В апостоле Фоме духовная жизнь была сосредоточена преимущественно на деятельности рассудка. Он любил составлять независимые, устойчивые взгляды и к тому, что не соответствовало его идеям, обнаруживал малую восприимчивость. К факту Воскресения Христова отнесся узко рассудочно, требуя внешних осязательных доказательств. Господь ограничивал в апостоле Фоме его излишнее доверие к своему рассудку, очищал его веру внушением веровать по высшим нравственным побуждениям, позволил вложить в Свои ребра его персты (см.: Ин. 20:27).    Точно так же пастыри у пасомых с рассудочным направлением души должны ограничивать излишнее доверие рассудку в религиозной области, учить их живому, сердечному отношению к сверхрассудочным положениям.    Апостол Иуда Искариотский, по Евангелию, как человек практического склада, умел сообразовываться с обстоятельствами, был предусмотрителен, энергичен и решителен. Все его мысли и чувства вращались вокруг денег и властолюбия. По мере выяснения духовного характера неземного Царства Христова, Иуда, дотоле преданный Спасителю и любивший Его, охладел к Нему, подчинился корыстолюбию, воровству и закончил свою несчастную жизнь предательством Господа и самоубийством. На Иуду Господь воздействовал одними кроткими и мягкими мерами, поставлял на суд его совести и окружал всеми проявлениями трогательной любви. Неоднократно Иуда слышал из уст Господа, что его предательские замыслы известны Господу. И до конца Своего служения Спаситель не переставал охранять предателя от негодования прочих Апостолов и печалился о его судьбе.    Воспитание пастырями пасомых, чрезмерно увлекающихся одной практичностью материального порядка, должно сводиться к следующему. Их внимание осторожно и постепенно следует останавливать на высших, важных сторонах духовной жизни, помогать им самостоятельно постигать личное заблуждение и действовать только кроткими мерами. Иначе они ожесточатся.    Весьма труден был высокий подвиг Пастыреначальника, не столько в связи с переносимыми унижениями, оскорблениями и насмешками, сколько из-за одиночества. Носимый Им крест пастырства утяжелялся фарисейскими издевательствами, враждой, попытками уловить словом (см.: Лк. 11:53—54), свергнуть с Назаретской горы (см.: Лк. 4:28—30), неверием братьев (см.: Ин. 7:5), непониманием характера Его деятельности и Искуплений Апостолами (см.: Мф. 16:21—23; Лк. 9:45). Апостолы ждали наступления земного Христова Царства (см.: Деян. 1:6), тогда как оно было не от мира сего (Ин. 18:36). Великой тяжестью для Спасителя было постоянное присутствие около Себя Иуды. На Тайной вечере Господь преклонял пред ним колена и умывал ему ноги. Когда же Иуда внутренно окончательно перешел на сторону зла, Спаситель возмутился духом (Ин. 13:21) и сказал ему: Что делаешь, делай скорее (Ин. 13:27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

53:10–12 Увенчанный славой и почетом. В этих стихах происходит полнейшее оправдание. Преследователи исчезают из поля зрения, уступая место откровению о Господе (что подчеркнуто в ст. 10; ср.: Деян. 4:28 ) и Рабе (12, предал душу Свою на смерть) как основных исполнителях того, чему надлежит свершиться. Далее в каждом стихе совершенно ясно подразумеваются воскресение и победа Раба, причем приводится еще больше подробностей Его оправдания, нежели в ст. 4–6. 10 Жертвой умилостивления было такое жертвоприношение, которое подразумевало возмещение или удовлетворение. Из еврейского текста можно понять, что «Его душа» (т. е. Он Сам) или Господь приносят жертву, однако ст. 12 не оставляет сомнений в самопожертвовании Раба. 11–12 Остальные стороны Его спасительного труда описаны как имеющие отношение к оправданию, несению на себе греха, отождествлению (к злодеям причтен был; ср.: Лк. 22:37 ) и ходатайству, т. е. посредничеству. Здесь Он представлен как священник и как жертва, патриарх (10б) и царь. Наконец, выражение многих… многих в ст. 11–12 (то же слово в ст. 12 переведено как великими), за которых пострадал Один, вновь появляется во исполнение начального обещания (ср.: 52:14–15, «многие… многие»). 54:1–17 Распространившаяся отчизна Изобилие, мир и безопасность, о которых идет речь в этой главе, вытекают из только что описанных покинутости и смерти, которые, начиная с 52:13, прерывают описание великого возвращения домой. Выражаясь христианской терминологией, за Голгофой следут растущая церковь гл. 54 и евангельский призыв гл. 55. 54:1–10 Жена и мать. Павел связал этот отрывок с историей Сарры и Агари (ср.: Гал. 4:27 ) и видел здесь прообраз истинной церкви, которой Господь пошлет много духовных детей (см. также: 49:14–23). Обещание распространения по всему миру (3; ср.: 49:19) и намек на будущее потомство (2) получили стойкое подтверждение в апостольские времена. О метафоре согрешившей жены см.: 50:1; однако здесь на первый план выходит горячее сочувствие, не обвинение, но боль (6) отчуждения и нежность воссоединения (7–8), постоянство этих чувств безусловное и незаслуженное (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

понедельника - воспоминание воскрешения Лазаря (см. Лазарева суббота ), к-рое в вост.-сир. традиции, вероятно, перенесено на этот день (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 143-152). В западно-сирийском обряде эти дни посвящены приближающимся Страстям Христовым; особо подчеркивается тема исполнения ветхозаветных пророчеств и прообразов Страстей (в частности, во вторник - жертвоприношения Авраама); песнопения повествуют также о том, как вожди иудеев задумали убить Христа. Необычный чин «восхождения на Небеса» (иначе - «чин светильников», или «чин 10 дев») совершается на ночной службе Вел. понедельника: священники и диаконы в полном облачении совершают торжественное шествие с крестом и Евангелием из северных дверей алтаря к юж. (или вокруг храма), при этом поются Пс 117 и особые песнопения. Затем в полной темноте поются Пс 50, ряд гимнов и читаются Иер 18. 18-22, Деян 3. 22-26, Евр 5. 12-14 и Мф 25. 1-13, возглашается ектения, священник подходит к алтарной завесе и трижды касается ее крестом. Завеса и двери отверзаются, возжигаются все светильники в храме, и процессия входит в алтарь (Ibid. P. 172-173). Многочисленные библейские чтения на дни Страстной седмицы характерны для практики Коптской Церкви (http://www.bombaxo.com/coptic.html [Электр. ресурс]). На латинском Западе богослужения первых 3 дней Страстной седмицы совершаются в целом по чину будних дней Великого поста. Чтения мессы по тридентскому чину (принятому в католич. Церкви до сер. XX в.): Ис 50. 5-10, Ин 12. 1-9 (Вел. понедельник); Иер 11. 18-20, Мк 14. 1 - 15. 46 (Вел. вторник); Ис 62-63, Ис 53, Лк 22. 1 - 23. 53 (Вел. среда); по совр. чину (см. ст. Novus ordo ): Ис 42. 1-7, Ин 12. 1-11(Вел. понедельник); Ис 49. 1-6, Ин 13. 21-33, 36-38 (Вел. вторник); Ис 50. 4-9, Мф 26. 14-25 (Вел. среда). В амвросианском обряде Евангелия мессы иные: Лк 21. 34-38, Ин 11. 47-54, Мф 26. 1-5 (соответственно в Вел. понедельник и Вел. среду); после реформ, последовавших за II Ватиканским Собором, ветхозаветные чтения мессы амвросианского обряда (ранее совпадавшие с рим.) заменены на чтения из книг Иова и Товита (к-рые ранее читались в Вел. понедельник и Вел. среду на часах в составе чина оглашения), а Евангелие Вел. понедельника заменено на Ин 12. 27-36 (Евангелие Вел. вторника оставлено без изменений, Вел. среды продлено за счет стихов 14-16). Византийская гимнография

http://pravenc.ru/text/150085.html

Слово Божие научает, обличает, исправляет, наказует, утешает. МОЛИТВА просвещает, вразумляет, помоществует, и содержит в христианском деле (3:213). Слово Божие есть оружие духовное против врагов Глагол Божий – меч духовный, по словеси Апостола: «и меч духовный, иже есть глагол Божий» ( Еф. 6, 17 ), – есть такожде оружие на врагов. Сим оружием поразил Сам Христос сатану, егда от него искушаем был в пустыне, и противу предложенных его козней Писание приводил, которым посрамлял искусителя ( Мф. 4, 1–11 ). Тако образ подал и нам в нужных случаях темжде оружием противу его с Божиею помощию боротися. К отчаянию ли нас приводит, – милосердие Божие, грешником кающимся обещанное, да предлагаем. В гордость ли возносит, – отвещаем ему, яко земля и пепел есмы, и яко «всяк возносяйся смирится» ( Лк. 18, 14 ), и «гордым Бог противится» ( 1Пет. 55 ). Сребролюбием ли, сластолюбием и прочими стрелами хощет уязвить нас, приличныя противу стрел его из тогожде Писания да взимаем пособия (3:443–444). Слово Божие и МОЛИТВА есть оружие христианское (4:53). Понеже слово Божие и молитва суть оружие христианское: то кто слово Божие и молитву оставляет, тот делает так, как воин, который, будучи на брани, меч и оружие с себе бросает, и знак, что врагу же уступил (4:51) (также 1:102, см. БРАНЬ , 120) (4:48, см. БРАНЬ, 124). Христианин защищается от демонов словом Божиим (4:54, см. ЧЕЛОВЕК , 1170). Слово Божие предостерегает от козней диавольских и прелестей мира (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ , 900). Христианин без слова Божия, что воин без меча (4:48, см. БРАНЬ, 124). Слово Божие отгоняет мятеж мирских похотей от души (4:69, см. ХРИСТИАНИН , 1114). Слово Божие рассеивает сомнения о возможности воскресения (3:202, см. ВОСКРЕСЕНИЕ , 183). Слово Божие написано для всех, так как Бог хочет всем спастись Слово Божие как всем вообще, так всякому особенно, мне и тебе, и другому равно предано и написано. Ибо БОГ лица человеческаго не приемлет, но «всем хощет спастися, и в разум истины приитти» ( 1Тим. 2, 4 ). Потому и слово Свое святое ради всех и всякого повелел написать, дабы всяк читаючи или слушаючи его, могл СПАСЕНИЕ вечное получить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Напротив того, ту душу, которая во время земной жизни утопала в грехах, лютые демоны низвлекут во ад. О братия! Невыразимы те муки, которые ожидают грешников в темницах преисподней. Там мрак вечный и вместе огнь неугасающий; там скрежет зубов, там червь неусыпающий. Там раздаются непрестанные вопли и стоны! умоляют о милости; но нет никого, кто бы слышал и обращал внимание на самые убедительнейшие и жалостнейшие моления. Там просят помощи и избавления; но нет никого помогающего и избавляющего. " Невозможно передать словом, — говорит святой Кирилл Александрийский, — невозможно изобразить и представить себе бедствия и страдания, которым подвергаются души, низверженные в пропасть адскую. Изнемогают всякие уста человеческие к объяснению страха и трепета, которые объемлют узников адских; нет уст человеческих, могущих выразить томление и плач их " Братия, постараемся благочестивою жизнью избегнуть лютых адских мук и наследовать Царствие Небесное. Кто из вас доселе жил благочестно, тот да продолжает таковое жительство. Кто доселе позволял себе проводить жизнь греховную, тот да принесет покаяние, и отселе да начнет проводить жизнь добродетельную. Живу Аз, глаголет Господь, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему Аминь. Пс. 50:17 Мф. 18:17 1Цар. 13:13 1Цар. 15:22-23 1Ин. 5:14 Мф. 7:21-23 Алфавитный Патерик; Житие преподобного Макария Великого, египетского. Четьи-Минеи. 19 января Мф. 11:29 Слово 4-е. О послушании Флп. 2:8 Пс. 114:6 Пс. 26:4 Пс. 5:8 Слово пр. Марка Подвижника. О мнящихся от дел оправдитися, гл. 35. Доброт., ч. 1. " Молитва добродетелью называется, аще и матерь добродетелей есть: раждает бо оныя от соединения со Христом " Мф. 7:7-8, 11 Мк. 11:24-25 Лк. 22:40 Мф. 5:7 Ин. 2, 13 Пс. 31:5 1Ин. 1:9; 2:1-2 Ин. 6:53-54 Лк. 21:19 Мф. 24:13 1Пет. 2:21 Апок. 3:19 Евр. 12:5-7 Флп. 1:29 Лк. 23:42 Иов 2:10 Иов 1:21 См. Требник, последование малой схимы Пс. 1:1-2 " Цветник " священноинока Дорофея; святой Петр Дамаскин. О чтении по Бозе, О рассуждении, кн. 1. Доброт., ч. 3 и многие другие отцы

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Об этом свидетельствуют ритмичность упругих предложений, прозрачность стиля Пролога». — Данн Д.Д. С. 176. 859 При этом уточняется, какие фразы могли быть им добавлены в изначальное поэтическое произведение. — см.  Данн Д.Д. С. 176. 860 См.  Антонини Б. о. Экзегезис книг Нового Завета. М. 1995. С. 37. 861 На эти три части обычно делят и богослужебные пасхальные чтения, распределяя их для чтения «между разными языками». 862 Кассиан, еп. Водою и кровию и духом. С. 44. 863 Кассиан, еп. Водою и кровию и духом. С. 44. 864 Кассиан, еп. Водою и кровию и духом. С. 47. 865 См.  Сорокин А., прот. С. 278. 866 См.  Charpentier E. P. 98. 867 Продолжение и завершение этой новизны христианства, точнее, его богословия воплощения, обнаружилось в спорах по поводу иконопочитания, разгоревшихся в Церкви несколько столетий спустя после Христа и приведших к краеугольному исповеданию VII-ro Вселенского собора. 868 «И Евангелие от Иоанна, и Первое Послание Иоанна настойчиво подчеркивают реальность земной жизни Иисуса и, таким образом, сохраняют единство и преемственность между земным Иисусом во плоти и превознесенным Сыном Божьим». — Данн Д.Д. С. 89. 869 См.  Гатри Д.С. 189. 870 Перевод ТОВ: Fatigué du chemin, Jésus était assis tout simplement au bord du puits. 871 Данн Д.Д. С. 68. 872 Особенность, которую не решился передать ни один из русских переводчиков Нового Завета: если в ст. 26, 31, 49-53, 58б употребляется нейтральный глагол fagei/n («есть»), то в ст. 54, 56, 57, 58в — trwgei/n («грызть, жевать»). Л. Лутковский (Евангелие. Киев. 1990), напротив, перевел trwgei/n более вежливым глаголом «вкушать» — прим. перев. 873 Данн Д.Д. С. 210; ср. С. 324. 874 Данн Д.Д. С. 325. 875 «Не нужно показывать, что антидокетическая полемика — главное в четвертом Евангелии. Этого нет». — Данн Д.Д. С. 326; ср.  Гатри Д.С. 218. 876 Шнакенбург Р. С. 147. 877 Не по отношению ко Христу — в Лк. (7, 12; 8, 42; 9, 38), но чтобы это увидеть, нужно обратиться не к СП, а к славянскому тексту. Также см. Евр. 11, 17. 878

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Домашнее задание Заполните таблицу о соотношении Евангельской истории с историей св. Стефана (в Приложении 9). Из чего следует, что проповедавший в Самарии Филипп не апостол из Двенадцати, а один из Семи мужей? (См. Деян. 8. 1, 14–17 ). Проследите по карте из Библейского атласа маршрут миссионерских путешествий св. Филиппа. Конечный пункт – Кесария, где, судя по указанию Деян. 21.8 , св. Филипп остался жить. эпизоды в Евангелии связаны с Самарией? (См. таблицу о соотношении Лк. и Деян. Приложение 3). соотнести указание на невозможность для евнухов присоединиться к народу Божию во Втор 23. 1 и пророчество Исайи: «Господь так говорит об евнухах, которые хранят Мои субботы, и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис 56.4–5 )? См. другие его пророчества о возвеличении тех, кто унижен людьми ( Ис 52–53 , а также 35 и 54. 1.). С чем связывается исполнение этих пророчеств? Найдите на карте из Библейского атласа области и города, связанные со служением ап. Петра. значение имели постановления ВЗ, запрещающие вступать в тесные контакты с язычниками? Как соотнести их с откровением ап. Петру о призвании язычников в Церковь ? В чем значение крещения Корнилия как переломного момента в жизни ранней Церкви? сообщение о символическом значении видения ап. Петру (см. Приложение 12). Сравните повествования об обращении Савла в 9, 22 и 26 главах книги Деяний. К). сообщение об ап. Варнаве (см. Деян. 4, 9 и 11 гл.). сообщение о прозелитах (см. Приложение 10). сообщение о римской армии (см. Приложение 11). Словарь, Антиохия Сирийская, Аравия, Газа, Кесария, Таре, Ирод Агриппа I, Симон волхв. План семинара I. История первомученика Стефана (см. Приложение 9) 1. Соотношение с евангельской историей (Приложение 9.1) Множественные совпадения повествования об убийстве св. первомученика Стефана с евангельской историей говорят о том, что Христос есть Глава нового, возрожденного человечества (см. Рим 5 – Христос как новый Адам), и поэтому путь каждого христианина подобен пути Христову. Память первомученика Стефана празднуется на третий день Рождества Христова и открывает ряд празднования памятей мучеников. «Преследование и смерть христиан есть неизбежный результат пришествия Христа. Иисус Христос пришел, чтобы умереть за истину Божию, которая наиболее полно выражается в принесении в дар, в жертву своей жизни, для того чтобы другие могли жить. И ученики Христа следуют Его примеру, находя в этом величайшую радость и удовлетворение». ( Хопко Ф. , протопресв. Зимняя Пасха. М. Паломник, 2005. С. 175–176)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Лат. пер. «царства», но такое чтение ошибочно. 44 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVI: colonna 189220. De dispensatione incarnationis Domini nostri Jesu Christi, et de gratiis per eum vere in ipsum credentibus concessis; necnon quia Deus cum posset multimode hominem a daemonis tyrannide liberare potius hac usus est dispensatione. Quae sancto majoreque Sabbato habita fuit. 45 Эта омилия является в сущности трактатом об Искуплении. 46 «И дикеосини» — что означает: «правосудие, праведность, справедливость, правда». 47 Здесь оригинал (да и латин. перевод) были бы трудны для понимания в непосредственной передаче текста, и мы сочли за лучшее в данном случае передать мысль Святителя в свободном изложении. 48 Эту фразу мы перевели в свободном изложении. 49 Последняя часть фразы мы заимствуем из латинского перевода, потому что греческий оригинал труден для понимания: «и обетования согласно будущему веку». 50 Греческий текст у Миня дефектен; заимствуем из латинского перевода. 51 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVII: colonna 220–236. In qua ostenditur Sabbati et Dominicae mysterium; necnon in Evangelium primae post Pascha Dominicae. 52 Ин. 20:19 сл. 53 «День Господень» (и Кириаки, Dominica) так называется по–гречески и по–латински тот день, который именуется у нас «воскресением». 54 Здесь подчеркиваются такие дела, о которых нельзя сказать, что Бог их начал творить, ибо это такие дела, которые свойственны Богу и поэтому безначальны и т. ск. совечны ему. О них Святитель говорит ниже. 55 Здесь несколько свободный перевод фразы. См. предыдущее примечание. 56 Думается, что здесь Св. Григорий Палама имеет в виду следующие воскресения мертвых: 1) Воскрешение мертвого отрока Прор. Илиею (3 Цар. 17:22). 2) Воскрешение мертвого отрока Пророком Елисеем (4 Цар. 4). 3) Мертвец, прикоснувшийся к костям Пророка Елисея, воскрес (4 Цар. 13). 4) Воскрешение Господом отрока Наинской вдовы (Лк. 7). 5) Воскрешение Господом дочери Иаира (Мк. 5; Лк. 8). 6) Воскрешение Господом Лазаря (Ин. 11). 7) Евангелист Матфей повествует, что немедленно после крестной смерти Спасителя: «многия тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим» (Мф. 27:52, 53). 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

39 Несмотря на победу над Маврозомом, Феодор I был вынужден добровольно уступить по договору с султаном часть своих владе ний (города Хоны, Лаодокию и местности по течению Меандра) Мануилу ради безопасности на востоке и помощи от Иконии (Nic. Chon. Historia. P. 638. 65—69). 40 Намек на: Пс. 76:11. 41 Намек на: Втор. 14:2. 42 T. e. Никеи. 43 Давид Комнин, владевший всей Пафлагонией. Поход начался летом-осенью 1206 г 44 Пс. 97, 8 и намек на Пс. 113:3. 45 Имеется в виду река Сангарий. 46 Пандар был лучшим лучником в воине троянцев. См.: Homer. Il. 5, 95—289. 47 Гектор — сын Приама и Гекубы — был главным защитником Трои. О искусстве обороняться щитом см.: Homer. Il. 7. 237—238. 48 Лк. 23:30. Речь здесь, вероятно, идет о взятии Плусиады. 49 Неточная цитата из Мф. 27:42. 50 Хониат имеет в виду Давида, праотца Христа. 51 Там же. 143, 2; 15, 5. 52 Об алтаре Милосердия в Афинах см.: Pausan. I. 17, 1; Apollod. 2, 8, 1. Едва ли речь здесь идет о строительстве храма Феодо ром I. Вероятно, Хониат употребляет этот термин аллегорически. 53 Намек на: Рим. II:24. 54 Ираклия Понтийская была «столицей» владений Давида Комиина. 55 Сражение с латинянами под Никомидией. 56 Пословица. Ср.: Иероним. Против Иоанна Иерусалимского/PL. Т. 23, 407В, 14—15. 57 Пословица. 58 Союз между Давидом и латинянами был, вероятно, заключен вскоре после разгрома Синадина (см. примеч. 50), т. е. в конце 1205 — первой половине 1206 г. См.: Карпов С. П. Сочинения Никиты Хониата как источник по истории Трапезундской импе рии/Проблемы всеобщей истории. МГУ. 1971. С. 148. 59 Намек на: Пс. 26:12. 60 Император Генрих послал отряд латинян под командованием сенешаля Романии Тьери де Лоос в тыл Феодору I, угрожая Никее. См.: Виллардуэн Ж. Взятие Константинополя, 455; Nic. Chon. Historia. 640. 15—24. 61 Nic. Chon. Historia. P. 640, 24—26. 62 Давид Комнин в благодарность за помощь послал в латинский Константинополь несколько кораблей с хлебом, получив взамен 300 рыцарей, с помощью которых вернул Плусиаду и напал на владения Феодора I (Nic. Chon. Historia. P. 640, 30—42). Это произошло уже после возвращения Ласкаря в Никею и по этому в «Речи» об этом ничего не говорится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3708...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010