In Lev. 5. 1=Philoc. 1. 30). П. Б. Михайлов Богословие Учение о Боге и о Святой Троице I. Бог Отец и свойства Божественной природы. Учение О. о едином Боге совпадает с его учением о Боге Отце (см.: Kelly. 1968. P. 128; Болотов. 1999. С. 180, 281-282, 342; Simonetti. Dio. 2000. P. 118), поскольку именно Отец, согласно О.,- «единый истинный Бог» ( Orig. In Ioan. comm. II 2. 17-18; 3. 19; Contr. Cels. III 37); Он - «сущий над всеми Бог» ( π πσι θες), «Бог всяческих» ( τν λων θες), Творец духовного и материального мира (De princip. Praef. 4; I 3. 1; Contr. Cels. II 9; IV 93; V 3, 5; VI 47; VII 39; VIII 4; In Ioan. comm. II 2. 17-18; 3. 23-24; In Ier. hom. 5. 2). В соч. «О началах» О. дает положительное определение Бога: «Итак, мы называем эту Троицу блаженной и начальствующей, то есть господствующей над всеми Силой. Это - благой Бог и добрый Отец всех, а также благодетельствующая и творческая Сила, то есть Сила благотворящая, творческая и промышляющая» (De princip. I 4. 3). Помимо определения Бога с т. зр. Его творческо-промыслительной деятельности О. в качестве одного из существенных определений указывает на библейское имя «Сущий» (Исх 3. 14), к-рое наиболее подходит Богу как существу вечному и неизменному по природе ( Orig. De orat. 24. 2; In Ioan. comm. II 13. 95-96), обладающему истинным бытием (De princip. I 3. 6) и полнотой бессмертной и вечной жизни (In Ioan. comm. II 17. 123 - 18. 125; ср.: Contr. Cels. I 21; IV 14; VI 62; см. также: Болотов. 1999. С. 186-187; Bruns. 2013. S. 42-43). Рассматривая основные свойства Божественной природы, О. в первую очередь указывает на бестелесность Бога, поскольку мн. его современники-христиане на основании таких именований Бога, как огонь, свет или дух, а также различных библейских антропоморфизмов, считали, что Бог есть некое тончайшее тело или имеет телесные органы ( Orig. De princip. I 1. 1-4; III 6. 1; In Ioan. comm. XIII 21. 123 - 24. 144; In Rom. fragm. 6// Ramsbotham. 1912. P. 215; Contr. Cels. VI 70-72; см. также: Faye.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

84 Исх.20:15 ; Втор.5:18 . «Перечни пороков», восходящие к Десятисловию Моисея, весьма многочисленны, см. литературу в изд. SC, р. 148, n. 2. Ср.: Иос. Флав. Иуд. война 2, 139 сл.; Плин. Млад. X, 96, 7. Даже Правила Соборов следовали схеме Дидахэ (см., напр., Правила Анкирского Собора, 20 сл. – рус. пер. Никодим 1911, II, 22 сл.). 86 Ср. Лев.18:22; 20:13 ; Завещ. 12 патр.: Левия 17, 11 (рус. пер. А. Смир­нова, с. 144 и примеч.); Прор. Сивилл 4, 24 sq.; Ps.-Phocylid. 3; 191; Иос. Флав. Прот. Апиона 2, 199 (с. 115 по рус. пер., гл. 24); Филон, Spec. leg. 3, 37 sq.; Abr. 135 sq.; О жизни созерц. 61 сл. (рус. пер. с. 23); Рим.1:27 ; 1Тим.1:10 . Слова παιδοφθορω нет в НЗ. По мнению Вриенния, это слово первый раз было употреблено валаамитами или николаитами и благодаря им вошло в христианскую литературу. Неологизм образован по аналогии с παιδεραστω – пороком, широко процветавшим в античности. Ср. Варнав. 19, 4а; Арис­тид, Апол. 13, 8 (ρσενοκοιτα); Act. lohan. 36; Откр. Петра 32 (греч.); Иуст. Диал. 95, 1; Клим. Алекс. Увещ. X, 108, 5 (ср. Doctr. apost. 2, 2); Пед. III, 12, 89, 1 (рус. пер. с. 329). 92 Эти два преступления были широко распространены среди язычников. Ср. Прем.12:5–6 ; Аристот. Полит. VII, 14, 10, 1335b 25; Иос. Флав. Прот. Апиона 2, 209 (по дорев. рус. пер. с. 115–116, гл. 24); Ps.-Phocylid. 184; Варнав. 19, 5; Прор. Сивилл 2, 281 сл.; Откр. Петра 26 (греч.); Откр. Павла 40; Терт. Апол. 9; Минуц. Фел. Окт. 30. Впрочем, относительно римлян и германцев есть сведения, что они осуждали аборты, ср. Цицер. В защ. Клуенц. XI, 31; Тацит, Герм. 19 (рус. пер. с. 361–362 и примеч.). Литература в изд. SC, р. 149, n.7. Христианство принимало активные меры для искорене­ния детоубийства; ср., напр., 21 правило Анкирского Собора (Никодим 1911, II, 22–23): «Женам, от прелюбодеяния зачавшим, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав… проходить десяти­летнее время покаяния». 103 Выражение может пониматься двояко: а) любого человека: Завещ. 12 патр.: Иссах. 7, 6; Дидахэ 2, 7 и Р. Оху. 1782; Церк. Каноны 6, 4; Doctr. apost. 2, 7. Ср. также Gesta apud Zenophilum (CPL 244°), CSEL 26, p. 192, 6sq.: «согласно воле Бога, Который сказал: «Некоторых люблю больше души Моей " »; Иппол. Филос. 9, 23 (ТК, с. 371); б) только брата: Завещ. 12 патр.: Гада 6; Ев. Фомы 25 (30 Doresse); Иуды 22 сл. ( 1Ин.5:16 ; Иак.5:19 сл.); Варнав. 19, 5с (ср. 1, 4; 4, 6); Liber graduum 16, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Жертва возлияния Для Ж.В. израильтяне использовали вино, крепкие напитки (⇒ Питье ) и воду. Молоко в качестве Ж.В. в книгах ВЗ не упоминается, однако известно, что его приносили в жертву арабы и финикийцы. Согл. текстам из ⇒ Рас-Шамры , в жертву богам Угарита приносили вино и воду; при этом вино получали боги, но не богини. В Законе израильтянам предписывалось приносить вино – четверть гина (0,9 л; ⇒ Меры длины, площади, объема и веса ) для возлияния при утренней и вечерней жертве ( Исх. 29:40.41 ; Чис 28 и след.). (См. также Лев. 23:13.18.37 ; Числ. 15:5.7.10.24 , где предписаны хлебное приношение и возлияние, присовокупляемые к жертве всесожжения, обета или к мирной жертве.) Количество вина (см. таблицу ⇒ Жертва ) должно было соответствовать величине жертв. животного, но все же мера вина и масла возрастала не в той пропорции, что количество муки. В Числ. 28 при жертве возлияния упомянут «крепкий напиток» (в Синод. пер. – «вино»). Вода в качестве жертвы возлияния в Библии не упоминается, но в позднем иудаизме бытовало использование ее в этом качестве во время ⇒ праздника Кущей (IV,2). В Законе Ж.В. встречается не как самостоят. жертвоприношение, но как дополнение к хлебному приношению, т.е. она стоит на последнем месте среди всех видов жертвоприношений. В Быт. 28подразумевается не Ж.В., а лишь помазание, которым Иаков освятил Господу памятник. В Быт. 35:14 , однако, Иаков приносит у этого камня и Ж.В., которая, вероятно, состояла из вина. Судя по тексту Пс. 15:4 , ⇒ Давид знал, что составной частью языч. богослужения является возлияние крови. В Флп. 2:17 ; 2Тим. 4 Павел сравнивает свою смерть в служении Евангелию с Ж.В. (в Синод. пер. – просто «жертва»). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

4 Быт.4:20 . 5 Быт.4:20 . 6 Быт.4:22 . 7 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XX//Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. – Т. IV, Кн. I. – М.: Златоуст, 1994. – С. 179, 300. 8 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. – Т.1., — СПб., 1904–1907. – С. 38. 9 Быт.5:29 . 10 Быт.9:20 . 11 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XX//Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. – Т. IV, Кн. I. – М.: Златоуст, 1994. – С. 300. 12 Быт.10:9 . 13 Быт.25:27–28 . 14 Быт.11:49 . 15 Быт.11:3 . 16 Быт.46:33–34 . 17 Быт.39:21 . 18 Быт.40:4 . 19 Быт.41 . 20 Быт.50:2 . 21 Быт.50:26 . 22 Быт.49:8–12 . 23 Быт.49:22–26 . 24 Быт.49:27 . 25 Втор.10:14 . 26 Пс.23:1 . 27 Быт.2:7 . 28 Исх.30:15 . 29 Булатов С. Древнееврейские монеты. — Киев, 1886. — с. 138; Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 1., — СПб., 1904–1907. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 380. 30 Быт.1:28 . 31 Пс.8:6–7 . 32 Лк.12:42 ; Гал.4:2 и др. 33 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 12. См. также Коваль Т.Б. «Тяжкое благо». Христианская этика труда. Православие, Католицизм, Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. — М., 1994. — С. 26. 34 Быт.21:23 ; 34. 35 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XXXIX//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IV, Кн. I. – М.: Златоуст, 1994. — С. 430. 36 Быт.17:8 . 37 Быт.23:4 . 38 Быт.23:6 . 39 Быт.23:6 . 40 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XLVIII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IV, Кн. II. – М.: Златоуст, 1995. — С. 527. 41 Булатов С. Древнееврейские монеты. — Киев, 1886. — с. 11, 19. 42 Быт.23:16 . 43 Иез.33:23–25 . 44 Втор.5:22 . 45 Втор.5:19 . 46 Втор.5:21 . 47 Лев.25:23–24 . 48 Лев.25:25–27 . 49 Лев.25:10–11 . 50 Лев.25:28 . 51 Лев.25:15–16 . 52 Лев.27:14–15 . 53 Лев.27:16–19 . 54 Библейская энциклопедия. Т. 1 – М: Nb — PRESS, Центурион, АПС, 1991.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Иоасаф , 1817–29. Пётр , 1829–32. Серафим , 1833–36,19 апр. в Спасо-Евфимиев. Павел , 1836, из Желтикова; † … Виктор , игум., 1837–40. Амфилохий , 1840–43. Паисий , 1843–53. Иннокентий , 1854–69. 7 Успенский, в городе Старице, основан в начале XVI века. Ныне третьеклассный. [VI, 293.] Архимандриты Герман Садырев и Полев , 1552–1555, 3 февр. перев. в Свияжский Богородицкий. Иов упом. 6 мая 1569, а 16 апр. 1581 хирот. в епископа Коломенского. (См. Новоспасский). Трифон , 1598. Пимен , 1601. Дионисий , 1606–1610, 29 июня перев. в Троицкий Сергиев. Мефодий , 1617–19. Иосиф , 1625–1642, в мар. (sic) 1643. Леонид , 1653, 54; † в сент., от язвы. Тихон , 1655 и 56, июнь. Иосиф , в мар. (sic) 1657. Исаия , 1658–62. Варлаам , 1662–69. Иона , 10 дек. 1670. Варлаам , в апр. 1673, 1674 и 75, 1677, 78. Сергий , 1680. Исаия , 1682–95, перев. в Колязин. Корнилий , 1696–1713. Иоаким , в 1716 и 17. Мельхиседек Борщев в исх. 1717 перев. из Клобукова, а в 1721 уволен. После в Дмитровском Борисоглебском. Иона , с 1722. Иона , 1738–1740, июня 16 (sic). Тарасий , 1744. Варфоломей , 1763–68, перев. в Желтиков. Игумены Филимон перев. из Малицкого (Желтикова?) 1768–70. Христофор , 1770–77, перев. в Селижаров. Макарий , 1777–83. Арсений , в 1783 и 84. Александр , 1784 и 85. Елпидифор , 1785–93. Павел , 1793–95. Варлаам , 1795 и 96. Иоасаф Сретенский произведён 14 мая 1796, а в 1798 перев. в Нилов Столбенский. Архимандриты Анастасий в 1798 перев. из Нилова Столбенского, а в 1806 уволен на покой. После настоятель Бабаевский. Иоанникий Флеров , из законоучителей кадетского корпуса, произведён в 1806; † 1808 ... Серафим в 1808 произведён из законоучителей акад. художеств, а в 1811 перев. в Краснохолмский мнтрь. Иоасаф в 1811 перев. из Малицкого; до 1816. Владимир , 1817 и 18. Ириней , 1818–21. Иннокентий Александров произведён 13 авг. 1821, а 2 авг. 1823 перев. в Смоленский Авраамиев мнтрь. Серафим , 1823 и 24. Антоний , 1824 и 25. Макарий , 1825–37. Александр , 1837–55. Феодор , игум., 1856–69. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 37 1–9. Устройство ковчега завета. 10–16. Стол для хлебов предложения. 17–24. Золотой светильник. 25–28. Устройство жертвенника курения. 29. Приготовление мира и курения. Исх.37:1 .  И сделал Веселеил ковчег из дерева ситтим; длина его два локтя с половиною, ширина его полтора локтя и высота его полтора локтя; Исх.37:2 .  и обложил его чистым золотом внутри и снаружи и сделал вокруг него золотой венец; Исх.37:3 .  и вылил для него четыре кольца золотых, на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его и два кольца на другой стороне его. Исх.37:4 .  И сделал шесты из дерева ситтим и обложил их золотом; Исх.37:5 .  и вложил шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы носить ковчег. Исх.37:6 .  И сделал крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина полтора локтя. Исх.37:7 .  И сделал двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их на обоих концах крышки, Исх.37:8 .  одного херувима с одного конца, а другого херувима с другого конца: выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее; Исх.37:9 .  и были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке были лица херувимов. Устройство ковчега завета. См. толк. 10–22 ст. гл. 25. В настоящем случае внесено лишнее по сравнению с гл. 25 замечание, что устройство ковчега зав. было делом главного строителя скинии Веселиила, и опущены предписания ст. 15–16 и 21–22, так как выполнение их не относилось к обязанностям Веселиила. Исх.37:10 .  И сделал стол из дерева ситтим длиною в два локтя, шириною в локоть и вышиною в полтора локтя, Исх.37:11 .  и обложил его золотом чистым, и сделал вокруг него золотой венец; Исх.37:12 .  и сделал вокруг него стенки в ладонь и сделал золотой венец у стенок его; Исх.37:13 .  и вылил для него четыре кольца золотых и утвердил кольца на четырех углах, у четырех ножек его; Исх.37:14 .  при стенках были кольца, чтобы влагать шесты для ношения стола; Исх.37:15 .  и сделал шесты из дерева ситтим и обложил их золотом для ношения стола.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.37:16 .  Потом сделал сосуды, принадлежащие к столу: блюда, кадильницы, кружки и чаши, чтобы возливать ими, из чистого золота. Устройство стола для хлебов предложения. См. толк. 23–30 ст. 25 гл. Опущение предписания ст. 30 объясняется тем же, что и замалчивание предписаний ст. 15–16. Исх.37:17 .  И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; Исх.37:18 .  шесть ветвей выходило из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; Исх.37:19 .  три чашечки были наподобие миндального цветка, яблоко и цветы на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка, яблоко и цветы на другой ветви: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника; Исх.37:20 .  а на стебле светильника было четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами; Исх.37:21 .  у шести ветвей, выходящих из него, яблоко под первыми двумя ветвями, и яблоко под вторыми двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями; Исх.37:22 .  яблоки и ветви их выходили из него; весь он был чеканный, цельный, из чистого золота. Исх.37:23 .  И сделал к нему семь лампад, и щипцы к нему и лотки к нему, из чистого золота; Исх.37:24 .  из таланта чистого золота сделал его со всеми принадлежностями его. Устройство золотого светильника См. толк. 31–39 ст. 25 гл. Исх.37:25 .  И сделал жертвенник курения из дерева ситтим: длина его локоть и ширина его локоть, четыреугольный, вышина его два локтя; из него выходили роги его; Исх.37:26 .  и обложил его чистым золотом, верх его и стороны его кругом, и роги его, и сделал к нему золотой венец вокруг; Исх.37:27 .  под венцом его на двух углах его сделал два кольца золотых; с двух сторон его сделал их, чтобы вкладывать в них шесты для ношения его; Исх.37:28 .  шесты сделал из дерева ситтим и обложил их золотом. Устройство жертвенника курений. См. толк. 1–5 ст. 30 гл. Исх.37:29 .  И сделал миро для священного помазания и курение благовонное, чистое, искусством составляющего масти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф. 22:20 . «И говорит им: чье это изображение и надпись?» Мф. 22:21 . «Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Ср.: Мк. 12:16–17 ; Лк. 20:24–25 .» Царевы «изображения и надпись» – портрет и указ, а Божии – св. иконы и Свящ. Писание. Кроме того, как повествует Св. Предание, Сам Иисус Христос собственный нерукотворенный образ Свой отправил Едесскому Авгарю Ухомо (см. у историков Евсевия еп. Кесарийского, Евагрия Схоластика , Никифора Каллиста). В настоящее время этот образ находится в Риме 3 . Иконы св. ангелов от Господа заповедано было св. пророкам поставить в храме перед глазами молящихся: Иез. 41:17 . «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения,» Иез. 41:18 . «сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. Ср.: Исх. 25:18; 26:1 ; 3Цар. 6:23–35 .» Ковчег завета, а вместе с ним, конечно, иконы св. ангелов, видел в небесном храме Иоанн Богослов: Откр. 11:19 . «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.» Основанием для употребления икон святых людей служат и те случаи исцеления от болезней, которые были посредством «тени» (теневого отражения), очертания проходящего Петра: Деян. 5:15 . «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.» Тень представляла собою очертание фигуры апостола и таким образом была первою иконою святого человека. Богоугодность употребления и чествования св. икон ясно подтверждается множеством происшедших при св. иконах чудес (чит. Историю Церкви, жития святых). Чудеса для верующих всегда были и будут очевидными, а неверующие даже и чудесам, которые творил Сам Господь во время земной Своей жизни, не веровали: Ин. 12:37 . «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него. » 38. О крестных ходах и хоругвях «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр. 13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 28 Благословение исполнителям закона, проклятие – нарушителям. Втор.28:9 .  Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; Ср. Быт 22:16–18 ; Исх. 19:5–6 . Втор.28:10 .  и увидят все народы земли, что имя Господа [Бога твоего] нарицается на тебе, и убоятся тебя. Ср. Втор 4.5–8 . Втор.28:21 .  Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. Втор.28:22 .  Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь. Ср. Лев.26:14–18, 39 . Втор.28:23 .  И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; Втор.28:24 .  вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, [доколе не погубит тебя и] доколе не будешь истреблен. Ср. Лев.26.19–20 . Втор.28:25 .  Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. Ср. Лев.26:17, 33, 36–38 . Втор.28:27 .  Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; О проказе см. Лев.13 . Почечуй – одна из накожных болезней. Втор.28:36 .  Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным; Втор.28:37 .  и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь [Бог]. Имеются в виду ассирийский и вавилонский плены. Втор.28:46 .  они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек. Втор.28:47 .  За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, Втор.28:48 .  будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.12:33 .  И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. Исх.12:34 .  И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. Замечание о хлебе, который еще не вскис, но уже был, очевидно, приготовлен для вскисания, дает право предполагать, что народу не был известен закон об опресноках. И действительно, он объявляется позднее, а самое выполнение его относится ко времени поселения в земле обетованной ( Исх. 13:6 и др.). Нисколько не противоречит такому взгляду замечание ст. 39 ( Исх.12:39 ), что евреи испекли пресные лепешки из того теста, которое они взяли из Египта. Приготовление этих лепешек было не исполнением закона об опресноках ( Исх.12:15 и д.), а делом простой необходимости: припасов евреи с собой не захватили, кислое тесто не было готово ( Исх.12:34 ), а потому и пришлось довольствоваться пресными лепешками. Исх.12:35 .  И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Исх.12:36 .  Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян. См. выше объяснение 19–20 ст. III гл. Исх.12:37 .  И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; О Раамсесе см. в толкованиях на 11 ст. I гл. Сокхоф – «шатры», может быть, разумеется местность, называемая в египетских памятниках Сехет. О числе вышедших см. толков. 7 ст. I гл. Исх.12:38 .  и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. О существовании среди вышедших из Египта евреев иноплеменников упоминают и другие места Пятокнижия: Чис. 11:4 , Втор. 29:11 . Судя по Лев.24:10 , к ним принадлежали египтяне, с которыми евреи вступали в родственные отношения. К иноплеменникам относят также «богобоязненных» египтян ( Исх. 9:20 ) и, наконец, родственных евреям семитов, которые, по мнению ученых, издавна жили на восточной границе Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010