Поэтому в Евангелии мы нигде не встретим осуждение воинской службы. Ещё до выхода Господа Иисуса Христа на общественное служение Великий Пророк, Предтеча и Креститель Его Иоанн советовал приходящим к нему воинам не бросать службу, а быть честными при исполнении своих обязанностей: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» ( Лк.3:14 ). Когда же к Самому Спасителю подошёл Капернаумский сотник, Он не призвал его оставить воинскую службу как дело небогоугодное, но исполнил его просьбу об исцелении слуги и даже поставил его в пример иудеям (см.: Мф.8:5–13 ; Лк.7:1–10 ). Более того, излюбленное пацифистами евангельское выражение о том, что «все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:52 ), на самом деле вовсе не свидетельствует в пользу непротивленчества. По очень верному полемическому истолкованию А.А. Керсновским этих слов, Господь наш Иисус Христос говорит здесь лишь о том, что все, взявшие меч, погибнут не от какого-нибудь стихийного бедствия, или болезни, или от огня небесного, а погибнут именно от меча: «Но для того, чтобы они погибли от меча – надо сразить мечом – прибегнуть к справедливой войне» 129 . В книге Деяний Апостольских повествуется о другом сотнике, офицере Италийского полка Корнилие (см.: Деян.10 ), который, по явлении к нему Ангела, просил апостола Петра прийти к нему для научения в вере Христовой. Сам Пётр отправляется в Кесарию Палестинскую в дом сотника после особого Божественного видения, где стал свидетелем получения всеми слушающими его проповедь даров Святого Духа, после чего крестил их всех. Если бы апостол был уверен в несовместимости воинской службы с христианской верой, то в своей речи он обязательно бы об этом упомянул, но ничего подобного не произошло. О том, что воинское служение не осуждается Иисусом Христом и святыми апостолами, можно заключить и из широкого употребления в Священном Писании воинских образов борьбы и победы 130 , перечисления воинских доспехов и оружия как примера для лучшего понимания сути евангельского учения (см., например, Рим.13:12 ; 1Кор.9:7 ; 2Кор.6:7; 10:3–6 ; Еф.6:11–7 ; 1Фес.5:8 ; 2Тим.2:4 ). Хотя подобные выражения в Новозаветных текстах следует понимать в духовном, переносном смысле, но из этого нельзя и заключить об однозначном запрете ведения войны и несения воинской службы христианам. Двухтысячелетний опыт экзегезы, по мнению одного из современных авторов, по-прежнему «даёт основания христианам сомневаться, когда речь заходит о „пацифизме“ (не в этимологическом, а в самом что ни на есть современном смысле этого слова) Евангелия» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26,15; 33,20). 54 распространишься... населит. Пророчество об умножении народа Божиего; дети Божий верующие во Христа появятся в тех городах (странах), где прежде было духовное опустошение. 54 посрамление юности твоей. Египетское рабство и сорокалетнее блуждание по пустыне. о бесславии вдовства твоего. Вавилонское пленение. 54 Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. Искупитель... Святый Израилев. См. ком. к 41,14. Богом всей земли. См. ком. к 50,1–3. скорбящую... отвержена. Подразумевается ассирийское и вавилонское пленение. 54 воды Ноя. Во дни потопа Господь обновил Свой завет с сотворенной Им вселенной ( Быт. 9,1–17 ). не гневаться... не укорять. Подчеркнутое отрицание выражает безграничную верность Бога народу завета. 54 Горы... холмы. Обязательства Бога перед Своим заветом милости превосходят Его обязательства перед заветом творения (51,6; ср. Пс. 45,3.4; 113,4.6 ). милость... завет мира. Этот вечный завет предвещает служение Иисуса Христа (42,6; 53,5). 54 Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Эти слова относятся как к верному остатку народа Божия («дочери Сиона»), так и к новозаветной Церкви. на рубине... из сапфиров. В этих метафорах Исаия изображает несравненную красоту и славу Сиона, избранного Богом Своим городом (ср. Откр. 21,19 ). 54 наследие. Обетования завета. Глава 55 55 Жаждущие... у которых нет серебра. Речь идет о людях, ищущих и жаждущих правды Божией, т.е. мира с Богом ( Втор. 8,3 ; Пс. 41,3; 62,2 ; Притч. 9,5.6 ; Мф. 5,6 ; Ин. 4,10.11;7,37.38;0 ткр.21,6; 22,17). все. Это обращение, в котором отражается всеобъемлющий смысл рассматриваемых пророчеств, непосредственно связано с содержанием предыдущей главы (ст. 13,17). к водам. Говоря о новом веке спасения и царстве милости Божией, Исаия нередко прибегает к метафоре живительной влаги (см. ком. к 1,30). нет серебра... покупайте. Смысл этого парадокса в том, что для верующих, которые жаждут спасения, оно является свободным даром (52,3; Втор. 8,3 ; Рим. 6,23 ). вино и молоко. Символы изобилия и довольства. 55 завет вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2. Бог есть любовь    Приступая к изложению суждений о любви и самолюбии с религиозной точки зрения, мы считаем необходимым дать насколько возможно ясное понятие о Боге, Который есть вечное Бытие, Жизнь и единственный Источник жизни, Первопричина всякого бытия во вселенной. При этом мы не будем возбуждать вопроса о бытии Божием вообще, а потому и доказательств бытия Его не будем приводить, ибо самое бытие и жизнь всего существующего во вселенной служит явным доказательством существования Бога – Источника жизни. Кроме того, Божественное Откровение и вера в бытие Божие всех народов мира служат несомненным доказательством этого – разве только безумный скажет, что «нет Бога» (Пс. 13:1, 52:2).    Мы постараемся изложить здесь самые доступные разуму понятия о Божестве, Его жизни и свойствах, заимствованные нами из книг Божественного Откровения и учения Свв. Отцов.    Нам кажется, что самое верное, доступное для человека богопознание могут дать нам имена Божии, которыми Он именуется в писаниях свв. пророков и особенно во Св. Евангелии Христа Спасителя, ибо Евангелие есть слово воплотившегося Сына Божия, Который говорит: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть» (Мф. 11:27). И еще: «Бога никто не видел нигде, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).    Однако же Святая Церковь Христова исповедует, что и через пророков говорил Дух Божий и Слово Его по воле Отца Бога. А потому и через пророков данное богопознание так же истинно, как истинно боговедение, принесенное человечеству Сыном Божиим, Иисусом Христом.    Имена Божии, если человек стремится познать Бога, имеют важное значение, потому что в них выражаются свойства жизни непостижимого для нас Существа Божия.    Правда, относительно Божества мы должны помнить, что никакое наименование Его не может полностью выразить Существа Его и свойств жизни Его. Тем не менее человечество – особенно свв. пророки и другие угодники Божии – по внушению Духа Святого, давало Ему имена, сообразные проявлениям свойств и совершенств жизни Его. Кроме того, Сам Бог открывал свойства Своей жизни человеку, давая им понятные наименования. Так, говоря с пророком Моисеем, Бог назвал Себя словом «Сый», т.е. «Сущий» (Исх.3:14); пророку Исаии было сказано то же (см. Ис. 1:24). Бог именовал Себя Премудростью, Разумом, Всемогущим (см. 1 Цар. 1:11), Творцом всего сущего (см. Быт. 1и далее), Господом разумов (см. 1 Цар. 2:3). Кроме того, Бог называл Себя словом «Элогим» (Быт. 1:1), что значит могущественный, достопоклоняемый; «Эльшаддай» (Быт. 17:1) – сильный, крепкий; «Иегова» (Исх. 3:14—15) – вечный; «Адонаи» (Быт. 15:2, 8; Втор. 3:26) – Господь, Судья, Управитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2625...

Приступая к изложению суждений о любви и самолюбии с религиозной точки зрения, мы считаем необходимым дать насколько возможно ясное понятие о Боге, Который есть вечное Бытие, Жизнь и единственный Источник жизни, Первопричина всякого бытия во вселенной. При этом мы не будем возбуждать вопроса о бытии Божием вообще, а потому и доказательств бытия Его не будем приводить, ибо самое бытие и жизнь всего существующего во вселенной служит явным доказательством существования Бога - Источника жизни. Кроме того, Божественное Откровение и вера в бытие Божие всех народов мира служат несомненным доказательством этого - разве только безумный скажет, что нет Бога (Пс. 13:1; 52:2). Мы постараемся изложить здесь самые доступные разуму понятия о Божестве, Его жизни и свойствах, заимствованные нами из книг Божественного Откровения и учения Свв. Отцов. Нам кажется, что самое верное, доступное для человека богопознание могут дать нам имена Божии, которыми Он именуется в писаниях свв. пророков и особенно во Св. Евангелии Христа Спасителя, ибо Евангелие есть слово воплотившегося Сына Божия, Который говорит: Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть (Мф. 11:27). И еще: Бога никто не видел нигде, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18). Однако же Святая Церковь Христова исповедует, что и через пророков говорил Дух Божий и Слово Его по воле Отца Бога. А потому и через пророков данное богопознание так же истинно, как истинно боговедение, принесенное человечеству Сыном Божиим, Иисусом Христом. Имена Божии, если человек стремится познать Бога, имеют важное значение, потому что в них выражаются свойства жизни непостижимого для нас Существа Божия. Правда, относительно Божества мы должны помнить, что никакое наименование Его не может полностью выразить Существа Его и свойств жизни Его. Тем не менее человечество - особенно свв. пророки и другие угодники Божии - по внушению Духа Святого, давало Ему имена, сообразные проявлениям свойств и совершенств жизни Его. Кроме того, Сам Бог открывал свойства Своей жизни человеку, давая им понятные наименования. Так, говоря с пророком Моисеем, Бог назвал Себя словом Сый, т.е. Сущий (Быт. 14:22; Втор. 4:39; 32:39); пророку Исаии было сказано то же (см. Ис. 1:24). Бог именовал Себя Премудростью, Разумом, Всемогущим (см. 1 Цар. 11:3), Творцом всего сущего (см. Быт. 1:1 и далее), Господом разумов (см. 1 Цар. 11:3). Кроме того, Бог называл Себя словом Элогим (Быт. 1:1), что значит могущественный, достопоклоняемый; Эльшаддай (Быт. 17:1) - сильный, крепкий; Иегова (Исх. 3:14-15) - вечный; Адонаи (Быт. 15:2, 8; Исх. 24:9; Втор. 3:26) - Господь, Судья, Управитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2324...

В последнем случае она совершается после вечерней службы. В ее состав входят 1 кафизма, тропарь, гимн (  ) и диаконская ектения (  ) (см.: Ibid. P. 200-202). Литургический год В В.-с. о. сохранился древний тип календаря, продолжительность года в к-ром составляет 364 дня, а ошибка по отношению к астрономическому году компенсируется при помощи вставки дополнительной недели один раз в 7 лет. Поскольку 364 - число, кратное 7, в таком календаре каждый праздник привязан к конкретному дню недели, а весь год разделен на неск. 50-дневных периодов (по 7 седмиц в каждом). Календари такого типа имели распространение в межзаветный период ( Vanderkam. 1979), а впосл. почти повсюду были забыты. В практике В.-с. о. год делится не на 7, а на 9 периодов, более продолжительные из к-рых длятся от 6 до 8 недель, более краткие - от 1 до 4. Период Благовещения (  ) начинается за 4 недели до Рождества Христова и продолжается еще 2 недели после того. Его основные темы: Благовещение, пророчества о пришествии Мессии, Рождество Христово и исполнение ветхозаветных пророчеств. В 1-е воскресенье вспоминается Благовестие Захарии (на литургии читается Лк 1. 5-26), во 2-е - Благовещение Пресв. Девы (Лк 1. 26-38), в 3-е - Посещение прав. Елисаветы и Рождество Предтечи (Лк 1. 39-80), в 4-е - Откровение прав. Иосифу (Мф 1. 18-25). Хотя период в целом не носит покаянного характера, Рождественский пост начинается с 1 дек. и продолжается до дня праздника (Гавриил из Басры (кон. IX в.) называет его «постом Моисея»). На Рождество Христово (25 дек.) совершается продолжительное бдение. В 1-е воскресенье после Рождества вспоминается поклонение волхвов, бегство в Египет и избиение вифлеемских младенцев (читается Мф 2. 1-18), а во 2-е - Обрезание Господне, Сретение и пребывание Отрока Иисуса в храме среди учителей (Лк 2. 21-52). Отличительным признаком начала этого периода является пение особого «царского антифона» на вечерней службе - «Бог Слово» (    ). В последнее воскресенье периода Благовещения на утренней службе начинают петь песнь Симеона «Ныне отпущаеши».

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

Галина И. 27 августа 2023, 00:13 3. христиане получают укрепляющую Божью благодать, а атеисты, отступники, хулители имени Божьего- нет. Бунт человеческих страстей и похотей достигает своего максимализма, когда совесть таких людей как со- Весть от Бога сжигается. Свято место пусто не бывает: вместо справедливости, предписанной Христом Богом, в их душах воцаряется приятие «справедливости» антихриста и уверенность в ней. " Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше! " (Вт.11,16). «Боже, царя храни!.. Перводержавную, Русь православную, Боже, храни!.. Воинство бранное, Славой избранное, Боже, храни!.. Мирных воителей, Правды блюстителей, Боже, храни! Жизнь их примерную, Нелицемерную, Доблестям верную Воспомяни!»(Вас. Жуковский). Галина И. 26 августа 2023, 23:52 2. Вхождение свое в душу Божественная правда свидетельствует Христовым миром " (Свт. Игн. (Брянчанинов).Эта справедливость как «социальное проявление любви» четко выражена в сцене «страшного суда, разделяющего «овец от козлов», воздающая каждому по его делам» (Вл. Соловьев; см. Мф.25:31-46). Статьи же судимости по Божественному Кодексу- выполнение//невыполнение евангельского «золотого правила»: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7,12). Любовь к Богу и ближнему- универсальная Божья заповедь, общая для всех мировых религий и отраженная во многих международных документах, в т.ч. и на Западе. Но для ее достижения Галина И. 26 августа 2023, 23:48 1.Спасибо! Справедливость -в различных аспектах понятие общечеловеческое. Но что есть христианская справедливость? Свт. Вас. Великий говорит, что «справедливость есть настроенность души воздавать за все по достоинству " , а достичь этого трудно: " по недостатку разумения одних и по обладанию человеческими страстями других " . «Откуду есть пошла русьская земля», т. е. русский народ, с его настроенностью к Божественной справедливости? – Его создало Крещение Руси, духовная культура и литература, расцвет которой приходится на XIVb. «Истина есть слово Божие – Евангелие; Истина – Христос. Познание Истины вводит в душу Божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую.

http://pravoslavie.ru/155627.html

Иисус несколько раз повторяет: Я есм. хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 35; ср. стт. 48. 51). Поначалу такие слова Иисуса еще допускают расширительное или образное толкование: Он — Учитель истины и нужно слушать Его учение. Однако и это вызывает ропот (6, 41-42). Но затем Христос произносит слова, которые прямо указывают на Него как на саму Истину, само Слово, которое нужно вкусить и принять, и никак иначе: 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... 53 если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (6, 51. 53-56). В ответ слышится уже не просто раздражение, а «праведный» гнев по поводу «богохульства»: Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (6, 52) Беседа о хлебе жизни имеет место задолго до последней Пасхи Иисусовой, но уже здесь отчетливо просматривается евхаристическая тема. Тут уместно очередное сравнение с Синоптической традицией. Ведь именно с ней связана форма Евхаристии, которая закрепилась в церковной литургической практике. В Синоптических Евангелиях говорится, как на Тайной Вечере, точнее, после Вечери (см. Лк. 22, 20) Христос произнес слова о Теле и Крови, ставшие литургической формулой: 26 Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... 27 ...Пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28 и пар.). В Евангелии же от Иоанна повествование о Тайной Вечере содержит главным образом изложение пространной беседы Иисуса с учениками (Ин. 13–17) и Его Первосвященнической молитвы, без прямого упоминания евхаристических слов . Но зато слова о хлебе жизни в Ин. 6 имеют прямое и непосредственное отношение к Евхаристии.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. 1917. 16133. С. 1. Цит. по изд.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/сост. М. А. Бабкин. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2008. С. 476. Можно заметить, что архиепископ Андрей (Ухтомский) был канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в 1981 году. Протоиерей Философ Орнатский канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году. Ахеронт или Ахерон — в греческой мифологии название реки, через которую души мертвых безвозвратно попадали в подземное царство Аида. Адамович Г. В. Василий Алексеевич Маклаков. Париж, 1959. Цит. по изд.: Религия и Церковь в Сибири: Сб. науч. ст. и документальных материалов. Вып. 11. Тюмень, 1998. С. 60–63. Константин (Зайцев), архимандрит. Чудо Русской истории, 2002. С. 266. Цит. по изд.: Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX века — 1918 г.). Исследования и материалы. М., 2011. С. 606. Польской М., протопр. Новые мученики Российские. В 2 т. Джорданвилль, 1949–1957. 2-е репр. изд. М., 1994. Т. 1. С. 260. Мф. Гл. 10. Ст. 38–39. Дневники Императора. Т. 2. Ч. 1. С. 53; Ч. 2. С. 189. Древнерусские княжеские жития/подготовка текстов, пер. и коммент. В. В. Кускова. М. 2001. С. 65, 66. Мф. Гл. 26. Ст. 52–54. Подробнее см.: Федоров Г. П. Собр. соч. В 10 т. Т. 8. Святые Древней Руси. М., 2000. С. 16–27; Древнерусские княжеские жития/подготовка текстов, пер. и коммент. В. В. Кускова. М. 2001. С. 44–70, 91–131. Юсупов Ф. Ф. Конец Распутина. Воспоминания. Париж, 1927. Цит. по изд.: Григорий Распутин. Сб. исторических материалов. В 4 т. Т. 4. М., 1997. С. 213. Чтобы перечислить примеры оскорблений Императорской четы, потребуется отдельная книга. Приведем один пример. В марте 1917 года член Государственной думы от фракции правых (позднее беспартийных) епископ Енисейский и Красноярский Никон (Бессонов) в речах неоднократно именовал свергнутого Императора Николая II «Иродом, упивавшимся вином», а Императрицу, мать пятерых детей, ни много и ни мало как «беснующейся Иродиадой». Его речи были опубликованы в епархиальной прессе. С «зарей свободы» многие «потеряли голову». Пример владыки Никона — пример крайности, но по-своему показательный. В июле 1917 года владыка снял с себя сан и монашество, обвенчавшись с бывшей ученицей подведомственного ему духовного заведения, скандал об отношениях с которой разгорелся еще до революции. После свадьбы жена бывшего владыки была убита. После этого в конце 1917 года бывший архиерей возглавил Министерство исповеданий Украинской Рады и подрабатывал в газетах театральным критиком. См.: Енисейская церковная нива. 1917. 3. С. 20–22; Забайкальские епархиальные ведомости. 1917. 9/10. С. 309–310. Цит. по изд.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/сост. М. А. Бабкин. Изд. 2-е испр. и доп. М., 2008. С. 292–293.

http://pravmir.ru/posle-2-marta-romanovy...

Вот почему и святой апостол Петр говорит: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей ( 1Петр.2:13–15 ). Он жил при той же власти, что и апостол Павел, но говорит, как единомысленный с ним, что покорные властям поступают по воле Божией. В том же духе наставляли они и учеников своих, внушая им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело ( Тит.3:1 ), совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную... ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу ( 1Тим.2:1–3 ). Лучший же пример повиновения власти подает Сам Спаситель. Когда апостол Петр извлек меч и ударил одного из пришедших с воинским отрядом взять Господа, он услышал от Него: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф.26:52 ). Итак, Писание научает нас повиноваться государственной власти и почитать законных ее представителей, имеющих полномочия принуждать к послушанию и карать ослушников закона. Подобны сему и наставления слова Божия о государственных повинностях, главные из которых воинская служба и уплата налогов. Относительно воинской службы скажем, что в Священном Писании не найти ни слова против нее. На вопрос воинов, как им поступать, святой Иоанн Креститель ответил: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк.3:14 ). Итак, воины не услышали от него повеления бросить свое дело, как недостойное, и заняться другим, но, напротив, что добросовестное исполнение воинского долга есть дело богоугодное. Да и Сам Господь в ответ на просьбу капернаумского сотника об исцелении любимого слуги не потребовал, чтобы тот сложил с себя воинское звание, но похвалил великую его веру (см.: Мф.8:5–13 ; Лк.7:1–10 ). Более того, первым христианином из язычников стал другой римский сотник Корнилий (см.: Деян.10:1–33 ), на примере которого Бог показал, что призывает к Себе и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Если вникнуть в содержание этих пяти речей Иисуса, мы увидим, что Матфей проделал явную редакторскую работу, сгруппировав слова Иисуса по жанровому признаку. Повествовательные периоды также представляют собой редакторские обобщения. I. Пролог (родословие, повествование о Рождестве Христовом, проповеди Иоанна Крестителя, Крещении и искушении Иисуса, призвании учеников) ( Мф. 1, 1 – 4, 25 ); II. Десять (!) чудес Иисуса (8, 1 – 9, 34); II. Наставления апостолам (10, 5–42); III. Чудеса, перемежаемые диалогами с учениками и спорами с фарисеями (11, 2 – 12, 50); III. Притчи (13, 3–52); IV. Смерть Иоанна Крестителя, чудеса Иисуса, диалоги и споры; Преображение (13, 54 – 17, 27); IV. Еще наставления (18, 3–35); V. Споры и диалоги; вход в Иерусалим; притчи (19, 1 – 22, 46); V. Обличения книжников и фарисеев и апокалиптические пророчества и притчи (23, 2 – 25, 46). VI. Предательство, суд, распятие, смерть и воскресение Иисуса (26 – 28). Предположение, что Матфей сгруппировал материал в соответствии со своим редакторским замыслом, выглядит еще более вероятным, если учесть, что те слова Иисуса, которые встречаются в Лк., сгруппированы там совершенно по-другому. Например, большая часть Нагорной проповеди представлена в Лк. 6, 20–49 (причем как сказанное «на ровном месте»), а остальной материал, и то не весь, распределен в небольших отрывках на протяжении последующих глав 710 . Служение Иисуса наряду с делами (см. § 11. 3) состояло также в проповеди и поучениях, в толковании Закона. Наверняка Он часто повторял или варьировал многие Свои изречения и заповеди. В такой ситуации запись всегда предполагает определенные обобщения и систематизацию. В наибольшей степени это касается Мф. Так, Нагорная проповедь составлена по всем правилам иудейского наставления (см. ниже). Поза Иисуса – поза раввина. Он сидит на возвышенном месте (или в 13, 2 – «в лодке»), а народ почтительно стоит поодаль и слушает. Тот же смысл имеет и торжественное выражение «отверзши уста Свои, учил их, говоря» (5, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010