Псалом 110 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Ст. 4. Памятными соделал чудеса Свои – хранить память о чудесах, которые Бог совершил ради Своего народа, считалось священной обязанностью древних евреев: для вечного воспоминания о том, как Бог вывел древних евреев из Египта, было установлено празднование Пасхи (см.: Исх. 12:14; 13:8 ). Ст. 5. ...завет Свой – Бог установил Завет с Авраамом, обещая размножить его потомство и отдать ему во владение землю Ханаанскую (Палестину) (см.: Быт. 17:1–8; 22:17–18 ). Пророчество о потомке Авраама Господе нашем Иисусе Христе, Который приносит благословение всем народам. Ст. 6. ...достояние язычников – земля Ханаанская, отвоеванная у различных племен. Ст. 7. ...заповеди Его – см.: Исх. 20–23 . Ст. 9. Этот стих, исторически относящийся к освобождению древних евреев от египетского рабства, св. отцы относят к Новому Завету и к новому народу Божию -христианам.   Псалом 111 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Пс. 111 построен как параллель к пс. 110 и дополняет его: в пс. 111 возносится благодарение Богу за Его благодеяния, в пс. 111 прославляется богобоязненный человек. Ст. 3. Слава и богатство считались Божиим благословением за богоугодную жизнь (см.: Втор. 28:1–5 ; Притч. 3:9–10; 13, 19; 22:4 ). В ст. 3 пс. 111 – своеобразный параллелизм к ст. 3 пс. 110. Ст. 4. ...свет – св. отцы подразумевают под этим словом Господа нашего Иисуса Христа; Милостив и щедр – ср.: Пс. 110:4 ; Притч. 14:21–22 . Ст. 8. ...врагов своих – св. отцы под врагами подразумевают бесов. Ст. 9. Этот стих цитируется во Втором послании к Коринфянам (см.: 2Кор. 9:9 ); ...достоинство – букв. «рог», символ силы и гордости.   Псалом 112 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В пс. 112 воспевается всеобъемлющее величие Бога: слава Его не знает границ ни во времени (ст. 2), ни в пространстве (ст. 3). Она простирается над всеми народами (ст. 4); это величие проявляет себя и в том, что Бог возвышает самых отверженных, нищих и убогих. Этот псалом – пророчество о вселенском характере Христианской Церкви и призвании к Богу всех народов, об обращении язычников в христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Нав. 3:7—17. Кройманн на основании 4 Цар. 2:14 (с учетом Ис. Нав. 3:15—17) предлагает такое исправление этого испорченного места: «Почитай, если угодно, и о том, как плащ (т. е. милоть) Илии стала мечом для разделения вод Иордана при переходе , чей натиск и бегзамирать в неподвижности при прохождении пророков, разумеется, учил и Иисус ». 1328 Ср.: Лк. 8:22—25. 1329 См.: Пс. 29 28:3. 1330 См.: Авв. 3:10, согласно Септуагинте. 1331 См.: Наум 1:4. 1332 Ср.: Лк. 8:30. 1333 Ср.: 1 Кор. 15:26. 1334 Ср.: Лк. 8:31. 1335 Бесы. У Тертуллиана анаколуф. 1336 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «должно было бы, чтобы ». Перевод по рукописи может иметь такой вид: «то, о чем осведомлен Господин, стало бы известно уже и всей челяди в одном и том же мире и в пределах небесного свода, где стала обитать чуждая божественность». 1337 Конъектура Кройманна. В рукописи: «постольку, так как ее не существовало, демоны не знали никого иного, кроме Христа — их Бога». 1338 Пунктуация согласно Кройманну. Согласно рукописи: «Ведь они не просили бы у другого то, о чем помнили, что это им следует просить у Творца». 1339 Ср.: Лк. 8:32—33. 1340 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Иисус-Судия и Сын Бога-Мстителя». 1341 Ср.: Лк. 8:43—44. 1342 См.: Лк. 8:45. 1343 Там же. 1344 См.: Лк. 8:46. 1345 Конъектура Кройманна. В рукописи: «испытать». 1346 Добавление Кройманна. 1347 См.: Быт. 3:9. 1348 Ср.: Лев. 15:19—24. 1349 См.: Л к. 8:48. 1350 Вставка Кройманна. 1351 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ведь». 1352 См.: Ос. 6:6; ср.: Притч. 21:3. 1353 Конъектура Кройманна. В рукописи: «во Христе, словно». 1354 Ср.: Лев. 12:4—6. 1355 1 Тертуллиан забывает о следующих словах Библии: Лев. 15:25—27. 1356 Конъектура Кройманна. В рукописи: «она же страдала кровотечением из-за болезни, для которой ». 1357 См.: Ис. 7:9. 1358 Ср.: Лк. 8:44. 1359 Ср. Лк. 9:1—2. 1360 Ср. Лк. 9:3. 1361 Ср. Пс. 147 146:9, Иов. 38:41. 1362 4 Ср. Лк. 12:27—28. 1363 Ср. Втор. 25:4. 1364 Ср. Лк. 10:7. 1365 Ср. Лк. 9:5. 1366 Ср.: Лк. 9:7—8. 1367 Конъектура Кройманна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

2 один... Отец. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на Авраама (ср. Ис. 51,2 ). Но скорее, они относятся к Богу (1,6; Исх. 4,22.23 ; Втор. 32,6 ; Ис. 63,16; 64,8 ; Иер. 2,27; 3,4.19; 31,9 ). 2 Вероломно поступает. Это выражение пять раз встречается в данном разделе (ст. 10,11,15,16). Оно употребляется также в Иер. 3,20 по отношению к супружеской неверности. мерзость. Еврейское слово в этом значении употребляется главным образом во Второзаконии, где речь идет о религиозной практике идолопоклонников ( Втор. 7,25.26; 12,21; 13,14; 18,12 ). Оно также может относиться к нарушениям норм сексуального поведения ( Лев. 18,22.26.29.30 ; Втор. 24,4 ). унизил... святыню. Слово «святыня» может также относиться к израильскому народу (ср. Ис. 6,13 ; Езд. 9,2 ). Именно народ, возлюбленный Богом, осквернился из-за того, что нарушал закон в своей матримониальной практике. женился на дочери чужого бога. Эти слова означают брак с женщиной, сохранившей веру в иного бога, т.е. идолопоклонницей, находящейся вне завета (ср. Быт. 24,3.4 ; Исх. 34,12–16 ; Втор. 7,3.4 ; Нав. 23,12 ; 3Цар. 11,1–10 ). Это выражение употребляется и в Новом Завете ( 1Кор. 7,39 ; ср. 2Кор. 6,14 ). 2 женою юности твоей. См. ст. 15; Притч. 5,18 . законная. Верность Божиему завету должна наглядно проявляться Его народом в брачных отношениях ( Притч. 2,17 ). Апостол Павел наставляет народ Божий нового завета в том же духе ( Еф. 5,22–33 ). 2 один. См. Быт. 2,24 . 2:16 См. статью «Брак и развод». Если ты ненавидишь ее, отпусти. См. Ис. 50,1 ; Втор, 24,1–4. одежду. Вступление в брак и обзаведение женой иногда символически уподоблялось надеванию одежды. См. Втор. 23,1 ; Руфь 3,9 ; Иез. 16,8 . 23,5 Религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. В ответ на это Бог обещает, что пошлет ангела, чтобы приготовить путь для Него Самого, а затем Он вернется в Храм Свой. Его пришествие повлечет осуждение грешников, но милость Его дарует им очищение. Он очистит сердца левитов, и они вновь станут приносить жертвы праведные. Суд этот будет суровым. Господь выступит главны свидетелем обвинения против Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ст. 2. ...Судия земли – «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ) – так называл Бога Авраам; Исаия говорил о Боге как о Судии народов (см.: Ис. 3:13 ). Ст. 6. Псалмопевец выступает против «позиции силы», против нарушения нравственных норм в среде своего народа. Забота о слабых – вдове, сироте, пришельце – требование Моисеева Закона, заповедь Самого Бога (см.: Исх. 22:21–22 ). Пророки от имени Бога укоряли свой народ в притеснении вдов, сирот, иностранцев и требовали доброго отношения к ним (см.: Ис. 1:17; Иер. 7:6 ; Иез. 22:7 ). Ст. 7. ...Бог Иаковлев – см. примеч. к пс. 77:5. Ст. 13. ...падет в яму – существовала пословица: «Кто роет яму, тот упадет в нее» (ср.: Притч. 26:27 ; Еккл. 10:8 ). Ст. 16. ...ополчится – букв. «поднимется, встанет». Ст. 19. ...терзали – букв. «умножались». Ст. 21. ...праведника – букв. «душу праведника».   Псалом 94 Ст. 8–11. Не ожесточайте сердец ваших – ср.: «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду» ( Притч. 28:14 ); ...во дни испытания в пустыне –выйдя из Египта, еврейский народ сорок лет странствовал по пустыне, пока не утвердился в Земле Обетованной. За эти годы мучимый жаждой и голодом народ много роптал, падал духом и жалел о покинутом Египте (см.: Исх. 17:1–7 ; Чис. 14:1–4 ).   Псалом 95 Надписание, по-видимому, свидетельствует о том, что псалом составлен Давидом и пелся, когда вернувшиеся из вавилонского плена древние евреи восстанавливали храм. Этот псалом перекликается с хвалебным псалмом Давида (см.: 1Пар. 16:7–36 ). Ст. 7. Этот стих перекликается с 1Пар. 16:29 ; ...отцы племен – речь идет, очевидно, о паломниках, которые стекались в храм. Ст. 8. ...во дворы – во двор храма. Ст. 10–13. Бог восхваляется как Царь и Судия, вся природа торжествует о Нем; ...судить...по правде -справедливый суд, наряду с милостью, – непременное свойство Божие ( Втор. 1:17 ; Пс. 75:9–10 ; Иез. 7:3–4 ). Ст. 11. ...небеса ...зелия ...море – т. е. весь видимый мир. Ст. 12. ...поля – равнины, открытая местность.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Совет, ацат»— рассуждение и решение тем или другим способом достигнуть предположенной цели. «Нечестивых». Еврейское слово: «раша» — беспокойный, мятущийся и мятущий — нечестивые, не имея покоя совести, волнами похотей своих бросаемы бывают в разные беззаконные дела (см.: Ис. 48, 22 (несть радоватися); 57, 21; Притч. 4, 16 (не уснут бо, аще зла не сотворят). Советы нечестивых описаны у Иова: см.: Иов. 21, 14—16 (отступи, путей Твоих ведети не хощем); 22, 17—18; Иез. 11, 2—3). Идти — обычная метафора, употребляемая в означение замыслов, хлопот, предприятий, порядков, — коими, как ногами, достигают предположенной цели — частной или цели всей жизни (см.: Быт. 17, 1; Пс. 118, 1, 3, 9 и прочее; Рим. 8, 1 и другое). «Не иде» — прошедшее совершенное, — вместо настоящего… решительно, наотрез не пошел, — не однажды, а всегда так, — таково правило его жизни. Евреи, выражая настоящее, употребляли прошедшее или будущее. Пример первого здесь; пример второго в следующем стихе: «поучится». В греческом переводе LXX и в нашем славянском (не «иде, поучится») видим точный перевод подлинника; русский перевод (не «ходит, размышляет») есть перевод по смыслу, так называемый толковый. По–русски говорят: что он тебе будет? брат или дядя — тогда как он есть это. Заметить надо, что, по идиотизму (грамматическому) еврейского языка, — отрицательные выражения здесь — эмфатически (эмоционально) выражают противное — положительное. Как бы так: далеко бежит, отвращается от всякого союза с нечестивыми, гнушается ими, ни во что ставя наружный иногда блеск грешащих. «На пути грешных не ста». Если иногда по немощи плоти и уклонится иногда на распутие порока, не останавливается там, на том широком пути, ведущем на пагубу (см.: Мф. 7, 13); но тотчас спешит опять вступить на тесный путь заповедей Божиих, чтобы опять неуклонно пребывать на нем. Путь означает установившиеся обычаи, коим постоянно следуют, и соответствующие им планы, нравы, заботы, предприятия, приемы. «Не иди в путь нечестивых, уклони же ногу твою от стезь их» (ср.: Притч. 1, 15; ср: Пс. 118, 9, 15, 35). «Грешных», — которые давно отстали от дел закона, не однажды согрешили, но частым падением грех обратили себе в навык, — грешат непрестанно, — то и делают, и думают, что грешат, — не по неведению, а сознательно, и не тайно, а явно уже, — людей не стыдясь и Бога не боясь. На пути таких людей заповедуется нам не стоять, — не замедляться, не закореневать в грехах и пороках, не утверждать, не основывать навсегда своего пребывания или жития среди губителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

12 веельзевул. См. ком. к Мк. 3,22 . 12 не свяжет сильного. Победой над сатаной в пустыне и изгнанием бесов Иисус показал, что «связал сильного» и тот бессилен помешать пришествию Царства. В иудейской апокалиптической литературе слова «связать сатану» означали мессианскую эру (см. 20,2). 12:31–32 Хула на Духа – называть Его дела, делами сатаны. Кощунственную хулу на Духа Святого невозможно простить, поскольку она предполагает явное, осознанное, твердое отвержение той самой Силы, которая приводит к покаянию. Ясно, что любой, уверовавший в истину, уже не может этого совершить. См. статью «Грех, не имеющий прощения». 12:36–37 Иисус указывает здесь, что слова, даже необдуманно произнесенные, влияют на наше положение в вечности. Грехи словом – ложь, сплетни, оскорбления – осуждаются в Писании не менее сурово, чем прелюбодеяние и убийство (5,22.37; 2Кор. 12,20 ; 1Тим. 1,10 ; Иак. 3,6 ; Откр. 21,8 ). 12 знамения. Поразительно, что они ищут знамений при том, чему только что были свидетелями. 12 знамения Ионы. Иона был как бы мертв и ожил. Воскресение Сына Человеческого – самое великое из знамений того, что пришло Царство. 12 три дня и три ночи. Образное выражение, означающее «три дня». 12:43–45 Если в сердце не обитает Святой Дух, там могут поселиться нечистые духи ( Рим. 8,9 ). Глава 13 13:1–53 Это собрание притч о сущности Царства Небесного – третья из основных частей Евангелия от Матфея. 13 притчами. Притча – это иносказание, уподобление, содержащее мудрость. Большинство Иисусовых притчей являются иллюстрациями, поясняющими Его главные мысли, но в них есть внутренняя глубина, постичь которую помогут только правильные взаимоотношения с Иисусом. Только Своим ученикам Иисус пояснял смысл притч (о сеятеле – ст. 18–23 и о плевелах – ст. 36–43). 13:10 См. статью «Учение Иисуса». 13:11–17 Здесь трудно не заметить учения об избранничестве. Даже способность понимать весть Божию, не говоря уже о том, чтобы ей следовать, – дар Божий. Уши, что слышат, благословятся Богом. 13 вам дано... а им не дано. Иисус отвечает здесь на вопрос: «Для чего притчами говоришь им?» (ст. 10). «Тайны» Царствия – это то, о чем завуалированно говорится в ВЗ, а сейчас, когда пришел Царь, тайны были открыты ученикам. См. статью «Просвещение и приведение к сознанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7:5 См. ком. к 7,2. 7:6 См. ком. к 7,3. 7:7–9 Видение о свинцовом отвесе. Это третье видение, как и четвертое, имеет ту же последовательность: 1) Господь посылает пророку видение; 2) Господь вопрошает Амоса; 3) Амос отвечает Господу; 4) Господь открывает пророку смысл видения и объявляет Свой приговор. См. также Иер. 1,11.12; 1,13–16 . 7 стоял на. Иначе: «стоящим над». См. 9,1. на отвесной стене. Большинство комментаторов усматривают здесь образное сравнение с народом Израиля, который должен оценить свою жизнь с точки зрения ее соответствия Божественным заповедям. Но другие экзегеты, основываясь на альтернативном толковании слов древнееврейского текста, переводят эту фразу как «на оловянной стене» (ср. «медною стеною», Иер. 15,20 , и «железную стену», Иез. 4,3 ). Образ стены с таким же символическим значением встречается в древнеегипетских памятниках, где он означает военную мощь. в руке у Него свинцовый отвес. Эта фраза, по мнению большинства комментаторов, указывает на то, что заветное слово Господне служит Ему той меркой, по которой Он оценивает, верно ли (подобно отвесной стене) стоит Израиль. 7 отвес... отвес. См. ком. к 7,7. прощать. Букв.: «оставлять без внимания». В полной форме эта идиома звучит так: «оставлять без внимания грех» (ср. Мих. 7,18 ; Притч. 19,11 ). 7 жертвенные высоты... святилища. Эти высоты естественные или насыпные холмы, на которых совершалось поклонение идолам (ср. Втор. 12,2 ; 4Цар. 17,10–12 ). Святилища могли быть предназначены для языческих или, что более вероятно, для синкретических богослужений (см. ком. к Мих. 1,3–5 ). дома Иеровоамова. Ср. Ис. 31,2 . Имеется в виду весь род Иеровоама (см. 6,11 и ком.), поэтому не исключена вероятность того, что не сам Иеровоам умрет от меча, но его род погибнет. Иеровоам, по-видимому, умер естественной смертью ( 4Цар. 14,29 ), а его сын Захария был убит ( 4Цар. 15,10 ). 7:10–17 Этот автобиографический раздел, очевидно, относится к третьему видению и описывает реакцию Амасии на пророчества Амоса. 7 священник Вефильский. Вероятно, первосвященник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   Но эти слезы Иеремии были только продолжением слез, какие он проливал во все время своего служения. Все его грозные пророчества и обличения, навлекавшие на него со всех сторон гонения, носят плачевный характер. Он и сограждан своих призывал к плачу (см. Иер. 9:17—20), и сам рыдал о граде Сионе, искал и не находил довольно слез, чтобы оплакать его. «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез? И плачуся день и ночь о побиенных дщере людей моих», — взывал он, пророчествуя об избиении детей дщери Сионовой (Иер. 9:1).    Как Христос Спаситель прослезился на пути к Иерусалиму за несколько дней до Своей крестной смерти, ясно созерцая за сорок лет разрушение этого города и опустошение всей Иудеи: так и Иеремия не мог не плакать, когда открывалась его пророческому взору картина имеющих вскоре разразиться предсказанных им народных бедствий. Не менее горько было для него ослепление народа, не доверявшего его грозным предсказаниям и вразумлениям. Плакал, конечно, Иеремия и в темничной яме, угрожаемый голодной смертью, и плакал не столько о своем личном бедствии и страдании, сколько о горькой судьбе Иерусалима и Иудеи.    Иеремия терпел озлобление от людей вследствие того, что верно служил Господу, исполняя Его святую волю. Он не льстил им, как льстили лжепророки, а говорил им в глаза одну правду, и за то люди ненавидели его и преследовали. Такова большей частью участь ревнителей правды и добра. Побуждаемые любовью к ближним, ревностью о их спасении, они позволяют себе иногда вразумлять и обличать людей в заблуждении и нечестии. В тех людях, которых еще не окончательно помрачили и развратили заблуждения и пороки, обличения и вразумления оставляют спасительный след. «Обличай премудра, и возлюбит тя» (Притч. 9:8), — с благодарностью примут твои обличения, ибо в них есть приемлемость к истине.    Но есть люди, в которых заблуждения и страсти подавили эту приемлемость, сделали их поистине безумными. Такие обличениями только раздражаются. Обличения только озлобляют их. Именно таковых разумеет Премудрый, когда говорит: «Не обличай злых, да не возненавидят тебе» (Притч. 9:8). Трудно ужиться с ними ревнителям правды и добра. Они возбуждают ненависть в нечестивых не одними словесными обличениями: самая жизнь благочестивых, без слов, служит обличением для нечестивых, нестерпимым для них. «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

13 кости Иосифа. См. Быт. 50,25 . 13 в Ефаме. См. ком. к 13,18. 13 облачном... огненном. Облако и огонь являются символами непосредственного Божиего присутствия (3,2 и ком.; 33,9.10; 40,34–38; Чис. 9,15–22; 11,25 ; Пс. 98,7; 104,39 ). Бог не только пребывает с Израилем, Он день и ночь ведет Свой народ. Глава 14 14:2 См. ком. к 13,18. Все перечисленные в этом стихе города находились к востоку от Раамсеса. 14 А Я ожесточу сердце фараона. См. ком. к 11,10. 14 колесницу. Богиня Анат «ведала» боевыми колесницами, а богиня Сехмет покровительствовала фараону в походах. 14 сыны Израилевы оглянулись. Ср. Быт. 19,17 . Повеление «Не оглядывайся назад!» в духовном смысле остается непреложным. Все дальнейшие проблемы народа Израилева (40 лет странствий в пустыне) связаны именно с тем, что они постоянно «оглядывались назад» на Египет и на все, что с ним связано. 14 сказали Моисею. Мятежное настроение и недовольство Израиля Божиим руководством являются постоянной темой книги Исход (15,21.24; 16,3; 17,2; 32,1). 14 не бойтесь. Господь, устами Моисея, учит Свой народ не страшиться человека ( Втор. 1,29 ), но бояться Бога ( Лев. 25,17 ; Втор. 6,13 ; Притч. 3,7; 24,21 ; Еккл. 5,6; 12,13 ). 14 Господь будет поборать. С этого момента Господь открывается Израилю как Муж брани, и именно в этом качестве Он воспевается в гл. 15. Израиль называл Господа «Бог воинств Израильских» ( 1Цар. 17,45 ), а также «Господь Саваоф», т.е. Господь небесных сил, Творец израильских побед. Существовало и более раннее повествование о завоеваниях Израиля под руководством Господа, которое называлось «Книгой браней Господних» ( Чис. 21,14 ). Богословская тема Священной войны (или войны Иеговы) находит свое выражение и в Ветхом, и в Новом Заветах. 14 вопиешь. Молитва Моисея была услышана. 14 подними жезл твой. Жезл Моисея, который принес Божий казни Египту, теперь принесет спасение израильскому народу. 14 Ангел... столп облачный. Ангел Господень отождествляется с присутствием Самого Бога в столпе облачном (23,20–22). В книге Бытие Ангел Господень непостижимым образом отождествляется с Самим Богом ( Быт. 16,7.13; 18,2.16.17.22; 21,17.19; 32,24.30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010