—7— под направительным её влиянием ( Ин.15:4 . 1Кор.15:10 . См. Мак. В. бог. §18). в) Бог в возрождении человека действует своей Благодатью положительно и совершительно. Апостол говорит христианам: о Христе «совостасте верою действия Бога, воскресившего Его из мертвых» ( Кол.2:12 ); «ни насаждаяй есть что, ни напаяй, но возращай Бог» ( 1Кор.3:7 ). При сём несправедливо, однако, было бы утверждать, что человек в деле своего спасения должен участвовать только отрицательным образом. Это значило бы не только быть ему равнодушным к своему спасению, но и совершенно бездейственным; между тем как для преспеяния в жизни духовной повелевается христианину не только не уничижать Духа благодати, но и стараться всеми силами, трудами и подвигами возгревать живущий в нем дар Божий ( 1Кор.3:8 ). Отношение благодати Божией к свободе человека. Богомудрые отцы церкви, определяя отношение благодати Божией к свободе человека, сравнивают внушения и действия её с беседой учителя, с советами друга, которые свободно, а не принужденно располагают нас к благой деятельности. «Благодать, – говорит св. Макарий великий , – приходя к человеку, не связывает его воли принуждением и не влечёт его к добру неволей, но Божия сила, присутствуя в человеке, позволяет действовать ему произвольно, дабы оказалось хотение человека, – уважает ли он свою душу, или нет, – соглашается ли с ней или не соглашается» (Сл. О хран. Сердца 12. См. также бес. XXVI §5. Блаж. Диодоха о вид. Дух. § 78). Тот же св. отец: «Благодать Божия действует побуждая, а не принуждая, чтобы свобода и произволение в нас вполне сохранились». Частнее отношение Благодати к свободе можно определить так: Сам Бог производит в нас и мысль святую, и желание доброе, и самое дело благое ( Фил.2:13 ); но мысль производить в нас без нас, желание вместе с нами, а самое дело посредством нас. Внушая нам мысль святую, Господь предшествует нам Своей благодатью, предначинает наше спасение; изменяя нашу волю злую на волю благую. Он сопрягает нашу волю с Своей волей; учреждая саму деятельность нашу согласно с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Покровская церковь . Веселовский К. Свящ. Древнее рукописное Евангелие. Влад. Губ. Вед. 1880 г., 43. 10 . Вятка. Духовная Семинария. О библиотеке В. C. – см. Прав. Обозр, 1865, 4, с. 218: 1868, С. 136; 1870, 3, С. 68. Строев П.М. Библиологический словарь. Трифоновский Церковно Археологический Музей. Каталог памятников церковной и частью народной старины Вятского края, имеющихся в Вятск. Трифоновском Ц.-Арх. Музее. Вятка, 1914, с. 32–3. Успенский Трифонов монастырь. Строев П. М. Библиологический словарь. 11 . Выговский монастырь. Олонецкой губ., Повенецкого у. Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. Спб. 1874 г. Оттиск из VI вып. Летоп. Археогр. комиссии. —9— 12 . Городецкий Авраамиев, в 10 в. От Чухломы, монастырь. Прилуцкий. Л. Ф. описание монастыря, СПб, 1861, с 31–57. 13 . Екатеринослав. а) Перетц В. Н. отчет об экскурсии. Семинария Русской филологии в Полтаву и Екатеринослав 1–9 июня 1910 г. Киев, 1910 г. Киев. Унив. Изв., 1911 г., февр. б) Каталог Екатеринославского Областного музея им. А. Н. Поля. 14 . Житомир. Волынское Епархиальное Древлехранилище. а) Краткое описание предметов древности, пожертвованных в Волынское Епархиальное Древлехранилище по июль 1893 г. Почаев, 1893 (из неофиц. части Волын. Епарх. Вед. за 1893, 29, 30, 31 и 35). б) Фотинский О. А. Краткое описание памятников древности, поступивших в Волынское Епархиальное Древлехранилище (с 1 июля 1893 г. по 1 августа 1894 г.). Вып. II. 1894 г. (из неофиц. части Волын. Епарх. Вед. За 1894 г., 30–36). в) Фотинский О. А. и свящ. Н. М. Бурчак-Абрамович. Краткое описание... от 1 авг. 1894 г. по 1 ноября 1898 г. Вып. III. Почаев, 1899 г. (из неоф. ч. Волын. Епарх. Вед. 11–21). г) Опись рукописей Волынского Епархиального Древлехранилища старопечатных книг того же книгохранилища. Перетц В. Н. Отчет об экскурсии Сем. Рус. фил. в Житомир 21–26 окт. 1910 г., прилож. Киевск. Унив. Изв. 1911 г. Сент., Okt., Дек. д) Указатель описанных в Житомире экскурсантами рукописей, там же.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

60:4) и еще: «Се, сии издалеча приидут, сии от севера и от моря, инии же от земли персския» (Ис. 49:12). Итак, претворяя эти изречения в песнопение, боговдохновенный Иоанн простирает свое слово к новому Сиону — кафолической Церкви, по преимуществу же к Церкви Иерусалимской, матери всех Церквей, и говорит так: «О новый Сион и Божественная Церковь православных, больше не смотри вниз, по образу скорбящих и печалящихся (ибо печалящиеся держат очи опущенными вниз, поэтому и слово «печальный» (kathf " j) происходит от «опускаю вниз» (k£tw f£h) глаза), но подними вверх твои очи и посмотри кругом, потому что пришли к тебе твои духовные дети, духовной матерью которых ты стала посредством Святого Крещения. Посмотри, говорю, как они собрались от четырех концов вселенной: запада, севера, востока и моря, то есть юга, потому что с южной стороны Иерусалима находится море. Собрались все духовные дети твои сияющие и светоявленные, воистину блистая как светила, источающие Божественный свет, потому что эти чада оправдались через веру Христову и Святое Крещение.    Если же они оправдались, следовательно, они исполнены и неизреченного света, как сказал Господь: «Тогда праведницы просветятся яко солнце в славе Отца их» (см. Мф. 13:43) и как говорит апостол: «В нихже являетеся якоже светила в мире, слово животно предержаще» (Фил. 2:15, 16), то есть передавая другим жизненную силу, как толкует это Григорий Богослов (Слово на Крещение). Ведь Солнце правды, Христос, воссияв из гроба, не только прогнало тьму от верующих в Него, но и передало им Божественный Свой свет, превратив их в богосветлые светила и иные солнца. Как говорит и Григорий Нисский, «наградой добродетели становится Бог и блистается чистейшим светом, наградой, достающейся сыну того дня, который не прерывается мраком, ибо этот день производит другое Солнце, излучающее истинный свет» (На надписание шестого псалма о осьмом). Смотри и в вышеприведенном изречении Исаии, толкование которого Кириллом Александрийским приведено в тропаре пятой песни канона в Неделю Ваий: «Сионе Божий, горо святая, и Иерусалиме, окрест очи твои возведи».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

261 Против Иоанна Итала: «принимающим платоновские идеи за истинные, анафема трижды» (см. Ф. П. Успенский) Очерки по истории византийской образованности. Спб. 1891, стр. 173; Его же. Синодик в неделю православия, Одесса, 1893; стр. 17. Против варлаамитов: «Снова дерзнувшим вводить в Церковь Христову платонические идеи и эллинские мифы, анафема трижды» (Синодик, стр. 35). 262 Перечень трудов имябожников был дан нами в статье «Афонская смута», «Церк. Вед.» 1913 г. стр. 884, прим. 1. Сюда нужно присоединить еще следующие брошюры и листки а) печатные: О молитве Иисусовой. Издание обители Благовещенския пресвятыя Богородицы настоятеля схимонаха Парфения. Иеросхимонах Алексий: Божественно ли имя Иисус. Голос из келии старца Киевопечерской Успенской лавры по поводу современных споров о божественности сего имени. Киев. 1913. Инок Павел Еусмарцев. Мысли отцов церкви о имени Божием. Материалы к выяснению Афонского богословского спора. Спб. 1913. б) литографированные: 1) Инок Досивей: Беседа со старцем Амвросием о новой имяборческой ереси (2 авг. 1912 г.); 2) Его же. Акт об исповедании веры во имя Божие 20 авг. 1912 г. 3) Его же. Открытое письмо к игумену и старцам обители. 4) Письмо Илариона (автора книги «На горах Кавказа») к Агафодору (16 авг. 1912 г.); 5) А. Булатович. Торжество православия в Фиваидском скиту на Афоне. 6) Союз архангела Михаила исповедников имени Божия; 7) Исповедание имени Божия по учению св. Писания и св. отцов восточной Церкви и дополнение к нему; 8) Открытое письмо свягогорцев исповедников имени Божия еп. Никону (9 апр. 1913 г.). 9) Доказательства из св. Писания и св. Отец учения об имени Божием (22 апр. 1913 г.); 10) Истина о молитве Иисусовой во свете св. евангелия, апостолов и св. отцов; 11) Поступки о. Иеронима (игумена Андреевского скита); 12) Рассуждение об имени Божием Иисус; 13) Святоотеческие выписки об имени Божием; 14) Ответ на грамоты святейших патриархов Германа V и Иоакима III. 15) По поводу листка, «Как учит св. церковь об именах Божиих»; 16) О достойном и благоговейном произнесении святейших имен Божиих; 17) Листок, изданный Булатовичем по поводу грамоты патриарха Иоакима. Из них напечатаны в «Матер. к спору о почит. имени Божия». Вып. 1, М., 1913. Изд. Религ.-Фил. Библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Хотя ап. Петр и отличался особенной ревностью ко Христу, но это не давало ему первенства власти над другими апостолами, а только первенство чести по трудам апостольским; о делах Церкви он так же, как и другие апостолы, предлагал Собору, и дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всею Церковью ( Деян.15:7, 12–14; 1:23–26; 6:2–6; 15:22–23 ); Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых ( Деян.8:14 ). Ап. Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна, себя же причисляет к ним и сравнивает с Петром ( Гал.2:7–9 ; 2Кор.11:5 ). Сказание римской церкви, что ап. Петр был епископом в Риме от 42 по 67 г., не выдерживает критики. Св. апостол оставил после себя 2 соборных послания. – Св. ап. Павел, до призвания своего в апостолы называвшийся Савлом, был родом иудей из г. Тарса. Он был учеником знаменитого еврейского учителя Гамалиила (см. 2 авг.), принадлежал к секте фарисеев и жестоко преследовал христиан ( Деян.13:7–12; 21:39; 22:3 ; Фил.3:4–5 ; Деян.7:58; 8:1, 3; 9:1, 2; 26:11 ). Чудесно призванный в апостолы Самим Господом, Который явился ему на пути в Дамаск, он принял св. крещение от ап. Анании (сн. 1 окт.) и с этого времени сделался ревностнейшим проповедником Евангелия ( Деян.9:3–30 ). Он сам пишет о себе, что он более всех потрудился в благовестии Христовом ( 1Кор.15:10 ). Он был преимущественно апостолом языков ( Рим.15:16 , 18; Еф.3:6–7 ; Гал.2:7 ) и проповедовал Христа в Аравии, Палестине, Кесарии, Малой Азии, Греции, Италии и многих других странах. Претерпев много страданий, он сподобился от Господа чрезвычайных откровений, будучи восхищен в рай, и вознесен до третьего неба, где слышал там тайны, каких никому из имеющих человеческую природу пересказать нельзя, и совершил многие и великие чудеса ( 2Кор.11:23–29; 12:1–4, 7 ; Деян.13:11; 14:10; 16:18; 19:12; 20:9–12; 28:3–6 ). Глубокое убеждение в истинности проповедуемого учения, ясное понимание христианских истин, спокойное мужество среди всевозможных опасностей, необыкновенное знание человеческого сердца и от природы увлекательная сила красноречия, при благодатных дарах Святого Духа, содействовали его необыкновенным успехам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

4) Крест Христов есть начало и конец нашего спасения ( Ин.3:16–17 ; Ин.3:36 ). Без креста мы не христиане, мы не члены церкви Христовой, мы не сыны Божии. Для креста мы рождаемся, с крестом живем и с крестом умираем ( Мф.10:38 ; Мф.16:24 ; Мф.28:19 ; Лк.14:27 ; Мк.10:21 ; Мк.16:16 ). Крест Христов есть наша броня, или одеяние, в которое мы должны облекаться ( Мф.20:22–23 ; Мк.10:38–39 ; Лк.12:50 ) во время нашего земного подвигоположничества, чтобы тем сразу отличаться от всякого иноверного или неверующего ( Откр.7:3 ; Иез.9:4 ). 5) Крест Христов есть хвала для христианина и грозное наказание для отвращающихся и гнушающихся креста Христова, для отпадающих из-за него от церкви Христовой и для врагов Божиих ( Гал.6:14. 24 ; 1Кор.1:18 ; Евр.13:13 ; Евр.6:6 ; Фил.3:18 ). И, наконец, 6) крест Христов есть страшное знамение в день страшного и окончательного суда Божия для всех противников имени Христова (антихристов). ( Мф.24:30 ). С значением креста Христова тесносвязан вопрос о его форме и изображении крестного знамения рукою. Форма креста Христова в разное время изображалась различно, и древнейшая из них несомненно та, которая употреблялась у римлян язычников для распинаемых на крестах. По некоторым свидетельствам, она была трех конечная и очень походила на изображение греческой литеры (Т). А у христиан – та, которая сохранилась и до нашего времени. Эта форма двух видов креста: прямого(+) или четвероконечного и восьмиконечного. И то и другое изображение креста Христова свято и достопочитаемо в силу распятого на кресте Господа Иисуса. Но думаем, самую вернейшую и правильнейшую форму креста Своего показали нам собою Сам распятый на кресте Христос Спас наш, распростерший Свои пречистые руки и чрез то как бы привлекший обоя (т. е. иудеев и язычников) к примирению с Богом и спасению чрез Свои крестные страдания, смерть и воскресение. (См. ж. И. Хр. по ев. и нар. пред. Скворцова. Киев. 1876 г., стр. 205. У Фаррара «Жизнь И. Хр.» пер. Лопухина , стр. 436. 1885 г.). Что касается изображения крестного знамения рукою на челе и персях в форме креста Христова, то оно восходит ко временам апостольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

г) Последователь Христа узнается по тем плодам, которые он приносит (Мф. 7.16–19). Главный его плод — любовь (Ин. 13.35). Но, не имея в себе сил выполнять новозаветные заповеди, человек должен обращаться к благодатной помощи, которую дарует Дух Христов (Фил. 4.13; Гал. 2.20). ЖИЗНЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ 1). Отношение человека к Богу. 19. Проповеди Христовой предшествовало выступление Иоанна Крестителя с призывом к покаянию, и благовестие Самого Господа тоже началось словами: «Покайтесь» (Мф. 3.1–2; 4.17). Поэтому началом духовной жизни христианина является покаяние, внутренний переворот, переоценка прежней жизни (таково значение евангельского слова «матаноите», покайтесь, обратитесь, переосмыслите прошлое). Покаяние становится настоящим только тогда, когда «приносит плод», т. е. выражается в поступках (см. притчу Мф. 21.28–32). 20. Отношение христианина к Богу есть богосыновство, оно строится на глубоком сердечном доверии, уповании и надежде (Лк. 1.9–13; 12.22). Примечание: Заповедь «не заботьтесь» имеет ввиду не обычные мысли о житейских делах, а именно «заботу» в смысле мучительной и тревожной озабоченности, которая изобличает маловерие. 21. Молитва есть беседа души с Богом, общение с Ним. Хотя Отец Небесный знает о наших нуждах (Мф. 6.8), открывая Ему сердце, мы вступаем с ним в живое общение. Сила молитвы не во многих словах (как думали язычники, желавшие длинными заклинаниями повлиять на божество), а в искренности (Мф. 6.7). Примечание: Молитву — как таковую — следует отличать от молитвословия — чтения молитв по молитвеннику. Молитвословие есть школа молитвы и подготовка к молитве (через вживание в молитвы святых). 22. Человек не должен требовать от Бога чудес (Мф. 12.38–39). В молитве на первом месте — не наша воля, а воля Отца (Мф. 6.10; Мк. 14.36). 23. Ученику Христову не обещано непременное земное благополучие: среди скорбей и испытаний он укрепляется надеждой на конечное торжество правды Божией (Мф. 5.12; Ин. 16.23). Любящий Христа делит с Ним Его крестный путь (Мф. 8.34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Также в третьем стихе первой главы того же Послания апостол говорит, что в Ефесе он оставил Тимофея ( 1Тим. 1:3, 4:14 ; 2Тим. 1:6 ), епископа, которого сам рукоположил; и затем в третьей главе даёт ему рекомендации по выбору и рукоположению епископов и пресвитеров в Церкви ( 1Тим. 3:1–10 ; ср. 5:17–22. Ср. Тит. 1:5–9 ; Деян. 14:23, 20:28 ) 704 . Это приводит нас к выводу, что существует непосредственная, неизбежная и неразрывная связь епископов с Церковью, и наоборот. Сам апостол завершает свои советы и рекомендации словами, усиливающими сказанное: Сие пишу тебе... чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:14, 15 ) 705 . Это второй момент, который особенно подчёркивается в Послании. Третий момент заключается в следующем: апостол Павел передаёт Тимофею благовестие блаженного Бога, которое мне вверено ( 1Тим. 1:11 ), и преподаёт его полностью: Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание ( τν παραγγελαν – послание, заповедь) ( 1Тим. 1:18 ) 706 . По толкованию святого Иоанна Златоуста , здесь апостол под понятием «заповедь» (завещание) подразумевает, что передаёт ( παραδδει) то, что он принял от Бога, желая, чтобы Тимофей имел веру и добрую совесть ( 1Тим. 1:19 ). Под этими же словами подразумевает всецелую истину и веру, которую дал Бог, то есть истинную веру и образ жизни в согласии с ней 707 . Именно в этом и состоит христианское благочестие ( εσβεια – жизнь по Богу), о котором так часто говорит апостол Павел ( 1Тим. 3:16, 4:7–8, 6:3, 11 ; 2Тим. 3:5 ; Тит. 1:1 ). Иными словами, апостол Павел говорит здесь о Священном Предании, которое состоит в том, что в Церкви передаётся истинная евангельская вера и жизнь, – от апостолов их наследникам, из века в век 708 . Следовательно, не подлежит сомнению то, что предание истинной веры с апостольским «преемством» в Церкви связано нерасторжимо 709 . О верности этого заключения, то есть, того, что речь идёт о предании в самом широком апостольском и экклесиальном смысле слова, ясно видно из того же Послания ( 2Тим. 1:9 ), (а также см. 4:6, 14–16 и 6:14), и прежде всего: О Тимофей! храни преданное тебе (залог) ( τν παρακαταθκην, депозит – основной капитал) ( 1Тим. 6:20 ; ср. 2Тим. 1:13–14, 3:10, 14, 10:14 ; 2Сол. 2:15 ; Фил. 4:9 ; Кол. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Будем в мире и друг с другом: «приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам» (Кол.3:13); и проявляя милосердие друг ко другу, вытекающее из взаимной любви, как и Христос, только по любви к нам, помиловал нас и ради нас сошел до нас; потому что таким образом, Его помощью и благодатью вызванные от греховного падения и поднявшись высоко путем добродетелей, «будем иметь жительство на небесах» (Фил.3:20), на основании чего мы с надеждой ожидаем освобождения от тления (Рим.8:21) и наслаждения небесными и вечными благами, как чада Небесного Отца, что да будет всем нам получить в будущем во славе Пришествия и явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава во веки. Аминь.    В издании 1861 г. числится за стр.224—234.    Ориг.: «тис эн тоито динамэос».    «восприятие» т.е. человеческое существо, которое воспринял Богочеловек.     «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости более соучастников Твоих»:    Т.е. Псалмопевец Давид.    Т.е. людей.    Т.е. к гордому желанию сравниться с Богом.    Хотя слово относится к людям, но в оригинале написано с заглавной буквой.    Ориг.: «стаскивает вниз».    В ориг. множест. число.    Ориг.: «единочестен», т.е. неизменен в Своем достоинстве.    См. предыдущее примечание. Т.е. Бог делает, чтобы естество наше пребывало верным своей первоначальной чести, ущербленной вследствие грехопадения.    «Божественное истощание» — богословский термин, см. выше в 1-й Беседе на Введение во храм Божией Матери, примечание к отд. 4.    Ориг.: «тин антропинин эсхатиан», крайность.    Ориг.: «уплотняющий».    Вероятно имеется в виду, что Богочеловек восприял смертное тело, подверженное немощам вследствие грехопадения людей.    Имеется в виду Римский Император Август, по велению которого была перепись населения Империи. Лк.2:1.    Относительно даров Волхвов родившемуся Спасителю существует ряд толкований, среди которых особое место занимает толкование св. Григория Паламы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Таков урок любви, внушаемый нам крестом Христовым! Прочее же, братие моя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала ( Фил.4:8 ), всё, все начертано на кресте! Нам остается только непрестанно и телесные, и особенно духовные взоры возводить на святой крест, и почерпать новые и новые божественные силы, яже к животу и благочестию ( 2Пет.1:3 ). „О треблаженное древо, на нем же распяся Христос, Царь и Господь, – Бог пригвоздися плотию! О достопокланяемый образ креста Христова! Напечатлейся в нашем уме, пройди наше сердце, проникни наш дух и душу, отразись в наших мыслях, желаниях и стремлениях, в наших предначинаниях и действиях! Непобедимая и непостижимая сила честнаго и животворящего креста Господня, не оставляй нас грешных, ни на один шаг, ни на одну минуту! Поборай нам и помогай, защищай нас и утешай, врачуй и оживляй, научай, и вразумляй, неотступно, непрерывно! О кресте святый, сроднись со всем существом нашим, чтобы и во второе, страшное и славное пришествие великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ), когда ты, с неизреченной славой, явишься на небеси, мы узрели тебя с радостью и любовью, а не со страхом и трепетом! 176 Было первоначально напечатано в Христ. чтении (Октябрь 1845 г.), потом особой книжкой – тремя изданиями (1845, 1848, 1853). 215 Послание пресвитеров и диаконов Ахаии, учеников св. ап. Андрея и очевидцев его мученичества. Христ. чт., ч. XVI (1824 г.), стр. 275–276. 225 Слова одного из отцов – некот. Иконоборцу. См. святителя Тихона, еп. Воронежского, письмо о знаменовании благословляющей иерейской руки. 234 Crucicolae – так называли христиан, еще первенствующей церкви, язычники. Min. Felix. Octav. 2,9 247 Св. Амвросий Медиол. (кн. 3, сл. 56) – тоже называет св. крест – «мачтой с парусами в великом корабле Церкви». 257 Житие. Прп.Антония Вел. Янв.15; свв.муч.Киприана и Иуст., окт.2; прп.Варлаама и Иосафа, нояб.10 и мн.др – Камень веры о чудесах, бываемых от Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010