19 . Родители-христиане! В страхе ли Божием воспитываете вы детей своих? Обязанности человека к детям начинаются с самого зачатия дитяти. Оберегайте детей своих от всего дурного, злого, греховного, учите их доброй христианской жизни; учите не словами только, но и самым делом, своим собственным примером. Помните, что дети берут пример со старших, и прежде всего – со своих родителей. 20 . Не причастны ли вы греху человекоубийства для извержения зачатого плода? Чадородие всегда считалось в Христианской Церкви как заслуга перед Богом, а о женщине-матери прямо сказано, что она спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием ( 1Тим. 2:15 ). Промысл Божий часто наказывает убийцу тем родом смерти, какой он применил по отношению к другим. И извержение зачатого плода также относится к человекоубийству. Не навлекайте на себя тяжкого гнева Божия! 21 . Не проклинали ли детей своих? Не берите на свою душу великого греха! 22 . Христианин! Почитаешь ли ты пастырей духовных – священников и прочих духовных лиц? Мы видим, что с упадком веры падает и уважение к пастырям Церкви Христовой, которых Дух Святой поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (см.: Деян.20:28 ). Сам Господь наш Иисус Христос, Пастыреначальник облек всех пастырей Своей Церкви таковой властью и силою, какой не имеют даже святые Ангелы. Не пастырям ли Церкви сказано: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:23 ), и что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на Небе ( Мф.18:18 ). С открытым сердцем внимай добрым пастырским наставлениям... Не апостолам ли, а в их лице всем пастырям Церкви сказал Спаситель: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк.10:16 ). Не судите пастырей своих за их недостатки, так как и они люди, сами они ответят за себя пред Богом. Не смущайтесь их человеческими слабостями, ибо, по слову святого Иоанна Златоуста , в деле спасения твоей души «священник только уста открывает, вся же творит Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде (19:1–22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во оставление грехов всего мира ( Евр. 9:13–14; 13:11–13 ). 3. Медный змей, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления верующих евреев (21:6–9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:14–15 ). 4. Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванным моавитским царем Валахом проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: «Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (24:17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых – Христос Спаситель. 6. Богослужебное употребление книги Чисел В качестве паримийных чтений из книги Чисел употребляются следующие фрагменты: 11:16–17; 167:24–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов; 24:2–9, 17–18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова. 7. Исчисление народа израильского по коленам и отделение колена Левиина на служение при скинии (Числа, 1) На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая, Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанных по одному из 12 колен (колено Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии отдельно; см. главы 3–4, ввиду особого назначения этого колена – служить при скинии).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

   ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея (Мф.3:13-17); от Марка (Мк.1:9-11); от Луки (Лк.3:21-22); от Иоанна (Ин.1:32-34).    Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.    Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.    Во Иордане крещающуся Тебе. Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.    Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе!    Извествоваше словесе утверждение — подтверждал истинность этого слова; явлейся — явившийся; мир просвещей — мир просветивший. Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола...    После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Сорок дней и сорок ночей был Он в дикой пустыне, со зверями, не вкушая никакой пищи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Богородица названа «небесной Дверью», потому что через Нее Христос пришел в мир Богородица также названа «небесной Дверью». Дева Мария названа так потому, что через Нее Христос пришел в мир. В видении пророка Иезекииля (см.: Иез. 44:1-4), когда Господь подводит его к восточным вратам Храма, говорит ему: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44:2). Рассуждая над приведенными словами, святитель Амвросий Медиоланский делает заключение: «Врата обозначают Марию, чрез которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив затворов девства» . Богородица была Девой прежде Рождества Христова, пребыла истинной Девой в Рождестве и осталась Ей после Рождества, не познав мужа в течение всей жизни, то есть является Приснодевой. Небо и храм Божества Догматик говорит нам о том, что Богородица «явися небо и храм Божества». Аорист «явися» образован от глагола «явити» (греч. «ναδεκνυμι» – «поднимать для показа, объявлять, открыть» ), который с церковнославянского переводится как «открыться, стать явным» . Чтобы понять эти образы, обратимся к Священному Писанию. В Ветхом Завете в псалмах пророка Давида мы можем прочесть, что «Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах» (Пс. 10:4). В Евангелии от Матфея Христос, когда запрещает давать клятвы, говорит: «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:21-22). То есть в Священном Писании небо как мир духовный и храм Господень воспринимаются как вместилища Бога. Вместилищем Бога стала и Дева Мария, когда на Ней исполнилось пророчество: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Мария соделалась для нас небом – Божиим престолом, потому что в Нее низошло, в Ней вселилось высочайшее Божество» . Если более внимательно разобрать греческий вариант текста, можно заметить, что там для обозначения храма использовано слово «νας», которое имеет свою специфику. В Священном Писании оно употребляется не для обозначения постройки, предназначенной для поклонения Богу, а в несколько ином смысле, например, когда Христос говорит: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19).

http://pravoslavie.ru/143456.html

И такая великая благодать, конечно же, освящает и очищает человека, и даёт ему особые силы и побуду над грехом. Когда священник 4) причащает человека, то грехи его также прощаются, «попаляются» огнём Божества. Сам Христос тесно связывал причастие с прощением грехов, когда на вечере, преподавая чашу ученикам, сказал: «пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов » ( Мф.26:28 ). На литургии 424 эта мысль также постоянно повторяется. Например, непосредственно перед причащением человека священник говорит: «причащается раб Божий (имя) честнаго и святаго Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». Когда священник 5) елеопомазывает болящего члена Церкви, то ему опять же прощаются грехи, как написано: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи , отпустятся ему » (см. Иак.5:14–15 ). Когда священник 6) сочетает браком жениха и невесту, то это таинство освящает, благословляет и укрепляет их брак, давая им силу и благодать сохраниться от греха любодеяния и жить в браке по Божьи. И протестанты, кстати, признают, что если члены их церкви поженятся и вступят в супружеские отношения без благословения пресвитера и молитвы церкви, то они согрешат: таковых отлучат от церкви. Таким образом, протестанты не станут спорить с тем, что бракосочетание также предотвращает от греха. И последнее, когда епископ 7) рукополагает священника, то и это Таинство совершается ради прощения грехов, ибо священник поставляется, прежде всего, именно для совершения шести вышеуказанных Таинств, в которых человеку прощаются грехи, и которые помогают сохраниться ему от греха. Посему, когда Христос дал благодать и власть Своим Апостолам прощать грехи, Он дал тем самим им власть на совершение не только Таинства покаяния, но и остальных Таинств. И мы знаем, что не все, а только Апостолы и их преемники совершали в Церкви Таинства: прощали и оставляли грехи ( Ин.20:21–23 ; Деян.5:3–10 ; 1Тим.1:20 ); крестили ( Деян.8:38 ; 1Кор.1:16 ); подавали Духа Святого ( Деян.8:17,18; 19:6 ); совершали хлебопреломление ( Деян.20:11 ); рукополагали ( 1Тим.5:22 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ); елеопомазывали ( Иак.5:14–15 ) и бракосочитывали ( Мф.19:6 ) 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Лк.7:37 . И сé женá во грáде, яже бе грешница, и уведевши, яко возлежит во хрáмине фарисéове, принéсши алавáстр мира, Лк.7:38 . и стáвши при ногý егó созади, плáчущися, начáт умывáти нóзе егó слезáми, и власы главы своея отирáше, и облобызáше нóзе егó, и мáзаше миром. (И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.) Женщина. Полагают, что эта женщина была та же, которая после еще помазала Господа миром в Вифании ( Мф.26:6 и дал.). Полагают также, что это была грешница Мария Магдалина, из которой Господь изгнал бесов ( Лк.8:2 ; Мк.16:9 ), и она теперь свидетельствовала Господу свою благодарность. Того города (во граде), – какого, неизвестно. Если женщина была Мария Магдалина, то этот город был Магдалы (См. 5:2). Грешница – блудница (ср. Ин.8:7 ). Алавастр мира (алавастровый сосуд с миром). Алавастр, это – род мрамора, из которого делались сосуды для хранения жидких ароматических веществ, также вазы, урны и пр. Мазала миром. Миро, это – драгоценная благовонная жидкость, составлявшаяся из масла и пахучих веществ: из оливкового масла, нарда, смирны и различных цветов. Помазание миром вдревле у евреев употреблялось при посвящении в первосвященники, цари и пророки; употреблялось оно и в обыденной жизни, особенно во время пиршеств, также при представлении высоким людям и при приеме у себя в доме таких людей. Помазывали обыкновенно волосы на голове, также бороду и одежды ( Пс.22:5, 132:2 ), а для выражения особенного почтения, и ноги. На востоке был обычай гостям, после путешествия, омывать ноги, особенно на вечери. Омывали слуги, иногда и сам домохозяин, или же сам гость поданною ему водой ( Быт.18:4 ; Суд.19:21 ). Обычай умывать ноги взят с того, что по причине жаркого климата ходят там босыми ногами, отчего портятся ноги, и омовение теплою водою и при этом еще мазание маслом служило первым лекарством для ног. В доме Симона женщина, вместо воды, омыла ноги Господа своими слезами. Плачущися (плача). Женщина плакала от сознания своей греховности и прося себе прощения грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мы это делаем, «ожидая, — как говорит святой апостол Павел, — блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (ст. 13), то есть в ожидании Его второго пришествия, когда мы будем судимы и, может быть, осуждены, если будем жить нерадиво, уклоняться от Евангелия; в особенности, если будем делать это произвольно, а не нехотя, когда нас, может быть, влечет грех и мы не имеем сил противиться, или если мы вовсе забудем о вечности и будем жить для себя. Господь придет: Он будет наказывать и награждать. Если у человека дела добрые, то он, как сказал Сам Спаситель, стремится к свету, чтобы его дела были видны. Если же он страшится света, значит, должен трезво посмотреть на себя, на свою совесть и, может быть, увидеть, что у него есть злые дела, потому что он пытается уйти в тень, чтобы их не было видно (см. Ин.3:19–21 ). Мы должны жить этой блаженной надеждой на пришествие Спасителя. К сожалению, наши грехи и суд так нас устрашают, что мы боимся того, чего истинные христиане должны вожделеть и к чему страстно стремиться. Новый Завет завершается, как вы помните, Откровением Иоанна Богослова, и почти последние слова этой таинственной книги: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Вот каково было настроение истинных христиан в древности и каким оно должно быть сейчас. А мы страшимся этого дня, для нас он является действительно Страшным судом, а не вожделенным и долгожданным Царством Небесным. «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (ст. 13–14). Нельзя думать так: захотим — придем к Господу, не захотим — будем жить так, как нам представляется правильным, приятным. Мы избавлены, выкуплены (так тоже можно перевести соответствующее греческое слово): мы были рабами, не принадлежали себе, были порабощены греху и злу до такой степени, что даже не могли отличить белого от черного. Мы часто делали зло, думая, что совершаем добро, и устранялись от добра, как от чего-то постыдного, опасного и вредного. И вот Господь нас выкупил, освободил, и теперь мы принадлежим не себе, а Ему. Он искупил нас не какими-то, пусть даже огромными, сокровищами, а искупил крестом, Своими страданиями, Своим бесконечным унижением. Цена этого выкупа настолько велика, что всякий человек, если только захочет, может быть освобожден: он не только обретет веру, но и станет совершенно свободным от власти греха. От нас зависит в полной мере воспользоваться этим выкупом или частично принадлежать Богу, а частично опять по доброй воле предаться во власть греха, что, к сожалению, очень часто с нами происходит.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Однако христиане, святой народ, царственное священство (см. анафору Василия Великого ), тем не менее, выделяют из своей среды людей для особого служения, священства. Дар этого особого служения сообщается через возложение рук епископов в Таинстве Священства во время Божественной литургии, при молитве всей Церкви. Этот дар может получить любой достойный этого дара христианин. В лице своих священнослужителей Церковь сохраняет апостольское преемство. Иисус Христос из большого числа своих последователей выделил только небольшую группу (апостолов), которой даровал особые полномочия. Мф.28:19 – «итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Ин.20:21-23 – «как послал Меня Отец, так и Я посылаю Вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Венцом получения апостолами особых духовных дарований является событие Пятидесятницы – сошествие Святого Духа на апостолов, после которого апостолы начали совершать Таинство Евхаристии. Еще перед Вознесением Иисус Христос сказал ученикам: «Вы примите силу, когда сойдет на Вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями… даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Ср.: Лк.24:49 – «вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Особый благодатный дар священства апостолы передавали своим ученикам через хиротонию, возложение рук ( Деян.14:23 ). 1Тим.4:14 – «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». О поставлении диаконов через хиротонию и молитву говорится в Деян.6:6 . О необходимых качествах священников и диаконов говорится в 1Тим.3 . А в 1Тим.5:22 апостол Павел предостерегает своего ученика: «Рук ни на кого не возлагай поспешно». Таким образом, священство – это особое благодатное служение в Церкви, имеющее основание в Божественной воле Иисуса Христа. Священнослужители. Епископ Священнослужители – это лица, получившие в таинстве священства Божественную благодать для особого служения в Церкви – совершения (возглавления) богослужения, учительства и управления. В настоящее время в Православной Церкви существует три степени священства – епископ, пресвитер (священник) и диакон.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Поскольку человек не сохранил заповеди Божией в раю, когда был невинным, но взял от запрещенного плода и вкусил, то за сие лишился достоинства своего (достоинства царя над природою) и того состояния, какое имел во время своей невинности. Будучи изгнан из рая, он сделался таким, каким описывает его пророк, говоря: человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают ( Пс.48:21 ); и услышал приговор: прах ты и в прах возвратишься. ( Быт.3:19 ). Испов., I, отв. на вопр.22. Переход греха наших прародителей на всех людей 30 ). Поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме, то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех. Сие наказание объявлено в следующем определении Божием: в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь ( Быт.2:17 ). Тоже самое говорит и Апостол: как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). Посему с сим грехом мы зачинаемся во чреве матери и рождаемся, как говорит Священный Псалмопевец: вот я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать ( Пс.50:7 ). Сей грех называется прародительским, во-первых, потому, что прежде оного человек никаким грехом осквернен не был, хотя диавол был уже растлен грехом своим, по наущению коего возник в человеке сей так называемый первородный грех, которому подвергся и Адам, соделавший его, и все мы от него происходящие. Во-вторых, потому, что человек и не зачинается иначе, как во грехе. Исповед., 1, отв. на вопр.24. Восстание грешного 31 ) человека из падшего состояния не по силам ему самому. См. (выше о свободе). Послание чл.14. Первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием: он изглаживается только благодатью через воплощение Господа нашего Иисуса Христа и пролитие честной крови Его. Действие сие совершается в таинстве св. крещения. Посему кто не крестился, тот не освободился от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни по словам: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. ( Ин.3:5 ). Испов., III, отв. на вопр.20.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

«сохранил слово терпения Моего» – то есть сохранил верность Христу при всех скорбях и испытаниях (ср. Лк. 21, 19). Под «годиной искушения» следует понимать наступающее и уже наступившее время гонений первых трех веков.  11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Время, отделяющее мир от пришествия Христа, для любой эпохи является небольшим, о чем многократно сказано в Писании – как в самой книге Откровения (22, 7; 12; 20), так и вообще в Новом Завете. «Еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10, 37), – читаем у апостола Павла. См. также комм. на 1, 1. «держи, что имеешь» – филадельфийцы призываются хранить то, ради чего не была затворена для них небесная дверь: верность Христу и терпение. Если же не будут хранить, то могут потерять свой венец и награду, ибо Бог – праведный Судия. 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.  13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. «побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего» – в Первом послании апостола Петра говорится, что христиане – как живые камни, из которых складывается дом Божий. Поэтому быть в этом доме не просто камнем, а столпом может означать совершенно особое прославление в грядущем Царстве Бога. Столпами Церкви, например, назывались наиболее почитаемые из апостолов (Гал. 2, 9).  «и он уже не выйдет вон» – сказано о вечности пребывания верных со Христом (ср. Ин. 10, 28; Рим. 8, 38–39).  «имя Бога Моего и имя града Бога Моего… и имя Мое новое» – имена эти могут означать принадлежность, и тогда смысл следующий: верные принадлежат Отцу, новому Иерусалиму (являются его гражданами), и Царю Иерусалима – Христу.  Или же имя может означать ведение, и тогда можно видеть здесь указание на Лица Святой Троицы, на ведение святыми Бога в трех Лицах. Под «именем Бога Моего» следует в этом случае понимать Отца, под именем «града Бога Моего, нового Иерусалима», – Духа Святого, под «именем Моим новым» – Сына Божия. 33

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010