615 Апостол раньше сказал о злословии, как о грехе; здесь же он еще раз предостерегает от него, указывая, что сей грех, по-видимому, неважный, разрушает всю благочестивую настроенность человека и делает его благочестие призрачным, могущим вести в погибель. «Удержи язык твой от зла», говорил еще древний псалмопевец ( Пс.33:14 ). По слову блаженного Феофилакта, «один богомудрый муж (преподобный Арсений) часто раскаивался в том, что он говорил, а в том, что молчал, никогда не раскаивался» (см. Толкование на сие послание, стр. 15). «Богу приятен тот, кто исполняет закон и вместе с тем далек от самомнения и не относится к неисполняющим с осуждением» (стр. 20). 616 Как бы определяя, в чем состоит не мнимое, а истинное благочестие, Апостол указывает сначала некоторые дела благочестия (заботу о вдовицах и сиротах), а потом вообще советует удаляться от мира, во зле лежащего ( 1Ин.5:19 ), потому что здесь царствуют похоть плоти, похоть очес и гордость житейская ( 1Ин.2:16 ). Мир этот есть мир языческий, необлагодатствованный, «растлевающий себя в обольстительных похотях своих». 617 Сказав в конце первой главы о призрении вдов и сирот, Апостол здесь говорит о бедных, о несправедливом отношении к ним и вообще о лицеприятии. Убеждая отстраняться от лицеприятия, предпочтения богатых перед бедными, он напоминает, что преимущественными избранниками Божиими, как в Ветхом Завете (пророки), так и в Новом (Апостолы), были люди бедные, но богатые верою. «Безумное мира и незнатное избра Бог, да посрамит мудрое и знатное», говорит Апостол Павел ( 1Кор.1:27 ). Что богатство часто не ведет к славе Божией, примеры сего весьма нередко указываются в Писании ( Лк.12:21 ); ( 1Тим.6:9 ). Апостол же Иаков показывает, что и среди христиан были богатые люди – недостойные названия христиан. И вот сим-то лицам нередко оказывали предпочтение, и притом в собраниях. Поистине, это было дело, совершавшееся не по совести и рассуждению. 618 Основная заповедь христианская о любви к ближним называется здесь «законом царским» потому, что все христиане царское священие ( 1Петр.2:9 ) и закон их есть закон Царя Небесного – Бога. Кроме сего, заповедь о любви к ближним имеет царственное, главенствующее значение по отношению ко всем прочим обязанностям в отношении к ближним, как сказано было о сем Самим Иисусом Христом ( Мф.22:39 ). Относившиеся к другим с лицеприятием, видимо грешили против заповеди о любви, поэтому Апостол и напоминает о ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«С людьми рода сего» – правильнее: «с мужами...». Очевидно, здесь противополагается женщина мужчинам: женщина им служит примером! Лк.11:33 .  Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Лк.11:34 .  Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Лк.11:35 .  Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Лк.11:36 .  Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием. Здесь Господь показывает, как напрасно предъявляемое Ему фарисеями требование чудесных знамений. Зачем эти знамения, когда во Христе явился свет божественного откровения, который может быть видим всеми? Нужно только иметь здоровые очи души, чтобы воспринять этот свет. Под «свечою» можно понимать Самого Христа как Свет мира. Комментарии к отдельным изречениям см. Мф.5:15, 6:22–23 . Лк.11:37 .  Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. «Когда говорил» – правильнее: «когда сказал это». «Он пришел» для того, чтобы дать вразумление фарисеям (блж. Феофилакт). Лк.11:38 .  Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Фарисей, вероятно, в душе своей удивился тому, что Христос, только что приходивший в соприкосновение с народом и изгонявший беса, не совершил, садясь за обед, обычного омовения (ср. Мк.7:2 ). Лк.11:39 .  Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Господь начинает здесь обличать фарисеев в ложном благочестии, повторяя то же, что, по Евангелию от Матфея, он высказал в Своей речи против фарисеев в Иерусалиме ( Мф.23 ). Можно полагать, что евангелист Лука только приурочил к этому обеду данные обличения. На самом деле едва ли возможно допустить, чтобы Господь обратился с ними к хозяину дома и его друзьям: настоящее их место именно там, где они находятся у евангелиста Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притом, являясь кому Он хотел, Господь, если можно так выразиться, мог управлять Своею видимостью. С Лукою и Клеопой Он путешествовал, беседовал, возлег на вечерю и вдруг сделался невидим для Своих собеседников (см.: Лк.24:31). Иногда Господь являлся, но так, что Его сначала не узнавали даже очень близкие к Нему люди, постоянно видевшие Его до страданий, и не узнавали до тех пор, пока Он Сам не давал им знать каким-нибудь привычным для них действием. Например, Луке и Клеопе преломление хлеба напомнило былые встречи с Господом, и " онема отверзостеся очи и познаста Его " (Лк.24:31). Тивериадским рыболовам - чудесный лов рыб после повеления ввергнуть мрежу одесную страну корабля (см.: Ин.21:6, ср.: Лк.5:4-5). Марии Магдалине - привычное название по имени (см.:Ин.20:16). Наряду с такой способностью быть по желанию невидимым или видимым не во всех привычных подробностях воскресшее тело Спасителя имело свободу проникать чрез всякие вещественные преграды, не разрушая их. Как вышел Спаситель невозбранно из запечатанного гроба, не тронув ни камня, ни печатей, так и к Апостолам вошел " дверем заключенным " , не открывая их. Вообще прославленная плоть Сына Божия была с земной точки зрения настолько тонка материально, так свободна от обычных нам грубо-вещественных несовершенств и ограничений, что при первом явлении Господа Апостолы сначала " мняху дух видети " (Лк.24:37). Чтобы рассеять это мнение, им необходимо было не только " видеть руце и нозе Его " , не только " осязать Его и видеть... имуща плоть и кости " - необходимо было, чтобы Явившийся данную самими Апостолами " рыбы печены часть и от пчел сот... взем пред ними яде " (Лк.24:39,42,43). Только после этого " возрадовашася ученицы (доподлинно убедившись), что видят своего прежнего Учителя Господа " , распятого, погребенного и, значит, воскресшего (Ин.20:20). Таким образом, Воскресший Господь хотя и возвратился на некоторое время к земной жизни, но уже не принадлежал, в сущности, этому посюстороннему миру даже по Своей телесной природе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Странность эту можно частично объяснить тем, что время открытого служения Иисуса Христа роду человеческому было непродолжительно и что большая часть его была проведена в путешествиях по Палестине, особенно по той ее части, которая называлась Галилеей. Иисус Христос приходил в Иерусалим только на праздники, и то на краткое время, всегда почти удалялся от шумных собраний народа и проповедовал большей частью не там, где полагали враги Его (см.: Ин. 11, 54–57). Поэтому-то были и такие люди, которым, при всем желании их видеть Его, не представлялся такой случай (см.: Лк. 23, 8). С другой стороны, Гамалиил, сообразно своему характеру, вероятно, старался содержать учеников своих, особенно юных, как Савл, в удалении от всех народных собраний, которые в то время редко обходились без печальных последствий. Лишь по окончании своего образования Савл мог отлучиться из Иерусалима в Тарс к своим родителям. И можно ли перечислить все причины, которые могли воспрепятствовать Павлу видеть Иисуса Христа во дни Его земной жизни? Из училища Гамалиилова Савл вышел тем, кем надлежало выйти ученику фарисея — жарким ревнителем отеческих преданий (ср.: Гал. 1, 14). Пылкость характера и юность возраста его были причиной того, что он не перенял у своего наставника самой лучшей, может быть, части его наставлений — искусства соединять с ревностью по вере хладнокровное рассуждение и благоразумную терпимость (см.: Деян. 5, 33–39). Соучастие в убиении архидиакона Стефана, по-видимому, было не первым опытом приверженности Савла к отеческим преданиям, ибо оно не было столь значительно, чтобы первосвященники иудейские вследствие сего решились уполномочить юного фарисея на произведение тех кровавых гонений, которые, как увидим, последовали за смертью первомученика (см.: Деян. 26, 10). Наклонность многих из тогдашних иудеев к языческим обычаям весьма часто представляла случаи к обнаружению патриотической ревности. Едва ли даже Савл (увлеченный пылкостью характера) не состоял в некотором отношении с ужасной в те времена сектой зилотов . Наименование ревнителя , которое он дает сам себе (см.: Гал. 1, 14), расположенность к нему убийц Стефановых (см.: Деян. 7, 58), которые, по всей вероятности, были зилоты , делают эту догадку правдоподобной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Комментарии Елена 11 июня 2023, 12:01 Гордости всё время противопоставляется смирение, а теоретические рассуждения о смирении люди не понимают, у них это часто вызывает недоумение и даже протест. А надо гордости противопоставлять любовь - это ведь несовместимые вещи - а что такое любовь все понимают, и хотя любовь у нас повреждённая, больная, но всё же она есть, потому что иначе это был бы ад. Александр 24 июля 2022, 14:39 Противиться — противодействовать, сопротивляться (воздавать злом за зло). «А Я говорю вам; не противься злому...» (Мф. 5:39). Христос удерживает зло не страхом того же наказания, но будущим осуждением. Послушайте, алчущий и жаждущий правды Божией исследует «меч духовный». Насыщение чтением и изучением Священного Писания сглаживает путь ревнителям благочестия и доставляет способы к легчайшему совершению его. Но необходимо помнить, как нет пользы сеять на заросшем дикими травами месте, которые заглушают пшеницу, так не пользует душу слово Божие, если она скрывает в себе дикие корни похотей и помыслов страстных. Александр 23 июля 2022, 06:19 Господь учил не противиться злому, но всякого обидящего обращать на правый путь своею любовью, смирением и готовностью помочь ему в его нужде (см. Нагорную проповедь — Мф. 5-7). И словом и примером Своим Господь заповедал нам любить ближних своих и даже врагов. Так Он на кресте молился за распинателей (Лк. 23:34). Неисчислимо количество ловушек и различных искусов, неприметно уводящих от истины, сбивающих с очень узкого пути, на котором шаг влево или вправо влечет за собой пленение врагом. Александр 22 июля 2022, 19:14 Не пойму, что рассмешило вас в послании апостола к колоссянам? Чтобы научиться различать, что от Него, а что нет, нужно быть кротким, кто смиряется сердцем, тот делает душу свою способной к принятию Божественного научения. «Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс. 24:9). Непросто потому, что самому научиться, без Его помощи, не получится. инокиня Наталья -- Ирине 18 июля 2022, 22:05

http://pravoslavie.ru/146233.html

       бездны Шеола – это «их пустоты», духов преисподних, которые названы «львы», потому что образ диавола – лев. Душа Распятого уже погружается в бездны «пустот», и Он просит «возвратить» душу – «единственную», поскольку, кроме души, Он лишен абсолютно всего ( Пс.22 /21:21). Пс.34:19             Да не веселятся обо мне враги лживые,                         ненавидящие меня напрасно, да не помигивают глазом. «Враги лживые» – начало богоотступничества есть ложь (см. Пс.4:3; 5:7; 7:15 ):        ложь на святое приводит к вражде на Бога, так возникает сообщество «враги лживые». Ложь о святом есть «ненависть». «Ненавидящие меня напрасно» – без вины, даром (ст.7; Пс.69 /68:5); так возненавидели Мессию ( Ин.15:25 ). «Подмигивают глазом» – среди лжецов было чрезвычайно развито искусство осудительного жеста, когда единомысленные во зле не тратили слов: они подмигивали глазами, подчмокивали («подмигивали») губами ( Притч.16:30 ), «говорили ногами», давали знаки – пальцами ( Притч.6:13 ), а самым выразительным был жест лицемерной скорби и осуждения – «кивать на кого-то головой» ( Иов.16:4 ), как кивали головой на Распятого ( Мф.27:39 ). Пс.34:20             Ибо не мир они говорят,                         но против тех, кто на земле покойны,                         они дела коварные умышляют. «Не мир они говорят» – «говорить мир» (шалом) – это его созидать; «в какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» ( Лк.10:5,6 ). «Они говорят не мир» – мир разрушают. Духовный «мир» есть устроение души, ждущей Мессию и принимающей Его: «взыщи мир и преследуй его» ( Пс.34 /33:15). Миротворение есть главное дело Бога Сына. Враги Мессии дышат ненавистью и бьют, прежде всего, в эту точку – говорят против мира духовного и против тех на земле, кто удерживает «покой». «Покойны» – hap.leg. Пророк Исаия употребляет слово того же корня – «упокоение» (hap.leg.), когда упрекает тех, кто отвергает это состояние мира: Господь «говорил им: «вот покой, дайте покой утомленному, и вот – упокоение«, но вы не хотели слушать» ( Ис.28:12 203 ). Пророк Иеремия употребляет того же корня слово «покой» (hap.leg.): «так говорит Яхве: «остановитесь на путях и рассмотрите, и вопросите о стезях вечных, где он – путь благой (ха-тов), и идите по нему и найдете покой душам вашим». И они сказали: «не пойдем»» ( Иер.6:16 ). То же и снова Христос сказал: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас… и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:28,29 ). С Христом пришел «мир» и произошло великое разделение в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Исаия жил на пол времени между Моисеем и Христом (750 г. до Р. X.). Его пророчества делятся на три части, причем каждая часть начинается призывом и заканчивается серьезным предупреждением. Первая часть от 1:1 по 48:22; вторая – от 49:1 по 57:21; третья – от 58:1 по 66:24. Надо заметить, что призыв каждой части гармонирует с планом Божественного откровения в веках. Так первый призыв обращен к Израилю « Моему народу » (1:3); второй – к язычникам « народам дальним » (49:1); третий – снова обращен к Израилю «Дому Иаковлеву» (53:1): «Ибо Бог не до конца отверг народ Свой, который избрал» ( Рим. 11:2 ). Израильтяне увидят Того, Кого они пронзили и будут плакать о Нем и скорбеть ( Зах. 12:10 ). Исаия дает понятие о двух величайших доктринах: о грехе человека – « все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу » (53:6), и об искуплении во Христе – «как овца веден был Он на заклание » (53:7). Гармония книги Даниила Поразительная философия истории дана в пророчествах Даниила. Посредством двух параллельных символов: « истукана » в главе второй и «четырех зверей » в главе седьмой этим пророком начертана схема всей истории мира от древнейших времен и до последних дней. Книга Даниила охватывает собой весь период, называемый в Писании «временами язычников» ( Лк. 21:24 ). Двойное откровение по одному и тому же предмету убеждает в его серьезности и абсолютной достоверности (См. Быт. 41:32 и Дан. 2:45 ). Гармония Писания еще раз подтверждается сравнением этих двух параллельных символов истории, провозглашенных пророком. Золотая голова истукана (2:32) и Лев – первый зверь (7:4), два символа одной и той же древней Вавилонской империи (2:38), которая возникает в незапамятных днях и кончает свое существование в 558 г. до Р. X. царем Валтасаром (5:30). Серебряная грудь и руки истукана (2:32) и Медведь – второй зверь (7:5) символизируют одновременно двойную монархию Мидо-Персию (2:39–40), которая держала мировую гегемонию вслед за Вавилоном, в начале под управлением Кира (10:1), а потом – Дария (11:1). История ее тянулась до 200 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

- На собственном опыте как Вы можете прокомментировать ситуацию в современной школе - часто у верующих детей возникают проблемы из-за веры? - Я не вижу сейчас какой-то негативной тенденции. Другое дело, что у ребенка могут возникнуть вообще проблемы с одноклассниками. Иногда они могут принять форму проблем из-за веры. Всегда в детской среде могут возникнуть проблемы, если ты другой. Вопрос в том, какой ты другой? Если ты другой крутой (то есть это вызывает уважение), тогда это хорошо. Если ты другой - слабак, тогда это плохо и вызывает неприятие. Слабак не в смысле смиренный, а именно в смысле слабый. Мы же понимаем, что христианская заповедь о том, что нужно подставить левую щеку, если ударили по правой (см.: Мф. 5, 39), - она для сильных, для тех, кто в принципе смог бы себя защитить. Так же и слова Христа: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери... не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26) - не являются призывом к настоящей ненависти. Мне однажды молодой человек сказал: «Я тут прочитал в Евангелии о том, что нужно возненавидеть отца и мать. Все говорят, что это очень сложно. А чего тут сложного, я их и так ненавижу». Понятно же, что эти слова для тех, кто научился любить. Очень важно, чтобы мы не прикрывали собственную несостоятельность или конфликты с окружающими тем, что мы православные. Бывает так, что мы видим причину своих конфликтов с окружающими нас людьми в том, что мы христиане, а на самом деле причина в нашем неуживчивом характере или недобрых поступках. - Должен ли родитель вмешиваться в конфликт между детьми, если ему кажется, что причина все-таки в вере? - Да, в этом случае он должен вмешаться сам и привлечь классного руководителя. У нас ведь на законодательном уровне закреплена неприкосновенность личности, и эта норма должна соблюдаться. И если твоего ребенка бьют в школе, ты должен его защитить. Ты не можешь настаивать на том, чтобы его приняли в ту компанию, в которую тебе хочется, но обеспечить его безопасность, в том числе и психологическую, ты как родитель должен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Новозаветное описание суда Божия сохраняет существенные черты ветхозаветной эсхатологии. Суд Божий будет всеобщим, вселенским судом над всеми народами (Мф 25. 32); благодаря всеобщему воскресению мертвых он осуществится над всеми поколениями людей (Ин 6. 39-40) и окончательно определит судьбы праведников и нечестивых (Мф 25. 31-46; Откр 20. 11-15), знаменуя конец эры греха и начало совершенной жизни с Богом. История в ее нынешнем состоянии упразднится раз и навсегда. В 2 Петр 3. 7-10 говорится об уничтожении огнем прежнего мира. Новый мир и новая жизнь - это «Царствие Божие/Царство Небесное», в к-рое Христос введет праведников (Мф 7. 21; Мк 14. 25 и др.). Новая эпоха будет возвращением мира к изначальному совершенству, утраченному в результате грехопадения (2 Петр 3. 13; Откр 21. 1 - 22. 5). Новозаветное Откровение тем не менее не снимает покрова тайны с Д. Г. Сам Господь не говорит прямо о точных сроках судного дня (Мф 24. 36; 25. 13; Мк 13. 32; Деян 1. 7). Время Второго пришествия - это тайна Божия, неведомая даже Сыну (Мк 13. 32; см. статьи Суд Божий , Эсхатология ). Картины суда и Второго пришествия даются в таинственных образах, характерных для апокалиптической лит-ры (Мф 24. 39-31; 25. 31-46; Откр 20. 11-15 и др.). Отдельные притчи указывают на невозможность рационального осмысления времени события Д. Г. (Мк 13. 34-36; Лк 12. 35-40). Долг христианина в ситуации неведения состоит в дерзновенной готовности ответить на всегда обращенный к нему призыв Господа: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22. 20; см. также: Мф 25. 13; Лк 12. 35-40; 21. 34-36; 2 Петр 3. 10; 1 Фес 5. 1-3; Откр 3. 3; 16. 15). Понятие Д. Г. присутствует также в раввинистической и апокрифической лит-ре, в таких вариантах, как «день суда» (Хагига. 77a; Шемот Раба. 23 ), «день Бога» (или «Его день» - 2 Вар. 48. 47; 49. 2), «день Избранника» (1 Енох. 61. 5). Библейское понятие Д. Г. следует отличать от «дней Мессии» (     - Кантикум Раба. 7. 3; Берахот. 1, 5; ср.: 4 Езд 13. 52) в ранней иудейской апокалиптике, означающих период вечного блаженства праведников, к-рому предшествует воскрешение мертвых и страшный суд ( Смирнов. 1899. С. 208 сл.; Volz. 1934. S. 163 sq., 214 sq.; Strack. 1928. S. 857 sq.).

http://pravenc.ru/text/День ...

Масоретский текст цитируемых в Рим 1. 17, Гал 3. 11 и Евр 10. 38 слов прор. Аввакума о В. представляет ряд трудностей для понимания. Так, евр. имя существительное  , передаваемое в LXX и в новозаветных цитатах греч. πστις, а в Синодальном переводе рус. «вера», в др. случаях употребления имеет скорее значение «твердость», «устойчивость», «верность» и часто появляется в противоположность лжи (  ), т. е. в значении «истина», «искренность», «прямота» ( Jepsen. P. 316-320). Затем, в MT В. (  ) есть присущий праведнику элемент поведения, благодаря к-рому поддерживается его жизнь (букв.: «праведник своей верой будет жить»); LXX рассматривает В. (πστις) как свойство Бога (букв.: «праведник будет жить от Моей веры») и, следов., ставит жизнь праведника в зависимость от В. (  /πστις) Бога. Приведенные в Рим 1. 17 и Гал 3. 11 слова из Авв 2. 4 не содержат притяжательного местоимения при слове «В.»: «праведный верою жив будет» ( δ δκαιος κ πστεως ζσεται), что делает возможным оба варианта понимания. Наличие 3 вариантов этой цитаты в Евр 10. 38 по рукописям (см.: Nestle-Aland) говорит о том, что этот текст представлял трудность для понимания уже в древности. Большинство совр. исследователей толкуют это место согласно МТ. Однако в отношении того, как следует понимать в этом тексте слово   - «вера» или «верность», «искренность»,- единства нет ( Haacker. S. 287). В целом, опираясь на контекст (прежде всего Авв 1. 12-17), утверждают, что в Авв 2. 4 речь идет о стойкости в перенесении искушений, что ясно отражено в Евр 10. 36-39. В. в Новом Завете Синоптические Евангелия Основа богословия В. в синоптической традиции находится в проповеди Самого Спасителя. Высказывания евангелистов о В. содержатся гл. обр. в повествованиях о событиях периода от воскресения Господа Иисуса Христа до Его вознесения (Мк 16. 11, 13, 14; Лк 24. 11, 41). Др. упоминания о В. в словах евангелистов (Мк 2. 5; 6. 6; 16. 14; Мф 13. 58) или в речи проч. участников повествования (Мк 9. 24; 11. 31; Мф 21. 25; Лк 20. 5) обычно представляют собой повторение или обобщение слов Спасителя.

http://pravenc.ru/text/150359.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010