ИОСИФ ЦЕЛОМУДРЕННЫЙ (ПРЕКРАСНЫЙ) Выражение «целомудрен как Иосиф», «Иосиф целомудренный (прекрасный)» употребляется, как правило, в ироническом контексте, в ситуации, когда мужчина и женщина меняются ролями и последний вынужден уклоняться от слишком пылких домогательств. История Иосифа рассказывается в книге Бытия; он — сын Иакова (Израиля) и Рахили (см. Быт.30:22–24 ), который был любим отцом более других сыновей. За это братья Иосифа возненавидели его и продали в рабство в Египет. Иосиф, испытав участь раба, узника темницы, стал, благодаря своей мудрости, правителем Египта. Из богатого драматическими событиями жизнеописания Иосифа один эпизод нашел отголосок в повседневной речи. Красота Иосифа (он «был красив станом и красив лицом» — Быт.39:6 ) привлекла взоры жены египтянина Потифара, купившего его и сделавшего своим домоправителем. «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною» ( Быт.39:7 ). Страшась греха перед Богом и храня верность своему господину, Иосиф отвечает отказом на ежедневные домогательства женщины. И когда она, пользуясь отсутствием домашних, «схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной… он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон» ( Быт.39:12 ). Женщине ничего не оставалось, как обвинить Иосифа в попытке надругаться над ней. В качестве доказательства она предъявила Потифару одежду Иосифа, после чего тот и был заключен в темницу. См. также об Иосифе: Втор.33:13–17 ; Нав.24:32 ; Пс.104:17–23 ; Сир.49:17 ; Ам.6:6 ; Деян.7:9–18 . Ирод ИРОД: ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ Беспримерно жестокий человек; в применении к повседневности — грубый, бездушный, тиранящий подчиненных ему людей. Имя Ирод носило несколько членов династии Иродов. Нарицательным, синонимом свирепого убийцы (детоубийцы) стало имя Ирода Великого, царя Иудейского, в предпоследний год правления которого родился Иисус Христос. Евангелист Матфей свидетельствует: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода…» ( Мф.2:1 ). Услышав, что волхвы, пришедшие в Иерусалим поклониться Христу, вопрошают: «…где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( Мф.2:2 ), Ирод воспринял это как угрозу своей власти.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Тело предназначено быть неразлучным спутником и сотрудником души во всех ее отправлениях и действиях, быть ее служебным орудием. В зависимости от духа оно может сделаться как сосудом греховной нечистоты и скверны, так и храмом Духа Божия (см.: 1 Кор. 3; 16-17 ). Добро и зло человек делает с помощью тела, «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, – доброе или худое» ( 2 Кор. 5 ; 10). Союз души с телом, по свидетельству Откровения, есть союз вечный; смерть тела или разлучение от души есть только явление временное, ибо все тела некогда воскреснут для вечной жизни (см.: Ин. 5, 25 ). Телеса прославляются Богом и до всеобщего воскресения – в чудесах нетления святых мощей. Болезнь может возникнуть у человека с Божьего попущения через нечистую силу, как у Иова, когда «отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» ( Иов. 2 ; 7). Причиною болезни может быть человеческая зависть. Так, у того же Иова мы встречаем: «глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность»  ( Иов. 5 ; 2); а с другой стороны, «кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» ( Притч. 14 ; 30). Ветхий Завет указывает в качестве причины болезни пресыщение. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: «Сын мой! Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» ( Сир. 37; 30-34 ). Однако в любом случае считается, что болезнь как таковая – попущение Божие за грехи. Кроме телесных, бывают болезни душевные – связанные с изменением состояния психики человека, не укладывающиеся в общепринятые рамки человеческого поведения, мышления. Душа – «…совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям» .

http://azbyka.ru/zdorovie/ternovyj-venec...

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; 2 Оно было в начале у Бога; 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1-3). Столь четко и быстро (это еще только 50–60-е годы I века) кристаллизующееся учение о божественности и предвечности («перворожденности») Христа имеет внушительные ветхозаветные корни. Самая близкая параллель — персонифицированная Премудрость в ветхозаветных книгах Премудрости : Она есть отблеск Вечного Света, и Чистое Зеркало Действия Божия, и Образ Благости Его (Прем. 7, 26). Она трудилась с Богом, утверждая вещи, будучи созданной Богом от начала: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Притч. 3, 19). Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (Притч. 8, 22). Прежде века от Начала Он произвел меня — и я не скончаюсь вовеки (Сир. 24, 10). Обязательно вернемся к этой теме при разборе Ин. (см. § 45. 4), а пока возвратимся к тексту послания. Апостол перечисляет престолы, господства, начала, власти... (ср. Еф. 1, 21; 6, 12). Имеются в виду ангельские чины, чье существование Павел совсем не ставит под сомнение. Более того, как раз на этой Павловой санкции утверждается христианское учение об ангелах (ангельских чинах). Лжеучители же, наверняка, приписывали ангелам, небесным силам управление и владычество над всем миром, отводя лишь какую-то определенную роль и Христу. Напомним, что ангелология была развита и в иудаизме, который все острее и острее осознавал святость (трансцендентность) Бога и вместе с тем жажду Его присутствия (см. выше). Последнее и было одной из самых острых и важных антиномий Ветхого Завета . Павел принимает язык такой ангелологии (связанной как с гностицизмом, так и с иудейством), но при этом утверждает, что все разновидности ангелов и небесных сил, как и весь тварный мир, созданы Христом, как образом (ei)kw/n) Бога невидимого. «Надо обратить внимание и на захватывающую смелость языка: «Все в Нем состоит... через Него вновь примирить все для Него». Это язык богословской концепции, вознесенный на уровень преклонения и хвалы» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Знаемь гдь, сдьбы творй: въ длхъ рк увз гршникъ. 17. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. 16–17. Господь услышал молитву народа и царя: подобно неосторожному зверолову, попавшему в им же самим вырытую яму для ловли зверей (ср. Пс.7:16 ), или птицелову, запутавшемуся в сети, расставленной для ловли птиц (ср. Псс.90:3; 123:7; Сир. 27:29 ), нечестивые неприятельские народы сами подверглись тем страшным бедствиям кровопролития и опустошения, какие своим нашествием готовили для народа Божия, и таким образом и ими самими познан был Господь, т. е. и они должны были уразуметь, что Он есть праведный Судия, защитник угнетённых рабов своих (ср. ст. 9–10) и отмститель угнетателям их (ст. 13). Оуглбоша (=погрязли) зыцы въ пагб=гр.-лат·: евр. слово принято в отвлечённом смысле, как Пс.54:24 ; Иов. 23:18, 22, 28 ; точнейший перевод «в яме» (=халд.-сирск.-русск.), как в гр.-слав. в Псс. 7:16 и 93:13. О следующем за 17 ст. в евр. т. музыкальном знаке Гиггайион селаг см. выше, стр. 29. Да возвраттс гршницы во адъ, вс зыцы бга. 18. Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога. к не до конца забвенъ бдетъ убогихъ не погибнетъ до конца. 19. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет. 18–19. Погибель враждебных Израилю языческих народов даёт псалмопевцу основание желать и надеяться, что таким же образом рано или поздно сойдут во ад т. е. навсегда по гибнут (см. толков. на Пс.6:6 ) и все забывающие Бога нечестивые народы языческие, так как невозможно, чтобы правосудный Бог забыл об угнетаемом ими Своём народе и допустил истинных чтителей Своих всегда страдать от них, напрасно ожидая себе помощи и избавления. – Народы языческие, собственно не знавшие истинного Бога ( Еф.2:12 ), называются забывающими Бога – в том смысле, что они, не будучи лишены возможности познать истинного Бога ( Рим.1:19 ) имея закон совести в сердцах своих ( – 2:14–15), не озаботились иметь Бога в своём разуме и попрали все права и требования естественного закона ( – 1:28–32), незаслуженно притесняя и озлобляя верных чтителей Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Крещения ( 1Кор. 1:2; 6:11 ; 2Кор. 1:1; 13:12 ; Фил. 1:1 ; Кол. 1:2 ; Евр. 3:1 ). И если они возносят молитвы наши перед Богом, то значит они слышат наши мольбы и ходатайствуют о нас. 13) Здесь говорится о ветхозаветных людях, которые не могли видеть Сына Божия на земле, пока он не воплотился от св. Девы Марии (см. 1Иоан. 1:1–4 ). Сектанты говорят, что они чтили бы святых, если бы знали, кто удостоен быть святым. Лукавые речи! Разве сектанты не читали (44–50 гл.) книгу Иисуса Сына Сирахова или 11–ой главы послания ап. Павла к Евреям, где перечислены почти все ветхозаветные святые? Разве они не считают святыми Апостолов Христовых и не могут знать из дальнейшей истории Церкви Христовой ее мучеников и святых? Конечно, читатели, могут знать и знают, но «в упорстве своем погибают, как Корей» ( Иуд. 11 ст.): в необузданной гордости своей и сектантском самообольщении они считают себя такими же святыми, как и угодники Божьи, «достигшие совершенства», «первенцы Церкви, написанные на небесах» ( Евр. 12:23 ). Еще при жизни угодников Божьих на земле Господь отмечает их святость особыми дарами чудес, совершающихся и после их смерти, что и служит для Церкви Христовой ясным признаком их святости и основанием к прославлению их, как «друзей Божьих». О пророке Моисее, Самуиле, Илии, Елисее и других пророках мы знаем, что они творили величайшие чудеса, даже из мертвых воскрешали, о некоторых святых мы знаем, что они и после смерти своей творили дивные чудеса. Так, напр., о пророке Самуиле читаем в св. Писании: «Он пророчествовал и после смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится». И об Елисее сказано: «по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса и по смерти были дивны дела его» ( Сир. 46:22–23; 47:12–15 ; См. 1Цар. 28 гл. и 4Цар. 13:20–21 ).  Ап. Павел, перечисляя имена ветхозаветных святых, говорит, что святые «верой побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих, жены получали умерших своих воскресшими» ( Евр. 11:33–35 ). Вот какие признаки святых: благодатные дары знамений и чудес при их жизни – на земле и после смерти – на небе, согласно словам Христа Спасителя ( Мар. 16:17–18 ). Этими признаками и руководствуется св. Церковь , когда решает вопрос о признании того или иного угодника Божия святым. А голос Церкви Христовой есть голос всегда пребывающего в ней Св. Духа, и противящийся Церкви противится Духу Святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня — Иисус не имеет Своих, отдельных от воли Отца, целей пришествия в мир; Его речи — это откровение об Отце, а не попытка защитить Себя. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего — слово означает звучащую речь, а lTgoj ‘слово’ — смысл, послание, заключённое в ней; ‘слышать’ также означает ‘исполнять’. Ваш отец диавол — ср. 1 Ин 3:8 кто делает грех, тот от диавола. Никто не может быть дальше от Отца, чем диавол, который уничтожает жизнь, созидаемую Богом (человекоубийца) и отрицает истину откровения, исходящего от Отца (лжец). Человекоубийца от начала — диавол лишил Адама бессмертия (Быт 3; ср. ещё Прем 2:23–24 (Бог создал человека для нетления но завистью диавола вошла в мир смерть); Сир 25:27 (От жены начало греха и чрез нее все мы умираем); Рим 5:12 (Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть). Как Божественное Слово неизменно от начала (1:1), так и Его противник остается верен себе: в нем нет истины. Кто из вас обличит Меня в неправде? — в этой главе, как и в других частях Евангелия противники выдвигают обвинения против Иисуса, но ни одно из них не может быть доказано. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога — для того, чтобы услышать слово Божие, надо принадлежать Богу, а не диаволу: Слово, таким образом, обнаруживает скрытый выбор человека. Ты Самарянин — об отношении Иисуса к самарянам см. в гл. 4. Самаряне считались людьми смешанного (еврейско-языческого) происхождения и еретиками. Нет никаких оснований думать, что учение Иисуса могло обнаружить сходство с самарянским (см. священномученик Иустин, Разговор с Трифоном 69; Ориген, Против Цельса 6:11; 7:8). Бес в Тебе — в отличие от Мк 3:22 (и параллели у других синоптиков), здесь, как и в Ин 7:20 и 8:52, не обвинение в одержимости в буквальном смысле, а желание оскорбить и выразить презрение к тому, что непонятно и неприемлемо (“бред сумасшедшего”). Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня — смысл служения Иисуса не в том, чтобы возвысить Себя среди людей, а только во всецелом послушании Отцу; поэтому те, кто бесчестит Его, отказывают в почитании Самому Отцу. Я не Ищу Моей славы; есть Ищущий и Судящий — Отец ищет славы Иисуса, как Иисус ищет Его славы; Отец судит мир, оправдывая истину и осуждая её противников.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

26, 16, 18). Аарону поставлен вечный завет и семени его на дни неба, чтобы они служили Господу и вместе священнодействовали и благословляли народ Его именем Его; Он избрал его из всех живущих, чтобы приносить Господу жертву, курение и благоухание в память умилостивления о народе своем; Он дал ему Свои заповеди и власть в постановлениях судебных, чтобы учить Иакова откровениям и наставлять Израиля в законе Его (Сир. 45, 19–21). Закон истины... во устах их. Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (malah) Господа Саваофа (Мал. 2, 6–7). Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе (Агг. 2, 11). Пророк Иезекииль упрекает священников за то, что они оскверняют закон, данный Богом, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, закрыли уста свои от суббот (Иез. 22, 26; ср.: 44, 23). Тот же пророк повторяет многие законы Моисея, которые священники должны особенно хранить и тщательно проводить и в свою, и в народную жизнь (см.: Иез. 45, 9–25; 46, 5–20; ср.: Лев. 19, 19, 27; 21, 1, 5, 7, 13, 14; 17, 15; 22, 8; 23, 4 и др.). В исторической жизни еврейского народа священники нередко и выступают учителями закона. Но характерно для ветхозаветного священства, что священники выступают проповедниками уже данного закона. В первый раз, непосредственно от Бога закон возвещается не через священников, а через других лиц; священники уже после распространяют готовый закон (см.: Лев. 10, 11); проповедь ветхозаветного священника есть только проповедь закона, чтение закона, проповедь по чужой тетрадке. Есть, однако, небольшая группа фактов, когда священник или первосвященник сообщает волю Божию, непосредственно открытую ему Богом. Мы разумеем все то откровение или возвещение воли Божией, которое получалось через урим и туммим. Урим и туммим — это что-то совершенно непонятное и темное в сфере ветхозаветного священства. Вид и значение урима и туммима нет возможности ясно и опрделенно представить, и представители науки отказываются от этой задачи.

http://pravoslavie.ru/5840.html

Священник : Читать Священное Писание может любой христианин. Что же до проповеди , то вспомни слова апостола язычников Павла: как проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:15 ). И мы знаем, что только апостолы посланы были Господом на проповедь (см.: Мф.28:20 ), то есть получили от Него власть учить. Епископы же имеют эту власть как прямые преемники апостолов и, в свою очередь, передают ее священникам. Святой Павел вменял в обязанность учить в Церкви Ефесской лишь ее епископу Тимофею, а не всем верующим Ефеса. И он же вопрошал коринфян: все ли апостолы?... все ли учители? ( 1Кор.12:29 ). А о епископе и священнике говорит, что они должны быть достойными учить других (см.: 1Тим.3:2 ; Тит.1:9 ), чего нигде не говорит ни о ком другом. Итак, уже апостолы проводили различие между пастырями и паствой, как между учащими и внимающими учению. Но епископ и священник могут учить не тому, что им заблагорассудится, а тому, чему учила Церковь всегда. Они учат от имени Церкви, которая есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Сектант : Любой христианин просвещен Духом Святым, а значит, способен толковать Священное Писание, о чем говорит и апостол Иоанн: вы имеете помазание от Святаго и знаете всё... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас ( 1Ин.2:20,27 ). Священник : Послушай, человече! Священное Писание кладезь бездонный, ибо в нем бесконечная премудрость Божия. Приступивший к колодцу, чтобы напиться без всякого сосуда, попросту утонет, но если кто почерпнет из глубины ведром, а из ведра кружкой, то утолит жажду без всякой для себя опасности. Кто столь безумен, чтобы бросаться в глубокие воды, не умея плавать? Если же употребить другое сравнение, то у Священного Писания, по слову святых отцов, есть «кости», разгрызть которые пусть не пытается тот, чье разумение подобно молочным зубам. Ибо не у каждого довольно премудрости, чтобы толковать Писание. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто ( Сир.3, 21–22 ), говорит Иисус, сын Сирахов. Еще яснее учит об этом апостол Петр на примере Павловых посланий, в которых, по его словам, есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Петр.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Со скорбью предвидел Господь, как мало людей будет идти указанным им спасительным путем подвига.    «Всякому известно, — говорит свт. Григорий Богослов, — что в какой мере больше праха земного, чем золота, в такой же и порочные многочисленнее добродетельных, потому что те и другие идут неравными путями: путь порочных низок и скоропреходящ, а добрые пробираются трудною стезею; и потому злые, идущие пространным путем, гораздо превосходят числом добрых».    Живущие своевольно, идущие широким путем, вводящим в пагубу, менее подвергаются скорбям, ибо враг спасения — дьявол, видя исполняющих его волю, оставляет в покое; тогда как заботящихся о своем спасении ввергает в великие скорби и искушения, почему и сказано: «многи скорби праведным» (Пс.33:20) и кто приступает работать Господу должен приготовить душу свою к искушениям (см.: Сир.2:1—2). А о проводящих жизнь без скорбей апостол Павел говорит, что горе им: они забыты Богом, они не чада Божии (см.: Евр.12:6—8).    Учение о тесном и прискорбном пути выражено в заповеди Спасителя о крестоношении: «Кто хочет идти за Мною, — сказал Господь, — отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф.16:24; Мк.8:34) «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк.14:27). Жизненный крест — это не что иное, как скорби, которые посылает нам в жизни Промысл Божий сообразно нашему устроению и силам для нашей духовной пользы.    Никого нет из живущих на земле людей, кто бы не имел креста скорбей. Но кресты бывают разные. Так, на Голгофе был крест Христов, но был и разбойничий крест; на одном из разбойничьих крестов был распят благоразумный разбойник, в страданиях исповедавший Христа и покаявшийся, на другом же окончил жизнь нераскаянный, озлобленный, хуливший Христа. Так и в жизни: не всякий крест скорбей спасителен. Все зависит от того, как мы его принимаем и несем. «Кто желает спастись, — говорит Оптинский старец Амвросий, — (тот) терпит скорби; и кто уклоняется от спасительного пути — тоже не избегает скорбей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать бессмысленно, неизвестно для чего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

13 . Да приидет Царствие Твое. Чистая душа с дерзновением сказать может: да приидет Царствие Твое. Ибо кто слышал Павла, говорящего: да не царствует грех в смертном вашем теле ( Рим.6:12 ), и кто очищает себя деянием, и мыслью, и словом, тот может сказать Богу: да приидет Царствие Твое. 14 . Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божий творят волю Божию, как Давид, воспевая, сказал: Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его ( Пс.102:20 ). Посему ты, моляся, говоришь это в таком значении: как в Ангелах Твоя бывает воля, так и на земле во мне да будет, Владыко! 15 . Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хлеб наш общий не есть насущен. Хлеб же сей святой есть насущный: вместо того чтобы сказать – на существо души устрояемый. Этот хлеб не во чрево входит и из чрева исходит (см. Мф.15:17 ), но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души. А слово днесь –говорится вместо – на всякий день, как и Павел сказал: доколе можно говорить: «ныне» ( Евр.3:13 ). 16 . И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Ибо многие мы имеем прегрешения. Потому что согрешаем словом и мыслью и делаем очень многое, достойное осуждения. И если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя ( 1Ин.1:8 ), как говорит Иоанн. Итак, мы с Богом полагаем условие, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы ближним – долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы получаем, да не медлим и да не откладываем прощать друг другу. Бывающие нам оскорбления малы, легки и удобопростительны, а от нас бывающие Богу велики и Его только человеколюбия требующие. Итак, блюдися, чтобы для малых и легких против тебя согрешений ты не затворил самому себе от Бога прощение тягчайших твоих прегрешений. 17 . И не введи нас во искушение (Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте, что человек неиспытанный, неопытен (см. Сир.34:9–10 ) и в другом: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения! ( Иак.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010