Напряженное переживание таинства Евхаристии, а также понимание сущности священнического служения, собственного призвания определили особенности богослужебной практики и манеры служения И. К. Сохранилось много рассказов очевидцев о его служении. Дерзновенная манера произносить возгласы, одушевленное чтение канона на утрене и более всего широко известные общие исповеди производили глубокое впечатление на современников. И. К., будучи человеком строго консервативных взглядов, допускал то, на что не дерзали и самые смелые реформаторы литургической жизни,- расширение текста евхаристических молитв. Характерна содержательная сторона этих вставок: о Церкви, искуплении, таинстве Священства (см.: Мысли о Церкви. 1994. С. 168-172). И. К. делал вставки в священнические молитвы служебника: в просительные ектении; после прочтения Символа веры; в евхаристический канон; перед причащением. В своих молитвах И. К. просил Бога о нищих, о сирых, об убогих, о всех страдающих, о всех просивших его молитв, особенно молился за молодежь, об утверждении в вере соотечественников, о присоединении отпавших от Православия «христианских великих обществ», о невежественных людях, пребывающих в различных заблуждениях и расколах. Вершины молитвенное напряжение И. К. достигало на евхаристическом каноне; после освящения Св. Даров, переживая присутствие Божие, он прибавлял слова Свящ. Писания: «Бог явися во плоти...» (1 Тим 3. 16 слав.) и «Слово плоть бысть и вселися в ны...» (Ин 1. 14 слав.). И. К. вспоминал, как иногда после освящения Св. Даров он брал в руки дискос и чашу, одновременно или поочередно, подобно тому «как блудница держалась за ноги Господа Иисуса Христа», и молился о прощении своих грехов. «Дивно, как Господь приблизился к нам в св. Таинах, как снизшел к нашему оскверненному и растленному естеству» (Мысли о Церкви. 1994. С. 98). Учение об имени Божием для И. К. было следствием учения о слове вообще, в к-ром он был близок к свт. Филарету (Дроздову). Сам факт запечатления образом Божиим праха земного при творении Адама, согласно И. К., подтверждает возможность присутствия нетварного в тварном. Особую черту образа Божия в человеке составляет дар слова - Сам Бог есть Слово,- поэтому слово, и Божественное, и человеческое, имеет существенную связь с бытием, реализуется в бытии. В тварном мире, по И. К., «всякому слову соответствует бытие» (Моя жизнь во Христе//ПСС. Т. 4. С. 290), более того, «слово предшествует каждому существу, каждой вещи, как вина их бытия - прошедшаго, настоящаго или будущаго» (Там же. С. 260). Неотъемлемыми свойствами слова И. К. называл «силу» и «совершимость» (Там же. С. 290); он писал: «Помни, что в самом слове заключается и возможность дела; только веру твердую надо иметь в силу слова, в его творческую способность» (Там же. Т. 5. С. 134).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

См.: Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 332-341. 163 Тезис третьей антиномии чистого разума гласит: «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность (Causalitat durch Freiheit)» (Там же, с. 278). 164 См. прим. 148. 165 «Дурная бесконечность, или отрицательная бесконечность, — по словам Гегеля, — есть... отрицание конечного, которое, однако, снова возникает и, следовательно, не снимается; или, иными словами, эта бесконечность выражает только долженствование снятия конечного» (Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974, т. 1, с. 232). 166 См.: Whitehead A.N. Principia mathematica. Vol. 1-3. Cambridge, 1910-1913 167 Точнее: «Мгновение — это та двузначность, в которой время и вечность касаются друг друга» (Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993, 184). 168 Панентеизм (от греч. rcav e " v 9sa — всё в боге) — религиозно-философское учение; термин введен в 1828 г. К. Краузе. Согласно Лосскому, панентеизм — это «утонченные системы пантеизма, напр. выработанная Плотиной в древности или Эд. Гартманом в новое время», которые «утверждают частичное тождество мира и Бога» (Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994, с. 322). 169 Гностики — сторонники религиозно-философских учений середины II в. н.э. (были гностики-язычники и гностики-христиане). В гностических системах преобладали религиозно-дуалистические представления; согласно гностическим системам, борьба света и тьмы, добра и зла, материи и духа представляет собой космическое, природное явление и в принципе неразрешима. 170 См.: Mill J. St. Nature, the utility of Religion and Theism. London, 1874. 171 Греческие слова «мэон» и «укон» означают небытие; однако «мэон», в отличие от «укона», есть небытие относительное, «еще (или уже) небытие», «пока небытие». По определению С.Н. Булгакова, «мэон есть беременность, укон — бесплодие» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994, с. 162). 172

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

167. Герберт (Herbert 2003:181) полагает, что между 1699 и 1865 годами европейцы завезли в Африку около двадцати тысяч тонн латуни и меди из Англии. Эти металлы производились в Бристоле, Чедле и Бирмингеме и обменивались в основном на рабов. 168. Эта цифра основана на данных, согласно которым всего за эти годы из залива Биафры было вывезено 152 076 рабов (Eltis, Behrent, Richardson & Klein 2000). Работорговля в Старом Калабаре велась приблизительно с 1650 по 1841 год. В течение этого периода он был самым крупным портом в Заливе — в самый разгар работорговли из него вывозилось около 20 % всех африканских невольников (Lovejoy & Richardson 1999: 337). 169. Более распространенная разновидность бус. 170. Инкори (Inkori 1982) показывает, что в конце XVIII века британские суда привозили в Старый Калабар в среднем по четыреста мушкетов каждое и что всего между 1757 и 1806 годами в регион Калабара и Камеруна было поставлено 22 986 мушкетов. Ром и другие спиртные напитки были куда менее значимой статьей импорта. 171. Один распространенный метод, к которому купцы особенно часто прибегали на заре работорговли, заключался в том, что они приплывали на деревенский рынок на каноэ, груженных товарами, обменивали их на рабов, а затем, если не набирали нужного им количества, ждали, пока стемнеет, и просто нападали на дома вдоль реки и забирали всех, кого там находили (Clarkson, цит. по: Northrup 1978: 66, также цитируется в: Noah 1990:94). 172. Существующая научная литература мало чем может помочь в восстановлении картины превращения одной формы в другую: есть исследования, в которых институт заложничества рассматривается либо в перспективе родственных связей (например, Douglas 1964;Fardon 1985, 1986), либо с точки зрения торговли (например, Falola & Lovejoy 1994), но нет работ, в которых одно сравнивалось бы с другим. В результате многие вопросы остаются без ответа. Фалола и Лавджой, например, предполагают, что труд заложников соответствовал выплате процентов, но в книге нет сведений о том, существовали ли вообще процентные ссуды в тех частях Африки, где имелся институт заложничества.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Николай I Краткая биографическая справка: Николай I,   папа в 858–867 гг. – церковный деятель и богослов.  В течение своего понтификата папа Н. пытался претворить программу коренного усиления папской власти. Он считал, что папа Богом предназначен для спасения Церкви на Западе и на Востоке. Все " частные церкви " , все формы существования национальной и государственной Церкви на Западе и на Востоке должны быть признаны незаконными. Папа – живой закон, его декреты имеют силу канонов, решения соборов должны признаваться действительными лишь после их утверждения папой. Папа Римский может требовать отчета от любого духовного лица, может судить всех, но сам неподсуден никому, включая императора, ибо Церковь совершенно независима от любых светских властей. Эту программу Н. не смог претворить в жизнь, но в условиях т.н. феодализации Запада церковно–политическая деятельность папы Н.  имела существенное значение для сохранения западного единства. Н. решительно пресекал попытки некоторых западных митрополитов расширить свою церковную власть и поднять свою независимость до уровня патриаршей. Но притязания Н. распространялись и далее – в ультимативной форме папа   требовал, чтобы и Восток признал его своим верховным судьей. Понтификат Н. сопровождался усилением и без того уже глубокого отчуждения между Восточной и Западной Церквями. Идея папского превосходства встретила решительный отпор константинопольского патриарха Фотия. Константинопольский собор 867 г. объявил Н. отлученным от Церкви. Противостояние Запада и Востока обострилось также в связи с обращением болгар, которые колебались в выборе между Византией и Римом. Библиография работ о персоне: Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. 2. С.168–172.

http://bogoslov.ru/person/3042316

Псалом 54 1. В конец. Песнь 651 . В научение. Асафа 652 . Услышь, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Внемли мне и услышь меня: восскорбел я в печали 653 моей и смутился От голоса врага и от притеснения (со стороны) грешника, ибо они взвели на меня беззаконие и во гневе враждовали со мною. Сердце мое затрепетало во мне, и боязнь смерти напала на меня, Страх и трепет нашел на меня, и покрыла меня тьма. И я сказал: кто даст мне крылья, как у голубя, и полечу и успокоюсь? Вот я удалился, бегал и водворился в пустыне. Ожидал я от Бога 654 спасения мне 655 от малодушия и бури. Потопи (их), Господи, и раздели языки их 656 , ибо я видел беззаконие и распрю в городе: Днем и ночью ходят они кругом его по стенам его, беззаконие и злоба 657 среди его и неправда. И не исчезли с площадей его лихва и коварство. Если бы враг поносил меня, я перетерпел бы (это), и если бы ненавидящий меня превозносился надо мною, я укрылся бы от него 658 . Но ты, человек единодушный 659 , владыка 660 мой и знаемый 661 мой, Ты, который вместе со мною наслаждался пищею, (с которым) мы ходили в дом Божий единомысленно 662 . Да постигнет их смерть и да сойдут они живыми во ад, ибо лукавство в жилищах их, среди их. Я к Богу воззвал, и Господь услышал меня. Вечером и утром и полдень поведаю и возвещу, и Он услышит голос мой. Избавит мирно душу мою от приближающихся 663 ко мне, ибо много их было со мною 664 . Услышит Бог и смирит их Сущий прежде веков, потому что нет в них перемены и они не убоялись Бога. Он простер руку Свою на воздаяние (им): нарушили они завет Его, Разделились от гневного лица Его. (Хотя) они приблизились сердцем своим 665 , слова их мягче елея, но они суть стрелы 666 . Возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает 667 : не даст во век смятения праведнику. Ты же, Боже, низведешь их в ров погибельный 668 : мужи кровожадные и льстивые не доживут до половины дней своих, а я на Тебя, Господи, уповаю. 652 Слав. Асафу соответствует τ Ασφ – 80, 101, 150, 162, 168, 171, 172 и др. (22 спп.), компл. и альд.; а обычно Δανδ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Состояние рода человеческого до потопа Дети Адама и Евы: Каин, Авель и Сиф После своего изгнания из рая «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила Каина.... И еще родила брата его, Авеля» 164 . «Сделавшись уже смертными, люди, естественно, всячески заботились о рождении детей:..... хотят навсегда сохранить память о себе посредством детей» 165 . «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел» 166 . «Когда же сатана увидел что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И таким образом явилось начало смерти в этом мире, и доныне она ходит по всему роду человеческому» 167 . «И с того времени устрашённая земля не принимает крови человека и даже никакого животного; так что, очевидно, не она, а преступивший человек причина смерти» 168 . – «Возбудив к себе зависть добродетелью, претерпел он (Авель) смерть и, став прообразом Владыки Христа, упоминается во веки веков» 169 ; а кровь Авеля, говорящая и по смерти его, стала непререкаемым свидетельством в пользу истины воскресения мёртвых 170 . – Вместо Авеля, у Адама и Евы родился третий сын, Сиф – (основание) 171 : «ибо от него распространяется остальной род человеческий до сего времени» 172 . «В (этом) Сифе, который по всему подобен был Адаму ( Быm. V, 3 ), представлено нам подобие Сына Божия, Который есть образ родившаго Его Отца, какь Сиф есть образ родившего его Адама» 173 . Нечестивое племя Каина Когда Каин сделался родоначальником особенного племени, то передал ему и своё нечестие и свои пороки. – Праправнук сына Каинова – Еноха, Ламех, первый показал пример многоженства. Он «взял себе двух жён, которых имена: Ада и Села. Отсюда получило начало многожёнство» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Глава 11 1 . Отворяй, Ливан, двери твои, и пусть пожрёт огонь кедры твои! 2 . Пусть рыдает сосна 163 , ибо упал кедр, ибо и величавые 164 весьма опустошены, рыдайте, дубы васанские, ибо посечена природная 165 дубрава. 3 . Голос плачущих пастухов (слышен), ибо опустошено приволье 166 их, голос рыкающих львов (слышен), ибо опустошено прибрежье 167 Иордана. 4 . Так говорит Господь Вседержитель: пасите овец, обречённых на заклание, 5 . Которых купившие убивают безжалостно, а продающие говорят: «Благословен Господь, мы разбогатели!» – и пастыри их нисколько не жалеют их. 6 . Посему и Я нисколько не пощажу жителей земли, говорит Господь 168 , и вот Я предам людей: каждого в руки ближнего своего и в руки царя своего, и поразят 169 землю, и не буду избавлять от руки их. 7 . И буду пасти овец, обречённых на заклание, в земле Ханаанской, и возьму Себе два жезла: один назову: «доброта», а другой: «вервь», и буду пасти овец. 8 . И погублю трёх пастырей в один месяц, и вознегодует 170 душа Моя на них, ибо души их зарыкали 171 на Меня. 9 . И Я сказал: не буду пасти вас: умирающее пусть умирает, и погибающее пусть погибает, а остающиеся пусть поедают каждое плоть ближнего своего. 10 . И возьму жезл Мой добрый 172 и отброшу его, чтобы расторгнуть завет Мой, который Я заключил со всеми народами. 11 . И расторгнется он в тот день, и узнают хананеи 173 – овцы, соблюдаемые для Меня, – что (это) слово Господне есть. 12 . И скажу им: «Если угодно вам, дайте Мне плату, или откажитесь (от неё)». И поставили Мне плату – в тридцать сребренников 174 . 13 . И сказал Господь мне: положи их в горнило и смотри: правильна ли оценка, какою оценён Я ими? И взял я тридцать сребренников и положил их в храм Господень в горнило 175 . 14 . И отверг Я второй жезл: «вервь», чтобы расторгнуть завет, который был между Иудой и между Израилем. 15 . И сказал Господь мне ещё: возьми себе снаряд пастушеский, неопытного пастуха. 16 . Ибо вот Я поставлю пастыря на земле: он погибающего не посетит, и потерявшегося не будет искать, и пораненного не исцелит, и здорового не направит, но лучшее мясо будет поедать и суставы их сокрушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

3 Возжаждала душа моя Бога Крепкого, Живого: когда приду в обитель Его и встану пред лицом Божиим? 4 Были слезы мои хлебом мне день и ночь, когда говорили мне всяк день, насмехаясь: «Где Бог твой?» 5 164 Вспомнил я это и излил пред самим собой душу свою: вот пройду я к месту обители дивной, до самого дома Божия, при криках радости и прославления, звуках праздничных! 6 Что прискорбна ты, душа моя? И что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославляю Его: «В Тебе спасение мое, Ты Бог мой!» 7 165 В смятение пришла душа моя, и я вспоминаю Тебя на земле Иорданской и Ермониимской, на горе Малой. 8 166 Бездна бездну призывает гласом пучин Твоих. Высокие воды Твои и волны Твои прошли надо мной. 9 Днем ниспошлет мне Господь милость Свою, и ночью вознесется к Нему песнь моя, молитва Богу, Владыке жизни моей. 10 167 Скажу Богу: «Ты Заступник мой, что забыл Ты меня? И что я хожу, сетуя, когда оскорбляет меня враг?» 11 Когда содрогались кости мои, враги мои поносили меня, говоря мне всяк день: «Где Бог твой?» 12 Что прискорбна ты, душа моя? И что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославляю Его: «В Тебе спасение мое, Ты Бог мой!» Псалом Давида, не надписан у евреев, 42. 1 168 Суди меня, Боже, и разреши тяжбу мою; от народа нечестивого, от человека неправедного и лукавого избавь меня! 2 Ибо Ты, Боже, крепость моя, – что отринул Ты меня? И что я хожу, сетуя, когда оскорбляет меня враг? 3 169 Пошли мне свет Твой и истину Твою; они наставят меня и введут меня на гору святую Твою и в обители Твои. 4 И пойду к жертвеннику Божию, к Богу, веселящему юность мою, и прославлю Тебя на гуслях, Боже, Боже мой! 5 170 Что прискорбна ты, душа моя? И что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославляю Его: «В Тебе спасение мое, Ты Бог мой!» Слава: 1 171 В конец, сынов Кореевых, в поучение, псалом, 43. 2 172 Боже, ушами нашими слышали мы, и отцы наши возвестили нам деяние, какое соделал Ты в их дни, дни древние. 3 173 Рука Твоя истребила племена, и укоренил Ты отцов наших; поразил Ты народы и изгнал их!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мф.9:16–17 .  Никто не накладывает заплаты из грубой ткани на старую одежду [или: «к старой одежде " ]. Ибо оторвет ее от одежды в целости, и разрыв будет еще худшим. И не вливают нового вина в мехи старые; иначе разорвутся старые мехи, и прольется вино, и мехи пропадут; но вино новое наливают в мехи новые, тогда будет в целости и то и другое». 168 . То, что Он говорит, значит следующее. Пока кто-либо не возрожден и, отложив ветхого человека, через Мои страдания (не) будет 169 облекаться в нового, до того времени он не может выносить более строгих предписаний поста и воздержания, чтобы через излишнее воздержание не утратить (той) веры, которую он, как кажется, еще имеет. А представил Он два примера: с одной стороны, ветхие и новые мехи, а с другой стороны -одежду. Кусок новой ткани и новое вино должны быть понимаемы в смысле заповедей Евангелия, которых не могут выносить иудеи, чтобы разрыв не сделался еще большим. Этого именно и хотели Галаты, т. е. хотели смешивать с Евангелием заповеди закона и вливать новое вино в мехи ветхие; но апостол говорит им: «О, несмысленные [или: «неразумные " ] Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине» ( Гал.3:1 ). Итак, слово Евангелия гораздо более должно быть влито в апостолов, чем в книжников и фарисеев, которые не могли сохранить чистоты заповедей Христовых. В самом деле, одно дело чистота девственной души, не запятнанной никакой заразой первоначального порока, и иное дело нечистота той души, которая подпала действию похоти во многих [грехах]. Мф.9:18–19 . Вот приступил один князь и кланялся Ему говоря: Дочь моя только что умерла; но приди, возложи на нее руку Свою , [или без: «Свою " ] «и она будет жива. И Иисус встал, последовал за ним и ученики Его». 170 Восьмым знамением был тот случай 171 , когда некто из высокопоставленных лиц просил поднять 172 от смертного одра дочь свою, не желая, чтобы она была отвергнута от участия в таинстве истинного обрезания; но вот подходит кровоточивая женщина и делается предметом восьмого исцеления, так что дочь князя, исключенная из этого числа, относится к девятому, согласно тому, что говорится в псалмах: «Эфиопия предупредит» [ простерет] »руку её к Богу " ( Пс.67:32 ) 173 и «Когда вступит полнота народов, тогда весь Израиль будет спасен» ( Рим.11:25–26 ). 174

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мягкий язык переламывает кость 166 . «Злое слово и добрых делает злыми, а доброе и злых превращает в добрых» (преп. Макарий Великий ) 167 . Не надо забывать, что и ты, и твои взбалмошные хозяева – члены одного тела Христа. Всем нам сказано: Будьте братолюбивы друг другу и с нежностью носите бремя друг друга! 168 . Это, конечно, требует постоянного самоотречения и терпения. Потому-то «путь Божий есть повседневный крест. Никто не входит на небо, живя прохладно. А из сего познается, что он под промыслом Божиим, когда Бог непрестанно посылает ему печали 169 . Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что они живут в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем 170 . Потому попускает Бог , чтобы святые Его искушаемы были всякою печалью, чтобы опытно изведали помощь Его и то, сколько промышляет о них Бог, потому что вследствие искушений приобретают мудрость» ( Исаак Сирин ) 171 . То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо 172 . «С радостью терпи то бесчестие, которое по Божьему усмотрению, а не по твоей воле постигнет тебя, и не смущайся и не питай ненависти к тому, кто бесчестит тебя» ( Исаак Сирин ) 173 . Будем помнить о великой награде, какую Бог обещал всем терпеливым: Как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (Откр.) 174 . Так всего лучше бороться с «пакостниками плоти», каким Господь попускает всегда тревожить нас, чтобы через то побудить нас видеть свою немощь, постоянно вопиять ко Господу о помощи и защите, смиряться через скорби, приобретать через испытания духовной мудрости и накоплять терпение, каким только и можно спастись в наше время. Ты сама говоришь, что в прошлом году в это же самое время ополчились на тебя хозяева, а потом утихли. А как ни трудно было тебе зимой, зато сколько раз благодарила Господа за то, что у тебя было уединение и свой угол. Это ведь далеко не всем теперь доступное благодеяние. Но если терпеть нет сил, то поищи что-либо другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010