Ученые полагают, что, поскольку в «Евангелии Никодима» шесть раз встречается термин «Богородица», оно не может быть написано ранее Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Следует, впрочем, отметить, что термином «Богородица» пользовались уже авторы III—IV вв., в частности, Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Дидим Александрийский: см. G. W. H. Lampe. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1987. P. 639. 63 См.: C. N. Jefford. Acts of Pilate. — The Anchor Bible Dictionary. 1992. P. 371—372. 64 См.: J. Quasten. Patrology. Vol. I. P. 115—116. См. также: В. Ильин. Запечатленный гроб, Пасха нетления. Париж, 1926 [репринт 1991 г.]. С. 74—75. Подробнее о датировке «Евангелия Никодима», помимо перечисленного выше, см. также: G. C. O’Ceallaigh. Dating the Commentaries of Nicodemus. — Harvard Theological Review 56. Harvard, 1963. P. 21—58. 65 См.: Иустин. Первая апология, гл. 25 и 48 (дважды упомянуты «Деяния, составленные при Понтии Пилате»); Тертуллиан. Апология 26. 66 См.: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том первый, I. С. 41. 67 Все имена заимствованы из Нового Завета: Анна и Каиафа были первосвященниками во время суда над Иисусом (Ин. 18:13—14 и др.), Иосиф из Аримафеи и Никодим участвовали в погребении Иисуса (Ин. 19:38—40), Гамалиил был членом синедриона и учителем апостола Павла (Деян. 5:34; 22:3). 68 О крестном знамении во II—III вв. упоминают, в частности, автор Послания Варнавы (гл. 12) и Иустин Философ (Первая апология 55), а на Западе Тертуллиан (Апология 23 и др. соч.). 69 Ис. 9:1—2. 70 Мр. 1:2—3. Ср. Ис. 40:3; Мал. 3:1. 71 Мр. 1:4. 72 Евангелие Никодима 18 (Цит. по: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том первый, I. С. 47—48). Ср. Мр. 16:16. 73 Евангелие Никодима 19 (Памятники. С. 48—49). 74 Пс. 23:7 (по переводу LXX). 75 Ис. 26:19 (по переводу LXX). 76 Слова принадлежат пророку Осии — см. Ос. 13:14; ср. 1 Кор. 15:55. 77 Евангелие Никодима 20—21 (Памятники. С. 48—52). 78  Пс. 23:8 (по переводу LXX). 79

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Таким образом, изречения сего стиха являются подтверждением того, что сказано нами выше (см. объяснение ст. 8) о том, что в изображении грозных явлений природы пророк упоминает не о современных ему событиях, но о тех, какие ему известны из прошедшей жизни народа и какие вообще возможны. Под именем запрещения Божия он разумеет данное водам повеление, чтобы не препятствовали евреям в перехождении чрез море, а под именем дохновения духа гнева Божия означает действие сильного юго-восточного ветра, от которого произошло открытие и иссушение дна Чермнаго моря (Исх.14:21). Что касается духовного значения выражений сего стиха, то под водными источниками св. отцы (Афанасий Александрийский с. 80] и др.) разумеют евангельскую проповедь или св. пророков и св. апостолов, слово которых, как струи животворной воды, действовало на сердца верующих, а также — святое крещение; а под основаниями вселенной — писания пророка Моисея, потому что в них положены основания веры и боговедения. Пс.17:17 Низпосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих.    С этого стиха пророк от изображения грозных явлений природы переносит речь свою опять на себя самого и говорит о помощи Божией, которая ниспослана была ему с высота небесной для поражения врагов его. Послал Он, говорит, помощь с высоты и взял меня, извлек меня из вод многих. Водами в Священном Писании называются иногда бедствия (Пс.68:1-2; Исх.43:2), иногда же множество врагов (Исх.8:7; Откр.17:15). Таким образом, выражение восприят мя от вод многих имеет такой смысл: избавил меня Господь от множества врагов, от несчастий и искушений, как бы извлек от потопления в глубокой воде. Пс.17:18 Избавит меня от врагов моих сильных и от ненавидящих мя: яко утвердишася паче мене.     Во 2-й книге Царств (2 Цар.22:18), где изложен этот псалом, с переменой некоторых слов и выражений, вместо будущего времени избавит стоит прошедшее избави а потому в переводе на русский язык стих этот читается так «Избавил меня от врагов моих сильных, и от ненавидящих меня, так как они крепче меня».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

65 Ср. Or., Cels. 4.63: р. 334.18=PG 11, 1132А. 66 Мф. 12:45. 67 Понятие «приобретенное» (πκτητον) восходит к Платону и является синонимом слова «сущность» (οσα). Вещи природные, естественные (τ φσει ντα) противопоставлены вещам не природным, приобретенным (τ πκτητα). Палама говорит здесь о вещах, противных совершенной человеческой природе, то есть привнесенных в ум врагом. 68 То есть все страсти (досл. «от дурной чеканки»). 69 Противопоставление телесного и душевного в материи восходит к Филону Иудею: δυς δ παθητς κα διαιρετς λης (De spec. legg. 3, 180) и святоотеческому языку не свойственно. Возможно также влияние рассуждения Никиты Стифата, который говорит о «вещественной двоице неразумной части души» (О рае, § 32). Согласно античному учению о душе это гнев и вожделение. 70 Ср. Пс. 37:14. 71 То есть нетварными божественными энергиями. 72 Ср. Dion. Аг., d. n. 134, 11: τελς δ ν τος τελεοις ς περτελς κα προτλειος. 73 Досл. «со всех ног». 74 Ср. Песн. 1:3; Ис. 61:10. Ср. тж. Plot., епп. 6, 7: 32, 31-32 (δναμις ον παντς καλο νθος στ, κλλος καλλοποιν: «итак, потенция всякого блага есть Цветок, Красота, производящая благо»). Говоря о том, что внутренний человек должен «благорасположить к Первообразу» свою красоту, Палама призывает монашествующих «понравиться» Богу, «украсив» себя духовным цветением ума. 75 Пс. 83:6. 76 Ср. Xenoph., Сугор. 3, 3, 69. 77 Ср. Dion. Аг., d. n. 1.4 (=PG 3, 592С). 78 Arist., de an. 428а. 79 Пс. 75:5. 80 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13 etc. Ср. § 47. 81 Ср. Лк. 10:42; Кол. 1:12. 82 Из описаний Святой Горы Иоанна Комнина (нач. XVIII в.) и Макария Тригониса (1772 г.) выясняется, что пещера преподобного находилась в южной части полуострова, между Великой Лаврой и скитом св. Анны. Подробнее о локализации этого места см. у А. Риго (Rigo 1999, pp. 43-45). 83 Палама развивает «змеиную» тему Николая Монаха, превращая в змея самого лукавого. 84 Исх. 17:8 sqq. 85 Амалик — родоначальник амаликитян, традиционно символ плоти, восстающей на дух: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик... брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:8-16). Таким образом, Палама сравнивает здесь прп. Петра с Моисеем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=131...

Теперь все люди “по наследству” имеют “грех первого человека” (О таинствах 32). Адам оставил нам “осужденную наследственность человеческого преемства” (Толкование на Пс XLVIII .8). Все люди сделались грешниками, и нет ни одного безгрешного (О воспитании девы X.68). “Наслед­ст­венные узы беззакония”, или “наследственные оковы” (Толкование на Пс 118.24), стали действовать в людях столь принудительно, что они уже не могли им противиться и освободиться от них (Толкование на Пс 118.22). Наследственный грех, по мнению святителя Амвросия, — это не просто греховная слабость человеческой природы, приверженность к чувственному и плотскому, но и моральная неправда, беззаконие (iniquitas). Беззаконие предшествует, грех последует, как из корня происходит плод; беззаконие тяжелее и есть как бы материя греха, а грех легче, поскольку беззаконие относится к духовному нечестию, а грех — к телесному падению (Апология пророка Давида IX .49). При этом святитель Амвросий, как впоследствии и блаженный Августин, полагает, что наследственный грех передается от родителей к детям в самом акте зачатия человека: «Ибо все мы рождаемся под грехом, и само наше рождение — во грехе, как говорит Давид: “В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя”» (Пс 50:7; О покаянии 5 I.12; также Апология пророка Давида II .56; IX .49). Греховно собственно само плотское вожделение, сопровождающее зачатие каждого человека (О Иакове I .13). Эта точка зрения, заимствованная у святителя Амвросия блаженным Августином и многими латинскими богословами, в православном богословии не получила широкого распространения и изредка встречается у отдельных святых Отцов (например, у преподобного Максима Исповедника). Однако она трудно согласуется со словами апостола Павла (см. Евр 13:4) 6 . На вопрос о том, сохранилась ли у человека после грехопадения свобода воли, святитель Амвросий, в отличие от своего последователя — блаженного Августина, не дает четкого и однозначного ответа. С одной стороны, в духе указанных выше соображений о наследственном грехе святитель Амвросий говорит о принудительности греховной склонности по отношению к свободе человека, поскольку “закон плоти” (или “закон греха”), обитающий во внешнем человеке, настолько противится “закону ума” (или “закону Божиему”), обитающему во внутреннем человеке, что “мы принудительно, хотя и сопротивляясь, влечемся ко греху и, побеждаемые соблазнами, часто допускаем невольные грехи” (О бегстве от мира I.2–9).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

N 3. P. 283-318; Soulen R. K.The Sign of Jonah//Theology Today. 2008. Vol. 65. P. 331-343. С. А. Моисеева Гимнография Прор. Иону бросают в море. Роспись в катакомбах Присциллы. Сер. IV в. Прор. Иону бросают в море. Роспись в катакомбах Присциллы. Сер. IV в. Память И. отмечается 10 дек. в иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 55-56); назначается прокимен Пс 68. 2 со стихом, читаются целиком Книга прор. Ионы, Апостол и аллилуиарий - общие пророку (Рим 11. 1-12 или Евр 11. 32-40; Пс 50. 7; 118. 131), Евангелие Мф 12. 38-42. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 42) И. упоминается 22 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции, напр.: ГИМ. Син. 159, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 11; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0172, 0173, 0174-0177), 22 сент. помещено последование И., содержащее минимальный набор песнопений: канон (общий И. и прп. Ионе), цикл стихир, седален. Такое же последование назначается И. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 281); память И. отмечается 21 сент., совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В южноитал. Типиконах, напр. в Мессинском Типиконе 1131 г., память И. не отмечается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 30) память И. отмечается 21 сент., служба подробно не описана. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. память И. отмечается 22 сент., служба И. поется на повечерии. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., служба И. также совершается на повечерии; указан кондак И. 2-го гласа       такой же устав службы И. сохранился в слав. богослужебных книгах до наст. времени. В совр. греч. богослужебных книгах И. упоминается лишь в синаксаре 21 сент., служба в его честь не поется.

http://pravenc.ru/text/578248.html

Полученные деньги Никандр частью роздал бедным, частью употребил на украшение сельских церквей и на Задонский монастырь, выстроил себе келию и питался трудами своих рук. Сорок лет провел Бехтеев в монастыре, и скончался в 1816 году. См. «Жизнь св. Тихона», СПб. 2 изд., стр. 147–150. 65 Из записок Иоанна келейника. 66 Жизнеописание святителя Тихона при его сочинениях. 67 Из записок Иоанна келейника. 68 Из записок Иоанна келейника. 69 Там же. 70 Из записок Иоанна келейника. 71 Иоанн Лествичник. Слово 8, § 12. 192 72 Из записок Иоанна келейника. 73 Воскресное Чтение, год 2, 37. 74 Из записок Иоанна келейника. 75 Там же. 76 Из записок Иоанна келейника. 77 Записки Чеботарева. 198 78 Например: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне, воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего; пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах (Пс 37:5–6). Помилуя мя, Боже, помилуй мя. Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся; остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною (Пс 37:10–11). Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Не остави мя, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего (Пс 37:22–23). 79 Дело в архиве Св. Синода. 1783 г., 417. 202 80 В 15 верстах от Задонска. 81 Записки Чеботарева. 82 Записки Чеботарева. 204 83 Усердием помещика Алексея Феодоровича Викулина в 1813 г. здесь устроен кладбищенский храм в честь Божией Матери живоносного источника, а в 1820 г. на север от храма, устроена богадельня для успокоения престарелых, неимущих пропитания и крова воинов. В 1860 г. открыта женская община, названная в честь Святителя – Тихоновской. Колодезь, над которым трудился Святитель, находится внутри самого храма, из него вода проведена во внешний резервуар, при котором в отдельном здании устроены купальни. Многие из приходящих на поклонение св. Тихону считают долгом быть и на его источнике, пьют воду, купаются, и иногда получают исцеление от болезней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Поэтому все творение и все народы земли должны воздавать Богу хвалу, честь и славу (ср. Пс.145150 ). Если Божье правление трудно разглядеть в этой жизни, а жизнь полна всяческих неприятностей, Бог позволяет верующему изливать свое недовольство (например, ). Но и за праведным негодованием нужен глаз да глаз, чтобы наши эмоции не ввели нас в больший грех. Так, псалмы не только представляют нам доктринальное учение всех сторон характера Бога, Его народа и этого мира, а также показывают диапазон человеческих эмоций от хвалы и благодарения до плача и проклятия. В конце автор псалма призывает всех, кто способен дышать, произнести: «Слава Господу!» ( Пс. 150 :6Ь). Мы можем позволить себе лишь слегка соприкоснуться с обширным вопросом богословия Псалтири. Современным работам на эту тему еще предстоит найти свое место на книжных полках. Связь с Новым Заветом В Новом Завете, после книги пророка Исайи и Второзакония, Псалмы – самая широко цитируемая и самая часто упоминаемая книга Ветхого Завета. В 70 случаях цитата начинается с вводной формулы (напр., Мк.12:36 ; Деян.1:16 ), в 60 случаях псалмы цитируются без всякой вводной фразы (напр., Евр.1:13 ), вдобавок, в 220 случаях можно обнаружить упоминание о псалме или фразу, близкую к тексту одного из псалмов. 671 Судя по цитатам из Нового Завета, все Псалмы имеют «Давидово» происхождение (см. выше). В новозаветную эпоху христиане, конечно же, пели псалмы (ср. Мк.14:26 / Мф.26:30 ; Деян.16:25 ; 1Кор.14:15 ; Пс.146:1 ; Еф.5:19 ; Кл.3:16 и Иак.5:13 ). Даже собственные слова Иисуса об Иерусалиме и о том, как народ Божий отверг Его, посланного Богом Мессию ( Лк.19:4344 ) напоминают проклинающие слова Псалма 136:9. Чаще всего Новый Завет цитирует следующие псалмы: 109:1, 2:7, 8:46 и 117:22. Псалмы 2, 21, 32, 33, 34, 38, 49, 68, 77, 88, 101, 104, 105, 106, 109, 115, 117, 118, 134, 144, 146 цитируются несколько раз. Несколько раз Новый Завет цитирует «текст, составленный из нескольких псалмов», к которому добавляются некоторые другие отрывки, соответствующие теме разговора (см. Рим.3:1018, 15:912 ; Евр.1:513 ). Новый Завет настолько сильно пронизан псалмами, что только в пяти его книгах (Послания к Галатам, Филемона, 2 и 3 Иоанна и Послание Иуды) «не наблюдается прямой связи с Псалтирью. Все остальные авторы цитируют псалмы по своему усмотрению, в подтверждение своей точки зрения». 672

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Рождество Христово. Икона. XIX в. (НХГ) Рождество Христово. Икона. XIX в. (НХГ) В. Н. создано Богом (Быт 2. 1; Пс 32. 6), его единственным Творцом (Неем 9. 6a). Существа и силы, составляющие В. Н., окружают Бога (3 Цар 22. 19; ср.: 2 Пар 18. 18) и служат Ему (Неем 9. 6b), благословляют (Пс 102. 21) и восхваляют Его (Пс 148. 2). Как творение Божие В. Н. не исключено из Его провиденциальных планов и замыслов. Звезды сражаются на стороне Израиля против его противников (Суд 5. 20). Рождество Иисуса Христа было возвещено посредством звезды (Мф 2. 2). При этом Сам Христос есть не только «корень и потомок Давида», но и «звезда светлая и утренняя» (Откр 22. 16). В песнопениях, посвященных Его Рождеству, Он неоднократно называется «Солнцем правды» (ср.: Мал 4. 2). Что же касается христиан, поклоняющихся этому Солнцу, то в их сердцах, очищенных от тьмы греха, должна «взойти» «утренняя звезда» (2 Петр 1. 19). Солнце и луна померкли, знаменуя этим смерть Иисуса Христа на кресте (Мф 27. 45), и при Его Втором пришествии «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 29-30). Сам Господь предводительствует В. Н. (Ис 40. 26; ср.: Дан 4. 32) и дает ему закон (Ис 45. 12), с чем может быть связано наименование Бога Господом Саваофом (    , букв.- Господь воинств, подробнее см. ст. Господь Саваоф ). Обозначение одушевленных ангельских сил и неодушевленных светил при помощи одного выражения отражает обычное для древних представление об окружающей действительности. Оно коренилось в их понимании мира как существа одушевленного. Объяснение этому одни из них находили в том, что мир оживотворяется Самим Богом, другие - в том, что мир полон богов. Соответственно солнце, луна, «царица неба» Иштар, планета Венера и вообще все «воинство небесное» выступают в качестве главных действующих лиц в языческих астральных культах. Низвержение сатаны и ангелов его. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Собр. В. В. Егерева. Ф. 466. 6. Л. 68 об.)

http://pravenc.ru/text/155128.html

598 3 II XI, 5–8. Паралипоменон молчит об этом, делая только ссылку ( 2Nap. IX, 29 ) на то, что деяния Соломона записаны в записях Нафана пророка и в пророчестве Ахии Силомлянина и видениях Иоиля (Аддо или Иддо Вульгаты и западн. перев.), который в 2Пар. ХХ, 15 назван Адда прозорливец. Книги царств по-видимому основываются на этих записях пророков. 599 Все жизнеописания святых (кроме прямых указаний книг Нового Завета) указывают на тесную связь просветления мысли с чистотою тела. 600 Ср. в первые годы его царствования 3 Ц. IV, 20 и 26: «Иуда и Израиль... ели, пили и веселились,... и жили каждый под виноградником своим»... и X, 22: «Сынов же Израилевых Соломон не делал работниками». Совсем другое 3 Ц. XII, 5. 601 3 Ц. XII, 14. Под именем скорпионов, – говорит Роулинсон, комментировавший 3 кн. Царств в Speaker " " s Bible, – надо разуметь, по мнению некоторых, стебли растения, называемого «скорпионным растением», сок которого язвит и разъедает наносимые раны. Обыкновенно же полагают, что здесь разумеются т. наз. кошки. 603 См. выше при разборе Псалтиря о Мессианских псалмах, и в особенности пс. II, 6–9; XV, 8–10; XXI; XXXIX; CIX и др. 609 Это истекает по-видимому из факта наречения ему имени «Возлюблен­ный Богом» Нафаном. 2 Ц. XII, 25. Ср. 3 Ц. I, 11–13. 610 Это мнение раввина Саадиа (X век), что Песнь Песней есть книга, на­писанная в дни юности Соломона, как книга Екклезиаст есть книга, напи­санная в преклонных летах Соломона. См. Олесницкого П. П. стр. 74. 611 В этом кратком обзоре мнений и теорий, возникавших во поводу формы и значения Песни Песней, мы берем за руководство превосходный труд, которому подобного по полноте кажется нет в теологической литературе Европы, – а именно исследование о Песни Песней доктора богословия Олесницкого (Киев, 1882). Мы позволяем себе широко черпать в его труде и сведения и взгляды. 612 См. Олесннцкого О. cit. стр. 63 – 68. И ср. о сохранении текста стр. 34, и об архаизмах языка с одной стороны и об арамеивмах с другой см. стр. 41–67. Акиба жил во втором веке по Р. Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ромбообразные лики на челе и плечах Богоматери являются олицетворением звезд, символизирующих Ее приснодевство. На груди Пресв. Богородицы представлены символические изображения, имеющие прообразовательное значение: наиболее часто на иконах XVI в. встречаются гора, город и красный медальон с ликом юного царя. Гора - наиболее известный прообраз Богоматери, основанный на текстах ВЗ: Дан 2. 31-45 и Ав 3. 3, а также Ис 24. 23, Пс 67. 16-17, 77. 68, 14. 1, 22. 3 и др. Изображение города в виде крепостных стен, согласно восходящей к текстам ВЗ и НЗ (Пс 47. 34, Зах 1. 16, Мф 5. 35 и др.) надписи на иконе Н. Г. Строганова (1604-1605, ЕМИИ),- это «Град Царя Великого». В текстах Свящ. Писания в случаях, когда гора и град упоминаются вместе (Зах 8. 3, Ис 2. 2-3 и др.), речь идет о горе Сионской и граде Иерусалиме. Красный медальон с ликом юного царя не имеет однозначного объяснения. Наиболее вероятно, что данный образ является олицетворением солнца. Так изображается солнце в иллюстрациях к «Христианской топографии» Космы Индикоплова, в сюжетах на тему Сотворения мира на иконах, на миниатюрах и на шитых плащаницах XV-XVI вв. (напр., на т. н. Пучежской плащанице, 1441, ГММК). Этот образ мог быть заимствован из пророчества Малахии («взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» - Мал 4. 2; см. также: Ис 41. 2). Т. е. облачный рисунок и изображение солнца на мафории Богоматери могут быть связаны, но уже в XVI в. образ царя-солнца в медальоне предпочитали заменять образом Христа Еммануила. На иконах к указанным символическим изображениям могут быть добавлены: лествица («лествица Иакова»), радуга (символ завета с Ноем), «источник запечатленный» (Песн 4. 12), древо (7-й икос Акафиста Богоматери) или горящий куст, реже - изображения книги, киота, ковчега или храма Премудрости. Окружающее образ Пресв. Богородицы с Младенцем сияние Славы в виде 8-конечной звезды, образованное путем наложения синего ромба на красный, означает прославление Ее как «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», т. е. превосходящей близостью к Богу все ангельские чины. Синий ромб, на фоне к-рого показаны изображения ангелов, обозначает небо, мир горний, а красный (с символами евангелистов) - землю, просвещенную светом евангельского учения. Это сияние символизирует Славу Господа Вседержителя, к которой причастна и Пресв. Богородица, послужившая Воплощению Христову. Форма ореола может также напоминать о пророчестве Валаама («Возсияет звезда от Иакова» - Числ 24. 17). В Акафисте Богоматерь также прославляется как Звезда, являющая Солнце (1-й икос).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010