скорбями (и тяготами, которые обычно Бог посылает на таких для вразумления)» (см.: Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. М., 1895. С. 528). – Примеч. ред. 41 Например, человек, предающийся аскетическим подвигам из тщеславия. В связи с утверждением прп. Марка интересна мысль блж. Августина о том, что римляне были готовы подавить любую страсть ради достижения власти, и «все другие страсти свои они подчинили этой великой страсти» (Блж. Августин Иппонийский . О Граде Божием, V, 12). – Примеч.ред. 105 В некоторых рукописях: помогает и ближнему через свое [благое] произволение. – Примеч. ред. 107 Имеется в виду мысль ап. Павла о невозможности для человека оправдаться делами и необходимости оправдания верой. 108 В некоторых рукописях: «рассудительный, благоразумный, мудрствующий [по Бозе] (λογιστικς))». – Примеч.ред. 130 Из-за похожего написания и произношения слов λτβεια. («истина») и ωφλεια («польза»), φιλαλθης («истинолюбивый») и φιλθεος («боголюбивый») эта фраза получила в рукописях несколько вариантов: «истинолюбивый слушатель приносит истину», «истинолюбивый слушатель получает пользу», «боголюбивый слушатель получает пользу», «истинолюбивый слушатель приносит пользу». – Примеч.ред. 137 Видимо, речь идет о евангельских заповедях, не обращенных к конкретному человеку и не привязанных к конкретной ситуации, но сказанных во втором лице множественного числа: «Любите врагов ваших» и т. д. – Примеч. ред. 149 Букв.: «содержащего в себе», «собирательного», слав.: «обдержательнаго», т. е. такого греха, который заключает в себе другие грехи и служит им началом. – Примеч. ред. 155 Данное заглавие, составленное из надписаний в различных рукописях, приведено по Патрологии Миня (PG 65, 965). В критическом издании в серии «Sources Chretiennes» принято краткое заглавие – «О покаянии». – Примеч.ред. 220 Ср.: 1Кор. 15, 17 . В некоторых рукописях данная фраза выровнена в соответствии с новозаветной цитатой: «А поскольку вы вменили проповедь за тщетную, посему тщетна и вера ваша, и вы еще во грехах ваших». – Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

– Андрей Яцуки – грусть навел сказаниями, что Церковь опорочена. Ужель и в самом деле моя статья в «Древней и Новой России» послужила в пользу протестантству – разбудил их! О. Яков Такая просился из Оосака, – напрасно, кажется, – вял он, в том вся причина. 19 Речь идет о редстокистах – секте евангельских христиан в России, названной по имени лорда Г. Редстока (см. Именной указатель) – примеч. сост. Указателей. 24 Хлыст, розга (от лат. ferula); линейка, которой наказывали школьников – примеч. сост. Указателей. 25 Последователи учения апостола Фомы, по прозванию Дидим (близнец), который, по евангельской легенде, не хотел верить воскресению учителя, пока не увидел его и не вложил персты в его раны. Имя Фомы стало символом осторожной веры, ищущей доказательств. Фома проповедовал свое Евангелие в Парфии, Индии, Персии и погиб мученической смертьюпримеч. сост. Указателей. 30 Князь Павел Петрович Вяземский – брат поэта и дядя жены графа Шереметева – П. П. Вяземский был сыном поэта П. А. Вяземского и отцом жены графа С. Д. Шереметева – Е. П. Шереметевой – примеч. сост. Указателей. 31 Григорий Петрович Корнилов – ошибка памяти: у И. П. Корнилова такого брата не было – примеч. сост. Указателей. 33 «Те Deum laudamus» – «Тебя, Бога, хвалим» (лат.) – начальные слова католического благодарственного гимна – примеч. сост. Указателей. 36 30 марта 1880 г., перед отправкой в Японию, отец Николай был рукоположен в сан епископа, с наименованием Ревельский – примеч. сост. Указателей. 43 Имеются в виду басменные изделия, изготавливаемые из кожи и металла с оттиснутыми на них изображениями; употреблялись для оклада богослужебных книг, икон, крестов и т. п. – примеч. сост. Указателей. 45 «Христос воскресе из мертвых» (греч.) – тропарь праздника Воскресения Христова – примеч. сост. Указателей. Читать далее Источник: Дневники святого Николая Японского/Сост. К. Накамура. - СПб : Гиперион, 2004./Том I : (с 1870–1880 годы). - 464 с. ISBN 5-89332-091-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

21 Равно и во времени, поскольку Господь наперед предрек ученикам всю последовательность имеющих свершиться дел и содержание диалога с хозяевами осленка. – Примеч. пер. 23 В этом их назывании на Тайной вечери совершилось и преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На повседневной же Литургии преложение совершается во время призывания Святого Духа на предложенные дары. – Примеч. пер. 25 Вероятно, женщина привела дочь в один из домов близ того места, где остановился Господь, хотя в Евангелии об этом прямо не говорится. – Примеч. пер. 26 Собственно, термин «бодхи» (первоисточный глагол: «будх» – «будить, пробуждать», «учить, изучать», «понимать», «знать») в индуизме означает «совершенное познание», или «просветление». Под этим деревом Будда получил свое «просветление» после многолетнего медитативного сидения. – Примеч. пер. 27 Интересно отметить, что ей усваивается также наименование своеобразного «дерева познания» (добра и зла). – Примеч. пер. 30 Так, стих святого Симеона Метафраста гласит: «Се приступаю к Божественному Причащению: Содетелю, да не опалиши мя приобщением: Огнь бо еси, недостойный попаляяй. Но убо очисти мя от всякия скверны». – Примеч. пер. 31 Стихира на стиховне на малой и великой вечерне в праздник Вознесения Господня. – Примеч. пер. 33 Ср.: слова из молитвы Манассии, царя Иудейского, читаемой на великом повечерии: Ты, Господи... определил еси покаяние грешником во спасение. – Примеч пер. 35 Но даже из этой заповеди бывают своего рода исключения. В былые безбожные годы некоторые духовники благословляли своих духовных чад (чаще всего молодых) молиться и на углах улиц перед людьми – разумеется, не в ожидании похвалы (да можно ли ее было получить, когда вокруг, в основном, были люди неверующие либо даже враждебные Церкви!), а дабы исповедать свою веру перед миром сим, а лучше сказать – вопреки миру сему, который давно уже забыл Бога. А молиться только в комнатах и прочих закрытых помещениях как раз требовала большевистско-коммунистическая власть: дабы не выносить «религиозный дурман» за их стены. – Примеч. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Троицы (в системах Терновского, Антония, Макария, в трактате “о Лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа” ректора московской духовной академии архимандрита Алексия 901 , в трактате “о Боге троичном в Лицах” преосв. Иннокентия 902 . Наиболее рельефно сказывается значение исследуемых трактатов Феофана в часто встречающихся прямых ссылках на них. Так, преосвящ. Макарий ссылается на lib. I Феофана в I т. своей системы на стр. 68 в примеч. 220, отсылая здесь читателя к “очень подробному и основательному опровержению Феофаном мнения о том, что сущность Божия состоит в самобытности, in esse a se, – ссылается на lib. II Феофана в I томе на стр. 134, в присеч. 459, указывая на Феофанову защиту подлинности места Писания 1Ин. 5:7 . Особенно же часто делаются на эту книгу в первой части своей системы на стр. 173 и 175 в примечании 82 и на стр. 179 в примеч. 96; преосв. Макарий в своем трактате об исхождении Св. Духа заимствует из данной книги Феофана некоторые сведения, относящиеся к истории догмата об исхождении Св. Духа, объяснению некоторых отеческих свидетельств и доказательству подлинности и неподлинности последних (делая ссылки на эту книгу на стр. 195 примеч. 705, стр. 197 примеч. 713–714 и 717, стр. 226 примеч. 811, стр. 234 примеч. 855, стр. 246 примеч. 915, стр. 247 примеч. 918 и стр. 249 примеч. 233, в первом томе своей системы). Таким образом знаменитый автор исследуемых трактатов о Бое едином по существу и троичном в Лицах доселе служит авторитетом и руководством для нынешних наших богословов. И если первый трактат Феофана не имеет теперь особенно важного значения, потому что содержащееся в нем учение в новейшем отечественном богословии получило новую постановку, если с вторым трактатом Феофана (de Deo trino), с его положительно-догматической стороны, вполне справедливо можно сравнить трактаты архимандрита Алексия “о таинстве пресвятыя Троицы” 903 и “о Лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа” 904 , то его третий трактат – de processione Spiritus Sancti (хотя и несамостоятельный, но отличающийся полнотою, научною обстоятельностью и сжатостью исследования) до сих пор не имеет равного себе труда в отечественной богословской литературе по исследованию данного догматического учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Византийское государство и Церковь в XI в. СПб., 1884. С. 223). – Примеч. пер. Разумеется г. Фессалоника. – Примеч. пер. с половины IX до начала XIII в. Казань, 1894. С. 51; Луг духовный. СПб., 1896. § 69, 70). – Примеч. пер. Разумеется вмч. Димитрий Солунский, пострадавший за Христа в 306 г. Нетленные и мироточивые мощи его сохранялись в Солуни до завоевания ее турками (Сергий, архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. II. С. 412). Память его празднуется 26 октября. – Примеч. пер. Одиссея. 108. В житии вмч. Димитрия сообщается о многочисленных случаях его посмертного заступничества за родной город. – Примеч. пер. 1860; Никифор Григора. Римская история. Кн. 5, гл. 7. СПб., 1862). Чудовищами. Тифон (υφς) в греческой мифологии сын Тартара и Гаи, мифическое чудовище, имевшее сто огненных голов, восставшее против Зевса и низвергнутое им в Тартар. – Примеч. пер. Иосиф Флавий – еврейский историк (род. в 37 г. по Р. X.), описавший в своем произведении «De bello judaico» («О иудейской войне») разрушение Иерусалима римским полководцем Титом в 70 г. по Р. X. Это сопровождалось страшными бедствиями для евреев, которых погибло тогда общей сложностью 1337 490 человек и больше 100 000 взято было в плен. Илиада (λ/ς) – Троянская область, на территории которой разыгралась Троянская война (за 1500 лет до Р. X.), описанная знаменитым поэтом Гомером. – Примеч. пер. Троя – главный город малоазийской области Троады (на северо-западном берегу), где имела место описанная Гомером Троянская война, продолжавшаяся девять лет и закончившаяся разрушением Трои. – Примеч. пер. Лемнос (Αμνος), остров в северной части Эгейского моря. Первоначальные жители его – пеласги в одну ночь были умерщвлены собственными женами за предпочтение им иностранок (Dictionnaire universel d " histoire et de geographic par M.-N. Bouillet. Paris. P. 1025). Вот высокий пример горячей любви к родине и достоподражательный образчик любви к человечеству, хотя и грешному, но родственному всем нам! И это говорит человек, получивший строго аскетическое воспитание! Значит, истинный аскетизм не подавляет лучших чувств и стремлений, но возгревает их! – Примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Ребенок разделяет судьбу своей матери. Этот обычай существует не только у семинолов, но вообще у всех американских индейцев. (Примеч. автора.) Семинолы принадлежали сначала к огромному племени мускоги (крики). Отделившись от них по неизвестным причинам, семинолы ушли на юг, во Флориду, и получили от своих прежних родичей имя, которое они носят сейчас и которое на их языке означает «беглец». (Примеч. автора.) Майн Рид имеете виду Англию, где 14 августа 1834 года был принят закон о работных (рабочих) домах, в которых с призреваемыми безработными обращались как с каторжанами. Таллахасси – город во Флориде, столица штата. Первое поселение белых на этом месте было основано в 1818 году. Тампа – порт на западном побережье Флориды. Буквально: безумная женщина; от Hajo – безумный и Ewa, или Awah, – женщина. Филологи обратили внимание на сходство этого слова племени микосоков с еврейским именем, означающим «мать человечества». (Примеч. автора.) Восклицание удивления, обычно произносящееся протяжно. (Примеч. автора.) Буквально: «Да, да, да!» (Примеч. автора.) Читта-мико – «король змей»; так семинолы называют гремучую змею, самую удивительную змею в их стране. Они испытывают суеверный страх перед этим пресмыкающимся. (Примеч. автора.) Халвук – плохо. Хинклас – хорошо. Карахо – испанское ругательство. Окола-читта – зеленая змея. Нетле-хассе – «ночное солнце», то есть луна. (Примеч. автора.) Правительство Соединенных Штатов впоследствии неодобрительно отнеслось к этому необдуманному низложению вождей. Однако не подлежит сомнению, что Томпсон действовал в соответствии с тайными указаниями президента. (Примеч. автора.) Ви-ва – источник, пруд или вода. (Примеч. автора.) Киприда – в древнегреческой мифологии богиня любви Афродита. Слово «Киприда» озвачает «родившаяся на Кипре». Остров Кипр был центром культа Афродиты. Святой Патрик – легендарный покровитель Ирландии. Аполлон Бельведерский – знаменитая статуя бога Аполлона, изваянная древнегреческим скульптором Леохаром. Феб – одно из наименований бога Аполлона.

http://azbyka.ru/fiction/oceola-vozhd-se...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

6868. ТИХОН, архим., НИКИТИН В. Всемирный Совет Церквей и проблема сохранения мира. – 1986, 4, 58; 5, 57; 6, 55; 7, 56. 6869. ПРАВОСЛАВНЫЕ Церкви и Всемирный Совет Церквей. – 1992, 1, 61. 9.31 Ассамблеи ВСЦ 9.311 1-я, Амстердам, Нидерланды, 1948г. 9.312 2-я, Эванстон, США, 1954г. 9.313 3-я, Нью-Дели, Индия, 1961г. 9.314 4-я, Упсала, Швеция, 1968г. 9.315 5-я, Найроби, Кения, 1975г. 9.316 6-я, Ванкувер, Канада, 1983г. 6870. БОРОВОЙ В., проф. протопресвитер. Жизнь в единстве. (Доклад, произнесенный 28 июля 1983 года на пленарном заседании VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере, Канада). – 1984, 1, 73. 6871. ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ семинар по итогам VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере. (Москва, 5–6 октября 1983 года). Коммюнике. – 1984, 2, 52. 6872. ЕВФРАСИЯ, игумения. (Румынская Православная Церковь ). Жизнь во всей ее полноте: монашеский опыт. (Доклад, прочитанный на VI Ассамблее ВСЦ в Ванкувере 27 июля 1983 года). – 1984, 2, 68. 6873. БОБРОВА Н. Участие женщин в современной жизни Православной Церкви. – 1984, 7, 70. 9.317 7-я, Канберра, Австралия, 1991г. 6874. ЗАСЕДАНИЕ Комитета планирования VII Ассамблеи ВСЦ. (Хроника). – 1989, 10, 58. 6875. VII АССАМБЛЕЯ Всемирного Совета Церквей: 1. Обращение Святейшего Патриарха Алексия II к участникам Ассамблеи. – 1991, 6, 59. 2. Заявление православных участников Ассамблеи. – 1991, 6, 62. 3. Прииди, Дух Святый. Послание VII Ассамблеи ВСЦ. – 1991, 7, 48. 4. Заявление по войне в Персидском заливе, Ближнему Востоку и угрозе миру во всем мире. – 1991, 7, 49. 5. Идти дальше слов. Заявление по коренному населению и земельным правам. – 1991, 7, 53. 6. Заявление по Прибалтийским государствам и другим регионам Советского Союза, где имеет место напряженность. – 1991, 7, 54. 7. Заявление по Тихоокеанскому региону. – 1991, 7, 55. 8. Заявление по внутренним конфликтам.1991, 7, 55. 9. Заявление по Южной Африке. – 1991, 7, 56. 10. Призыв по Шри-Ланке. – 1991, 7, 58. 11. Призыв по Сальводору. – 1991, 7, 58. 9.318 8-я, Харар, Зимбабве, 1998г. 6876. НА VIII АССАМБЛЕЕ Всемирного Совета Церквей. – 1999, 3, 34.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

И взиравший вместе с тобой на целые россыпи сияющих звезд ныне, через тюремное окно, видит только одну–единственную. За нее и хватаюсь я, как за край маминого платья, и слышу ее голос: «Спасайся, раб!» «Как спастись мне, – спрашиваю я ее, – если нет у меня спасителя?» И опять слышу голос: «Спасайся, раб!» «Как вызволить мне себя отсюда, если нет у меня ключа?» – не устаю я вопрошать. Но голос вторит мне: «Спасайся, раб!» Впрочем, звезда моя уходит. Теперь вижу только половину ее. Прижимаю голову к решетке, чтобы взглянуть на нее еще раз. Мало–помалу скрылась она из глаз; улетела святая Божия птица, оставив мрак пред очами моими и заповедь в ушах моих: «Спасайся, раб!» Господи Боже матери моей, Создателю звезд и людей и всякой твари видимой и невидимой, будь Ты моим спасителем. Ты, Кому не нужно ни солнце, чтобы видеть во тьме, ни ключ, чтобы открыть темницу, пошли Ангела Своего и освободи меня, как Петра ( Деян.12:3–17 ). Но если Твоя премудрость определила мучения моему телу в каземате, чтобы душа очистилась, то да будет воля Твоя, а не моя. Хотящие спастись – не могут, а могущие – не хотят. 1 Сербский физик (1854–1935), работавший в США и в 1900 году предложивший способ значительного (в 3–5 раз) повышения дальности передачи сообщений по линиям проводной связи. – Примеч. пер. 5 Кстати сказать, в Священном Писании хромым нередко называется человек, не просто прихрамывающий, а вообще лишенный возможности ходить. – Примеч. пер. 9 Упоминание о небесах здесь метафорично, так как Сын рожден прежде сотворения неба и земли. – Примеч. пер. 12 Разумеется, по смерти тела все это возможно лишь по молитвам Церкви, так как за гробом нет места личному покаянию. – Примеч. пер. 14 Св. Николай имеет в виду не предсуществование души как отдельной личности, но замысел о ней Бога и ее идеальное предназначение. – Примеч. ред. 16 Под нечистыми духами св. Николай здесь подразумевает греховные мысли и чувства, рождаемые грешными людьми. – Примеч. ред. 17 Кисмет [букв, в араб.: уделение, наделение] означает «судьба», «участь», «рок», «доля». – Примеч. пер. 22 Букв.: «…и Георгием, золотым ювелиром Кратовским», так как до принятия мученичества св. Георгий был золотых дел мастером. Память его в нашей Церкви совершается 26 мая. – Примеч. пер. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010