Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: Исх. 25:1, 18, 19–22, 26:1, 31 ; 3Цар. 6:23–29,32, 8:10–11, 9:3 ; Числ. 20:6 ;. Иис. Нав 7:6 ; 2Цар. 6:14, 12:20 ; Псал. 5:8; 3 Цар, 8:12–53, 9:3; 1 Парал. 28:2; Псал. 79:2 ; Иоан. 2:13–17 ; Мк. 11:11, 15–17 ; Исаии 6:1–5; Дан. 7:9–14 ; Иоан. 14:9 ; Лук. 3:22 ; Откр. 5:6 ; Псал. 137:1–2, 16:15, 94:6 . Верующие должны отличать священное от неосвященного и нечистое от чистого: Лев. 10:10 ; Иезек. 44:23. Идол в мире ничто, поэтому и изображение его вымышленное, ложное: Деян. 17:29 ; 1Кор.8:4 ; икона же изображение истинного Бога, св. ангелов и угодников Божиих и Божией Матери. Различие между иконой и идолом существенное: 2 Коринф. 6:15–16. Идолов считали богами: Исх. 32:8 ; 3Цар. 12:28–30 ; Исаии 44:17; Иер. 2:27 . Иконы считаем только изображениями. Идолам приносили человеческие жертвы: Втор. 12:31 ; Псал. 105 ; Иер. 7:31 ; Иезек. 16:20–21; Иез. 20:31, 23:39 ; совершали пред ними блудодеяние: Иез. 23:37 . Пред иконой же мы молимся тому, кто на ней изображен. Иконы нужны: а) для возбуждения нашей веры: Втор. 6:5–10 ; Евр. 13:7; 6 ) для выражения любви к Богу, ангелам, Богоматери и святых; в) для прославления Бога даром художества: Исх. 35:30–35, 36:1–2 ; Исх. 38:22–23 ; г) для неграмотных иконы то же, что и Библия. Изображать Бога можно, ибо Его видели люди в Ветхом Завете: Быт. 18:1– 6, 32:30 ; Исх. 33:11 ; Числ. 12:6–8 ; Исаии 6:1 – 15; Дан. 7:9–14; 2 Парал. 18:18; Апос. 9:1. Видели Его и в Новом Завете: Иоан. 1:14 ; Иоан, 6:36, 1:14–18, 14:9; 1Кор. 15:8 ; Деян. 9:3–4, 7:55–56 ; Лук. 3:21–22 ; Деян. 2:1–4 ; Откров. 4:2–5; Откров. 5:6–8, 7:4–11 и др. Что касается употребления и почитания священных изображений в последующие II и III века христианства, то есть также исторические данные о существовании иконопочитания и за этот период. Правда, свидетельства эти не многочисленны, но не следует забывать, что христианство в то время было религией гонимой язычниками, которые нередко подвергали осмеянию и похулению то, что признавалось христианами за святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

значит святое святых, всесвятейшее. Этим именем в свящ. книгах Вет. Зав. называются: жертвенник всесожжения ( Исх.29:37, 40:10 ) и жертвенник курения ( Исх.30:10 ), – каждый в отдельности и оба вместе со всеми принадлежностями скинии: с ковчегом откровения, со столом для хлебов предложения, со светильником и умывальником ( Исх.30:29 ), – далее, благовонный порошок, воскуряемый на жертвеннике пред святое святых ( Исх.30:36 ); хлебы предложения ( Лев.24:9 ), жертвенное мясо ( Лев.6:10, 18; 10:17 ), вся окружность горы, на которой должен стоять созерцаемый прор. Иезек. храм ( Иез.34:12 ), равно как и самый храм ( Иез.45:3 ); наконец в книге Паралип. говорится об Аароне, что он «отделён был для посвящения его во святейшее, он и сыновья его на веки» ( 1Пар.23:13 ). Отсюда видно, что само по себе выражение: codesch codaschim не дает определенного указания на то, что именно под ним должно быть понимаемо. На этом основании некоторые толковники слав. помазать святое святых – прилагают к освящению восстановленного Зоровавелем и первосвященником Иисусом, после плена вавилонского, жертвенного алтаря (Визелер), или к освящению заровавелева храма (Михаэлис, Ян Стэудель), или же к освящению осквернённого Антиохом Епифаном жертвенного алтаря (Гитциг, Кранихфельд и другие). Но ни одно из этих толкований не может быть принято. Против их состоятельности говорит то, что ни при одном из выставленных освящений не было помазания священным маслом, – помазания, которое всегда служило внешним средством и символом; таинственного облагодатствования. Так, например, когда Саул был помазан Самуилом, то на него сошёл Дух Божий ( 1Цар.10:9–10 ). То же самое было с Давидом ( 1Цар.16:13 ). Равным образом когда была помазана скиния со всеми принадлежностями её, помазана была Моисеем по приказанию Божию; то облако покрыло скинию и слава Господня наполнила её ( Исх. 40 гл.), что и служило ясным признаком избрания Богом помазанных мест в место своего благодатного тут обитания. Так как при указанных выше освящениях жертвенника и храма не было помазания, вместе с тем не было никакого и откровения славы Божией, не было, значит, никакого чрезвычайного облагодатствования; то на эти освящения нельзя смотреть как на акты божественные, а скорее, нужно смотреть как на религиозные действия человеческие, которые никак не могут быть приравниваемы к Божественным действиям, указываемым всеми положениями 24 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Чело же покрывала повязка, которую семьдесят толковников называли митрою (увяслом). По средине увясла была золотая дщица, и на ней написано неизреченное Божие имя, называемое у евреев четверобуквенным. И Владыка Бог, обучая народ благоговению, прикровенно выразил сие, сказав: напиши на ней святыня Господня (Исх. 28:36). Повелел же сделать для первосвященника верхнее облачение, которое семьдесят толковников назвали эпомидом, в книге же Царств удержано еврейское название ефуд. На каждом плече у ефуда было по драгоценному камню с написанными на камнях именами колен, а на груди было так называемое слово судное (Исх. 28:15), покрывавшее собою разумное сердце, и к нему прикреплено было двенадцать камней разного цвета; ими предвещалась победа или поражение на брани, к которой приступали. И сие показывает нам история Царств. Когда филистимляне выступили с войском против израильтян, Саул не прежде осмелился ополчиться, как увидев предуказания победы. Ибо говорит: принеси ефуд (1 Цар. 14:18). Потом, узнав о победе, присовокупил: согни ефуд (1 Цар. 14:19). И потом уже стал вооружать народ. Посему Бог всяческих, сказав: и возложи слово судное на перси Аарону (ср. Исх. 28:30), и прикрепи оное к епомиду (ср. Исх. 29:5), — присовокупил: и да возложиши на него явление и истину (ср. Исх. 28:30). И явлением наименовал предуказания, какие бывали от Него, а истиною — нелживость сих предуказаний. Должно же знать, что поелику люди того времени были грубы и не могли восходить к духовному, то всепремудрый Владыка посредством телесных знаков устроял, что было им на пользу. Но мы под словом судным разумеем созерцание духовного, под епомидом делание добродетели, а под соединением и сопряжением слова судного и епомида понимаем согласие веры и добрых дел. Наконец тем, что сперва возлагается епомид, а потом прикрепляется к нему слово судное, дается разуметь, что добрые дела служат основанием созерцанию. Вопрос 61. Почему священники, возложив руки на жертву, таким образом священнодействовали (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

на всевозможных греховных навыках и движениях ( Исх. 9:3 ), пока не вымрет весь скот египетский, за исключением скота сынов Израилевых, т.е. естественных потребностей плоти и души ( Исх. 9:6 ). Эти потребности не являются греховными, но могут служить основанием для возникновения греха, почему фараон, когда его вынуждают отпустить сынов Израилевых, предлагает Моисею следующее: «Пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами» ( Исх. 10:24 ). Такой уловкой фараон надеется в будущем опять пленить сынов Израилевых, используя естественные потребности для развития греха. Моисей же, прозревая хитрость вражию, не соглашается оставить ему не только что-либо из скота, но даже и одного копыта ему не дает, желая всецело посвятить себя Господу( Исх. 10:26 ). В помощь к страху Божию следует еще приложить страх вечных мук: «тот печной прах, который производит болезненные струпы на египтянах ( Исх. 9:8–9 ) и загадочно под именем печи означает наказание геенским огнем, угрожающее и уготовляемое только тем, которые живут подобно египтянам». 76 Этот страх в глазах египетских делает ничтожными, словно пыль, все земные удовольствия, производя как на людях, так и на скоте болезненные воспаления с нарывами ( Исх. 9:10 ). Всякому, начавшему жить по Богу, страх мук необходим настолько, что кто «без такого болезнования и без таких уз страха думает положить начало доброй жизни, тот не на песке только полагает основание своих деяний, но мечтает построить дом на воздухе без основания». 77 Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня о суде и наказании и поспешно собрали рабов своих и стада свои, т.е. естественные способности и потребности плоти, в домы добродетелей, не повреждаются от того огненного искушения, для испытания посылаемого ( 1Пет. 4:12 ), которое постигает всех, еще находящихся в земле египетской. А кто не обратил сердца своего к слову Господню и оставил рабов своих и стада свои в поле, т.е. среди дел мирских, тот легко может пострадать от произведенных Господом грома, града и огня ( Исх. 9:20–23 ), о миновании которых мы смиренно молим Его, прося, «да избавит нас от всякия скорби, гнева и нужды».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

К документу Р с синайской частью вначале обычно относят (напр.: Blenkinsopp. 1992. P. 185) помимо «законодательного материала» Велльгаузена еще 2 небольших текста - Исх 19. 1-2; 24. 15b - 18a: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы»; «и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору». Эти тексты позволяют реконструировать начало Р в СинПер. Весь блок Исх кроме этих двух текстов, принадлежит D-koмnoзuцuu. К первоначальному рассказу Р предположительно относятся тексты Исх 19. 1-2; 24. 15b - 18a; 25-31 и т. д. На основании этих текстов реконструируется следующая картина. Израиль прибывает к горе в Синайской пустыне (Исх 19. 1-2; ср.: Числ 33. 15), после чего Моисей немедленно входит в облако, покрывающее гору, чтобы получить наставления об учреждении святилища и отправляемого в нем культа (Исх 24. 15-18a), и немедленно слышит голос Яхве (Исх 25-27). Начало P не содержало ни пространного описания теофании (подобного тому, что приведено в Исх 19), ни повествования о заключении договора, которые содержатся только в рассказе D-koмnoзuцuu. Если считать, что именно «жреческая» синайская перикопа первична, а D-koмnoзuцuя была «добавлена» (см., напр.: Blenkinsopp. 1992. P. 183-197), то невозможно поддерживать гипотезу, будто авторы документа Р опустили заключение договора из тех соображений, что об этом и так уже сказано в параллельном источнике. Для авторов Р существует только один договор между Богом и Израилем - договор, который был заключен с Авраамом (Быт 17. 1-14). Идея синайского договора девтерономистская, заимствованная из кн. Второзаконие и, видимо, поддержанная авторами Кодекса святости. Тема синайского договора будет особенно важна в дальнейшем, при обсуждении Кодекса святости (Лев 17-26).

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Исх.9:20 .  Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы; Заботливость об уменьшении последствий от сильного града («посылай, собирай скот свой») относилась не лично к фараону, а к тем из его подданных, которые совершенно невинно могли пострадать за упорство царя (ст. 20–21). Протекший от момента предсказания казни до ее наступления срок (ст. 18) мог служить достаточным временем для пробуждения в душе фараона чувства смирения, боязни пред Богом (ст. 20), но так как его не последовало, то новое бедствие является вполне заслуженным наказанием. Исх.9:22 .  И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской. Исх.9:23 .  И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую; Исх.9:24 .  и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. Исх.9:25 .  И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал [град]; Исх.9:26 .  только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града. Град, сопровождаемый гласом Божьим, т.е. громом ( Исх. 19:16, 20:18 , Пс. 28:3–9 ), соединенный с огнем, разливавшимся по земле целыми клубами («ет митлаккахот», Иез. 1:4 ), побивший все, что было в поле, всю траву, все деревья, виноград и сикоморы ( Пс. 77:47 ), сближается некоторыми с известными древнему и новому Египту ливнями. Но на самом деле носящая сверхъестественный характер ( Прем. 16:17–18 ) седьмая казнь доказывает, подобно предшествующим, бессилие египетских богов. «Навел на них Господь град и гром, – говорит блаженный Феодорит, – показывая тем, что Он есть владыка всех стихий. Так как египтяне и эллины думали, что одни боги – небесные, другие – земные, а иные – подземные, то Бог всяческих по необходимости вразумлял знамениями не только на реке и земле, но и в воздухе и в море, ниспосылал на них гром с неба, научая, что Он есть Творец и Владыка всяческих». И действительно, огонь, признаваемый египтянами, по свидетельству Диодора Сицилийского за великого бога, и вода, почитаемая выше всех других стихий, производят теперь опустошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 1–7. Пятая казнь – мор на скот. 8–11. Шестая казнь – воспаление с нарывами. 12–26. Предупреждение о седьмой казни и самая казнь – град. 27–35. Раскаяние фараона и новое ожесточение. Исх.9:1 .  И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; Исх.9:2 .  ибо если ты не захочешь отпустить [народ Мой] и еще будешь удерживать его, Исх.9:3 .  то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; Исх.9:4 .  и разделит Господь [в то время] между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израилевых не умрет ничего. Исх.9:5 .  И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. Пятая казнь – тяжкий мор на скот одних египтян, имеющая для себя аналогию в известных из древнеегипетских памятников, а равно и свидетельства новейших путешественников о случаях эпизоотии, не может быть отождествляема с этими последними и объясняема естественными причинами. Все обстоятельства казни – предсказание ее наступления (ст. 3), быстрота этого последнего (ст. 5), освобождение от нее земли Гесем (ст. 4), а также опустошительная сила ее действия (ст. 3), все это несомненные признаки сверхъестественного, чудесного явления. Исх.9:6 .  И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. Как видно из 9–10 и 19 ст. данной главы, выражение: «вымер весь скот египетский» нельзя понимать в буквальном смысле. Оно имеет в виду или скот, бывший в поле, или указывает на все виды скота (ст. 3), поражение которых составляет отличие казни от обычных эпидемий, ограничивающихся одной какой-нибудь породой. Исх.9:7 .  Фараон послал узнать, и вот, из [всего] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа. Несмотря, однако, на это удостоверение в могуществе Иеговы, сохранившего, согласно предсказанию, скот Своего народа, фараон не отпускает евреев. Причины этого заключаются всего скорее в том, что, будучи чувствительной для бедных, новая казнь не нанесла особенного ущерба состоянию самого фараона. В виду этого он желает лучше перенести меньшее бедствие, чем подвергнуться большему – лишиться даровых работников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Праздник в середине месяца (4, новомесячие), о котором говорится в псалме, может быть либо Пасхой ( Исх. 12:18 ), либо Праздником кущей ( Лев. 23:39 ); оба они отражают события, связанные с исходом евреев из Египта ( Исх. 12:26–27 ; Лев. 23:42–43 ). Скорее всего, речь все–таки идет о Празднике кущей, поскольку в псалме упоминается закон и послушание Господу (9–11, 12, 14; ср.: Втор. 31:9–13 ), а также обильный урожай пшеницы (17; ср.: Втор. 16:13– 15 ). Псалом, начинаясь с призыва исполнять предписания Бога (2–6), обращается к Божественным акциям (7–8) и Его Слову (9–11) и завершается требованием Бога соблюдать Его установления (12–17). Подчеркивается, с одной стороны, вся серьезность последствий ослушания (12, 13), а с другой – торжество и обильные благословения (15–17) исполняющим предписания Его закона (14). Таким образом, псалом рассматривает ключевые доктрины Библии: искупление и ответственность. Народ, выведенный из Египта (7), искупленный Господом ( Исх. 6:6, 7; 24:4, 5 ), становится сразу же народом, подчиняющимся слову Божьему (9–11; Исх. 19:3–6; 20:2–19 ), которое они должны не только слушать, но и исполнять (9, 14; Исх. 24:6,7 ; Рим. 1:5 ; Евр. 3:7–19 ; 1Пет. 1:1,2 ). 2–4 Нарастающий радостный хор восхвалений: собрание, певцы, музыкальное сопровождение, трубы (4) – весь народ участвует в богослужении в день праздника (4). 5–6а Закон, то есть незыблемое правило; устав – установление, предписание Бога. Во свидетельство – во свидетельство Того, Кто Он есть (т. е. Бога исхода, избавляющего из плена греха, и Бога святого закона). 6б Из земли Египетской – эти слова позволяют связать праздник с действиями Бога против Египта во избавление Израиля, однако лексика здесь та же, что и в Быт. 41:45 , где речь идет об Иосифе, который «пошел по земле Египетской». Исход – ярчайший пример Суверенного Бога в действии. 6,11,17 Три изречения от первого лица (в английском переводе) (ст. 6в можно перевести: я услышал звук незнакомого мне языка) завершают соответствующие части псалма. В двух последних частях звучит голос Господа, возможно, Господь говорит и в первой части, смысл которой чрезвычайно трудно истолковать. Если такая трактовка верна, это возвращает нас снова к Исх. 2:24–25 (где фраза и призрел их Бог означает: и Бог их знал). Таким образом, полноценная жизнь для народа Господня начинается, когда Бог знает их нужды, входит в их положение и заботится о них (6). Тех, кого Он спасает и кому открывает Свое слово (7–11), Он приглашает вкусить всю полноту радости даруемого Им насыщения (И); послушные Ему получат в награду обильную и чудодейственную поддержку (17): мед из скалы в добавление к воде – великому дару, посланному им в древности ( Исх. 17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Иисус Навин был преемником прор. Моисея в качестве предводителя израильского народа в период завоевания Ханаана. Происходил из колена Ефремова (Числ 13. 9), на что указывают его наследственный надел (Нав 19. 49-50), место погребения в Фамнаф-Сараи (Нав 24. 30) и перечень потомков в 1 Пар 7. 27. Первый раз Иисус Навин упоминается в ВЗ при описании битвы израильтян, странствующих по Синайской пустыне, с амаликитянами при Рефидиме (Исх 17. 9-13); Иисус выступает по приказу Моисея в качестве предводителя израильского ополчения, к-рое сражалось с противником «до захождения солнца» и победило его. В Исх 24. 13 (ср.: Исх 33. 11; Нав 1. 1) Иисус Навин называется «служителем» прор. Моисея; он сопровождает пророка во время его восхождения на гору Синай (Исх 24. 12). В сцене явления славы Божией Моисею Иисус Навин хотя и не упоминается, но весь контекст этой главы предполагает, что он пробыл с прор. Моисеем «на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх 24. 18). На это сопребывание с Моисеем указывает и Исх 32. 15-18, где рассказывается о схождении пророка с горы с каменными скрижалями в руках в сопровождении Иисуса Навина. В Исх 33. 11 сказано, что Иисус Навин «не отлучался от скинии», обустроенной прор. Моисеем за пределами стана, ради общения с Господом, а также чтобы узнать Его волю о народе. При этом неотступное пребывание Иисуса Навина около скинии скорее означает ее охрану, что соответствует в целом образу Иисуса Навина-воина ( Durham J. I. Exodus. Waco, 1987. P. 443. (WBC; 3). По-видимому, на него была возложена военно-политическая власть в Израиле, но верховная власть, согласно повелению Божию, принадлежала первосвященнику Елеазару (Числ 27. 21) ( Арсений (Соколов). 2005. С. 65). В книге явно просматривается типологический параллелизм фигур Моисея и Иисуса Навина. Как Моисей, так и Иисус получают задание непосредственно от Бога; оба шествуют впереди народа, выводя Израиль: 1-й - из Египта, 2-й - из пустыни; оба чудесным образом проводят народ через воду: 1-й - чрез Чермное м., 2-й - через Иордан; оба являются посредниками между Богом и народом: 1-й - при заключении завета, 2-й - при обновлении его; оба, наконец, перед смертью дают Израилю подробные наставления.

http://pravenc.ru/text/293947.html

По мнению Иосифа Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно и то же лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии Веселеила и сыном Халева из колена Иудина ( Исх. 31:2, 35:30, 38:22 ; 1Пар. 2:19, 50, 4:1, 4 ; 2Пар. 1:5 ). Иудейское предание, отмечаемое Иосифом Флавием называет его мужем сестры Моисеевой Мариам. Насколько справедлива и верна еврейская традиция, сказать довольно трудно. Но она в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей избирает в данном случае Ора; вместе с Аароном он – его ближайший родственник. Исх.17:11 .  И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; Исх.17:12 .  но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. «Не потому только, – говорит Иустин Философ , – народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста». Исх.17:13 .  И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. Исх.17:14 .  И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех обижающих его настигает бедствие ( Иер. 2:3 ). Это общее правило применяется и к амаликитянам ( 1Цар. 15:2–3 ). Приказание об истреблении записывается для того, чтобы впоследствии не было забыто. Исх.17:15 .  И устроил Моисей жертвенник [Господу] и нарек ему имя: [Иегова Нисси] . Исх.17:16 .  Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род. Израиль сражался под знаменем Всевышнего, которое держал в своих руках Моисей, отсюда и название жертвенника: «Иегова Нисси» – по-еврейски: Господь – знамя мое. Такой смысл устанавливается выражением ст. 16: «ибо рука на престоле Господа». Моисей изъясняет название жертвенника: «Господь – знамя мое» тем, что рука его была на знамени Всевышнего, держала последнее 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010