Назовешь ли ты мне теперь те способы, которыми пытаешься ты смирить себя по слову Господню: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29)? Да и пытаешься ли? Не о тебе ли говорил пророки: «они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир!», тогда как нет мира» (Иез. 13:10; ср.: Иер. 6:14, 8:11)?    Как исполняешь ты, душа моя, апостольские слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16)? Где непрестанная радость твоя о Господе? Почему всегда угрюма ты, почему копишь в сердце обиды на ближнего твоего, думая, что собираешь «ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20), а на самом деле — готовишь себе самой нелицеприятный Суд, «ибо суд без милости не оказавшему милости», потому что «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13)? Почему не освещает тебя свет пасхальной победы Христовой, истребляющий всякое зло и неправду?    Сказано тебе, душа моя: «Работайте Господеви» (Пс. 2:11; разрядка наша. — иг. Ф.). Разве бывает легкой работа? Разве не требует она времени? Разве не нужно для нее прилежания? Почему же ты сетуешь на трудности жизни духа твоего, избегая их и ища себе всякого послабления в трудах духовных, но не перестаешь, не жалея сил, трудиться трудом мира сего, чтобы стяжать временные и скоропреходящие блага его, презревая блага нетленные и вечные?    Сказано тебе: «Хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21), — почему же ты так прилепилась к миру и заботам его, что нет в тебе места для истины Царства Божия?    Не будешь ли и ты, как Озия, изгнана вон из города за проказу грехов твоих, застилающих тебе глаза? Ведь он только задумал беззаконие, ты же неустанно творишь его, всечасно презирая Божественные заповеди!    «Откажись же от того, что имеешь, душа безумная, — дает тебе, душа моя, добрый совет преподобный Андрей, ибо что имеешь ты своего, кроме беззакония твоего? Откажись от мыслей и дел беззаконных, говорит он тебе, — и притеки к покаянию».     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Ниневитяны, душе, слышала еси кающяся Богу, вретищем и пепелом, сих не подражала еси, но явилася еси злейшая всех, прежде закона и по законе прегрешивших

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Пророк Даниил говорит о явлении ему Ангела Господня: «и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» (Дан 10:9). И когда Ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред Ангелом: «когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел» (Дан 10:15). Было ли когда-либо поклонение людям праведным?   Пророку Елисею поклонились сыны пророческие. «Увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар 2:15). И страж темничный, увидевший, что Господь чудесно избавляет Апостолов из темницы, в «трепете припал к Павлу и Силе» (Деян. 16:29).    Спаситель говорил Отцу Небесному: славу, «которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22), то есть Апостолам и Угодникам Божиим. Богу мы поклоняемся; должны, следовательно, поклоняться и тем, кому дана Спасителем слава Его (т.е. слава Божия). Поклонялись ли люди переселившимся к Богу праведникам?   Да, поклонялись. Когда пр. Самуил явился к Саулу, «тогда узнал Саул что это Самуил и пал лицем на землю и поклонился» (1 Цар. 28:14).    е) В чем еще выражается наше отношение к небесной Церкви?   В том, что мы просим угодников Божиих молиться о нас. Почему мы обращаемся к ним с такой просьбой?   Потому, что невозможно представить христиан без их взаимной друг за друга молитвы. «Братия! молитесь о нас» (1 Фес. 5:25), пишет Апостол Павел; в другом месте он же говорит христианам: «не перестаем молиться о вас» (Кол 1:9; см о взаимной молитве христиан еще и следующие места: Деян 12:5; Еф. 6:18, 19, 1:16; Филим. 1:4; Кол. 4:3; 1 Фес 5:17; 1 Тим. 2:1; 1 Ин. 5:16). Но почему мы именно угодников Божиих просим молиться о нас?   Потому что молитва праведных многодейственнее, чем молитва многогрешных.    Ап. Иаков говорит: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак 5:16—18). Вот насколько действенна молитва праведного!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

 «облечен в одежду, обагренную кровью» – согласно святому Андрею, одежда Бога Слова – это пречистая Его плоть, обагренная кровью на Голгофе.  Другие же считали, что эта черта означает Божиий суд и воздаяние грешникам и богоборцам. Первое мнение представляется более правдоподобным, так как речь здесь идет пока только о явлении небесного воинства – событии, предшествующем сражению и воздаянию. О сражении же повествуется ниже, в стт. 19–21.  «имя Ему: Слово Божие» – то есть Логос, Сын Божий, вторая Ипостась Троицы. Речь идет здесь не о сущности, как выше, но об одном из Божественных имен. 14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.  Это сказано об Ангелах. О том, что Христос придет с Ангелами, говорится в Мф. 25, 31; Лк. 9, 26; 2 Фес. 1, 7 и др.  Некоторые считали, что среди небесного воинства могут находиться и люди. Например, в его числе могли бы быть восхищенные с земли в сретение Господу праведники последних времен, после изменения их природы, согласно 1 Кор. 15, 51, а также вообще все от века святые, соединенные в пришествие Христа со своими воскресшими телами, согласно 1 Фес. 4, 17. См. также комм. на 16, 16. 15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.  16 На одежде и на бедре Его написано имя: " Царь царей и Господь господствующих " . Этот образ Мессии, Победителя и Судии, был показан и ветхозаветным пророкам. Так, о грядущем Христе пророк Исаия говорит, что «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис 11, 4).  «из уст же Его исходит острый меч» – символ власти, суда и воздаяния. См. также комм. на 1, 16. «пасет их жезлом железным» – Христу дана от Отца власть над всеми людьми: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2, 7–9). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

а) λλλους. Например, Ин 15:17 Τατα ντλλομαι μν, να γαπτε λλλους. Сие заповедую вам, да любите друг друга. (также см Ин 13:14; 15:12; 1 Ин 3:11,23; 4:7,11–12; 2 Ин 5; Рим 13:8; 1 Фес 4:9; 2 Фес 2:13; 1 Петр 1:22). б) δελφι. 1 Ин 2:10 γαπν τν δελφν ατο ν τ φωτ μνει κα σκνδαλον ν ατ οκ στιν. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. (1 Ин 3:10,14; 4:20,21). в) τ τκνα το Θεο 1 Ин 5:2 ν τοτ γινσκομεν τι γαπμεν τ τκνα το Θεο, ταν τν Θεν γαπμεν κα τς ντολς ατο ποιμεν. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. г) отдельные лица 3 Ин 1:1 πρεσβτερος Γα τ γαπητ, ν γ γαπ ν ληθε. Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. (также 2 Ин 1; 2 Кор 11:11; 12:15). γαπν ставится также без объекта по большей части для обозначения братской и общественной любви, например, 1 Ин 3:18.. Τεκνα, μ γαπμεν λγ μηδ τ γλσσ, λλ ν ργ κα ληθε. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (также 1 Ин 3:14; 4:7–9); но однажды субъектом чувства была названа прощенная Христом грешница (Лк 7:47): …φωνται α μαρται ατς α πολλα, τι γπησεν πολ δ λγον φεται, λγον γαπ. …прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Переходя к рассмотрению семантики и словоупотребления φιλεν, необходимо отметить, что этот глагол в отличие от γαπν никакого специфического оттенка по сравнению с употреблением его в языке классическом не принял. Сфера словоупотребления несколько сократилась, в частности за счет области любви общественной. Также если гомеровский и классический грек и говорил о любви в отношении божества к человеку, то применял обычно φιλεν, теперь же — γαπν. Прочие же лексико-сематические варианты φιλεν сохраняются, хотя в аналогичных позициях и в достаточно близком значении можно встретить и γαπν, кроме двух, только φιλεν присущих вариантов значения, которые, правда, относятся к периферийным областям чувства: I. osculare “целовать” и II. solere “охотно что-либо делать, иметь обыкновение”.

http://pravmir.ru/glagoly-lyubvi-v-novom...

«Безделье же научает тернистому пороку, ибо в руке бездельника вырастают тернии и путие праздных постлани тернием (Притч. 15:19). Таковые, которые ничего не делают, — клеветники и болтуны, не боящиеся Бога. Вдобавок к этому они развязны под предлогом [Col. 1700] якобы учения, не понимая ни что говорят, ни что утверждают». Таковых и Псалмопевец порицает, говоря: в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран (Пс. 72:5). Ибо согрешающие и не кающиеся, не приемлющие ран, то есть не наказуемые здесь с людьми, там будут нескончаемо казнимы вместе с демонами. Поэтому и мы из Писания научаемся любить труд, потому что он нам во всем полезен. Ибо говорит: Не отвращайся от трудной работы… Глубоко смири душу твою (Сир. 7:15, 17); Во всех делех твоих буди тщателен и всяк недуг не имать приступити к тебе (Сир. 31:26); В похотех есть всяк праздный, руки же мужественных в прилежании (Притч. 13:4). Давид же: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие (Пс. 72:16), но сего ради и тружусь, чтобы жить до конца. Ибо Ты сказал, Владыка: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2), то есть из праха и делания кирпичей (Исх. 5:7-8) позорных страстей. Посему прекрасно ревновать Апостолу, ибо он говорит: Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас (1 Фес. 2:9), ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фес. 3:8). И [в Послании] к коринфянам, перечисляя подвиги свои за благочестие, он прибавляет: я гораздо более был в трудах (2 Кор. 11:23). И опять-таки: я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10). Посему должно нам совершать труды со смирением и различением, то есть с советом духовных отцов. Ибо так мы не впадем в прелесть и поругание бесовские, потому что всегда возбуждают человека нечистые духи на то, что он не может совершить, и затем глумятся над ним. Говорить же и думать нам следует по Апостолу, когда мы чего-то достигли: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

«Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» ( 1 Фес.5:9-11 ). И еще я читаю в том же послании: «Будьте в мире между собою» ( 1 Фес.5:13 ). Иногда я спрашиваю себя: в чем близость новозаветных текстов и идей «Анонимных Алкоголиков», в какой точке пересекаются евангельские заповеди и философия 12 Шагов? «Иди, и поступай так же!» Все Евангелие — это призыв к действенному изменению жизни. А программа АА — это тоже программа действия. Наша программная литература растолковывает мне, выздоравливающему алкоголику, иногда просто разжевывает, как применить духовные законы к жизни. И не «к жизни» вообще, не к жизни моих соседей или близких, а к моей собственной, единственной, в чем-то никчемной, в чем-то неповторимой и прекрасной. Да так, чтобы они не оставались пустым звоном. Познакомившись с историей АА, я узнал, что наше Содружество получило импульс к росту от христианской Церкви. Само содружество — не Церковь и не церковная организация, но я убежден, что в нем действует благодать Святого Духа, ведь так много алкоголиков благодаря АА не просто остались трезвыми, но и стали счастливыми людьми. Как мне прожить этот день со Христом, как сохранить мир с самим собой и другими людьми, с которыми я встречусь сегодня? Вот ответ: «Мы обнаружили, что получаем руководство в наших действиях в той мере, в какой мы перестаем требовать от Бога, чтобы Он действовал по нашему заказу и в соответствии с нашими условиями» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 118). Я начинаю ощущать Божие водительство, когда осознаю, что Бог свободен и хочет быть свободным, что Его мысли обо мне, не мои мысли. Опыт выздоровления подсказывает мне, что страх перед Богом — мой самый главный противник. Я боюсь доверить Богу руководство, боюсь, что Он причинит мне боль, отберет что-нибудь, накажет. Сегодня я молюсь святому мученику Нестору Солунскому, которого с любовью вспоминает Церковь, об избавлении от страха. Когда великомученик Димитрий Солунский был заключен в темницу, император Максимиан, ярый гонитель христиан, предавался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как германец-великан по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им христиан. Отважный юноша из Фессалоникийских христиан, Нестор, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Молитвами святого угодника, Нестор одолел Лия и сбросил его с помоста. Разгневанный император приказал немедленно казнить юношу-победителя. Так мученик Нестор победителем вошел в вечное Царство Божией любви. Прошу Тебя, Господи, даруй и мне мужество в невидимой брани победить сегодня моего Лия. 10 ноября. Память святителя Димитрия, митрополита Ростовского ( Лк.8:16-21 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Бог принимает решение (πρθεσις) спасти человека суверенно, по избранию (κλογ), а не в зависимости от предшествующих дел (Рим 9. 11; Гал 3. 2). Утверждение, что Бог, «кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим 9. 18), дополнено иным: «...всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим 11. 32). Но, хотя избрание относится ко «всем человекам» (Тит 2. 11), оно не действует на «сынов противления» (Еф 5. 6; Кол 3. 6), к-рые «не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес 2. 10). Т. о., история, в к-рой Бог «ожесточил» сердце фараона (Рим 9. 17; ср.: Исх 4. 21), говорит не о предустановленности ко спасению или к погибели, а о промыслительном «преткновении» (Рим 11. 11, 32). Бог не позволил фараону испугаться знамений и отпустить израильтян раньше времени, чтобы в полной мере явить над ним силу Свою,- но этому «ожесточению» предшествовало безбожие самого фараона. Бог «ожесточил» иудеев против апостолов, чтобы вынудить последних идти к язычникам,- но этому ожесточению предшествовало желание иудеев «поставить собственную праведность». В отличие от греха и праведности вера и неверие во власти человека (Рим 11. 22-23; 2 Фес 2. 12). Предопределение вплетает человеческую свободу в ткань Промысла. Метафора сотворения горшечником из одной и той же глины сосудов «честных» и «бесчестных» (Рим 9. 21), не раскрывая «технологию» сотворения (ср.: 2 Тим 2. 20-21), подчеркивает, что избранный народ всегда состоял из спасаемых и погибающих, но «Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим 9. 22). Приводя в пример историю Исава и Иакова (Рим 9. 13), толкуемую аллегорически по аналогии с историей Агари (Гал 4. 24), апостол, возможно, полемизирует с иудейским преданием, что «весь Израиль имеет удел в будущем веке» (Санхедрин. 90a), или, не относя его к этническому Израилю ( Stettler. 2017. S. 176), дает ему свою интерпретацию (ср.: Рим 11. 26). Призвание Иакова, совершённое не по его заслуге, П. считает прообразом призвания народов, а отвержение Исава - того «преткновения», к-рое постигло Израиль.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Более того, когда я грешу, я использую во зло силы, возможности и само существование, которое я каждое следующее мгновение получаю от Бога, и, таким образом, объявляю Его не только терпящим, но и поддерживающим зло. Если бы Бог отказался от возмездия по отношению к греху, вся эта хула оказалась бы правдой. Бог, который не проявлял бы безусловного отвержения по отношению к нравственному злу, не был бы благим Богом. В день суда все убедятся, что Бог благ, — но, боюсь, не всех это обрадует (Откр. 6:16-17). Любовь Бога к сотворенному Им миру с необходимостью предполагает Его в высшей степени резкое неприятие того, что этот мир оскверняет, разрушает и уродует. Если бы Бог не проявлял гнева по отношению к греху, это не было бы проявлением любви. Это было бы проявлением ужасающего равнодушия. Для понимания библейской картины спасения мне представляется очень важным подчеркнуть, что гибель грешников — не результат неких безличных " естественных последствий " , но проявление суда Божия и Его гнева по отношению к греху: По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим — яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное (Ис. 59:18). ...и пошлю на тебя гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим, и возложу на тебя все мерзости твои (Иез. 7:3). См. также 2 Фес. 1:8. Господь Иисус избавляет нас в первую очередь от грядущего гнева (Рим. 5:9; 1 Фес. 1:9). Иногда говорят, что Православию чужда юридическая терминология, чуждо представление о Боге как о Судье, что грех — это не " преступление, подлежащее суду " (Иов. 31:11), а болезнь, ведущая к вечной смерти, болезнь, от которой Христос даровал нам лекарство в виде таинств. Спасение в этом случае осмысляется в рамках так называемой " органической теории " , которую здесь нет необходимости излагать подробно. Конечно, стремясь осознать откровение и объяснить его другим, мы не можем обойтись без построения теорий и использования той или иной системы образов. Здесь, однако, нас может подстерегать опасность абсолютизировать наши теории и, незаметно для себя самих, подменить ими слово Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В нашем случае нет в этом и надобности, ибо речь идет не о точном имени, а только о численном достоинстве его. Хотя нашему толкованию не противоречит и 616, но для меня более вероятно 666. В нем все цифры одинаковы и тем самым предполагают субъекта равномерных качеств во всех отношениях, где ничто не хуже и не лучше другого. А в рассматриваемом примере ни одна из цифр не знаменует ни полноты, ни совершенства, а, напротив, каждая свидетельствует об эссенциональной недостаточности, приближающейся, но не достигающей совершенства 7-ми, являясь в целом составе сплошным testimonium paupertatis. Это лишь напрасное и бесплодное стремление к седмичной полноте, свидетельствующее о безумном и злостном притязании на то, чего нет реально и быть не может идеально. И поскольку в анализируемом месте трактуется о мудрости, то тут нельзя разуметь несмысленного дурака, а необходимо предполагает сознательного подлеца и коварного нахала, который намеренно подделывается под неоспоримого авторитета и обманно украшает себя его ярким ореолом, чтобы успешно достигать своих злокозненных целей. И мы видели, что зверь отличался великими знамениями и чудесами и поражал народное воображение до того, что прямо обоготворялся как властитель всего мира. Все совершалось по эсхатологическим предречениям Спасителя о лжепророках и лжехристах (Мф. XXIV:11, 24; Мк. XIII:22), а о главнейшем из них Апостол Павел предсказал, что это – «сын погибели, противящийся и превозносящийся» до того, что «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. II:3—4). Но он не просто человек, а наихудший из людей, и «которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего», именно того беззаконника, «которого пришествие, по действию сатаны... со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2 Фес. II:8—10). Разве все это не подходит точно к начертанной Апокалипсисом картине? В ней мы видим не только самообожение, но прямое обожествление и воплощение мирового зла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В продолжение трёх лет и шести месяцев он будет так поступать, после того будет уничтожен при втором славном пришествии с небес единородного Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, который, убив Антихриста духом уст Своих (2 Фес 2:8), предаст его огню гееннскому . (13) Сему учим мы не от своего вымысла, но узнав из божественного в Церкви читаемого Писания, и особенно из недавно читанного пророчества Даниила, как то архангел Гавриил изъяснил оное, так говоря: зверь четвертый. - четвёртое царство будет на земле, отличное от всех царств (7:23). Церковные толкователи полагают, что сие царство есть Римское. Первое – знаменитое царство Ассирийское, второе – Мидийское вместе с Персидским, после них третье – Македонское, а четвёртое царство – ныне стоящее Римское. Далее, по порядку изъяснения, Даниил говорит: десять рогов царства - десять царей восстанут, и после них восстанет иной, который превзойдет злодеяниями всех прежних (7:24), говорит он, не только десять, но и всех, прежде бывших. И трёх царей смирит, которые, очевидно, из числа десяти оных. трёх из этих десяти свергнув, без сомнения, сам восьмой воцарится. И словеса, говорит далее, произнесет на Всевышнего (7:25) человек-богохульник и законопреступник, который получит царство не от предков, но похитит власть посредством волшебства. (14) Кто же это такой, и какою будет действовать силою, – изъясни нам, Павел! Его же, говорит он, пришествие будет по действию Сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес 2:9). Это означает, что Сатана употребит его орудием, действуя в нём сам собою. Ибо, зная, что не будет уже ему прощения на суде, откроет явную брань не через служителей своих , как обыкновенно, но сам собою , со всякою силою и знамениями и чудесами ложными. Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскресшего мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящими и слепых прозревшими, тогда как исцеления не было.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010