Будущего (Н.Л.). 252 fÚsewn: «естества» Лосев. 253 Вариант: «внутрь» (Н.Л.) 254 В слав. Добротолюбии «простретися» (Н.Л.). 255 Оба русских перевода в этой и предыдущей фразе нами исправлены. 256 «Служит» в рус. переводах — опечатка. 257 Ср., напр., 1 Тим. 2, 4. 258 Ср. Рим. 1, 20. 259 В подлиннике игра слов: æj e«kÒj, oÙk e«ka‹a. 260 покоя (Н.Л.). 261 Ср., напр., Флп. 2, 9. 262 фундамента (Н.Л.). 263 Ср. Иов 26, 7 и Пс. 101, 26. 264 Ср., напр., Пс. 92, 1. 265 Латинский переводчик расшифровывает: «в Твоем Воплощении» (in tua Incarnamione) (Н.Л.). 266 Метафизика (Н.Л.) Ср. ниже примеч.95 (В.Б.). 267 Ср., напр., Кол. 3, 2. 268 То есть износити слово (Н.Л.). 269 «таким образом» в рус. переводах. 270 Ср., напр., Кол. 3, 2. 6. 271 В славянском тексте в этом месте есть прибавка «светлостию сущего превыше доброты видения оного похвальны зело», которой нет в греческом тексте Добротолюбия (Н.Л.). 272 Собственно, «скачет» (Н.Л.). Ср. Лк. 6, 23 (А.Д.). 273 Ср., напр., 3 Цар. 3, 12. 274 Ср., напр., Еф. 4, 13. 275 Ср. примеч.28 и др. 276 Ср. Еф. 3, 18. 277 Ср., напр., Евр. 3, 13. 278 Ср. Сирах 1, 3. 279 Ср. Пс. 106, 11. 280 С знанием Священного Писания (Н.Л.). 281 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии 1, 3, PG 3, 376 А7—8. 282 Там же, 376 А8—9. 283 Ср. Песн. Песн. 2, 5. 284 Григорий Богослов, Слово 38 (на Богоявление), PG 36, 317 B9—10. 285 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии 1, 3: PG 3, 376 А10—11. 286 (Пс. — ?)Василий Великий, Толкование на Исаию 5, 162: PG 30, 385А (дословно конец звучит так: «Продвинувшись к тому, что выше фисиологии, к называемому у некоторых метафисическим, он может стать и созерцателем») (В.Б.). 287 Василий Великий, Толкование на Исаию — там же; PG 30, 385В (В.Б.). 288 Ср. Максим Исповедник, Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1401D (В.Б.). Аналогичные мысли рассеяны по многим творениям св. Максима Исповедника, и поскольку цитата не дословная, точный источник ее указать вряд ли возможно (А.Д.). 289 Имеется в виду одно место из слова 43 по нумерации русского перевода (Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911 [репринт М., 1993], с.181 и далее), где говорится о редкости совершенства ведения в одном человеке. О познании твари и Бога у св. Исаака Сирина см., напр., его слова 3 и 55. 290

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

2:9 . Фессалоникские христиане были бедными (ср.: 2Кор. 8:1,2 ) и не разделяли пренебрежительного отношения некоторых коринфян к физическому труду (см. ком-мент, к 1Кор. 9:6 ). Христиане из Филипппослали Павлу пожертвования, когда он был в Фессалонике ( Флп. 4:15,16 ), но Павел все же должен был зарабатывать себе на жизнь своим трудом. Многие иудейские учителя в этот период, помимо преподавания, тоже занимались каким-нибудь ремеслом, часто вместе с семьей. Фраза «ночью и днем» обычно означала работу в течение части дня и вечера или ночи. Люди ручного труда начинали работать с восходом солнца и могли разговаривать с посетителями во время работы; но уже после полудня Павел мог использовать свое время непосредственно на служение Евангелию. 2:10,11. Хотя римляне ценили строгость отца, чаще всего в древности подчеркивалась его любовь и забота о своих детях. Истинные философы сравнивали свою заботу о слушателях с отцовской заботой о детях, а также кормилицы (2:7), а ученики часто видели в своих учителях черты родителей. 2:12. «Достойно» – значит в соответствии с достоинством или характеристиками почитаемой личности (см. коммент. к Кол. 1:10,11 ). В еврейской литературе мудрости о праведном говорится как о «достойном Бога». Для новообращенных христиан, которые больше не могли принимать участие в гражданских культах, прославлявших императора в Фессалонике (1:9), выражение «Царство Божье» могло иметь политический оттенок; признание своей исключительной связи с Царством Божьим для них могло быть очень важным моментом (см. коммент. к Деян. 17:7 ). 2:13–16 Иудейская оппозиция и их восприятие слова Божьего Некоторые исследователи вообще считают, что этот отрывок не принадлежит перу Павла, хотя на самом деле он ясно отражает его апокалиптические ожидания суда над Израилем. Вопреки толкованию некоторых богословов, Павел не отрицает здесь, что верный остаток будет спасен или что Израиль будет восстановлен в конце времен ( Рим. 11 ). Напротив, его слова согласуются с апокалиптическим учением Иисуса (основными высказываниями Иисуса о конце времен), к которому Павел обращается в этом же послании далее ( 1Фес. 4– 5:11 ). «Отступления были весьма характерны для древних писем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Ибо тогда настало расстройство телесное, нетолько по смертности, на которое указывают кожаные одежды ( Быт. 3:21 ), но и по произволению от плотского их союза и смешения. И как у Адама оное бесстрастие до преслушания было не собственным достоинством, а было благодеянием единственно благодати Божьей, почему и никакой ему за то не приписывается заслуги, так и несовершенным по возрасту не станем усвоять заслуги какой-нибудь за тогдашнее их бесстрастие, так как у них это благо зависит не от их воли, а случайно выходит такое затишье пожеланий. И действительно, никто здраво рассуждая не назовет этого ни целомудрием, ни девственностью. Но как преобладания плотских страстей, самого тления телесного и смертности, равно как и произвольного повреждения от взаимного совокупления тел, чему жалким образом покорился Адам после преступления, нельзя никоим другим способом истребить, как только чрез смерть и отсюда разрешение изгаженного теперь сосуда в прах, – почему необходимо и ему, после смерти воскресающему, восстановиться таким каким он был и до преступления, подобно, так сказать, сосуду, после сокрушения опять воссозидаемому от художника таким, каким он был уже по первому устроенно: так и нам, если не умрем для страстей чрез подвижничество, невозможно достигнуть того произвольного бесстрастия, которое приобретается добровольным самоумерщвлением. Оно есть и наше одоление, как приобретенное собственными трудами и многими заботами, и угодно Богу, и приобревшим его соделывает несравнимую славу. И сораспявшиеся со Христом и умершие с Ним произвольным умерщвлением последовательно и совосстают с Ним ( Кол.2:12 , Рим.6:7 ), живя жизнью бесстрастною ( Рим. 6:13 ), которая изображает ту по смерти, где не имеет власти ни тление, ни смерть, по святому апостолу ( 1Кор.15:53 ). Потому что раз умерши для греха, они уже не боятся смерти за грех , нетленными становясь прежде общего воскресения, по светилу небошественной Лествицы (см. Слово 29:7, 30:19). К такому-то воскресению стремясь и ныне составляющая предмет нашего слова, с Тем, Которого вместо всего возжелала только, и Которого только избрала Защитником красоты своей, разумею Жениха чистых душ, Христа, с Ним сочла долгом и сораспяться воздержанием от плотских удовольствий и умереть ( Рим. 6:8 ) совершенным умерщвлением страстей ( Кол. 3:5 ), чтобы с Ним и восстать, а затем и прославиться ( Рим. 8:11,17 ), когда воскреснет в воскресение ( Ин.11:24 ) в пакибытии ( Мф. 19:28 , Мар.10:30 ), для получения награды по трудам своим ( 1Кор. 3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

4) отсюда в предметы услаждения для сей способности выражаются вещами, приличными вкусу и чувству: а) сладкозвучием, красотой формы ( Песн.2:14 ); б) млеком ( 1Пет.2:2 ); в) свежим и благовонным мёдом, текущим из сот ( Пс.18:11, 118:103 ); г) сребром, златом и другими, увеселяющими взор, вещами ( Пс.118:72:127 ); д) в отвлечённом смысле благодатью ( Кол.4:6 ; Еккл.10:12 ; Еф.4:29 ). 5) Некоторые псалмы, например, 118, многие места в Пророчествах и Посланиях, также целая книга Соломонова Песнь Песней изображают деятельность в высшей степени развитого религиозно-эстетического чувства. Нужно ли в поучениях развивать эту способность наравне с другими способностями души? Нужно; это доказывается: а) свойством сей способности и великим участием, какое принимает она в духовной жизни человека; дотоле у нас нет ни склонности, ни охоты к вещам Божественным, доколе мы не получили вкуса к ним и живого сочувствия; с другой стороны, по идее Религии, истинный Христианин есть сам по себе высокое изящество; b) примером Спасителя, Который любил действовать на эстетическое чувство своих слушателей. Спаситель, предлагая народу притчи, избирал для них предметы, сладостно действующие на чувство, например, ниву, прекрасный сад, брачные торжества и проч. и представлял в превосходной эстетической форме; с) советом Ап. Павла, который именно заповедует, чтобы, как в разговорах вообще, так и в преподавании учения, выражалась благодать или духовная приятность ( Кол.4:6 ; Еф.4:29 ), приветливость и кротость ( 2Тим.2:23–25 ); d) советом Отцов в рассуждении того же предмета: «oporteat modicis salibus conditum esse sermonem, пишет Исидор Пелус. (Lib. IV. Epist. XLIX, ad Iobi. VI. 6), ut et suauis sit inmelligenmibus, et aptus ad nutriendum, et in animum auditorum penetret». 13 Развивать же вкус или религиозное чувство посредством Христианских наставлений значит – отвлекая душу от чувственного, располагать её к чистому, святому, мирному и возвышенному услаждению предметами духовными, настраивать её к тому, чтобы она привыкала непрестанно углубляться в блаженные созерцания вечной красоты – Бога (см. soliloquium animae cum Deo, бл. Августина, многие молитвы, песни и каноны церковные , особенно канон покаянный Иисусу сладчайшему) и Его закона ( Пс.1:2–3, 118:14, 20, 55, 62, 81:97 ), равно как сокрушаться при мысли, что есть люди, которые не умеют находить услаждения в законе Господнем, а потому не исполняют его ( Пс.118:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Не потому ли у него пропало желание заходить в Дервию, Иконию и Листру? Во всяком случае, он, не останавливаясь, пересек земли внутренней Галатии и Фригии, а оттуда повернул на запад, к побережью. Осенью 54 года он уже снова в Эфесе — конечной цели своего третьего путешествия. Примечания   1 Так, около 62 года он пишет: «Когда это послание будет прочитано у вас, сделайте. чтобы оно было прочитано и в церкви Лаодикийцев, и чтобы то, которое из Лаодикии, прочли и вы» ( Кол. 4:16 ). 2 Фарисеи верили, что наряду с Писанием, Бог дал и устную Тору, которая передается как живое Предание учителями веры. См.: А. Мень На пороге Нового Завета, гл. 30. 3 E. Pax. In the Footsteps of St. Paul. Jerusalem, 1977, p. 113-114. 4 См.: С.А. Жебелев. Апостол Павел и его послания. Пг., 1922, с. 121 сл.; J.A. Fitzmayer. New Testament Epistles. — JBC, II,  pp. 223-224. 5 Э. Ренан. Святой Павел, с. 161. 6 1 Фес. 3:6-8 , 12-13 ; здесь и далее расположение строк в переводе призвано подчеркнуть внутренний ритм, присущий посланиям. 7 1 Фес. 5:1 ; Мф. 24:5 ; Деян. 1:6-7 . 8 1 Фес. 4:14-17 . 9 1 Фес. 5:4-6 (ср. Кумранский Устав, 1, 9 сл.). 10 1 Фес. 4:10-11 . 11 1 Фес. 5:14-22 . 12 2 Фес. 2:2-5 . 13 Ср.: Дан. 8:9-14 , 26-27 ; 11:36 ; Мф. 24:15 ; Лк. 21:24 . 14 2 Фес. 2:6-7 . Выражение «удерживающий» указывает на то, что речь идет о личности. См. историю толкования этого места у A. Rigoux. L " Antechrist et l " opposition au Royaume messianique dans l " Ancien et le Nouveau Testament. Louvain, 1932, p. 260-267. 15 Светоний. Клавдий, 34, 37. 16 Светоний. Нерон, 26. 17 Мф. 24:5 , 11 ; 1 Ин. 2:18 . 18 2 Фес. 2:15 . Слово предание (традиция), евр. кабала (от кибел — получать), употреблялось в раввинской литературе для обозначения книг устной традиции. 19 В этом отношении характерно мнение Цицерона, писавшего: «Все ремесленники занимаются презренным трудом, в мастерской не может быть ничего благородного» (Цицерон. Об обязанностях, II, 42, 150). 20 2 Фес. 3:10-12 . 21 Деян. 18:18 ; И. Флавий. Иудейская война, II, 15.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Муж двоедушен не устроен во всех путех своих добродетелей (Иак.1:8): тем паче поколеблется он на пути возвышеннейшей, первенствующей добродетели — молитвы. Он отвергается Богом как ни теплый, ни студеный (см.: Апок.3:16). Он не возможет быть учеником истинной молитвы, приводящей учеников своих пред лицо Божие для вышеестественного назидания, водящей их во след Иисуса, если не отречется всего своего имения (Лк.14:35): болезненных уклонений воли падшего человека к миру. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал.5:24), только принадлежащие всецело Христу могут стяжать истинную молитву. Ничтожное по-видимому пристрастие, невинная по-видимому любовь к какому-нибудь предмету одушевленному или неодушевленному низводят ум и сердце с неба, повергают их на земле между бесчисленными гадами и пресмыкающимися пространного житейского моря (см.: Пс.103:25). Святые отцы уподобляют подвижника, преуспевшего в молитве, орлу, а мелочное пристрастие петле силка; если в этой петле запутается один коготь орлиной могучей лапы, то орел делается неспособным воспарить горе, делается легкою и непременною добычею ловца (преп. Авва Дорофей. Поучение 11. О еже скоро отсекати страсти): тщетны тогда и сила и отвага царственной птицы. Иди, наставляют нас святые отцы, заимствуя наставление из святого Евангелия, продаждь вещественное имение твое, и даждь нищим, и взем крест, отвергнись себя противодействием твоим пристрастиям и твоей падшей воле (см.: Мф.19:21; 16:24. Мк.10:21), да возможешь помолиться невозмущенно и без рассеянности (преп. Нил Синайский. О молитве, гл. 17). Доколе живы в тебе пристрастия, дотоле наветуют молитву смущение и рассеянность. Необходимо сперва отрешиться от вещественного имущества, расстаться с миром, отречься от него, только по совершении этого отречения христианин может усмотреть свой внутренний плен, темницу, узы, язвы, умерщвление души (преп. Макарий Египетский. Беседа 21, гл. 2,3). Борьба с живущею в сердце смертью, совершаемая при посредстве молитвы, под водительством Слова Божия, есть распятие, есть погубление души для спасения души Молитву соедини с благоразумным постом: соединение этих двух духовных оружий заповедано нам Самим Господом для изгнания из себя демонов (см.: Мк.9:29). Постяся, помажи главу твою, и лице твое умый (Мф.6:7), заповедал Спаситель. По объяснению святых отцов (Благовестник), елей, которым по обычаю того времени помазывали голову, означает милость, которая должна пребывать на нашем духовном суде, как и апостол сказал: Облецытеся убо якоже избраннии Божии святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость (и) долготерпение: Приемлюще друг друга, и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы (Кол.3:12.13). Лице тела и души должно умывать слезами: они тогда появятся на глазах молящегося и постящегося, когда сердце его преисполнится милости к ближним, сострадания ко всему человечеству без исключений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1 чтобы вам удостоиться. Жизнь, достойная Бога ( 1Фес. 2,12 ), призвания Божия (1,11; Еф. 4,1 ), Христа ( Кол. 1,10 ), Евангелия ( Флп. 1,27.28 ) или Царствия (1,5.11) это жизнь терпеливого, радостного следования за Христом даже перед лицом смертельной вражды со стороны тех, кто противится вере. Такая жизнь твердое свидетельство, что суд Божий праведен. для которого и страдаете. Даже пользуясь правами гражданства в небесном Царстве (см. ком. к 1Фес. 2,12 ), христиане все же страдают ради него ( Деян. 14,22 ), ибо это Царство неизбежно сталкивается с противодействием дьявола. 1 не покоряющимся благовествованию. Благовестие Евангелие должно быть принято, в него надо верить, ему надо покоряться ( 1Пет. 4,17 ). Оно содержит Божественные заповеди, требующие полностью покорить себя Богу посредством примирения с Ним во Иисусе Христе. 1 в день оный. Имеется в виду «день Господень» ( 1Фес 5,2 ). Хотя нам не дано знать, сколько именно продлится этот особенный «день», можно сделать вывод, что Последний суд над нечестивыми тесно примыкает к приходу Христа за Его святыми. 1 звания. Т.е. «призвания». Это «призвание» следует рассматривать в связи с 1Фес. 2,12 , где призывающий Бог; то, к чему мы призваны, Божие Царство и слава (2,14). 1 Бога нашего и Господа Иисуса Христа. В греческом тексте нет артикля перед словом «Господа», поэтому перевод может быть таким: «Бога нашего и Господа, Иисуса Христа», а это определенно указывает, что слово «Бог» отнесено к Иисусу Христу. Против такого перевода говорит сравнительно редкое применение в НЗ слова «Бог» по отношению ко Христу (ср. Рим. 9,5 ; Тит. 2,13 ; 2Пет. 1,1 ). Однако следует отметить, что в других местах своих посланий Павел обычно говорит о Христе и о Боге Отце в тесной связи (напр. 1,1.2; 2,16; 1Фес. 1,1; 3,11 ) и явно считает, что Христос обладает всеми свойствами Божества. Глава 2 2 о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему. Это и есть «восхищение» святых, о котором говорилось в 1Фес. 4,17 . Павел как будто отождествляет время пришествия Христа и восхищения святых с «днем Господним» ( 1Фес. 2,19 ; ср. 1Кор. 1,7.8 ; 2Кор. 1,14 ; Флп. 2,16 ), где собрание всех верующих перед Господом имеет место «в пришествие Его» и «в день Господа нашего Иисуса». Поскольку прежде чем настанет день Господень, должно прийти «отступление» и открыться «человек греха» (ст. 3), оба признака также должны проявиться прежде восхищения святых. Если лжеучители говорили, что день Господень уже наступает (ст. 2) и, таким образом, предрекали восхищение в любой момент, их неправду можно было доказать отсутствием указанных предзнаменований.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

24:1–13 Господь опустошает землю. Впечатляющие описания усиливаются при помощи повторов, рифм и игры слов. В выражении уничтожает лицо ее читаем «изменяет вид ее» (ср. яркий термин Иерусалимской Библии «сгибает», «гнет»). Причиной суда названо (отметим двойное за то ст. 6) нарушение человечеством всех законов и обязательств. Не факт, что под вечным заветом подразумевается обещание Бога всему живому на земле в Быт. 9:9–11 , поскольку выражение в ст. 5 может означать просто «наиболее постоянное из всех соглашений» (но отметим намек на потоп в ст. 18б). 7 Упор на безрадостности – это поразительное пояснение тому, что в Евр. 11:25 названо «временным, греховным наслаждением» (RSV), а выражение, взятое оттуда же, – «опустевший город» (10; ср.: Быт. 1:2 ) – свидетельствует о разрушительном действии греха, превращающего установленный Богом порядок в изначальную бесформенность. Единственным проблеском надежды можно назвать упоминание об обирании винограда (13), о том, что немного осталось людей (6), как в 17:6 и в отрывках об «остатке», напр., 10:20–23. 24:14–16 Песнь о величии Господа и нынешние лишения. Песнь хвалы, судя по всему, принадлежит рассеянному «остатку» (см.: ст. 13), среди которого, говорится в Евангелии, могут находиться как обратившиеся язычники, так и еврейский народ (ср.: Ин. 11:52 ). Выражение на востоке (15) буквально звучит «при свете», перевод NIV подтверждается соответствующей фразой с запада (с моря; 14). Но здесь автор забегает вперед, а затем мы опять возвращаемся в напряженное настоящее ст. 16 (ср. те же метафоры в 17:4–6). 24:17–23 Вселенский суд. Первые три существительных в ст. 17, поразительно похожие в оригинале, возвращают нас к теме неизбежности суда. О тщетном бегстве в ст. 18а – ср. с Ам. 5:19 . (О предпосылках ст. 18б см. ст. 5.) Воинство выспреннее (буквальный перевод, вариант NIV – «силы небесные») может в некоторых контекстах означать просто «звезды» (ср.: 40:26); однако здесь, в дополнение к царям земным, которые будут заключены и наказаны (ср.: 2Пет. 2:4 ), фраза означает «духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:12 ). Наиболее полно о подобных существах в Ветхом Завете говорится в Дан. 10:2–21 ; ср., вероятно, Пс. 81 . В Новом Завете – см. дальше, напр.: Рим. 8:38–39 ; Кол. 2:15 ; Отк. 12:7–12 . Но в самом конце говорится об абсолютной славе (23). Если солнце и луна потеряют свой свет, то только потому, что их затмит сияние Самого Света, Господа, воцарившегося в полной славе. По сути, это то же видение, что и в Отк. 21:22–27 . 25:1–12 Великое освобождение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Еф.4:6 . Един Бог и Отец всех) 1Кор.8:6 . Все чада Его. Иже над всеми) владычествует. Ему единому да будет от нас слава! Через всех) нас действует. Его сила, не наша. Во всех нас) обитает. Для Него все сердце наше. Его есть Царство, и сила, и слава! б) Различие дарований, и единство их цели ( Еф.4:7–16 ). Лжеучителя иудейские и языческие могли в это время выставлять свои преимущества перед другими. Различные дарования благодати, в первенствующей Церкви, могли для некоторых показывать одних славнейшими и достойными большего внимания, других, менее знаменитыми и важными. Поэтому апостол говорит, что: ба) различные дарования не наша заслуга ( Еф.4:7–11 ); бб) цель их едина ( Еф.4:12–16 ). Каждому дана благодать. Дарующий есть Иисус Христос, высочайший правитель Церкви. Все правители Церкви от Него ( Еф.4:7–11 ). Еф.4:7 . Благодать) Нет здесь места зависти. Благодать одна. По мере дарования) а не по мере заслуг наших. Различны только степени благодати. Еф.4:8 . Темже глаголет) Апостол представляет Иисуса Христа на небесах. При этом возобновляется у него в памяти ( Пс.67:19 ) псалом, петый при перенесении ковчега. Песнь, приличная победителю ада, возносящемуся на небо. Этот псалом намекает и на обращение язычников. См. ст. 32, 33. На высоту) на небо. Пленил еси плен) усугубление значения пленил. Но в победе Иисуса Христа, действительно, самый плен, т. е. и то, что было пленено ( 1Пет.3:19–20 ), и враждебные силы, угрожающие пленом ( Кол.2:15 ; 2Пет.2:4 ; Евр.2:11 ), пленены. Даде) Еф.4:7,11 . После того, как пленил и взошел ( Деян.2:3–4 ). Еф.4:9 . А еже взыде) Объясняется, что место из псалма, должно относить ко Христу. И сниде) Восшедший, пленивший плен должен был нисходить к пленным и пленившим, ибо это Победитель небесный. «Когда говорим о восшествии Бога, нужно прежде представлять и нисшествие, когда же о человеке, не так» (Златоуст). В долнейшия страны земли) последняя глубина, в противоположность высочайшей высоте ( Еф.4:10 ). Можно разуметь не одно сошествие на землю, но и в ад ( 1Пет.3:19 ), ибо говорится о пленении плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

7:19–20 Женщина отдает себе отчет в том, что и юноша, и она сама, вступая в недозволенную связь, становятся соучастниками обмана, который, будучи раскрытым, лишит их всякой надежды избежать мести ревнивого супруга, о чем говорится в 6,33–35. 7:21 Обольстительная сила слов является постоянной темой книги (см. 2,16; 5,3; 6,24; 9,16). Однако ей противостоит целительная сила мудрости (см., напр., 2,1–6; 3,1.2; 5,1.2; 7,24.25). 7 как вол идет на убой. Сравнение с бессловесным животным прием, акцентирующий внимание на присущем только человеку свойстве обладании мудростью. 7 доколе стрела не пронзит печени. Т.е. пока не будет окончательно погублен. 7 слушайте меня. Заключенный в этих словах призыв противопоставляет слова мудрости лживым речам обольстительницы. См. ком. к 7,22. 7 сердце. Под этим словом подразумеваются, скорее, воля и разум, нежели чувства. 7 в преисподнюю... смерти. См. ком. к 1,12; 2,18; 5,5. Глава 8 8:1–36 В ст. 1–7 премудрость предстает как осознание человеческого опыта, проникнутое чувством страха Господнего. В данном поэтическом отрывке премудрость является наставницей и свидетельствует о себе сама. Было бы слишком смелым видеть в персонификации премудрости (особенно в 8,22–31) непосредственные черты Божественного Лица, однако совершенно ясно, что воплощенной премудростью Божией стал Иисус Христос, явивший суть и могущество мудрости (см. Ин. 1,1–18 ; 1Кор. 1,24.30 ; Кол. 1,15.16 ; Евр. 1,1–4 ). Данная Глава состоит из нескольких фрагментов, объединенных одной темой: премудрость как цель, к которой должен стремиться человек (ст. 1–11), ее власть над миром (ст. 12–21) и, наконец, свидетельства ее божественного происхождения и особого места в процессе творения (ст. 22–31); в заключительном обращении премудрость отождествляется с жизнью (ст. 32–36). Помимо мудрости, приходящей из человеческого опыта, существует предвечная премудрость Божия, которая обустраивает весь тварный мир и устанавливает необходимые связи всех созданий с Богом и друг с другом. Это означает, что человеческая мудрость приобретает силу только тогда, когда основывается на откровении Божием, то есть со страхом внимает Его слову (1,7; 9,10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010