Свобода - то есть речь идет о свободе, сопряженной со властью и правом. Это изречение цитировалось Пелагием, о чем пишет блаженный Августин (О природе и благодати. XIV. 77., может означать и собственно «свободу именно так понял это слово Руфин, переведший его как libertas arbitrii. 19 20 Одно из древнейших свидетельств о мытарствах. Чедвик отмечает, что подобным образом неоднократно толкуется Оригеном известное место из Нагорной проповеди (Мф 5: Ср. также: Клим. Алекс. Стром. VII.83.1; IV.116.2. 21 12:34; Мф 6: Марк Аврелий пишет, что «ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений» (Размышления VII.3.) 22 23 381. 24 По мнению Чедвика, этот афоризм выражает «напряжение» между абсолютной инаковостью и трансцендентностью Бога и между той возможностью Его познания, которая основана на идее образа Божьего в человеке. Он также отмечает, что эта проблема была животрепещущим вопросом для Климента Александрийского, живо ощущавшего и выражавшего указанное напряжение (Стром. II.74–75; 77.4; VI.114.5–6; VII.88. Возможность уподобления Богу, или центральная тема всего православного богословия. Эта возможность открыта через Боговоплощение и Искупление, но о них, как уже отмечалось, Секст не говорит. 25 Цитируется Пелагием. См.: Августин. О природе и благодати. XIV. Ср. тж.: Клим. Алекс. Стром. VI.60.2; VII.14, 32.5. 26 27 28 Клим. Алекс. Протрептик 105.3; Стром. II.81.1; VII.18.2. 29 Письма. 79.15. 30 418; Платон. Теэтет. 1 73e. 31 221–222, 225. 32 Слово можно перевести и как именно в таком смысле оно передано в Синодальном переводе фрагмента Ин 1: С этим евангельским текстом сближает свой перевод Руфин: vir castus et sine peccato potestatem accipit a Deo esse filius Dei. См тж.: комм. к 375. 33 Руфин, по–видимому, прочитал corTj вместо coroj и поэтому пишет о хоре Божьем и о хоре зла. 34

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

свидетельству Талмуда (Шаббат, 15а), Симеон стал преемником Гиллеля в Совете. Если принять предание, по которому Гиллель родился за 100 лет до (Сифре на Втор 34, 7), то тогда хронологически вполне возможно отождествить Симеона Богоприимца с сыном Гиллеля. См.: А. Cumler. Does the Simeon of Luke 2 Refer to Simeon the Son of Hillel? «Journal of Bible and Religion», 1966, р. 29-35. I; 5а; Шаббат, 10; Менахот, 110; Бава Камма, 8; Авот II, 10; Сота, 48в; Дерех Эрец, II; Сота, 14а; Сукка, 49в; ср. Мф 6, 2-4, 7; 5, 41-42; 22, 6; 31, 5. Несколько сот талмудических изречений (с параллельным русским переводом) собраны в кн.: О. Гурович. Живая мораль, или Сокровищница талмудической этики. Вильна, 1901. Основные из этих максим по-русски можно найти также в статье Вл. Соловьева «Талмуд и новейшая полемическая литература о нем» (Собр. соч. СПб., 1914, т. VI, с. 11-15). II, I. i, 17. Раба, 22; ср. Мф 5, 43-44. Камма, 93. 14а, Мф 5, 45, 48. 52а; Шаббат, 105в; Санхедрин, 43в. Раба, 22; Иома, 72; Танхума, отд Матэс, Сота, 22в; И. Флавий Арх XIII, 15, 5,ср Мф 23, 23, 27 См также Г. Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи, с. 65 ел отд. Эйкев. 22а; Шаббат, 52; ср. Мф 22, 11-12 Батра, IIa; ср. Мф 6, 15-20. 24а; ср. Рим 1, 17. Цифра 613 была результатом вычислений, которые делали таннаи, изучая Пятикнижие. 12, 28-34. 23, 23-24, 28. трактате «Санхедрин» (XI, 3) сказано, что нарушивший слово книжника несет большую ответственность, чем тот, кто нарушил устав Торы. См. характерный эпизод в «Бава Мециа» (59в), подтверждающий авторитет учителя. 27, 18. См.: Г. Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи, с. 65 сл. 31 в. Тосефта, 4; Сукка, II, 9. 12, 1, 5 сл. к Хагиге, II, 9. Л. Каценелъсон. Бет-Шаммай и ЕЭ, т. IV, с. 421. 13в. Г. Грец. История еврейского народа, т. IV, с. 197.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

« Церковь б лагословляет всякий труд , направленный ко благу людей ; при этом не отдаётся предпочтения никакому из видов человеческой деятельности , если таковая соответствует христианским нравственным нормам . В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях , не выделяя ни одну из них . Он говорит о труде сеятеля ( см .: Мк . 4, 3–9) , слуг и домоправителя ( см .: Лк . 12, 42–48) , купца и рыбаков ( см .: Мф . 13, 45–48) , управителя и работников на винограднике ( см .: Мф . 20, 1–16) . Однако современность породила развитие целой индустр ии , специально направленной на пропаганду порока и греха , удовлетворение пагубных страстей и привычек , таких , как пьянство , н аркомания , блуд и прелюбодеяние . Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности , поскольку она развращает не только трудящегося , но и общество в целом » ( гл . 6, п . 5) , — говорится в « Основах социальной концепции Русской Православной Церкви ». Само занятие предпринимательством не запрещено Богом , не является грехом , не препятствует спасению человека . Конечно , если , к примеру , торговец станет обвешивать или пытаться сбыть лежалый товар , то это уже совсем другое дело . « В кисе твоей не должны быть двоякие гири , большие и меньшие ; в доме твоём не должна быть двоякая ефа ( ефа — мера для сыпучих продуктов . — Прим . авт . ) , большая и меньшая ; гиря у тебя должна быть точная и правильная , и ефа у тебя должна быть точная и правильная , чтобы продлились дни твои на земле , которую Господь Бог твой даёт тебе . Ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду » ( Втор . 25, 13–16) , — так Священное Писание говорит нам о недопустимости обмана . Отсюда и пошла поговорка — « Бог любит точные гири ». А сколько сейчас существует « современных предпринимательских грехов »: взятки , откат , содержание « крыши », демпинг , использование дешёвого труда мигрантов ... И в каждом случае , попадая в реальные условия реального дела , придётся делать непростой выбор , как поступить . Но если главным для предпринимателя всегда будет Господь , если он будет всегда помнить о своём призвании быть соработником Богу , это поможет ему принять правильное решение . И Сам Господь умудрит его и благословит его труды .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

По сути , сегодня это можно считать православным принципом социально ответственного поведения и отношения к собственности : служить ближнему своим имуществом по мере внутренней готовности к такому служению . Сегодня Церковь не отвечает на вопрос , какой вид собственности для человека лучше , принимая различные формы собственности , как данность , свойственную тому или иному общественному устройству , но она занимает твёрдую позицию в вопросе передела собственности . Рассмотрим это подробнее . В « Основах социальной концепции Русской Православной Церкви » написано : « По учению Церкви , люди получают все земные блага от Бога , Которому и принадлежит абсолютное право владения ими . Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах : это или виноградник , данный в пользован ие ( см .: Мк . 12, 1–9) , или таланты , распределённые между людьми ( см .: Мф . 25, 14–30) , или имение , отданное во временное управление ( см .: Лк . 16, 1–13) . Выражая присущую Церкви мысль о том , что абсолютным собственником всего является Бог , святитель Василий Великий спрашивает : « Скажи же мне , что у тебя собственного ? Откуда ты взял и принёс в жизнь ?» Греховное отношение к собственности , проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа , порождает разделение и отчуждение между людьми ». Этому взгляду вторит и « Этический кодекс православного предпринимателя »: « Отношение к собственности основывается на её признании в качестве законного и достойного атрибута человеческой жизни в целом и предпринимательской деятельности в частности . При этом учитывается то , что Церковь не определяет прав людей на собственность , но даёт понимание её места в мировоззрении православного христианина .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

а) Ап. Марк призывает читающего признать в Иисусе из Назарета Сына Божия, Того, Кто спас нас, победив сатану. Он делает упор на грядущую личную встречу с Богом в лице Иисуса в конце времен. Отметим сдержанность Марка по сравнению с Мф или с Лк при употреблении выражения «Сын Божий». Кроме признания, выраженного бесами в и в рассказе об изгнании бесов (3, 11), это наименование встречается только в трех высочайших пунктах откр–ния: глас Божий при крещении (1, 11), во время Преображения (9, 7) и затем в устах сотника. Когда завеса Храма разодралась надвое, время иудейства минуло и от лица язычников была провозглашена действенность смерти Иисуса: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (15, 39). б) Ап. Матфей завершает Евангелие на кульминационной точке возвещением воскресшего Христа: «Дана Мне всякая власть… Я с вами во все дни до скончания века» (28, 18 слл). Иисус являет Себя как Сын Ч-ский, возвещенный пророком Даниилом ( сл.), К-рый получил власть над миром. Евангелие должно показать, как Иисус, отказавшись получить эту власть от Сатаны ( слл), ибо Он все получил от Бога (11, 27), одержал победу над Своими врагами: Царство Бога есть Царство Христа. Чтобы показать это, Мф выдвигает аргумент «по Писаниям», аргумент первохр–нской Церкви, ибо Иисус увенчивает прошлое Израиля. Евангелие от Мф есть Евангелие церковное по преимуществу. Оно актуализирует для своего времени события прошлого (ср 14, 33). в) Ап. Лука, к-рый проявляет в своем писании о деяниях Апостолов особый интерес к жизни Церкви, представляет особо насыщенным время Иисуса, протекающее между временем пророческого возвещения и временем Церкви (см ; ). Жизнь Иисуса показана в своем значении для времени Церкви, она была первым актом замысла Божия о Церкви, актом, имеющим прообразующую ценность. Будущее, наступающее после нее, непрестанно на нее опирается: это событие прошлого, не преходящее вовеки. И в то же время образ Христа у Луки есть в особенности образ милосердного Спасителя ( ; ), К-рый обращается к нищим ( ), к грешникам (15), к обездоленным мира сего. И наименование «Сын Божий» обретает у Луки свой полный смысл, явно отличный от значения слова Христос (1, 35; 22, 70) в смысле Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Внимай читаемым молитвам и стихам. 7) Стоя в церкви на молитве, крайне берегись разговаривать о земных вещах, ибо это место, а особенно святой алтарь, – место святое (см. Исх 3:5), святое же место должно свято почитать. Берегись же без крайней нужды в этом месте говорить. Ходишь в место сие Богу молиться, а не разговаривать. 8) Не будь праздным, ибо праздность всему злу учит. Итак, всегда пребывай в добрых трудах, то есть или читай книги, или молись, или будь в богомыслии, или рукоделье какое делай. Ни к кому так удобно враг не приступает, как к живущему в праздности. Тут ему дом подметен и украшен (см Мф 12:44). Берегись же праздности, чтобы не впасть во всякое зло. 9) Молись Богу кратко, но часто и прилежно. Молись не только о себе, но и обо всех христианах, ибо сие есть призвание монашеское. Монах без молитвы, как воин на брани без оружия, ибо враг всегда на монахов нападает. Не должно же и нам дремать, а нужно ему противиться и против него стоять бдением и молитвой, по увещанию Христову: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41). 10) Очень опасно монаху с женами водиться и знаться. Поэтому монаху не должно без нужды в свою келью допускать женщин, а особенно позволять им ночевать в своей келье. Это очень опасно, да и соблазнительно. Берегись же, монах, чтобы все, что многим трудом собрал, в одну минуту не потерять и самого себя не погубить. Столпы и чудотворцы падают, как видим в истории, чего же ожидать тростям сокрушенным? Берегись же, возлюбленный, женщины, да не сожжешься. Ева всегда имеет свой нрав, всегда прельщает. 11) Вспоминай часто смерть, Страшный Суд Христов, геенну и царствие небесное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Товия станет восьмым мужем: все восьмое в Ветхом и Новом Заветах относится к Мессии и спасению. Cfr P. Stancari, Per imparare a vivere…, cit., 56. Азария означает «Бог помог». Об ангеле в Книге Товита см. D. Barsotti, Meditazione sul libro di Tobia, cit., 120 s. См. Быт 35, 25–26. От Валлы у Иакова был также сын Дан; а от Зелфы, рабыни Лии, родились Гад и Асир. О Неффалиме и одноименном колене см. cfr L. Arnaldich, Neftali, in Enciclopedia della Bibbia, vol. 5, Torino — Leumann, Elledici, 1971, 98–104. См Мф 4, 13–16, где повторяется Ис 8, 23–9, 1: «В прошлом [Господь] унизил землю Завулонову и землю Неффалимову, но в будущем прославит на пути приморском, за Иорданом, Галилею языческую. Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». См. Тов 1, 14. 21; 2, 10; 3, 15; 4, 12; и т. д. См. Тов 1, 3.5.10; 2, 2.3; 4, 13 (2 раза); 5, 5; 6, 11; и т. д. См. Тов 5, 22; 6, 19; 7, 9.12 (2 раза); 8, 21; 10, 6.13: это значение встречается, в первую очередь, в Синайском кодексе. Для других кодексов см. 7, 15; 8, 4.7. См. Ис 58, 7. Версия Конференции епископов Италии: «Не бывает [истинного поста] в том, чтобы разделять хлеб с голодным, в том, чтобы ввести в дом обездоленных, не имеющих крыши, в том, чтобы одевать того, кто наг, если видишь, не пренебрегая твоими родственниками». Выделенное курсивом дословно с еврейского означает: «Те, кто одной с тобой плоти». (ср. Синодальный перевод: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». — Прим. пер.). См. эпизод о Каине и Авеле в Быт 4, 1–8; драматические отношения между Исавом и Иаковом (см. Быт 25, 29–34; 27, 1–42); намерение совершить убийство присутствует и в истории Иосифа (см. Быт 37; 39–50). См. в этом смысле Книгу Ионы, самый красноречивый текст, формулирующий призвание Израиля в мире Cfr S. Corradino — G. Pani, Giona. Il profeta tradito da Dio, Palermo, Vittorietti, 2016, 112–114. Cfr S. Corradino, La fratellanza Testamento, cit., 534–539.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

в целях выкачки денежных средств у церковных обществ в бюджет епархиального управления давал распоряжения настоятелям церквей о воздействии на исполнительные органы для увеличения денежных взносов на нужды епархиального управления; практически вмешивается в финансовые дела церковных обществ, т.е. перечисленные денежные средства церковными органами в епархиальное управление за свечи и предметы культа он без согласия последних зачислял в пенсионный фонд и на другие нужды епархиального управления и под угрозой прекращения снабжения свечами и предметами культа предлагал церковным органам высылать другие суммы денег; предписывал исполнительным органам церковных обществ об обязательной выплате духовенству, уходящему в отпуск, денежного пособия и ссылался в этом вопросе на постановление СМ СССР от 16 марта 1961 года за N 232 и циркулярное письмо МФ СССР N 166 от 25 апреля 1961 года, в которых указывается лишь об освобождении этого пособия подоходным налогом, но не об обязательной его выдаче. В связи с таким его указанием духовенство стало настойчиво требовать от исполнительных органов обязательной выдачи такого пособия ежегодно в размере от одномесячного до 2-месячного оклада содержания; своим распоряжением обязал исполнительные органы церковных обществ ходить по церкви с кружкой для сбора денежных пожертвований верующих, только с разрешения (благословения) настоятеля церкви. В связи с этим в ряде приходов между исполнительными органами и духовенством происходят трения, т.к. раньше такого порядка не было. Пимен практикует дачу указаний исполнительным органам церквей по вопросам ремонта молитвенных зданий и различного рода пристроек и перестроек молитвенных и вспомогательных построек. Он без согласия исполнительного органа Казанского собора гор. Волгограда купил для собора без надобности механическую лестницу за 8 тысяч рублей, которая стоит без использования. В 1965 году выдавал денежную помощь в размере 500 руб. церкви хутора Сенного Михайловского района, которая слабо поддерживалась верующими.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Или вот , что пишет в своей книге « Экономика и нравственность » экзарх всея Белоруссии , митрополит Минский и Слуцкий Филарет ( Вахромеев ): « Господь осуждает не то , что человек обладает богатством , а те случаи , когда богатство начинает обладать человеком , подчиняя жажде наживы любой ценой всё лучшее в человеке . Не практические способности и деловая хватка плохи , а жестокосе рдие и цинизм , которые могут сопутствовать им . Не доход и не прибыль осуждаемы , а преступные и аморальные способы их обретения и низость целей , достижению которых они могут служить . Богатство , как и красота , как интеллект , здоровье , талант , — это большое испытание для тех , кто им обладает . Помните евангельскую притчу о талантах , то есть денежных единицах , зарытых в землю ( см .: Мф . 18, 13–30) ? Она свидетельствует о том , что в вину вменяется недостойное обращение с теми дарованиями , которые посылает Господь , но никак не сами эти дарования » . Да , мы найдём много в русском языке пословиц и поговорок , говорящих нам о том , что издревле русский человек к богатству и богачам относился подозрительно и настороженно : « богатому черти деньги куют », « пусти душу в ад — будешь богат », « в аду не быть — богатства не нажить ». Скорее всего , это потому , что православному мировоззрению всегда была чужда идея богатства ради богатства , и успешность человека , его ценность никогда не равнялась его достатку . Поскольку во главу угла православный человек всегда ставил угождение Богу , то предпринимательская деятельность воспринималась им как служение обществу , путь к духовному совершенствованию . По словам святого Ерма: « Богатство ваше и все усилия употребляйте на те поля и дома, которые вы получили от Бога. Ибо для того Господь дал вам богатство, чтобы вы исполняли ему эти службы ». И соответственно всегда поощрялось трудолюбие , потому что через праздность совершенства достичь невозможно . В кни ге Павла Бурышкина « Москва купеческая », где он пытается восстановить историческую справедливость по отношению к купеческому сословию , читаем : « На свою деятельность смотрели не столько как на источник наживы , а на своего рода миссию , возложенную Богом или судьбой . Про богатство говорили , что раз его Бог послал , то потребует по нему от чёта ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Имя, данное Ему, как всякому евр. младенцу мужского пола при обрезании ( ; ), не было исключением в Израиле (ср ). Но в этом младенце Бог стал Эммануилом – «С нами Бог», ( ) и в Нем Он исполнил обетование, данное первому (Навину) – быть с ним и открыться, как Спаситель» ( сл.). Но Его происхождение казалось столь обыденным, что к Его имени не добавляли имен Его и Его предков, как обыкновенно делалось, когда речь шла об известных семьях (ср ), а просто называли Его по Его родному городу – Назарету. Позже, в родословных, составленных Мф и Лк, подчеркивалось Его царственное происхождение, тогда как в первых проповеданиях преобладает имя «Иисуса Назорея», под к-рым Его помнили современники ( ; ). Имя Иисус обычно употребляется в Евангелиях, когда говорится о Христе и о Его деятельности. В разговорной речи Его очевидно чаще называли «Равви», Учитель ( ), а после Его смерти и вступления в славу Его стали именовать Евангелия же, за немногими определенными исключениями (ср и особенно тексты от Лк: и др), всегда говорят просто об «Иисусе». Это вовсе не искусственный прием, к-рый имел бы целью вернуться к словоупотреблению, существовавшему раньше хр–ской веры, когда Иисус еще не вполне Себя открыл и когда большинство людей видели в Нем только Нет, Евангелия следуют самому движению и всегда прилагают к «сему Иисусу», конкретному лицу, сотериологические и божественные имена как ( и др.), Христос (2, 36; 9, 22; 18, 28 и др.), Спаситель (5, 31; 13, 23), Сын Божий (9, 20; 13, 33), Служитель Божий (4, 27–30). Говоря всегда об Иисусе, Евангелия верны своему назначению – быть Евангелием, возвещением Благой Вести Иисуса (8, 35), Христа Иисуса (5, 42; 8, 12), Господа Иисуса (11, 20; см 15, 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010