Как-то в детстве меня поразило одно высказывание:  « Даже боги не могут сделать случившееся не бывшим! »  Понятно, что Господь как Владыка Вселенной знает вс е  настоящее, прошедшее и будущее и может раскрывать Свои тайны любящим Его, но сейчас я очень сомневаюсь в справедливости этой сентенции и готов отстаивать положение, что Всевышний именно в силу Своего Владычества способен изменить течение всей истории в любой момент времени, повернув вс е  вспять, ради человеческого спасения, ибо Он также является и Владыкой времени . И поэтому, когда священник Александр Прокопчук в сво е м докладе на XVII Ежегодной богословской конференци и  ПСТГУ говорит, что  « предопределение пронизывает все евангельские события » , возникает желание ответить словами честертоновского отца Брауна:  « Не совсем… »  Конечно, невозможно уйти, с одной стороны, от того, что Сам Христос избирает для Себя учеников: Не вы Меня избрали, но Я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод  (Ин.15:16). И: Но есть из вас некоторые неверующие… для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не будет дано ему от Отца Моего  (Ин. 6:64–65). Вс е , о ч е м Он предупреждает их, неминуемо должно случиться : Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я  (Ин. 13:19);  Утешитель же, Дух Святый, Которого пошл е т Отец во имя Мое, научит  в ас всему и напомнит вам все, что Я говорил  в ам  (Ин. 14:26). А с другой стороны, невозможно принять того, что в избранничестве Иуды запланировано его предательство. Иначе получается, что Иуда заранее, до своего рождения, определ е н в ад, что противоречит прежде всего Божьему милосердию. И, несмотря на то, что существует православное песнопение:  « Уне тебе бяше ( л учше тебе было бы), Иудо, аще не бы зачался еси во утробе матерни: уне тебе бяше, предателю, аще не бы родился еси в отчуждение Сына Божия » , — которое, казалось бы, только способствует таковому пониманию, вс е  же основной акцент православной мысли ставится на свободе воли человека и подвиге его веры, пронизанных Божией благодатью. И недаром Христос предлагает Своим ученикам покинуть Его, но встречает отказ (см.: Ин. 6:68–69).

http://pravmir.ru/homo-subjunctivus-do-k...

Так, Преблагой Учитель и Спаситель наш предсказал и о даровании Своего Тела и Крови в пищу верующим в Него примерно за год до того, как установлено Им само Таинство. Это произошло, когда Иисус Христос в пустыне Вифсаидской (см. Лк. 9, 10) насытил пятью хлебами и двумя рыбами около пяти тысяч человек, Ему сопутствовавших. Народ, пораженный чудом, увидел в Нем обетованного великого пророка и, увлекаясь господствовавшими тогда ложными понятиями о земном царстве Мессии, захотел сделать Его царем своим. Иисус же, узнав это, удалился на гору, и потом ночью чудесно перешел на другую сторону Тивериадского моря. Народ, ища Его, на судах последовал за Ним. Иисус, понимая, что народ следует за Ним привлекаемый умножением хлебов, а не величием знамения, говорит: Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6, 26). И от тленной пищи обращая внимание их к пище нетленной, продолжает: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Ин. 6, 27). Иудеи, желая видеть знамения от Иисуса, указали на то, что отцы их ели манну в пустыне, как сказано в Писании: Хлеб с неба дал им есть (Ин. 6, 31). Иисус отвечал им: Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес (Ин. 6, 32). После чего попросили Его иудеи: Господи! Подавай нам всегда такой хлеб (Ин. 6, 34). Иисус сказал им: Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51). Услышав это, иудеи стали спорить между собою и говорили: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин. 6, 52). Иисус опять сказал им: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 52). Господь задолго до установления Евхаристии говорил ученикам Своим об этом великом Таинстве, чтобы им легче было уверовать, когда оно будет установлено. Однако многие из учеников Иисуса, смутившись Его пророчественной проповедью, оставили Его. Впрочем, это были, по слову Спасителя, те, которых не привлек Отец, пославший Его (Ин. 6, 44). А истинные ученики Его говорили: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Ин. 6, 68 - 69). И мы видим из евангельской истории, что, когда Господь установил сие Таинство на последней вечере, никто из учеников не выразил недоумения и не обратился к Иисусу с вопросом о Таинстве. Напротив, все приняли оное беспрекословно, ибо были приготовлены к его принятию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

Первое соборное послание святого апостола Петра в изданиях Нового Завета на русском языке находится после соборного Послания апостола Иакова. Святой апостол Петр — это пример решимости, мужества и любви ко Христу. Имя Петр означает «камень» (см.: Мф. 16, 18). Но одновременно в образе апостола Петра мы видим всю реальность того, что сила Божия совершается в немощи (см.: 2 Кор. 12, 9). Апостол Петр трижды отрекся от Христа во дворе первосвященника (см.: Мф. 26, 69–75; Мк. 14, 66–72; Лк. 22, 55–62; Ин. 18, 15–18, 18, 25–27) и не сразу поверил в то, что Господь воскрес из мертвых (см.: Лк. 24, 12). Апостол Петр от лица всех апостолов исповедует Христа Сыном Бога Живого (см.: Мф. 16, 16), но и в страхе произносит отречение. Личный опыт апостола Петра нашел сильное отражение в этом Послании, цель которого — укрепить веру во время гонений. Кто такие христиане? Конечно, этого вопроса в тексте Послания нет. Но практически вся первая глава и часть второй главы являются ответом на этот вопрос. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых (1 Пет. 1, 3),— пишет апостол Петр. До Воскресения Христова все мы были мертвыми, и только когда гроб, в котором лежало тело Иисуса (Ин.20, 12), оказался пуст, мы обрели жизнь. И живем мы для приобщения к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1 Пет. 1, 3–4). Поэтому мы должны радоваться: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1, 6–7). Добродетельная жизнь между язычниками Свет добрых дел Жизнь христианина — это пример для других. Поэтому христианам следует провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/70327.html

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Чаще всего в этих словах православные стараются видеть указание на всяких антихристов как на противников Христовых. Сложно ведь представить себе, что человек верил во Христа, был аскетом (а иначе как изгонишь бесов?), творил чудеса и пророчествовал – словом, был истинным старцем, и вдруг Господь говорит ему, что знать его не знает! Да как так?! Может, это вовсе не о старцах, а о каких-то гадах ползучих? Ясное дело, о проклятых козлищах речь, не об овцах и тем более не о пастырях. Да вот только много ли известно таких нехороших людей, у которых исполнялись пророчества? Неужели речь о нострадамусах с вангами и иже с ними экстрасенсах да колдунах? Не припомню, чтобы они делали это именем Христовым. Да и через меня на исповеди ни разу к Чаше не проходил ни один такой человек. Я даже специально опрашивал своих собратьев-священников. Им таковые тоже неизвестны. И уж точно речь не о Гарри Гудини, Ури Геллере и Дэвиде Копперфильде. О ком же тогда? Тяжело верующему человеку принять тот факт, что наидостойнейшие из нас – по человеческим меркам – могут быть отвергнуты Господом на Суде. Ведь именно такие мерки я слышу от тех, кто являются поклонниками старцев людских: много молится, бесы ему повинуются, прозорлив, явный чудотворец. Не такой, как вы, о наёмники, получившие священный сан. Ну, разве что Литургию можете служить и Таинства совершать. Но гораздо лучше эти самые Таинства совершают, само собой, старцы, конечно же. Голос Христа должна узнавать паства и за Ним идти Лично меня обвинения в наёмничестве не оскорбляют, поскольку я себя считаю именно наёмником. Меня Христос нанял пасти Его овец, хоть я и сам овца из Его стада. Не я положил свою душу за них, но Сам Иисус Христос. Его голос должны узнавать овцы и за Ним идти, а вовсе не за мной, ибо я лишь слепец, худо-бедно старающийся следовать Божиему Закону. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3), – справедливо говорит Псалмопевец. Ведь даже Иоанн Предтеча весь обратился в глас вопиющего в пустыне, указывающий на Того, Кто пришел искупить род человеческий от рабства диаволу. «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни», – сказал за всех нас апостол Петр даже тогда, когда не понял ни одного слова из беседы Христа о Хлебе Небесном (см.: Ин. 6: 26–69). И правда, есть ли хоть один человек, способный не быть лишь песком в основании дома? Кто, как не Христос, является камнем, надежным основанием дома нашей жизни?

http://pravoslavie.ru/107055.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Новые переводы См. также: Русский перевод 54–69); Переводы на другие языки 70–73); Различные проблемы перевода 74–82); Славянская Библия 83–97). Вольные переложения, художественный перевод См. также: Библия и литература 266–274) Ветхий Завет (в порядке следования книг) 1. Книга Бытия/Пер., предисл.: М. Г. Селезнев//МБ. 1997. Вып. 4. С. 67–75. См. также 2825. 2. Победная «Песнь Деборы»: (Древнейший памятник древнееврейской поэзии)/Пер., примеч., коммент.: И. М. Дьяконов//МБ. 1995. Вып. 3. С. 64–71. Из книги Судей. 3. Книга Рут/Пер. с древнееврейского и коммент.: Э. Г. Юнц//МБ. 1998. Вып. 5. С. 60–67. 4. Книга Иова/Пер., примеч.: С. С. Аверинцев//МБ. 1993. Вып. 1. С. 37–64. 5. Из книги Псалмов/Пер.: А. Э. Графов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309. 6. Псалом 90/91/Пер.: С. С. Аверинцев; Поэтическое переложение: А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10. 7. Псалом 103/104/Пер.: С. С. Аверинцев; Поэтическое переложение: Ф. Н. Глинка, А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 2(5). С. 5–14. 8. Псалом 136/137/Пер.: С. С. Аверинцев; Поэтическое переложение: Ф. Н. Глинка, Л. Мей, А. Я. Сергеев, иером. Роман (Матюшин)//АиО. 1995. 4(7). С. 5–12. 9. Шестопсалмие/Пер.: А. Э. Графов//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10. 10. Книга Проповедник («Экклезиаст»)/Пер., коммент.: А. Э. Графов//МБ. 1998. Вып. 5. С. 68–75. 11. Книга Исайи: (Гл. 5–10)/Пер., коммент.: А. Э. Графов//МБ. 2000. Вып. 7. С. 28–34. 12. Книга Иоиля/Пер., коммент.: А. Э. Графов//МБ. 1999. Вып. 6. С. 69–73. 13. Книга Ионы/Пер., предисл.: Э. Г. Юнц//МБ. 1997. Вып. 4. С. 63–66. См. также 3100, 3101. Новый Завет (в порядке следования книг) 14. Евангелие от Матфея (26, 17 – 28, 20)/Пер. с греч., примеч.: С. С. Аверинцев//АиО. 1995. 3(6). С. 5–16. 15. Евангелие по Матфею: (Гл. 1–7)/Пер., предисл.: А. Э. Графов, С. В. Тищенко//МБ. 1999. Вып. 6. С. 74–80. 16. Нагорная проповедь ( Мф. 5–7 )/Пер., примеч.: С. С. Аверинцев//АиО. 1994. 2. С. 5–16. 17. Притчи Иисуса/Ин-т перевода Библии Заокской духовной академии адвентистов Седьмого дня//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 343–349.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 2 Кор 13:7. 2 Пс 36(по LXX). В Синод, пер.: Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его. 3 См.: блаж. Августин. De gestis Pelagii, 14. 30 4 Ср.: Пс 4(по LXX). 5 Пс 36:23. 6 Притч 8(по LXX). В Синод, пер.: ...н получит благодать от Гос­пода. 7 Флп 2:13. 8 Мф 6:9. 9 Свт. Киприан Карфагенский. De oration Dominica, 14—17. 10 Мф 6:10. 11 Ср.: Мф 5:44; Лк 6:28. 12 terreni. В Синод.пер.: перстного. 13 См.: 1 Кор 15:47—49. 14 Ср.: Пс 16:1. 15 Ср.: Пс 36 16 Кол 1:12—13. 17 1 Кор 1:31. 18 Мф 25:41. 19 Ср.: 2 Кор 11:14. 20 Ср.: Ин 8:44. 21 Т.е. Адама, ср.: Быт 3:1—6. 22 Ср.: 1 Тим 2:14. 23 Ср.: Рим 5:12. 24 Ср.: Еф 1:4—5. 25 Ср.: Еф 2:2. 26 Ср.: Еф 6 27 Рим 14:23. 28 Евр 11:6. 29 Мф 12:29. 30 Евр 2:14. В Синод.пер.: державу смерти. 31 Ср.: Мф 12:29. 32 Т.е. Христос. См.: 1 Кор 15:445. 33 Рим 7:7. 34 Гал 3:21. 35 Пс 67:10. 36 Ср.: Рим 7:11—12. 37 Ср.: 2 Кор 3:6. 38 Рим 9:16. 39 Флп 2:13. 40 Ср.: Рим 9:22—23. 41 Ин 6:65. 42 Ин 6:61, 66. 43 1 Кор 10:12. 44 Ср.: Рим 12:16. 45 Ср.: 2 Кор 7:15; Еф 6:5; Флп 2:12. 46 Ср.: Иов 7(по LXX). В Синод.пер.: …не определено ли человеку время на земле. 47 Прем 4:11. 48 Ср.: Флп 3:15—16. 49 Пс 85:11. 50 Рим 9:11. 51 Ср.: Рим 5:12. 52 Рим 14:10. 53 2 Кор 5:10. 54 Мк 16:16. 55 Ср.: Ин 6:54. 56 Откр 14:13. 57 Ср.: Рим 10:9—10. 58 1 Тим 2:4. 59 1 Кор 15:22. 60 Ср.: Рим 9:14. 61 Речь идет о младенцах, умерших без крещения. — прим.ред. 62 Ср.: 2 Мф 24:13. 63 Прем 4:11. 64 Ср.: 2 Кор 5:10. 65 Откр 14:13. 66 См.: свт. Киприан Карфагенский. De mortalitate, 7, 20—21. 67 Притч 8(по LXX). 68 Гал 1: 22—24. 69 Ср.: 1 Кор 7:25. В Синод.пер.: получивший от Господа милость быть Ему верным. 70 В Синод.пер.: прославляли за меня Бога. 71 Вар 2(по LXX). В Синод.пер.: И Я дам им сердце — и уразумеют, и уши — и услышат. 72 Мф 13:9; Мк 4:9; Лк 8:8. 73 См.: свт. Киприан Карфагенский. De oration dominica, 17. 74 Ср.: Рим 10:1. 75 2 Фес 3:1—2. 76 Деян 13:48. 77 Еф 1: 4—5. 78 Иез 11:19; 36:26. 79 Еф 1:15—16. 80 Рим 10:14. 81 Ср.: Мф 7:7; Лк 11:9—10. CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978—989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403—425 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2788...

12 Лев 3, 17; 17, 10, 12—14; Втор 12, 16. 13 Исх 24, 3—8; Зах 9, 11; ср.Евр 9, 16—21. 14 Песахим, X,5. 15 Прощальная беседа Христа с учениками на Вечери и после нее содержится в Ин 13, 31—38; 14, 1—31; также в Мф 26, 30—35; Мк 14, 26—31; Лк 22, 31—38. Самое раннее свидетельство о Евхаристии приведено в 1 Кор (ок.57 г.). Вариации в «установительных словах» показывают, что первые христиане придавали большее значение духу таинства, нежели точности словесных формул. 16 Песахим, X,4.   Глава шестнадцатая 1 Беседа Христа с учениками на пути в Гефсиманию приведена в 15—17 гл. Ин. У синоптиков ее нет. Иоанново предание отразило те стороны учения Христа, которые в синоптическом — не сохранились. О причинах этого см. с. 2 Само слово «Гефсимания» (евр.Гат—шеманим) означает «Масличное точило». Вероятно, в саду находилось устройство для выжимания оливкового масла. 3 Мф 26, 36—46; Мк 14, 32—42; Лк 22, 40—46; Ин 18, 1—2. 4 Мф 26, 47—56; Мк 14, 43—50; Лк 22, 47—53; Ин 18, 3—11. 5  Флавий И. Иудейская война (древнерусский перевод), IX,3.   Глава семнадцатая 1  Флавий И. Арх.ХХ, 9,1. 2 Согласно Ин 18, 12, в Гефсиманию была отправлена когорта под командованием офицера (трибуна). Из этого следует, что арест согласовали с Пилатом. 3 Христос был сначала отведен к Анне (Ханану), что явствует из Ин; однако и в других Евангелиях есть указания на два допроса, из которых второй был утром в помещении Синедриона (Мф 26, 57—68; 27, 1—2; Мк 14, 53, 55—65; 15, 1; Лк 22, 54, 63—71; 23, 1; Ин 18, 12—14; 19—24). 4 Рассказ об отречении Петра содержится у всех четырех евангелистов. Из него можно заключить, что допрос Кайафы и суд Синедриона происходили в одном и том же дворце (Мф 26, 69—75; Мк 14, 66—72; Лк 22, 54—62; Ин 18, 15—18, 25—27). 5 Великий Синедрион состоял из 70 членов. В римскую эпоху он был целиком во власти саддукеев ( Флавий И. Арх.ХХ,2,1). Малый Синедрион созывался в экстренных случаях. Он состоял из 23 человек (см.Санхедрин, 1,1—6). 6  Флавий И. Арх.ХХ,9,1. Мегиллат Таанит, 10. Напомним, что Талмуд отражает главным образом принцип фарисейского права.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1846. В греческом тексте Септуагинты (ed. A. Rahlfs) этих слов нет, однако цитация свт. Амвросием ветхозаветных текстов уже сама по себе представляет важное свидетельство разночтений, поэтому я оставляю эти слова как продолжение цитаты из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова. 1847. Возможно, свт. Амвросий имеет в виду христианских авторов–комментаторов. 1848. В трактате «О девстве» (16. 98) в ореховый сад входит Слово Божие. 1849. См.: Чис.17:8. 1850. См.: Песн.6:11; ср.: Песн.4:13. 1851. См.: Мф.26:69 и след.; Лк.22:55 и след.; Мк.14:68 и след.; Ин.18:17 и след. 1852. См.: 2 Тим.2:19. Возможно, свт. Амвросий напоминает также о том эпизоде в евангельских событиях, когда Господь говорит Петру: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:17), а не только о том, что Господь заранее знал о падении ап. Петра. 1853. Дальнейшие рассуждения находят параллель в других сочинениях свт. Амвросия, в частности «О девстве» (15. 94–95), где в качестве четырех страстей (коней) названы ira, cupiditas, uoluptas, timor. В Abr. (2 8. 54) свт. Амвросий указывает на Платона как на создателя образа крылатой упряжки, однако Платон говорит, что душа — «это соединенная сила окрыленной парной упряжки и возничего» (Phaedr. 246а, пер. А.Н. Егунова). 1854. Свт. Амвросий повторяет здесь четыре добродетели души, о которых говорит Торкват в трактате Цицерона «О пределах блага и зла»: prudentia. temperantia, fortitudo, iustitia (fin. 1. 45–50), хотя в tuse. 3 17 вместо temperantia Цицерон называет frugalitas. Эти добродетели восходят еще к Платону (Phaed. 69с, Leg. 630b, 964b, 965d). Свт. Амвросий помещает эти четыре добродетели в апологетическую речь иудейского священника Елеазара, Iacob 2 10 43. 1855. Ср.: Флп.3:13–14. 1856. См.: Ин.3:14; Чис.21:9. 1857. В 4 Цар. колесница Израиля. 1858. Перевод основан на правке, предложенной Шенкелем (tharsis — in mare) 1859. См.: 1 Кор.9:24. То есть пальма — как знак отличия, награды. 1860. См.: Песн.2:17. 1861. См.: Песн.1:12, 4:10–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

9  Ср. позиции ап. Павла (1 Кор. 6, 12) и Ивана Карамазова (Достоевский Ф. Полное собр. соч.: В 30 т. Т. 14. С. 76). 10  Ин. 16, 33; 1 Кор. 15, 54–57; 1 Ин. 5, 4. 11  Мф. 26, 69–74. 12  Еф. 1, 10. 13  " На почве безусловного требования христианства — в корне изменить всю жизнь, и внутреннюю, и внешнюю, и на почве греховного природного стремления человека — примирить дух Христов с духом мира сего, и происходит в действительности постоянное искажение христианства " (Феодор (Поздеевский), сщмч. Служба Богу и России. Статьи и речи 1904–1907 годов. М., 2002. С. 105). 14  Мф. 5, 21; 15, 19; 19, 18. См. также: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. VIII.1; IX.3 (далее — ОСК). 15  Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 515–516, 504–507. Критика вполне обоснована. Ср.: " Когда в России началось движение против крепостного права и телесных наказаний, авторитетный святитель доказывал, что это право и побои — закон Божественной воли. В Евангелии сказано: " не собирайте сокровищ на земле " , а наш глубокий моралист–святитель доказывает относительно богатства, что " должно принимать его, умножать и хранить " " (Экземплярский В. Евангелие и общественная жизнь. Киев, 1913. С. 69); цитируется указ. соч. (с. 484). 16  " История мира для христиан — медленное, свободное разделение Добра и Зла. Разделение, на одну сторону которого встанет всё готовое к воссоединению с Творцом своим, — на другую всё стремящееся к окончательному самоутверждению " (Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 1. М., 2008. С. 222). 17  О недопустимости такового смешения см.: ОСК. III.3, 5. 18  Иоанн Богослов видел " подобного Сыну Человеческому, облечённого в подир и по персям опоясанного золотым поясом " (Отк. 1, 13), обозначающим, по толкованию архиеп. Андрея Кесарийского, высшее превосходство, чистоту и нескверность. Епископ Симон в " Слове о создании церкви Печерской " (1226) подробно описывает, как подаренный Христом золотой пояс строители сделали мерой длины храмы. Предположительно, выражение переиначено Булгаковым, поскольку впоследствии он в не совсем точном значении использовал его в работе " Православие. Очерки учения православной церкви " : " … " золотой пояс " никогда не прерывается в Церкви. " Золотой пояс " святых, миру ведомых, как и неведомых, тянется до скончания века " . Ср. также: " …создали ту монастырскую жизнь, которая, как некий золотой пояс прошла через всю мировую историю и сохранила нам в неприкосновенности и целостности величайший идеал христианства " (Валентин Свенцицкий, прот. Монастырь в миру. Т. 2. М., 1996. С. 241).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Греческое слово " " демон " " в античной традиции не носило негативный характер: оно означало всякое нематериальное живое существо. В христианской традиции, начиная с ап. Павла, это слово становится термином, обозначающим злых духов — ангелов, отпавших от Бога. 1027 Сл. 36, 5, 1–2; SC 318, 250=1.504. 1028 PG 37, 419=2.26. 1029 PG 37, 443–444=2.30–31. 1030 PG 37, 445=2.31. 1031 Сл. 24, 9, 25–26; SC 284, 56=1.351. 1032 Ср. Иов 1:6–2:7. 1033 См. Ориген. На Ин. 2, 3 (PG 14, 133 D); Афанасий Александрийский. Слово на язычников 6 (PG 25, 12 D); Григорий Нисский. Жизнь Моисея (PG 44, 420 A); Большое огласительное слово 5 (PG 45, 24 D). 1034 Афанасий Александрийский в Слове на язычников (6) так характеризует манихейский дуализм: " …Некоторые еретики, отпав от церковного учения и потерпев крушение в вере, в безумии своем приписывают также злу самостоятельность. Кроме же истинного Отца Христова, воображают себе иного бога, и этого нерожденного творца зла и виновника злобы признают и создателем твари " " . 1035 PG 37, 417–418=2.25. 1036 Ириней Лионский. Против ересей 4, 37, 3. 1037 Ириней. Против ересей 4, 39, 1–3. 1038 Татиан. Речь против эллинов 7. 1039 Намек на две различные интерпретации рая (буквальную и аллегорическую), которые существовали в раннехристианской традиции. См. об этом Василий Великий. О рае 7 (PG 30, 68 C). 1040 Григорий, как видим, склоняется к аллегорической интерпретации деревьев рая, следуя в этом Филону Алесандрийскому (см. его трактат О растениях 36–40). 1041 Сл. 38, 12, 1–27; SC 358, 126–130=1.527–528. 1042 Ср. Быт. 3:21. 1043 По свидетельству Мефодия Олимпийского (О воскресении 1,29; GCS 27, 258), эта интерпретация принадлежит Оригену. Ей пользовался также Григорий Нисский (О душе и воскресении, PG 46,148 C-149 A). Подробнее об этом см. Daniйlou. Platonisme, 48ff. 1044 PG 37, 455=2.34. 1045 О борьбе ума с плотью см. PG 37, 1359–1361=2.68–69. О борьбе между плотью и духом говорил уже апостол Павел (см. Гал.5:17 и др.). 1046 Сл. 14, 6–8; PG 35, 865–868=1.208–209. 1047

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010