Всех этих отступников от веры в Иегову, которые не слушались гласа Господня (ср. ст. 2), когда „Он простирал к народу руки Свои“, Господь предаст мечу и закланию. Последний раз Господь взывал к народу священными устами Иисуса Христа ( Мф. 23:35–39 и парал. Лк. 13 ). 13 . Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; 14 . рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. 15 . И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, 16 . которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. (Ст. 13). Голодны будут отвергнувшиеся Господа, ибо ( Ис. 3:1 ) „отнимет Господь у Иерусалима и Иуды подкрепление хлебом и водою“... „и будут ( Ис. 8:21 ) они бродить по земле угнетенные и голодные... и озлобленные“ 1828 . (Ст. 14). Они будут в стыде (ср. Ис. 1:29 ) и сердце их будет разрываться от скорби. Едва ли нужно прибавлять, что глад и жажда духовные и скорбь, и стыд, и сокрушение духа, все это испытали отвергнувшие Христа Иудеи после вознесения Господа на небо; точно также как исполнилось и пророчество следующих стихов 15–16, ибо имя Иудей, Jew, Juif, Jude, Жид, сделалось поношением, ибо народ, как собирательная единица, перестал существовать 1829 . Он, как народ, убит Богом. Своих же рабов, заменивших народ избранный ветхого Завета ( Ин. 1:11–12 ), Господь назвал другим именем, не по имени плотского родоначальника Израиля 1830 , а по имени Самого Бога воплощенного Христа Иисуса (ср. Деян. 11:26 ). Клятва „Богом истины“ передается в Вульгате и в некоторых западных переводах выражением: „in Deo атеп“. Слово Аминь соответствует слову истина; и выражает торжественное согласие на заключенный договор, как это мы и видим во Втор. 28:14–26 (исполнение этого см.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И за оставление грехов «помолится всякий преподобный во время благопотребное» ( Пс.31:6 ). И Христос верным, Кровью Его оправданным и Бога Отца по благодати Его исповедующим, велит молиться: «Отче! Остави нам долги наша» (грехи) ( Мф.6:12 ), ведая, что согрешают все. Велит брату оставлять грехи: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «Каюсь», – прости ему» ( Лк.17:3–4 ). А кто против брата грешит, тот грешит и против Бога, ибо не хранит заповеди Божией: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ). Потому и пророк святой вопиет к Богу и воздыхает: «Не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» ( Пс.142:2 ). Ибо Бог не только внешние наши дела и грехи видит и судит, но и внутренние помышления, наклонности, начинания сердечные, как испытующий сердца и утробы ( Пс.7:10 ), ясно усматривает и по ним судит. Многих грехов своих человек не видит и не познает в совести своей, но Божие око, которое светлее солнца, все проницает. Посему говорит псалмопевец: «Грехопадения кто разумеет?» ( Пс.18:13 ), – то есть никто не может их познать и исчислить. Потому и молится Богу об очищении их: «От тайных моих очисти мя», – показывая, что ничем иным они не очищаются, как исповеданием, усердною молитвою и верою о Христе Иисусе, чья «Кровь очищает от всякого греха» верующих в Него и исповедующих грехи свои (см. 1Ин.1:7 ). И здесь имеются в виду не те тайные грехи, которые тайно по произволению делаются и от людей сокрыты, ибо они хотя и тайно от человека совершаются, но не могут укрыться от совести, которая их более всякого свидетеля внешнего обличает, и против согрешившего вопиет, но имеются в виду такие грехи, которых и сам человек в совести не усматривает, но Бог ясно и чисто видит. Ибо сердце человеческое глубоко сокрыто ( Иер.17:9 ; Пс.63:7 ), и смертоносным ядом змеиного семени так заражено, что всякому много предстоит труда рассматривать его, оплакивать, омывать верою нечистоту его.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

(Матф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46; Ин. 18:1). Как повествует св. Евангелист Иоанн, окончив Свою первосвященническую молитву, «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, там где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.» Поток Кедрский, или Кедрон, что значит «черный,» был незначительный ручей, который наполнялся водой только после сильных дождей, а в остальное время его русло было сухо или почти сухо. Он протекал Иосафатовой долиной и отделял Иерусалим от Елеона. Св. Иоанн говорит, что за этим потоком был сад, куда вошел Иисус с учениками, но не называет сада по имени и не говорит ничего о том, что происходило до прихода Иуды со стражей. Евангелисты Матфей и Марк называют этот сад Гефсиманией, а Лука указывает его местонахождение на горе Елеонской. Все трое повествуют о молитве Господа в этом Гефсиманском саду. Гефсимания значит жом для выжимания масла. Вероятно, сад был оливковый и здесь приготовлялось оливковое масло. Можно предполагать, что этот сад принадлежал владельцу, расположенному к Господу, ибо, по словам св. Иоанна (18:2), Господь часто собирался там с учениками, почему Иуда и повел туда стражу в уверенности, что найдет Господа после Тайной Вечери именно там, в чем и не ошибся. Войдя в сад, Господь остановил учеников, сказав им: «Посидите здесь, пока Я помолюсь,» и, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, по словам св. Луки, отошел «на вержение камня» — на такое расстояние, на какое долетает, обыкновенно, брошенный камень, и «начал ужасаться и тосковать.» «Душа Моя скорбит смертельно» сказал Он этим Своим ближайшим довереннейшим ученикам: «Побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною. « Отойдя от них, по словам св. Матфея и св. Марка, «немного,» Он пал на лице Свое, преклонив колена, и молился: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, а как Ты.» Молитва эта была столь напряженной, что по словам св. Луки, «Был пот Его, как капли крови, падающие на землю.» Говорят, что иногда чрезвычайные нравственные страдания вызывают на самом деле такой кровавый пот. Св. Лука говорит, что «явился Ему Ангел с небес и укреплял Его.» Бог Отец как бы оставил на время Своего Сына (см. Матф. 27:46), а потому утешает и ободряет Его Ангел.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

Мф.16:4 . Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. «Род лукавый» и пр.: см. прим. к Мф.12:38–40 . – «Оставив их, отошел»: простое и наглядное выражение праведного негодования Христова на лицемеров, искушавших Его (ср. Мф.21:17 ). Мф.16:5 . Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. «Переправясь на другую сторону»: моря Галилейского, следовательно, на восточную, так как разговор с фарисеями был на западной стороне, в пределах Магдалинских ( Мф.15:39 ). – «Забыли взять хлебов»: в достаточном для их пропитания количестве, так как с ними был всего один хлеб ( Мк.8:14 ). Мф.16:6 . Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской»: образ закваски употребляется как в добром, так и в дурном смысле; в первом она означает таинственную всепроникающую и обновляющую силу христианского учения и духа его ( Мф.13:33 ); во втором – тайную заразительную и оскверняющую силу злого начала, учения или нравственного направления (ср. 1Кор.5:6 и дал.). Ложное и заразительное сектантское учение фарисеев и саддукеев, порочное нравственное направление их, худой лицемерный образ их жизни, нечистота нравственных и общественных правил их – вот та закваска, которой беречься Господь повелевает ученикам Своим (ср. Мф.16:12 ; Лк.12:1 и Мф.23 ). «Как закваска бывает кисла и стара, так и учение фарисейское и саддукейское, проникнутое как бы кислотою и вводившее древние предания старцев, заражало души слушавших» (Феофил.). Мф.16:7 . Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Они же «помышляли» и пр.: разборчивость в пище иудеи простирали до того, что остерегались, например, есть хлеб, приготовленный язычниками. Посему, когда ученики услышали предостережение Учителя беречься закваски фарисейской и саддукейской, они подумали, что Он предостерегает их не брать хлеба от фарисеев и саддукеев, чтобы не оскверниться им, как нечистым; и, так как у них был всего один только хлеб ( Мк.8:14 ), то они могли подумать, что Учитель сим указанием прикровенно упрекает их в беззаботности и невнимательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.25:41 .  Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: В 41-м стихе обращает на себя особенное внимание слово κατηραμνοι – «проклятые». Оно происходит от ρ или ρ – молитва , просьба; в греческом эпосе и у поэтов употребляется в смысле «несчастье», «бедствие», «кара», «наказание от богов». У греков была даже богиня проклятия и смерти, которая так и называлась. В Новом Завете слово κατρα и καταρσθαι употреблено несколько раз, и всегда, по-видимому, как противоположное ελογα – благословение ( Мф.5:44 ; Мк.11:21 ; Лк.6:28 ; Иак.3:9–10 ; 2Пет.2:14 ; Рим.12:14 ; Гал.3:10, 13 ; Евр.6:8 ), как и в настоящем месте (подробности см. у Кремера под ρ и κατρα). Таким образом, словом «проклятые» здесь обозначаются такие люди, которым сказано было слово, навлекающее на них бедствия, гибель, смерть и «огонь вечный». Проклятие следует понимать здесь в смысле осуждения. Но обращают внимание, что формально проклятие здесь не приписывается Богу Отцу и «проклятие произносится как бы в безличной форме». Под выражением «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам», как и в других местах Нового Завета, может быть, подразумевается не вещественный огонь, а просто мучения, которые будут вечными (ср. Иуд.1:7 ). Мф.25:42 .  ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; Мф.25:43 .  был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Мф.25:44 .  Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? В стихе 44 повторение речи стихов 37–39, но с сильными сокращениями. Как праведники, так и грешники обнаруживают неведение того, о чем говорит Царь. Если бы грешники видели Его когда-нибудь таким, каким Он Себя изображает, т.е. голодным, жаждущим и пр., то – о, конечно! – послужили бы Ему. Но если ошибка, или, лучше, наивное и скромное неведение праведников истолковывается в их пользу, то здесь наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф. 21:22 . «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» Для молитвенного воспоминания об умерших устраивались трапезы: Сир. 7:36 . «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.» Тов. 4:17 . «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! » Обычай подавать милостыни за умерших: Втор. 26:14 . «Только из десятины нельзя было давать для мертвого, а из десяти частей произведений земли можно.» Тов. 4:17 . «Раздавай хлебы твои при гробе праведных.» Сир. 7:36 . «Но и умершего не лишай милости.» Подавая милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями заповеди Христовой: Мф. 25:40 . «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это (даже милостыню) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» Итак, учение о молитве за умерших существовало еще в ветхозаветной Церкви, у евреев, – что видно из Втор. 26:14 , где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мертвых, следовательно, из остальных девяти частей произведений земли можно давать и за умерших (см. 2Мак. 12:39–49 ). И в Новом Завете, как было выше сказано, поминовение усопших заповедуется со всею ясностью. В заключение повторим слова Евангелия, свидетельствующие о возможности прощения грехов и в загробной жизни: Мф. 12:32 . «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» Отсюда видно, что и в будущем веке бывает прощение грехов, кроме одного – хулы на Духа Святаго. Польза милостыни для умерших грешников: Лк. 16:1–9 . «Когда обнищаете, приняли бы вас в вечные обители.» Мф. 25:40 . «Вы сделали это одному из сих... то сделали Мне.» Мф. 18:14 . «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.» Необходимость и полезность молитвы за умерших вытекает еще и из следующих указаний Слова Божия: а) Когда человек умирает и душа разлучается с телом, то тело, по словам Писания, возоращается в землю, чем оно и было, а дух к Богу, Который и дал его ( Еккл. 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Покойный доктор Джозеф Ф. Тейер, принадлежавший к унитариям, известный ученый (который, кстати, отрицал видимое второе пришествие Христа), автор одного из лучших словарей по греческому Новому Завету, писал на с. 490 своего словаря по поводу этого слова: «Пришествие ( Флп. 1:26 ) ...употребляется в Новом Завете, особенно часто в смысле второго пришествия Христа, т. е. видимого возвращения Иисуса с небес, чтобы воскресить мертвых, совершить страшный суд и установить Царство Божие во славе» (см. также Лидделла, Скотта, Стронга или любых других авторитетных исследователей). У доктора Тейера, надо заметить, хватило честности точно изложить учение Нового Завета, в которое сам он не верил. Не мешало бы и свидетелям Иеговы быть столь же честными! Заканчивая обсуждение термина parousia, остановимся на тех местах, которые, по мнению свидетелей Иеговы, «доказывают», будто бы возвращение Христа должно быть невидимым присутствием, а не явлением во славе, очевидным для всех. Вот что написано в книге «Уверьтесь во всем» (Make Sure of All Things), где излагается официальное учение «Сторожевой башни»: 1. «Ангелы, бывшие при вознесении Христа в духе, свидетельствовали, что Он вернется так же тихо, незамеченный людьми» (с. 320): Сказав сие, когда [только ученики] смотрели на Него, Он поднялся, и облако скрыло Его из вида. ...Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, Который был принят от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:9, 11 , НМ). Нет необходимости детально опровергать явное извращение свидетелями Иеговы библейского учения. В Ин. 20:27 прямо сказано, что Христос не был духом и возносился не как дух. Из самого текста ясно, что ученики смотрели и видели, как Иисус поднимался от земли. Вряд ли они могли бы смотреть на бестелесный дух и видеть его земным своим зрением. 29 Сам же Иисус говорил им: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

—Призвание Иоанна и его старшего брата Иакова — сыновей Зеведеевых, Воанергес, сынов грома, как прозвал их Спаситель (см.: Мк. 3, 17; есть мнение, что за взрывной темперамент) — на служение Слову отражено в Евангелии от Матфея (4, 21–22), от Марка (1, 19–20) и от Луки (5, 10–11). Причем, если у Матфея и Марка сыновья Зеведеевы оставляют лодку, сети и отца, лишь услышав зов Спасителя, то Лука вносит подробности: они стали свидетелями чудесного улова рыбы, вместе со всеми испытали благоговейный ужас от этого чуда, и лишь затем, ободренные Учителем, пошли за Ним. Но в любом случае это очень быстрый, решительный и бесповоротный выбор, а о чем он говорит? —Это действительно момент духовного выбора. Пойти за Хрис­том означает оставить сразу всё. Что значит — оставить? Это не всегда нужно буквально понимать, от нас с вами сегодня не требуется такого — оставить наши дома, семьи, работу; но мы должны видеть самое важное в нашей жизни, самое главное для нас, то, ради чего все остальное, если нужно, должно быть оставлено. Иоанн пошел за позвавшим его Учителем, потому что почувствовал: то, чему учит этот Человек, и есть главное в жизни. И это яркий урок для нас, потому что в нашей жизни главное — жизнь с Богом — затмевается массой житейских забот, проблем и привязанностей. Это все нужно, бесспорно, это создание необходимых условий для нашей жизни, но это вторично по отношению к главному. И очень печально, если мы уделяем этому главному время по остаточному принципу — «Зайду в церковь, если время будет». —В синоптических Евангелиях несколько раз сообщается о тех уроках, которые Иоанн получал от Учителя. Давайте остановимся на них. —Не только эти эпизоды, связанные с Иоанном, а каждое слово Спасителя и любое чудо, совершенное Им, есть урок для нас. Но в данном случае ученик, которого впоследствии назовут апостолом любви, получает именно уроки любви. Например, эпизод с несостоявшимся низведением огня на самарянское селение, в котором не приняли Иисуса: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им, и сказал: не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9, 54–56). Или — эпизод с человеком, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами (Мк. 9, 38). Иоанн сообщает Учителю, что они, ученики, запретили этому человеку изгонять бесов, то есть, по сути, отнеслись к нему как к чужому; но в ответ слышит: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Мк. 9, 39). Эти слова Спасителя нам нужно помнить, дабы не впадать в фарисейское высокомерие, не осуждать других за неправильность или «примитивность» веры, к чему мы так часто бываем склонны.

http://pravoslavie.ru/86626.html

Протоевангелие, или пророчество о Семени и Жене, чрез которое сокрушится глава змия, дано не Израилю, а всему человечеству, всем потомкам Адама. В Адаме весь род человеческий получил обетование Мессии. Потому евангелист Лука возводит родословие Христа к допотопным праотцам и самому Адаму ( Лк. 3:36–38 ). Протоевангелие, конечно же, передавалось от Адама по преданию Сифу, Еносу, Каинану, Малелеилу, Иареду, Еноху, Мафусаилу, Ламеху и, наконец, Ною. По разумению св. отцов древние праотцы от Адама до Ноя были весьма близки к Богу, более, чем позднейшие, т.к. отпадение от Бога было еще не так глубоко, люди еще не так далеко ушли от рая, как позднее после потопа. Надежда и упование тех отцов жили мессианским пророчеством протоевангелия. Пророчество Еноха Вторым мессианским пророчеством, относящимся также к тому древнейшему периоду до всемирного потопа, является пророчество Еноха, седьмого от Адама праотца, ходившего пред Богом и взятого живым на небо. Енох возвещал о пришествии Господа в мир на суд над всеми людьми для обличения нечестивых дел грешников. ...Пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: Се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники ( Иуда 1:14–15 ). Апостол Иуда, брат Иакова и Господа, приводит это пророчество в своем Послании, цитируя Ефиопскую книгу Еноха 39 и относя его к самому праотцу Еноху. Доверяя авторитету апостола Иуды и его Послания, мы имеем право относить содержащиеся в Книге Еноха пророчества к самому праотцу, хотя эта книга была написана не им. Источником книги Еноха могло быть Предание и, отчасти, Божественное откровение. В Послании апостола Иуды дословно воспроизведены пророческие слова из Вводной речи к Ефиопской книге Еноха (1:9) [см. 24, с. 302]. Вопрос о происхождении Енохова пророчества, приведенного апостолом Иудой, интересовал издревле исследователей Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таким образом, они перестают быть христианами, потому что христианином человека делает принятие Троичного Бога и божества Иисуса Христа и Святого Духа. Ни иудеи, ни магометане, ни большинство рационалистов не отрицают, что существует всепремудрый, всемогущий, всеблагой Бог , и даже что Иисус Христос есть избранник, посланный от Бога. Но то, что все они отрицают, в силу чего они и не христиане, то, что является соблазном для человеческой логики, есть троичность Бога, вера в то, что конкретный исторический человек, Иисус, может в то же время быть также Богом. И только тот, кто со смирением принимает это великое таинство веры, есть христианин. Характерно, что Господь начал проповедь Свою словами: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ), то есть измените ум, измените логику, оставьте человеческую логику, которая недостаточна, и примите с верой проповедь Евангелия. Иудеи же, магометане, рационалисты, иеговисты не каются, то есть не признают, что человеческая логика недостаточна для постижения тайны Божией, и потому не веруют в Евангелие Троичного Бога и Богочеловека Иисуса Христа. А иудеи даже распяли Господа, потому что считали абсурдом и богохульством веру и проповедь Господа о Своем божестве: И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу ( Ин.5:18 ). И именно за это слово хотели Его побить камнями (см. Ин.10:30–39 ). На суде над Иисусом Его судьи ответили: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его ( Лк.22:71 ). Они услышали именно то, что Он есть Сын Божий. Иеговисты, следуя рационалистам-иудеям, признают, что отвергают тайну Святой Троицы, потому что она непостижима. Они говорят: «Честные люди, желающие познать истинного Бога и служить Ему, находят затруднительным возлюбить и служить сложному, странному на вид трехглавому Богу» 21 . Итак, поскольку они считают трудной веру во Святую Троицу, то они ее отвергают. То, что сверхразумно,– то для них и неразумно. Только тот Бог, который вмещается в человеческую логику, есть Бог . Вот триумф человекоцентризма. Верую в Бога, потому что понимаю Его своей логикой, что означает: верую в свою логику, как в Бога, потому что она может понять даже Бога. Следовательно, критерием для иеговистов выступает не разум Божий, но разум человеческий. 4. Божество Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010