Затем в первой части Евангелия дается изображение мессианского служения Христа, которое совершается в силе пребывающего во Христе Святого Духа ( Лк.4:1 ). Силой Святого Духа Христос одерживает победу над диаволом в пустыне ( Лк.4:1–13 ), а потом выступает в этой «силе Духа» в Галилее, причем в Назарете, Своем родном городе, объявляет Себя Помазанником и Искупителем, о Котором предсказывали пророки Ветхого Завета. Не встретив здесь веры в Себя, Он напоминает Своим неверующим согражданам, что Бог еще в Ветхом Завете приготовлял принятие пророков у язычников ( Лк.4:14–30 ). После этого, имевшего предуказательное значение для будущего отношения ко Христу со стороны иудеев события, следует ряд дел, совершенных Христом в Капернауме и его окрестностях: исцеление бесноватого силой слова Христова в синагоге, исцеление тещи Симона и других больных и бесноватых, которые были приводимы и приносимы ко Христу ( Лк.4:31–44 ), чудесный лов рыбы, исцеление прокаженного. Все это изображается как события, повлекшие за собой распространение молвы о Христе и прибытие ко Христу целых масс людей, пришедших слушать учение Христа и приносивших с собой своих больных в надежде, что Христос исцелит их ( Лк.5:1–16 ). Затем следует группа происшествий, которые вызвали оппозицию Христу со стороны фарисеев и книжников: прощение грехов исцеленного расслабленного ( Лк.5:17–26 ), объявление на обеде у мытаря, что Христос пришел спасти не праведников, а грешников ( Лк.5:27–32 ), оправдание учеников Христовых в несоблюдении постов, основанное на том, что с ними пребывает Жених-Мессия ( Лк.5:33–39 ), и в нарушении субботы, на том основанное, что Христос есть господин субботы, и притом подтвержденное чудом, которое Христос в субботу же совершил над сухоруким ( Лк.6:1–11 ). Но между тем как эти дела и заявления Христа раздражали его противников до того, что они стали уже думать о том, как бы схватить Его, Он избрал из числа Своих учеников 12 в апостолы ( Лк.6:12–16 ), возвестил с горы вслух всего следовавшего за Ним народа основные положения, на которых должно созидаться основываемое Им Царство Божие ( Лк.6:17–49 ), и, по сошествии с горы, не только исполнил просьбу язычника сотника об исцелении его слуги, потому что сотник показал такую веру во Христа, какой Христос не находил и в Израиле ( Лк.7:1–10 ), но и воскресил сына вдовы Наинской, после чего всем сопровождавшим погребальную процессию народом был прославлен как посланный Богом к избранному народу пророк ( Лк.7:11–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Когда они отходили» (стих 33). Согласно Евангелию Луки, Петр своим предложением имел в виду удержать уходивших Моисея и Илию. «Осенило их» (стих 34) – не Моисея и Илию, как толкует Б. Вейс, а учеников, потому что тут же сказано «и устрашились» – конечно, не Моисей и Илия, а ученики. «Взглянуть на сына моего» (стих. 38), т.е. бросить на него Свой милосердый взор, помочь ему (ср. Лк.1:48 ). «Он один у меня» (стих 38). Это прибавляет один евангелист Лука. Лк.9:46 .  Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Лк.9:47 .  Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою Лк.9:48 .  и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. Лк.9:49 .  При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Лк.9:50 .  Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Наставления Христа о смирении евангелист Лука излагает согласно с Марком ( Мк.9:33–40 ). «Поставил его пред Собою» (у Марка – «посреди них»). Этим Господь показывает, что дитя ближе к Нему, чем ученики, считавшие себя выше, чем все остальные люди. Лк.9:51 .  Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; Лк.9:52 .  и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; Лк.9:53 .  но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Лк.9:54 .  Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Лк.9:55 .  Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; Лк.9:56 .  ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Этот раздел имеется только в Евангелии Луки. «Когда же приближались дни взятия Его...». Слово «взятие» ( νληψις) употреблено только в этом одном месте, но в последующей письменности оно ясно означает вознесение Иисуса Христа на небо (Свицер. Tes., с. 282). Таким образом, евангелист Лука начинает здесь историю путешествия Христа из Галилеи в Иерусалим на Пасху страданий. Путешествие это, по изображению Луки, было не прямым – для прямого путешествия потребовалось бы только три дня пути, – а медленным обхождением тех городов и селений Галилеи и Переи, которые Господь хотел просветить светом Евангелия. При этом указывается намерение Христа пройти Самарией и непринятие Его самарянами, вслед затем – снова обхождение Галилеи и потом уже опять появление Христа на границах Самарии ( Лк.17:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 А в пятнадцатый год правления цезаря Тиберия, когда наместником Иудеи был Понтий Пилат, Ирод был тетрархом Галилеи, брат его Филипп – тетрархом Итуреи и Трахонитского края, а Лисаний – тетрархом Абилены, 2при первосвященнике Анне и с ним Каиафе, было речение Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. 3И исходил он земли возле Иордана, возвещая крещение покаяния для отпущения грехов, как написано в книге слов пророка Исайи: «Голос вопиющею в пустыне: «Уготовьте пути Господу, выпрямляйте тропы Его; 5всякое ущелье да будет засыпано. всякая гора и холм да будут умалены, и станет кривой путь – прямым, и ухабы – тропою ровною, 6увидит всякая плоть спасение Божие " ». 7Народу, выходившему, чтобы у него креститься, он говорил: «Отродье змеиное, кто надоумил вас бежать от грядущего гнева? 8Принесите достойные плоды покаяния, да не смейте говорить самим себе: «Отец у нас – Авраам»; говорю вам, что Бог может из этих камней создать сынов для Авраама. 9Уже и топор лежит возле корня деревьев; всякое дерево, которое не приносит доброго плода, будет срублено и брошено в огонь». 10И спрашивал его народ: «Что же нам делать?» 11А он отвечал им: «У кого две рубахи, пусть поделится с тем, у кого нет; и у кого припасено съестное, пусть поступает так же». Мытари тоже приходили креститься и спросили его: Учитель, что делать нам?» 13А он отвечал им: «Не взыскивайте больше того, что вам причитается». 14И воины спрашивали его: «А нам что делать?» И отвечал он им: «Не творите насилий, не вымогайте и довольствуйтесь вашим жалованьем». 15И пребывал народ в ожидании, и все раздумывали в сердцах своих об Иоанне, уж не Христос ли он? 16И он сказал им в ответ: «Я водой крещу вас: но идет Тот, Кто сильнее меня, у Кого я не достоин развязать ремни сандалий, и Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. 17В руке Его лопата, чтобы веять зерно на току; и хлеб он соберет в закрома, а мякину пожжет огнем неугасимым». 18Также и многое другое с увещанием благовествовал он народу. 19Но тетрарх Ирод, обличаемый им за Иродиаду, жену своего брата, и за все, что сделал худого, 20добавил к прочим своим злым делам еще и то, что бросил Иоанна в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Под образным выражением  «пасти церковь» – стадо Божие (Ин.10и д.;  Ин.21:15–17) означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества ( 1Тим.5:17, 3:2;  Еф.4:11;  1Пет.5:2), вообще – как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада. «Которую Он приобрел кровию Своею». Ср.  Еф.1:14;  Тит.1:14;  1Пет.2:9;  1Кор.6:20. «Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братии» (Златоуст). Деян.20:29 .   Ибо я знаю, что, по отше­с­т­вии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; «По отшествии моем». Представляется, что пребывание апостола среди малоазийских христиан было препятствием для волков вторгнуться в стадо, что они не смели напасть на это стадо, когда Павел был тут. Теперь апостол предсказывает «двоякое бедствие: и его не будет, и другие станут нападать…» (Златоуст). «Не просто сказал –  «волки», но прибавил  «лютые», желая выразить их силу и свирепость, а что всего тяжелее, эти волки, говорит, «от  вас самих восстанут»: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань…» (Златоуст). Под именем лютых волков здесь разумеются  лжеучители, лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие, развращая и погубляя не тела, а самые души верующих. Нет сомнения, что Боговдохновенный взор апостола мог проникать в будущее без всяких указаний или признаков его в настоящем. Но, возможно, было и то, что само это настоящее уже носило в себе признаки тревожного будущего, что, может быть, еще укрывалось от других, менее проницательных, но не укрывалось от Павла. Он мог уже в это время примечать те семена, незаметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение важнейшие религиозные и философские системы востока и запада. Появления лжеучителей посему здесь естественнее всего было ожидать, особенно имея в виду то, что апостолу всего через каких-нибудь три года после сего уже пришлось писать против появившихся волков в Колоссах, а затем и в Ефесе (посл. к Тимофею). Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее к данному время подтверждаются также апокалипсическими письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и первым посланием Иоанна Богослова. Очевидно, предречение Ап. Павла исполнилось в точности.

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

В доказательство вымышленности факта, изложенного в ев. Иоанна 4:4–43 , представители отрицательной критики ссылаются обыкновенно на противоречие факта с Мф. 10и на общий характер повествования. В этом последнем случае указывают на поэтическую окраску повествования и на неестественность многих его частностей. „В изображении сцены между Иисусом и самарянкой при колодце Иакова“, рассуждает Штраус, „в вопросах и ответах, которыми писатель четвертого евангелия заставляет их обмениваться, он, наверное, так же сознавал свое поэтическое творчество, как Гомер, когда рассказывал о разговоре Улисса с Калипсо или Ахиллеса с его матерью богиней.... Рассказ Иоанна 4:4–43 , несомненно, поэтический и представляет подражание сценам у колодца между Иаковом и Рахилью, Елеазаром и Реввекой“ 1290 . Кейм признаком вымышленности повествования о беседе Господа с самарянкой считает аллегоризм в названии города, около которого происходила беседа, упоминание о пяти мужьях самарянки, невероятность того, чтобы высокие истины откровения Иисус Христос стал сообщать простой, грешной и чувственной женщине, противоречия в изображении характера самарянки, являющейся в повествовании „легкомысленной и благочестивой», „глубокой и ограниченной», невероятность путешествия за водою к колодцу Иакова из Сихема и даже неестественность того, что писатель заставляет Иисуса Христа чувствовать жажду в зимнее время 1291 . В последние годы повествование о самарянке по вопросу о подлинности подвергнуто исследованию в работах Велльгаузена, Шварца, Фельтера и Шпитты 1292 . Все названные авторы согласно признают, что в своем настоящем виде повествование ев. Иоанна о проповеди Господа в Самарии представляет позднейшую обработку первоначального повествования о том же в Urschrifm’e, евангелия. Эта обработка состояла, во-первых, в том, что событие было передвинуто в иное время и в иную обстановку, а во-вторых, в том, что первоначальный рассказ о событии был частью изменен, частью значительно восполнен. По мнению Велльгаузена, событие произошло во время путешествия Иисуса Христа из Галилеи в Иерусалим, но первоначальный рассказ об этом был перенесен на другое место, переработан в ст. 30–31, 34–42 и восполнен ст. 8:27, 37–38. Шварц считает позднейшим добавлением к рассказу ст. 22–26, 38–42. Фельтер полагает, что первоначальная редакция рассказа в более позднее время восполнена ст. 8:10–15. 21. 23. 27. 31–38. По мнению Шпитты, первоначальная редакция истории самарянки заключала только ст. 4–7. 9–25. 28. 29. 30а-40в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

3 Моисей пришел и передал народу все предписания Господа и все указания Его. Народ отозвался единодушно: «Будем делать всё, что повелел Господь ». 4Всё сказанное Господом и израильтянами тогда же записал Моисей в Свитке Завета. Встав рано утром, воздвиг он у горы жертвенник и сложил рядом с ним двенадцать камней священных по числу колен Израилевых. 5Потом велел он юношам израильским совершить всесожжения и, готовясь к утверждению Завета, заколоть быков, чтобы народ и левиты могли вместе пировать и принести Господу благодарственные жертвы . 6Кровь животных Моисей собрал и половину ее слил в чаши для служб ритуальных, а остальной окропил жертвенник. 7После того взял он Свиток Завета с только что сделанной записью и прочитал ее народу. «Всё, что повелел Господь, будем исполнять и будем Ему послушны», – сказали израильтяне. 8Окропил тогда Моисей народ кровью, что слита была в чаши, и сказал: «Это кровь Завета, того самого Договора, который заключил с вами Господь согласно всем этим словам, в Свитке записанным». 9Затем Моисей взошел на гору, взяв с собой Аарона, Надава, Авиуда и семьдесят старейшин Израиля. 10И видели они образ Бога Израилева. Под ногами Его – нечто подобное мозаичному полу из сапфира, голубое и ясное, как само небо. 11Бог не допустил гибели вождей народа израильского: они удостоились видеть Его образ и, оставшись в живых, радостно ели и пили после совершенных жертвоприношений. Моисей на горе Божьей 12 И еще раз Господь сказал Моисею: «Взойди ко Мне на гору и будь там. Я дам тебе скрижали каменные с Законом, с заповедями, кои Я написал для наставления народа Моего». 13Вместе со служившим при нем Иисусом Моисей тотчас же отправился на гору Божию, 14сказав старейшинам: «Ждите нас здесь у подножья Синая, пока не вернемся к вам. С вами останутся Аарон и Гур. Если надо кому решить дело какое, пусть обращается к ним». 15Итак, Моисей поднялся на гору, и облако окутало ее. 16Слава Господня пребывала на горе Синай, и шесть дней окутывало ее облако, а в седьмой – воззвал из него Господь к Моисею. 17Огню испепеляющему подобна была слава Господня на вершине горы – такой видели ее сыновья Израиля. 18Моисей вошел прямо в облако, когда восходил на гору. Пробыл он там сорок дней и сорок ночей. О возведении Шатра Откровения

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

8«Сегодня же, – продолжал Моисей, – сами во всем убедитесь, когда в ответ на жалобы ваши Господь даст вам вечером мяса, а утром – хлеба вдоволь . Ведь на Него вы роптали. А мы, кто мы такие? Ропот ваш не против нас, а против самого Господа». 9После того Моисей велел Аарону сказать всей общине израильской: «Предстаньте пред Господом – услышал Он ропот ваш!» 10И как только сказал Аарон это всем израильтянам, взгляды их обратились к пустыне, и там явилась им в облаке слава Господня. 11А Господь продолжал говорить с Моисеем: 12«Услышал Я ропот израильтян. Ты вот что скажи им: «Вечером мясо будете есть, а утром насытитесь хлебом, дабы знали вы, что Я – Господь, Бог ваш“». 13В тот же вечер налетели перепела, и весь стан оказался усеян ими. А утром вокруг стана выпала обильная роса. 14Но когда она исчезла, оказалось – вся земля в пустыне усыпана чем–то очень мелким и твердым, мелким, как легкий иней на траве . 15Дивясь тому, израильтяне спрашивали друг друга: «Что это?» , они ведь не знали, что это такое. Тогда Моисей сказал им: «Это и есть хлеб, который дал вам в пищу Господь. 16И вот что Он повелел: «Собирайте столько, сколько нужно каждому – по омеру на человека, собирайте на каждого в шатре своем“». 17Так и сделали все сыны Израилевы, собрали кто сколько: одни больше, а другие меньше; 18но когда стали мерить омером, то у тех, кто собрал больше, не вышло излишка, а у тех, которые меньше собрали, недостатка не было. У каждого оказалось как раз столько, сколько ему было нужно. 19«Ничего из собранного до утра не оставляйте», – сказал им тогда Моисей. 20Иные, однако, не послушались его и отложили часть ими собранного до следующего утра. Но в том, что они оставили, завелись черви, и неприятный запах пошел от него . Разгневался Моисей на тех, кто ослушался его. 21 И собирали израильтяне по утрам манну, каждый собирал столько, сколько ему было нужно, а когда начинало палить солнце, всё, что осталось несобранным, таяло под его лучами. 22В пятницу же, в шестой день недели, собрал каждый хлеба вдвое больше, по два омера на человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

«Радуйтесь!» Они же, приблизясь, поверглись перед Ним ниц и обняли ноги Его. 10Тогда Иисус говорит им: «Не страшитесь! Ступайте, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею; и там они увидят Меня». 11 Меж тем, когда они были в пути, несколько человек из стражи, придя в город, доложили обо всем случившемся первосвященникам. 12И те, собравшись и посоветовавшись со старейшинами, дали воинам изрядно денег 13со словами: «Скажите, что, дескать, это ученики Его, придя ночью, выкрали Его, пока мы спали. 14А если дело дойдет до наместника, мы уладим дело, и неприятностей у вас не будет». 15И они, взяв деньги, повели себя, как были подучены. И молва эта разнеслась меж иудеев и ходит по сей день. 16А одиннадцать учеников пошли в Галилею, на ту гору, куда велел им Иисус. И увидев Его, они пали ниц; некоторые же усомнились. 18Иисус, приблизясь, молвил им так: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле; 19итак, идите и сделайте учениками все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот, 20Я с вами во все дни до скончания века». От Марка Святое Благовествование 1Начало благовестия Иисуса Христа [Сына Божия]. 2Как написано у пророка Исайи: «Вот, Я шлю Ангела Моего пред ширм Твоим. который уготовит Тебе путь, 3голос вопиющего в пустыне: «уготовьте пути Господу, выпрямляйте тропы Его " », – 4явился в пустыне Иоанн Креститель, возвещая крещение покаяния ради прощения грехов. 5И выходила к нему вся страна Иудейская и все жители Иерусалима, и принимали от него крещение в реке Иордан, исповедуя грехи свои. 6И носил Иоанн одежду из верблюжьей шерсти, и пояс из кожи на бедрах, и кормился саранчой и диким медом, 7и возвещал, говоря: «Идет за мною Тот, Кто сильнее меня, у Кого я недостоин, наклонясь, развязать завязки обуви. 8Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». 9И свершилось во дни те: пришел Иисус из Назарета, что в Галилее, и принял крещение от Иоанна в Иордане. 10И когда Он выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, подобно горлице, нисходящего на Него. 11И был голос с неба:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Так первая известная церковь в Киеве – тогдашнем центре русской земли на холме была в честь св. прор. Илии и по всей вероятности она была построена на том самом месте, где покланялись Перуну. На Болдин. горах близ Чернигова еще в 11 в. красовался храм св. пр. Илии (Черн. Еп. Вед. 8, 1877 г.), в Новгороде Северском, на месте где стоял идол Перуна был храм с приделом пр. Илии (Оп. Черн. Еп. к. 6 стр. 3–4); даже в сравнительно позднейшее время храмы пр. Илие воздвигались на обрывах гор как напр. Ильинские церкви в Воронеже Почепе (Черн., г.) и др. городах и селах. 2) На местах низменных, плодородных, при родниках ключевой воды, при истоках рек, впервые появились храмы в честь св. Параскевы. Св. Параскева в русском народе исключительно известна под именем св. Пятницы. Пятница, в представлении христианина, не вполне усвоившего новую возвышенную веру, и не отрешившегося от языческих суеверий, заменила богиню Живу, землю – мать кормилицу, которая все посеянное в ней ростит, живит и производит всё то, что питает людей. Первые часовни в честь св. Параскевы с её деревянным изваянием появлялись там, куда поселяне из различных сел, являлись для взаимного обмена своих сельских произведений, на местах, куда они являлись за продажею и покупкою всего нужного для домашнего своего обихода; впоследствии – при увеличении средств взаимного обмена, благодарными торговцами устраивались храмы в честь св. Параскевы-Пятницы и св. Пятница по народному представлению стала – покровительницею торговли. В старину русские купцы по пятницам заключали свои торговые сделки; пред иконою, или статуей св. Параскевы молились об успехах своих коммерческих предприятий; – потому-то Пятницкие храмы созидались в городах торговых (См. Опис. Пятницкой. ц. в Воронеже, в Ворон. Еп. Вед. 1869 г.), на площадях, где были торговые ряды. Самый день пятницы у старинных купцов считался счастливым для торговых сделок; с пятницы начинал торговлю новый купец; в пятницу открывался торг особенно сельскими продуктами; по пятницам почти во всех русских городах и больших селах – базары, в известные пятницы (9–10и т. д.) бывали – и доселе ещё существуют – ярмарки во многих торговых пунктах нашего отечества. Самая площадь, где производится торговля, называется пятницкою и всё, прилегающее к таким торговым пунктам, называется пятницким, напр. аптека (в Москве) и иногда самые храмы, (как напр. в Тамбове называется городской Христорождественский собор Пятницкою церковью, хотя в нём нет, не только храма, но, кажется, нет и иконы св. Параскевы Пятницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   Никодим, учитель Израильский (ср. Ин.3:10), обращается к Иисусу как Учителю, пришедшему от Бога (ст. 2). Тем самым все положительное содержание беседы ставится под знак откровения Божественного. И первое слово Христово есть слово о Царстве Божием (ст. 3). Как известно, синоптическая проповедь Христова от начала до конца есть проповедь о Царстве (ср. Мк. 1:15). Ударение на Царстве с большой силой звучит и в благовестии апостола Павла (ср. Рим. 14:17; 1 Кор. 4:20, 6:9; Еф. 5и др.). В Ин. Царство опять упоминается только два раза — и оба раза в беседе Господа с Никодимом: первый раз — в ст. 3 и второй раз — в ответ на недоумение Никодима — в ст. 5 (ср. еще Ин.18:36, 37). Эти наблюдения поставили толкователей перед вопросом о существенном отличии в этой основной точке благовестия Иоанновского от благовестил синоптического. И однако отличие это мнимое. Надо помнить, что в Ин. беседа Господа с Никодимом открывает изложение событий земного служения Христова в их хронологической последовательности. Она открывает и последовательно излагает евангельское учение, которое, как известно, представляет собою в Ин. ряд бесед и речей. Можно сказать, что беседа Господа с Никодимом ставит тему всего догматического учения Ин. Двукратное указание на Царство Божие, в ее вступительных стихах, позволяет утверждать, что в Ин., не меньше, чем у синоптиков, все благовестие Христово стоит под знаком учения о Царстве Божием.    Понятие Царства в Ин. больше не возвращается (ср., однако, Ин.18:36, 37). И тем не менее даже у синоптиков термин «Царство» часто заменяется его эквивалентом. Классический пример такого употребления синонимов представляет собою как раз эта беседа Господа с богатым юношей (или начальником), на которой нам только что пришлось остановиться. В ней понятие Царства Божия вводит сам Господь, обращаясь к ученикам уже в отсутствии богатого (ср. Мк. 10и пар.) и повторяет его еще два раза (ср. ст. 24, 25). Но богатый вопрошает Его, у всех трех синоптиков, о жизни вечной (ср. ibid, ст. 17 и пар.). И Господь ему обещает сокровище на небе (ср. ibid, ст. 21 и пар.). С своей стороны ученики заключают беседу скорбью и недоуменным вопросом о возможности спасения (ср. ibid, ст. 26 и пар.). Из этого простого сопоставления вытекает с полной ясностью, что понятия «Царство Божие» (или у Мф. 19:23, «Царство Небесное»), «жизнь вечная», «сокровище на небе» и «спасение» употреблялись как понятия равнозначные. Запомним первую пару: Царство Божие и жизнь вечная. Она возвращается и в Ин., и прежде всего в беседе Господа с Никодимом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010