Юноша увел доктора к лодке. Его убедили не идти с нами далее, а вернуться в монастырь. Но все было испорчено. Мы с о. Пинуфрием поспешили отступить в горы. По какому-то ущелью, казавшемуся бесконечным, мы карабкались все выше, задыхаясь, иногда изнемогая; Тропинку нам показывал сиромаха — ученик отшельника. Он бесшумно и неутомимо шагал впереди на своих кривых ногах в обуви вроде мокасинов. Вот одинокая калива. Здесь живет иконописец. С высоты его балкона открывается синий дым моря, тени островов Архипелага, и все свет, свет… …Над нами зубцы Афона. К ним мы не дойдем — лишь сквозь леса и заросли подымемся на полугору и заночуем в келии св. Георгия.[ ] К закату тени залиловели в нашем ущелье. Стало холоднее и сырей. Розовым сиял верх Афона, сзади туманно светилось еще море, а вокруг густел мрак. Было радостно достигнуть перевала, сразу оказаться в густолиственном, высокоствольном лесу под дубами, увидеть иной склон Афонского полуострова, идти по ровному месту к живописнейшей келии св. Георгия. Как всегда, ласково встретили нас в наступающей ночи монахи — только что возвратившиеся с покоса. Пахло сеном. Раздавались голоса коренной русской речи, было похоже на большую крестьянскую семью трудовой и благоустроенной жизни. Звезды очень ярко горели. Мы устали чрезмерно. Поужинали и на узких ложах, жестковатых, заснули беспробудно. Афон, Святая Гора! На другой день мы шли мимо нее, дорогою к Лавре св. Афанасия [ ]. Справа у нас было море, слева бело-серые кручи Афона, испещренные черными лесами ( К сожалению, мне не пришлось взойти на вершину Афона (две версты над уровнем моря), хотя в монастыре мы с о. Пинуфрием и мечтали об этом. Но подъем туда дело очень трудное. Пришлось бы брать в Георгиевской келии «мулашек» и употребить на это целый день. «Выспренний Афон» или «шпиль», как его здесь называют — голая скала с небольшой церковкой Преображения Господня. (Эту церковку, в ясный солнечный день, я видал иногда и снизу, огибая афонский полуостров, — она сияла белой точкой.) «Шпиль» необитаем, там никого нет, жить слишком трудно из-за бурь, холодов зимою, ветров. Служба в церкви бывает раз в году — 6 августа, в день Преображения. «Тогда стекаются сюда со всей горы усердные иноки и, совершая всенощное бдение и литургию, спускаются вниз к Богородичной церкви обедать, потому что на самую вершину трудно заносить съестные припасы, да негде и готовить» (Святогорец). Да, я не был на вершине Афона, но я так ясно представляю себе его надземную высоту, синий туман моря, видения островов, ток безбрежного ветра, что мне все кажется, будто я там побывал. — Прим. Б.З.) . Нас провожал вчерашний безответный сиромаха. Он нес сумку о. Пинуфрия. Мы шагали по большим камням «большой» дороги, по которой ехать никому не посоветуешь: лучше уж пешком. Да и вообще в этом царстве нет дорог проезжих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По какому-то ущелью, казавшемуся бесконечным, мы карабкались все выше, задыхаясь, иногда изнемогая. Тропинку нам показывал сиромаха – ученик отшельника. Он бесшумно и неутомимо шагал впереди на своих кривых ногах в обуви вроде мокасинов. Вот одинокая калива. Здесь живет иконописец. С высоты его балкона открывается синий дым моря, тени островов архипелага, и все свет, свет… …Над нами зубцы Афона. К ним мы не дойдем – лишь сквозь леса и заросли подымемся на полугору и заночуем в келии святого Георгия. К закату тени залиловели в нашем ущелье. Стало холоднее и сырей. Розовым сиял верх Афона, сзади туманно светилось еще море, а вокруг густел мрак. Было радостно достигнуть перевала, сразу оказаться в густолиственном, высокоствольном лесу под дубами, увидеть иной склон Афонского полуострова, идти по ровному месту к живописнейшей келии святого Георгия. Как всегда, ласково встретили нас в наступающей ночи монахи – только что возвратившиеся с покоса. Пахло сеном. Раздавались голоса коренной русской речи, было похоже на большую крестьянскую семью трудовой и благоустроенной жизни. Звезды очень ярко горели. Мы устали чрезмерно. Поужинали и на узких ложах, жестковатых, заснули беспробудно. Афон, Святая Гора! На другой день мы шли мимо нее, дорогою к Лавре святого Афанасия. Справа у нас было море, слева – бело-серые кручи Афона , испещренные черными лесами. Нас провожал вчерашний безответный сиромаха. Он нес сумку отца Пинуфрия. Мы шагали по большим камням «большой» дороги, по которой ехать никому не посоветуешь – лучше уж пешком. Да и вообще в этом царстве нет дорог проезжих. Мы проходили подлинно по святым местам. Там у моря жил в пещере святой Петр Афонский – первый пустынножитель. Там Кавсо-каливийский скит в память святого Максима Кавсокаливита – «сожигателя шалашей» – образ совершенного странника, переходившего с места на место и уничтожавшего свой собственный след, свою хижинку или шалаш. Дальше – пещера Нила Мироточивого. Идем и час, и два – и никого навстречу. Ледяной ключ попался у подножья вековых дубов – бил из прохладной стены, сильно затененной, образуя лужицу и болотце. Проводник с детским простодушием срывал мне разные травы, цветы афонские, рассказывал, как на отвесных, голых скалах на верху Афона цветет неувядаемый Цвет Богоматери. Над Святой Горой остановилось облачко. Кругом синее небо, в нем белеет двузубец, в синеве пустынной и прозрачной ясно вижу я орла. Он плывет неподвижно.

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

Опарина I - Опарина Т. А. “Воссоздание Немецкой слободы и проблема перекрещивания иностранцев-христиан в России”,//“Патриарх Никон и его время: Сборник научных трудов”, М., 2004г., Труды ГИМ, вып. 139, стр. 65-108. Опарина II - Опарина Т. А. “«Исправление веры греков» в русской церкви первой половины XVIIb.”,//“Россия и Христианский Восток”, вып. II-III, М., 2004г., стр. 288-325. Платонов - Платонов С. Ф. “Лекции по русской истории”, Петроград, 1917г. (репринтное переиздание - Петрозаводск, 1996г.). Полознев I - Полознев Д. Ф. “К хронике церковных Соборов второй половины XVII века (Источники и публикации)”,//“Чтения по истории и культуре древней и новой России. Материалы конференции (Ярославль. 7-9 октября 1998 года)”, Ярославль, 1998г. Полознев I I - Полознев Д. Ф. “Церковная реформа после патриарха Никона: соборы 1667-1682гг.”,//“Патриарх Никон и его время: Сборник научных трудов”, М., 2004г., Труды ГИМ, вып. 139, стр. 323-340. Попов - Попов Н. П. “Соборы патриарха Иоакима на митрополита смоленского Симеона”,//“Смоленская старина”, Смоленск, 1909г., вып. 1, ч. 1. Протасьева - Протасьева Т. Н. “Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева)”, М., 1970-1973гг. Ранчин - Ранчин А. М. “Восприятие собора 1667г. в «Житии» протопопа Аввакума”,//“Макарьевские чтения”, Можайск, 2002г., вып. IX, стр. 324-328. Романов - Романов Г. “О значении архиерейского орлеца в московских богослужениях XVII века”,//“К Свету. Символика русского храмоздательства. К престольному празднику Храма Христа Спасителя”, М., 1993г., стр. 88-90. Святейший патриарх Никон - “Святейший патриарх Никон: Каталог выставки. К 400-летию со дня рождения”, М., 2005г. Сиромаха - Сиромаха В. Г. “Книжные справщики Печатного двора 2-й половины XVII в.”,//“Старообрядчество в России (XVII-XX века)”, М. 1999г. Соловьев - Соловьев С. М. “История России с древнейших времён”, М., 2001г. Соловьев А. - Соловьев А. “Государев Печатный двор и Синодальная типография в Москве”, М. 1903г.

http://bogoslov.ru/article/376316

16 августа. Сегодня в 7 часов дня на лодках прибыли в монастырь матросские брацеры вместе с капитаном своим о. Лазарем. Он несколько времени назад вышел с Каламарии с грузом пшеницы (около 2,5 тысяч пудов) в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Около мыса западного (видимого у монастыря) брацера была потоплена немецкою подводною лодкою. Монахам было приказано удалиться, затем в судно вошли немцы, взяли, что им было нужно, унесли, положили взрывных патрон, и брацера пошла ко дну. Вместе с нашей было потоплено ещё несколько других брацер, тоже афонских обителей. Все иноки весьма скорбят о постигшем обитель несчастии. Монастырь лишился кроме данного груза единственного парусника, служившего средством доставки необходимого как с метохов, так и из Солуни. К счастию, касса, благодаря находчивости о. Лазаря, спасена (около 20 тысяч рублей). 28 сентября. Сегодня утром, около 2 часов, мы заметили дирижабль, который двигался из Солуни по направлению Святой Горы. Достигнув Афона, он стал снижаться, затем низко пролетел над Ксиропотамом и направился к нашему монастырю. Обогнув два раза колокольню (на высоте ниже креста) и Преображенский корпус, дирижабль стал быстро подниматься вверх и двигаться к Солуни. Во время его полёта над обителью можно было ясно видеть двух лётчиков, которые приветствовали иноков, собравшихся поглядеть невиданное зрелище. 2 октября. В 6 часов пароходик наш притянул к обительской пристани зафрахтованную греческую брацеру, которую он буксировал с каламарской пшеницею. Всего груза около 4000 пудов пшеницы и ячменя. Дорогой для защиты от немецких подводных лодок брацеру некоторое время сопровождал английский миноносец и два аэроплана. Спасибо англичанам! 11 октября. Наш антипросоп о. Панхарий сообщил следующее назидательное явление: день праздновании Положения пояса Богоматери 31 августа Ватопедский монастырь, как известно, чтит нарочито; в этот год, не в пример прошлых лет, старцы обители закрыли порту и никого из сиромах на бдение в монастырь не впустили. Бедняки частию разошлись, а некоторые ночевали под открытым небом. В самый день праздника для сиромах обеда не было; не получив кусок хлеба, должны были отправиться по своим кельям. Вскоре после этого в хлебном магазине обители появилось множество червячков и жучков, которые жадно пожирали зерно. Кроме того жучки разлетелись по монастырю, даже по кельям, и довольно чувствительно кусали иноков (после укуса появлялся на пострадавшем месте волдырь). Такое явное наказание Божие за жадность понудило греков проэстосов изменить первоначальное решение и давать приходящим беднякам сиромахам по кусочку хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О. Анастасий с о. Варсонофием отслужили теперь обедню, молебен и панихиду; мы пели, о. Ивистион прислуживал в церкви. Вероятно, маленькая церковь никогда еще не видала богослужения, совершенного с таким одушевлением. Оригинальность всей обстановки этой заоблачной церкви невольно воодушевляла и располагала к хвале и благодарению Творцу. После богослужения, мы несколько времени любовались чудным видом, открывающимся с вершины горы. Вид действительно бесподобный! На запад от нас убегает неширокой полосой весь Афон, окутанный сероватыми клубами облаков. Они плывут у наших ног, открывая то одну, то другую часть Афона, с выглядывающими из густой зелени монастырями, скитами, кельями, кажущимися отсюда совсем маленькими. В конце Афона видна тонкая полоса бывшего канала Ксеркса, за ней причудливые очертания Македонских гор и окутанная синеватой дымкой снежная вершина Олимпа. С другой стороны вершины картина еще очаровательнее. Здесь пред глазами открывается уходящее в бесконечную даль голубое, спокойное море, сливающееся на горизонте с таким же небом. Самый воздух, насыщенный лучами солнца, кажется также синеватым. Сквозь его синеву из морской глубины выступает целый ряд островов Архипелага: Самофраки, Тассо, Имброс, Лемнос. Под ногами – бездонная пропасть. Голова кружится, когда подходишь к концу площадки и смотришь вниз. С западной стороны нагромождены друг на друга громадные скалы, висящие в воздухе над бездной. На одной из скал сидит бедно одетый сиромах-монах. Он собирает «слезы Божией Матери», – так называется цветок, растущий в ущельях скал и принадлежащий к породе бессмертников. Собирание его сопряжено с большими трудностями. За ним приходится карабкаться по голым отвесным скалам, рискуя каждую минуту низвергнуться в бездну. И иногда бывают такие случаи. Тем не менее сиромонахи любят собирать «слезы Божией Матери», так как паломники охотно покупают их и этот промысел дает доход, достаточный для существования отшельника. Сиромах предложил нам по небольшому пучку красных цветочков «ради вашей любви», как говорил он.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

– А я он и есть. – Сиромаха далее рассказал мне о том, где какие святыни и к чему прикладываться не стоит. Да-да! Дело в том, что в той же обители Ватопед был монах, который нес послушание параэкклесиарха. Он готовил храм к службе и убирал там. Доливал масло в лампады и зажигал уголь. И по причине своего послушания часто опаздывал на трапезу, чем вызывал негодование у трапезаря. И однажды тот его лишил завтрака. Параэкклесиарх в гневе ударил ножом икону Пресвятой Богородицы со словами: «Я столько времени Тебе служу, и вот она благодарность!..» Из рассеченной доски потекла кровь. Монах обезумел и ослеп. Затем заботами братии и по их молитвам через три года он пришел в себя и оставшуюся жизнь провел в покаянии. Матерь Божья его простила, о чем поведала ему в видении, но не простила его руку, которой он нанес удар изображению на иконе. После смерти этого монаха его тело истлело полностью, кроме руки. Почерневшая же рука, не тронутая естественным процессом разложения, и сегодня хранится в монастыре в назидание братии. До некоторой поры она просто валялась за стасидиями. (Передаю, сохраняя лексику рассказчика). Но обалдевшие паломники часто даже прикладывались к этой руке, принимая её за очередную Святогорскую святыню. Вот эту руку и решили убрать с глаз долой. А икона называется «Эсфагмени» т.е. «Закланная». Еще он, Сиромаха, (имени я не спросил) говорил, что в Свято-Пантелеимонове монастыре обстановка достаточно сложная. Принимают паломников неохотно, а товары в большинстве своем дорогие и в основном привезены из России, а власть там захватили «хохлы»… К таким рассказам нужно относиться осторожно, с поправкой на субъективность. Но, как всякая информация из «надежных источников», они вызывают интерес. Как ни интересно было послушать Афонские истории, но глаза начали различать знакомые по фотографиям контуры Пантелеимонова монастыря. Мы стали готовиться сойти на святой берег. Следующая остановка после Русской обители – Дафни. За этим названием, напоминающем что-то из уроков биологии, скрывается главный афонский порт, точнее - причал с таможней, лавочками, таверной и еще какими-то строениями. Наша остановка. Пора...

http://isihazm.ru/1/?id=2075

Сохранился корректурный экз. Требника 1687 г., использованный для печати Требника 1688 г. (8º) – РГАДА, ф. 1251, 1301). Исправления очень немногочисленны ( Сиромаха I , 168-169 ). Евфимий Чудовский не участвовал в подготовке к печати Минеи 1674 г. (см. Крылов I , 369-371 ), наверное потому, что он был в комиссии по переводу Библии (см.об этом ниже), и в подготовке к печати Требника 1680 г. он тоже вряд ли участвовал, потому что к тому времени не числился в справщиках (его имя исчезает из Расходных книг Печ. Двора в 1678 г. – Сиромаха II , 19 ) Власти не хотели провоцировать раскол – была надежда на его уврачевание ( Крылов I , 168, 198, сноски 109, 116, 499 ). Одной из причин этого была политика царя Петра. Насаждаемая секуляризация делала невозможным былое отношение к справе. Текст одинаков в современном печатном, старопечатном и древнем рукописном вариантах. Подробнее – в следующей статье цикла – о генезисе греческого текста ектении. На русский язык, сохраняя падежные формы и лексику, можно это прошение перевести так: Чтобы она была – вода скачущая/приводящая в жизнь вечную. См.: Богоявление, 26 (примечание). На лекциях по Гимнологии в Православном Свято-Тихоновском институте (90е годы) отец Сергий саркастично называл приводящую воду –« педагогической» водой(педагог, в дословном переводе – детоводитель – слуга, который водит детей в школу). Я готов разделить этот сарказм – второй вариант перевода не очень удачен. Но он все же значительно удачнее первого. Кутузов, 44. Вероятно, из популярной книги Кутузова это утверждение заимствуют многие современные апологеты старого обряда, например В. В. Смирнов в приведенной чуть ниже цитате. Можно предположить, что появилась эта легенда из не совсем корректного замечания по этому поводу известного старообрядческого начетчика Ф. Е. Мельникова : Вместо того, чтобы просить Господа, чтобы вода своим благодатным освящением нас приводила в жизнь вечную, по новым книгам просят Бога, чтобы сама вода скакала в жизнь вечную ( Мельников, 27). Однако некоторые старообрядческие начетчики однозначно пишут о существовании мифического прошения в старых книгах – см., например: Т. С. Тулупов. О разделении Русской Церкви (Глава Образец никоновского книжного исправления –samstar-biblio.ucoz.ru/load/43-1-0-553). Как не парадоксально, повторяет это утверждение известный современный старообрядческий священник – о. Евгений Чунин Уж не по Кутузову ли он изучает старообрядческие чины?

http://bogoslov.ru/article/2308475

По какому-то ущелью, казавшемуся бесконечным, мы карабкались все выше, задыхаясь, иногда изнемогая; Тропинку нам показывал сиромаха — ученик отшельника. Он бесшумно и неутомимо шагал впереди на своих кривых ногах в обуви вроде мокасинов. Вот одинокая калива. Здесь живет иконописец. С высоты его балкона открывается синий дым моря, тени островов Архипелага, и все свет, свет... ...Над нами зубцы Афона. К ним мы не дойдем — лишь сквозь леса и заросли подымемся на полугору и заночуем в келии св. Георгия К закату тени залиловели в нашем ущелье. Стало холоднее и сырей. Розовым сиял верх Афона, сзади туманно светилось еще море, а вокруг густел мрак. Было радостно достигнуть перевала, сразу оказаться в густолиственном, высокоствольном лесу под дубами, увидеть иной склон Афонского полуострова, идти по ровному месту к живописнейшей келии св. Георгия. Как всегда, ласково встретили нас в наступающей ночи монахи — только что возвратившиеся с покоса. Пахло сеном. Раздавались голоса коренной русской речи, было похоже на большую крестьянскую семью трудовой и благоустроенной жизни. Звезды очень ярко горели. Мы устали чрезмерно. Поужинали и на узких ложах, жестковатых, заснули беспробудно. Афон, Святая Гора! На другой день мы шли мимо нее, дорогою к Лавре св. Афанасия Справа у нас было море, слева бело-серые кручи Афона, испещренные черными лесами (К сожалению, мне не пришлось взойти на вершину Афона (две версты над уровнем моря), хотя в монастыре мы с о. Пинуфрием и мечтали об этом. Но подъем туда дело очень трудное. Пришлось бы брать в Георгиевской келии “мулашек” и употребить на это целый день. “Выспренний Афон” или “шпиль”, как его здесь называют — голая скала с небольшой церковкой Преображения Господня. (Эту церковку, в ясный солнечный день, я видал иногда и снизу, огибая афонский полуостров, — она сияла белой точкой.) “Шпиль” необитаем, там никого нет, жить слишком трудно из-за бурь, холодов зимою, ветров. Служба в церкви бывает раз в году — 6 августа, в день Преображения. “Тогда стекаются сюда со всей горы усердные иноки и, совершая всенощное бдение и литургию, спускаются вниз к Богородичной церкви обедать, потому что на самую вершину трудно заносить съестные припасы, да негде и готовить” (Святогорец). Да, я не был на вершине Афона, но я так ясно представляю себе его надземную высоту, синий туман моря, видения островов, ток безбрежного ветра, что мне все кажется, будто я там побывал. – Прим. Б.З.). Нас провожал вчерашний безответный сиромаха. Он нес сумку о. Пинуфрия. Мы шагали по большим камням “большой” дороги, по которой ехать никому не посоветуешь: лучше уж пешком. Да и вообще в этом царстве нет дорог проезжих.

http://isihazm.ru/1/?id=824

Слух об этом быстро разнесся по всей Святой Горе, и потекли пустынники на спокойное русское место и начали обстраиваться. Старец отец Иероним радовался духом и благодарил Господа, что Он, Всеблагой, исполнил ради Своего святого имени его желание упокоить и приютить бедных иноков, тесноту и озлобление коих он давно видел и скорбел о них сердцем. Сиромахи, получая от старца отца Иеронима благословение поселиться и все необходимое на постройку пустынной каливки, со слезами благодарили Господа и молились Ему о здравии и спасении ктиторов и основателей пустыни архимандрита Макария и духовника отца Иеронима, с детской любовью всегда называя сего последнего батюшкой. В 1881 году были в нескольких местах начаты постройки пустынных сиромашеских каливок. И так в течение шести-семи лет как бы незаметным образом выросла благоустроенная пустынь. Первоначально на площадке, где теперь постройки, монахом Илларионом построена каливка, произведены незначительные расчистки места для построек и для церкви, которая заложена в том же 1881 году по благословению старцев архимандрита Макария и духовника отца Иеронима. Постройка церквей во имя всех преподобных Афонских и Вознесения Господня (1881–1883 годы) Первая церковь была заложена во имя всех преподобных Афонских в 1881 году, и постройка ее производилась на монастырские средства, получаемые от старца отца Иеронима. За порядком при постройке наблюдал иеродиакон Прокл, к этому времени ставший уже иеромонахом Уриилом. Являющиеся сиромахи нарушали безмолвие отца Уриила, и он оставил это место у моря и перешел в дальнюю пустынь, где построил три каливки в разных местах. В это самое время из монастыря, с благословения старцев, прибыл в пустынь Фиваиду новый эконом монах отец Нон (впоследствии иеромонах) и вскоре по прибытии начал себе строить большую каливу близ моря. В 1882 году по благословению старца архимандрита Макария и иеросхимонаха Иеронима вблизи строящейся церкви преподобных Афонских был заложен двухэтажный корпусок с предназначением поместить в нем в верхнем этаже параклис 6 во имя Вознесения Господня, небольшую гостиную, несколько братских келий, а в нижнем этаже синодичную комнату и общую братскую гостиную (архондарик 7 ) для отдыха пустынников, когда они приходят для бдений. Ктитором Вознесенской церкви и корпуса был схимонах Михаил из казаков, живший на Капсале близ Андреевского скита в своей келье. На постройку эту отец Михаил пожертвовал 1000 рублей и ковчег со святыми мощами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все вышеназванные лица являлись бывшими духовными чадами архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) , известного своими крайне консервативными и резко антиэкуменическими воззрениями. Реакцией священноначалия Болгарской Православной Церкви на зарождавшуюся смуту было запрещение взбунтовавшегося духовенства в священнослужении, а также отстранение архимандритов Серафима (Алексиева) и Сергия (Язаджиева) от преподавания в Софийской Духовной Академии. Вплоть до самой смерти патриарха Болгарского Кирилла по отношению к раскольникам применялись различные меры воздействия, после чего наступил период относительно спокойного существования 988 . Во второй половине 1980 годов последователь архимандрита Серафима (Алексиева) Росен Дмитров Сиромахов установил контакт с «Синодом противостоящих» церкви ИПХ Греции. Во время поездки в Грецию, состоявшейся в 1988 году, Р.Д. Сиромахов был митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном (Куцумбасом) тайно пострижен в монашество с именем Фотий и рукоположен во иеромонаха. После падения коммунистического режима в Болгарии «Синод противостоящих» церкви ИПХ Греции учредил Триадистийскую епархию 989 , впоследствии преобразованную в независимую («автокефальную») Болгарскую старостильную православную церковь (БСПЦ). Архиерейская хиротония предстоятеля БСПЦ епископа Фотия (Сиромахова) 990 проходила 17 января 1993 года в монастыре святых Киприана и Иустинии (Фили, Греция), духовном и административном центре «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции. Рукоположение возглавил председатель «Синода противостоящих» митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) в сослужении епископов Хризостома (Гонсалеса) Этнийского, Хризостома (Марласеса) Христианупольского, Авксентия (Цабана) Фотикикйского и епископа Вранчейского Пахомия (Морара), иерарха Румынской православной старостильной церкви 991 . Болгарский раскол возник в 1992 году, когда Управление по делам вероисповеданий при болгарском правительстве отказало патриарху Болгарскому Максиму в признании законности его избрания, состоявшегося ещё в 1971 году, мотивировав своё решение жёсткой зависимостью Церкви от государственной власти в те годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010