Мф.22:13 .  Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; О связывании, узах, веревках много раз упоминается в Евангелиях (см. Мк.3:27, 5:3 и др.), о связывании и развязывании Христос говорил несколько раз. Слов: «возьмите его за руки и ноги» ( ρατε ατν ποδν κα χειρν) нет в лучших кодексах. Некоторые думают, что слова «там будет плач и скрежет зубов» – не слова изображенного в притче царя, а Самого Христа, прибавленные к притче. Мф.22:14 .  ибо много званых, а мало избранных. Человек, пришедший на пир не в брачной одежде, так сказать, стал на один уровень с теми многочисленными людьми, которые оскорбили и убили посланных от царя (стих 6). В сравнении с их огромным числом принятые царем гости представляют из себя незначительное меньшинство, какое могло поместиться во дворце. И даже в среде самих гостей нашелся человек, присутствие которого было нежелательно и недопустимо (ср. 3Ездр.8:1, 55 , 3Ездр.9:15 ). Подобное же заключение притчи и у Луки ( Лк.14:24 ). Мф.22:15 .  Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. Согласно Марку и Луке, фарисеи поняли, что Спаситель в притче о злых виноградарях говорил о них ( Мк.12:12 ; Лк.20:19 ). Поэтому и хотели уловить Его в слове ( Мк.12:13 ; Лк.20:20 ). У Матфея эта связь не выражена столь же ясно, как у других синоптиков, но их сообщения бросают свет и на его выражения. Можно заключить в конце концов, что фарисеев раздражила не только рассказанная у всех синоптиков притча о злых виноградарях, но и о браке царского сына, рассказанная в настоящей связи только у Матфея; враги Христа могли растолковать не в свою пользу и эту притчу, если только ее слышали. Таким образом, показание Матфея в разбираемом стихе представляется естественным и связным. Что касается времени, то как у Матфея, так и в параллельных рассказах Марка ( Мк.12:13–17 ) и Луки ( Лк.20:20–26 ) оно не определяется. Только одно можно утверждать с достоверностью, что эти события были продолжением предыдущих и совершились в третий день еврейской недели, или, по-нашему, во вторник. Может быть, фарисеи пошли и совещались во время произнесения притч Спасителем, но вероятнее – после них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 14. И рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленныя в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул. Во втором члене а) описывается гордость и тщеславие Ассура (ст. 13, 14); б) содержится обличение их (ст. 15); в) указывается наказание (ст. 16–19) Что в ст. 12-м Пророк коротко сказал о высокомерии Сеннахирима и об определенном ему наказании, то здесь излагает подробно. Описываемые в ст. 13-м и 14-м завоевания Ассирийских царей частью совершены Сеннахиримом и его предшественниками при разрушении царств Сирского и Израильского, а частью оставались еще в гордых замыслах этого государя. б) Обличение тщеславия Сеннахирима. Ст. 15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её? Как будто жезл возстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево? Пророк, уподобляя Сеннахирима секире, пиле, жезлу, показывает, что военные успехи его зависели не от него, а от попущения Божия и тем обличает возношение его против Бога Израилева, Который управляет царями, всеми людьми и всеми происшествиями в мире; нечестивым, подстрекаемым страстями и сатаною, попускает делать ни больше, ни меньше, как сколько определил в Своем совете, и все действия людей, даже порочные, Своим промышлением направляет к назначенным благим целям, так что без Его воли и попущения никто ничего не может сделать. (См. под. 2Цар. 16:10 ; Притч.21:1 ; Ис.14:26 ; Деян.4:28 ; Быт. 45:8 ; Суд.9:23 ; 3Цар.22:21, 22 ; 4Цар.24:2–4 ; 1Пар.21:1 ). Сеннахирим был только как бич в руке Божией для наказания нечестивых, а бичу безрассудно превозноситься пред держащим его. в) Наказание, определенное Ассуру. Ст. 16. За то Господ, Господ Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Ст. 17. Свет Израиля будет огнем, и Святый, его – пламенем, который сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день. Ст. 18. И славный лес его, и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Сын, Бог от Бога; Святой Дух, Бог от Бога. И все трое – один Бог, а не три бога. Если Сын – Бог и Святой Дух – Бог, то любит тот, в ком пребывает Святой Дух, поэтому любовь есть Бог, но Бог она потому, что от Бога. И то, и другое ты читаешь в послании, и: любовь от Бога, и: Бог есть любовь. Только в отношении Отца Писание не говорит, что Он от Бога. Когда же говорится: от Бога, ты должен разуметь либо Сына, либо Святой Дух. И вот, когда апостол говорит: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:5 ), мы должны понимать так, что в любви пребывает Святой Дух. В самом деле, это Святой Дух, Которого не могут принять злые люди; это тот Святой Дух, о Котором говорит Писание: «Пусть источник воды твоей принадлежит только тебе, никто чужой пусть не пользуется им вместе с тобой» (ср. Притч.5:16–17 ). Ибо все, которые не любят Бога, чужие, антихристы. И хотя они приходят в базилики, но не могут числиться среди детей Божиих, не им [P.324] принадлежит сей источник жизни. Иметь крещение может и злой человек, иметь пророчество может злой человек. Мы находим, что царь Саул имел пророчество, он преследовал святого Давида, но был исполнен Духа пророчества и начал пророчествовать (см. 1Цар. 19 ). Причащаться тела и крови Господа может и злой человек; ведь сказано о таких: кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе ( 1Кор.11:29 ). Носить имя Христа может и злой человек, то есть именоваться христианином может злой человек. О таких сказано: «Они осквернили имя Бога своего» (ср. Иез. 36:20 ). Так вот, иметь все эти таинства может и злой человек, но иметь любовь и быть злым невозможно. Стало быть, это особый дар, исключительный источник. Дух Божий призывает вас пить из него, Дух Божий призывает вас пить из Себя. 7 . Любовь Божия к нам открылась в том... ( 1Ин.4:9 ). Смотрите, мы получили увещевание любить Бога. Смогли ли бы мы любить Его, если бы Он первым не возлюбил нас? Если мы не спешили любить Его, давайте поспешим любить Его в ответ. Он первый возлюбил нас, а мы не хотим любить Его так же? Он полюбил беззаконных, но уничтожил беззаконие; он полюбил беззаконных, но собрал их вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Таков гнев Божий: он все истребляет и уничтожает. Или, как научает, нас другой толкователь, сказавший — пустыни: ты не только разрушил города их, но и пустыни истребил, и города уничтожил. Так вел войну праведник, так он побеждал врагов своих, употребляя не оружие и копья, но имея помощь от Бога. Потому и война его блистательна и славна, и победа торжественна. «Погибла память о нем с шумом». Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «с ними». В еврейском: «с ним» (эм). Что значит: «с шумом»? Означает или совершенное истребле­ние, или общеизвестность бедствий. И это — дело промышления Божия, что Он совершает суд не тайно, дабы наказаниями одних исправлялись другие. Таким образом, он выражает явность погибели.    4. «А Господь вечно пребывает, приготовил Он для суда престол Свой» (Пс.9:8). Другой переводчик (Акила) говорит: «будет сидеть»; «сидение» часто употребляется в смысле неизменяемости существа Божия, как и Иеремия го­ворит: «Ты, Господи, пребываешь во веки» (Плч.5:19). Тоже выражает здесь и еврейское слово: иисив. Пророк часто говорит это при изобра­жении наказания людей, выражая с одной стороны бессмерт­ность существа Божия, а с другой — смертность человеческого рода. Существо и величие Божие не имеют конца. Это, будучи непрестанно напоминаемо, внушает нам страх, чтобы мы боя­лись Бога и по той, и по другой причине: и по причине вели­чия Его славы, и по причине ничтожества нашего собственного существа, и потому, что Он пребывает вечно, и потому, что Он наказывает вечно и ужасно. Когда нужно объяснить что-нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и (в словах Писания) подразумевать нечто дру­гое, а иногда нужно понимать их только так, как они ска­заны, например: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). А иные должно понимать иначе, нежели как они сказаны, на­пример: «любезною ланью и прекрасною серною, любовью ее услаждайся постоянно; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим...: источник твой да будет благословен» (Притч.5:17-19).    Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их не отступишь от буквальных вы­ражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно — не да­вать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется «источником» и «ланью», по причине чистоты супружеского сожи­тия. Здесь — так, а в других местах нужно принимать и са­ми слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл, — например, в словах: «как Моисей вознес змию» (Ин.3:14). Здесь надобно верить, что это было, — а было действительно, — и разуметь выражаемый этим прообраз Христа. Так и здесь не погрешит тот, кто отнесет сказанное псалмопевцем к иудеям. «Воссел на престол Судящий по правде. Ты наказал народы, и погиб нечестивый. Имя его Ты изгладил на век и в век века. У врага совершенно истощилось оружие, и города Ты разрушил: погибла память о нем с шумом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Книга заканчивается алфавитным стихотворением, похвалой добродетельной женщине (Притч 31:10–13). Последовательность фрагментов лишена особой значимости; в греческом переводе она иная, а внутри отдельных частей притчи расположены вне сколько-нибудь продуманной связи. Следовательно, эта книга — собрание сборников, обрамленное прологом и эпилогом. Она отражает процесс литературного развития, о котором вкратце говорилось в общем введении к книгам Премудрости (см. 4(7) журнала —Пер.). В обоих основных сборниках машал приводятся в своей изначальной форме; здесь содержатся только краткие сентенции, обычно — в виде всего лишь двучленного высказывания. В приложениях формулировки уже более пространны; в мелких числовых притчах (Притч 30:15–33, ср. Притч 6:16–19) вся соль представлена в виде загадки, известной с древнейших времен, ср. Ам 1. Пролог (Притч 1–9), прерываемый двумя обращениями персонифицированной Премудрости, и эпилог (Притч 31:10–31) — это искусно присовокупленные построения. Последовательность в развитии формы соответствует порядку времен написания притч. Самая древняя часть — это два крупных сборника (глл. 10–22 и 25–29). Они приписываются Соломону, который, согласно 3 Цар 4:32, изрек три тысячи притчей и всегда считался величайшим мудрецом Израиля. Но если не принимать во внимание это свидетельство традиции, то весь тон книги в целом слишком внеличностен, чтобы можно было с уверенностью связать ту или иную из отдельных притч с именем царя. Но не подлежит сомнению, что книга в целом относится к его эпохе; притчи второго сборника были древними уже тогда, когда мужи Езекии собрали их ок. 700 г. до Р. Х. Оба больших собрания, основа книги, дали ей свои названия: вся в целом книга называется “Притчи Соломона” (Притч 1:1). Однако подзаголовки более мелких фрагментов указывают на то, что этот общий заголовок не следует понимать буквально; эти фрагменты содержат и творения анонимных мудрецов (Притч 22:17–24:34), и слова Агура и Лемуила (Притч 30:1–31:9). Даже если бы это были имена двух выдуманных арабских мудрецов, а не реальных лиц, они все же свидетельствовали бы об оценке иноземной мудрости.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Переход от Руфи к Василисе был нами выше обоснован, и общее мнение о КР как сказке sui generis позволяло нам следовать, в известной мере, общим путём науки. Мы хотели бы перейти от Руфи к Премудрости. Но задачей менее тривиальной, ведущей, однако, к главному умыслу изучения хеседа именно в КР, является переход от Василисы Премудрой к библейской Премудрости. Он требует особого обсуждения. В Книге Притч, помимо самих притч, разного происхождения и времени создания, есть рамочная конструкция достаточно сложной композиции 398 . Мы обратимся к образам Премудрости, которые представлены в рамочных главах 1–9 и 31. Есть Божья Премудрость, именуемая Художницей или Мастерицей, которая была с Богом при сотворении мира, и есть параллельные образы Премудрости, возглашающей на улицах и площадях, и «жены другого», которая тут же называется «чужой», а ещё есть в конце образ «доблестной жены». О первой и последней пока умолчим и обратимся к двум подобным и противоположным образам. Обе жены зазывают прохожего, сидят на возвышениях, готовят пищу и питье для глупца, но одна, чтобы дать мудрость и жизнь, а другая, чтобы погубить ( Притч.9:1–6 и 9:13–18). Термины и образы, в которых обрисованы эти «жёны», практически тождественны. Они одинаково призывают прохожих. Одна говорит так: «кто неразумен, обратись сюда!» (9:4). И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворённое...» ( Притч.9:5 ). Другая так: «кто глуп, обратись сюда!» ( Притч.9:16 ) и скудоумному сказала она: «воды краденые сладки, и утаённый хлеб приятен» ( Притч.9:17 ). Но первая продолжает так: «оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума» ( Притч.9:6 ), а после слов второй следует стих: «И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею». Дом «чужой» ведёт к смерти, и стези её к мертвецам ( Притч.9:18 , см. также 7:27). Имеет ли Премудрость Божья и доблестная жена какое-то отношение к зазыванию прохожих? Коль скоро одна прямо названа Премудростью, как совместить её поведение гулящей с образом помощницы Бога и почему Премудрость на городских улицах и безрассудная женщина на городских улицах выглядят одинаково, делают и говорят практически одно и то же, но с такими разными последствиями? Вторая жена именуется женой другого и одновременно чужаком (женского рода).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Итак внутреннему настроению усвояется большое значение, не только как элементу нравственной жизни, но и как награде за такую жизнь. Нравоучение книги Притчей приближается, таким образом, к нравоучению пророков. Правда, рекомендуя прилежание и ловкость в житейских делах ( Притч.10:4; 12:24,27; 20:13 ), заповедуя подражание муравью ( Притч.6:6 ), книга Притчей иногда предлагает советы так называемого житейского благоразумия, напр. предостерегает от общения с дурными женщинами, потому что иначе «насытятся посторонние силою твоею и трудами твоими в чужом доме», ( Притч.5:10 ), советует не давать ручательства за виновного, чтобы «не опутать себя словами уст своих» ( Притч.6:2 ). Но это житейское благоразумие рассматривается как плод мудрости или религии, которая «обитает с прозорливостью, и достигает рассудительного знамя» ( Притч.8:12 ). Таким образом, рассудительное знание не мыслится без истинной мудрости. Материальные и житейские блага сами по себе не суть зло и, коль скоро в отношениях к ним человек руководится правилами истинной мудрости, они составляют достойный его стремления предмет. Говоря о высоте и чистоте нравственного учения книги Притчей, нельзя не упомянуть также и о тех выражениях, в которых брак называется заветом Божьим ( Притч.2:17 ), рекомендуется брак с одною женою ( Притч.5:15 и сл.), говорится, что «кто нашел жену, тот нашел счастье и получил благодать от Господа» ( Притч.18:22 ). Сопоставьте эти выражения с известными историческими примерами многоженства даже в святых семействах и понятен будет прогресс, который сделало нравоучение евреев во время от Моисея до Соломона или Езекии. 4 С двояким винит. (лица и вещи) глагол , по указанию Гезения, стоит только в рассматрив. месте. Спорно основание, сомнителен и вывод! В других случаях предмет, которому учат, стоит с . Если бы относилось к , то при первом стояло бы ; если этого нет, то возможно вместе с глагольным суффиксом относить только к царю Лемуилу. 5 Толкование, разделяемое и новейшими некоторыми комментаторами, часть которых правда присваивает это имя Езекии царю иудейскому. 8 Может быть, появление этого сборника стоит в связи с той пропагандой истинного богопочитания и чистого нравоучения, которую распространяли в северном царстве 10 колен из южного иудейского царства благочестивые люди –пророки, стараясь все колена или по крайней мере лучших людей из них возвратить к прямым наследникам Соломона, жившим пред лицом Иеговы в виду Его храма (ср. 2Пар.13:4 и сл. О переселенцах от Ефрема, Манассии и Симеона см. там же 2Пар.15:9 ). Читать далее Источник: Якимов И.С. О происхождении книги Притчей Соломоновых//Христианское чтение. 1887. 1-2. С. 3-19. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Ибо известно, что Бог смиренным дает благодать, а гордым противится (Иак. 4:6). И как говорит Товия сыну своему: У всякого благоразумного проси совета и не пренебрегай советом полезным (Тов. 4:18). Ибо принимающий добрый совет шествует по пути заповедей Господних, муж же без совета — себе враг, как Ровоам Соломонов. Ибо он оставил добрый совет старцев и принял совет юношей, воспитанных вместе с ним, и погубил царство десяти скипетров Израильских (3 Цар. 11-14). Посему прекрасно оплакивает таковых Исаия, когда говорит: Горе творящим совет, а не Господем: горе в тайне совет творящим, и будут во тме дела их (Ис. 29:15). Ибо совет злых людей беззаконное советует, благочестивые же разумное посоветовали. И другой мудрец говорил: Отдурного советника храни душу твою… сам бо себе совещавает… и станет прямо, видети что сбудется тебе (Сир. 37:8-9). И опять:Не совещавай с подзирающим тя и от завидящих ти скрый совет (Сир. 37:10). Посему справедливо, как было сказано прежде, что мы должны во всем брать духовный совет у опытных старцев, избегать же советов плотских и невоспитанных [людей], чтобы вместо крепкого финикового посоха не ухватиться за посох из тростника, который руку человеческую проткнет и яд природный впустит, и [тогда] вместо овцы мы на волка попадем. Ибо ходяй с премудрыми премудр будет, ходяй же с безумными познан будет (Притч. 13:21), чувство же у мудрых удобно (Притч. 14:6). Соломон же: Иже льстит правыя на пути злем, во истление сам впадет (Притч. 28:10). И опять-таки: Сыне, да тя не постигнет совет злый, оставляяй учение юности (Притч. 2:16-17); Имже и несть управления, падают аки листвие; спасение же во мнозе совете (Притч. 11:14); Якоже град стенами разорен и не огражден, тако муж творяй что без совета (Притч. 25:28). Божий же собеседник Моисей не посчитал недостойным советоваться с Иофором (см. Исх. 18), но все, что тот говорил ему, с добрым настроением делал, и не превознесся он от столь великой славы у Бога и у людей. И имея в себе Христа глаголющего (ср. 2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

417 Мудрецы Талмуда сопоставляли Руфь с доблестной женой из Книги Притч, например, Санхедрин 19в–20а. Однако в совершенно ином ключе, обсуждая, какая из описанных в Танахе женщин может считаться наиболее привлекательной. При этом они понимали превосходство (Книги Притч.31:29 : «много было жён добродетельных, но ты превзошла их всех») исключительно в эротическом смысле. О том, что достоинство мужчины мудрецы связывали со способностью этой привлекательности противостоять, см. Baskin 2002:30–31. 419 Нам представляется, что если говорить о литературе Древнего Ближнего Востока, то это противопоставление впервые встречается в Евангелии: «Сыны века сего догадливее сынов света, – в некотором роде». То есть Иисус, признавая за сынами света некую более широкую, чем у сынов века сего, способность мыслить, утверждает, что, тем не менее, «сыны века» сообразительней – хитрее. 420 Старшая Эдда, Речи Высокого, например, 46: «Так же и с теми, в ком усомнишься, в ком видишь коварство, – улыбайся в ответ, скрывай свои мысли, – тем же отплачивай», ср. также 6, 7, 28, 45 и др. 422 Выше мы уже останавливались подробно на том, что символическое описание хеседа в КР сложно, многоуровнево и воплощается не только в отношениях Вооза и Руфи, но в первую очередь – в отношениях Руфи и Ноемини, рассказывающих о самом образе Премудрости. 427 В связи с нашей попыткой сопоставить Руфь и Ноеминь с Премудростью в Притч.1:9 и доблестной женой Притч.31:10–31 для нас представила большой интерес работа Sandelin 1986. Этот автор анализирует развитие образа и концепта Премудрости-Кормилицы от Книги Притч до Сираха, Премудрости Соломона и Кумрана. Затем с особой тщательностью он рассматривает роль питающей Премудрости в александрийском эллинистическом иудаизме (Филон Александрийский, «Иосиф и Асенет») и завершает своё исследование описанием трансформации Премудрости в Новом Завете и раннем христианстве. На наш взгляд, Санделин совершенно верно подмечает узловые точки пересечения библейского образа Мудрости-Матери-Кормилицы с греческим философским понятием логоса и сочетание того и другого в раннехристианском понимании Христа как Премудрости Божией. Однако в своём исследовании он не затрагивает не только КР, но даже «доблестную жену» из Притч.31 . 432 Собака – нечистое животное вообще, почитаемое у зороастрийцев. Собака как друг в Товите появляется из сказки как волшебный помощник, и эта фолькорная традиция (см. собака-помощник АТ 540) оказывается сильней религиозных традиций. 441 Напомним ещё раз историю, о которой мы говорили во Введении, одну из многочисленных историй о том, как Ч. Диккенс побеждал английское правительство и судебную систему. Канцлерский суд отменили после выхода в свет «Холодного дома» (как детские работные дома после «Николса Николби», а долговые тюрьмы после «Крошки Доррит»). 446 Аверинцев 1994:97–128; перевод пространной версии выполнен совместно Брагинской Н.В., Касьян М.С., Писляковым В.В. и нами; в печати в журнале «Arbor mundi – Мировое древо», 17, с. 213–252.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

1743. См.: Еккл.1:2: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! 1744. Рукописи сохранили и название Песнь песней, и Песни песней. 1745. Ср.: 1Ин.4:17. 1746. Водоем больше, т. е. шире колодца. 1747. «Под солнцем» (sole) — рефрен, который часто встречается в Книге Екклесиаста. Если богатство дано, то одно дар Бога (Екк.5:18). 1748. См.: 1Тим.6:17–18. 1749. См.: 1Кор.13:13. 1750. См.: Песн.4:15. 1751. См.: Ин.4:7 и след. Такую же этимологию слова «самарянка» свт. Амвросий приводит в exp. Luc. 7. 74; exp. ps. 118, 21. 5: paenit. 1. 11. 51. Слово «Самария» — от евр. Шомром — сторожевая крепость (см.: Origenes. comm, in Ioh. 20. 35. 310). 1752. См.: Притч.22:20: И ты трижды запиши это на широту сердца твоего для себя в совет и знание. 1753. См.: Гал.6:14. 1754. См.: Ин.15:1. 1755. См.: Мал.4:2. 1756. См.: Песн.2:5, 5:8. См. выше 3. 8. 1757. См.: Песн.2:7, 3:5, 8:4. См. также: inst. u. 17. 111; ехн. u. 9. 60. 1758. Морескини пишет, что такое истолкование свт. Амвросий, возможно, взял из не дошедшего до нас сочинения св. Ипполита Римского, о комментариях которого на Песнь песней известно из грузинского перевода (Moreschini. Р. 69, n. 67). 1759. См.: Ин.1:1–2. 1760. См.: Кол.3:1. 1761. См.: Пс.41:2. См. также Песн.2:9: Подобен брат мой газели или молодому оленю на горах Вефиля. Ориген говорит, что газель (серна) и олень чисто в Писании упоминаются одновременно, газель «дальнозорка», олень «враг змей и воюет c ними» (Ориген. Гомилии на Песнь песней. 2. 11. С. 75). 1762. Вефиль — место, где Иаков заснул и увидел лестницу, восходящую к небу (Быт.28:11–19). 1763. См.: Песн.2:9: Вот стоит за стеной нашей, заглядывая через оконца, вглядываясь через сети. Подробно толкует об этом Ориген (см.: Ориген. Гомилии на Песнь песней. 2. 12. С. 76–77). 1764. См.: Мф.11:28. 1765. См.: Песн.2:10. 1766. См.: Лк.13:7. 1767. Понимание этого места возможно в контексте слова камень же был Христос (1Кор.10:4). 1768. См.: 1Кор.1:23. 1769. См.: Песн.2:9. 1770. Свт. Амвросий немного перефразирует текст Писания, точнее: Встану я и обойду город, по площадям и улицам, и буду искать того, кого возлюбила душа моя.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010