После грехопадения наших прародителей аскетизм принял в роде человеческом “печать борьбы, то есть отрицания страстей и утверждения в добре”. Подвигоположником новозаветного аскетизма считается Сам Господь наш Иисус Христос, Который совершил великий искупительный подвиг. В Евангелии Он неоднократно указывал на необходимость труда самосовершенствования для достижения Царства Божия. Господь Иисус Христос и Его Апостолы благословили, или освятили аскетизм, дав ему при этом свое обоснование и особый отпечаток. Проповедь Христа и Его Апостолов свидетельствовала о том, что христианская жизнь есть постоянное нравственное совершенствование (Флп 3:12–15), что это совершенствование может осуществляться путем постничества, девства или нестяжательности (см. Мф 19:11–12,21; Мк 10:21; Лк 2:37; 1 Кор 7:8,25–28,32–34; Откр 14:1–4). Так как Царство Небесное, по слову Божию, достигается борьбою, напряжением и неослабным усилием воли, то аналогия борцов и атлетов с их аскетизмом была применена христианскими писателями к христианской жизни, в которой христианам является необходимость мужественно противостоять всем препятствиям, встречающимся на пути ко спасению. “Не знаете ли, — говорит святой апостол Павел, — что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (1 Кор 9:24–27). Здесь Апостол, по мысли профессора С. М. Зарина, имеет в виду двоякое понимание аскетизма, а именно: в телесном, или физическом, и в духовном, или нравственном смысле. Первыми христианскими аскетами были ученики Спасителя — святые Апостолы и их ближайшие преемники. Пример Христа и Апостолов, Приснодевство Богоматери составили евангельскую основу аскетизма. Если в раскрытии учения Священного Писания об аскетизме важное значение имела указанная аналогия атлетов, то на изображении аскетизма, которое мы находим в патрологической литературе, заметно и несомненно отразились некоторые черты философского воззрения по данному вопросу.

http://pravmir.ru/asketizm/

«Рассудилось и мне». По-видимому, написание Евангелия представляется ему собственным делом, делом его произволения. Но на самом деле, по признанию Церкви, им в этом руководил Святой Дух, и евангелист именно исполнял в этом случае таинственное внушение Духа. Затем, по-видимому, он приравнивает себя к тем «многим», о которых он только что сказал (стих 1). Но на самом деле, несомненно, он решил дать больше того, что дали «многие», иначе ему не нужно бы и приниматься за работу. «По тщательном исследовании всего сначала». Евангелист проверял все, что узнал из предания, показаниями тех лиц, которые принимали участие в описываемых евангельских событиях. Он начинает свое Евангелие не прямо с выступления Христа на проповедь , а гораздо раньше, с самого, так сказать, первоначала ( νωθεν). И действительно, в первых двух главах он изображает историю рождения Иоанна Предтечи и Господа Иисуса Христа. Наконец, он хочет говорить обо всем ( πσιν). Этой полнотой и обстоятельностью его Евангелие отличается от написанных раньше. Может быть, он имеет здесь в виду и Евангелие Марка, которое, – представляя собой воспроизведение рассказов апостола Петра, которые, конечно, как сказанные по известным случаям, не обнимали всего содержания евангельской истории, – точно так же отличается особенной краткостью и пропусками весьма важных разделов (например, истории детства Христа). «По порядку». Здесь можно видеть указание и на хронологический, и на систематический «порядок», но более все-таки евангелист этим оттеняет хронологическую последовательность в изложении евангельских событий. «Достопочтенный Феофил». См. «Повод и цель, место и время написания Евангелия». Лк.1:4 .  чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. «Чтобы ты узнал», т.е. узнал самым определенным образом ( πιγνς, ср. Мф.11:27 ; 1Кор.13:12 ). «Твердое основание» – непоколебимость ( σφλειαν). Здесь речь не о том, чтобы тогда возбуждалось сомнение относительно фактов евангельской истории со стороны их действительности или правильного освещения в предании, но о том, что учения ( λγοι – по-русски неточно: учение), которые усвоил Феофил, были бы представлены в их несокрушимой истинности. В самом деле, христианское учение основывается на истории и в истории же находит для себя подтверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Ц.Б., когда апостолы «исполнились ... Духа Святого» ( Деян. 2 ). С того дня, дня ⇒ Пятидесятницы, Ц.Б. охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую ⇒ Церковь Христову, которая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими. В Церкви, которая есть Тело Христово, воплощается Ц.Б. Внутри нее исчезают все нац., религ. и социальные различия ( Гал. 3:28 ). Поскольку Христос – поставленный Богом Царь Ц.Б., то это Царство по праву называется Царством Христа ( 2Петр. 1:11 ). Верующий в Христа введен в Его Царство ( Кол. 1:13 ), где торжествуют «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Подданные этого Царства еще живут в мире (см. Ин. 17:15 ), но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству ( Флп. 3:20 ; Кол. 3:1–3 ); 3) ГРЯДУЩАЯ ПОЛНОТА ЦАРСТВА БОЖИЕГО. Присутствие Ц.Б. пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Ц.Б. установится в силе и славе. Здесь следует различать два аспекта: а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророч. предсказания (напр., Ис. 2:2–4 ; Ис. 11:6–9 ; Зах. 8:13.20–23 ). На основании Свящ. Писания можно говорить о ⇒ тысячелетнем царстве ( Откр. 20:1–6 ). В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин «наследовать» Его Царство ( Мф. 25:31–46 ). Нельзя относить библ. высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11:15 ); б) земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою цар. власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными ( 1Кор. 15:24 ). Тогда Ц.Б. достигнет своей полноты. Когда будут одолены все враги Божьи, и как последний из них – смерть ( 1Кор. 15:26 ), Иисус исполнит предназначение Своей цар. власти. ⇒ Приход Царства Божиего на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3 . И в радости будете почерпать воду из источников спасения, Если мы вспомним угрозы пророка Ис. 3:1 : „У Израиля отнято будет.... всякое подкрепление водою“; и Ис. 8обличение: „что народ пренебрегал водами Силоама“, т. е. вечно живым источником слова Божия, – то для нас яснее раскрывается смысл настоящего пророчества. Когда народ воскликнет: Господь Бог спасение мое и упование мое,-тогда для него откроется тот животворный источник, который утолит жажду души его и обратить печаль в радость. Это исцеление сердца, о котором позже говорит Иеремия XXXI, 33–34; это крещение Духом Святым, о котором говорил и Иоиль ( Иоил. 2:26–32 ) и Креститель Иоанн ( Мф. 3:11 ) и рождение от Духа, о котором говорил Сам Господь ( Ин. 3:5 ) и вечный источник, напояющий живущих, на что указал опять Сам Господь, „говоря о Духе, которого имели принять верующие в Него“ 668 . Воды Силоама, тихие воды, воды Господни, – противополагались бурным водам языческим 669 . Они были символом ветхого завета, дарующего человеку тихое спокойствие, но не дарующие еще ему вечного счастья. Только источник воды живой, текущий в жизнь вечную, напояет вполне душу человеческую; а источник этот дарован лишь Иисусом Христом, принесшим в мир истину и благодать ( Ин. 1:18 ) и прощение, и освящающий человека и человечество Духом Святым и творящий нового человека. См. Ин. 2:14, 6:35, 15:26 ; 2Кор. 5:17 ; Гал. 6и мн. др. 4. и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. 5. Пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле. В главе XI, как мы видели, говорилось о собрании вкупе Израиля и язычников, т. е. всех народов, для участия в царстве Божием, под главенством „Отрасли от корня Иессеева, на Котором Дух Господень“. Глава XII есть пророческий возглас хваления совершившагося; радостный гимн, раздающийся уже не в одной Палестине, а по всей земле. Заметим, что призывание к славословию Иеговы всех народов земли встречается не только во Второзаконии 670 , но еще в книгах Паралипоменон, где записан Псалом „данный Давидом чрез Асафа и братьев его“ по случаю перенесения ковчега во град Давидов 671 . „Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела его“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Деян.8:4 .  Между тем рас­сеяв­шиеся ходили и бла­го­ве­с­т­вовали слово. «Рассеявшиеся», т.е. от гонения иерусалимского, верующие с успехом использовали новые условия своего положения, благовествуя о Христе в новых местах. Ниже замечается ( Деян.11:19 ), что они таким образом распространили Евангелие Христово даже до Финикии, Кипра и Антиохии, оправдывая мудрое замечание позднейшего церковного писателя: «кровь мучеников – семя христиан...» ( Тертуллиан ). Деян.8:5 .  Так Филипп при­шел в город Самарийский и про­поведовал им Христа. «Филипп», упоминаемый здесь и далее, не есть один из 12 Апостолов, а один из диаконов. Апостолы, как было нарочито упомянуто выше, не покидали в это время Иерусалима. Непонятно было бы также и послание Апостолов Петра и Иоанна в Самарию, упоминаемое в Деян.8:14 , если бы Филипп здесь был апостол из 12. Наконец, о диаконе Филиппе заставляет думать здесь и одно дальнейшее место Деяний, где о нем упоминается, как о благовестнике, одном из 7 диаконов ( Деян.21:8 ). Так думают посему и Златоуст и Феофилакт. «Пришел в город Самарийский...» Из дальнейшего видно, что Филипп имел в Кесарии (Стратоновой, см. прим. к Деян.8:40 ) дом и семейство ( Деян.21:8 ), и, очевидно, и направлялся туда, с успехом потрудившись на пути, в Самарии. Из Самарии он, исполнив здесь все предназначенное, продолжал путь свой далее – в Кесарию, где, как видно, и оставался до времени ( Деян.8:40 ). Названия самого города самарийского дееписатель не указывает. Может быть, это был главный город страны – Самария, переименованная Иродом в Севастию, или другой значительный город самарийский – Сихем, где Господь Сам посеял некогда первые семена Своего учения, обещав иному жатву ( Ин.6 ). Деян.8:9 .  Находил­ся же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед­ тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. О Симоне волхве Иустин мученик (сам природный самарянин из Сихема) говорит, что он был родом из самарянского селения Гитты или Гиттона. Волхвом он был не в том лучшем смысле, в каком именовались так персидские мудрецы, приходившие на поклонение к Младенцу Иисусу ( Мф.2:1 ), а в смысле просто чародея, фокусника, колдуна. Ослепленный успехами своих чар и искусства, он выдавал себя за кого-то великого, еще более изумляя и привлекая к себе темный народ, который видел в нем «силу Божию великую» – η δναμις το Θεο η μεγλη. Это выражение отчасти напоминает язык несколько позднее развившегося гностицизма, с его учением об эонах, как силах, истекающих из полноты (плиромы) божества. За одну из таких сил мог выдавать себя и быть признан народом и Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из 279 известных гомилий этого церковного дидаскала на языке оригинала (греческом) сохранилась всего 21 проповедь. На первое место по сохранности оригинального текста следует поставить “Проповеди на книгу пророка Иеремии”: две греческие рукописи (XI–XII и XVI вв.) позволяют вполне обстоятельно ознакомиться со стилем и методом Оригена-проповед­ника. До нас дошли 20 гомилий на греческом и еще 2 в латинском переводе блаженного Иеронима из этого сочинения 11 . Произнесены эти проповеди были приблизительно в 240–242 гг. в Кесарии перед прихожанами храма, в котором Ориген служил священником (иногда он произносил проповеди и в других городах). В данных “Проповедях” нашли отражение как существенные черты экзегезы александрийского мыслителя, так и мно­гие характерные моменты его миросозерцания. В частности, исходя из того, что Священное Писание является богодухновенным, Ориген полагает, что смысл Писания, раскрываемый толкователем, также должен быть достойным Бога (XIII,1); а это предполагает, что раскрываемый смысл не может не быть “душеполезным”, а в качестве такового он естественно напитывает человека “духовной пищей”. Отсюда вытекает требование того, что экзегету следует преисполниться чувством глубокой ответственности и всегда помнить, что каждая йота и каждая черта (см. Мф 5:18) Священного Писания преисполнены Премудрости Божией (лат. II,2: ne unum quidem apicem habere vacuum sapientia Dei), стремясь сделать доступной эту Премудрость для читателей 12 . Сам Ориген постоянно старался осуществить этот экзегетический принцип в своих творениях, в том числе и в рассматриваемых “Гомилиях”. Кроме того, уже став пресвитером, он не переставал быть дидаскалом, преподавая своей пастве высокие истины христианского вероучения и раскрывая их сокровенный смысл 13 . Например, по поводу Иер 4:3 (распашите себе новые нивы) он замечает, что эти слова сказаны “научающим”, которые должны до того, как вверять слушателям священные глаголы Писания, “распахать” их души, а после этого уже сеять в них “святые семена”, то есть учение о Святой Троице, о воскресении, о наказании грешников и вечном покое святых, а также говорить о всех книгах Священного Писания (то есть преподавать им “исагогику”; V,13). Такое “распахивание целины” души связано с обращением и покаянием слушателей, c отвержением ими своих прошлых прегрешений и вступлением их на узкий и тесный путь истинной Жизни (XX,6).

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Особо тяжело переживал Патриарх Алексий вмешательство Константинопольской Церкви в жизнь приходов Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и переход в Константинопольскую Церковь тех священников, которых он рукополагал и с которыми у него были всегда очень теплые отношения. Знаю, что однажды Патриарх Алексий с горечью воскликнул: «Неужели, если бы я оставался митрополитом в Эстонии, эти священники ушли бы от меня?!» В это ему было трудно поверить. Порой мы легко соглашаемся с тем, что священники, епископы и патриархи – тоже люди, и стало быть, и устают, а порой и недомогают, но случись нам получить от них отказ принять нас в неурочное время, мы возмущаемся и слушать не хотим о какой бы то ни было их усталости или недомогании. Как-то Лидия Константиновна, многолетний секретарь митрополита, а затем и Патриарха Алексия, рассказала: – Когда митрополит был управделами Патриархии, часто задерживался в кабинете допоздна: было много работы. Однажды он, так же задержавшись допоздна, уже собрался уходить, и тут я захожу к нему в кабинет и говорю: «К Вам епископ такой-то». Владыка мне раздраженно: «Так ведь никого не было записано на прием». – «Да, никого, – соглашаюсь я и добавляю: – но очень просит». Владыка расстроился и, ни слова не говоря, пошел и лег на диван. Через пару минут захожу и спрашиваю: «Ну, что сказать епископу? Он ждет». И к моему удивлению вижу: владыка опять сидит за столом и бодрым голосом говорит мне: «Давай зови его скорей». И как тут не вспомнить евангельскую притчу о двух сыновьях, один из которых сказал отцу: «Иду, отец» – и не пошел, а другой сказал: «Не пойду», но потом раскаялся и пошел (см.: Мф. 21: 28–30). В этом преодолении себя, пожалуй, и есть вся суть духовной жизни, начиная от мирянина и кончая патриархом. Рейтинг: 10 Голосов: 1676 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 11 декабря 2019, 13:21 Какой хороший очерк о нашем патриархе и поучительный. Упокой,Господи,душу усопшего раба Твоего,нашего патриарха AлekcuяII и святыми его молитвами спаси и помоги нам грешным! Аминь!

http://pravoslavie.ru/126088.html

«Родила Сына...». Из того, что Мария не пользовалась ничьими услугами при этом, а Сама спеленала Младенца, конечно, согласно обычаю, прежде омыв Его и осолив солью ( Иез.16:4 ), святые отцы заключают, что разрешение для Нее не сопровождалось обычными для рождающих женщин болями. «Первенца» (см. Мф.1:25 ). «В ясли». Из этого упоминания о яслях, куда кладется корм для скота, видно, что Пресвятая Дева с Иосифом поместились в загоне для скота, при гостинице 6 . Помещения в этой последней оказались все заняты, в общей же комнате им останавливаться было неудобно ввиду с часу на час ожидавшегося разрешения Марии. Согласно древнему преданию, этот загон был устроен в пещере ( Иустин Философ . «Разговор с Трифоном иудеем», 78, 5; Ориген , «Против Цельса», I, 51), которая находилась не в самом городе, а близ него. Над этой, указываемой преданием, пещерой царица Елена устроила храм в честь Богородицы Марии. Лк.2:8 .  В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Лк.2:9 .  Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. Лк.2:10 .  И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Лк.2:11 .  ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; Лк.2:12 .  и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. «B той стране». Как видно из некоторых мест Талмуда, Мессия, по верованию иудеев, должен был появиться в «башне стада», которая находилась близ города Вифлеема, по дороге к Иерусалиму. Стада, которые паслись здесь, назначались для храмовых жертв, а, следовательно, пастухи, которые стерегли их, не были обыкновенными пастухами. Эти стада паслись круглый год, потому что о них говорится, что они бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т.е. в феврале, когда дожди в Палестине бывают весьма значительными. Понятно, что эти пастухи, как стоявшие в некотором отношении к храму, знакомы были с идеей Мессии и ожидали Его не менее пламенно, чем другие иудеи. Быть может, в том обстоятельстве, что Ангел возвещает о рождении Мессии прежде всего этим пастухам, сказывается особое дело Промысла: пастухам дается знать, что отныне наступает время, когда им уже не нужно будет гонять в храм животных для заклания, что теперь грехи всего человечества берет на Себя родившийся Мессия, Который однажды принесет навсегда удовлетворяющую Божественному Правосудию жертву...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Старец не был образованным человеком, но имел богатые духовные познания, или, иначе говоря, он вкусил благодати Духа Святого. Его слова были просты, как, впрочем, и сам он, но когда он говорил, тот, кто имел уши слышать (см.: Мф. 11: 15), таинственным образом проникался уверенностью, что через него говорит само Предание Церкви. Ему подошли бы слова святого апостола Павла: «И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2: 4–5). Батюшка вселял мир в сердце каждого, кто стучался в дверь его кельи. Румыны, греки, русские, болгары и другие, приезжавшие из самых неожиданных уголков мира, миряне и монахи, получали ответы на свои самые глубинные, экзистенциальные вопросы, получали совет и помощь в том, как познать глубины своего сердца, обретали покой. Старец не уподоблялся мудрецам «мира сего» и не имел, собственно говоря, «учения» как такового, он говорил по потребности каждого. Однако, каким знали и понимали его мы, у нас в сердце отложились три вещи, которые он словом ли, жизнью ли своей деликатно предлагал перед теми, кто приходил к нему в жажде услышать «глаголы жизни вечной» (Ин. 6: 68); и эти три суть следующие: послушание, терпение в скорбях и смиренномудрие. Отец Дионисий говорил нам, таким образом, о послушании. Послушание монаха – это не просто дисциплина или черствое установление и не воинское подчинение. Квинтэссенция его подвига заключается в том, чтобы пытаться вникнуть в дух старца и усвоить его себе, зная, что только так, отсекая собственную волю и исполняя волю своего духовного отца, он познает на самом деле волю Божию. Батюшка часто говорил нам, что когда он совсем юным пришел на Святую Гору, он учился тому, чтобы всегда воспринимать слово старца как слово Божие, не допытываясь и не ставя его под сомнение. Учась этому образу монашеской жизни, он достиг того, что чувствовал такую полноту в душе, что во всю свою жизнь не просил для себя ничего – потому что всегда чувствовал себя в довольстве.

http://pravoslavie.ru/54941.html

Четвертое крещение – это крещение народа Иоанном, которого мы, вот, встретим завтра. Оно было вводным и вело крещеных к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Я , – говорит святой Иоанн Креститель, – крещу вас в воде, но Идущий за мною будет крестить вас Духом Святым и огнем (ср.: Мф. 3: 11). Итак, Иоанн водою предочищает людей к принятию Духа. Пятое Крещение – это Крещение Господа, Христа Спасителя, им крестился Он Сам. Крестился не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что усвоил Себе мое очищение, очищение всех нас, чтобы стереть главы змиев в воде (ср.: Пс. 73: 13), чтобы потопить грех, погребсти в воде всего ветхого Адама, освятить Крестителя, святого Иоанна, дабы он исполнил Закон, открыл тайну Троицы, подал нам пример и образец и мы тоже крестились. Мы крестимся совершенным Господним крещением – водою и Духом. Говорится, что Христос крестит огнем, потому что Он излил благодать Святого Духа на святых апостолов в виде огненных языков, как говорит Сам Господь: Иоанн крестил вас водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым и огнем (Деян. 1: 5), – так говорил Спаситель Своим апостолам после Воскресения. Шестое крещение – это крещение в покаянии и слезах, которое действительно тяжело. Шестое крещение – это крещение в покаянии и слезах. Седьмое – кровью и мученичеством, которым крестился Сам Христос вместо нас Седьмое крещение – это крещение кровью и мученичеством, которым крестился Сам Христос вместо нас. Оно досточестно и блаженно, поскольку уже не оскверняется позднейшей нечистотой. Восьмое и последнее крещение не является спасительным, но, с одной стороны, истребляет злобу – ибо злоба и грех более не правят, а с другой стороны, наказывает бесконечно. Это крещение огнем вечным, после всеобщего Суда . Мы исповедуем крещение во оставление грехов, в жизнь вечную. Крещение указывает на смерть Господа. Таким образом, крещением мы погребаемся вместе с Господом, как говорит божественный апостол (см.: Рим. 6: 4). Как один раз произошла смерть Господа, так же один раз должны креститься мы. Есть определенные секты, в которые если кто-нибудь входит, его крестят во второй раз. Они совершают очень большой грех.

http://pravoslavie.ru/136742.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010