Ср.: Stolt В. Die Sprachmischung in Luthers Ti-schreden: Studien zum Problem der Zweispracihigkeit. Stocholni; Upsala, 1964. Ты стар…- Эразму в то время было 59 лет, а Лютеру — 42 года. Платон мне друг… но истину следует предпочесть.— Известное высказывание, приписываемое Аристотелю, источником которого является «Жизнь Аристотеля» александрийского философа Аммония Сакса (III в.). Широкое поле…—в оригинале «quantum fenestrum» («какое окно») —аллюзия на Адагии (XXXVI). Гораций. Наука поэзии, 39 сл. (пер. М. Гаспарова). См.: Вергилий. Георгики, 50 сл.: Но перед тем, как взрезать неизвестную стану равнину, Ветры вызнать и нрав различной надо погоды Дедовский также прием и обычай местности данной… (Пер. С. Шервинского) Саллюстий. Заговор Катилины, 1. Лк., 14, 28. В «Гипераспистесе 1» Эразм отвечает, что Лютер приписывает ему отсутствующую у него (Эразма) определенность утверждения. Гал„ 6, 7. Кор., 12, 6. …и все мы совершаем по необходимости…—см. примеч. 17а к с. 653. Квинтилиан Марк Фабий (ок. 30—96) — прославленный римский авторитет в обучении красноречию, автор об ширного руководства «Обучение оратора». …запоминания, произнесения…— перечисление обязанностей оратора совпадает с тем, что называет Цицерон (ср.: Об ораторе, 1, 142 сл.). Ср. схоластические вопросы типа quale ot quod (какое и что?) основывались на «Топике» Аристотеля. Лютер сам прошел такую школу. Позднее он признавал, что короткие вопросы и ответы прекрасно шлифовали мысль. В «Гипераспистесе 1» Эразм указывает, что Аристотель различает происходящее, счастье и случай - contingens, fortunam et casum. См.: физика, II, 6; 197, 620-22. …по необходимости следствия, а не по обходимости следующего…- Лютер принимает здесь схоластическое разделение, которым воспользовался Эразм. Ср. у Фомы Аквинского: «necessitas conditionata» (обусловленная необходимость) п «necessitas absoluta» (абсолютная необходимость), См.: Suinma, 1, 19, art. 3; 8. …потешаются…— игра слов: eluserunt — illuseruntt (WA, 18, 618). Глаголы с одним и тем же корнем: eluserunt (буквально-«избегают», «уклоняются»); illuserunt (буквально—«играют», «насмехаются») . Пс., 46, 10.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

3:8. Шестьсот талантов золота. Такое огромное количество золота (39 600 фунтов) в сравнительно небольшом помещении святая святых может показаться расточительством. Вполне вероятно, что это золото было использовано в виде тонких пластин, покрывавших все внутренние стены святилища. См. также коммент. ко 2Пар. 22:14 . 3:9. Пятьдесят сиклей золотых гвоздей. Это трудный текст; часто он переводится неверно. Здесь, вероятно, речь идет о том, что 50 сиклей золота пошло на покрытие железных гвоздей, которыми золотые пластины прикреплялись к стенам. Гвозди весом в 50 сиклей (14,75 унции) были бы слишком тяжелыми, а 50 сиклей золотых гвоздей было бы недостаточно для исполнения этой работы. 3:10–13. Херувимы резной работы. Эти свободно стоящие фигуры, вырезанные из масличного дерева, служили стражами в святая святых (ср.: 3Цар. 6:23–28 ), подобно херувимам, охранявшим Эдемский сад ( Быт. 3:24 ). Архитектура древних ближневосточных храмов вызывала в воображении картину Эдема (как резиденции или зала приемов божества) многообразными приемами. Мифические крылатые существа, расставленные у колонн, стилизованных под деревья (обычно финиковые пальмы), были особенно широко распространены в Сирии-Палестине и в верховьях Евфрата. Как и те херувимы, которые прикрывали своими крыльями ковчег Завета в святая святых, эти покрытые золотом херувимы также символизировали присутствие Бога и Его престол. В иконографии древнего Ближнего Востока часто изображаются троны царей и богов с мифическими крылатыми фигурами по бокам. Хананейский бог бури Ваал часто изображался на быке, служившем ему подножием (ср.: Пс. 17:11 , где Яхве «воссел на херувимах»). Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Исх. 25:18–20 . 3:14. Завеса. Согласно описанию в 3Цар. 6:31,32 , храм Соломона был разделен на две части поперечной перегородкой – деревянной дверью, покрытой золотом и украшенной резными херувимами, пальмами и цветами. Автор 1 Пар. описывает также завесу, которая служила вторым разделительным барьером. Двери и завеса были в храме и в новозаветные времена. Отделение священных пределов от секулярного мира с его скверной было обязательным требованием, предъявляемым к архитектуре древних храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Друг Твой и близкий Петр ради страха пред иудеями отвергся от Тебя, Господи, и рыдая, так взывал: «не забудь, Щедрый, моих слез, ибо я обещал сохранить веру и не сохранил»; – и наше покаяние также приими и помилуй нас! ( Мф. 26:69–75 ). Слава и ныне, гл. 5. Влеком на крест сице вопиял еси, Господи: за кое дело хощете Мя распяти, иудее? Яко разслабленныя ваша стягнух, зане мертвецы аки от сна возставих, кровоточивую исцелих, хананею помиловах; за кое дело хощете Мя убити, иудее? Но узрите, в Него же ныне прободаете, Христа, беззаконнии. Ведомый на крест так взывал Ты, Господи: «за какое дело вы хотите Меня распять, иудеи? Расслабленных ваших Я сделал здоровыми; мертвых как бы от сна воскресил; исцелил кровоточивую, помиловал хананеянку. За какое же дело вы, иудеи, хотите Меня убить»? – Но, беззаконники, вы увидите, что Тот, Кого вы ныне прободаете (копьем), есть Христос (Мессия). Прокимен, гл. 4. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Я близок к падению и скорбь моя всегда предо мною ( Пс. 37:18 ). Паремия: Исаии 50:4–11. Ап. – Рим. 5:6–11 . Ев. Марка 15:16–41 . На шестом часе ( Пс. 53, 139 и 90) стихиры: Гл. 8. Сия глаголет Господь иудеом (см. л. 91). – Законоположницы Израилевы, иудее и фарисее, лик апостольский вопиет к вам: се храм, егоже вы разористе; се Агнец, егоже вы распясте, гробу предаете; но властию Своею воскресе. Не льститеся иудее: Той бо есть, Иже в мори спасый, и в пустыни питавый; Той есть живот, и свет, и мир мирови. – Законодатели Израилевы, иудеи и фарисеи! Сонм Апостолов взывает к вам: вот Храм, Который вы разрушили; вот Агнец, Которого вы распяли, гробу предали; но Он воскрес Своею властью. Но не обманывайтесь, иудеи: Он есть, спасавший в море (от потопления) и питавший в пустыне (манною); Он есть Жизнь, Свет и мир для мира. Слава и ныне: гл. 5. Приидите, христоноснии людие, видим, что совеща Иуда предатель со священники беззаконными на Спаса нашего: днесь повинна смерти безсмертнаго Слова сотвориша, и Пилату предавше, на месте лобнем распяша. И сия стражда вопияше Спас наш, глаголя: остави им, Отче, грех сей, да разумеют языцы из мертвых Мое воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стихира на стиховне. Гл. 7. Украси Твой чертог, Сионе, и подъими Царя Христа, целуй Марию, небесную дверь, Та бо престол херувимский явися; Та носит Царя славы. Облак света есть Дева, носящи на руках Сына прежде денницы, егоже прием Симеон на руки своя, проповеда людем, Владыку Сего быти живота и смерти, и Спаса миру. – Сион! Приукрась свой храм и приими Царя Христа; приветствуй Марию – небесную дверь. Ибо Она явилась престолом вместо Херувимов; Она носит Царя славы; Дева есть облако света, нося на руках существовавшего прежде света Своего Сына, Которого принял на руки Симеон, проповедуя людям, что Сей есть Владыка жизни и смерти и Спаситель мера. Тропарь. Гл. 1. Радуйся, Благодатная, Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущыя во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. – Радуйся, Благодатная, Богородица Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме (неверия и грехов). Веселись и ты, праведный старец, принявший на свои руки Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение. Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже но закону ныне принеслся еси в храм Господень. – Славим Тебя, Христос Жизнеподатель, и почитаема Твою Пречистую Матерь, Которою, во исполнение закона, сегодня Ты принесен в храм Господень. Прокимен, гл. 4. Помяну имя Твое во всяком роде и роде. – Сделаю имя Твое памятным в род и род ( Пс. 44:18 ). Евангелие Лк. 2:25–32 . По 50 пс. стихира: Да отверзется дверь небесная... (см. л. 140). Ирмосы канона. Гл. 3. П. 1 . Сушу глубородительную землю солнце нашествова иногда, яко стена бо огусте, обаполы вода, людем пешемореходящым, и богоугодно поющым: поим Господеви, славно бо прославися. Солнце некогда взошло над сухою землею, возникшею из глубины моря; ибо вода по обе стороны отвердела, как стена, когда народ (Израильский) пешком шел чрез море и богоугодно воспевал: будем прославлять Господа; ибо Он торжественно прославился!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

31 Ангел Божий. См. 16,7 и ком. 31 Я вижу все. Праведный Бог вступается за притесняемых. 31 он продал нас. Дочери осуждали Лавана за то, что он «продал их в замужество». Платой за каждую из них была работа Иакова на Лавана (29,18.22 и ком., 27). съел... серебро наше. Эта фраза означает «растратить деньги» и встречается в аналогичных контекстах в клинописях из города Нузу (ок. 1500 г. до Р.Х.). По закону денежная сумма, подаренная Лавану при замужестве Лии и Рахили, хотя бы частично должна была достаться дочерям. 31 богатство... есть наше. Их утверждение противоречит заявлению Лавана (ст. 43). отнял. В Исх. 12,36 это древнееврейское слово переводится как «обобрал». 31 похитила идолов, которые были у отца ее. Считалось, что семейные идолы обеспечивали покровительство и благословение. В отличие от Сарры и Ревекки, которые, прийдя в обетованную землю, приняли Бога патриархов, Рахиль не могла расстаться со своими языческими представлениями и домашними идолами. 31 пришел Бог. Бог защищает Иакова, как когда-то защищал Авраама (12,17; 20,3) и Исаака (26,8). ни доброго, ни худого. Ранее Бог открылся Лавану через провидение (24,50), а теперь через сновидение. 31:27 Лаван выражает свое возмущение тайным бегством Иакова, напоминая ему о существовавшем тогда обычае (29,26). 31 у меня обыкновенное женское. Младшая дочь обманула своего отца, как в гл. 27 младший сын Иаков обманул Исаака. 31 Если бы не был со мною Бог. См. 28,15; Пс. 123,1 . страх Исаака. Или «наводящий ужас Бог Исаака» (см. ст. 53 и ком.). ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Исаак называет вещи своими именами и не ощущает страха перед Лаваном он во всем положился на Бога. 31 все, что ты видишь, это мое. Все в этом мире принадлежит Тому, Кто этот мир создал и Кто управляет им, т.е. Богу. 31 заключим союз. Это же выражение встречается и в 21,27, и в 26,28 (ком.); этот союз подобен мирному договору, заключенному Авраамом и Исааком с филистимлянами. 31 назвал его. Используя язык Ханаана, а не арамейский, Иаков тем самым проявляет твердую решимость связать свою дальнейшую судьбу с обетованной землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Описание дара Жертвой в подавляющем большинстве являлись одомашненные животные – бык, козел или овца. Иногда приносились хлебные жертвы. Предпочтение хлебного приношения животным, по всей видимости, зависело от уровня финансовых ресурсов. Однако Богу отдавалось то, что было самым дорогим, самым ценным. И это не все! Жертвенное животное должно было быть без изъяна. Тем же самым словом, которым описывались жертвенные животные (тамим), можно описать Ноя ( Быт.6:9 ), Авраама ( Быт.17:1 ), Иова ( Иов.12:4 ) или любого поклонника, надеющегося войти в Божье присутствие ( Пс.14:2 ). Это слово, таким образом, подразумевает как физическую, так и моральную чистоту. Даже в самом Ветхом Завете акцент, с точки зрения жертвы, постоянно перемещается от жертвенного животного без физических недостатков (Левит) к жертвенному слуге – человеку, освобожденному от моральных недостатков. Несомненно, это и есть основная идея 53-й главы Книги Пророка Исайи, где речь идет о рабе, не взявшем на себя наши немощи, который был изъязвлен за наши грехи и беззакония, однако не открывал своих уст. Сцена для Нового Завета идеологически не могла быть приготовлена более красиво (см. 1Пет.1:19 ). Хорошо известно, что пророки яростно выступали против злоупотребления жертвами. Их гнев вспыхивал каждый раз, когда они видели народ Божий в одно и то же время верно исполняющим ритуал, но неверным в образе жизни. Жертву нельзя было использовать как дымовую завесу для этической развращенности. Внешнее послушание должно сочетаться с внутренней святостью. Подтверждение этому можно найти в таких отрывках, как Книга Пророка Исайи (1:11–17), Книга Пророка Осин (6:6), Книга Пророка Амоса (5:21–24) и Книга Пророка Михея (6:6–8), – это пророческие голоса из восьмого и начала седьмого столетий до и. э. Позже, в седьмом и шестом столетиях до и. э., эта тема вновь встречается у пророка Иеремии ( Иер.6:20 ) и в его знаменитой храмовой проповеди ( Иер.7:1–15 ). Подобное настроение отражено даже в Псалтире (ср. Пс.50:18:19 ). Вероятно, самую ясную аналогию теме непорочной жертвы можно найти в проповеди пророка Малахии, прозвучавшей после возвращения из вавилонского пленения. Не только жертвы народа неполные («вы обкрадываете Меня» – 3:8), но и их жизнь нечиста («вы прогневляете Господа» – 2:17), а их жертвы Богу несовершенны («священники, бесславящие имя Мое» – 1:6). Приносимые в жертву животные были хромыми, слепыми или больными – в таком плохом состоянии, что люди не посмели бы преподнести их своему земному правителю (1:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

. Термин «сын человеческий», «сын человека» (01Н]2 или ЕИЗХ " 2) в Ветхом Завете обычно сопутствует слову «человек» и является его синонимом (Чис 23:19; Ис 51:12; 56:2; Иер 49:18, 33; 50:40; Пс 8:5; 79/80:18; 143/144:3 и др.). Характерную сентенцию мы встречаем в Книге Иова: «человек (U? UN) есть червь, и сын человеческий (D1N]2) есть моль» (25:6). Так же употребляет термин СПЯ]2 и сам автор Книги Даниила в 8:17. В арамейских текстах, в том числе в кумранских документах, термины t7Mt VI («сын человека») обозначают неопределенное лицо: «некто, некий». См.: Collins, 1984. Р. 305. Однако, в этом стихе автор Книги Даниила использовал арамейский эквивалент этого термина, придав ему совершенно новое, особое значение, что породило впоследствии множество самых разных догадок и предположений. В Книге Еноха, зависимой в данном случае от Книги Даниила, Сын человеческий предстает уже как отдельная личность, особо приближенная к Богу; он называется также Избранником (в отличие от «избранных»), «Сыном жены» и «Сыном мужа» (1Ен 62:5; 69:29). Совершенно также восприняло этот термин христианство, связав его с Иисусом Христом. Согласно Евангелиям, сам Иисус называл себя Сыном человеческим, очевидно, основываясь именно на этом месте Книги Даниила. . В Книге Еноха Сын человеческий восседает на своём престоле славы (1Ен 45:3; 62:3, 5), как и в Евангелиях (Мф 19:28; 25:31). Рабби Акиба (нач. 11 в. н. э.) различал один престол для Бога, другой – для Мессии, потомка царя Давида (В. Хаг., 14а; В. Санг., 386). Другие раввины настаивали, что в Дан 7:13-14 говорится не о двух небесных властителях, но о двух аспектах одного и того же Бога. См.: Collins, 1984. Р. 301. . Ср. Быт 41:8. . Вероятно, это один из тех, кто был упомянут в стихе 7:10: «и тьмы тем предстояли пред Ним (=Богом)», – кто-то из чинов священной иерархии, не обязательно даже ангел. Обычно, при появлении ангела Даниил приходил в ужас и падал ниц (8:17; 10:9). . В Септуагинте и Вульгате вместо «четырех царей» фигурируют «четыре царства», что более соответствует смыслу текста (ср. 7:23). Дж. Коллинз полагает, что стоящее в этом месте арамейское слово («цари») возникло в результате ошибки переписчиков, тогда как в оригинале значилось («царства»). См.: Collins, 1984. Р. 311-312.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Вышеназванную 11-ю главу Исаии напоминают слова 49:2: «Господь соделал уста Мои, как острый меч,.. сделал Меня стрелою изостренною» 352 , – слова 3-го ст.: «в тебе я прославлюсь», или 5-го: «Я прославлен в очах Господа» (ср. с 11:10 и 4:2) и слова 5–6 ст.: «собрать... остаток Израиля (ср. 11:11–12). Если образ (см. 1 стих) «Господь призвал Меня от чрева» в 1-ой части не встречается относительно Мессии, то, может быть, потому, что он заимствован из Пс.21:10–11 . Слова стиха 4-го: «напрасно Я трудился» напоминают сказанное о праведниках в 26:18: – «мы были, как беременная, мучились, рождали как бы на ветер, спасения не доставили земле». – Глава 50:4 и дал., как уже замечено, весьма сходна с главою 8-ю, где говорится об Эммануиле, а ниже будет сделано замечание о сходстве главы 50-й опять с главою 11-ой. – Из мыслей и выражений 53-ей главы, сходных с различными местами 1-ой половины книги прор. Исаии, не излишним представляется указать на ст. 2-ой: Раб Господа, не имевший прежде «ни вида, который привлекал бы к Нему, ни величия», но необыкновенно «величественный» по Своем страдании (63:1), не есть ли тот же Царь, о Котором пророк Исаия возвещал: «глаза твои увидят Царя в красоте Его» (33:17), и не к Нему ли будут иметь полное приложение слова: «Отрасль Господа явится в красоте и славе... для уцелевших сынов Израиля»? – (4:2), хотя жители Иерусалима и «пренебрегали» этою отраслью ради ее видимой незначительности (8:6). Затем, безгрешный Раб Господа – Праведник (в гл. 53) представляет как бы полную противоположность греховному Израилю. Отсюда близкое сходство главы 53-ей с 1-ою, которая содержит обличение Израиля и по времени написания не была отдалена от 53-ей. Так стих 3-й: «Он был презрен и отвергнут людьми» ср. с 1:4–5. Слова ст. 4: «взял на Себя наши немощи и понес (обременен был) наши болезни (),.. грехи и беззакония»... ср. с 1:4–6: («народ грешный, обремененный беззакониями»... «нет здорового места»... «вся голова больна»...). Слова стиха 5-го: «изъязвлен был» ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

195 Деян 5,34 сл.; 15,5; ср. Деян. 21:20 , где, по-видимому, тоже говорится о христианах из фарисеев. Эпизоды в Деян. 5:34-39; 23,6-9 показывают, что в апостольскую эпоху фарисеи относились к христианам вполне терпимо. Легенду о Гамалииле как христианине см. в “Житиях святых” (Кн.5. М., 1904, с.172). 196 Берахот, 6b. 197 Ин 3,1-10 . 198 Впоследствии Никодим принял участие в погребении Иисуса ( Ин. 19:39 ). В Талмуде (Санхедрин, 43а) среди последователей Иисуса назван некто Ники, или Накай. Вероятно, это имя есть сокращение от Никдимон (Никодим). 199 Мф 27,57 ; Мк. 15:43,45 ; Лк. 23:50 ; Ин. 12:42; 19,38 . 200 Мф 15,13-14 ; Лк. 6:39 . 201 2Ин. 10:41. 202 3Ин. 3:22-30. 203 Славянская версия “Иудейской войны” Флавия, II, 7,14–15. 204 Флавий И. Арх. XVIII, 5,2. 205 Ин 4,1 . 206 Мф 21,21-22 ; Мк. 11:22-23 . 207 Мф 9,23 ; ср.: Ин. 14:12 ; Быт. 1:26 ; Пс 8 . 208 Лк 11,20 . 209 Мк 16,17-18 210 Лк 5,3-11 . Эти скопления рыб объясняются тем, что со дна озера поднимается газ и оттесняет их к поверхности. 211 Мф 8,23-27 ; Мк. 4:35-41 ; Лк. 8:22-25 . 212 Лк 13,16 . 213 Мф 17,14-17 ; Мк. 9:14-29 ; Лк. 9:37-42 ; Ин. 14:12 . 214 Ин 5,14 . 215 В рассказах Мф. 13:54-58 и Мк. 6:1-6 говорится только о том, что назаряне не поверили Иисусу; Лк же (4,16–30) сообщает об их покушении на Его жизнь. Кроме того, Мф и Мк относят посещение Назарета к середине общественной деятельности Христа, а Лк – к началу. Экзегеты по-разному оценивают это расхождение. Автор данной книги исходит из возможности двух посещений Назарета. Причем вероятнее, что наиболее враждебной была вторая встреча, когда Иисус стал уже повсеместно гонимым. 216 Мк 7,33 ; Ин. 9:6-7 . 217 Мк 2,1-12 . 218 Мк 7,34 . 219 Мф 9,20-22 ; Мк. 5:25-34 ; Лк. 8:43-48 . 220 Четко определить границу, отделяющую обычное душевное заболевание от демонической одержимости, трудно. Однако, когда думают, что все исцеленные Христом “бесноватые” были просто душевнобольными, упускают из вида, что суть большинства психических патологий во многом остается загадкой. В них чаще всего обнаруживается гипертрофия греха (самолюбия, гордыни, замкнутости на себе) и излечение тесно связано с духовной и нравственной жизнью больного, как отмечал изобретатель инсулинового лечения Дж.Фергюсон. Важно помнить также, что в Евангелии всякий недуг рассматривался как проявление разрушительных сил мироздания (см.: Лк. 13:11-16 ).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

9:46. Капище Эл-Верифа ( в русском переводе – Ваал-Верифа). Сопоставимый титул il brt встречается в хурритских гимнах, начертанных на глиняных табличках из Уга-рита. Эл был главным богом хананейского пантеона, a «berith» означает «завет». Полагают, что верованиям смешанного еврейско-хананейского населения Сихема был присущ синкретизм, сочетающий представления о Яхве, еврейском Боге завета, с представлениями об Эле, хананейском божестве. В Сихеме обнаружены остатки храма этого периода (см. коммент. к 9:1). Он имел площадь основания 108 х 92 фута и мощные стены толщиной 18 футов. Священный столб (massebah) находился во дворе. Некоторые ученые полагают, что с капищем Эл-Верифа следует отождествлять святилище близ горы Гевал (см. коммент. к Нав. 8:30,31 ), поскольку жители Сихема искали там убежища после того, как город был разрушен (ст. 45). Но на этом месте следы крепостного сооружения не обнаружены. 9:48. Гора Селмон. Это название встречается в Ветхом Завете только здесь и в Пс. 67:15 . По мнению некоторых исследователей, оно относится либо к Гевалу, либо к Гаризиму, но по какой причине гора именуется по-разному, объяснить затруднительно. Согласно другому предположению, это название относится к соседнему хребту к югу от горы Гаризим. 9:50. Тевец. Основываясь на сведениях раннехристианских авторов (Евсевий), Тевец отождествляют с Тубасом, примерно в 9 милях к северо-востоку от Сихема. Археологические раскопки здесь не проводились. 9:51. Башня среди города. Характерной особенностью городов этого периода было дополнительное укрепление внутри города – своего рода цитадель. Обычно она представляла собой башню, расположенную в самой высокой точке города, и включала святилище, кладовые и казну. 9:53. Жернов. Мельничные жернова были каменными, обычно базальтовыми. Нижний жернов представлял собой тяжелый (весом до 100 фунтов) камень с плоской или слегка изогнутой поверхностью. На него насыпали зерно, которое растирали в муку при помощи верхнего, более легкого жернова (весом от 4 до 5 фунтов), соответствующего форме руки. 10:1–5 Малые судьи: Фола и Иаир

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010