27. Заключение притч (4:33–34) (Мф 13:34–35) 33. τοιαται παραβολας πολλας ‘таковыми многими притчами’. Апостол Марк имеет в виду, что он привел здесь только некоторые избранные притчи. 34. χωρς δ παραβολς οκ λλει ατος ‘без притчи же не говорил им’. Это не значит, что Иисус никогда не обращался к народу иначе чем посредством притч-рассказов наподобие притчи о горчичном зерне или о добром самаритянине. Учитывая многозначность слова παραβολ (см. выше), здесь скорее надо понимать, что, говоря к народу, Христос всегда избирал такие выражения, истинный смысл которых был не явен для большинства слушателей. 28. Усмирение бури (4:35–41) (Мф 8:23–27; Лк 8:22–25) Попытки представить этот эпизод как переработку Пс 88:10, 105:9 или псалма Ионы несостоятельны. Обилие подробностей, столь же живых, сколь и безыскусных, выдают воспоминание очевидца (и скорее всего апостола Петра). Это такие выражения, как ς ν ‘как Он был’, упоминание других лодок и возглавия (подушки кормчего), грубый вопрос учеников, охваченных страхом, и суровый упрек Иисуса. Все эти подробности опущены либо сглажены в Мф и Лк. 38. ν ‘был’ и καθεδων ‘спящий’ представляют собой скорее всего перифрастическое время. Очевидно, Иисус был утомлен после целого дня проповеди; упоминание о Его усталости см. в Ин 4:6. ν τ πρμν π τ προσκεφλαιον ‘на корме на возглавии’. Эта подробность только в Мк. Προσκεφλαιον ‘возглавие’, по-видимому, представляло собой подушку для гребца, причем определенный артикль указывает, что в лодке была только одна такая подушка — возможно, на почетном месте кормчего. ο μλει σοι τι πολλμεθα ‘неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?’. Это явный упрек, причем в форме, которая значительно смягчена в Мф и Лк. 39. επεν τ θαλσσ ‘сказал морю’. О Божественном Слове и повинующейся Ему твари см. Быт 1. 40. Здесь Христос в первый раз упрекает учеников за отсутствие веры (и далее 7:18; 8:17–18,21,32–33; 9:19). Помимо того значения, которое имеет это чудо как указание на тайну личности Христа, апостол Марк, вероятно, усматривал в нем и символическое значение. Вспомним, что лодка и корабль посреди бурного моря — один из наиболее ранних символов Церкви, распространенный в раннехристианском искусстве. Посреди преследований и всякого рода опасностей Христос никогда не оставляет Свою Церковь. Его верные не должны ни испытывать страха, ни сомневаться в Его помощи, которая приходит в должное время.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Мф.27:55 .  Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; (Ср. Мк.15:40 ; Лк.23:49 .) Женщины стояли и смотрели издали, будучи не в состоянии чем-либо облегчить мук Распятого. Они поименовываются дальше. Ср. Лк.8:3 . Мф.27:56 .  между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. (Ср. Мк.15:40–41 .) Матфей говорит сначала о служении женщин, а потом называет их по именам; Марк – наоборот. У Матфея говорится только о многих женщинах, которые следовали за Христом из Галилеи, служа Ему; Марк проводит различие между галилейскими женщинами и «многими другими», пришедшими с Ним в Иерусалим. Но точно неизвестно, были ли тут и иерусалимские женщины, кроме галилейских. О сестрах Лазаря, которые, вероятно, тут были, евангелисты не упоминают. О женщинах, стоявших при Кресте, см. комментарии к Мф.20:20 . Вместо «Иосии» в важных кодексах читается «Иосифа». Но в кодексах ABCD и многих переводах ωσ – Иосий, которого, впрочем, не смешивают с упоминаемым в Мф.13:55 . Иакова Марк называет «малым» или «меньшим» ( το μικρο), вероятно, в отличие от Иакова Зеведеева. Предполагают еще, что Иаков назывался так, потому что был мал ростом. Мф.27:57 .  Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; (Ср. Мк.15:42–43 ; Лк.23:50–51 ; Ин.19:38 .) У Иоанна ( Ин.19:31–37 ) перед тем рассказывается о перебивании голеней у разбойников и о прободении копьем ребра Иисуса Христа. Этот рассказ синоптики пропускают. Следующий день – суббота – день покоя. Она начиналась с «появлением на небе трех звезд», или приблизительно с шести часов вечера по нашему счету. Это и был «второй» вечер, с которого по случаю наступления субботы прекращалась всякая деятельность. Первый же вечер начинался около трех или четырех часов пополудни. Промежуток между первым и вторым вечером назывался временем «между вечерами». В это время, если и был пасхальный день, дозволялось исполнять, по крайней мере, некоторые работы, что хорошо видно из Евангелий, которые в настоящем, как и во всех других случаях, служат более надежным историческим источником, чем, например, Талмуд. Иосиф, по всей вероятности, жил в Иерусалиме, хотя все евангелисты и называют его человеком «из Аримафеи». Неизвестно, какая Аримафея (Рама) здесь подразумевается: Рама ли в колене Вениаминовом, или в колене Ефремовом – родине пророка Самуила (см. комментарии к Мф.2:17–18 ). Ср. 1Мак.2:34 . Вероятно – последняя. Иоанн добавляет, что Иосиф был тайным учеником Иисуса Христа – «из страха от Иудеев».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такое употребление светильников имело значение религиозное и отнюдь не было простым освещением, необходимым для присутствия в святилище в ночное время ( Исх. 30:8 ). В Новом Завете есть также указания на религиозное употребление светиль ников – указания, хотя и краткие, но тем не менее из них можно заключить, что это употребление хорошо было из вестно всем и не требовало каких-либо пояснений ( Деян. 20:7–12 . Откр. 1:12– 13:4–5 ). Относительно же обычая возжигать пред св. иконами свечи, сделанные из пчелиного воска, а не из сала животных, должно заметить, что православная Церковь поступает так по следующим весьма важным основаниям. Кровавые и, вообще, животные жертвы отменены в Новом Завете, воск же составляется пчелами из множества благоуханных трав, а потому может служить наилучшим выражением желания христианина принести в дар Богу нечто приятное в природе и дорогое ( Лев. 22:21–22 . Мал. 1 гл.). Бескорыстный труд и усердие пчелы служит выражением искренности и усердия, с каким христианин приносит жертву и молитвы Богу, а чистый воск напоминает христианину заботу о чистоте души своей. Употребление восковых свечей при богослужении ведет начало еще от вре времен апостольских (Правил. апостол. 72, л. 20). Употребление при богослужении фимиама, а также и светильников существует по указанию св. Писания (см. Исх. 30:7–8; 40:5; 40:26 – 27 ; 2Пар. 26:16–18 ; Мал. 1:11 и и др.) и из Нового Завета видно, что вифлеемскими волхвами принесены Богомладенцу дары: золото, ладан и смирна. Во время земной жизни Иисуса Христа в знак глубочай шого почтения одна женщина помазала йоги его дрогоценными миром, издаю щим необыкновенно топкий и приятный аромат ( Лук. 7, 37–38 ; Ин. 12:3 ). И Христос не отверг такого помазания (см. еще Ин. 19,39–40 .) Поэтому и право славная Церковь , при совершении боже ственной литургии, повелевает кадить фимиамом св. Дары в воспоминание со бытий смерти и погребения Иисуса Христа. Наконец, Иоанну Богослову в открове нии было показано, как 24 старца пали пред агнцем, имее каждый гусли и золотыя чаши, полные фимиама, кото рые суть молитвы святых» (5, 8). В 8 главе св Иоанн Богослов описывает фимиампыя возношения, чистыя жертвы искупленных сынов Божиих (ст. 2–4). Здесь указывается внутреннее знамепо вание каждения фимиамом при бослужепии. Итак, обряд возжепия светильников и курения фимиама находит для себя осно вание, как и почитание св. храмов, в свящ. Писании. II. Основания из слова Божия для православного учения о храмах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

30. Эти же свойства тела перечислены у св. Иоанна Дамаскина в " Точном изложении " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). Указанное деление восходит к Немесию, исходящему из того, что тело, составленное из стихий, обладает " теми же свойствами, что и стихии, то есть делимостью, изменчивостью и текучестью " (Немесий Эмесский. О природе человека... С.25). 31. η ρεσιν - истечение; свойственно живым существам, вещественный состав которых не постоянен, но текуч, в современной биологии это называется " обменом веществ " . 32. η μεταβολ - изменчивость; в современном языке метаболизм это именно обмен веществ, но св.Иоанн Дамаскин, как и Немесий Эмесский, понимает это изменение только " относительно качества, то есть согревания, охлаждения, и подобного " (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). 33. Преп. Никита Стифат. О Душе. 64. 34. η τομ - рассечение; разделение на части присуще любому материальному предмету, и это одна из главных особенностей тела, потому что душа, в отличие от тела, неделима. Св. Иоанн Дамаскин определяет рассечение как " разобщение влаг и разделение на форму и материю " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). 35. Преп. Никита Стифат. О Рае. 42. 36. Указанная цитата по переводу А. Бронзова: " Не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент " (Св. Иоанн Да-маскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.2(46). С.194; PG94. 985В). 37. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.151 (PG94. 921А). 38. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека... С.93 (PG 44. 229). 39. Еф.6:19. 40 Разночтение в рукописях, есть вариант ει δ " ου вместо ει δ " ει δ " ουν. 41. Ин.1:9. Добавлено определение " небесный " мир. 42. Ин.14:31. 43. Прит.23:1-2. См. примеч. 35 к трактату " О Рае " . 44. Мф.13:11. 45. Пс.118:18. 46. ουσιωδως - существенно. О существенном принятии Духа апостолами говорил и св. Григорий Богослов в Слове на Пятидесятницу: " ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух " (Се. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.582).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Но иудеи не пошли на такой компромисс: они потребовали, чтобы Пилат для праздника отпустил другого преступника – разбойника Варавву. Иоанн здесь передает события очень кратко. Так он говорит, что требование об отпущении Вараввы было уже вторичным ( «опять»), а ранее сам об этом требовании не упоминает. Очевидно, что он не хотел подробно передавать то, что уже передано у синоптиков ( Мк.15:6–15 ; Мф.27:15–26 ), но не мог ничего не сказать и о требовании иудеев относительно Вараввы: это нужно было для выяснения дальнейшего поведения Пилата. 38 Цан ссылается на то, во-первых, что выражение λλος (другой) стоит без артикля и, следовательно, не может обозначать самого Иоанна, который о себе употребляет это выражение с артиклем ( Ин.20:2 ). Но против этого доказательства можно указать на многие древнейшие рукописи, в которых это слово поставлено с артиклем. Во-вторых, Цан указывает на то, что и в первой главе Иаков не назван по имени ( Ин.1:37, 41 ). Но на это можно сказать, что там не назван по имени именно сам Иоанн. 39 Это заявление Христа Иоанн приводит неверующим иудейством вообще. потому, что язычники, а также и иудеи, иногда ссылаясь на синоптические Евангелия, говорили христианам, что их Учитель проповедовал только в малоизвестном уголке Палестины и заявлял о Своем Мессианстве только перед необразованными галилеянами. 40 В Евангелии Иоанна Христос со Своими речами, действительно, всегда выступает перед народной толпой. Прощальная же беседа не содержит в себе учения. 41 Таким образом, является совершенно излишней попытка новейших критиков священного текста (особенно Шпитты) разместить по-своему 12–28 стихи рассматриваемой главы. Притом, чем могут объяснить критики то обстоятельство, что у греков, латинян и коптов вместо будто бы древнейшего и понятного текста (а таким Шпитта считает предлагаемый им текст, где вслед за 13-м стихом идут стихи 9–23, 24, 14–18, 25–28) явился такой, который представляет некоторые неясности? 42 Что касается мнения Цана, то оно не может быть принято потому, что выражение «есть пасху» не может означать ничего иного, как вкушение пасхального агнца (ср. Schürer. Üb. φαγεν τ πσχα). С предположением Луази, Юлихера и других также нельзя согласиться, потому что оно представляет возможным со стороны Иоанна сознательное изменение принятой у синоптиков хронологии для достижения своих особых целей. Притом, такое изменение принятой хронологии для доказательства той мысли, что Христос – наш Агнец, за нас закланный, было и совершенно бесцельно, так как ко времени появления Евангелия Иоанна эта идея уже утвердилась в христианской Церкви (см. 1Кор.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Но посмотри! Вместе с наказанием Бог обещает и милосердие Свое. Сначала Он наказывает нас за грехи, но после наказания — милует. Он наказывает верующих для того, чтобы покаялись и спаслись. Какое безпредельное человеколюбие! (Златоуст). Пс.88:36. Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу;    Клятвою Бог называет Свои обетования; ибо чем может клясться Тот, именем Которого все клянутся? Бог, не имея никого высшего, чтобы поклясться им, клянется Самим Собою и Своею святостью (см. Евр. 6:13—17) (Златоуст). Пс.88:37. Семя его во век пребудет, и престол его, яко солнце предо Мною, Пс.88:38. И яко луна совершена в век, и Свидетель на Небеси верен.     «Престол» Христов есть Церковь святая, которая будет блистать и просвещать поднебесную, «пребывая» постоянно как «солнце» и «месяц». Ибо, как никто из людей не в состоянии погасить солнца и круга луны, так никто никогда не омрачит сияний Церкви, т.е. умственной светлости ее. Она светит всегда, как великие светила. Под «верным Свидетелем» Церкви подразумевает Писание Самого Господа Бога (Кирилл, Евсевий). Пс.88:39. Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго Твоего.    Ранее Пророк говорил от лица Бога, а теперь сам обращается к Богу с собственными словами. За беззаконие «отринул» Бог иудеев, лишив их Царства Своего, что можно понимать буквально. Но в высшем смысле царство Христово «не от мира сего» (Ин. 18:36), как Сам Он сказал, т.е. не чувственное — но умственное, ибо Царство Христово есть покорность верующих и добровольное служение их (Златоуст). Пс.88:40. Разорил еси завет раба Твоего, осквернил еси на земли святыню его.    Под «святынею» разумеет Церковь Христову, которой попускал Бог по временам подвергаться гонениям на нее безбожных. А «раб» Божий есть Христос, как принявший на Себя «зрак раба» (Флп. 2:7) и родившийся от Той, Которая сказала ангелу: «се, раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1:38) (Диодор). Пс.88:41. Разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх.     «Оплотами» Христовыми и укреплениями Его называет святых апостолов; ибо, оставя Его во время страдания, те, которые казались «твердынями» Его, разбежались (Афанасий, Кирилл, Дидим).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

3:18. О «многом и другом» см. в коммент. К Деян. 2:40 . 3–19,20. Осуждение Ирода Антипы Иоанном носило нравственный характер и не имело под собой никакой политической подоплеки, как могли думать Ирод и его советники, особенно если учесть тот политический резонанс, который вызвала незаконная связь Ирода с Иродиадой (см. коммент. к 6:17–20). Месть Ироду со стороны царя также нашла понимание и поддержку у местного населения подвластной Ироду Переи, и он, вероятно, считал, что проповедь Иоанна в этом районе ( Ин. 3:23 ) особенно опасна. В Древнем Израиле пророки обычно пользовались неприкосновенностью и не преследовались, в отличие от древнего Ближнего Востока (пророки других народов редко осуждали правящих царей; в лучшем случае, они осмеливались требовать более щедрых пожертвований на храмы). Но некоторые израильские правители заключали пророков в темницу ( 3Цар. 22:26,27 ; Иер. 37, 38 ) или пытались их уничтожить ( 3Цар. 13:4; 18:13; 19:2 ; 4Цар. 1:9; 6:31 ; 2Пар. 24:21 ; Иер. 18:18,23; 26:11,20–23 ). Трагическая судьба Иоанна предвосхищает смерть Иисуса от рук властей. 3:21,22 Провозглашение Иисуса Сыном Божьим Согласно иудаистской традиции, в наступившую после Ветхого Завета эпоху Бог сообщал Свою волю голосом с неба; большинство людей верили, что Он больше не говорит через Своих пророков. Таким образом, божественная природа Иисуса подтверждается двумя свидетельствами – пророческим служением Иоанна и голосом с неба. См. также коммент. к Мк. 1:9–11 . 3:23–38 Родословие Иисуса В греко-римских биографиях перечислялись предки, особенно выдающиеся, повсюду, где только возможно. Лука, следуя образцу греко-римских генеалогий, но в отличие от Матфея и ветхозаветных источников, начинает перечисление с непосредственно предшествовавших Иисусу имен и прослеживает Его родословие до самых истоков. Этот метод позволяет ему закончить «Сыном Божьим» (ср.: 1:35–3:22; 4:3). Более подробно о родословии Иисуса см. в коммент. к Мф. 1:2–16 . Богословы предлагают ряд объяснений различных генеалогий, представленных у Матфея и Луки, из которых следует отметить наиболее важные: 1) один автор (вероятно, Матфей) прослеживает родословие Иосифа, а другой – Марии; 2) один автор (вероятно, Матфей) вносит в нее больше духовного, чем буквального смысла; 3) родословные линии потомков пересекаются, потому что одно генеалогическое древо включает несколько ветвей, которые появляются вследствие браков по закону левирата ( Втор. 25:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Соборное богослужение Великого Четверга в Константинополе в IX-XII вв. отражено в Типиконе Великой церкви В Великий Четверг с утра и до полудня совершалось поклонение св. копью - тому самому, по преданию, которым было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копье находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: " Semeron ho basileus tes dzoes " (греч.) - Днесь црарь жизни). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: " Proskunoumen ten logchen " (греч.) (Покланяемся копию). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копью совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: " Ho rapistheis huper genous anthropon kai me orgistheis " (греч.) (Заушенный за род человеческий, и не прогневавыйся) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 - после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце которой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения Литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В Литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего гласа " Tou deipnou sou " (греч.) (Вечери твоея) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

30. Эти же свойства тела перечислены у св. Иоанна Дамаскина в " Точном изложении " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). Указанное деление восходит к Немесию, исходящему из того, что тело, составленное из стихий, обладает " теми же свойствами, что и стихии, то есть делимостью, изменчивостью и текучестью " (Немесий Эмесский. О природе человека... С.25). 31. ε - истечение; свойственно живым существам, вещественный состав которых не постоянен, но текуч, в современной биологии это называется " обменом веществ " . 32. εο - изменчивость; в современном языке метаболизм это именно обмен веществ, но св.Иоанн Дамаскин, как и Немесий Эмесский, понимает это изменение только " относительно качества, то есть согревания, охлаждения, и подобного " (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). 33. Преп. Никита Стифат. О Душе. 64. 34. ο - рассечение; разделение на части присуще любому материальному предмету, и это одна из главных особенностей тела, потому что душа, в отличие от тела, неделима. Св. Иоанн Дамаскин определяет рассечение как " разобщение влаг и разделение на форму и материю " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). 35. Преп. Никита Стифат. О Рае. 42. 36. Указанная цитата по переводу А. Бронзова: " Не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент " (Св. Иоанн Да-маскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.2(46). С.194; PG94. 985В). 37. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.151 (PG94. 921А). 38. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека... С.93 (PG 44. 229). 39. Еф.6:19. 40 Разночтение в рукописях, есть вариант ε " ου вместо ε " ε " ου. 41. Ин.1:9. Добавлено определение " небесный " мир. 42. Ин.14:31. 43. Прит.23:1-2. См. примеч. 35 к трактату " О Рае " . 44. Мф.13:11. 45. Пс.118:18. 46. ου - существенно. О существенном принятии Духа апостолами говорил и св. Григорий Богослов в Слове на Пятидесятницу: " ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух " (Се. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.582).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

22:40; Мк. 12:31; Лк. 10:27; Ин. 13:34 и парал.). — Как возрожденные и проч.: выражение, указывающее как на основание или побуждение к такой любви и на условие, делающее возможною и облегчающее достижение таковой любви. Возрожденные (см. прим. к ст. 3) не от тленного семени, чрез слово и учение человека, подлежащего тлению и смерти по плоти, но от нетленного: этим словом означается невидимая сила Духа Святого, которою человек возрождается к новой духовной жизни во Христе (см. Прим. к Ин. 1:12—13; 3, 3, 5—6 и прим.). — От слова Божия (точнее — чрез слово Божие): средство, которым Дух Святой пользуется для этого духовного возрождения, есть слово Божие, или слово истины (ср. прим. к Иак. 1:18), или Евангелие (ср. 1 Кор. 4:15), чрез веру в которое происходит призвание человека к этому возрождению, или к новой жизни во Христе. Это слово есть живое и пребывающее вовек, по его природе и действиям на человека; оно живое (ср. Евр. 4:12), потому что в нем есть сила Божия, а сила Божия имеет в себе самой жизнь (ср. Деян. 7:38) и потому может возрождать; оно есть пребывающее вовек, потому что, как Божие, оно непреложно и, как имеющее в себе силу Божию, не может престать действовать никогда (ср. ст. 25). — Человек возрождается Духом чрез слово Божие к вечной жизни в Боге и Христе; этой вечной жизни соответствует вечность любви, как добродетели, которая никогда не престанет, хотя другие добродетели как дары Божии прекратятся (1 Кор. 13, 8 далее), — вот почему апостол на идее возрождения основывает наставление о любви.    24—25. Ибо всякая плоть и проч.: раскрывается различие между рожденным от тленного и нетленного семени, чтобы указать высокое преимущество сего последнего рождения пред первым. Для сего апостол пользуется словами великого ветхозаветного пророка Исаии (40, 6 и далее) не в буквальном, впрочем, переводе, а в свободном воспроизведении. Под всякою плотию разумеется всякий человек и, следовательно, все люди, или все человечество; все оно тленно, смертно и скоропреходяще, как трава (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010