Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 4 (без ирмоса, песнь 4-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я). Песнь 5-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 4 (без ирмоса, песнь 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5-я). Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Якоже пророка Иону...». По 6-й песни – малая ектения; мученичен Октоиха, глас 7-й: «Радуйтеся, праведнии, да веселятся небесная...» (см. в Октоихе, в седальнах по 2-м стихословии) . Примечание. Типикон умалчивает о кондаке прп. Кассиана, глас 4-й: «Преподобен быв...», текст которого совпадает с седальном святого по 3-й песни канона. В Минее синодального периода (см.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 207 об.) этот кондак также отсутствует. Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я). Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим...». На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине Моисею Девы чудо...». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преестественно плотию заченшую...». По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Вознесена яко виде...». «Благо есть...» (единожды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-13/

И к ним тоже приходили: узнать волю Ягвэ, поведать скорбь, а иногда - выбрать и помазать на служение нового царя. Порой из их среды, а порой после личного призвания Богом в Израиле появлялись особенно одаренные люди, духовное видение которых перерастало конкретные обстоятельства эпохи и открывало глобальные тайны. Большинство из них (за исключением, м.б., Ильи и Елисея) оставили после себя письменные свидетельства Откровения, ставшие книгами великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и еще 12-ти т.н. " малых пророков " . Отношения пророков с Богом были очень непростыми, т.к. они, входя в Откровение, тем не менее оставались живыми людьми, о чем трогательно рассказывается в полулегендарной книге пророка Ионы. Бог повелевает Ионе идти в город Ниневию, столицу великой тогда Ассирии: " проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня "/Ион. 1, 2 - кстати, Ионе повелено идти к не евреям/. Реакция пророка: " встал Иона, чтобы бежать ... от лица Господня "/1, 3/. Корабль, на который за деньги попал Иона, плывет в другую сторону, но на море случается буря. Разноплеменные корабельщики пытаются разгадать, на кого прогневался его бог, но Иона, прекрасно всё понимая, признается всем, что он явился причиной бури, и настаивает на том, чтобы его сбросили в море, где он попадает в чрево большой рыбы/в нашем переводе - " кита "/. Из чрева кита Иона в скорби своей взывает к Господу/см. псалом Ионы 2, 3-10/, Господь принимает его раскаяние, и рыба выплевывает Иону на сушу. Во второй раз повелевает Господь Ионе идти в Ниневию и призвать ее к покаянию, что пророк теперь со смирением исполняет. Ходя по всему городу, Иона объявлял: " еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена! "/3, 4/. А потом вышел из города, и сел среди кустов, чтобы видеть, что будет с городом. Но жители Ниневии на предостережение Ионы отреагировали с удивительной чуткостью. Вся Ниневия, начиная с царя, оделась во " вретище " и объявила покаянный пост. Все молились Богу о прощении. Замечательно далее: " Иона огорчился этим и был раздражен...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

«kayik» – лодка) – небольшое каботажное и рыболовное парусное судно, распространенное на Ближнем Востоке и в Средиземноморье с вытянутой носовой оконечностью и высокой кормой, имело от одной до трех пар весел. 231 Самофракия (лат.). В дальнейшем автор использовал или латинскую транскрипцию, или русскую «Самофраки»; совр. – Самотраки. 232 Южная Румелия – имеется в виду Восточная Румелия – автономная область в составе Османской империи, создана на территории Южной Болгарии решением Берлинского конгресса 1878 г. В результате народного восстания в сентябре 1885 г. воссоединена с княжеством Болгария. 233 «Тура Марица» – румынская песня: Tur trei, Marisc, h!/Perinita. 36 citece populate romnesti. Bucureti, 1967. C. 30. 238 Здесь и далее имеется в виду Цагарели Александр Антонович (1844–1929), профессор по кафедре грузинской и армянской словесности (факультет восточных языков) в Императорском Санкт-Петербургском университете (ИСПбУ). Окончил ИСПбУ со степенью кандидата по грузино-армянскому разряду факультета восточных языков (1871), был определен приват-доцентом по кафедре грузинской словесности. В 1874 г. защитил магистерскую диссертацию «О грамматической литературе грузинского языка» (СПб., 1873). В 1880 г. – докторскую диссертацию «Мингрельские этюды» (Вып. 1–2, СПб., 1880), профессор по кафедре грузинской и армянской словесности (1886). Труды Цагарели посвящены лингвистике, истории литературы, истории и археологии грузинской и общей. 240 Речь идет о ев. пророке Ионе (IX в. до Р. X.), которому Бог повелел идти в Ниневию проповедовать покаяние. Устрашившись, пророк Иона решил бежать в Фарсис, но на море поднялась страшная буря, и, боясь погибнуть, корабельщики, по совету пророка Ионы, бросили его в море, после чего море утихло. Пророка Иону проглотил кит и на третий день, по повелению Господню, изверг на сушу ( Ион. 1:1–2, 11 ). Пророк Иона, придя в Ниневию, проповедовал, и ее жители покаялись. См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета/Сост. А. Хергозерский . М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Скачать epub pdf Пророк Иеремия – Алексей Сергеевич, прежде чем говорить об Иеремии, давайте скажем о том, кто такие пророки вообще; что есть пророческая традиция в иудейской религиозной культуре (ведь понятие «пророчествующий» мы встречаем и в Новом Завете тоже); как человек становился пророком, каким образом пророки получали свои знания, почему в Символе веры о Святом Духе говорится, что Он глаголет через пророков. – Расхожее представление о пророке – тот, кто каким-то образом узнает и предсказывает будущее, – в отношении ветхозаветных пророков, мягко говоря, ошибочно. В Ветхом Завете пророк – это, прежде всего, вестник воли Божией, посредник между Богом и людьми. Он возвещает людям Божию волю относительно и прошлого, и настоящего, и будущего. Возвещение будущего – не самоцель и не главное. Если мы возьмем все пророческие книги Ветхого Завета, то увидим, что пророчества о будущем занимают в них относительно небольшое место. Лучшей иллюстрацией, поясняющей, кто такой пророк, можно считать место в книге Исход (7, 1), где Сам Бог говорит Моисею, что он будет для фараона богом, а Аарон – его, Моисея, пророком. Пророком – то есть выразителем воли. Пророк разъясняет народу скрытые причины происходящих событий, указывает на последствия тех решений, которые принимаются людьми в настоящем. Он комментирует происходящее в категориях Закона и правды Божией. Отождествлять пророков с гадателями и прорицателями, которых всегда было много, не следует. У пророка нет такой задачи – поразить всех, точно предсказав будущее. У него задача другая – исправление людей, торжество правды Божией на земле. Вот пример: предсказание пророка Ионы о разрушении Ниневии не исполняется (см.: Иона 2, 10 ). Если бы мы рассматривали Иону исключительно как предсказателя, то увидели бы в этом его поражение. Но не в этом был смысл его миссии, а в том, чтобы Ниневия была спасена. – Пророк ведь не сам от себя говорит. Большинство глав книги Иеремии начинается с «Так сказал Господь…», или «Слово, которое было к Иеремии от Господа..», или «Слушайте слово, которое Господь говорит вам…»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Христос совершил земное течение Свое в непрестанных страданиях. Едва Он родился, как уже люди устремились на убиение Его. Учеников Своих Он приглашает к страданиям, а тому, кто не хочет страдать, говорит: «Иже не возьмет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (см.: Мф.10:38 ). Рассмотри жития всех апостолов: все они проводили жизнь и окончили в страданиях. Рассмотри жития мучеников: они кровью и бесчисленными муками купили себе Небо. Рассмотри жития преподобных: не была ли вся жизнь их продолжительным, невидимым мученичеством? «В пустынех скитающеся,... в вертепах и пропастех земных,... лишени, скорбящи, озлоблени» (см.: Евр.11:37–38 ), по словам Апостола, «многими кровьми и смертьми», по выражению Требника, наследовали они блаженную вечность. «Никто же взыде на небо с ослабею, – говорит святой великий Исаак Сирский, – напротив того, о сем познается человек, находящийся под особенным Промыслом Божиим, когда ему пошлются непрестанные скорби». Итак, благодари, смиряйся, веруй, предавайся воле Божией, молись за тех, в коих сердце немирно. В сих только возможешь найти утешение и исцеление. 381 . Скорби всегда были достоянием спасающихся, особенно же они свойственны нынешнему времени, когда человеки ослабели к совершению добродетелей. Итак, не малодушествуй, но в терпении и смирении предавай себя воле Божией и благодари Его Святой Промысл за все, тебе посланное. 383 . Да укрепит тебя Всеблагий Господь наш Иисус Христос, искупивший нас Своей неоцененной Кровью, да дарует тебе терпение в твоих болезнях и прочих скорбях, да внушит тебе благодарение за них, как за величайшие благодеяния. Услышь Его святейший голос, вещающий: «Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую» ( Откр.3:19 ). Вспомни праведного Иова, лишенного чад своих и всего имения, покрытого смердящими струпами, сидящего на гноище и говорящего: «Господь даде, Господь и отъят,... буди имя Господне благословенно» отныне и до века (см.: Иов.1:21 ). Вспомним пророка Иону, от чрева китова исповедующего свое прегрешение и прославляющего правосудие Божие. Вспомни трех Отроков, вверженых в пещь огненную и из сердца пещи благословляющих Бога. Вспомни всех святых и путь, коим они достигли спасения. Не тесный ли и прискорбный путь искушений ввел их в обитель живота?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

     На Иордане Иоанн Креститель видит, как на Христа Спасителя сходит Святой Дух (см. Мф. 3, 16). То же самое происходит с каждым христианином в таинстве Крещения. Почему же апостол уподобляет наше крещение не иорданским, а голгофским событиям (см. Рим. 6, 3)? Пророк Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иордана, призывая всех покаяться. Он объяснял необходимость покаяния приближением Небесного Царства (см. Мф. 3, 2). Об этом Царстве Спаситель впоследствии сказал, что пришедшее в силе Царство Божие увидят некоторые Его ученики еще до своей кончины (см. Мк. 9, 1). Апостолы твердо запомнили это обещание, хотя еще не знали, что Христос имеет в виду Свою Церковь. Она и есть Царство Божие на земле, ибо соединяет человека с Богом. К этому был призван первозданный Адам. Но он нарушил Божию заповедь и утратил свой изначальный духовный потенциал, и вместе с удобопреклонностью ко греху смерть вошла в природу всех его потомков. Во Христе человеческая природа восстановилась в своем неповрежденном состоянии. И нам, чтобы иметь возможность соединиться с Богом, – а с Ним не может сочетаться ничто нечистое, – необходимо очиститься от греха, то есть покаяться. Миссия святого Крестителя Иоанна заключалась в приготовлении людей к принятию грядущего Царства Божия. На Иордане он проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1, 4). Но его крещение еще не было тем таинством, которое установлено в Новозаветной Церкви. Из Ветхого Завета мы знаем множество примеров покаяния, когда согрешившие люди раскаивались и получали прощение от Бога. Например, призванные к покаянию через пророка Иону жители Ниневии покаялись и были прощены Господом. Так и жители Иерусалима и всей страны Иудейской шли к пророку Иоанну Крестителю и каялись в грехах, чтобы «заслужить прощение Бога», как пишет святитель Хроматий Аквилейский. Пророк может только получить откровение от Бога, что Бог простил, и засвидетельствовать это перед людьми. Прощение грехов — прерогатива Бога, а святой Иоанн Креститель лишь возвещал об этом крестившимся людям. Господь прощал согрешения каявшихся и погружавшихся в воды Иордана, подобно тому, как прежде простил ниневитян и ветхозаветных царей Манассию и Давида.

http://pravoslavie.ru/110048.html

Вот вам Иона-циник в женской форме. — Иона — один из библейских пророков; подробности истории Ионы в библии в «Книге пророка Ионы»; собеседница здесь могла так же иметь в виду Иону-циника, персонаж романа А. Ф. Писемского «Взбаламученное море». 289 Смеяться не грешно над тем, что смешно — искаженные строки из стихотворения H. M. Карамзина «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву»: Кто муз от скуки призывает И нежных граций, спутниц их; Стихами, прозой забавляет Себя, домашних и чужих; От сердца чистого смеется (Смеяться, право, не грешно!) Над всем, что кажется смешно, — Тот в мире с миром уживется И дней своих не прекратит Железом острым или ядом… 290 Бокль, Г. Т. (1821–1862) — английский историк либерально-буржуазного направления; развитие общества объяснял влиянием географических условий на психологию народов. 291 …он был в Кане Галилейской. — Кана Галилейская — город древней Палестины, в котором, согласно легенде, Христос превратил воду в вино на брачном празднестве (евангелие от Иоанна, II, 1–2). 292 А он тоже был и у мытаря? — Имеется в виду следующее евангельское предание: «И сделал для него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (евангелие от Луки, V, 29). Мытарь — сборщик податей и пошлин. 293 «Придет весенний шум, веселый шум!» — Здесь перефразированы строки стихотворения Некрасова «Зеленый шум»; у Некрасова: «Идет-гудет зеленый шум, зеленый шум, весенний шум!» 294 …статуэтку Дианы из Танагры…— Танагра — область в древней Греции. 295 …сваты, которым никто не смел отказать. — Речь идет о царях. 296 «Брось их всех вон или обратись к религии» … она…поехала в Кронштадт…— Имеется в виду Иоанн Кронштадтский — протоиерей Андреевского собора (см. прим. к «Полунощникам»). 297 …подписываем адрес madame Adan…— точнее Adam (1836–1936) — французская писательница, пропагандировала франко-русский союз. 298 …père Jean и père Onthon. — Père Jean — Иоанн Кронштадтский (см. прим. к «Полуношникам»); père Onthon — вероятно, Антоний (А. В. Вадковский, 1846–1912) — церковный деятель и духовный писатель; в 1887 году назначен ректором Санктпетербургской духовной академии с возведением в сан епископа; в 1892 году назначен архиепископом вновь образованной финляндской епархии. 299

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

283  Антитетическим характером молитвы пророка вполне устраняется мнение тех, которые думают, что в этих словах говорится об обращении корабельщиков. Крайность и мнение бл. Феодорита, что здесь корабельщики обвиняются за то, что бросили пр. Иону в море, позабыв милосердие. Они сделали это по необходимости, и Иона сам видел это. Быть может, пророк, сопоставляя себя с язычниками-корабельщиками, здесь намекает на то, что они на корабле воздали славу Богу не так, как бы следовало, они ещё не обратились тогда к Иегове, Богу, и Ему свои жертвы не принесли ещё. 285  См. подробней об отношении оды Державина к другим раннийшим произведениям в Хр.Чтении 1879 г. ноябрь – декабрь стр.649–673 под заглавием: ода Бог в переводе на ново-греческий язык Минагиоса. 289  При речи о заимствованиях молитвы пр.Иовы из раннейших писаний, о возможности и естественности этих заимствований, невольно просятся под перо слова нашего глубокомысленного экзегета А.Бухарева (быв.арх.Феодора), что такое заимствование совершенно достойно богодухновенных мужей. «Ибо 1) если Св. Духу угодно было не изглаждать в них впечатления воспитания и разных внешних обстоятельств, а освящая употреблять оные для своих целей, то тем свойственнее впечатлениям от чтения священных книг сохраняться и оживляться в богодухновенных мужах. Кроме того 2) через такое заимствование св. писатели самым делом или собственным примером внушают ту истину, что священными книгами должно пользоваться как божественным руководством к истине и добру. Точно так и поступали, по внушению Св. Духа, сами св. писатели, когда прямо или не прямо, ссылались друг на друга». См. о подлинности и целости священных книг пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. А.Бухарева . 1864. стр.14 в примечании. 302  Правда, побеждённые пишут законы победителям, как свидетельствует история; но та же история говорит, что эти законы входят в жизнь победителей незаметно, и дают плод как зерно, брошенное в землю. Прежде чем дать росток, зерно должно истлеть в земле. Так точно и законы побеждённых: прежде чем взойти в жизнь победителей, они должны быть попраны, отвергнуты, уничтожены последними. То же должно было быть и у язычников времён плена вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника». Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса. Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек. В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

http://pravoslavie.ru/1917.html

Р. 202. Примеч. 1). 85 Согласно св. Кириллу, вещи, подлежащие «тлению» (φθορ), должны непрерывно укрепляться Духом Божиим, даже когда речь идет о небе, которое греки столь охотно наделяли нетлением (De Trin. 652:3–41). Имея начало, они по необходимости будут иметь конец, однако действием Слова этот конец будет неким обновлением (Comm, in Is., PG 70, 1117:3–25 [Рус. пер.: TC O 57. С. 158–159]). В «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Comm, in Joan. 1, 109:26–110:21 [Рус. пер.: Творения 2001. С. 511]) он объясняет, что всякая сотворенная вещь, по причине ее сложности, обладает благими свойствами только по причастию. В «Толковании на пророка Иону» (Comm, in X II proph. 1, 577:29–578:7. TLG 4090/1 [Рус. пер.: TCO 61. С. 35–36]) уточняется, что в любом случае природа всецело в руках Божиих: Он в силах разрушить вещи нетленные и сообщить нетление вещам самым ветхим (Durand 1964. Р. 205. Примеч. 2). 91 RF: Ведь право же, необходимо мыслить, что Тот, через Кого все, и существует прежде всего (50:7). 92 В «Толковании на Евангелие от Иоанна» св. Кирилл подчеркивает значение глагола  ν, указывающего на некое устойчивое и неопределимое существование (Comm, in Joan. 1, 21:26–22:9 [Рус. пер.: Творения 2001. С. 444]). В других местах этого сочинения (Comm, in Joan. 1, 91:3–11 и 2, 133:15–19 [Рус. пер.: Творения 2001. С. 496–497; Творения 2002. С. 288]) формы глагола «быть» (εμ, ν) противопоставлены соответствующим формам глагола «становиться, происходить» (γγνομαι, γνετο), которые могут употребляться по отношению к тварным вещам (Durand 1964. Р. 212. Примеч. 1. См. также: Творения 2001. С. 497. Примеч. 1). 100 В «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Comm, in Joan. 1, 339:16 – 343:29 [Рус. пер.: Творения 2001. С. 690–693]) св. Кирилл, указав, что имеются различные категории образа и перечислив те из них, которые воспроизводят свой первообраз в ослабленной степени, доказывает, что Сын может быть образом лишь существенным, равным Отцу, в совершенстве представляя Того, Кто Его родил (Durand 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010