Свидетели вознесения Господня, утешенные обетованием скорого сошествия Святого Духа и видением Божественной славы своего Учителя, возвратились в Иерусалим с великою радостию. В воспоминание преславного Вознесения Господня установлен двунадесятый праздник, которого начало, по свидетельству блаженного Августина , восходит ко временам апостольским. В IV, V и следующих веках этот праздник был уже всеобщим в христианской Церкви, что видно из поучений, произнесенных святым Григорием Нисским († 396 г.), святым Епифанием Кипрским († 403 г.), святым Иоанном Златоустым († 404 г.), святым Львом Великим († 461 г.), святым Григорием Двоесловом († 604 г.). С течением времени была составлена праздничная служба, в которой древними песнописцами прославлено священное событие. В паремиях говорится – в первой ( Ис. 2:2–3 ) – о горе Господней, возвышающейся превыше других гор, во второй ( Ис. 62:10–12, 63:1–3, 7–9 ) – о спасении людей, совершенном Господом, и в третьей ( Зах. 14:4, 8–11 ) – о прославлении Господа в Иерусалиме и на горе Елеонской. Евангельское чтение на утрене ( Мк. 16:9–20 ) и на Литургии ( Лк. 24:36–53 ) и чтение из Деяний Апостольских ( Деян. 1:1–11 ) излагают историю священного события. Каноны составлены древними святыми песнописцами – Иоанном Дамаскином и Иосифом. Праздник Вознесения Господня продолжается с попразднством 9 дней и служит вместе с тем приготовлением к празднику Сошествия Святого Духа. Святая Пятидесятница Сошествие Святого Духа В 50 день по Пасхе Тропарь, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Кондак, глас 8 Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. У древних израильтян праздник Пятидесятницы, или седмиц, был одним из трех главнейших (см.: Исх. 23:14, 16–17 ). Пятидесятый день по исшествии из Египта был ознаменован Синайским законодательством, которое положило основание церковному и гражданскому устройству народа, избавившегося от рабства. С этим воспоминанием, по заповеди Моисея, было соединено также благодарственное прославление Господа Бога за окончание жатвы, которая, обыкновенно, начиналась после первого дня опресноков (см.: Исх. 23:16 ; Лев. 23:10–11 ; Втор. 16:9 ). А посему в праздник Пятидесятницы в храме Иерусалимском, между многочисленными жертвами благодарения, всесожжения и о грехе (см.: Лев. 23:18–19 ; Чис. 28:27–30 ), с особым обрядом движения вверх, вниз и по странам света, были приносимы два кислых хлеба, приготовленных из новой муки (см.: Лев. 23:17, 20 ). Этот праздник был торжественный и радостный (см.: Втор. 16:11 ); на него охотно стекались в Иерусалим не только жители Палестины, но и иудеи, жившие в рассеянии в разных странах света ( Деян. 2:5, 9–11, 20:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

стерег. Забота Иакова об овцах ( Быт. 30,31 ) не идет ни в какое сравнение с попечением Бога об Израиле через Его пророка (ст. 13 и ком.). 12 пророка. В первом случае имеется в виду Моисей ( Втор. 18,15; 34,10–12 ). Возможно, он подразумевается также и во втором случае наряду с пророками Самуилом (ср. Иер. 15,1 ) и Илией (ср. 3Цар. 19,9–13 ). охранял. Речь здесь идет не о делах бренного человека Иакова, а о попечении Бога об Израиле через пророков, которое требовало от него верности закону Моисееву. 12:14 Пророк противопоставляет прежнему попечению Бога об Израиле (ст. 13) наказание, которое теперь последует от Него. раздражил. В других местах Ветхого Завета также говорится о гневе Божием, изливающемся на людей, поклоняющихся языческим идолам (напр., Втор. 32,21 ), но в данном случае, по-видимому, этот гнев был еще усилен рядом дополнительных факторов. кровь. Имеется в виду либо человекоубийство (4,2; 5,2; 6,8), либо, как в текстах законов, «смертельная вина», т.е. преступление, за которое полагалась смертная казнь ( Лев. 20,9–27 , где говорится: «кровь их на них»). Глава 13 13:1–16 Господь осудит поклоняющийся идолам Израиль и предаст его разрушению. 13:1 Здесь начинается пророчество об осуждении, в котором за обличением грехов прошлых (ст. 1) и нынешних (ст. 2) следует возвещение о грядущем наказании (ст. 3). Ефрем. См. ком. к 4,17. Есть определенная ирония в том, что северное царство носит имя племени Ефрема, у которого было славное прошлое ( Быт. 48,10–20 ; Суд. 8,1–3 ) и которое дало народу таких сильных вождей, как Иисус Иавин ( Нав. 24,30 ) и Иеровоам I ( 3Цар. 11,26; 12,20 ). через Ваала. См. 2,7.8.17; 9,10; 11,2. погиб. Ставший рабом идолопоклонства, Израиль обрек себя на смерть и умер для Бога: северное царство, погрязшее в изменах и грехах, было мертво (ср. Еф. 2,1 ). 13 истуканов... по понятию своему... тельцов. См. 8,5.6; 11,2. Первое слово буквально означает «литой образ» (ср. Исх. 32,4–8; 34,17 ; Лев. 19,4 ; Втор. 9,16 ). Имеются в виду статуэтки тельца, отлитые из бронзы и покрытые серебром. Хотя телец имел хананейское происхождение и был связан с культом Ваала, в представлении идолопоклонников он, вероятно, ассоциировался также и с Господом (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 нет. Ср. 6,25 и гл. 7. Бог не сокрушает всех хананеев, равно как и не спасает всех израильтян (ст. 13; см. ком. к 6,16.17). вождь воинства Господня. По-видимому, Ангел Господень (1,5 и ком.; ср. Быт. 16,7 ). 5 сними... свято. Непрерывная цепь событий, начавшаяся деяниями Моисея, продолжается трудами Иисуса Навина (ср. Исх. 3,5 ). Таким образом, Иисус Навин воистину является «новым Моисеем». Святость является фундаментальным качеством Бога. Люди или какие-либо предметы признаются святыми в том смысле, что они особым образом посвящены Богу. Глава 6 6:1–27 Этот раздел рассказывает о судьбе Иерихона первого города, обреченного на разрушение. Разгром хананеев в не меньшей степени, чем переход через Иордан, является делом Божиим, совершенным во исполнение завета (ср. гл. 3; 4; 6; см. 3,3.11.14.17; 4,16; 6,4 и ком.). Страшный суд Божий является преддверием обещанного спасения (см., напр., Исх. 14,13.14 ; Откр. 19,1.2 ). То, что милость Божия не ограничивается одним только Израилем ( Быт. 12,3 ), с очевидностью демонстрирует эпизод с Раав и ее домочадцами (ст. 24). 6 Иерихон. Возможно, название города означает «город Луны», т.е. центр языческого культа лунного божества ( Быт. 11,27 25,11). 6:2–3 шесть дней... седьмой день. Эти числа напоминают о начале мироздания. Как труд Божий по сотворению мира был завершен «к седьмому дню» ( Быт. 2,1–3 ), так же и Его труд по избавлению Израиля из Египта достигает своей цели в обретении израильтянами земли обетованной. Субботний отдых соотнесен и с сотворением мира, и с избавлением израильтян от египетского рабства ( Исх. 20,8–11 ; Втор. 5,12–15 ). 6 пред Господом. Как и в 3,11 (см. ком.), зримое свидетельство завета ковчег отождествляется с присутствием Самого Господа (1,5 и ком.). 6 пришли в стан. В Галгал (5,10). 6:16–17 В этих стихах квинтессенция гл. 6 и 7: Иерихон, осужденный Богом, падет, но Раав обретет милость; Израиль также будет осужден, если проявит непокорность Богу. 6 под заклятием. Иначе: «истребили» (2,10). Этим словом передается сущность осуждения, которое пало не только на Иерихон, но и на всю землю Ханаана (ст. 20; 11,11.12.14.20; Лев. 27,28.29 ; Втор. 13,16; 20,10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ст. 2. ...Сиона – см. примеч. к пс. 2:6. Ст. 3. Царь Давид пророчествует о Втором пришествии Христовом, которое будет не тайным, как первое, а для всех явным, подобно молнии, сверкнувшей от одного края небосвода до другого (ср.: Мф. 24:27 ). Явление Бога в пламени огня – обычный в Библии образ (ср.: Исх. 3:2 ; Втор. 4:24; 9:3 ; Ис. 29:6 ; Дан. 7:9–10 ). Ст. 5. ...завет Его о жертвах – предписания Закона Моисеева о жертвоприношениях (см.: Лев. 1–7 ). Ст. 6. ...правду – справедливость. Ст. 8–13. Господь порицает неразумие тех, кто думает, что Он нуждается в жертвоприношениях (см.: Ис. 1:11 ; Иер. 6:20 ). Ибо лишь по снисхождению к немощи людей принимал Он жертвы до времени, пока все прежде существовавшие жертвы совершила единая Жертва Христова (см.: Евр. 10:14 ). Ст. 14–15. Хранению наружных обычаев противопоставлено внутреннее общение с Богом в чувстве благодарности и мольбе о помощи. Ст. 16–17. Ср.: Ис. 29:13 ; Мф. 7:3; 23:2–5 . Ст. 21. Ср.: Ис. 42:14 .   Псалом 50 Четвертый покаянный псалом. Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Пророк Нафан пришел к царю Давиду и обличал его в тяжком грехе (см.: 2Цар. 12 ). Вина царя Давида заключалась в том, что, влюбившись в Вирсавию, он послал ее мужа Урию в бой с явным желанием его смерти, а когда Урия был убит, то женился на Вирсавии (см.: 2Цар. 11 ). Пророк заставил царя осознать свое преступление и раскаяться. Глубокое покаяние с наибольшей силой звучит именно в этом псалме: Давид не только видит себя грешником, но просит Бога спасти его, вывести из состояния греховности, восстановить утраченные свойства личности – чистоту сердца и дух справедливости. Ст. 9. ...иссопом – пучком веточек иссопа (душистого растения с частыми листьями), смоченных в крови жертвенных животных, окроплялись прокаженные для очищения от проказы (см.: Лев. 14:2–7 ). Ст. 12. ...в груди моей – букв. «в моих внутренностях». Сокрушение и смирение сердца очищает человека от грехов: все свое упование возлагает он на Бога; в таком сокрушении духа человек безбедно проходит сквозь козни гордого диавола, стремящегося возмутить дух человека и в возмущении посеять свои плевелы (свт. Иоанн Златоуст ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для посвящения первенца было не обязательно приносить его в храм, поэтому здесь подразумевается, кроме обычного посвящения, также от-дание ребенка на службу Богу, — подобно тому, как Самуил был отдан родителями на службу пред Господом в Силоме (1 Цар 1:11,22,28). Закон Моисеев (Исх 13; 22:29; 34:19–20; Чис 3:11–13; 8:16–18; Втор 15:19–20) требовал, чтобы всякий первенец человека или животного был посвящен Господу. Животное должно было быть принесено в жертву, а вместо ребенка уплачен выкуп. Однако в качестве заместителя жертвоприношения первенцев у людей было избрано колено Левия, а вместо всего первородного скота сынов Израилевых — скот левитов. За тех 273 израильтян, на которых число первенцев оказалось больше числа левитов, Аарону и сынам его был уплачен выкуп по 5 сиклей за человека (Чис 3:40–51). Впоследствии выкуп должен был вноситься за всех первенцев (Чис 18:15–16) и мог быть уплачен священнику в любом месте. Поскольку действие происходит в храме, куда принесли Младенца, и выкуп за Него не упоминается, ясно, что речь идет не о выкупе, а о посвящении Его Господу. Очищение матери новорожден-ного осуществлялось жертвоприношением однолетнего агнца и птенца голубя или горлицы в качестве жертвы всесожжения и жертвы за грех соответственно (Лев 12:6). Закон предусматривал и уступку, которой воспользовались Иосиф и Мария: будучи бедны, они ограничились жертвоприношением двух горлиц или двух птенцов голубиных (Лев 12:8; ср. также Лев 5:7, где описывается сходная жертва за грех неведения, Лев 14:22 и Чис 6:10). Sumeèn ‘Симеон’ — обычное еврейское имя (евр. sim‘œn, Быт 29:33; Деян 13:1; Откр 7:7), причем грецизированная форма S…mwn ‘Симон’ (6:15) более обычна в НЗ. Этот человек характеризуется как d…kaioj ‘праведный’ (как и Захария в 1:6) и eÙlab»j ‘благочестивый’. Последнее слово первоначально значило ‘осто¬рожный’, откуда — ‘неукоснительный в исполнении того, что предписано религией’ (Деян 2:5; 8:2; 22:12); в ка-честве обозначения благочестия это слово впоследствии не закрепилось у христиан, однако вполне естественно, что здесь оно применено к челове-ку, строго соблюдающему Моисеев закон. Про Симеона далее говорится, что он был чающий утешения Израилева; к prosdšcomai ‘ожидать’ в этом значении см. 2:38 (об Анне), 23:51 (об Иосифе Аримафейском); выраже-ние может восходить к Быт 49:18; Пс 118:166; Ис 25:9. par£klhsij ‘утеше-ние’ под влиянием Ис 40:1–2 означало даруемое Богом утешение, насту-пающее в мессианскую эру. Симеон получил откровение, что он не умрет раньше, чем увидит Христа; выражение не увидит смерти из Пс 88:49; ср. также не дашь святому Твоему увидеть тления в Пс 15:10. Хотя вы-ражение ™n тщ pneЪmami ‘по вдохновению’, точнее — ‘в Духе’ может означать пророческое исступление, определенный артикль скорее означа-ет, что Симеон пришел в храм, ведомый Духом Святым; ср. сходное вы-ражение без артикля в Откр 1:10 ™n pneЪmami ‘в духе’ [в синодальном переводе — со строчной буквы — Реф.].

http://pravmir.ru/evangelie-ot-luki-komm...

Однако в Священном Писании нередко повествуется, что Бог особенно присутствует на Небе (см. Пс.113:24 ; Втор.10:14 ; Ис.66:1 ; Деян.7:49 ), в храме (см. 3Цар.9:3 ; Втор.12:11 ; 4Цар.21:4 ; 2Пар.33:4 ; Иер.32:34 ), в человеке (см. 2Кор.6:16 ; Лев.26:12 ; 1Кор.3:16 ; Ин.14:23 ; Откр.3:20 ) или на местах Его явления людям (см. Быт.28:19–22, 35:7, 22:14 ). Как это можно согласовать с учением Церкви о Божием вездесущии? По толкованию святых отцов, в Священном Писании так говорится об известных местах особого Божия присутствия с учетом того нравственного значения, которое, повинуясь Божией воле, люди придавали этим местам, и с учетом чистоты человеческой души и ее восприимчивости к тому, что Божие. Об этом святой Иоанн Дамаскин пишет: «Бог, не смешиваясь ни с чем, проникает чрез все и всему уделяет Свои силы по достоинству и восприимчивости каждой вещи, то есть по естественной и обусловленной доброй волей чистоте. Ибо невещественное чище вещественного и добродетельное чище соединенного с пороком. Таким образом, местом Божиим называется то, которое более причастно Его деятельности и благодати. Поэтому Небо – Его престол, ибо там Ангелы, творящие волю Его и славящие Его непрестанно, что и составляет Его покой; а земля – подножие ног Его (см. Ис.66:1 ), ибо Он на ней в теле «с человеки поживе» ( Вар.3:38 ). Ногой же Божией названа святая Его плоть. Местом Божиим называется и церковь , ибо ее мы выделяем как некое священное место для прославления Бога, в котором и молитвы возносим Ему. Точно так же и другие места, в которых для нас обнаружилась Божия деятельность, называются святыми местами». Но все эти аналогии Божия вездесущия даже приблизительно не передают того, как Бог на самом деле везде присутствует. Лучше всего в этом смысле вместе со святым Иоанном Златоустом признать: «То, что Бог везде, – ведаем, но как – того не разумеем». д) Духовность (πνευματιτης) – это Божие свойство, характеризующее Бога как духовное Существо в самом чистом и самом совершенном смысле. Поскольку вещество всегда подразумевает известное ограничение, то в Боге отсутствует всякая вещественность, и Он как Существо безграничное, вечное и абсолютное должен обладать самой полной и самой совершенной духовностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

На голову козла для азазеля Аарон возлагал обе руки, «исповедуя над ним все грехи сынов Израилевых и все преступления их», тем самым, символически перелагая их на него (далее см. ст. День очищения ). Пурим , или день Мардохея, возник в эпоху вавилонского плена и связывался с событиями, описанными в Книге Есфири. Праздник Обновления храма (евр. Ханукка ; греч. γκανια) справлялся в память об очищении святилища от «мерзости запустения». Обрезание Как и соблюдение субботы, обрезание (Суд 14. 3; 15. 18; 1 Цар 14. 6; 17. 26, 36; Быт 34) стало особым символом Завета Бога с Авраамом (Быт 17. 11). Археологические данные свидетельствуют о распространении этого ритуала на Др. Ближ. Востоке уже в период ветхозаветных патриархов, когда он был обрядом инициации, отмечавшим переход юноши во взрослую жизнь. В ВЗ сказано, что он производился не над взрослыми, а над детьми (Быт 17. 10-11; ср.: Быт 21. 4; Лев 12. 3). С принятием обрезания ребенок становился потомком Авраама. Так же как и соблюдение субботы, этот обряд не был связан с храмовым богослужением и приобрел большое распространение в период плена. Чистое и нечистое В богослужебной жизни Др. Израиля большое значение имело противопоставление «чистого» и «нечистого» (Быт 7. 2-3, 8), пригодного для еды и жертв и непригодного или запрещенного для этих целей. Особо важное значение для израильского общества противопоставление приобрело в послепленный период (Втор 14. 3-4; Лев 11). Разделение животных на чистых и нечистых основывалось на заповедях Божиих. В Лев 12-15 содержатся правила, касающиеся чистоты, для рожениц, прокаженных, мертвых и отношений между полами (см. Чистое и нечистое ). В. б. в межзаветный период и прекращение В. б. Ангел благовествует первосвящ. Захарии о рождении Иоанна Предтечи во Святая святых иерусалимского храма. Икона. Кон. XVI - haч.XVII в. Мастер Семен Бороздин (ГРМ) Ангел благовествует первосвящ. Захарии о рождении Иоанна Предтечи во Святая святых иерусалимского храма. Икона. Кон. XVI - haч.XVII в. Мастер Семен Бороздин (ГРМ) Межзаветный период стал временем споров о правильном способе отправления храмового культа и лицах, к-рые должны его совершать.

http://pravenc.ru/text/158292.html

Тот факт, что они стоят (глагол в настоящем времени), может указывать, как полагали некоторые исследователи (напр., Тертуллиан ), на ветхозаветные личности, которые не увидели смерти (ср. также: 4 Езд.), – Илию, Еноха (согласно общепринятому прочтению Ветхого Завета) и Моисея (согласно некоторым иудейским преданиям и вопреки здравому смыслуВтор. 34 ). Они также могли представлять Церковь , небесные представители которой уже были перед Богом ( Отк. 4:4 ; ср.: Мф. 18:10 ). Эти два помазанника в Зах. 4 " стоят» перед Господом всей земли. 11:5. Илия, по-видимому, был наделен особым духовным даром вызывать огонь с неба ( 3Цар. 18:38 ; 4Цар. 1:10,12 ; ср.: Лев. 9–10:2 ). Но здесь этот дар несколько изменен: огонь исходит из их уст (возможно, символэффективного возвещения суда – Иер. 5:10, 14 ). (В более поздних еврейских текстах этот дар приписывается Иосифу, Аврааму и другим; позднее раввины рассказывали истории о более ранних благочестивых раввинах, в частности, о Симеоне бен Йохайе, жившем во II в. н. э., и Иоханане, III в. н. э., которые убивали непочтительных людей своим пронзительным взглядом.) 11:6 . Илия «затворил» небо, призвав засуху во имя послушания слову Божьему ( 3Цар. 17:1; 18:41 ); согласно достоверному иудейскому преданию, засуха продолжалась три с половиной года (ср. также с Иак. 5:17 ; Лк. 4:25 ). Сила, позволяющая преобразовать воду в кровь, вызывает ассоциации с Моисеем ( Исх. 7:14–25 ). Иудеи ожидали и нового Моисея ( Втор. 18:15–18 ), и возвращение Илии ( Мал. 4:5 ); так Откровение описывает миссию двух свидетелей, возможно, «Церкви (см. введение к 11:1–13). 11:7 . Развивая ветхозаветные представления о конце времен ( Зах. 14:1–3 ), еврейские тексты обычно рисуют картину длительной последней битвы перед концом света, которая часто означает страдания для народа Божьего, но заканчивается его победой (ср. страдания последнего поколения и духовную баталию, которые описываются в Свитке войны в «Свитках Мертвого моря). 11:8. Отказ предать тело земле всегда считался одним из самых жестоких поступков (напр.: Ис. 5:25 ), а также серьезным свидетельством нечестия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Также и слова апостола, которыми ты, как тебе кажется, опровергаешь неопровержимое, вовсе не отменяют поста. Великий Павел порицает заблуждение гностиков древних еретиков, бывших в те времена и запрещавших брак и вкушение мяса. И запрет этот не был временным, как у нас в дни поста, но постоянным: брак возбранялся, дабы не множилась «материя», мясо же поскольку считалось нечистым. Итак, уразумей, что апостол не посту противится, а предостерегает христиан от заблуждения еретиков, пытавшихся тогда смутить Церковь , как вы сегодня. Мог ли бесчестить пост тот, кто сам всю жизнь подвизался в нем (см.: Деян.9:9; 13:3 ; 2Кор.6:5 и др.)? Сектант : Пост дело безразличное Богу. Он ни хорош, ни плох и как таковой не делает нас угодными Ему. Апостол ясно говорит: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем ( 1Кор.8:8 ); Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Вот почему нимало не согрешает тот, кто не держит пост. И соблюдающий его ничего благого не творит, и не соблюдающий никакой вины не имеет. Ибо как соблюдение поста не есть добродетель, так и несоблюдение его не есть грех. Священник : Ты снова ссылаешься на Писание, думая оправдать свое пренебрежение постом. Но что спасло Ниневию от гибели и праведный суд Божий о ней изменило на милость, если не пост и покаяние ста двадцати тысяч жителей, постившихся вместе с царем и вельможами его и распространивших пост даже на домашний скот (см.: Иона 3:5; 4:11 )? Разве не постом и молитвой умилостивил Бога царь и пророк Давид, ранее впавший в блуд и убийство (см.: Пс.101:10; 108:23 )? Разве не постом благоугодили Богу три отрока, не сгоревшие в печи вавилонской (см.: Дан.1:8; 3:25–26 )? Разве не постом заградил пророк Даниил уста львов (см.: Дан.6:23–24 )? Но не хватило бы времени и места показать тебе, сколь многие угодили Богу через пост. Знай, что оба Павловых речения, которые ты привел, относятся не к посту, но к вкушению яств, принесенных в жертву идолам. Дальнейшие слова апостола (см.: 1Кор.8:10; 10:25–27 ) ясно показывают, что против вкушения идоложертвенного негодовали христиане из иудеев, которые по-прежнему держались ветхозаветных предписаний о пище (см.: Лев.11 ; Втор.14 ) и требовали того же от христиан из язычников. Посему и написал великий Павел то, что написал и что вы, сектанты, толкуете превратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

— С. 490. 55 Ос.3:2 . 56 Лев.27:20–21 . 57 Лев.27:22–25 . 58 Руфь 4:2–10 ; Иер.32:7 . 59 Ис.5:8 . 60 Ис.7:23 . 61 Песнь Песней 8:11. 62 2Цар.24:24 . 63 3Цар.16:24 . 64 Мф.27:6–10 . 65 Иер.32:9 . 66 Иер.32:10–15 . 67 Лук.12:33 . 68 Мк.12:17 . 69 Рим.13:7–8 . 70 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 16. 71 Мф.13:45–46 . 72 Мф.13:44 . 73 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 10., — СПб., 1912. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 23. 74 Деян.2:44–45 . 75 Деян.4:36–37 . 76 Деян.2:46 . 77 Деян.5:1–4 . 78 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские XII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IX, Кн. I. – М.: Радонеж, 2003. — С. 119. 79 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 80 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 81 «Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: “Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое” ( 1Кор.9:7,10 )»//Там же. VI. 6. 82 Быт.31:41 . 83 Лев.19:13 . 84 Втор.24:14–15 . 85 Иер.22:13 ; Мал.3:5 . 86 О ветхозаветном и христианском взглядах на труд более подробно см. Лукин С.В. Христианская экономия о видах и степенях труда//Проблемы современной экономики. 2006. — 1 ⁄ 2 (17/18). — С. 413–418; Лукин С.В. Виды, степени и двойственный характер труда в аспекте христианской экономии//XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24–26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества»/Инт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. унт культуры и искусств; отв. ред. и сост. А.Ю. Бендин. — Минск: Ковчег, 2007. — С. 7–26. 87 Пр.10:5; 12:11; 12:24; 28:19. 88 Суд. 17:10–12 . 89 4Цар.12:9–12; 22:5–9 . 90 1Пар.19:6–7 ; 2:Пар.25:6. 91 1Кор.10:31 . 92 Кол.3:17 .

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010