фомичев, архиепископ Казанский Михаил Воскресенский, епископ Тамбовский Михаил Чуб и, конечно, сам составитель петиции архиепископ Ермоген, тогда занимавший Калужскую кафедру. Затем эта петиция была представлена Патриарху и председателю Совета по делам Православной церкви Куроедову. Как рассказывал Владыка нам с отцом Глебом Якуниным, во время нашей с Якуниным совместной поездки в Калугу, Куроедов принял его любезно. Даже сообщил ему, что недавно читал Ренана «Жизнь Иисуса» и не понимает, почему надо придерживаться мифологической теории и отрицать историчность Иисуса Христа. Через некоторое время действительно последовало официальное дезавуирование «мифологической теории». По существу представленной петиции Куроедов сказал: «Я удивляюсь, Владыко, вы столько лет архиереем и думаете, что русский архиерей на что-нибудь способен».

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

От прихожан Скорбященской, на Б. Ордынке, церкви священника С.С. Ляпидевского: Свящ. С.С. Ляпидевский Успенской, в Казачьей, церкви священника А. Воскресенского: Свящ. Андрей Воскресенский —15— Замоскворецкого сорока 3-го отд. Воскресенской, в Даниловской слободе, церкви священника П.Г. Любимова: Свящ. П.Г. Любимов Церковный Староста Д. Сахаров Виноградов Воронков Воскресенской, в Пленницах, церкви священника Н.И. Молчанова: От причта собрано Воскресенской, при городском Убежище имени Тарасовых, церкви священника М.А. Надеждина: Собрано пожертвований Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви священника И.И. Разумовского: Свящ. И.И. Разумовский Свящ. А. Фаворский Церковный Староста И. Гурьев Евдокия Конст. Сахарова Д.В. Тарадин Н.Н. Бород Леонтий Каштанов Ф. и Г. Засецкие Н.В. Лепешкин Иноземцев В.Ф. Воронин Ив. Дм. Ремезов М. Василькова А. Бурбаков И.С. Фомичев Бр. Виноградовы Грибанов Леонтий Карпов Дмитриевской, в Голицынской больнице, церкви священника В.В. Лебедева: Собрано пожертвований Духо-сошественской, наДаниловом кладбище, церкви протоиерея Л.П. Любимова: Прот. Л.П. Любимов Свящ. А.С. Ансеров Свящ. А.А. Пиуновский Иоанно-Воинской, на Якиманке, церкви священника Х.А. Надеждина: Свящ. Х.А. Надеждин В. Марков М.К. Яковлев-Пушкин Н. Лебедев Сергей Ушк. Козельщанской, при Городской больнице, церкви священника А.Г. Покровского: Свящ. А.Г. Покровский Марие-Магдалининской, при 1-й Градской больнице, церкви священника И.Е. Руднева: От причта Пантелеимоновской, в Приюте для престарелых дворянок, церкви священника А. Постникова: От означенной церкви —17— 52. Ризположенской, близ Донского монастыря, церкви священника Н.М. Миловского: От попечительного Совета назв. церкви Троицкой, на Воробьевых горах, церкви священника А.И. Востокова: От неизвестного Троицкой, в Голенищеве, церкви священника П.В. Копьёва: От церкви Церковный Староста А.А. Досужев Ивановского сорока 1-го отд. Александро-Невской, в Практической Академии Коммерч. Наук, церкви протоиерея М. И. Диомидова: От церкви и причта

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почти все руководители братства - архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), архимандрит Варлаам (Сацердотский), иеромонах Вениамин (Эссен), иеромонах Сергий (Ляпунов), кроме будущего митрополита Гурия (Егорова) погибли в 1936-1938 гг. Фактически полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 г., за исключением архимандрита Серафима (Суторихина). Но в основном уцелели те братчики, которые на момент разгрома еще являлись подростками. Именно из этого слоя вышли четыре будущих видных архиерея – митрополит Иоанн (Вендланд), митрополит Леонид (Поляков), архиепископ Никон (Фомичев), архиепископ Михей (Хархаров). В определенной степени к ним можно отнести архиепископа Михаила (Мудьюгина), мать которого, Вера Николаевна, была активным членом Александро-Невского братства и даже подвергалась за это аресту, и ныне здравствующего митрополита Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева) – духовного сына Владыки Гурия (Егорова), с детских лет росшего среди переехавших в Среднюю Азию членов братства. Несколько юных братчиков стали в дальнейшем священниками. Семена, посеянные братскими отцами дали свои благодатные всходы. Если бы не ужасные репрессии 1930-х гг. таких «всходов» было бы гораздо больше. Даже после разгрома 1932 г. братство не исчезло полностью. При поселившемся после освобождения в 1933 г. в Средней Азии архимандрите Гурии (Егорове) возникла община его духовных детей – бывших братчиков и братчиц, насчитывавшая около 20 человек, просуществовавшая до середины 1940-х гг. Большинство из них позднее приняло монашеский постриг. Избежавшие репрессий и оставшиеся в Ленинграде члены братства уже не собирались вместе и не занимались организованной благотворительностью, хотя в индивидуальном порядке продолжали помогать арестованным за веру, а также обучать детей Закону Божию. Они поддерживали друг друга морально и материально, старались хранить верность братским правилам и берегли память о своих погибших в лагерях духовных отцах. Последними из активных членов Александро-Невского братства скончались: в 1993 г. в Санкт-Петербурге Лидия Александровна Дмитриева (Мейер) – дочь известного философа, возглавлявшего в 1920-е гг. тайное религиозно-философское общество «Воскресенье», и в 2005 г. – архиепископ Ярославский Михей (Хархаров), до конца своих дней свято хранивший память о братстве.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/19/et...

За год до этого здесь была построена часовня в честь Вознесения Господня, теперь приписанная к Казанскому храму. Средства выделил англичанин по национальности, православный русский подданный мистер Джон Каписки, имеющий здесь дачу. Я с готовностью поехала, так как общестроительные работы здесь выполняли муж моей сестры Александр Морозов и мой сын Станислав Фомичев. Хотелось посмотреть, как часовня выглядит теперь, когда завершились отделочные работ. После молебна священника пригласили на обед в дом мистера Джона, семья которого в это время была в отъезде. Монахиня, присматривавшая за хозяйством, вынесла вдруг бумажную икону Николая II, написанную в Америке, и протянула её отцу Андрею. Батюшка сказал, что такая икона у него есть, и она протянула эту икону мне. Я была безмерно счастлива, поскольку к этому времени прочитала небольшую по объему книгу Александра Шаргунова «Чудеса Царственных мучеников», в которой удивительным образом собраны свидетельства людей разных поколений и социального положения, живших в разное время. Книга произвела на меня большое впечатление. Значительно позже я поняла, что это был Знак. Примерно в июле 1999 года было получено благословение на сбор денежных средств для восстановления часовни в деревне Перепечино. Вместе с Галиной Борисовной Пономаревой мы ходили с церковной кружкой по местным деревням Марочково, Емельянцево, Домашнево, Дубровка, Богдарня, пос. Луговой. Люди в основном по-доброму воспринимали известие о том, что еще одно церковное здание будет восстанавливаться. Пожертвования были небольшими, но на крупные сумы мы и не рассчитывали. Со своей стороны старались ответить на вопросы, рассказать о предстоящих церковных праздниках, обратить внимание на то, какие иконы можно увидеть в нашем приходском Свято-Покровском храме. Сбор средств вели Александр Степанович Сороковиков и Зинаида Ивановна Хихлова, которая с церковной кружкой ходила по электричкам. В общей сложности были собраны первые 14 000 рублей. Здание часовни осмотрел опытный инженер-строитель Вячеслав Петрович Инюшин.

http://sobory.ru/article/?object=04415

Современное состояние епархиальной и приходской жизни я бы назвал в целом удовлетворительным. Сегодня в нашей Церкви 124 епархии, Японская Автономная Церковь и около 18 000 приходов. Церковную жизнь окормляют 146 архиереев, из них 122 правящих и 24 викарных. За прошедшее с последнего Архиерейского Собора время епископат нашей Церкви увеличился. В 1995-1996 годах мною и собором епископов было совершено 9 архиерейских хиротоний: к сонму архипастырей Русской Православной Церкви были приобщены Преосвященные епископы Орехово-Зуевский Алексий, Дубоссарский Юстиниан, Хабаровский и Приамурский Марк, Красногорский Савва, Новосибирский и Бердский Сергий, Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, Элистинский и Калмыцкий Зосима, Архангельский и Холмогорский Тихон, Задонский Никон. Кроме того, ряд епископских хиротоний был совершен украинским и белорусским епископатом. За межсоборный период отошли ко Господу митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, постоянный член Священного Синода, и пребывавший на покое архиепископ Никон (Фомичев). Господь да упокоит почивших архипастырей в Небесных обителях. Пропоем им " вечную память " . Несмотря на отдельные проблемы, с которыми мы сталкиваемся во взаимоотношениях епархиальных Преосвященных и местных органов власти в финансовой области, в отношениях между архиереем, клиром и приходскими советами, - свидетельствую, что подавляющее большинство архипастырей, клириков, монашествующих и трудящихся в Церкви мирян несут свое послушание ревностно, самоотверженно, с деятельной любовью к Богу и ближнему. Священным Синодом были приняты решения об открытии десятков новых монастырей, мужских и женских. В последние несколько лет мы являемся свидетелями повсеместного возрождения монашеской жизни. Сегодня действует 185 мужских и 205 женских монастырей, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в других странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья. Открыто 47 монастырских подворий. Все наши монастыри по своему уставу общежительные. Действует Синодальная комиссия по делам монастырей, рассматривающая многие вопросы жизни монашеских обителей. Каждый монастырь - это святыня, связанная с историей Церкви и государства. Благодарю всех, вносящих лепты на возрождение наших монастырей. " Верьте, возлюбленные, - обращался к монашествующим новомученик протоиерей Иоанн Восторгов, - монашество есть цвет христианской жизни, ее поэзия, ее украшение. Посему велик подвиг вашего жития, доходит до Бога ваша молитва, славно и чисто звание иноческое, и спасительно оно для мира осуетившегося " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Массовое закрытие религиозных общин, в том числе и православных церквей, было прекращено. Но церкви, закрытые в годы хрущевских гонений, за все 20 «застойных» лет не были возвращены верующим. В связи с массовым оттоком сельского населения в город, некоторые сельские приходы теряли прихожан и закрывались; в то же время возможности для открытия новых приходов в городах, население которых стремительно росло, оставались крайне затруднительными. За вторую половину 60-х годов число православных приходов убавилось с 7523 в 1966 году до 7274 в 1971 году. В конце 60-х годов прекратилась практика частых переводов архиереев из одной епархии в другую, обусловленная ненормальными условиями, в которые поставлена была Церковь на рубеже 50-60-х годов. Архиереи получили более широкие возможности для объездов своих епархий для контроля за пастырской деятельностью священников, однако не в тех пределах, которые были доступны им в послевоенные годы. В изменившейся обстановке в кругах епископов и духовенства, озабоченного состоянием церковных дел, пробудилась надежда на восстановление того положения, в котором Церковь находилась в 50-е годы. К тому времени уже проявили себя нездоровые последствия реформы приходского управления, на которую Церковь вынуждена была пойти на Архиерейском Соборе 1961 года. Устранение настоятелей и клириков от административно-хозяйственных дел ставило их в ложное положение, затрудняло и в духовном окормлении паствы; порождало конфликтные ситуации; власть старост, не всегда имевших твердые христианские убеждения, приобрела неподобающие, непомерные масштабы. Летом 1965 года архиепископ Калужский Ермоген (Голубев) составил проект петиции на имя Святейшего Патриарха с предложением внести поправки в ту редакцию «Положения о Русской Православной Церкви», которая была принята Архиерейским Собором. В этом проекте предлагалось ввести настоятелей приходов в состав Приходского собрания («двадцатки») и Приходского совета в качестве председателя. Документ, составленный архиепископом Ермогеном, подписали также архиепископы Пермский - Леонид (Поляков), Иркутский - Вениамин (Новицкий), Новосибирский - Павел (Голышев), Казанский -Михаил (Воскресенский); епископы Рижский - Никон (Фомичев), Тамбовский - Михаил (Чуб) и Корсунь-Шевченковский - Григорий. Но путь к внесению новых изменений в «Положение о Русской Православной Церкви» был закрыт. Петиция не возымела успеха.

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010