См. Чет.-Мин.). – Иосиф (или Иосия, он же Иуст) был после епископом Елевферополя (в Иудее, и здесь скончался мученически (пам. 30 окт. См. Чет.-Мин.). Глава 2 Первая христианская Пятидесятница и сошествие Св. Духа на Апостолов (1–4) 1. При наступления дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. При наступления дня Пятидесятницы: день еврейского праздника Пятидесятницы совпал в этот год со днем праздника первой христианской Пятидесятницы. Законом Моисеевым постановлено было ( Лев.23:15–16 ) праздновать 50-й день после наутрия субботы Пасхи, отсчитав от нее семь полных седмиц. Пасха еврейская в год смерти Христовой падала на вечер пятницы (14-е Нисана). Так как вечер у евреев причислялся к следующему дню или, точнее – день у них считался с вечера, то первый день Пасхи был, собственно, суббота (см. прим. к Ин.19:14 , Ин.19:31 и парал.); это был вместе и первый день праздника опресноков ( Лев.23:5–6 ) и суббота Пасхи, на утрие которой (субботы) приносился так называемый сноп потрясания ( Лев.23:11 ); наутрие субботы этой значит было по-нашему утро воскресенья (в тот год – утро, в которое воскрес Господь, или первый день недели); от него нужно было отсчитать семь полных недель или 50 дней и в 50 день праздновать Иегове-Богу. Таким образом, праздник еврейской Пятидесятницы в тот год падал на первый день недели или, по-нашему, воскресенье, – на 50 день по воскресении Христовом. Этот еврейский праздник, праздник седмиц ( Тов.2:1 ; 2Мак.12:23 ) или праздник (принесения) первых плодов ( Исх. 23:16 . Чис. 28:26 ) был установлен в освящение жатвы или первых плодов, был один из трех великих праздников, в которые весь мужеской пол (кроме детей и немощных) должен был праздновать в Иерусалиме (Пасха, Пятидесятница и Кущи, Исх.23:14–16 ; Втор.16:16 ), и праздновался он весело, светло ( Втор.16:11 ). С этим празднеством соединялось также празднество воспоминания синайского законодательства, на том основании, что в третий день третьего месяца по выходе евреев из Египта Господь сошел на Синай для законодательства ( Исх.19:1 ; Исх.19:10–11 ), евреи же вышли из Египта в ночь Пасхи ( Исх.13:3 и пар.); следовательно, день законодательства был 50 после Пасхи исхода (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ковчег завета, или откровения, являлся самым священным предметом в религии Израиля и только он мог находиться в Святом святых. Сделанный из дерева ситтим и обложенный внутри и снаружи чистым золотом, этот сундук имел 113 см в длину и 68 см в ширину и высоту ( Исх.25:10–22; 37:1–9 ). Так как на нем были золотые кольца и шесты с каждой стороны, священники без труда могли переносить его с места на место. Крышка этого ковчега в еврейском тексте обозначена термином («каппорет»), что можно перевести как «престол милости» (во многих английских переводах этот термин передается словосочетанием mercy seat) или «место искупления». В Септуагинте же крышка ковчега названа λαστριον, что означает очистилище ( Евр.9:5 ); указанная терминология связана с тем, что первосвященник кропил крышку кровью жертвы в День Очищения ( Лев.16:14 ). Два золотых херувима на ней располагались один против другого, лицом друг к другу, осеняя своими крыльями центр крышки ковчега. Они знаменовали собой престол Господень, с которого Он незримо повелевал Своим народом (потому Господь в Писании нередко называется сидящим на Херувимах – 1Цар.4:4 ; 1Пар.13:6 ; Ис.37:16 ). Когда отправлялись в путь, ковчег поднимали со словами: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливались, говорили: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым! ( Чис.10:35–36 ). Крышка вместе с херувимами была сделана из цельного куска золота. Вся композиция «места умилостивления» предполагала присутствие Божие. В отличие от языческих священных атрибутов здесь никакой наглядный предмет не символизировал Самого Бога Израиля. Десятисловие строго запрещало всякое изваяние или изображение Бога. Тем не менее этот «престол милости» был местом, где происходила встреча Бога с человеком ( Исх.30:6 ) и где Бог говорил с человеком ( Исх.25:22 ; Чис. 7:89 ). В самом ковчеге находились скрижали с Десятисловием ( Исх.25:21; 31:18 ; Втор.10:3–5 ), а перед ковчегом Господь повелел положить сосуд с манной ( Исх.16:32–34 ) и расцветший жезл Аарона ( Чис.17:10 ) 45 . Перед входом Израиля в Ханаан одесную ковчега завета была положена книга закона ( Втор.31:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

2:13. Вилка. Образцы вилок с тремя зубьями были раскопаны археологами в Газере. У этих бронзовых вилок, датируемых периодом поздней бронзы, короткие ручки и длинные прямые зубья. В староассирийских текстах вилки обозначаются таким же словом. 2:13–16. Поведение священников. Принятые в Силоме нормы поведения священников противопоставляются в тексте бесчинствам сыновей Илия, но и те и другие противоречат нормам, предписанным в Пятикнижии (см.: Лев. 7:30–34 ). Пятикнижие четко регламентирует, какие части жертвенного мяса составляют долю священников. В Силоме же священники привыкли брать любые части мяса прямо из котла, а сыновья Илия даже настаивали на своем праве брать все, что пожелают. Допускавшиеся ими нарушения ритуала состояли в следующем: 1) присвоение лучших частей мяса; 2) предпочтение жареного мяса вареному; 3) противодействие сжиганию тука на жертвеннике ( Лев. 3:16; 7:25 ). 2:18. Льняной эфод. Льняной эфод – принадлежность священнического облачения (см.: 2:28), следовательно, Самуил стал учеником священника. Эфод, вероятно, представлял собой род передника, сшитого из льняного полотна, но у первосвященника он был заткан золотой нитью. 2:19. Верхняя одежда, приносимая матерью Самуила. Одежда, о которой говорится в этом стихе, также является священническим облачением (см.: Исх. 28:31–34 , «риза»), но это же слово встречается в описании одежды царей, пророков, Иова и его друзей и даже Бога. Как правило, она была отделана узорчатой каймой, служившей отличительным признаком знати. 2:22. Женщины у входа в скинию собрания. На древнем Ближнем Востоке многие женщины состояли при храмах, исполняя самые разнообразные функции. Это были служанки и жрицы, девственницы, давшие обет безбрачия, и храмовые блудницы, женщины, совершавшие временное служение по обету, и женщины, посвятившие служению всю свою жизнь. Поэтому определить характер служения упоминаемых здесь женщин затруднительно. Обвинение сыновей Илия в разврате указывает на то, что эти женщины либо участвовали в каком-то богоугодном деле, либо были девственницами. Следует отметить, что мы не располагаем сведениями о религиозно обоснованном обете безбрачия в Израиле, а в тексте не говорится о том, что эти женщины были девственницами. Дополнительную информацию см. в коммент. к Суд. 11:39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

610 (Ст. 30). Посвящение Первосвященника и освящение скинии продолжалось семь дней, в продолжении которых ни Аарон, ни сыновья его, священники, не смели отлучаться из ограды скинии (Лев. 40;III, 33–36). Здесь, в кн. Исхода даются общие законы и уставы, потому здесь упоминается не только Аарон, но и преемник его. Всякий посвящающийся обязан был пробыть священное число семь дней в пределах посвященного Богу места. 611 (Ст. 31–34). Обыкновенная мирная жертва могла съедаться на всяком чистом месте и с квасным хлебом (Лев. 40;II, 13), но здесь жертва должна была вкушаться не иначе как священниками, у дверей скинии, с опресноками (см. стих 2) и остатки должны были быть сожжены: «ибо это святыня». Замечательно, что священники точно также должны были одни вкушать мясо жертвы греха, которое названо (Левит. 40;II, 6) «великая святыня» (сравни выше примеч. 11). 612 (Ст. 38–40). От этой минуты начинаются постоянные жертвоприношения на жертвеннике. Независимо от всех других жертв, это была жертва, постоянно приносимая во всесожжение, и от мяса которой ни священники, ни кто другой, не могли вкушать ничего. Приношение двух агнцев утром и вечером сопровождалось приношением омера (правильнее, кажется, гомора) муки, составлявшего 1 / 10 эфы ( Ucx. XVI, 36 Числа XX40;III, 5), смешанного с четвертью гина битаго елея (гин – 1 / 6 эфы. Dom. Calmet, mesures des hebreux). Кроме того приносилась еще четверть гина вина для возлияний. Омер или гомор муки, по вычислению Англ. Библии, представляет собою около трех, с половиною фунтов нашего веса (3, 2 avoir du poids); гин равен был, по вычислению Dom. Calmet, четырем пинтам, так что четверть гина равнялась пинте, приблизительно, нашему штофу или 2 бутылкам. По-видимому, все приношения сожигались, и вино выливалось на жертвенник всесожжений, или около него, как говорит Фл. Иосиф (Исх. Uyд. III, 9 ). Известно достоверно только одно, что на жертвеннике курений оно не допускалось ( Исх. ХХХ, 9 ). 613 (Ст. 43). Причина ежедневных всесожжений, «потому что Господь будет открываться сынам Израилевым».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 3 3:1–51 В этих стихах даются предписания левитам. 3 Аарона и Моисея. Аарон упоминается первым, поскольку в этой главе речь пойдет о его семье. 3 священников, помазанных. См. Исх., гл. 28–30. 3 Надав и Авиуд. См. Лев. 10,1–3 (ср. Нав., гл. 7; 2Цар. 6,7 ; Деян. 5,1–11 ; см. также 2Пар. 26,16–21 ). 3:5–9 Левиты должны отправлять службу под руководством Аарона и его сыновей. 3:10 Только священникам разрешалось приближаться к святилищу. Это особенно подчеркивается в ст. 38. 3:11–13 Поскольку при совершении десятой казни египетской Господь спас первенцев Израиля, теперь Он имел право на них ( Исх. 13,1–16 ). Вместо них Он избрал племя Левия (см. 3,40–51). 3:14–37 Здесь названы три левитских рода, которым вменяются различные обязанности: сыны Гирсоновы должны были заботиться о покрове и завесах скинии (ст. 21–26), сыны Каафовы о ее внутреннем убранстве (ст. 27–32), а сыны Мерари о брусьях, шестах, столбах и подножиях (ст. 33–37). 3:38 Моисей и Аарон должны были ставить свой стан перед скинией собрания, поскольку именно они имели исключительный доступ в святилище. 3:39–49 Первенцы Израиля должны быть искуплены посвящением левитов на служение Богу. За «лишних против числа левитов первенцев» необходимо было отдать выкуп Аарону и его сыновьям. Глава 4 4:1–33 Более подробное изложение предписаний, о которых шла речь в гл. 3. 4:34–49 Результаты исчисления мужчин от тридцати до пятидесяти лет во всех левитских семьях. Глава 5 5:1–4 Господь напоминает народу о Своей святости и о том, что поскольку они живут близ места Его обитания, то сами должны быть святы. 5:5–10 Грех, содеянный против брата, приравнивается к греху против Господа. Господь вводит принцип возмещения, включающий исповедание греха и полное возмещение убытка плюс еще двадцать процентов. 5:11–31 В израильском обществе завета (который уподоблялся браку) прелюбодеяние рассматривалось как проявление неверности по отношению к Господу. Тяжесть этого преступления усугублялась церемониальным осквернением и согрешением против соплеменника или соплеменницы. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

35:9–34. Кровная месть. Несмотря на то что библейский закон недвусмысленно говорит об обязанности «мстителя за кровь» отомстить за смерть родственника, этот обычай мог служить помехой отправлению правосудия. Чтобы дать родственникам «успокоиться» и провести надлежащее расследование, были учреждены шесть городов-убежищ. Для вынесения обвинительного приговора требовалось двое свидетелей ( Чис. 35:30 ), и только после этого «мститель за кровь» имел право умертвить убийцу ( Чис. 35:19–21 ; Втор. 19:12 ). Выкупить убийцу было невозможно ( Чис. 35:31,32 ). Это правило являет собой полную противоположность законам, действовавшим в других местах древнего Ближнего Востока. И хеттские, и среднеас-сирийские законы предусматривают возможность уплаты выкупа за жизнь убийцы. Ассирийский закон занимает промежуточную позицию, предоставляя родственникам погибшего выбор: умертвить убийцу или принять выкуп. 35:25,28. Смерть первосвященника. Не время, проведенное в ссылке, освобождает человека от вины за непредумышленное убийство. ( Нав. 20:2–6 ). Кровь убитого человека можно было искупить только другой смертью, ибо любое убийство связано с грехом кровопролития. Но поскольку обвиняемый не был признан убийцей, ему полагалось оставаться в убежище вплоть до смерти первосвященника. Поэтому освобождение от греха кровопролития происходило именно благодаря смерти первосвященника. Таким образом, даже смерть первосвященника продолжает его религиозное служение народу, избавляя людей от грехов (см.: Исх. 28:36–38 ; Лев. 16:16 ). 35:33. Осквернение земли кровопролитием. Земля обетованная, будучи даром завета, является священной и не может быть осквернена кровопролитием или идолопоклонством ( Иез. 36:17,18 ). Поскольку кровь – это источник жизни и дар Бога, осквернение, вызванное кровопролитием, может быть смыто только кровью. Поэтому даже кровь животных следовало выливать на жертвенник в качестве искупления за грех человека, заклавшего их (см.: Лев. 17:11 ). Вот почему осужденный судом убийца должен быть казнен, а смерть первосвященника очищает от осквернения, вызванного непредумышленным убийством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2730,20 Зная непокорность народа, Моисей требует от него клятвы в верности завету и произносит пророчество о возобновлении завета в будущем. После этого он призывает израильтян избрать жизнь в соответствии с обетованием, данным их отцам Аврааму, Исааку и Иакову. 27 Когда перейдете Иордан. В ст. 4 повторяется сказанное в ст. 2, при этом добавляются лишь подробности о месторасположении этих камней. 27 не поднимая на них железа. В Исх. 20,25 сказано, что для построения жертвенника требуются неотесанные камни, а в Нав. 8,31 говорится о том, что Иисус Навин построил жертвенник из целых камней (те же древнееврейские слова переведены как «камней цельных» в 27,6), которые не обрабатывались железными орудиями. Смысл этого постановления заключается в том, что на жертвеннике не должно быть изображений (как правило, сделанных с помощью железных орудий), которые могли бы совратить израильтян к идолопоклонству. 27:12.13 Скорее всего, колена Израильские были разделены на две группы произвольно, поскольку колена, призванные произнести проклятия, такое задание получили не из-за своих провинностей. Колено Левия упоминается среди всех остальных (в том числе и среди тех шести, которые произносят благословения), но при этом некоторые левиты стоят отдельно: они должны были произносить проклятия, на которые отвечал весь народ. Колено Иосифа объединяет колена Ефрема и Манассии, так что перечень колен соответствует, скорее, именам двенадцати патриархов, нежели более позднему разделению Израиля на колена. 27 кто сделает... кумир. Первое проклятие относится к идолослужению и касается нарушения первой заповеди. аминь. Это древнееврейское слово означает «да будет» и впервые встречается в Чис.5,22 . 27 злословящий. Второе проклятие связано с нарушением пятой заповеди. 27:17 См. 19,14. Это проклятие адресовано тем, кто нарушит десятую заповедь. 27 слепого сбивает с пути. См. 13,13; Мф. 18,7 . 27 превратно судит. Бог поддерживает беззащитных (10,18). 27 ляжет с женою отца своего. См. ком. к 22,30. 27 ляжет с каким-либо скотом. Наказанием за такое извращение является смерть ( Исх. 22,19 ; Лев. 18,23; 20,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

в храме. Очевидно, в скинии. ковчег Божий. Ковчег Божий, в других местах ВЗ именуемый «ковчегом завета» или «ковчегом откровения», представлял собой особый переносной деревянный сундук, изнутри и снаружи выложенный золотом. Впервые о нем говорится в Исх. 25,10–22 как о первом из предметов, помещенных в скинии. 3 Самуил еще не знал тогда голоса Господа. В данном случае о Самуиле говорится почти в тех же словах, что и о сыновьях Илия, которые «не знали Господа» (2,12). Такое сближение на лексическом уровне служит, однако, не уподоблению пророка нечестивым священникам, а, напротив, его противопоставлению им. Тогда как в случае с сыновьями Илия незнание Господа объясняется их испорченностью, Самуилу просто еще «не открывалось слово Господне». 3 Тогда понял Илий. Если вспомнить о непонимании Илием того, что делала в храме Анна (1,12–16), а также о его долго продолжавшемся неведении в отношении поступков собственных сыновей (2,22), настоящий эпизод следует рассматривать как признак того, что престарелому священнику отказывает не только физическое (ст. 2), но и духовное зрение. См. ком. к 1,13. 3 все то, что Я говорил. Имеются в виду слова, прежде сказанные Богом через человека Божиего (2,27–36). Самуил повторяет это пророчество и тем самым, во-первых, подтверждает отвержение Богом дома Илия и, во-вторых, заявляет о себе как о пророке (ст. 20). 3 сыновья его нечествуют. Данное место, по всей вероятности, правильнее было бы читать как «проклинают Бога», «богохульствуют». Трудность здесь состоит в том, что оба варианта перевода, будучи записанными по-древнееврейски, т.е. с использованием одних только согласных, оказываются практически идентичными. Согласно Лев. 24,15.16 , наказанием виновному в богохульстве могла быть только смерть. не обуздывал их. Илий, учитывая его положение в семье и в обществе, был обязан прибегнуть к более решительным действиям в отношении своих сыновей, когда оказалось, что его устный упрек не возымел на них должного воздействия. 3 не загладится ни жертвами, ни приношениями. В то время как о неумышленных грехах священников сказано, что они могут быть заглажены жертвоприношениями ( Лев. 4,1–12 ), вопиющие грехи дома Илиева явно относятся к тем, что совершаются «дерзкой рукой» ( Чис. 15,30.31 ). Невозможность прощения за них усугубляете тем, что сыновья Илия препятствовали тому, что, собственно, и являлось естественным путем к прощению жертвам и приношениям (2,17.29).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Комментаторы согласны в том, что здесь имеется в виду жертвоприношение за грех частного человека (не начальника), но который мог навести наказание Господне, на всю общину, и потому характер самого жертвоприношения несколько изменяется, хотя главные черты жертвы за грех остаются теми же, как и в Лeb. IV . Несомненно, что приближаясь к земле обетованной народ чувствовал необходимость строго держаться закона и в случае невольной ошибки кого-нибудь из членов общины, или невольного или по забывчивости неисполнения законов и уставов Господних, имет возможность очистить и успокоить свою совесть, и отвратить гнев Господень. Господь сам дает человеку этот успокоительный обряд на случай ошибки. Но намеренное и дерзкое нарушение воли Господней резко отличается от слабости человеческой и наказывается смертью (см. ниже Ст. 30–31) 153 (Ст. 30–31). Сделать дерзкою рукою значит власть в грех не по слабости человеческой, не по неведению, не по забывчивости, а намеренно, дерзко, с целью явного непослушания воли Господней, и притом с целью увлечь и других, явно нарушая закон Божий. Этот грех, равносильный «ненавидению Господа» (Ср. Исхода XX 5, примеч: 5-е), считается равносильным и «хуле на Господа» (Ср. Лeb. XXIV 11–14) и наказывается «истреблением души из народа своего»; но смертной казни предавался преступник не иначе, как по суду (Сравни ст. 34), после того, как доказано было, что нарушение закона не было вызвано особыми обстоятельствами, а было прямым возмущением. Об выражении «истребится душа та из народа своего» сравни примечание 6-е главы XXXI, 13–15 Исхода, и прим. 6-е главы VII 20 – 21 Левита 154 (Ст. 32–36) « Когда сыны Израилевы были в пустыне...». Законы, излагаемые в настоящей главе Чисел, предписывались для земли Ханаанской, но соблюдение субботы было строго предписано и в пустыне следующими словами Ucx. XXXI, 14 «кто осквернит ее (субботу), тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего». Здесь является случай явного нарушения субботнего покоя. Но является вопрос, почему в стихе 34 сказано «не было еще определено, что должно с ним сделать». Кажется, (возвращаясь к указанным нами ссылкам, на наши примечания на Исх: XXXI и VII Лев. в предыдущем примечании) необходимо было определить расследованием, было ли действие этого человека «осквернением субботы» т. е. намеренным возмущением против закона, или поступок его подходил под определение «он делал дело в субботу». В последнем случае, как мы говорили в упомянутых примечаниях, он лишался кажется всяких гражданских прав, лишался всякой помощи своих сограждан и изгонялся из общества и стана, в случае же возмущения, он, как намеренно осквернивший субботу, предавался смерти, на основании ст. 14-го Ucx. XXXI . В виду возникшего сомнения Моисей вопрошает Господа сердцеведца, и Господь повелевает предать смерти человека, который по неверию и явному возмущению нарушил всем известный закон, и мог служить поводом соблазна и возмущения для других

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

    13:23. Мужчины на праздничных трапезах возлежали (женщины не обедали в обществе мужчин, разве только в семейной обстановке). Каждый возлежал, слегка откинувшись назад от соседа справа; таким образом, Иоанн мог откинуть голову и даже покоиться на груди Иисуса. (Они опирались на левый локоть так, чтобы правая рука была свободна, но пищу разрезали не во время трапезы, а заранее.) Возлюбленный ученикИисуса — вероятно, Иоанн — занимал одно из самых почетных мест, как и сосед Иисуса слева (Иуда, полагают некоторые комментаторы, исходя из ст. 26).     13:24—27. Если хозяин, обмакнув кусок хлеба в общую чашу (в которой на Пасху была подслащенная кашица из горьких трав), протягивал его кому-нибудь, это было знаком его почтения к этому человеку.Полновластие Иисуса здесь неоспоримо (ср.: Мк. 14:20).     13:28—30. Перед Пасхой некоторые благочестивые евреи занимались благотворительностью, чтобы заручиться расположением Бога. Обычно выходить на улицу в пасхальную ночь не полагалось (Исх. 12:22), но в повествовании Иоанна (в отличие от Матфея и Луки) Пасха, по всей видимости, начиналась на следующий день (см.: 18:28 и соответствующий коммент.).     13:31—35 Прославление и новая заповедь    Контекст этих стихов — предательство Иуды и смерть Иисуса.     13:31,32. О прославлении см. в коммент. К 1и 12:23—27.     13:33. Учителя иногда называли своих учеников «детьми» (ср.: 1 Ин. 2:1), а ученики учителя — «отцом». В еврейской литературе также известны «завещания» («заветы»), в которых герои прошлого давали своим детям перед смертью важные наставления, предназначенные будущим поколениям. Неизвестно, следует ли здесь Иоанн образцу этого литературного жанра, но то, что Иисус, покидая учеников, дает им прощальные наставления, вполне естественно.     13:34,35. Ветхий Завет заповедовал любовь (Лев. 19:18); новизна Иисусовой заповеди заключается в предложении нового идеала и примера: «какЯ возлюбил вас», т. е. вплоть до самопожертвования.     13:36—14Последовать за Иисусом на крест?     13:36,37. Хотя Петр искренне убежден, что последует за Иисусом даже на смерть, он не понимает, куда идет Иисус (14:5). О теме непонимания см., напр., в 3:4, а также во введении к коммент. к Евангелию от Марка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010