Так вот, от нас требуется одно: чтобы мы жили так, как требуют существо и природа нашей жизни (благодатию Христовой, вы это уже и делаете), исправляя свои ошибки, а прежде других я, так нуждающийся во всем. И Христос Бог наш утвердит вас в своей любви, возрастит вас в совершенстве, ибо Он жизнь и сила наша вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 19 О том, чтобы постоянно внимать и трезвиться против диавольских искушений, а также о том, чтобы не самоугодничать Для чего монашеский уход из мира? Братия мои, отцы и чада. Божественный апостол учит нас задняя забывать и простираться в предняя ( Флп. 3:13 ). Поэтому и я не должен считать достаточным то количество оглашений, которое сказал вам до этого, но обязан идти дальше и, по благости Святого Духа и при содействии молитв нашего отца, направлять свои речи все к прежней цели. Я, неразумный, наставлял вас и снова не перестану наставлять. Указывал вам, детки, то, что должно, и опять буду стараться это делать; испытав на себе диавольские искушения, я своим слабым умом разъяснял вам их и не прекращу это делать дальше. Будем посему внимать, бодрствовать и устремлять свои помышления к Богу. Вспомним славные слова: «Арсений, для чего ты ушел из мира?» 129 Конечно, не для успокоения своей плоти, братия мои, и не для услаждения удовольствиями, равно как не для того, чтобы заниматься литературой, или философией, или каллиграфским искусством, или чтобы самоугодничать, или упражняться в искусстве чтения, а также не для того, чтобы искать славы или стремиться к первенству, предпочтению или власти, совсем ни для чего такого. Так для чего же? Для того, чтобы нам очиститься от грехов, чтобы облечься страхом Божиим, чтобы смириться даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2:8 ), то есть до умерщвления хотений нашей души и собственных желаний, для войны с противником диаволом (см. 1Пет. 5:8 ), для борьбы к началом, и ко властем, [и] к миродержителем тмы века сего ( Еф. 6:12 ), для того, чтобы не уступать разнообразным искушениям плоти, и, наконец, для того, чтобы разумно, с твердою верою стать неразумными (см. 1Кор. 1:21 ) в руках игумена, – этим средством воистину можно вся стрелы лукаваго разжженныя угасити ( Еф. 6:16 ) 130 . Монашеские добродетели

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Г.). Павел вселяет в верующих, потерявших своих близких, надежду, что они смогут встретиться с ними, уже в воскрешённых телах ( 1Фес. 4:13–18 ), указывая, что наши тела будут подобны телу Христа ( Флп. 3:21 ). Заключение . Имеют место разнообразные попытки найти альтернативные объяснения факту физического воскресения Христа. Не говоря уже о чрезвычайно внушительном свидетельстве физического воскресения Христа в том же самом теле, в котором Он жил и умер (см. воскресение Христа: свидетельства), не существует фактической основы ни для одной из этих теорий. Ни одна из них не объясняет имеющихся данных. Большинство из них – чисто натуралистические, а это противоречит тому факту, что Бог существует (см. доказательство космологическое: доказательство нравственное; доказательство телеологическое) и что Он может творить и творит чудеса (см. чудеса; чудеса: аргументы против). В других предполагается некое таинственное божественное вмешательство, в силу которого гроб оказался пустым, но в то же самое время без всякой на то необходимости принижаются как достоверность библейских материалов, так и личные нравственные качества Христа (см. Христос: уникальность). Библиография : J. Boice, Foundations of the Christian Faith. W. Craig, Knowing the Truth about the Resurrection. N. I. Geisler, The Battle for the Resurrection. → In Defense of the Resurrection. R. Gundry, Soma in Biblical Theology with Emphasis on Pauline Anthropology. G. Habermas, The Resurrection of Jesus: An Apologetic. M. Harris, From Grave to Glory. G. Ladd, I Believe in the Resurrection of Jesus. J. A. Schep, The Nature of the Resurrection Body. Воскресение Христа: возражения (RESURRECTION, OBJECTIONS TO) Среди стандартных возражений, выдвигаемых против учения о телесном воскресении Христа, встречаются утверждения, что чудеса в целом, и в том числе чудо Воскресения, неправдоподобны (см. чудеса: аргументы против). Этот вопрос рассматривается в специальной статье – см. чудеса: аргументы против. Другие заявляют, что мы не можем знать истинных обстоятельств таких событий, как смерть и воскресение Христа, потому что новозаветные документы подвергались обработке. Эти сомнения разрешаются в статьях: Библия: критика; Книга Деяний: историческая достоверность; Новый Завет: археология; Новый Завет: историческая достоверность; Новый Завет: рукописи; семинар по Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

26:33,56:69-74 ), а и не всегда способны были даже усвоить Его учение о спасении и поверить Ему (см., например: Ин. 14:5,8:22,16:12,17-18 ; Мф. 20:21 ; Мк. 6:52 ; Лк. 24:11 и 21; Деян. 1:6 и др.). Когда же Дух Святый сошел на них в виде огненных языков ( Деян. 2:3-6 ), они не только в тот же час вспомнили и усвоили, чему учил их Иисус Христос, а и тогда же смело шли за Него на суд и в темницу и потом пронесли это учение по всему міру, преподав его в оставленных ими писаниях в необъятной для мудрецов мира сего глубине и высоте, и, возрожденные и обновленные духовно, с радостию шли на страдания и смерть, иногда самую по суду міра позорную и по немощи плоти мучительную, как на желанную, ибо смерти уже нет и видимая смерть есть лишь дверь ко Христу и вечной жизни. Особенно драгоценно в этом отношении для нас то, что мы знаем о более всех потрудившемся в апостольстве и, может быть, более всех страдавшем внешне святом апостоле Павле, который из гонителя христиан, дышавшего на них гневом, стал апостолом и, трудясь непомерными трудами, говорил: Все могу в укрепляющем меня Иисусе ( Флп. 4:13 ), ибо уже не я живу, живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ); для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение ( Флп. 1:21 ). В своем Послании к Римлянам, не напрасно именуемом некоторыми пятым Евангелием, выясняя сущность принесенного Иисусом Христом спасения, которого не имели язычники и не давал закон и которое должно обнять собою не только род человеческий, а обновить и возродить и весь видимый мір, он говорит именно о посланном Христом в мір Духе Святом, который упраздняет немощное закона, спослушествует нам в самих молитвах наших, оживления которым чает вся тварь, повинувшаяся тлению за повинувшего ее, и к стяжанию которого Он и зовет всех как к цели христианской жизни. В этом отношении преимущественное значение в самом Послании к Римлянам имеют 5, 7, 8 и следующие главы, кончая 11. О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его ( Рим.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Holtzmann (Nent. Zeitgesch., 1895; стр. 31) и др. 119 «За грехи наши восстали против нас (потомков Давида?) грешники; напали на нас и изгнали нас те, которым Ты не дал обетования; силою отняли (власть) и не прославили имени Твоего достохвального; возложили на себя царский венец, сделали опустевшим престол Давида» (17, 6–8). По мнению ученых, речь здесь идет об Асмонейских правителях, присвоивших себе царскую власть и таким образом овладевших престолом, принадлежавшим по праву только Давидову роду. 120 Под этим беззаконным человеком разумеют Помпея, который в других псалмах изображается более определенными чертами (2:28–33, 8:16–21); см. «Псалмы Соломона», стр. 92–96. 121 Выражение χριστς κριος вовсе не имеет христианского смысла; см. об этом в нашем издании – «Псалмы Соломона», стр. 99. 124 Ψαλμο Σολομντος; Psalms of the Pharisees commonly called the psalms of Solomon; Cambridge 1891. 126 Исследование о книге Юбилеев и русский перевод её см. в нашем издании – «Книга Юбилеев или Малое Бытие» (второй выпуск апокрифов В. Зав.), Казань 1896. 127 Указание родственных мест в книге Еноха и в книге Юбилеев см. у Ronsch – Das Buch der Jubilaen, Leipzig 1874, стр. 403 и д.; Baldensperger – Selbstbewusstsein Jesu, стр. 21. 130 Об этом есть и внешние свидетельства: блаж. Иеороним очевидно имел под руками еврейский текст апокрифа: «я не знаю, говорит он, чтобы слово . насколько мне подсказывает память, находилось где-нибудь в другом месте в священных писаниях евреев, как только в книге апокрифической, которая греками называется μικρογνεσις». См. об языке рассматриваемого апокрифа в нашем издании «Книга Юбилеев», стр. 31–35. 131 Ronsch относит написание её к 50–60 г. до Р. Хр. (стр. 518), Baldensperger (стр. 22) к первым годам христианской эры. 133 Мы имели под руками издание Fabricius " а (Codex pseudep. Vet. Test., 1, стр. 496 –758) и древне-славянский текст Заветов по изданию Тихонравова – Памятники отреченной русской литературы, 1863. 134 «И восстанет из семени моего (Вениаминова) в последние дни возлюбленный Господом, слушающий на земле глас Его, ведением новым просвещающий народы, – (восстанет) свет знания, восходящий на спасение Израиля, похищающий из него как волк и приводящий к собранию народов (к церкви?). И до окончания веков он будет в собраниях народов и между начальниками их как музыкальный глас в устах всех; и в книгах святых будет он записан, а также дело и слово его; и он будет избранником Божиим до века. И о нем дал мне (Вениамину) наставление отец мой Иаков, говоря: он восполнит оскудение колена твоего». Зав. Вениам. 11 гл.; ср. Рим. 11:1 . Флп. 3:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Божий Промысл «часто попускает, – говорит святой Дамаскин, – что праведник впадает в скорби, чтобы другим явлена была сокровенная в нем добродетель, как это случилось с Иовом... Иногда Бог попускает, что святой, благочестивый человек тяжко страдает, чтобы не отпал от истинной совести и не впал в гордость по причине дарованной ему силы и благодати, как это было с апостолом Павлом». В Своем промыслительном домостроении человеческого спасения Бог соделал скорби и страдания путем в Царство Небесное (см. 2Кор.4:10 ; 1Фес.3:3 ; 2Фес.1:5 ; 1Пет.2:19–21, 4:16 ; Евр.12:6–8 ). Христоносный апостол возвещает, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ; ср.: Мф.7:14 ; Лк.13:24 ; 2Тим.2:12, 3:12 ). Нередко к худым людям – безбожникам и грешникам – Бог проявляет Свою отеческую любовь и доброту, осыпая их земными благами с одним-единственным промыслительным желанием: согреть и растопить очерствевшее их сердце, пробудить их к вечной цели жизни, открыть им душевные очи к зрению небесных и нетленных ценностей, вывести их из нечистоты и мрака смертности в лазурь бессмертия, вызвать в них спасительное чувство умиления и целительные слезы покаяния, Своим Божественным добром побороть их душепагубное зло (см. Рим.2:4, 12:20–21 ). Не следует забывать евангельской истины: всякий, делающий злое, ненавидит добро и истину (см. Ин.3:20 ); а злые люди, воспаляемые живущим в их душе грехом, восстают на праведников, несущих добро и справедливость, преследуют их, мучают, бьют и даже убивают; Бог же Своим Промыслом всё это попускает, не желая стеснить или истребить действие свободной человеческой воли (см. Ин.15:18, 20 ; 1Ин.3:13 ). А участь христоносных праведников, над которыми бодрствует многозаботливый Божий Промысл, выражена апостольскими словами: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ; ср.: Флп.1:19 ; Мф.15:24 ; Рим.8:17 ). Это естественно, потому что мир, лежащий во зле (см. 1Ин.5:19 ), не может и не будет любить и почитать носителей вечного добра – христоносных праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

VIII. «Плоть» и Личность Христа. Христология ап. Павла (очень сложная часть его вероучительной системы) разбираемого нами термина касается только тремя вопросами: принятие плоти (воплощение), смерть плоти Христовой (искупление), наконец, прославление Христа 1837 . —340— Сущность воплощения у апостола изображается в том,. что Сын Божий «родился от семени Давидова по плоти» (ατ σα Рим.1:3 ). В этом тексте апостол повторяет христологические воззрения синоптиков и кн. Деяний, а потому в происхождении Христа по плоти разумеет принятие Им всей человеческой природы. Христос по плоти (ατ σα) от израильтян ( Рим.9:5 ). Сравнивая отношение Христа к своему народу в этом изречении апостола с изречениями его о Своих отношениях к Израильтянам нельзя не видеть сходства. Израильтян апостол называет своими родственниками по плоти (συγγενες ατ σα 9:3; μο τν σα 11:14). Но, понятно, связь человеческой личности со своим народом есть нечто большее, чем телесное происхождение; это связь личности со своей средой на почве и духовных, и телесных отношений. Сам апостол был евреем от евреев ( Флп.3:5 ). Здесь слово σξ, очевидно, употребляется в смысле всего человека (см. выше II). И по отношению ко Христу приведенные места надо понимать в смысле указания на происхождение его от израильтян, от семени Давидова по плоти и по душе, словом, по человечеству. Он был подобен человекам (ν μοιματι νϑπων γενμενος). Значение слова μοωμα не настолько слабо, чтобы обозначать только формальное подобие, подобие по телесной стороне человеческого существа. Тем более здесь у апостола о видимом подобии Христа человекам говорится особо: по виду (σχματι) стал как человек ( Флп.2:7 ). Поэтому нет никакого основания приписывать апостолу мысль, что Христос принял на себя одно человеческое тело без души 1838 . Телесность Христа яснее указывается в Кол.1:21, 22 , где ему приписывается τ σμα τς σας (единств, паралл. Сир.23:22 ), тело живое, одушевленное, словом, земное тело. В посл. к евр. «как дети причастны плоти и крови, и Он также воспринял оные» (εοιννηε… σας α αμα-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таковы богодухновенные словеса прекрасной души и языка Афанасия, пусть немногие из многого, однако же дающие отведать его духовной мудрости и созерцательнейшего ума. Женские общины С тех пор он намащивал к поприщу аскезы 122 не только мужское естество, но делал мужественными и жён, которые приходили к нему и обильно напаивались из родников его учения. Он учил их считать всё за сор (ср. Флп.3:8 ), презирать мир, пренебрегать всяким плотским покоем, умертвить себя для всего житейского и, взяв крест, ожить и последовать за Христом. Они же, будучи утверждены сим наставником, пастырем и руководителем в том же правиле и образе, что и у мужей, до сих пор сохраняют это правило подвижничества (и среди них явились превосходные по добродетели), все как одна стремясь к благу и добродетели и даже доныне храня отпечатки духовных и отеческих заповеданий, назиданий и установлений Афанасия. Гонения от Ганского митрополита 12 . Итак, всё у него обстояло прекрасно, и Афанасий пребывал в доброй радости со своими учениками на этой горе и при этом потоке. Но поскольку подобало ему не только украшаться подвижническими трудами, но и стать причастным и сообразным (см. Рим.8:29 ; Флп.3:21 ) страданиям Христовым, то наконец и ему довелось сопричислиться к исповедникам и мученикам. Ибо нечестивый Векк, скорее бесоначальник, нежели патриарх 123 , рукоположил Ганским архиереем 124 одного полузлодея, а лучше сказать – всезлодея, «от того же», как говорится, «гончара» 125 , очищая, бесстыдный, грязь грязью 126 . Тот, придя к сему великому душой и разумом Афанасию, принуждал его присоединиться к нечестию и вступить в общение, хотя бы до молитв, произносимых в Панагии 127 . Но он отвечал ему апостольским каноном, гласящим: «Если кто с отлучённым от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковой да будет отлучён» 128 . Так сказал он; а тот нечестивый архиерей 129 , вскипев от гнева, соскочил с кафедры и, схватив Афанасия обеими руками за бороду и повергнув немилосердно на землю, начал, одержимый, бить и топтать ногами, бесстыжий – прославленного 130 . Ученики свт. Афанасия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Современные протестанты уверенно утверждают, что апостол Павел наверняка был женат, поскольку женитьба рассматривалась правоверными иудеями как долг перед Богом и перед обществом. И происходило это довольно рано - в 18-20 лет. Здесь упускается из виду два момента. Во-первых, свидетельство самого апостола, а во-вторых тот факт, что правоверный иудей мог себе позволить отложить выполнение этого долга по одной важной причине - если он посвящал себя изучению Закона. Последнее в отношении апостола Павда даже доказывать не нужно. Часть 2 «Юный Савл был тщательно наставлен в отеческом законе (ср.: Деян. 22, 3), чего и надлежало ожидать, судя по знаменитости его наставника. Чрезвычайные дарования вскоре выделили его среди сверстников, так что немногие могли равняться с ним в разумении фарисейского богословия (см.: Гал. 1, 14). Природная доброта сердца, а может быть, и пример наставника были причиною того, что Савл, не смотря на юные свои лета, когда обыкновенно любят более знать, нежели исполнять познанное, старался вести жизнь неукоризненную (см.: 2 Тим. 1, 3) и был по правде законной непорочен (ср.: Флп. 3, 6)».(1) «Промысл, избравший Савла от чрева матери (см.: Гал. 1, 15) на великое служение апостольства, обнаружил мудрое водительство и в том, что попустил ему провести юность свою при ногах Гамалиила (Деян. 22, 3). Первое понятие о христианстве Павел, по всей вероятности, получил еще в школе Гамалиила, ибо нельзя думать, чтобы фарисейские наставники оставляли учеников своих в неведении о так называемой ими «новой секте», которая с самого своего начала сделалась весьма значительной и угрожала всем преданиям фарисеев. Невероятным даже кажется, чтобы Савл никогда не видал Иисуса Христа в продолжение Его земной жизни. Так, однако же, заставляют думать вся последующая история и все его послания. Павел нигде не упоминает о том, чтобы он видел Иисуса Христа, хотя во многих случаях было бы весьма прилично и даже нужно упомянуть об этом (например, см.: Гал. 1, 12 - ср.: Деян. 1, 21 и др.). Напротив, он нередко говорит нечто такое, из чего должно заключить, что Иисус Христос не был ему известен лично (например, см.: Деян. 9, 5). Притом если бы Павел находился когда-нибудь в числе слушателей Иисуса Христа, то евангелисты, вероятно, заметили бы это обстоятельство, тем более что он, судя по его характеру, не мог быть безмолвным слушателем или зрителем Мессии.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/11/...

Потом, когда вещь поступила в его область, он говорит: моя навсегда... Эта исключительность владения решительная, сердечная, как ограду какую обводит около его вещей и отревает всех других. В отношении к религии. Познать Бога ему некогда; поэтому он содержит веру так, как слышал и принял и как умеет вообразить душою, загроможденною вещами чувственными. Больше всего склонен он к суеверию, антропоморфизму 159 , идолопоклонству. Сильная и исключительная любовь к вещам делает подозрительным его богопочитание внутреннее, ибо, как говорит Господь, нельзя Богу работати и мамоне (ср.: Мф. 6, 24 ). Посему он прямо называется идолопоклонником (см.: Еф. 5, 5 ; Кол. 3, 5 ; Мф. 19, 22 ; Иов. 31, 24 ). Он будто и чтит Бога, но не сердцем, а чем-нибудь внешним, и притом не иначе как в ожидании умножения прибытков или из страха потерять и желания сохранить то, что имеется. Потому он склонен ко внешнему богопочтению и любит в нем богатство и великолепие. Страсть к стяжанию, при недостатке прямых путей, приводит его иногда к магии и другим нелепостям (см.: 1Тим. 6, 9 ). В отношении к себе. У любостяжательного вид некоторых добродетелей бросается в глаза. Он будто бережлив, а между тем скуп; труд и неусыпность его только для корысти; воздержание от удовольствий и наслаждений затем только, чтоб не истратиться. У него собственно нет заботы ни о душе, ни о теле: он себя приносит в жертву вещам. Забота не дает ему времени насладиться стяжанием, и оттого нет мира в душе его. Случись несчастие, он готов пасть в отчаяние, легко теряет ум и делается сумасшедшим, а иногда налагает на себя руки. В отношении к другим он бесчеловечен, завистлив, коварен, вероломен, сутяга; благодетельствовать даром не любит, разве только победит его тщеславие; дружбы короткой не знает. Нет неправды, на которую не решился бы корыстный, как показал на себе Иуда (см.: Мф. 26, 15 ). От него – воровство, святотатство (см.: Нав. 7, 1 ; Деян. 5, 1–2 ), убийства, предательства. Корыстолюбивый – негожий член дома, общества и Церкви (см.: Притч. 15, 27; 29, 4 ; 1Цар. 8, 3 ; 2Тим. 3, 3 ; Флп. 2, 20–21 ; 1Пет. 5, 2 ). Низшие из них обыкновенно покорны, рачительны и трудятся, чтоб как-нибудь запасти копейку; но они склонны обмануть господина или начальника,– как-нибудь похитить себе и скрыть концы; и сейчас же оставляют их, коль скоро те в какой-нибудь беде. Высшие или начальствующие в каком-нибудь виде – ничего нет хуже, по небрежению и беспечности о других. Ни до кого им нет нужды, ни до правды, ни до людей. Начальника такого не любят, ибо он все как-нибудь хочет оттянуть копейку; посему ему неверны и всячески ищут обхитрить его. В доме он худо содержит всех, как и себя, оставляет без внимания детей и семейство все. Там водворяются грубость и невежество;

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Например, не приглашай к себе в дом языком того, кого не хочет приглашать сердце: иначе ты впадешь в лицемерие. Или иначе: если приглашаешь кого к себе, то приглашай и сердцем и устами. Не двоедушничай и своим лицемерием, своею личиною не служи лжецу-диаволу (Ср.: Ин.8:44 ). Тщательно также наблюдай за движениями своих глаз или лучше: за движениями души в глазах, чтобы они не взглянули на кого-либо нецеломудренно, или злобно, или презорливо, или завистливо. – Непрестанно памятуй, что Господь зрит на тебя, а враг блюдет твою пяту неусыпно (Ср.: Быт.3:15 ), яко рыкающий лев ходит ища поглотить тебя (Ср.: 1Пет.5:8 ). От сердца исходит око лукаво ( Мк.7:21, 22 ). Верь больному, непритворно сказывающему о себе, что он болен, и не пытай его неверием и подозрением в истине его слов, чтобы Бог не послал тебе самому такую же, как у него, болезнь и не дал тебе опытом дознать, какая горькая обида для больного, когда не верят его болезни и мучат его обидным подозрением. – В нюже меру мерите, возмерится вам ( Мф.7:2 ). Поспешно иди совершать всякую требу, когда позовет тебя кто бы то ни был, памятуя, что ты должен быть, по слову Спасителя, слугою всех (См.: Мф.20:25–28 ) и что непокорение есть грех , равный идолослужению: якоже грех есть идолослужение, тако грех есть непокорение (Ср.: 1Цар.15:23 ), и что Господь наш Иисус Христос , верховный Пастыреначальник ( 1Пет.5:4 ) послушлив был даже до смерти ( Флп.2:8 ) нашего ради спасения 15 , смерти же крестныя ( Флп.2:8 ). Всем бых вся, да всяко некия спасу ( 1Кор.9:22 ). Священник должен приспособляться к многовидным характерам людей, терпеливо снося их слабости, страсти, дурные привычки, строптивость, горячность и прочее – да всяко некия спасет. Потому от священника по преимуществу требуется кротость и смирение, незлобие, долготерпение, милосердие и сострадательность. При сношениях с людьми враг старается оттолкнуть нас от них чувствами злобы и лукавства, убийственными для нас самих, повергающими нас в уныние, но не надо обращать внимания на этот адский дым в сердце, расстилаемый сатаною, а надо с любовию, простотою и доверчивостию беседовать с людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010