03(16)11.1962 03(16)11.1962 14(27)01.1966 Поликарп Приймак 14(27)01.1966 29.05(11.06)1977 Никон II Фомичев 29.05(11.06)1977 05(18)06.1977 05(18)06.1977 29.04(12.05)1987 Исидор Кириченко 29.04(12.05)1987 03(16)05.1987 04(17)05.1987 14(27)12.1995 Пантелеимон Долганов 14(27)12.1995 22.01(04.02)1996 22.01(04.02)1996 Тихон Степанов 148 Архиепископ с даты назначения. По Двинской летописи, поставлен в сан архиепископа 09.03.1682 с титулом «Холмогорский и Вятский» (Титов A. А. Летопись Двинская. M., 1889. С. 43). Титул «... и Вятский» является ошибочным, так как в это время существовала отдельная Вятская епархия. Здесь должен быть «... и Важский», чему подтверждение находим в повествовании о кончине архиерея 6 сентября 1702 года, где он именуется Холмогорским и Важеским (Там же. С. 127). Вторая дата – дата кончины. 149 Бывший митрополит Лаодикийский. По ААО, Т. 1. С. 133–196. Скончался 01.01.1704 в Ярославле, по пути в Архангельск (в Холмогоры). 164 Епископ Новгород-Северский; откомандирован в Архангельск в связи с болезнью Александра Закке-Заккис. 166 Вторая дата – определение на покой. Вариант этой даты и первой даты преемника – 04.11.1908 – в статье «Архиереи Архангельской епархии» на официальном веб-сайте Архангельской епархии (www.arh-eparhia.ru). Скончался после 1917 г. 168 Архиепископ б. Тобольский. На епархии не был, не поехал, остался в Москве (см. Приложение 7. С. 872). 169 В 1922–1925 гг. в ссылке в Нарымском крае. Затем арестовывался в 1926 г. Архиепископ с 1926 г. Вторая дата – последний арест 05(18)01.1931 в Архангельске. Скончался в заключении 03(16)07.1932. В статье «Архиереи Архангельской епархии» (www. arh-eparhia.ru) даты иные: «в 1931 г. арестован, 16 февраля 1931 г. умер в заключении». В статье «Архиереи Архангельской епархии» (там же) в число православных иерархов по недоразумению включены обновленческие архиереи – Арсений (Покровский), Василий (Бехтерев) (ошибочно назван Василием [Дохтуровым]), Геронтий (Шевлягин). Включен также «епископ Варсонофий II» в 1923–1924 гг. – очевидно, Варсонофий (Вихвелин), но он в эти годы был епископом Никольским, викарием Вологодской епархии, и находился в Москве под арестом («без права выезда»). Еще один иерарх – епископ Никифор (Никольский) не мог быть Архангельским в 1933–1934 гг., ибо в это время на кафедре был еп. Никон (Пурлевский). См. ниже. |
3174. Глаголев А. И. Введение в христианскую экономию. Хозяйственный мир Библии//Просветитель. 1994. 1. С. 208–219. Главы из учебного пособия для правосл. учебных заведений. Попытка осмысления хозяйственных отношений в соответствии с текстами и духом Священного Писания. 3175. Филевский И., свящ. Наша земледельческая культура и Церковь //Просветитель. 1995. 2/3. С. 269–276. Размышления о воцерковленном, правосл. крестьянском труде и бытии в противовес попыткам языческого осмысления. Свящ. Иоанн Филевский (1865 – после 1918?) – законоучитель Харьковского реального училища. Перепеч. Источник не указан. 3176. Фомичев Ю. И. Некоторые проблемы социологических исследований исторического сознания и религиозных воззрений//РЧ, 2-е. 1995. С. 45–46. 3177. Что может собственных Платонов...//Просветитель. 1994. 1. С. 195–197. Предисл. В. Л. Шленова к публ. Н. П. Гилярова-Платонова . См. 3173. Всеобщая история 3178. Сабанеев Л. Л. Мои встречи: (Забавы маршала Тухачевского)//Просветитель. 1995. 2/3. С. 316–318. Богоборческая юность командарма. Языкознание 3179. Палимпсестов И. У. Вражеское вторжение//Просветитель. 1995. 2/3. С. 58–63. О рус. языке, его богатстве и силе, его значении для судеб России. И. У Палимпсестов (1818–1901) – ученый агроном, староста собора св. кн. Владимира в г. Севастополе, автор естественнонаучных трудов и ряда статей в духовных журналах. 3180. Почти сто лет тому назад//Просветитель. 1995. 2/3. С. 57–58. О патриотизме И. У. Палимпсестова. Заметка В. Л. Шленова. Литература 3181. Веденяпина Э. А. О ясных и темных местах в творчестве А. С. Пушкина//РЧ, 2-е. 1995. С. 18–22. Религиозное развитие А. С. Пушкина и его отражение в творчестве. 3182. Глинка А. П. Борьба души с собою; Отголоски души: [Стихи]//Просветитель. 1994. 1. С. 192–193. 3183. Глинка Ф. Н. Канун перед св. причастием: [Стихи]//Просветитель. 1994. 1. С. 193–194. 3184. Ильин И. А. Творчество И. С. Шмелева//Просветитель. 1994. 1. С. 228–250. 3185. Макарий (Глухарев), архим. Песнь благодарения: [Стихи]//Просветитель. 1994. 1. С. 192. |
Рейтинг: 9.9 Голосов: 1084 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Традиционно принята другая нумерация: II. «Отцы пустынники…»; III. «Подражание италиянскому»; IV. «Мирская власть»; VI. «Из Пиндемонти». 1 и 5 номера отсутствуют. Дело в том, что знак, поставленный Пушкиным возле стихотворения (Из Пиндемонти) можно прочесть и как VI, и как I. Последнее чтение предложил и аргументировал С.А. Фомичев (см.: Фомичев С.А. Последний лирический цикл Пушкина//Временник Пушкинской комиссии. 1981. Л.: Наука, 1985. С. 54–57. Здесь приводится и фотография автографа). Мы следуем такой последовательности стихотворений Каменноостровского цикла, которую предлагают в своих статьях С.А. Фомичев и С. Давыдов (см.: Давыдов С. Пушкин и христианство//Записки Русской Академической группы в США. Нью-Йорк, 1992–1993. С. 89–93). Впервые на такую связь этих стихотворений обратил внимание В.П. Старк (см.: Старк В.П. Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» и цикл Пушкина 1836 г.//Пушкин. Исследования и материалы. Т. X. Л.: Наука, 1982. С. 193–204). Пиндемонти Ипполито – итальянский поэт. Несмотря на название, стихотворение не является ни переводом, ни подражанием (характерно, что сначала поэт назвал его по-другому: «Из Альфреда Мюссе»). Hamlet. – Прим. А.С. Пушкина. См.: Кибальник С.А. О стихотворении «Из Пиндемонти» (Пушкин и Гораций)//Временник Пушкинской комиссии. 1979. Л.: 1982. С. 147–156. Непомнящий В. Поэзия и судьба (Над страницами духовной биографии Пушкина). М., 1987. С. 444. Об этом четверостишии см. специальную работу: Мурьянов М.Ф. О стихотворении А.С. Пушкина «Напрасно я бегу к сионским высотам»//Творчество Пушкина и зарубежный Восток. М.: Наука, 1991. С. 164–181. Об этом стихотворении см., например: Лепехин В. «Отцы пустынники и жены непорочны…» (Опыт подстрочного комментария)//А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 243–260. В 1836 г. в одном из номеров своего журнала «Современник» А.С. Пушкин опубликовал сочувственный отзыв на книгу архиепископа Георгия, в котором привел много выдержек из его поучений о вере, посте, молитве, в том числе и эти слова о духовной радости. |
274 Таблица составлена по материалам: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет… за 1968 г, л. 7; ГАКО. ф. р-2102, Оп. 7, д. 44, л. 24; ГАВО. ф. р-632, Оп. 7, д. 1, л. 3. 276 Текущий архив Иваново-Вознесенского и Кинешемкого епархииального управления Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1970 год. Л. 38. 278 Текущий архив Иваново-Вознесенского и Кинешемкого епархииального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1972 год. Л. 11 279 Текущий архив Иваново-Вознесенского и Кинешемкого епархииального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1970 год. Л. 20–21. 287 Никон (Фомичев), архиепископ. Из моих воспоминаний//Журнал Московской Патриархии. 1990. С. 31. 289 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет… за 1968 год, л. 14; за 1970 год, л. 3; за 1971 год, л. 1–2. 294 Таблица составлена по материалам: ГАВО. ф. р-362, Оп. 8, д. 3; Оп. 7, д. 2, л. 1; Оп. 7, д. 8, л. 7; Оп. 7, д. 15, л. 4. 295 Таблица составлена по материалам: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1977 г. л. 3, 4; за 1978 г. л. 4; за 1979 г. л. 3–4; за 1980 г. л. 4; за 1983 г., л. 2; за 1984 г., л. 3; за 1987 г., л.5. 300 Имеется в виду открытое голосование по единственной кандидатуре и реформа приходского упарвления 1961 года. 301 Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года и избрание Патриарх Пимена. СПб., 2004. С. 73. 305 Никон (Фомичев), архиепископ. Из моих воспоминаний//Журнал Московской Патриархии. 1990. С. 31. 309 См.: История Русской Православной Церкви. С. 944, Журнал Московской Патриархии. 1969. 4 С. 2–3 317 Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра 6–9 июня 1988 года. Материалы. Издание Московской Патриархии, 1990. 328 Поспеловский Д. В. Некоторые проблемы современной Русской Православной Церкви – ее внутренней жизни, культуры, образования//Вестник РХД. 1995. С. 201. 337 «Нужно много молиться, много трудиться и делать добро людям…» К 10-летию архиерейской хиротонии архиепископа Костромского и Галичского Александра. Кострома, 1999. С. 2. |
Т. 11. C. 330). Значимо, что Пушкин не использовал эту фразу, несмотря на ее эффектность; для него гораздо важнее другое. Обращение к Феодору Иоанновичу с призывом ниспослать «священное на власть благословенье» соответствует чину венчания на царство – молитве перед возложением венца, в которой к Богу Отцу обращено моление «Низпосли от престола Славы Твоея благословение» (см.: Барсов Е. Древнерусские памятники венчания на царство//Чтения в Императорском обществе истории. 1883; Попов К. Чин священного коронования//Богословский вестник. 1896. Апрель-май). Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 11. С. 287 См. хотя бы статью А.А. Ахматовой «Пушкин и невское взморье». Пушкинист С.А. Фомичев считает, что, напротив, эта сентенция является проявлением цинизма Бориса, поскольку при слове «гроб» должен вспоминаться убиенный царевич Димитрий (Фомичев С.А. Драматургия Пушкина//Русская драматургия XVII–XIX вв. М., 1982. С. 273). С уважением относясь к работам исследователя, тем не менее, считаем необходимым указать, что, во-первых, поклонение гробам входило в чин венчания на царство, а, во-вторых, гроб Димитрия находился далеко в Угличе и в видении слепого старца называется «могилкой» в противоположность величественным царским гробам. Черта историческая: «Умом естественным поняв великую истину, что народное образование есть сила государственная, и видя несомнительное в оном превосходство других европейцев, он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу» (Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 11. С. 355). «В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить россиян языкам европейским и наукам» (Там же). Карта России, начертанная сыном царя Феодором Борисовичем, о которой упоминается в трагедии, была издана в 1614 г. Герардом. «Имея ум редкий, Борис верил, однако же, искусству гадателей, призвал некоторых из них в тихий час ночи и спрашивал, что ожидает его в будущем» (Карамзин Н.М. |
Цит. по: Федотов А.А. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918-1988 г.г.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. Иваново, 1999.С. 43. Таблица составлена по: ГАРФ. Ф. р- 6991. Оп. 2; д. 13, том 3, л. 25-31, 54-58,72-78, 99-105, 115-122, 138-151, 225-230, 231-238, 251-255, 286-292; Оп. 6, д. 24, д. 25, л. 7-14, 15-23, 100-106, 143-148, 171-180; д. 99, л. 88-94, 118-125, 178-184; д. 167, л. 35-43, 72-82, 91-108, 109-115, 128-134; д. 168, л. 1-14, 104, 118-128, 140-153, 185-191; д. 234, л. 38-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-16, 17-22, 44-52, 114-120, 141-151, 168-175, 209-218; д. 304, л. 100-126, 141-148; д. 305, л. 19-35, 144-150, 172-183; д. 306, л. 17-24, 55-70. Никон (Фомичев), архиепископ. Из моих воспоминаний//Журнал Московской Патриархии. 1990. С. 31. Гераськин Ю. В. Православные верующие и Советская власть: подача ходатайств об открытии храмов в 50-е – 70-е гг. ХХ века.//Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века. Иваново, 2007. С. 36. См.: ГАВО. ф. р-362, Оп. 8, д. 3; Оп. 7, д. 2, л. 1; Оп. 7, д. 8, л. 7; Оп. 7, д. 15, л. 4. Таблица составлена по : ГАРФ. Ф. р-6991. Оп. 2,д. 167, л. 1, 37,38,97,107,108; Оп. 6, д. 167, л. 1-14, 35-43, 75-82, 109-115, 146-153, 185-191, д. 234, л. 34-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-22, 114-120, 141-150, 167-175, 209-218. Таблица составлена по: ГАРФ. Ф. р-6991. Оп. 6, д. 25, л. 7-14,15-23,100-106,143-148, 171-180; д. 98, л. 36-44, 94-102, 109-121, 134-141, 190-210; д. 99, л. 88-94, 118-125, 126-131, 173-184; д. 167, л. 96-99, 106-108, 128-130; д. 168, л. 1-14,104, 118-128, 140-153, 185-191; д. 234, л. 38-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-22, 44-52, 114-120, 141-151, 168-175, 209-218; д. 304; д. 305; д. 306. Имеется в виду открытое голосование по единственной кандидатуре и реформа приходского управления 1961 года. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года и избрание Патриарх Пимена. СПб., 2004. С. 73. |
Архиепископ Никон (Фомичев) вспоминал: «В 1983 году на Пасху милиция не пускала в храм молодежь, причем милицейский автобус был поставлен так, чтобы люди не могли видеть крестный ход через ворота. Когда пошел на крестный ход, я тоже не выдержал, подошел к милиционерам и сказал: – Что вы безобразничаете? Если не хотите пускать молодежь, так, дайте ей хотя бы видеть крестный ход! – Хорошо, хорошо, мы автобус уберем. Но вместо автобуса вскоре «убрали» меня, а ведь я стоял за интересы Церкви, за духовенство…» Случаи закрытия православных храмов имели место и в конце 1970-х, и во второй половине 1980-х годов. В Рязанской области в 1977–1978 гг. были сняты с регистрации Советом по делам религий две недействующие с 1965 года церкви . В Смоленской области на 1 января 1985 года действовали 37 православных приходов . В 1986 году количество приходов Смоленской епархии сократилось с 37 до 36. Постановлением Совета по делам религий при СМ СССР было снято с регистрации как распавшееся объединение Преображенской церкви села Леонтьево Вяземского района, имущество которой по просьбе верующих было передано еще в 1981 году в Троицкий собор г. Вязьмы . Между тем власти продолжали использовать Церковь в международной политике в первую очередь для того, чтобы показать, что в СССР отсутствуют преследования верующих, существует свобода совести. Интересно в этой связи письмо настоятеля Ярославского кафедрального собора протоиерея Бориса Старка, написанное им генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей доктору Филиппу Поттеру 16 марта 1976 года. В частности, он пишет о своем пастырском служении в СССР, что почти четверть века его пастырство проходило без всяких препятствий. Служил как можно чаще, при всяком случае говорил проповеди, проповедуя Слово Божие. За эти годы количество им погребенных и им крещенных исчисляется тысячами. Причем среди крещенных были не только младенцы, принесенные родителями, но и люди взрослые, сознательно шедшие на свое вступление в лоно Христовой Церкви. Более 30 юношам ему удалось помочь стать на путь пастырства, среди них и оба его сына, приехавшие на Родину малыми детьми . Далее он пишет: «На моей практике никто ни разу не был лишен возможности веровать и исповедовать, хотя среди людей с которыми мне приходилось общаться были люди обоих полов, самых разных возрастов, различных профессий, различных культурных и образовательных уровней» . |
Все случаи их злоупотреблений, как правило, покрывались государственной властью. Духовенство, лишившееся возможности распоряжаться церковными средствами, оказалось в крайне сложном положении. С другой стороны – отстранение от хозяйственной деятельности, возможно, предотвратило часть репрессий в отношении священнослужителей по экономическим обвинениям. 3) Закрытие храмов при Хрущеве имело своей целью «выровнять» общее их количество по Советскому Союзу, так как на оккупированных территориях, особенно на Украине и в Центральной России, количество действующих храмов отличалось в разы. В Центральной России в этот период количество закрытых храмов было хотя и существенным, но не носило тотальный характер. 4) Частой сменой правящих архиереев власть стремилась воспрепятствовать их сближению с массами верующего народа. См.: Васильева О. «Чувствую себя нервным от общего лада церковных дел…»//Альфа и Омега (Москва). 2003. 2 (36). С. 243. Никон (Фомичев), архиепископ. Из моих воспоминаний//Журнал Московской Патриархии. (ЖМП). 1990. С. 30-31. Поместный Собор Русской Православной Церкви: Материалы. Издание Московской Патриархии, 1990. С. 397. Федотов А.А. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918-1998 гг.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. Часть 1. Иваново, 1999. С. 32, 34. Таблица составлена по: ГАРФ. Ф. р-6991, оп. 2, д. 235, л. 8, 10-11, д. 236, л. 72, 90,112, 113, 150, 166, 178; д. 264, л. 93, 94, 135, д. 288 ;д. 495, л. 1-20, 70-73, 83-85, ; д. 494, л. 28, л. 53-56, 66-70, 72-75, 88-96; д. 313, л. 178-180, 191-192, д. 486, л. 113-115 Таблица составлена по : ГАРФ. Ф. р-6991.Оп.2, д. 136, л.12,73,84-86,91,142,152,153,167,179,180; д. 206; д. 207, л. 17,18, 71,79, 81,88, 90, 150,151,160,161; д. 235, л. 16,22-24; д. 264, л. 8,10, 89,90, 135; д. 288, л. 131 Администрация Ивановской области. Архив уполномоченного Совета по делам религий при Совмине СССР по Ивановской области. Дело Николаевской церкви с. Филиппково, л. 93. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. |
с 12.1992 – Латвийская автономная Православная Церковь Московского Патриархата (титул иерарха – Рижский и всея Латвии). Викарные кафедры: Таллинская, Либавская, Елгавская, Двинская. 15.09.1836 07.10.1841 Иринарх Попов 21.12.1841 06.11.1848 Филарет Гумилевский 06.11.1848 09.03.1867 03.1867 02.03.1870 02.03.1870 21.08.1874 02.10.1874 08.2.1877 Серафим Протопопов I 08.12.1877 23.02.1882 06.03.1882 28.03.1887 Донат Бабинский-Соколов 28.03.1887 04.10.1897 04.10.1897 13.08.1910 13.08.1910 17.10.1917 10(23)01.1918 01(14)01.1919 06(19)07.1921 12(25)10.1934 29.03(11.04)1936 07(20)07.1941 07(20)07.1941 15(28).02.1943 15(28).02.1943 09.1944 31.03(13.04)1945 08(21)08.1947 08(21)08.1947 14(27)03.1951 14(27)03.1951 11(24)05.1958 12(25)05.1958 01(14)08.1961 21.08(03.09)1961 30.12.1961(12.01.1962) 22.01(04.02)1962 31.05(13.06)1962 14(27)08.1962 21.07(03.08)1963 21.07(03.08)1963 14(27)01.1966 Никон Фомичев 14(27)01.1966 25.09(08.10)1966 25.09(08.10)1966 26.08(08.09)1990 28.08(10.09)1990 11(24)10.1990 12(25)10.1990 Ровенская Основана в 1940 г. Именовалась: Ровенская (и Луцкая ?); Волынское (Житомирское) викариатство в 1942 г. С 1946 г. – Волынская и Ровенская; с 28.03(10.04) 1990 – Ровенская и Острожская. Викарная кафедра: Кременецкая. 15(28)10.1940 02(15)07.1941 29.05(11.06)1942 07.1942 12(25)07.1942 Феодор Рафальский 01.1946 21.05(03.06)1948 Варлаам Борисевич 21.05(03.06)1948 02(15)11.1952 Панкратий Кашперук 02(15)11.1952 10(23)07.1956 Палладий Каминский 10(23)07.1956 06(19)07.1962 16(29)08.1962 09(22)12.1964 Мефодий Мензак 09(22)12.1964 25.09(08.10)1965 Леонтий Гудимов 25.09(08.10)1965 17(30)12.1986 17(30)12.1986 06(19)02.1990 06(19)02.1990 11(24)02.1990 11(24)02.1990 28.03(10.04)1990 Варфоломей Ващук 28.03(10.04)1990 06(19)10.1993 Ириней Середний арх 06(19)10.1993 14(27)10.1993 15(28)10.1993 14(27)08.1995 Анатолий Гладкий 14(27)08.1995 Романово-Борисоглебская (см. Тутаевская) Ромненская Дата основания неизвестна. Именование – по г. Ромны (Полтавская область УССР). Полтавское викариатство. |
См.: Фомичев С.А. Литературная судьба Грибоедова//Грибоедов А.С. Сочинения. М., 1988. С. 11 — 13. См.: Фомичев С.А. Литературная судьба Грибоедова. С. 15 — 16. Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980. С. 26. Данелия С.И. О философии Грибоедова//Данелия С.И. Философские исследования. Тбилиси, 1977. С. 304 — 382. Данелия С.И. О философии Грибоедова. С. 312 — 313. Wellek R. Concepts of Criticism. New Haven and L., 1969. P. 241. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1974 — 1978. Т. 9. С. 126 — 127. Байрон Дж. Г. Собр. соч.: В 4 т. М., 1981. Т. 1. С. 406. «Что я знаю?» (фр.). Байрон Дж. Г. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. С. 364. Герцен А.И. Собр. соч.: В 9 т. М., 1955 — 1958. Т. 4. С. 113 — 114. См.: Гордин Я. «Донос на всю Россию», или миф о масонском заговоре//Звезда. 1990. 6. С. 121. Кюхельбекер В.К. Избранные произведения: В 2 т. М.; Л., 1967. Т. 2. С. 443. Там же. С. 296. Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1977. С. 117 — 118; Грибоедов в воспоминаниях современников. С. 372. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. С. 222. Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. М., 1991. С. 86. Грибоедов в воспоминаниях современников. С. 258. См.: Грибоедов А.С. Сочинения. М., 1988. С. 665. Погодин М.П. Простая речь о мудреных вещах: Сочинение. Изд. второе. М., 1874. Отд. 2. С. 1 — 120. Грибоедов в воспоминаниях современников. С. 257 — 258. Грибоедов в воспоминаниях современников. С. 95. Грибоедов в воспоминаниях современников. С. 29. Погодин М.П. Простая речь о мудреных вещах. Отд. 2. С. 35 — 36. См.: Грибоедов А.С. Сочинения. М., 1988. С. 683 — 684. Медведева И.Н. «Горе от ума» Грибоедова. М., 1974. С. 67 — 77. Эльзон М.Д. «Чад» и «чаять». (О смысле фамилии Чацкого)//Русская литература. 1981. 2. С. 182 — 183. Булгаков С. Интеллигенция и революция//Наука и религия. 1989. 11. С. 26. Грибоедов А.С. Сочинения в стихах. Л., 1987. С. 170. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2702 чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 |
| |