57. Если бы для Павла Дух был тварен, то и ум Христов, который он имел  , был бы тварным, как и сам Христос, глаголющий в нем  . Однако все это указывает на божественную благодать и энергию нетварную и вечную. 58. Если Богородице и апостолам был возвещен « Дух Святый и сила Вышнего» (Лк. 1, 35), но не нашла на Богородицу ипостась Духа и не воплотилась в ней, то, следовательно, и наитствовавшее на апостолов не было ипостасью Духа, но — благодатью и энергией, которая и наполнила их, явившись и разделившись в виде огненных языков (Деян. 2, 3); о сущностном же наитии Духа говорится  тогда потому, что не какая–нибудь часть энергии излилась, как раньше  , но всецелая энергия, которая находится в соединении с сущностью и неотделима от нее и обща трем [Лицам], как и сущность. 59. Если благодать божественного Духа, наитствующая на таинства, претворяет их в обоженное Тело и Кровь, то как же может быть она тварью, сверх–природно могущая [соделывать] столь многое. 60. Если почившие на Христе, согласно пророчеству, семь духов (Откр. 1, 4) были бы самим Духом Божиим, наитствовавшим своими энергиями, ибо в таком значении они и вводятся, то [тем более] они не были бы тварью, — но, по–моему, конечно, духовными дарами благодати. 61. Если « всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак. 1, 17), то, следовательно, нет ничего совершенного в нас из природного или из приобретенного старанием и даже не есть что–нибудь и [само] обожение, которое установлено, очевидно, только Богом. 62. Если мы, участвуя в боготворном даре, делаемся « божественного причастницы естества», как говорил божественный Петр (2 Петр. 1, 4), то не может быть тварным этот дар, называемый богоначалием и обожением и еще также — божеством. 63. Если мы обожаемся через тварь и твари, надо полагать, служим, то это есть эллинское [дело] и полно безбожества. 64. Если бы обожение было посеваемым естественным семенем, то нам не нужно было бы ни возрождение [во св. Крещении], ни прочие таинства, от которых наитствует божественная благодать на чистых и по жизни. Силлогические главы против латинян

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В большей части этих сочинений история Л. представляет для раннехрист. экзегетов и проповедников богатый материал для пространных рассуждений о действии Божественной и человеческой природ во Христе. Так, напр., мн. авторы специально замечают, что хотя Господь не присутствовал при смерти Л. по человечеству, но по Своему Божеству был везде ( Amphil. Icon. Or. in Lazar.//PG. 39. Col. 61; ср.: Andr. Caes. Or. in Lazar.//PG. 97. Col. 980 и др.). Остальные темы этих произведений часто связаны с рассуждениями о вечной жизни, смысле страданий, с описаниями природных аналогов воскресения и т. п.; при этом все детали евангельского повествования (напр., камень у могилы Господа, погребальные пелены, поведение Марфы и Марии и т. п.) получают символическое или нравственное истолкование. Смерть и воскрешение Л. являются для всех авторов совершенным евангельским прообразом, указывающим на смерть и воскресение Господа. Чудо с Л. именуется «знамением из знамений и наиболее удивительным чудом, совершённым Христом» ( Petr. Chrysolog. Serm. 63. 1). По мнению свт. Амфилохия, еп. Иконийского, в Л. содержится залог (αβν) того, что находит в Господе исполнение (τλειον - Amphil. Icon. Or. in Lazar.//PG. 39. Col. 64). Практически все авторы отмечают превосходство чуда воскрешения Л. в Евангелии от Иоанна в сравнении с описаниями др. случаев совершённых Господом воскрешений, представленных у синоптиков (Мк 5. 41-42; Лк 7. 14-15 - напр.: Petr. Chrysolog. Serm. 63. 1). В то же время Л. предображает воскресение не только Христа, но и всех христиан: Господь предобразил в Л. начаток (παρχ) нашего воскресения ( Amphil. Icon. Or. in Lazar.//PG. 39. Col. 59). Петр Хрисолог называет воскрешение Л. предвкушением (gustus) буд. всеобщего воскресения ( Petr. Chrysolog. Serm. 65. 6-9). По мнению свт. Иоанна Златоуста, Спаситель чудом с Л. показал и силу буд. воскресения, и, «воскресив одного, Он воскресит вселенную» ( Ioan. Chrysost. Contr. Anom. 9. 3). Свт. Кирилл Александрийский в этом ключе истолковывает обращенное Господом к Л. повеление выйти из гробницы (Ин 11. 43) как метафору, указывающую на звук эсхатологической трубы, обращенный к умершим при всеобщем воскресении (1 Фес 4. 16) ( Cyr. Alex. In Ioan. VII 11. 33). Петр Хрисолог, очевидно следуя апокрифическим сказаниям, приводит рассказ о расстройстве и об отчаянии персонифицированного ада - Тартара, для к-рого спасение Л. из уз смерти означает потерю своей власти над душами мертвых ( Petr. Chrysolog. Serm. 65. 6-9).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

51 Эту фразу мы перевели в свободном изложении. 52 Последняя часть фразы мы заимствуем из латинского перевода, потому что греческий оригинал труден для понимания: «и обетования согласно будущему веку». 53 Греческий текст у Миня дефектен; заимствуем из латинского перевода. 54 PG.151:220—236. Homilia XVII. In qua ostenditur Sabbati et Dominicae mysterium; necnon in Evangelium primae post Pascha Dominicae. 55 Ин.20сл. 56 «День Господень» (и Кириаки, Dominica) так называется по-гречески и по-латински тот день, который именуется у нас «воскресением». 57 Здесь подчеркиваются такие дела, о которых нельзя сказать, что Бог их начал творить, ибо это такие дела, которые свойственны Богу и поэтому безначальны и т.ск. совечны ему. О них Святитель говорит ниже. 58 Здесь несколько свободный перевод фразы. См. предыдущее примечание. 59 Думается, что здесь Св. Григорий Палама имеет в виду следующие воскресения мертвых: 1) Воскрешение мертвого отрока Прор. Илиею (3Цар.17:22). 2) Воскрешение мертвого отрока Пророком Елиссеем (4Цар.4). 3) Мертвец, прикоснувшийся к костям Пророка Елиссея, воскрес (4Цар.13). 4) Воскрешение Господом отрока Наинской вдовы (Лк.7). 5) Воскрешение Господом дочери Иаира (Мк.5. Лк.8). 6) Воскрешение Господом Лазаря (Ин.11). 7) Евангелист Матфей повествует, что немедленно после крестной смерти Спасителя: «многия тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов но воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим " _ 60 Перев. свободный. Имеется ввиду вдуновение Богом жизни в людей (Быт.2:7). 61 Т.е. который именно искал, чтобы Бог излечил его неверие и не покидал собрания Апостолов, но был вместе с ними. 62 Т.е. чрез Святых Апостолов, которые своими глазами видели Господа Иисуса Христа. 63 Ориг. — «желающем», «жаждущем», «любящем»; мы здесь перевели, как «ждущим», держась 6ольше общей мысли текста, нежели — вербального перевода. 64 PG.151:236—248. Homilia XVIII. In Dominica Unguentiferarum, et quod prima Dominum ex mortus Redivivum vidit Deipara. 65 Что Господь наш Иисус Христос по Своем Воскресении из мертвых явился Своей Матери, Пречистой Приснодеве Богородице, ранее чем кому-либо из людей, это является традицией Церкви, выразившейся в упоминаниях у Свв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Образ жизни " - авторский радиоцикл протоиерея Алексия Бачурина, клирика Спасо-Влахернского монастыря Дмитровского района 02.03.2021 20:30 Протоиерей Алексий Бачурин Помогать ли ближнему? Для христианина нет такого вопроса. Господь нам это прямо заповедал, вспомним притчу о добром самарянине: " И ты поступай так же " (Лк. 10, 37). Конечно, за этим может последовать вражеское нападение, ведь он всегда желает нас разделить и поссорить. И все же мы должны исполнять заповеди Христовы без страха и оговорок. И помогать даже не столько ради того, кто в этом нуждается, сколько для спасения своей души. И чем труднее для нас эта помощь ближнему, тем она спасительнее. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 03.03.2021 - 17:47 Отец Алексей, спасибо за ваши : Отец Алексей, спасибо за ваши мудрые суждения, правда не со всеми всегда я согдасен. Вот к примеру, не считаете ли вы, что наша русская идея как раз на пути слияния русского православия и русского социализма? Что они не антиподы. А иначе нам не примирится и не объединится, одни за одно, другие за другое и эта рознь нас ослабляет. Ведь сколько лет нет того же Дзержинского и Сталина, а их сторонники не исчезают. Не кажется ли вам, что это неспроста и Богу эти люди тоже угодны? Обличая без конца советское прошлое, мы озлобляем людей многих и отталкиваем их от веры. Не случайно же, что сторонники социализма есть и среди священников, которые тоже видимо считают, что у этого учения с верой много общего Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2021/03/02/20-3...

Правило 60 Святых Апостолов Аще кто подложные книги нечестивых, аки святые, в церкви оглашает, ко вреду народа и клира: да будет извержен . ( Ап. 85 ; Трул. 63 ; VII Всел. 9 ; Лаод. 59 , 60 ; Карф. 24 ; Афанасия Вел. о праздниках ; Григория Богослова о книгах Св. Писания ; Амфилохия о книгах Св. Писания ) . Преданность и глубокое благоговение, с которым христиане относились к учению Иисуса Христа, должны были в самом начале существования церкви вызвать необходимость точного ознакомления со всеми теми книгами, в которых это учение было изложено и которые должны были составлять для христиан новозаветный канон, подобно тому, как уже существовал канон ветхозаветный. Наряду с известными Евангелиями об Иисусе Христе существовало в апостольское время много и других сочинений, о чем нам свидетельствует сам евангелист Лука ( Лк.1:1 ). Среди этих сочинений было много и таких, которые совершенно противоречили известным Евангелиям и посланиям св. Апостолов, и были составлены совсем не теми лицами, имена которых носили в своих заглавиях. Об этих ложно-озаглавленных сочинениях ( ψευδεπγραφα βιβλα, falso inscripti libri), составленных еретиками, преимущественно гностиками, и носящих общее название апокрифических книг 272 , и говорит это Ап. правило, предписывая извергать из священного сана каждого, допускающего ко вреду народа и клира вносить подобные книги в церковь и употреблять их вместо канонических. Как мы видели, правило это направлено против духовных лиц потому, что последние были главными охранителями священных и церковных книг и занимались их перепиской, а следовательно, имели возможность их распространять. Необходимость подобного воспрещения станет особенно очевидной, когда мы припомним из слов отцов и учителей церкви того времени, с каким ослеплением вожди разных гностических сект выдавали плоды своей фантазии за божественное откровение и свое учение за предание или апостольское учение, и с каким усердием и настойчивостью старались о возможном его распространении. Достаточно вспомнить, что пишут Ириней и Тертуллиан против сочинений гностиков об откровениях Апеллеса, об «евангелии истины» Валентина, о его мудрости, псалмах и посланиях, о посланиях и антитезах Маркиона; или что пишет Климент Александрийский об евангелии назореев и египтян, об «евангелии Иуды» и др 273 ., чтобы убедиться в том, как необходимо было представителям церкви второго века воспрепятствовать распространению в церкви, по крайней мере со стороны духовенства, подобных ложных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

55. Не будем свирепее бессловесных животных, ибо у них все общее: и земля, и источники, и пастбища, и горы, и леса. О, человек, у нас одна общая природа и общее небо, солнце, луна, хор звезд, воздух, море, огонь, вода, жизнь, смерть, юность, старость, болезнь, здоровье, потребность пищи и одежды, а также общие духовные блага: священная Трапеза, Тело Господне, Честная Кровь Его, обетования Царствия, баня возрождения, очищения грехов. 56. Возрождение, усыновление Богу называется банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит. 3:5 ), просвещением ( Евр. 10:32 ), крещением ( Гал. 3:27 ), погребением ( Рим. 6,4 ), обрезанием нерукотворенным ( Кол. 2:11 ), крестом ( Рим. 6:6 ). 57. В видении апостола Петра плащаницы – земли, находящиеся в ней животные – язычники, а троекратное повторение – крещение. 58. Иудейское очищение – крещение – очищало телесные нечистоты, но не грехи совести. Иоанново крещение – среднее, увещевало переходить от порока к добродетели – сотворите же достойные плоды покаяния ( Лк. 3:8 ), но не сообщало благодатного прощения и даров Духа. Наше крещение – апостольское крещение. 59. Мы в крещении воскресли первым воскресением через отпущение грехов, а второе воскресение – воскресение тела. Первое воскресение гораздо важнее второго, так как важнее избавиться от грехов и жить, и тогда ждать воскресения тела. 60. Ангел сходил в купель Силоамскую и возмущал воду, и один исцелялся, а когда Сам Владыка Ангелов сошел в Иордан и возмутил воду, то исцелил всю вселенную – даровал первое воскресение. Таинство Крещения – это одно воскресение, где дается белая одежда и снимается ветхая. 61. Он облек меня в ризы спасения ( Ис. 61:10 ) – во Христа, в Его славу для Вечной Жизни на небесех, как говорится. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ). 62. Милости Твои буду петь вечно (настоящего века – крещение, спасение), в род и род (то есть в настоящий век и будущий) возвещать истину Твою ( Пс. 88:2 ) – Спасителя Бога. 63. Приношение в Евхаристии, которое преподал Иисус ученикам, и которое совершали апостолы Петр и Павел, и которое совершают ныне священники, – то же самое, ибо освящение совершает Дух Святой. Все даруется по вере и благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

56. Диавол, сей злой дух мысленный, невидимо действует на обнаженных от благо­дати. Диавол есть богоборец и человекоубийца. Демоны не творят воли Божией, а Христа исповедуют Богом, говоря: Вемы кто еси, Святый Божий ( Лк. 4, 34 ). 57. Неблагоугодное Богу приятно диаволу. Поэтому всякий человек, который не прав, не истинен, не смирен, не любит того, что благоугодно Богу, есть друг диавола и враг Богу. 58. Всеоружие Божие – благодать Духа, когда имел Адам, то был князем и властителем мира сего, но когда диавол прельстил его, то по попущению Божию взял от него начальство и власть, и назвался князем мира сего, и властвует, как разбойники властвуют над тем, что насильственно захватят в свои руки. 59. Диавол, дух невещественный, стал очень опытен в воевании против людей, ибо люди боримые умирают, а он все живет более семи тысяч лет. 60. Отдалив род человеческий от Бога, диавол хлопочет не допустить возвращения к Богу своими кознями: эллинством (внешняя мудрость), иудейством (почитания единого Бога, агаряне), ересями, противоправославным образом жизни, неразумными подвигами добрых деланий. 61. Как только душа человека мысленно проявила свою волю к согласию на грех , то диавол уже и не по воле человека увлекает его на грех делом. 62. От смирения исчезают все страсти, а с ними прогоняются и полчища демонов. 63. Большая часть людей, когда поют псалмы и молитвы творят, устами только произ­носят псалмы и молитвы, а ум их ведет беседы с бесами. 64. Бог естеством благ и хочет всякого блага и добра. Ведь добро воистину будет добрым (только) по воле. Без воли же добро не будет добром. 65. Всякое истинное добро делается только с помощью Божией. Желающий творить добро получает силу от Бога творить его во всяком месте: и среди мира, и в безмолвии. 66. Восхождение в сердце – шествие от меньшей доброты к большей. 67. Бог ненавидит всякое зло и всякий грех . Злые деяния лишили тебя Христа и сооб­щества святых. 68. И понять нельзя, каким образом бывает, что человек находит утеху и веселие в песнях и плясках, в шутках и смехе, в играх и забавах, в борьбе и кулачных боях.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Образ жизни " - авторский радиоцикл протоиерея Алексия Бачурина, клирика Спасо-Влахернского монастыря Дмитровского района 18.01.2022 20:33 Протоиерей Алексий Бачурин В этих программах мы, как правило, говорим о наболевшем, о том, что очень важно для нашего духовного состояния и понимания его корней. Ведь в конце времен все откроется. И по слову Господа, " Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях " .(Лк 12:2) И слова и даже помышления наши обнаружатся на Страшном Суде, как и истина и спасительность Евангелия, как и все коварство и ухищрения врагов Христа всем станут ясны. И тогда уже от каждого из нас потребуется выбор, с кем мы? Со Христом или антихристами? Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 19.01.2022 - 14:54 Отец Алексей, благословите! Я : Отец Алексей, благословите! Я врач акушер с многолетним стажем и пришла к выводу, с которым согласны мои коллеги детские врачи, что в резко увеличившемся числе новорожденных с тяжелыми патологиями виноват образ жизни родителей. После свободной жизни и нескольких абортов женщина решает как теперь говорят завести ребенка. И от такой мамы он часто рождается с тяжелой наследственностью. И начинают собирать средства на лечение в лучшем случае, а нередко просто оставляют в роддоме. Об этом не принято говорить и многие сейчас меня обвинят в негуманности. Я не говорю, что это однозначно связано, но очень часто организм матери уже истощен предыдущей жизнью. У мусульманок, где строже нравственность, таких случаев в моей практике не было. Вы скажете, что это Бог попускает нам вымирать? 21.01.2022 - 11:38 Отец Алексей, как Вы чситаете : Отец Алексей, как Вы чситаете,надо ли сохранять брак, венчанный, но изживший себя? Разные священники отвечают по разному , язнаю, что Вы строгий и правильный, приму Ваш совет как волю Бога. Конечно,надо знать множество обстоятельств, но тут важна суть, если жизнь двоих превращается в муку, то пазве это правильно и спасительно? Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2022/01/18/20-3...

По учению святых Отцов, физические изменения в человеческой при­роде передались также и другим созданиям (см. далее). – Ред. 55 В своих записях отец Серафим представляет учение преп. Симеона следующи­ми словами: «Давайте читать и черпать вдохновение из учения, преподаваемого в совершенной и недвусмысленной форме одним из величайших святых Православ­ной Церкви, Отца более позднего времени, который утвердил учение Православной Церкви так божественно и ясно, что он был назван третьим и последним, после св. апостола и евангелиста Иоанна и свят. Григория Назианзина , Богословом Святой Церковью ». – Ред 59 Христос говорит об убийстве праведного Авеля: «Да взыщется кровь всех пророк, проливаея от сложения мира, от рода сего, от крове Авеля даже до крове Захарии» [отца св. Иоанна Крестителя]» ( Лк. 11, 50–51 ). Подтверждая, что убийство Авеля было совершено «от сложения мира», слова Христа еще раз напоминают о противоречии с современной идеей эволюции, что появлению человека на земле предшествовали миллионы лет в истории земли. – Ред 61 То есть в 1982 году, во время чтения второй части курса лекций по книге Бытия отцом Серафимом. – Ред. 62 См.: Блаженный Августин , Град Божий 15:13, в другом месте в Граде Божи­ем, написанном в 413–426 гг. по Р.Х., блаженный Августин пишет: «Давайте оста­вим догадки людей, которые не ведают, что говорят, когда говорят о природе и происхождении человеческого рода... Они обмануты теми крайне лживыми доку­ментами, которые претендуют предоставить историю многих тысяч лет, хотя ис­числяя по священным писаниям, мы находим, что не прошло и 6 000 лет» (Град Божий 12:10). Блаженный Августин продолжает, что древние греческие хроники «не превышают истинного свидетельства продолжительности мира, как это предо­ставлено нашими документами [т.е., в Писании], каковы являются истинно свя­щенными». – Ред 63 Самые ранние дошедшие до нас христианские источники о возрасте земли по библейскому исчислению написаны Феофилом (115–181 по Р.Х.), шестым епис­копом Антиохии от апостолов, в его апологетической работе Автоликусу (Анти-никейские отцы, vol.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

58 В двух других местах в Писании говорится о жертвах Каина и Авеля: 1 Ин. 3:12 и Евр. 11:4, но там они приводятся только как примеры 59 Христос говорит об убийстве праведного Авеля: «Да взыщется кровь всех пророк, проливаея от сложения мира, от рода сего, от крове Авеля даже до крове Захарии» [отца св. Иоанна Крестителя]» (Лк. 11:50—51). Подтверждая, что убийство Авеля было совершено «от сложения мира», слова Христа еще раз напоминают о противоречии с современной идеей эволюции, что появлению человека на земле предшествовали миллионы лет в истории земли. — Ред 60 Свят. Иоанн Златоуст объясняет, что «так как это было в начале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах». 1 61 То есть в 1982 году, во время чтения второй части курса лекций по книге Бытия отцом Серафимом. — Ред. 62 См.: Блаженный Августин, Град Божий 15:13, в другом месте в Граде Божи­ем, написанном в 413—426 гг. по Р.Х., блаженный Августин пишет: «Давайте оста­вим догадки людей, которые не ведают, что говорят, когда говорят о природе и происхождении человеческого рода... Они обмануты теми крайне лживыми доку­ментами, которые претендуют предоставить историю многих тысяч лет, хотя ис­числяя по священным писаниям, мы находим, что не прошло и 6 000 лет» (Град Божий 12:10). Блаженный Августин продолжает, что древние греческие хроники «не превышают истинного свидетельства продолжительности мира, как это предо­ставлено нашими документами [т.е., в Писании], каковы являются истинно свя­щенными». — Ред 63 Самые ранние дошедшие до нас христианские источники о возрасте земли по библейскому исчислению написаны Феофилом (115—181 по Р.Х.), шестым епис­копом Антиохии от апостолов, в его апологетической работе Автоликусу (Анти-никейские отцы, vol. 2, pp. 118—21); и Юлианом Африканским (200—245 по Р.Х.), в его работе Пять книг Хронологии (Антиникейские отцы, vol. 6, pp. 130—38 ). Оба этих раннехристианских писателя, следуя греческому тексту Септуагинты Ветхого Завета, определяют возраст мира как примерно 5 530 лет в год Рождества Христова Общее византийское Христианское исчисление, также следующее Септуагинте, устанавливает, что мир был сотворен за 5 508 лет до Р.Х.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010