Флп.3:18 . «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова». Объясн. Для апостола не было людей, более достойных оплакивания, как враги креста. Как же после этого осмеливаются некоторые утверждать, что крест есть виселица, что, будучи орудием казни Христовой, он достоин отвращения и ненависти? Забывают эти люди то, что смерть Христова была не насильственная казнь, но добровольно принятый Им на Себя подвиг, и крест не орудие казни, а избранное Христом орудие избавления: Прем.14:7 ; 1Пет.2:24 ; Еф.2:16 . Слово о Кресте только для погибающих юродство есть, для нас, спасаемых, сила Божия: 1Кор.1:18 . Вот почему апостол ничем иным не желал хвалиться, как только Крестом Христовым: Гал.6:14 ; Евр.13:13 . Кол.1:20 . «И чтобы посредством Его примирить с Собой всё, умиротворив чрез Него, кровью Креста Его, и земное и небесное». Объясн. Этими словами апостол лишний раз подтверждает славу и силу Креста Христова, обагрённого Кровью Спасителя для умиротворения всего земного и небесного. Вот поэтому-то крест и является знаменем нашей веры: Чис.21:8 ; Ин.3:14–15 . Вот почему слово крест для нас – сила Божия: 1Кор.1:18 . Кол.2:14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Объясн. См. 1Пет.2:24 . Втор.21:22–23 ; ср. Гал.3:13 . «Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве; то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»... Объясн. В этих местах проклятие касается не креста, а висевшего («всякий висящий») на древе крестном преступника, но на том кресте, который мы почитаем, висел не преступник, а Спаситель всего мира, Который Своим прикосновением освятил крест. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а в людях и грехах людских, вызвавших крестные страдания Господа: 1Ин.3:5 ; Ис.53:5 . Поэтому негодование вследствие этого проклятия должно было бы направить не на крест, а скорее на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних: Ин.13:34–35 , – то всё негодование заблуждающиеся в мнении о кресте должны направить на самих себя за невежественное истолкование Слова Божия: 2Пет.3:16 . В отношении Креста Христова должно помнить и держаться следующего правила: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»: Деян.10:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.3:18 .  Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. 1Кор.3:19 .  Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. 1Кор.3:20 .  И еще: Го­с­по­дь знает ум­с­т­во­вания мудрецов, что они суетны. Источник только что указанного зла заключается в следующем. Некоторые люди, правильнее проповедники, выступают среди коринфян с мудростью этого века, тщеславясь своею способностью рассуждать как философы. Отсюда, разумеется, они заставляют своих слушателей отступать от того пути, на каком они были поставлены Ап. Павлом и Аполлосом. Ап. увещевает читателей не увлекаться этой светской мудростью, даже отказаться от нее, стать безумным во мнении мирских философов, чтобы сделаться действительными мудрецами в христианском смысле. Поступать так необходимо, потому что к этому призывает уже Св. Писание. В книге Иова ( Иов.5:13 ) мудрецы представляются уже такими, которые попадают в свои собственные сети. След., здесь говорится о ничтожестве результатов чисто-человеческой мудрости. Далее ( Пс. 93:11 ) говорится о том, что чисто-человеческая мудрость ничтожна и по самому своему существу. Конечно, Ап. имеет здесь в виду тот случай, когда мудрость человеческая берет на себя смелость найти средства к искуплению человечества и дать человеку спасение. Посильные же труды мудрости человеческой Ап. одобряет ( Флп. 4:8 ). 1Кор.3:21–23 . Показавши, каково должно быть отношение проповедников к христианскому обществу, Ап. говорит теперь о том, как христиане должны относиться к своим пастырям. Верующие не должны считать себя принадлежащими учителям веры – напротив, учителя веры принадлежат верующим, а верующие принадлежат Христу и Богу. 1Кор.3:21 .  Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: «Не хвались человеками» – см. 1Кор.1:12 . – «Все ваше». Стоики говорили, что они всем владеют (omnia sapientis sunt). С еще большим правом эти слова могут повторить о себе христиане, потому что они принадлежат Богу, а Бог все отдает в пользование им, все направляется к их спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вот мы открываем Евангелие от Иоанна и читаем ( Ин.13:15 ): «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Открываем первое послание апостола Петра и читаем: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Петр.2:21 ). Открываем первое послание Иоанна, читаем ( 1Ин.2:6 ): «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». Открываем послание апостола Павла к Филиппийцам, читаем: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). Неужели, прочтя эти слова, можно хоть на минуту согласиться с тем, что правы принимающие христианство «постольку поскольку»? Оно не мешает кинематографам, театру, нашему мирскому благополучию, нашему мирскому времяпрепровождению? Это ли значит – в нас не должны быть те же чувствования, как и во Христе Иисусе? Это ли значит, что «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 )? Это ли есть пример, это ли есть дорога, указанная Спасителем? Нам и более определенно, в Слове Божием, раскрывается, в чем именно ждет от нас Господь подражания Христу. В послании к Ефесянам апостол Павел говорит ( Еф.5:2 ): «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас». Так вот чему мы должны подражать – любви Христовой, должны иметь такую любовь в сердце своем, которая была бы подобна той любви, которою возлюбил нас Христос. В Евангелии от Матфея читаем: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Вот чему научитесь – кротости и смирению, дабы нам быть такими же, как Господь наш Иисус Христос , показующий этот пример. Можно ли, будучи все время в раздражении, ведя постоянную и озлобленную борьбу со всеми окружающими, можно ли, возвеличивая свою человеческую волю, впадая в гордыню, можно ли «брать пример» со Спасителя и Его кротости и смирения? И как можно соединить это «постольку поскольку» с образом Христа, который, как предмет подражания, стоит перед внутренним зрением человека?! Увещевая Тимофея подвизаться добрым исповеданием апостол Павел говорит: «Добрым исповеданием подражай Христу, который засвидетельствовал перед Пилатом доброе исповедание, неукоризненно» (См.: 1Тим.6:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Да будет известно и то, что в Священном Писании слово «крест» употребляется двояким образом: – в смысле вещественном, или буквальном, означая крестное древо, или деревянный крест из двух перекладин, каков был и тот, на коем распялся Спаситель; – в смысле духовном, который запечатлен в Его словах: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк.8:34 ) и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:38 ). Двояк человек, двояк и крест, который надлежит нести ему в подражание Спасителю. И кто почитает лишь духовный крест, а вещественный хулит, тот не последователь, но враг креста Христова ( Флп.3:18 ) и еретик. В нашем обыденном языке слово «крест» означает также крестное знамение, совершаемое рукой, возводимой ко лбу, груди и обоим плечам, но об этом я скажу позже. Священное Писание чаще говорит о кресте в первом смысле. Например: И, неся крест... Господь вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа ( Ин.19:17 ); Выходя, иудеи и воины встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его ( Мф.27:32 ; Мк.15:21 ); при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина ( Ин.19:25 ); Крест как орудие спасения людей был прообразован в Ветхом Завете медным змием ( Числ.21:9 ) и явлен Спасителем в Новом Завете (см.: Ин.3:14–15 ). Сектант : Крест не что иное, как виселица. Но можно ли почитать предмет, послуживший орудием мучений для Господа? Священник : Всем христианам надлежит безмерно чтить святой Крест, ибо Господь возлюбил его и сжег на нем, как на жертвеннике, грех наш. Позор, открывающийся на Кресте, наш позор, не Господень, со стороны же Господа на нем явлена лишь любовь. Потому мысль о Кресте понуждает нас стыдиться своих грехов, каяться и бороться с ними, обнимая Крест, как обнял его Господь, а вместе с тем умилиться любви, спасшей нас от смерти греховной. Предметы, причиняющие печаль и боль, как связанные с утратой дорогого человека, вряд ли кто станет чтить; Крест же Господень не печаль нам принес, но радость и спасение. Ибо он не был, как полагаете вы, сектанты, простым орудием казни, но алтарем, на котором принесена самая великая и самая драгоценная Жертва ради нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

В Послании к Филиппийцам апостол Павел говорит: Господь Иисус «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» [Флп 3:21]. То есть наше тело не плохо само по себе, но оно уничижено, унижено. Унижено чем? Ну конечно, вы уже знаете чем. Нашим грехом, нашим согласием на грех, согласием Адама и Евы на грех, которое мы воспроизводим нашими греха ми все время. Но Господь тела потомков Адама преобразует так, что они будут сообразны, то есть они будут иметь тот же образ, что и Его славное тело. И реальность этого преобразования демонстрируется на горе Преображения , когда Иисус Христос, сбросив подобие тела греховного, не исчез, не развоплотился, не говорил из воздуха. Он был Тот же Иисус, Которого знали ученики. Но Он изменился, Он просиял внутренним светом для видевших это трех апостолов. Это было внутреннее сияние свободной от греха плоти. Евангелисты искали слова, но найти не могли. Матфей сказал: «…просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» [Мф 17:2]. Марк: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» [Мк 9:3]. Евангелисты искали слова, как, должно быть, искали слова и апостолы, видевшие преображение Иисуса на Фаворе. Искали — и не могли сыскать. Ведь белильщик мог выбелить хорошо, это умели делать, но то, то видели апостолы, было белее белого. Как и лицо Иисуса, просияв- шее, как солнце. Но это было то же тело, те же ткани одежды, только преображенные — и это дано было увидеть апостолам здесь, на земле, их плотскими глазами, «якоже можаху», как поется на церковнославянском в тропаре праздника Преображения. То есть насколько они могли увидеть своей еще пораженной грехом, еще не омытой Христом плотью, настолько они увидели славную, свободную от греха плоть человеческую. И они тут же сказали: «Хорошо нам здесь быть». Они ощутили, что хорошо быть там, где нет власти греха и сатаны, где есть уже свобода в Боге. Сукка (шатер) праздника Суккот (Кущей) в современном Израиле От растерянности и неожиданности Петр говорит что-то несуразное: сделаем три кущи, чтобы поклоняться Тебе, Моисею и Илии [см.: Мк 9:5].

http://blog.predanie.ru/article/religiya...

Ипполит Римский (О Христе и Антихристе, 26): “Показывает власть, данную Отцом Сыну (Мф 28:18), Который поставлен царём небесных, земных и преисподних (Флп 2:10) и судиёю всех. Небесных потому, что Слово Отца существовало прежде всех, земных — потому, что Оно родилось человеком в человеках, обновляя Собою Адама, преисподних — потому, что Оно в мёртвых вменилось, благовествуя душам святых (1 Пет 3:19) и смертию Своею побеждая смерть”. Ориген (О началах, 2.5.3) обличает еретиков такими словами: “пусть не уклоняются в то, что они говорят, будто Бог, воздающий каждому по заслугам, воздаёт злом за зло по ненависти к злым, а не потому, что согрешившие нуждаются во врачевании более или менее суровыми средствами, и по этой причине к ним применяются меры, в настоящее время под видом исправления причиняющие, по-видимому, чувство страдания. Они не читают, что написано о надежде погибших в потопе, о каковой надежде сам Пётр, в своём первом послании, говорит так: и Христос, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение спасает (1 Пет 3:18–21)”. Косвенно подтверждают такое толкование и другие авторы, которые, не ссылаясь прямо на 1 Петра, говорят о сошествии Христа во ад и о Его проповеди умершим как о принципиально важном элементе христианской веры. Об этом, к примеру, пишут Иустин Мученик (Диалог с Трифоном иудеем, 72.1), Тертуллиан (О душе, 7.3); анонимный апокриф “Послание апостолов” (27); священномученик Ириней Лионский (Против ересей, 4.27.2: “Господь нисшёл в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своём пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него”; см. также Против ересей, 3.20.4; 4.33.1; 4.33.12; 5.31.1) При этом Долтон утверждает, что до Климента Александрийского христианские богословы вовсе не связывали схождение Христа во ад с этим отрывком; мы в самом деле не можем найти таких цитат, которые бы на это указывали. Зато о том, какую существенную роль играет в православной традиции тема сошествия Христа во ад, существует работа, в которой, в частности, сказано: “В богослужебных текстах Православной Церкви неоднократно подчёркивается, что, сойдя во ад, Христос открыл путь ко спасению для всех людей, а не только для ветхозаветных праведников” 4 .

http://pravmir.ru/chto-i-komu-vozveshhal...

…Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. (Флп. 1, 21) Нет, наверное, такого дома в мире, который никогда бы не посетила смерть, а вместе со смертью и печаль. Однако разной бывает в этом случае печаль верующего и атеиста. Апостол Павел говорит, что мы не должны скорбеть, как прочие (то есть неверующие), не имеющие надежды на то, что смерти как небытия нет, а есть лишь переход - из времени в вечность (см.: 1 Сол. 4, 13). Именно это должно умерять нашу скорбь при потере близких. Но совершенно не скорбеть невозможно. Мы часто слышим эти расхожие слова: " Незаменимых людей нет " . И только когда умирает тот, кто был дорог, понимаем, какая это неправда: место рядом с нами - то место, которое занимал ушедший в мир иной,- остается пустым. И его уже никто никогда не заступит, потому что принадлежало оно только ему. И другое не дает не печалиться: и веруя в Бога и в вечную загробную жизнь, мы не знаем, какой участи сподобился в ней любимый нами человек - ведь никто не чист от греха, хотя бы и один только день прожил на земле. Но наши слезы, наши страдания не приносят умершим отрады, скорее, наоборот. Единственное, в чем они нуждаются,- это молитва о них. Молитва - в самом широком понимании этого слова: и поминовение на проскомидии, и панихида, и чтение Псалтири и тех заупокойных молитвословий, которые существуют в церковной практике. Мы можем, наряду с этим, молиться и своими словами: каждый раз, когда вспомнится нам почивший и шевельнется в сердце скорбь о нем, просить, чтобы Господь простил его грехи и сподобил Своего Небесного Царства. Можем творить милостыню в их память. Однако основанием молитвы за усопших, лучшей жертвой за них является наша собственная жизнь - жизнь, согласная с Евангелием, жизнь в Церкви, устремленная к вечной цели - спасению. Живя так, мы в сердце своем будем ощущать мир с Богом и людьми, и оно само будет удостоверять нас в том, что Господь слышит нас, когда мы взываем к Нему. И нередко бывает, что трагическая смерть близкого человека становится для его родных и знаемых поворотным моментом в их отношении к Богу и Церкви, с нее часто начинается тот процесс, который получил сегодня наименование " воцерковление " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

Прекращен даже цикл празднования седмичных суббот. Если иудеи один день недели посвящали Богу, успокаиваясь от житейских дел, то христиане имели дело с субботством уже как с постоянным пребыванием в покое (см.: 2Пар.36:21 ; 2Ездр.1:58 ). Они уже не имели дел своих: шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои ( Исх.20:9 ). Всякие дела свои отсутствовали, и не только дела, но и дни, и поступки. Мораль Нового Завета провозглашала: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца ( Кол.3:17 ). Всё, каждый поступок в жизни верующего, наполнялось религиозным содержанием. С таким образом жизни древние христиане и входили в Прославленную Субботу – субботство. Об этом апостол Павел говорил: Посему для народа Божия еще остается субботство ( Евр.4:9 ). В этом смысле ни иудеи, ни другие субботствующие не вошли в покой Христа – субботство. Они находятся только в его преддверии, за порогом… Они не понимали и не понимают до сих пор святости воскресного дня, как символа нового образа бытия, выходящего за пределы чувственного, седмичного мира. О древних иерусалимских христианах сказано: И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви ( Деян.2:46–47 ). Даже выделенные для того, чтобы пещись о столах, не могли остаться в стороне от дела пасхального благовествования о покое во Христе, и мы видим пламенную проповедь архидиакона Стефана, которую с трудом останавливают летящие в него камни. Это было время непрерывного благовествования. Тогда апостолов «устраивала», если только можно так сказать, даже и притворная проповедь . Апостол Павел восклицает: Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться ( Флп.1:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Слова апостола Павла ( 1Кор.11:4–16 ) о непокровении мужчинами головы во время молитвы и о ношении ими волос сектанты неправильно понимают, ибо апостол высказывает здесь не закон обязательный, а «обычай» (ст.16), относящийся до житейских «приличий» (ст.13). Кроме того, мнение это апостол высказывает не для священнослужителей, а для мирян: он говорит не пастырям, а «братии» (ст.2 сравн. Мф.28:3 ), называет их не «служащий», а «молящийся» и «молящаяся» (ст.4 и 5 срав. 1Кор.14:34 ), говорит не «нас», а «вас» (ст.14). Уместность для священника носить длинные волосы и иметь покрытую голову при богослужении видна из других священных мест (см. Лев.21:5 ; Исх.29:4:6, 9:15 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия О вознаграждении за труд (требы) священнослужителей Мф.10:8 . «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте». Объяснение. Раздавать за плату благодать Божию никто не должен, но труд должен вознаграждаться пропитанием: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; Флп.4:16–18 ; 1Кор.9:7:11–14 ; Гал.6:6 . Ин.10:12 . «А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их». Объяснение. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них, следовательно, это место относится всецело к самозваным пастырям: 1Тим.1:6–7 ; 2Пет.2:1–2 , а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10 ; Гал.6:6 ; и друг. Деян.8:18–20 . «Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Объяснение. Несмотря на своё недостоинство, «вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды» (ст.23), Симон Волхв хотел за деньги купить себе дар чудотворения, который даётся от Бога даром, по мере веры, и поэтому Симон был осуждён. Священнослужители если и получают вознаграждение, то не за благодать Божию, а за труды свои, по слову Писания: Лк.10:7 ; 1Кор.9:7:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вот почему апостолы говорят: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» ( 2Кор. 3:5 ). Вот почему и Спаситель говорит: «не заботьтесь, как или что сказать, дасться вам, что говорить» ( Мф. 10:19 ). Видишь, и мысль и даже самое слово (вдохновение) приходят к нам отвне. Это, впрочем, в состоянии благодати и в случае нужды. Но и в обыкновенном нашем положении все светлые мысли от Ангела Хранителя и от Духа Божия, тогда как, напротив, нечистые, темные – от нашего поврежденного существа и от диавола, всегда приседящего нам. Как же нужно вести себя христианину? Бог Сам производит действие в нас ( Флп. 2:13 ). Вообще везде в мире мы видим царство мысли, как во всем составе видимого мира, так в частности – на земле, в обращении и жизни земного шара – в распределении стихий света, воздуха, воды, земли, огня (в сокровенности), тогда как другие стихии разлиты во всех животных – в птицах, рыбах, гадах, зверях и человеке, в их мудром и целесообразном устройстве, в их способностях, нравах или привычках, в растениях, в их устройстве, в питании и прочее, словом – везде видим царство мысли, даже в бездушном камне и песчинке (6). Мы от других часто слышим или читаем нередко в сочинениях других то, что Бог положил на наши умы и сердца, что мы сами лелеяли, то есть часто мы встречаем свои любимейшие мысли у других и мечтаем, как будто бы они у нас взяты и будто они новые и составляют исключительно нашу собственность. Мысли самолюбивые! Как? Разве не един Господь Бог разумов, разве не един Дух Его во всех ищущих истины? Разве не един Просветитель наш, просвещающий всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:9 )? Слава Единому, слава всех любящему и всем неоскудно подающему дары свои духовные и телесные! Слава не зрящему на лица и открывающему тайны Своей любви, всемогущества, премудрости младенцам (см. Лк. 10:21 ) (6). Ложные мысли в вере тотчас сами себя обличают, убивают сердечную жизнь – знак, что они происходят от лжеца, мечтателя, имущего державу смерти, – диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010