мому, из речи пророка можно вывести такое заключение, что он вообще не придает постам значения, относится к ним отрицательно или, по крайней мере, безразлично. Но известно, что у евреев был пост установленный в законе, что пророки и благочестивые цари иногда предписывали народу пост ( Иоил.1:13–14; 2:15 ; Иер.36:9 ; 2Пар.20:3 ); что лица, известные своим благочестием, налагали на себя, в известных случаях, пост ( 2Цар.12:16 ; Пс.68:11 ; Дан.9:3 ); покаяние ниневитян, выразившееся, главным образом, в подвигах поста и воздержания, отвратило от города полного злодеяний пылающий гнев Божий ( Ион.3:5–10 ). И в ветхозаветное время пост был средством нравственного очищения человека и умилостивления Бога; но он был средством и ценим был постольку, поскольку вел к достижению высокой цели. Поститься и для ветхозаветного человека не значило воздерживаться только от пищи и питья. Самые выражения, употребляющиеся в священных книгах для обозначения поста: «смирять душу», «святить пост» (см Праздн. посл. св. Афанасия Алекс. I, 4), рельефно оттеняют нравственный характер этого обрядового установления и его нравственную ценность. Но какое же значение в этом смысле может иметь тот пост, о котором говорит, напр., пр. Исаия: вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других ( Ис.58:3–4 )? Такой чисто внешний, лицемерный пост, совмещающийся с нарушением заповедей, вызывает, без сомнения, не милость Божию, а гнев. Поэтому то пр. Захария настаивает на том, что необходимое условие действенности и значения поста до такой степени важно, что без соблюдения этого условия пост является делом совершенно не имеющим ценности. По толкованию бл. Феодорита, пророк, «обучив думающих, что одним постом можно служить Богу, всем видам добродетели, вместе с тем узаконяет и пост». Подобный же смысл имеют, конечно, и обличения пр. Исаии, направленные против приносящих многочисленные жертвы и принимающих участие в праздничных собраниях: к чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь… Не носите больше даров тщетных:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф. 9:34, 12:24 ; Мк.3:22 ; Лк. 11:15 )? Поэтому и осудили они Его на смертную казнь, распяв, как злодея, вместе с разбойниками. 3. И чтобы тебе стало все понятно, в заключение скажу: разве извлек какую пользу народ арианский, 361 видя во многих и различных храмах наших свершающиеся исцеления, знамения и чудеса? Нет, не извлек, [а потому] подвергается более суровому суду. Делая это ясным, Господь сказал об иудеях: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха» ( Ин. 15:22 ). 362 Потому-то и случающиеся знамения служат для многих к большему осуждению. Вопрос 23а 363 [Есть] великая [проблема], многократно обсуждаемая и исследуемая всеми: можем ли мы сказать, что жизнь человеческая имеет [заранее установленный] предел, или его нет? Если такой предел существует, то почему Давид говорит Богу: «Не возведи мене во преполовение дний моих» ( Пс. 101:25 ), а также: «мужие кровей и льсти не преполовят дний своих» ( Пс. 54:24 )? А если его нет, то почему тот же Давид говорит: «Се пяди положил еси дни моя» ( Пс. 38:6 )? Опять же, если такой предел есть, то почему Соломон изрекает: «Не нечествуй много, и не буди жесток, да не умреши не во время свое» ( Еккл. 7:17 )? Если можно умереть «не во время свое», то почему некоторые думают, что позволительно говорить: «Смерть навлекается на тех, в которых уже исполнился предел жизни их»? 364 И почему, когда Езекия и ниневитяне просили о [продлении] жизни, Бог добавил им [еще годы] (см.: 4Цар. 20:5–6 ; Ион. 3:9 )? Ответ 1. Источник мудрости и великое вместилище ведения, апостол Павел, когда пишет к коринфянам, говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно... тот ест и пьет осуждение себе... оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11:30 ). Обрати пристальное внимание на это: вследствие того, что вы недостойно причащаетесь Божественных Таин, многие умирают. Стало быть, если достойно бы причащались, то не умерли бы тогда. Зачем в таком случае мы ищем [какой-то] предел жизни, предназначенный для многих из нас? Также Бог сказал к Елифазу Феманитину: «Согрешил еси ты и оба друзи твои, и если бы не Иов, служитель Мой, то уничтожил бы Я вас» ( Иов. 42:7 ). 365 И Псалмопевец говорит об израильтянах: «И рече потребити их, еще бы не Моисей, избранный Его» ( Пс. 105:23 ). Поэтому вследствие добродетели Иова и Моисея, [проявленной] по отношению к Богу, они не умерли, а не потому, что не исполнился предел их жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

    4:33,34 Тайные учения Иногда еврейские учителя (как и другие древние мудрецы) располагали эзотерическими знаниями, которые они могли передать только ближайшим ученикам, поскольку эти знания не предназначались для широкой аудитории. Народ не мог постичь сокровенную сущность Иисусова Царства до тех пор, пока не раскрылась тайна Его мес-сианства (см. введение к данному коммент.).     4:35—41 Господь-Творец    Обращение к спящему пророку с целью заручиться его молитвами в минуту опасности могло напомнить ученикам и первым слушателям Ион. 1:5,6, хотя, по сравнению с Ионой, Иисус выступает здесь в совершенноиной роли. Древние языческие мифы повествуют о могущественных индивидуумах, способных покорять даже природные стихии, но это почти всегда были боги или герои далекого прошлого. Евреи верили, что природными стихиями, в том числе ветром и морем, управляют ангелы, которые, однако, подчиняются некоей высшей силе. Согласно иудаистской традиции, власть над ветром и морем принадлежит Самому Богу(Пс. 106:29; ср.: Ион. 1:15), поэтому нетрудно понять изумление учеников при виде могущества Иисуса.    На озере, получившем название Галилейского моря, бури часто возникали внезапно, и рыбаки, обычно промышлявшие вблизи Капернаума, были не готовы к плаванию в открытом море. Единственным местом, где можно было отдохнуть в небольшой рыбацкой лодке, когда ее захлестывали штормовые волны, было возвышение на корме, на деревянном или покрытом кожей сидении рулевого или на подушке, котораяобычно лежала под сидением. Крепкий сон Иисуса во время бури свидетельствует о непоколебимости Его веры (Пс. 4:9; ср.: 4 Цар. 6:16,17,32; Прит. 19:23); в некоторых греческих историях подлинность веры философов в их собственные учения о невозмутимости проверялась во время бури.     5:1—20 Победа над легионом бесов    Иисус укрощает одержимого, которого никто не мог связать (5:3,4; ср.: 3:27).     5:1. Гадара, или «страна Гадаринская», которая в Мф. 8названа «страной Герге-синской» (•? разночтения в греческих манускриптах; общее между этими географическими названиями то, что они относятся к местности на противоположном Галилее берегу озера), — город примерно в 6 милях к юго-востоку от озера. И Гераза, и Гадара расположены в районе Десятиградия, где преобладало нееврейское население, и Марк, по-видимому, допустил неточность, поскольку писал для читателей, которые жили вдали от этих мест и были мало знакомы с географией Сирии-Палестины, в отличие от читателей Матфея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1: См.: 2П.9:29;12–15;13:22. См.: 1Цар. 10:5,10; 19:18–21 ; 4Цар. 2:3–7,15–18; 4:38–44; 6:1–7; 9:1–10 . Последние пророки проповедники рассматриваемого периода (Захария и Одед) были современниками Амоса и Осии, первых пророков писателей, проходивших служение в израильском (десятиколенном) царстве в 8 веке до Р.Х. при Иеровоаме II (793–753). В это же время, согласно 4Цар. 14:25 Ион.1:1 ), пророчествовал Иона, сын Амафии, предсказавший Иеровоаму восстановление древних границ царства. Служение пророков-писателей, именами которых надписаны ветхозаветные пророческие книги, продолжалось по 5 в. до Р.Х. Весь период ветхозаветного профетизма от Моисея до Малахии, последнего пророка, следовательно, продолжался около 1000 лет (14–5 вв.), период непрерывного служения пророков, считая от Самуила – 700 лет (11–5 вв.), а время деятельности пророков-писателей – более 400 лет (8–5 вв.). Ветхозаветные пророки играли очень важную роль в религиозной жизни богоизбранного народа. Они боролись за сохранение верности народа истинной религии Иеговы и в то же время являлись особо избранными орудиями для развития Божественного Откровения. В многосторонней деятельности каждый пророк сделал свой особенный вклад в структуру религиозного учения. Эти вклады, взаимно дополняющие друг друга, утверждали доминирующие идеи ветхозаветного богословия: этический монотеизм и мессианизм. Призвание, виды пророческих откровений и способы пророческой проповеди . 1. На своё высокое служение пророки вступали не иначе как по особому призванию от Бога, и многие из них оставили нам подробные описания своего призвания (напр., Ис.6 гл., Иер.1 гл., Иез.1–3 глл.). Как показывает перечень ветхозаветных пророков, Господь воздвигал и призывал провозвестников Своей воли исключительно из среды избранного народа, но независимо от их положения в обществе и образования; поэтому среди пророков были лица разных сословий: Елисей – земледелец, Амос – пастух, Исаия и Даниил – аристократы, Иеремия и Иезекииль – священники. Пророческое служение таким образом не было наследственным, как должность священников, происходивших из колена Левиина, или первосвященников, происходивших из рода Аарона. После призвания от Бога начиналась деятельность пророка как глашатая Божия и провозвестника Его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Иобар – см. Иоман. Иогана (или Йогана?) – 23. VII, 4, 3 (ωγνα) – город на о-ве Тапробана (нын. Шри-Ланка), на северо-западном побережье; идентифицируется как нынешний Kalaar (сейчас, как кажется, нет такого названия; может быть, оно связано с названием реки Кала, Калл Ару, устье которой находится на северо-западном побережье – 08°18», 79°50»; на острове очень много подобных названий). Может быть, название связано с санскрит, словом Yojana (йоджана) – индийская мера длины (ок. 15 или 16 км)? Иоман – 11. VI, 63; 69; 73. 17б. 8, 5 (lomanes; ωμνης – здесь у Арриана конъектура, вместо рукописного βρης (sic) – Иобар) – отождествляется с рекой Диамун (см.), т. е.=нын. Джамна. Иомуса – 23. VII, 1, 46 (μουσα) – город в области пандоуев вдоль реки Бидасп (нын. Джелам), в северо-западной Индии (в Пенджабе); предположительно локализуется около нын. Nurjamal (Нурджамал; здесь у реки Джелам сейчас есть два одноименных населенных пункта: 32°33», 73°43» и 32°41», 73°42», Пакистан). ион – 11. XXXVII, 170 (ion=греч. ον – фиалка) – гемма у индийцев фиалкового цвета; не идентифицируется. ионийское наречие – 26. р. 45а – диалект ионийцев, одного из трех основных племен Древней Греции (другие два – эолийцы и дорийцы). Здесь имеется в виду диалект греческих жителей Ионии на западном побережье Малой Азии. Иринон – см. Эйринон. Исагур – 23. VII, 1, 45 (Р: σγουρος; Η: θγουρος – Итагур) – город в области Уарса, между Индом и Бидаспом (нын. река Джелам), у Инда; в этой области указаны два города: Таксила (нын. Таксила, 33°45», 72°50», сейчас в Пакистане, к востоку от Инда) и чуть к северо-западу от нее (по градусам у Птолемея) – Исагур. Исагур идентифицируется как нын. город Gurys (это старые данные, XIX в., и Gurys определяется как «главный город», Hauptstadt [нем.]. Может быть, сейчас другое название? Также по старым данным XIX в., есть Gurys, очень далеко к северо-западу от Таксилы, на самом севере нын. штата Джамму и Кашмир, и определяется он как возвышенная долина, где протекает верхнее течение реки Кишанганга, впадающей в Джелам, 34°21», 73°31», там, где течет эта река в штате Джамму и Кашмир, сейчас есть населенный пункт Gurais, 34°38», 74°54», но едва ли это тот Gurys, который указан выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Познание бедности учит человека избавляться от бедности. Недостаток хлеба учит искать хлеба, чтобы от голода не умереть; недостаток питья убеждает искать питья, чтобы от жажды не умереть; недостаток одеяния понуждает искать одеяния, чтобы нагому не ходить; немощь убеждает искать лекаря, и прочее. Так и в христианском деле. Когда познаем скудость и бедность душ наших, будем искать блаженства нашего. Плохо быть христианину без молитвы, без любви, без смирения, без кротости и прочих христианских добродетелей, и не иметь их. Явная беда из этого следует. Надо искать их с прилежанием. Так познанное бедствие убеждает человека блаженства своего искать. Познай, христианин, растление, бедность, окаянство, нищету и убожество сердца твоего – и это самое познание научит тебя молитве и христианским добродетелям. 4) Изрядное училище молитвы и благочестия – скорбь и страдание. Израильтяне, будучи в Египте и терпя обиды от приставников фараона-мучителя, прилежно молились и вопили к Богу, как Сам Господь говорил о них: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его ( Исх. 3:7 ). Анна, мать Самуила-пророка, терпя поношения по причине бесплодия, терпя тесноту и скорби, сердечно молилась Богу, и услышана была Богом (См. 1Цар. 1 ). О том же, как Царь Давид в скорбях и гонениях своих возбуждался к сердечной молитве, псалмы его свидетельствуют. Пророк Иона, во чреве кита, как во аде, из глубины сердца вопил ко Господу, как сам говорит: Возопил в скорби моей к Господу Богу моему ( Ион. 2:3 ). Сусанна в Вавилоне, неправедно беззаконными старцами оклеветанная и на смерть осужденная, в этой тесноте и скорби восстенала ко Господу, и была услышана Господом (См. Дан. 13:42–44 ). Так скорбь учит сердечной молитве. Когда усерднее молимся, как не во время болезни, беды, напасти, искушения, при нашествии иноплеменников, во время голода, моровой заразы и прочих бедствий, которые грозят нам смертью? Тогда из глубины сердца исходит и восстает молитва . Также и христианским добродетелям нигде лучше не учимся, как в кресте скорби, страдании и искушении. Воин не тот искусен, который много учится уставу воинскому, пребывая в Отечестве, а тот, который достаточно в сражениях против неприятеля побывал. Так и христианин тот искусен бывает в звании христианском, который сквозь огонь и воду искушений, бед, напастей и скорбей проходит, и сражается против невидимых врагов. И для этого-то, кроме других причин, Бог попускает рабам Своим скорбь и страдание, то есть чтобы они учились истинной и сердечной молитве, и к Нему прибегали, и помощи искали, и обучались христианским добродетелям. От скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда, а надежда не постыжает ( Рим. 5:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

11:3,7,11. Метафорический язык: котел и мясо. Иезекииль опровергает убеждение новых правителей Иерусалима в том, что они создали «безопасную гавань» для жителей города. Он иллюстрирует свою мысль на примере превращения запечатанного сосуда в котел (Иерусалим), в котором народ (см.: Мих. 3:3 ) и его правители будут вариться на огне праведного гнева Божьего (ср.: Иез. 22:18–22 ). 11:19. Сердце каменное. Представление о «каменном сердце» в Древнем мире носило двойственный характер, особенно в Египте. Прежде всего, египтяне верили, что именно сердце будет взвешиваться на суде, решающем дальнейшую судьбу человека, – попадет он в загробный мир или нет. Если сердце отягощали грехи, то результат был весьма плачевным (см. коммент. к Исх. 8:11 ). Каменное же сердце тяжелое. Более важным представляется образ, связанный с процессом мумификации. Начиная с эпохи Нового царства сердце умершего вынимали из груди и помещали в специальный сосуд (канопу) вместе с другими внутренними органами. Эту операцию египтяне производили по той причине, что полагали, будто сердце может предать человека, когда он приходит на суд, и тем самым опасно повлиять на его загробную жизнь. Сердце заменялось камнем, которому придавалась форма скарабея. В Египте это насекомое было символом вечной жизни. Помещая его внутрь мумии вместо человеческого сердца, они верили, что гарантируют человеку возобновление жизни в загробном царстве. Яхве, напротив, хотел вернуть израильтян к жизни, заменив каменное сердце «плотяным», которое не предаст их. Сердце, описанное в ст. 19,20, предвещает новый исход и новый завет. 11:23. Гора к востоку от города. К востоку от Иерусалима расположена Елеонская (Масличная) гора. Отсюда можно обозревать храмовую гору и весь город. Это была крайняя точка на востоке, которой достигал глаз с самой удобной позиции в Иерусалиме. Неясно, воссядет ли Бог за пределами города, чтобы наблюдать за происходящим (ср.: Ион. 4:5 ), или вернется на небо (считается, что именно оттуда вознесся на небо Христос, хотя веских оснований для этого в Новом Завете нет). 12:1–28 Пророчество о пленении

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Иов употребляет черепок вместо пальцев для чесания, потому что пальцы также распухли у него от проказы. Иов сел в пепел или в кучу пыли, в знак крайней своей скорби (см. 42:6; Ис. 58:5 ; Иер. 6:26 ; Иез. 27:30 ; Ион. 3:6 ). 70 переводчиков и Вулгата прибавляют еще: вне града, т. е. (как требовал и Моисеев закон – Лев. 13:46 ; 4Цар. 15:5 ) Иов стал одинок и удалён от других людей, как страшилище, к которому никто не смел приблизиться. 68 Оставь свою веру в Бога и упование на помощь Его! Нет для тебя Бога, нет благодетеля, от которого бы ты мог надеяться выздоровления. Одна смерть может избавить тебя от твоих страданий. Окончи жизнь самоубийством. 70 приводят этот стих в таком порядке: «По истечении многого времени сказала ему жена его: доколе ты будешь упорствовать, говоря: «Вот ещё несколько времени пожду исполнения моей надежды на выздоровление». Память твоя погибла па земле. Твоих сыновей и дочерей, которых я родила с болезнью и скорбью, и, увы! напрасно воспитывала с такою заботливостью, – их нет более. Ты сам сидишь на гноище, снедаемый червями, и ночуешь под открытым небом. И я, я должна, как рабыня, у которой нет прибежища, ходить с места на место, из города в город, с нетерпением ожидая захождения солнца, чтобы несколько успокоиться от своих трудов и от тех бедствий, которыми я окружена отовсюду. Но скажи слово против Бога и умри!» Сие прибавление находится во всех рукописях 70-ти, читается у Греческих отцев; но вернее – это прибавление. Жена Иова справедливо замечает, что надобно прежде отказаться от Бога и потом уже лишить себя жизни. Кто верует во всемогущего Воздаятеля добра и мстителя зла, тому не возможно без потери здравого рассудка умертвить себя. 69 В своих болезнях Иов воспоминает о тех благодеяниях, которые прежде ниспосылал ему Бог, и на самые страдания смотрит, как на Божественные благодеяния. Вот истинная точка, с которой человек должен взирать на все горькие события своей жизни. При этом взоре всякое страдание может принести утешение и успокоение сетующему его сердцу. Бог дал тебе вкусить с детства много добра, испытать много приятностей, насладиться многими удовольствиями. Но должен ли ты принять безропотно от Его отеческой десницы небольшое несчастие, неприятный случай, болезненное испытание, когда разум и Откровение убеждают тебя, что всё, что ниспосылает на тебя Бог, служит к твоему усовершению и блаженству?

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

241 Мадай Мидяне, как это ясно видно из ( Дан.5:28 ), и книги ( Есф.1:3 ). Кер Портер, в превосходном отрывке своего путешествия над развалинами Такт-и-Джемшида, восстановляя в уме своем былое, приходит к заключению, что, по расчету движения кочевых народов от Арарата, потомки Ноя в третьем поколении должны были именно достигнуть тех мест, как они указаны в Библии, а именно: Семит Элам доходил до страны, носившей впоследствии имена Персии и Сузианы, и создавал Такт-и-Джемшид в то время, когда Хамиты создали Вавилон и Ниневию, а Мадай, дойдя до страны, названной Мидией, создал Экватану (Ker Porter’s travels, Vol. II, р. 94 of . London edition 1821). Мы не совсем согласны с этим мнением (см. вступл. в гл. X и главу XI печатного оригинала), но думаем, что основная мысль верна. Потомки Ноя от Арарата действительно двигались массой на юг и юго-восток и достигли, через Персию и Сузиану, Месопотамии в третьем поколении, а отсюда уже, по создании Вавилона и разделения языков, двинулись в различный стороны и стали основывать отдельный поселения. Кроме того, о происхождении Персииян, существует другое мнение. Еламитяне были Семиты и составляли особое воинственное племя, жили между Вавилонией, и Персией: собственно, же Персы были одного происхождения с Яфетидами Мидянами и говорили одним языком – зендским. 242 Иован, равнозначащее слово с Ион или, по греческому произношению, Иаон. Ионяне, по мнению некоторых писателей, были древнейшие обитатели Греции и называли себя, в отличие от вторгнувшихся позднее Дорян, Аутохнонами, туземцами, родившимися из земли. Что под именем Иована разумеются Греки и Греция, можно видеть из того, что ( Дан.8:21 ), упоминая об Александре Великом, называет его в обширном смысле царь Иаван. По мнению Буслаева, опирающегося на авторитет Pictet (les origines indo-europeennes T. I р. 57, 58) от сапскритского корня Иована, имеющего значение молодой, юный, произошло не только название Ионян, но и слово латинское juvenis, старофранцузское jouvin, и наконец jeune.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

14:5–7. География завоеваний царей Востока. Завоевания представлены в обычном для исторических хроник виде. Маршрут завоеваний проходит с севера на юг вдоль так называемой «Царской дороги» – главной артерии Трансиордании, соединяющей север и юг восточнее долины Иордана. Аштероф-Карнаим был главным городом региона, расположенного к востоку от Галилейского моря и населенного рефаимами. Об этом народе практически ничего неизвестно, равно как о зузимах и эмимах, хотя всех их отождествляют с «народом высоким», жившим на этой земле во времена завоеваний Иисуса Навина (ср.: Втор. 2 ). Следующим объектом завоевания был Гам в северном Галааде. Шаве-Кириафаим после раздела земли между коленами Израиля находился на территории Рувима, граничившей с Моавом. Хорреи жили южнее, в регионе, известном впоследствии как Эдом. Дойдя до прибрежных областей Акабского залива (город Эл-Фарран ­­ Эйлат?), завоеватели повернули на северо-запад и сразились с амаликитянами в районе Кадес-Варни (называвшегося в то время Ен-Мишпат) и амореями на юге горной страны. Этот путь привел их к городам долины, расположенным южнее и восточнее Мертвого моря. Местоположение городов Содом и Гоморра точно не установлено, хотя некоторые считают, что их остатки находятся в нижней части Мертвого моря (см. коммент. к Быт. 19 ). Прежде чем потерпеть поражение от Аврама, четыре царя после битвы в долине Сиддим прошли вдоль западного берега Иордана до Дана, расположенного на крайнем севере Ханаанской земли. 14:10. Смоляные ямы. В этой области, столь богатой битумом, что огромные его количества всплывают на поверхность Мертвого моря, часто встречаются смоляные ямы. Слово, переведенное как «ямы», обычно используется в Ветхом Завете для обозначения колодцев, вырытых человеком. Очевидно, ямы, вырытые в долине Сиддим для добычи битума, послужили царям убежищем (правильнее было бы «они спустились», а не «упали в них»). 14:13. «Еврей». Аврам назван здесь «Аврамом Евреем». В древнейшие времена определение «евреи» применялось к ним только со стороны иноземцев. Так египтяне называли Иосифа (напр.: 39:14–17) и рабов-израильтян ( Исх. 2:11 ), так отрекомендовался Иона корабельщикам ( Ион. 1:9 ), так называли израильтян филистимляне ( 1Цар. 4:6 ) и т. д. Некоторые исследователи полагают, что в подобных ситуациях определение «евреи» обозначает не этническую, а социальную принадлежность людей, известных как «хабиру» по многим древним текстам, в которых они обычно изображаются как обездоленные изгнанники.  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010