Спасение души, или вечная жизнь, вечное спокойствие и блаженство души, состоит в познании Бога. Как говорит Сам Господь: се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Его же послал еси – Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Но как прийти в сие познание? Сын Божий сказал: испытайте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Посему наставлял апостол Павел Тимофея постоянно углубляться умом в Писание, могущее умудрить во спасение ( 2Тим.3:15 ); ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 ). И ныне, как и всегда, блажен тот человек, которого вразумляет Господь словом Своим и укрепляет душу его, чтобы дать ей покой в бедственные дни. Блаженны слушающие слово Божие и хранящие его ( Лк.11:28 ), помышляющие о нем и утверждающие в сердце своем. Кто вникает в учение Господне и постигает тайны Царствия Божия, в того входит Дух Утешитель, Дух истины, и он обретает радость спасения, душа его почивает во благе. Итак, что же нужно делать, чтобы получить блаженство, вечную радость душе своей? Чтобы оживить душу, умерщвленную грехом, иначе сказать, чтобы воодушевить грешного человека, у которого нет радости спасения, и сделать его наследником жизни вечной, нужно учить и вразумлять его Божиим словом, нужно всегда напоминать ему о Боге. Много значит знание Божественных откровений, разумение истины и помышление о том, что дарует нам Бог через Сына Своего, Иисуса Христа, – много значит. И апостол Христов верно говорит, что помышления духовные суть жизнь и мир души, а плотские помышления соделывают смерть ( Рим.8: 6 ), производят в душе тревогу и вечное беспокойство. Кто помышляет о земном, того конец погибель ( Фил.3:19 ), – сказал апостол Павел. И Давид вещает: снизойдут во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ), все люди, которые не вспоминают Бога и не думают о Нем. Значит, те только спасаются, которые ведут жизнь духовную, делают все согласно со словом Христовым, ибо слова Его суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ). Напротив же, все те, которые поступают по влечению суетного ума своего, у которых все их сокровище здесь на земле и сердце пленено желанием земных благ, все сии, – как говорит апостол, – отчуждены от жизни Божией по причине их невежества и ожесточения (непокорности) сердца ( Еф.4:18 ). Чтобы, по учению Христову, могли мы помышлять не о земном, а о горнем (см. Кол.3:2 ), что только истинно, что достославно, что боголюбезно, или какая есть добродетель, за что будет похвала от Бога, для сего должны мы усердно вселять в себя слово Христово, также вразумлять друг друга псалмами и песнями духовными. Особенно так должны мы делать пред кончиною земной жизни, чтобы напутствовать душу благими впечатлениями, оградить ее миром Божественным, привести ее в тот премирный покой, который соблюдает сердце и помышления во Христе Иисусе ( Фил.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Лк.8:4 . «Собралось множество народа»: это было на берегу Галилейского моря или Тивериадского озера ( Мф.13:1–2 ); народу собралось столько, что Господь сел в лодку и отплыл немного от берега, поучая из лодки «притчами много». – О притче см. прим. к Мф.13:2 . Лк.8:5–15 . Притча о сеятеле и семени изложена у ев. Луки совершенно сходно с ев. Матфеем ( Мф.13:3–9 ) и Марком ( Мк.4:3–9 ). Причина учения притчами изложена здесь короче, чем в первом Евангелии (ст. Мф13:10–17 ) и более сходна с Марковым Евангелием (ст. Мк.4:10–12 ) -– Объяснение самим Спасителем притчи о сеятеле и семени у всех троих евангелистов одинаково. Во всем этом сказании есть различие в некоторых только выражениях, и то не во многих; общий же смысл притчи и объяснения совершенно одинаков, а равно и частные черты. См. прим. к Мф.13:3–23 . Мк.4:3–20 . Лк.8:16–18 . Приточные изречения о свече, о тайном и явном, об оскудении и приумножении, изложены так же, как у ев. Марка ( Мк.4:21–25 и прим.). У ев. Матфея в этом месте поставлено только одно изречение об оскудении и приумножении, другие же два изречения изложены в других местах (Мф.5и Мф.10:26 ). Вероятно некоторые изречения Господь повторил не раз (ср. Мф.13и Мф.25:29 ), и евангелисты поставляют их в том или другом месте по своему усмотрению. Главное дело не в том, когда сказано, а в том, что и как сказано, и если изречения изложены одинаково, то особой нужды определять – когда именно сказано то или другое изречение – нет, и усилия напрасны, когда точно определить этого возможности нет . Лк.8:19–21 . Сказание ев. Луки о приходе к Господу Пречистой Матери Его и братьев короче, чем у первых двух евангелистов (ср. Мф.12:46–50 . Мк.3:31–35 и прим.), но совершенно согласно с ними. Лк.8:22–25 . Об укрощении бури ев. Лука повествует согласно со сказанием ев. Марка ( Мк.4:37–41 ); сказание же ев. Матфея ( Мф.8:23–27 ), в общем совершенно сходное с ними, разнится в двух частных чертах: по нему Господь упрекает учеников за маловерие прежде укрощения бури, по ним – после; по сказанию Матфея «люди», плывшие с учениками, изумлялись чуду, по сказаниям Марка и Луки – сами ученики. Это различие очевидно не имеет никакого значения в отношении к достоверности самого события: когда бы ни был сделан упрек – все равно, и поместить его ранее или позднее – все равно; что же касается до удивления свидетелей чуда: то его конечно выражали и Апостолы, и другие плывшие с ними и – один евангелист выставляет на вид более последних, а другие первых. – Объяснение см. в прим. к Мф.8:23–27 . Мк.4:35–41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Господь обратился к этому человеку по имени и сказал: «Закхей, слезь, сегодня Мне подобает быть в дому твоем» (см.: Лк. 19, 5). И этот грешник, этот чиновник, хапуша, алчный человек спустился с дерева и, радуясь, как верный слуга повел Спасителя к себе в дом. Там он слушал Его божественные слова, и сердце его исполнялось любовью к Богу. Закхей вскочил и сказал: «Господи, я пол-имения раздам нищим, и всем, кого я обидел, возвращу вчетверо» (см.: Лк. 19, 8). Примеры таких людей мы видим, к счастью, и в нашем народе. Господь посещает сердца тех самых людей, которые казалось бы закоснели в своем грехе: чиновников, власть предержащих, которых народ часто проклинает за их алчность. Господь посещает их сердца. А окружающие нередко говорят с завистью и осуждением Христу: «Господи, посмотри, Ты зашел к грешному мужу». Но милосердный Господь пришел спасти мытарей и грешников – всех нас. Он видит помышление человека и входит в дом его сердца, когда видит любовь и искреннее желание к покаянию. «Спасение дому сему, — сказал Господь, — сей сын Авраамов спасся» (см.: Лк. 19, 9). Вот какой замечательный пример показал сегодня всем этот маленький человек, который две тысячи лет назад жил земле. Хочется пожелать нам всем веры Закхея мытаря, этой готовности принять Христа, несмотря ни на какое наше положение, ни на какие наши грехи. Искренняя вера, иногда наивная, чистая, это и есть спасение для всех нас, мытарей и грешников, которых пришел спасти Господь. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анастасия 20 января 2018, 17:44 Может потому, что Закхей был алчным, но не гордым. А я вот на дерево на глазах у всех не полезу: а что люди скажут? Иван 20 января 2018, 17:28 Спасибо, всё правда! Валентина 16 февраля 2016, 11:34 Спасибо иеромонах Игнатий за эту поучительную, необычную проповедь. Прочитав её, надеешься, что ещё не всё потеряно, что возможны перемены в мыслях и поступках. Александр 14 февраля 2016, 22:04 Упоминание в Святом писании о Закхее это яркая иллюстрация одной из заповедей о неосуждении ближнего. Ибо только Господь ведает душу каждого из нас грешных.

http://pravoslavie.ru/90654.html

Вот почему апостолы говорят: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» ( 2Кор. 3:5 ). Вот почему и Спаситель говорит: «не заботьтесь, как или что сказать, дасться вам, что говорить» ( Мф. 10:19 ). Видишь, и мысль и даже самое слово (вдохновение) приходят к нам отвне. Это, впрочем, в состоянии благодати и в случае нужды. Но и в обыкновенном нашем положении все светлые мысли от Ангела Хранителя и от Духа Божия, тогда как, напротив, нечистые, темные – от нашего поврежденного существа и от диавола, всегда приседящего нам. Как же нужно вести себя христианину? Бог Сам производит действие в нас ( Флп. 2:13 ). Вообще везде в мире мы видим царство мысли, как во всем составе видимого мира, так в частности – на земле, в обращении и жизни земного шара – в распределении стихий света, воздуха, воды, земли, огня (в сокровенности), тогда как другие стихии разлиты во всех животных – в птицах, рыбах, гадах, зверях и человеке, в их мудром и целесообразном устройстве, в их способностях, нравах или привычках, в растениях, в их устройстве, в питании и прочее, словом – везде видим царство мысли, даже в бездушном камне и песчинке (6). Мы от других часто слышим или читаем нередко в сочинениях других то, что Бог положил на наши умы и сердца, что мы сами лелеяли, то есть часто мы встречаем свои любимейшие мысли у других и мечтаем, как будто бы они у нас взяты и будто они новые и составляют исключительно нашу собственность. Мысли самолюбивые! Как? Разве не един Господь Бог разумов, разве не един Дух Его во всех ищущих истины? Разве не един Просветитель наш, просвещающий всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:9 )? Слава Единому, слава всех любящему и всем неоскудно подающему дары свои духовные и телесные! Слава не зрящему на лица и открывающему тайны Своей любви, всемогущества, премудрости младенцам (см. Лк. 10:21 ) (6). Ложные мысли в вере тотчас сами себя обличают, убивают сердечную жизнь – знак, что они происходят от лжеца, мечтателя, имущего державу смерти, – диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глупый, он наклоняет выю и становится, как … конь, как лошак несмысленный… ( Пс. 31:9 ). Вот он уже готов броситься в постыдные объятья, как вдруг женщина, подобно легкой тени, с ужасающим воплем исчезает из его объятий. Тогда множество злых духов слетелось на это зрелище с громким воплем, со злыми насмешками: “А! Это ты, возносившийся до небес, теперь низринулся до ада! Теперь понимаешь слова: …всякий возвышающий сам себя унижен будет ( Лк. 14:11 ). Тогда он, как бы помешавшись в уме, не вынося позора обольщения, обманывает сам себя еще сильнее, чем был обманут демонами. Вместо того, чтобы подумать о восстановлении своего духа, о возобновлении борьбы, вместо того, чтобы искупительными подвигами – слезами и сокрушением сердца – изгладить вину прежнего самопревозношения, он, в отчаянии, предался, по слову Апостола, всякой нечистоте с ненасытимостью ( Еф. 4:19 ). Вернувшись к мирской жизни, он сделался добычей диавола: теперь он избегал даже свидания со всеми святыми, чтобы кто-нибудь спасительными советами не извлек его из погибели. Разумеется, если бы он пожелал, как прежде, вести воздержную жизнь, он, без сомнения, возвратил бы прежнее достоинство и благодать.” (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 15). 887. Женщина, плененная татарским ханом, предала своего мужа-воина, шедшего спасти ее См. также: Женщина ; Коварство . Однажды татары пленили у одного воина жену. Он взял секиру и своего пса и пошел вслед за ними. Татары, остановившись в одном селении, упились и спали, как мертвые. Воин секирой отсек всем им головы. Войдя в одну комнату, он увидел свою жену, лежащую с татарским князем на одре, который также спал, упившись вином. Жена, увидев мужа, разбудила варвара. Он вскочил и начал биться с воином. Одолев воина, он уже сел на него и, вынув нож, хотел заколоть. В этот момент собака, видя своего хозяина в опасности, стремительно бросилась на князя и стащила его. Воин, встав, убил князя и, взяв жену свою – новую Далиду ( Суд. 16 ), поступил с ней, как захотел. О беснование женское, оно злее зверей! Зверь избавил своего господина от смерти, жена же предала его на смерть. (Волоколамский патерик. Л. 41). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Прославление новомучеников и исповедников Церкви Русской на этом Соборе оставило неизгладимый след в истории Русской и Вселенской Православной Церкви. Прославляя новомучеников, мы чувствуем, какая благодатная сила хранит Церковь и наше Отечество, потому что они показали мужество, стойкость и твердую веру в нашего Спасителя в годы тяжелых гонений. У нас осталось множество свидетельств об их исповеднической жизни. Много лет перед этим Синодальная комиссия по канонизации святых изучала мученические акты и собирала свидетельства об их кристальной жизни, твердой вере и любви к своему земному Отечеству. Их память и наставления сегодня нас вдохновляют на то, чтобы исполнять заповеди Божии и жить в согласии с учением и верой Христовой. Я очень рад, что сегодня мы совместно прославили новомучеников и исповедников Церкви Русской. Вместе с этим Церковь начинает готовить нас к Великому и спасительному посту. Сегодняшнее Евангелие (см. Лк. 19:1-10) напоминает нам о том, как близок нам Господь. Кажется, такая житейская картина: малый ростом человек за множеством людей не может увидеть Христа. Тогда, как повествует Евангелие, он залез на дерево, чтобы увидеть Господа, проходящего мимо. Христос, взглянув на него, сказал: " Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме " (Лк. 19:5). И вот этот мытарь, которого ненавидели люди, роптавшие, что Христос зашел ко грешному человеку, перерождается. Исполненный радости, он говорит: " Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо " (Лк. 19:8). Христос отвечает: " Ныне пришло спасение дому сему " , ибо Он пришел " взыскать и спасти погибшее " (Лк. 19:9-10). Какое это назидание для нас, возлюбленные братья и сестры, и для тех, кто с младенчества крещен, кто служит Господу в сане пресвитера или епископа, и для тех, кто, может быть, в первый раз пришел сегодня в храм и услышал эту весть! Как близок Господь каждому человеку, как хочет Он спасти всех нас, ради которых Он пришел на землю и пострадал.

http://patriarchia.ru/db/text/5371631.ht...

Соблазн увидеть Господа царем земным был очень велик. Толпы людей хотели провозгласить его правителем, но Господь уклонился от них (см. Ин. 6:15). Даже апостолы ждали момента земной славы Спасителя и спрашивали: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6). Иисус Христос подготавливает Своих учеников к мысли, что Он не станет правителем земным. В Иерусалим Он идет не как триумфатор, а как кроткий Агнец, избранный в жертву за грехи всего человечества. Когда Господь входит в Иерусалим, люди встречают Его с пальмовыми ветвями, восклицая: «Осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:9). Они видят в Нем будущего правителя, который победит всех врагов Израиля, даст еврейскому народу главенство над другими народами Земли и будет их царем. Въезд в Иерусалим на осленке воспринимался просто как чудачество. Когда же стало понятно, что Христос не ищет земной власти, толпы людей быстро в Нем разочаровались и в озлоблении стали кричать: «Распни, распни Его!» (Лк. 23:21). Господь являет пример свободы от человекоугодия. Он все делает исключительно ради нашего спасения. Перед страданиями и крестной смертью Господь позволяет открыто прославлять Себя как Мессию: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19:38). Хотя и знает цену этому восторгу. Иисус Христос желает укрепить апостолов, чтобы они остались верными Ему. По этой причине Спаситель отвечает фарисеям, которые требовали запретить ученикам Христовым открыто славить Его: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Иисус Христос основал Церковь — корабль спасения, а апостолы должны были стать ловцами человеков (Мф. 4:19): приводить людей в Царство Небесное. Для этого ученики Господни должны были утвердиться в вере, что Иисус Христос — Спаситель, чтобы после Его воскресения выполнить на земле свою миссию. Оказывается, грандиозное дело переустройства мира начинается с изменения конкретной человеческой души. Сначала это были апостолы — ближайшие ученики Господа, а теперь все мы, христиане, однажды пожелавшие покаяться и стать частью Церкви Христовой.

http://pravoslavie.ru/138893.html

Прибыв в Гермополь, в место под названием Сатина, Иисус и его родители подошли к большому языческому храму, где находились 365 идолов: по одному на каждый день года. Как только Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках переступила порог капища, присутствие Того, Кто есть путь, истина и жизнь, повергло наземь всех стоявших там кумиров и сокрушило их, по слову пророка: «Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы египетские, и сердце Египта растает в нем» (Ис. 19: 1). Пробыв некоторое время в Египте , Иосиф, извещенный ангелом о смерти Ирода, получил от него повеление возвратиться в землю Израилеву (см.: Мф. 2: 19–20). Святое Семейство миновало Вифлеем, располагавшийся слишком близко от Иерусалима, где правил теперь Архелай, жестокий и вероломный сын Ирода. Иосиф получил во сне откровение идти в Галилею. Там он поселился в небольшом городке Назарете, «да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2: 23). Этот эпизод, в Евангелии от Матфея следующий сразу вслед за рассказом о рождении Христа и поклонении волхвов, должен был произойти, по меньшей мере, 40 днями позднее, после принесения Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, о чем повествует св. ап. Лука (см.: Лк. 2: 22–38). Память бегства Пресвятой Богородицы в Египет содержится в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. См. повествование о патриархе Иосифе: Быт. 37 и далее. Там же нашел убежище Иеровоам (см.: 3 Цар. 11: 40). В то время в Египте проживало около миллиона евреев. Такое толкование мы обычно находим у святых отцов. Она изложена в апокрифическом «Евангелии от Матфея». Пребывание Святого семейства в Египте длилось, по различным толкованиям, от неполных двух до пяти лет. 8 января 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Александр 9 января 2013, 00:38 Очень интересно, спасибо! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58618.html

Никто не говорит, что вообще не нужно откладывать часть честно заработанных средств, но во всем должна быть разумная мера. Если человек сэкономил деньги, чтобы помочь кому-то, или он собирает их на большую покупку — это понятно и разумно. Нет греха в том, чтобы откладывать средства с зарплаты на необходимую цель: квартиру для семьи, машину, на лечение ребенка, поездку в святые места или на отдых, но копить их, как пушкинский скупой рыцарь, без особой нужды — греховно. Воровство — более тяжелое прегрешение. Мотивируется оно сребролюбием, но это уже следующий шаг на пути греха. Человек не просто бережет свое, а похищает то, что ему не принадлежит, или лишает человека тех средств, которые ему положены. Еще в земной жизни за этот грех бывает расплата: описано немало случаев, когда люди, совершавшие кражу, становились слепыми. Например, в житии преподобного Кирилла Новоезерского рассказывается, как разбойники прибыли к Красному острову, чтобы обокрасть монаха. Преподобный напомнил им, что «есть грозный суд правды Божией», но злодеи не вняли его словам и большинство из них ослепли. Когда разбойники раскаялись, святой отпустил их, но сказал: «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду». Был и другой случай, когда воры сняли с монастырского храма колокола. Они так и не сумели переправиться на другой берег, а по попущению Божию вернулись в обитель. Преподобный Кирилл сказал им такие слова: «Еще не бывало того, чтобы кто-то был счастлив чужим добром. Алчешь чужого — потеряешь свое». Святой поручил накормить разбойников и с миром отпустил их. Но наказание за воровство на Земле — даже благо, оно дает возможность при жизни покаяться и искупить свой грех, а на мытарствах — загробных испытаниях души этот грех становится препятствием по пути на Небо. Тогда человек уже не может что-либо исправить и, если в земной жизни брал чужое, подвергается вечному наказанию. Человек видит несправедливость в том, что кто-то имеет больше финансов и возможностей. Но нам никто и не гарантировал царство справедливости на земле. Христианин призван во всем следовать за Господом (см. Лк. 9:23). Но что Спасителя ожидало в этой жизни? Клевета и страдания. Если хотим быть Его последователями, то и нам следует идти спасительным путем, который дан Иисусом Христом. Только безропотно претерпевая скорби на земле, можно надеяться на блага в жизни будущего века (ср. Лк. 21:19).

http://pravoslavie.ru/132180.html

Вступая на стезю многотрудного архипастырского делания, помни о том, что с этого самого момента не должно быть у тебя иных попечений, кроме заботы о данном тебе в удел народе Божием. Наитием Духа Утешителя ты получил полноту даров апостольства. Каковы же эти дары, которые тебе предстоит употребить во благо Святой Церкви? «Каждому дается проявление Духа на пользу» , — свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 12:7). Одним дается слово мудрости и знания , иным дары исцелений и чудотворений , другим — пророчество и различение духов , третьим — разные языки и их истолкование (см. 1 Кор. 12:8-10). Но главный дар, переданный всей Церкви через первых учеников Господа, — это дар веры и возможность исповедания Христа. «Итак, идите и научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» , «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» , — заповедал Спаситель (Мф. 28:19-20; Мк. 16:15). В этом и заключается самая важная цель епископского служения, на которое ныне поставлен и ты дивным промыслом Небесного Владыки. Проповедуя Христа Распятого и Воскресшего, не бойся столкнуться с трудностями, со скорбями и непониманием людей. Сегодня человек искушается многими опасными для спасения души идеями. И в этих условиях Церковь призвана с особой силой свидетельствовать миру о едином на потребу (см. Лк. 10:42), об исключительной важности духовного измерения в жизни человека. Сугубую актуальность эта миссия имеет среди молодого поколения, поскольку оно особенно чутко воспринимает веяния времени и легче поддается соблазнам века сего. Подобно тому, как муж благоразумный строит свой дом на камне, так что и реки, и ветры не могут поколебать его (см. Мф. 7:24-25), научай юношество вере, приобщай его к традициям Православия, ибо это и есть то прочное духовное основание, на котором должно строить свою жизнь. Памятуя о высокой ответственности епископского звания, не забывай о том, что ты должен быть во всем образцом для твоей паствы, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Пусть руководством для тебя станет наставление преподобного Антония Великого никому не предлагать того, никого не учить тому, чего прежде сам не исполнил на деле (прп. Антоний Великий//Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием Брянчаниновым).

http://patriarchia.ru/db/text/2955465.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010