Акиндин, полемизируя с Варлаамом, называл божественный свет нетварным, а полемизируя с Паламой, — тварным. При этом он пояснял, что таинственным и нетварным был только Фаворский свет, виденный тремя апостолами, а всякий иной свет — пусть и являющийся созерцателям — отличен от него и есть тварный. См.: Επστολ προς Αθανσιον Κυζκου, 8, Π. Χρστου, σ. 418–419 ( прим. изд.). 106 См.: Συνοδικς Τμος A, PG 151, 691D–692A. 107 Там же, PG 151, 692А. 108 Там же, PG 151, 691D. 109 Там же, 3, PG 151, 680В. 110 Там же, 51, PG 151, 691С. 111 Там же, 52, PG 151, 691D–692A. 112 1 Тим. 3:15. 113 Мф. 16:18. 114 Варух. 4:2. 115 Мал. 4:2. 116 Мф. 13:9, 43; Мк. 4:9, 23. 117 2 Ин. 10:11. 118 Еф. 5:11. 119 Рим. 3:23. 120 Откр. 3:15–16. 121 Иак. 4:7. 122 Цитата не идентифицируется. 123 Цитата не идентифицируется. 124 Числ. 1:3; 3:15; 4:23, 27, 29, 32; Сирах. 7:24. 125 Имеется в виду трактат «О божественном соединении и разделении». 126 О понимании термина «разделение» применительно к Богу см. прим. 1 к вышеуказанному трактату. 127 Ин. 10:30. 128 Ин. 14: 28. 129 Евр. 10: 29. 130 Ис. 10:1–3. 131 с. 93:1. 132 Григорий Богослов, Письмо 101, PG 37,181 AB. 133 Ср.: Минея, 6 августа, стихира самогласна, глас 5 на Полиелее утрени 134 Преображения Господня: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору». 135 Мф. 25: 31. 136 Палама говорит здесь о третьей «Триаде в защиту священнобезмолвствующих». 137 Иер. 23:18. В славянской Библии «ν ποστματι» переводится как «в совете», следуя Вульгате, где эти слова переведены как «in consilio», но словарь Lampe дает следующее значение: «πστημα=πστασις in sense of substance», что более соответствует настоящему контексту. 138 Григорий Богослов, Слово 28,19, PG 36, 52В. 139 Ис. 28:15. 140 Пс. 139:3 141 Дан. 13:42. 142 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5,1, с. 402. 143 Мф. 13:43. 144 Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В. Ср. также: тропарь 9 песни канона на утрени Преображения: «да вышний Бог явишися, стоя посреде богов апостол на Фаворе» (Минея 6 августа). 145

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В армянском обряде Б. п. считаются 8-м отделом Псалтири. Согласно реконструкции Г. Винклер ( Winkler. P. 500-505), они являлись одним из основных элементов воскресного всенощного бдения кафедрального типа: после «входного псалма» и славословия исполнялась песнь вавилонских отроков (Дан [LXX] 3. 26-45 и 3. 52-88) с припевами, а перед литанией и чтением Евангелия - песни Пресв. Богородицы и прор. Захарии. В западно-сирийском (или сиро-антиохийском) обряде песнь из кн. Второзаконие разделена на 2, в списке Б. п. присутствуют блаженны (к-рые поются на утрене в связи с чтением Евангелия - Mateos. Les matins. P. 64), а также песнь, составленная из стихов Книги пророка Исаии (42. 10-13 и 45. 8) (см. ркп. Brit. Mus. Lib. 14 436, VIII-IX вв., и Add. 17 109, 837-874 гг.- Schneider. P. 49, 272). В богослужении маронитов, к-рое подверглось значительной латинизации, Б. п. рассредоточены по службам суточного круга: 11 поются на полунощнице, 7 - на утрене, по 3 (или по 2) - на малых часах дня (3, 6, 9-м), 4 - на вечерне, 2 - на повечерии. Песнь вавилонских отроков поется на утрене перед хвалитными псалмами; великое славословие на утрене отсутствует ( Mateos. Les matins. P. 55-57). В современном богослужении Коптской Церкви на ночной службе кроме псалмов стихословятся песнь из Исх и песнь вавилонских отроков, причем к песням и псалмам припеваются стихотворные комментарии (psali) ( Taft. P. 255). В Эфиопской Церкви вплоть до наст. времени используется набор из 14 Б. п., зафиксированный уже в Александрийском кодексе Библии (песни из Втор и вавилонских отроков разделены каждая на 2). 1-я часть песни вавилонских отроков (ст. 52-56) поется со специальным припевом на праздничной и великопостной вечерне (wa  zema). Обе части песни вавилонских отроков исполняются 2 хорами перед хвалитными псалмами на праздничной утренней службе (sebhatä nägh), при этом песнь Симеона Богоприимца заменяет будничный Пс 50. То же бывает и на воскресной утренней (предрассветной) службе (mäwäddes). На 3 малых часах дня ежедневно, кроме суббот и воскресений, должны стихословиться по 5 Б.

http://pravenc.ru/text/149135.html

2028 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Или». 2029 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не знал». 2030 По мнению Франциска Юния, Христос вверг в искушение ученика за его самонадеянное обещание потому, что желал показать, что слава может принадлежать лишь Ему одному. 2031 Ср.: Лк. 22:33. 2032 Ср.: Лк. 22:34. 2033 Ср.: Лк. 22:47. 2034 Ср.: Ис. 29:13. 2035 Ср.: Лк. 22:66—67. 2036 См.: Лк. 22:67. 2037 См.: Лк. 22:69. 2038 Ср.: Дан. 7:13. 2039 Вставка Кройманна. 2040 Ср: Пс. 110 109:1. 2041 См.: Лк. 22:70. 2042 См.: Пс. 110 109:1. 2043 См.: Лк. 22:70. 2044 В первый раз они спрашивали в Лк. 22:67. Тертуллиан опровергает утверждение Маркиона, что слова Христа «вы говорите» означают: «не Я». 2045 Вставка Кройманна. 2046 Ср.: Лк. 23:1—2. 2047 См.: Лк. 23:3. 2048 Ср.: Ис. 3:13—14. 2049 См.: Пс. 2:1—2. 2050 Ср.: Деян. 4:27. 2051 Ср.: Лк. 23:7—11. 2052 Букв.: «гостинец», xenium. В Септуагинте: ξνια (мн. ч.). 2053 Ср.: Лк. 23:8—9. 2054 См.: Ис. 53:7. 2055 Ср.: Ис. 50:4. 2056 Конъектура Кройманна. В рукописи: «каким образом». 2057 Ср.: Пс. 22 21:16. 2058 Ср.: Лк. 23:18—25. 2059 Ср.: Лк. 23:32—33. 2060 Ср.: Ис. 53:12; Лк. 22:37. 2061 Т. е. упоминание одежды. 2062 Вставка Кройманна. 2063 Ср.: Лк. 23:34. В рукописи: «жребием», у Кройманна: «жребию». 2064 См.: Пс. 22 21:19. 2065 См.: Пс. 22 21:17. 2066 Synagoga. 2067 См.: Пс. 22 21:17. 2068 См.: Пс. 22 21:8—9. 2069 Ср.: Лк. 23:44. 2070 См. Ис. 50:3. 2071 См. Ам. 8:9. 2072 Ср. Лк. 23:44. 2073 См. Ам. 8:9. 2074 Ср. Лк. 23:45. 2075 Ср. Ис. 1:8. 2076 Конъектура Кройманна. В рукописи: «являть Самого Христа». 2077 По мнению Кройманна, здесь лакуна: «в руки Твои предаю дух Мой» 9 2078 Ср.: Мф. 5:17. 2079 См.: Лк. 23:46, ср.: Пс. 31 30:6. 2080 Ср.: Лк. 23:52—53. 2081 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Если призрак, то, следовательно, все еще в нем был и Христос. Если ушел Христос ». 2082 Конъектура Энгельбрехта. В рукописи: «если и». 2083 Ср.: Лк. 23:50—53. 2084 См.: Пс. 1:1. 2085 Ср.: Л к. 23:55 — 24:1. 2086 См.: Ос. 5:15—6:2. 2087 Конъектура Кройманна. В рукописи: «считают».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

77 Опущено в Иерус. рук. 78 Деян. 26:18; 2 Петр. 2:9. Ср. Ис. 42:16. 79 Ср. Пост. Апост. VIII, 11, 2. 80 Ср. Еф. 1:18. 81 Ср.Ин.17:3. 82 Ср. Ис. 57:15. 83 Ср. Ис. 13:11. 84 Ср. Пс. 32:10. 85 Ср. Иов 5:11; Ис. 10:33; Иез. 17:24; 21, 31. 86 Ср. 1 Цар. 2:7. 87 Втор. 32:39. Ср. 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7. 88 Числ. 16:22; 27, 16. 89 Дан. 3:55. 90 Ср. Есф. 5:1. 91 Иудиф. 9:11. 92 Ср. Ам. 4:13; Иов 10:12. 93 Ср. Ин. 12:26, 17:17. 94 В Иерус. рук. опущено. 95 Пс. 118:114; Иудиф. 9:11. 96 Ср. «Постановления апостольские», VIII, 10:14—15, 12 и ектении литургии св. Марка. 97 Опущено в лат., сир. и копт. переводах. 98 Ср. Иез. 34:16. 99 Ср. Иов 4:4. 100 Ср. 3 Цар. 8:60; 4 Цар. 19:19; Ис. 37:20; Иез. 36:23; Ин. 17:4. 101 Пс. 78:13. 102 Ср. Прем. 7:17; «Постановления апостольские», VIII, 22, 3. 103 Втор. 7:9. 104 «полезный» лат., сир., копт. переводы. 105 Иоил. 4:13; Сир. 2:11. 106 Ср. Устав, IV, 21 (с. 39); Ин. 17:17. 107 Пс. 39:3, 118:133. 108 В Иерус. рук. отсутствует. 109 3 Цар. 9:4. 110 Втор. 6:18, 12:25, 28, 13:19, 21:9. 111 Числ. 6:25; Пс. 30:17, 66и др. 112 Ср. Ис. 51:10; Прем. 5:16 и др. 113 Ср. Втор. 4:34, 5и др. 114 Ср. Пс. 17:18, 105и др. 115 Ср. Пс. 144:18. 116 Тов. 13:7, 11; 1 Тим. 1:17. 117 «с нами» — гебраизм, вместо «нам», восходящий к переводу 70-ти, ср. 2 Цар. 2:6; Пс. 118:65 и др. 118 Ср. Сир. 51:26. 119 Ср. 1 Кор. 14:16. 120 Далее см. перевод П. Преображенского. 121 Περιουσιος особенный, избранный. См. Тит. 2:14. 122 Так оканчивается в александрийской рукописи послание Климента. 123 Как иудеи, мечтавшие о царстве Мессии на земле, царстве чувственном. 124 Т.е. об Иисусе Христе ( περι αυτου ). Некоторые думают, что автор здесь имел в виду евионеев, почитавших Христа за простого человека: Но слова его о Христе-Спасителе так общи, что не дают основания для такого мнения, напротив, они весьма идут к цели автора — возбудить к истинному исповеданию Христа и презрению мира. 125 См. Рим. 4:17; Ос. 2:23; Рим.9:25. 126 Т.е. к язычникам. Из слов автора этого послания (гл. I II из язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

Там же, ст.15. 105 2Кор.6,14. 106 Joann. Damasc. P.G. t. 36, c. 252. 107 Dionys. P.G. t. 3, c. 641. 108 P.G. t. 36, col. 252. 109 P.G. t. 91, col. 136. 110 Здесь непереводимая игра слов. Св. Марк называет Акт Унии не « оρоς», а «оρρоς» — что обозначает «хвост», на основании чего строит свою шутку, говоря: «Ибо достоит таким наименованием почтить их оρρоς, ибо и составили они его, поджав хвосты». 111 Just. Mart. P.G. t. 6, col. 1224. 112 P.G. t. 94, col. 824. 113 2Кор.11,13–4. 114 Рим.16,18 и 2 Тим.2,19. 115 Фил.3,2. 116 Гал.1,8. 117 2Ин.10,11. 118 In Apophthegmatis Patrum in «Macario» n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 119 Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561. 120 P. G. t. 88 c. 1652–57. 121 Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945. 122 Октоих, субботний канон об усопших, гл. 8, песнь 6, Слава:. 123 Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 124 Там же. 125 Молитва после освящения Св. Даров. 126 Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примеч. 28. 127 2Мак.12,46. 128 Мф.12,32 и парал. 129 1Кор.11–15. 130 Мф.25,46. 131 Ин.5,29. 132 Пс.49,4. 133 Пс.98,3. 134 Дан.7,10. 135 Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75–82. 136 Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297. 137 Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745. 138 I Kop. 3, 15. 139 Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728. 140 Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. p. G. t. 36 c. 357. 141 Gregor. Magn. Dialog. lib. IV. cc. 40 tc 55. 142 Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396. 143 Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412. 144 Пс.6,7. 145 Пс.37,6–7. 146 Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637. 147 Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645. 148 Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944. 149 Лук.16,20 сл. 150 1Пет.3,19. 151 Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780. 152 Деян.15,5–6 153 Пс.87,7 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Сам евангелист понимает слова Господа ближе всего, как предуказание на сам образ Его смерти – распятие, при котором Господь, действительно, был вознесен или приподнят над землей и, простирая на кресте Свои руки, как бы хотел привлечь к Себе весь мир. Ин.12:34 .  Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? Толпе народа показалось невозможным примирить недавнее торжественное вступление Христа в Иерусалим как Мессии и эти речи Его о Своей скорой смерти. Ветхозаветные пророчества ведь говорили, что Мессия будет царствовать вовеки ( Пс.109:4 ; Ис.9:6 ; Дан.7:13–14 ). Нет, если Мессия, или Сын Человеческий должен оставить место Своей деятельности, то это уже не тот Мессия, какого ожидали иудеи – это какой-то особенный Мессия! Пусть Христос разъяснит им, кого, собственно, Он имеет в виду. Ин.12:35 .  Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Ин.12:36 .  Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Господь опять встречает непонимание со стороны Своих слушателей, но не находит теперь возможным вступать с толпою в какие-либо объяснения по вопросу о том, каков должен быть Мессия с точки зрения пророков. Он убеждает слушателей воспользоваться теми немногими днями, в которые еще будет для них сиять свет солнца – Христа (ср. Ин.7:33, 8:12 ). Но, конечно, для того, чтобы пользоваться этим Светом (ходить при нем), нужна вера в этот Свет, и вот Христос считает нужным напомнить им об этом, обещая притом, что они могут сделаться со временем «сынами света» (см. комментарии к Лк.16:8 ). Сказав это, Христос удалился, вероятно, в Гефсиманию, на гору Елеонскую. С 37-го по 50-й стих евангелист бросает взгляд на результаты деятельности Господа Иисуса Христа среди иудейского народа и удивляется тому, как скудны были эти результаты, как мало оказалось верующих во Христа. Чем объяснить этот факт? Здесь, по воззрению евангелиста, осуществилась угроза Божия иудейскому народу, которую некогда произнес пророк Исайя. При этом евангелист кратко резюмирует свидетельства, которые имеются о Христе в ранее приведенных Иоанном речах Христа иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

     Такова же была и вера пророка царя Давида, который слышал, как Небесный Царь говорит о Своем Единородном Сыне: Сказал Господь Господу моему (Пс. 109, 1; Деян. 2, 34). Такова же была и вера трех отроков в пещи огненной, откуда они были спасены Сыном Божиим (Дан. 3, 25); и святого пророка Даниила, который имел видение двойной природы Иисуса Христа в таинстве воплощения, когда Сын Человеческий пришел к Ветхому днями (Дан. 7, 13). Вот почему Господь, обращаясь к потомству Авраама (биологически неоспоримому), говорит: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин. 8, 39), а дела эти в том, чтобы... веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6, 29).      Кто же тогда потомство Авраама? Сыны Исаака по плоти или сыны Агари египтянки? Исаак или Измаил - потомок Авраама? Чему нас учит Священное Писание устами Божественного Апостола? Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как бы об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). - Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 29). Значит, в Иисусе Христе Авраам сделался отцом множества народов (Быт. 17, 5; Рим. 4, 17). После таких обетований и таких подтверждений, какое имеет значение плотское происхождение от Авраама? По Св. Писанию, Исаак считается семенем и потомком, но только как образ Иисуса Христа. В противоположность Измаилу (сын Агари, см.: Быт. 16 и след.) Исаак родился в чудесной " свободе " от бесплодной матери, в старости и против законов природы, подобно нашему Спасителю, Который был чудом рожден от Девы. Он взошел на гору Мориа, так же как Иисус взошел на Голгофу, неся на своих плечах жертвенный Крест; Ангел спас Исаака от смерти, так же как Ангел отвалил камень, чтобы показать нам, что гробница пуста, что Воскресшего там больше нет. В час молитвы Исаак встретил на равнине Ревекку и ввел ее в шатер матери своей Сарры, так же как Иисус встретит Свою Церковь на облаках, чтобы привести ее в небесные чертоги, в Новый Иерусалим, в желанную и обетованную землю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Он был священник Бога Всевышняго. Именем Бога Всевышняго Мелхиседек отличается от служителей многих божеств (см. Пс.96:9 ); а именем священника и от прочих царей, и от самого Аврама: ибо сей, хотя и совершал священнодействия, но не назван священником. По сему догадываться можно, что Мелхиседек был славный по всей Палестине служитель истинного Бога. В сем нет невозможного для таких времен, в которые не исполнилась еще мера грехов аморрейских ( Быт.15:16 ), если несравненно худшие времена могли произвести Валаама. 19 . И благословил. Преимущественное право сего благословения заключается в священстве Мелхиседека. В сем качестве, стоя между Богом и человеком, как посредник, он приносит благословение Богу, как жертву благодарности, и подает оное человеку, как дар благодати. Обладателя небес и земли. Сею чертою различия верховное существо, исповедуемое Мелхиседеком, отделяется от тех могущественных существ, которым древние приписывали не сотворение и владычество всего мира, но подчиненное правление и хранение различных частей оного ( Дан.10:13 ). Суеверие не отличало сих служебных существ от единого всеобщего Владыки ( Быт.31:29 , 3Цар.20:23 ). 20 . Десятую часть из всего. Иосиф Флавий, согласно с обстоятельствами повествования Моисеева, утверждает, что десятина Аврамова была взята не из всего богатства его, но из всей военной добычи. Так говорит о ней и Апостол Павел в послании к евреям (7:4). – Причиною столь великого уважения, оказанного патриархом царю салимскому, полагать должно не царское достоинство, коему Аврам не имел нужды подчинять себя, будучи победителем и избавителем царей; но священство и благословение именем истинного Бога. Лице Мелхиседека весьма таинственно. Кажется, сие чувствовал сам Аврам, когда оказал ему такую почесть, какой не оказывал никогда никакому человеку. В последующие времена, еще в Ветхом Завете, взирали на Мелхиседека, яко на таинственный образ будущего. То, что говорит Давид о священнике по чину или по подобию Мелхиседекову ( Пс.109 ), не может быть отнесено ни к какому человеческому лицу: ибо никакой человек не может быть священником во век; и ни в каком человеке, кроме самого Мелхиседека, Бог не благословлял соединиться званиям царя и священника. Озия, который покушался на сие, наказан тяжко ( 2Пар.26 ). В новом завете Апостол Павел (Евр.гл.7) представляет Мелхиседека, во всех обстоятельств Моисеева о нем сказания, преднамеренным и предуготовленным образом Сына Божия. Черты образа сего суть:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Это прямой вопрос, и задан он с призыванием имени Божиего. На него Иисус отвечает утвердительно. И даже более того, открывает Свою будущую славу: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных ( Мф.26:64 ). В этих словах Спаситель указывает на пророчества царя Давида (см. Пс.109:1 ) и пророка Даниила ( Дан.7:13 ). Смысл слов Христовых таков: «Я действительно Мессия — Христос, — вы Меня увидите в величии и славе». Эти честные слова Господа и стали использовать в своих целях иудейские начальники, требуя и добиваясь от римского областного начальника, прокуратора Понтия Пилата, смертного приговора Иисусу. Поскольку Христос признал Себя Мессией и Божиим Сыном, Он был выставлен перед римским оккупационным судом как мятежник, стремящийся к царской власти. Подговоренная еврейскими первосвященниками толпа неистово требовала от Пилата осуждения Иисуса Христа на смерть через распятие на кресте: Распни Его ( Мк.15:13 ). Невинный Богочеловек несправедливо осужден Понтием Пилатом на позорную и мучительную смерть. Над Ним издевались римские солдаты. Спасителя жестоко били. Насмехаясь, Ему на голову надели, как корону, венец из колючего терновника. В руки дали палку, как царский скипетр. Избитый, оплеванный, истекающий кровью Иисус Христос все смиренно переносил без озлобления, потому что любил и любит нас. Вопросы: 1. Куда пошел Иисус Христос после Тайной Вечери? 2. Как Иуда предал Христа? 3. Какое обвинение против Христа придумали иудейские вожди? 4. Кто вынес смертный приговор Иисусу Христу? 40. Смерть на Кресте Иисуса Христа осудили на позорную и мучительную казнь. Вместе с Ним должны были казнить еще двух разбойников. К месту Своих страданий, Голгофе, Господь на Своих плечах нес Крест — орудие казни. Измученный и избитый, Он падал под его тяжестью. Тогда римские воины, чтобы быстрее дойти до места казни, заставили нести Крест Христов иудея Симона, который возвращался с полевых работ. У Бога случайностей не бывает. Значит, Симон достоин был перед Творцом помочь Сыну Божиему в земном служении.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Только в преданности воле Божией и в спокойном ожидании Его водительства в жизни состоит выгода человека» (Вайгинг, s. 132). «Какое преимущество человека?» Подобный вопрос быль предложен в ст. 8; ответ на него был дан в ст. 9, ответ тот, что преимущество или выгода человека состоит в том, чтобы пользоваться спокойно благами жизни, наслаждаться настоящим!». Такой же вопрос и здесь. Ответ на него должен быть извлечен из 1 ст. 10: смиренное подчинение воле Божией, отвержение той мысли, что человек сам устрояет свое счастье, и убеждение в том, что судьба его в безусловной зависимости от Бога, – вот в чем преимущество или выгода человека: такой человек живет гораздо спокойнее и довольнее, чем своекорыстный и скупой, который желает всегда большего. Ст. 12. Смиренная преданность воле Божией, исключающая неудержимое стремление к умножению богатств, тем более должна быть рекомендуема, что человек сам не знает, в чем состоит его истинное счастие, что он часто стремится к тому, что доставляет ему несчастье, и наоборот – уклоняется от пути, который ведет к счастью. «Да и кто скажет, что будет после него под солнцем»? Человеку неизвестно будущее; потому вместо того, чтобы хлопотливо заботиться о будущем, лучше всего обращаться к настоящему и пользоваться им. См. объясн. к гл. 3:32. «Которые (дни) проводит он как тень»; Подобное сравнение жизни с тенью часто встречается в священном писании, напр. Еккл.8:13 ; пс.102:12; 109:23; Иов.8:9; 14:2 . Отдел второй (гл.7:1–12) В противоположность изображенной в предыдущем от- деле ,,глупости», описывается положительными чертами истинная мудрость житейская, при содействии которой человек может найти путь к прочному счастью. В предыдущем отделе Екклесиаст показал, что обладание земными благами не в состоянии привести человека к счастью, к которому он стремится, что даже чувственное наслаждение тем, что встречается человеку в жизни его, хотя гораздо лучше скупого обладала богатством без наслаждения им, однако – суетно (гл. 6:19). Потому здесь он хочет преподать основные правила, при содействии которых человек может продолжить путь к высшему счастью жизни, – хочет научить истинной мудрости житейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010