Господь повелел нам сохранить ВСЕ, что Он заповедал нам (см.: Мф. 28 :20). Нарушение и «малой» заповеди (см.: Мф. 5 :19) повлечет за собою духовный ущерб. Дух учения Христа исключает «релятивизм», который умаляет динамичность нашего стремления к интегральной Истине. Сниженное понимание Евангелия ведет к потере веры вообще. Только болезненное и даже, склонен я сказать, предельное напряжение всего нашего существа даст нам силу ассимилировать вечные слова: «Небо и земля прейдут, слова же Мои не прейдут» (Мф. 24 :35); «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6 :63); «Слова, которые Ты (Отец) дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Ин. 17 :8). В настоящее время повсюду наблюдается утеря такого сознания. Весьма многие полагают, что на Земле нет такой конфессии, которая была бы носительницей полноты познания Истины. Ни одна из них, по их мнению, не имеет права претендовать быть единственно истинною. Подобный релятивизм неминуемо умаляет порыв к стяжанию целостного ведения в области Духа. Есть немало богословов, искренно желающих жить по-евангельски, которые склонились к борьбе за социальную правду, вступили на мировую арену борьбы классов, рас, государств и подобное. Христос же решительно отказался вмешаться в спор братьев при разделении богатства. Он подчеркнул при этом, что подлинная, нетленная жизнь — не в обладании богатством (см.: Лк. 12 :15). Стоит вопрос: имеет ли Евангелие «политическое измерение»? Всякая международная или межклассовая борьба связана с насилием: «Бей врагов». Заповедь же Христа: «Любите врагов»(Мф. 5 :44). Сия последняя никак не позволяет свести Евангелие до уровня братоубийственного раздела вещественных благ. Вступившие в ряды борцов епископы, богословы, вообще верующие христиане считают уклоняющихся от участия в этого рода действиях малодушными трусами. Чем опаснее схватка с угнетателями, тем большую вселяет она уверенность в гуманитарной миссии, как «свидетельство» (мученичество) за Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

   Пастыреначальник предсказал пастырству и скорби на земле, и великое утешение словами: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22).    Эти мысли, как звезды ночью, сияют в течении времени, когда пропадают ночные тени и возвещают наступление Вечного Дня в единении со Христом.    В моменты испытаний пастырю содействует Сам Дух Святый. В прощальной беседе Спаси-тель отечески нежно сказал ученикам: Дети! Недолго Мне быть с вами… Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину (ср.: Ин. 13:33; 16, 12—13). Утешитель, Дух Святый, призван Сыном для вспомоществования или благодатного содействия в гнетущих несчастиях пастырских и общечеловеческих. Он защищает невидимою рукою пастырей и высокою мощью отражает от них полчище искусительных мыслей и море пенящихся скверных страстей. Поэтому они не должны страшиться и бежать от продолжения Христова служения, но психически возвышаться от уверенности в успехе своего дела. Пастырю никогда не следует унывать, так как каждое горчичное зерно может превратить-ся в ветвистое дерево (см.: Мф. 13:31—32). Взаимоотношения пастырей Единодушие в пастырях    Проникнутый любовью пастырь должен рука об руку идти с другими пастырями, бороться со злом силою добра, наступать на него ради устроения Царства Божия в сердцах людей (см.: Мф. 13:24—30). Борьба за добро против зла, страстей и греха всей тяжестью обрушивается на пастыря. Как на войне согласные действия полководцев дают единодушный отпор врагу, так и в духовной войне. Чтобы такого успеха не было, злой дух прежде старается несогласиями разъединить пастырское сословие, чтобы оно не могло одними устами и одним сердцем славить Пресвятую Троицу и пастырствовать. Искушение на почве зависти и честолюбия    Поэтому пастырю надо всегда иметь в виду борющегося с ним диавола, знать употребляемые им для разъединения козни и истинный смысл пастырских взаимоотношений. Из Евангелия известно, что как только апостол Петр от Отца Небесного получил внушение исповедовать Господа Спасителя Сыном Божиим, так сатана не преминул тут же внушением направить мысль Апостола к убеждению Спасителя не страдать в Иерусалиме, за что Петр по имени внушавшего ему зло назван сатаной. Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (ср.: Мф. 16:23). Несомненно, тот же враг внушил сыновьям Зеведеевым, Иакову и Иоанну, искать первенства среди Апостолов. И они, как Петр, высказали свою просьбу после предсказания Господом Своего Крестного подвига (см.: Мк. 10:35—37).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

16. Не думай, что через Сына произошло только творение мира, но также и все, что было содеяно Богом впоследствии. Ибо Отец, Который любит Сына и все предал в руку Его (Ин 3:35) , от начала любит [Его] и от начала предал, поэтому от начала Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1). Именно Ему дана Отцом всякая власть на небе и на земле (Мф 28:18). И Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин 5:22) , также изначально. Ведь когда Он говорит о всякой власти и всем суде и о том, что все через Него начало быть (Ин 1:3) , а также о том, что все передано в руки Его , Он не допускает никакого временного ограничения, ибо всего этого не было бы [у Сына], если бы оно не было во всякое время 61 . Поэтому Сын есть Тот, Кто осуществлял суд от начала, низвергнув горделивую башню, смешав языки, наказав весь мир страшным потопом, излив на Содом и Гоморру огнь и серу, — Бог от Бога. Ибо Он Сам всегда сходил и беседовал с людьми, начиная с Адама до патриархов и пророков, в видении, во сне, в зерцале и в гадании , от начала всегда приуготовляя Свой путь, которому Он последовал в конце 62 . Таким образом, Бог всегда имел обыкновение общаться с людьми на земле, и не Кто иной, как Слово , Которое должно было стать плотью . Он приучал [нас], чтобы распространить среди нас веру и чтобы мы легче поверили и узнали [потом], что Сын Божий сошел в мир, бы мы уже заранее знали, что подобное происходило и прежде. Ведь ради нас все как написано, так и произошло, [нас], в которых века достигли конца (см. 1 Кор 10:11). Так, уже тогда, [в начале мира], Он познал человеческие страсти 63 , намереваясь воспринять сами составные части человеческой сущности 64 — плоть и душу. Он спрашивал Адама, словно бы не ведая: Адам, где ты? (Быт 3:9). Он раскаивался, что сотворил человека , словно не предвидел [этого]. Он испытывал Авраама, словно не знал, что есть в человеке (Ин 2:25). Он гневался и примирялся с теми же самыми [людьми]. И если еретики 65 упоминают что-либо якобы недостойное Бога для уничижения Творца, они не ведают, что это относится к Сыну, Который должен был стать подверженным человеческим страстям: жажде, голоду, слезам, самому рождению и самой смерти, из-за чего Он был немного умален Отцом пред Ангелами (см.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрёт. Но Иисус не сказал ему, что не умрёт, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? 1Кор. 15:52 ; 1Сол. 4:17 . Ученик тот не умрёт: условно сказанное Господом понято было в среде некоторых верующих как сказанное положительно, что ученик тот действительно не умрёт. Долговременная жизнь Иоанна для некоторых, может быть, служила подтверждением этой молвы, и – вот престарелый апостол, при написании этого сказания в своём Евангелии, указывает неправильность этой молвы и, описывая событие, подавшее к ней повод, замечает, что Господь не так сказал, как гласит молва. Он не сказал, что ученик тот не умрёт, а сказал только, что Петру не нужно знать о последующей судьбе этого ученика, что в воле Господа сохранить его жизнь даже до второго пришествия Своего. Сила опровержения апостолом этой молвы – в указании, что Господь сказал о пребывании ученика до второго пришествия условно, если хочу, но не сказал именно, что хочет этого. 24. Ин. 21:24 . Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Ин. 15:27 ; Откр. 1:2, 19:35 ; 3Ин. 1:12 . Сей ученик и свидетельствует и пр.: это заключение относится не к рассказанному только в этой 21 главе, а ко всему Евангелию. Это видно из следующего стиха и из торжественности удостоверения, содержащегося в этом самом стихе. – Свидетельствует и пр.: см. прим. к 19:35. – Знаем: удостоверение в подлинности происхождения Евангелия именно от возлюбленного ученика Господа Иоанна и в истинности всего в нём описанного; удостоверение, высказанное Иоанном от лица всего сонма апостольского в том же смысле, в каком тот же Иоанн в начале своего Евангелия говорит: мы видели славу Его (1:14), и в первом послании своём: что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, – возвещаем вам (1:1–2). 25. Ин. 21:25 . Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Они придут и сразятся с антихристом. Моисей 40 дней простоял на молитве пред Богом на горе Синай. Не знаю, были ли вы там, я тоже там был, давно, в 1979 году. Был от румынской обители в Иерусалиме, с монахами и мирянами. Мы провели там 2 дня и причастились. А Моисей провел на горе 40 дней и получил скрижали закона, начертанные перстом Божиим. Когда он спустился, бедный, после 40 дней поста и молитвы, у него ни единой мысли в голове не было, а народ ему говорил: «Мы не можем на тебя смотреть, у тебя лицо сияет ярче солнца!» А отчего это? Он сам не знал, что отражает на своем лице свет Божества, – так одуховорился, будучи там, на горе Синай. И тогда он положил на лицо покрывало. «Прикрой себе лицо, чтобы не ослепить нас», – сказали ему. И тогда он положил покрывало на лицо и так говорил с народом (см.: Исх. 34: 33–35). Вот плод собеседования с Богом! Молитва и сознание того, что стоишь пред лицем Божиим, делает тебя чистым и светозарным. Ты пронизан светом Божиим. Моисей стоял пред лицем Божиим, поэтому и сказано, что Моисей говор ил с Богом, «как бы говорил кто с другом своим» Моисей стоял пред лицем Божиим, поэтому и сказано, что Моисей говорил с Богом, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 11). Но через какое-то время и он тоже, как человек, говорит Богу: «Покажи мне лице Твое». Что же отвечает ему Господь Бог? «Моисей, Моисей, Я уже столько времени говорю с тобою…» Моисей всё чувствовал, но ничего не видел, он чувствовал, что Друг говорит ему: «Запиши Закон, сделай так-то, сделай так-то» И Бог говорит ему: «Я уже столько времени говорю с тобою, а ты еще не знаешь, что Я Бог. Ты человек и не можешь увидеть Моего лица и остаться в живых» (см.: Исх 33: 20). Это Бог сказал ему в сердце его, но он так и ни увидел Бога ни разу. Мы тоже живем верою. Это говорит святой евангелист Иоанн: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18). И говорит Бог Моисею: «Ты захотел увидеть лице Мое, а Я тебе покажу Мою спину» (см.: Исх. 33: 23). Святитель Григорий Нисский, брат святителя Василия Великого, объясняет, что такое мрак Божества . Для нас это мрак, ибо свет до того велик, что мы не можем на него смотреть. И здесь же объясняет и это место, говоря: «Спина Божества – это Слово Бога воплощенного» . Моисей был послушен Богу, стоял пред Ним, исполнял Его повеления. И тут всё сходится, старое с новым. Моисей и Закон ведут нас к послушанию Евангелию и Христу.

http://pravoslavie.ru/150452.html

33 путь Твой. Волю Твою, планы Твои. Твой народ. Букв.: «Твой собственный народ». Моисей уповает на то, что Господь, Который проявил Свою милость к нему, не оставит и Израиль. 33 Сам Я. Это относится к Самому Богу, Который пойдет с Моисеем. введу тебя в покой. Использование местоимения в форме единственного числа (тебя) означает, что обещание, данное всему Израилю (3,8), теперь действительно только для одного Моисея (3,13–15). 33 с нами. Моисей просил о присутствии Бога, имея в виду себя и весь израильский народ («с нами»). Если бы Бог отказался от намерения идти со Своим народом, то было бы бессмысленно следовать в обетованную землю. Конечной целью этого пути были не «молоко и мед Ханаана», а священная земля, где Бог будет пребывать со Своим народом. 33 по чему узнать. Присутствие Бога отличает Израиль, и только оно может свидетельствовать о том, что это народ Божий. Моисей ищет благоволения Божиего для Израиля точно так же, как и для самого себя. 33 ты приобрел благоволение в очах Моих. Бог согласился принять Израиль ради Моисея; таким образом, Израиль был зависим от Моисея как от своего посредника. Ходатайство Моисея явилось прообразом служения Христа Ходатая нового завета. 33:18–20 См. статью «Божия слава». 33 покажи мне славу Твою. Ранее Господь утвердил Свой завет с Израилем, открывшись ему (24,9–11), именно поэтому Моисей просит теперь нового откровения Бога в Его славе. Единственной надеждой Моисея на продолжающуюся милость к Израилю остается Сам Бог. См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса». 33 Я проведу пред тобою всю лаву Мою. Полная слава Бога была более того, что смог бы вынести Моисей (ст. 20; ср. 40,34.35). Божия слава пройдет перед Моисеем, защищенным Божией рукой, но он увидит Бога лишь сзади, а лицо Его «не будет видимо» (ст. 23). и провозглашу имя Иеговы. В этом имени Моисею были открыты личность и сущность Бога. См. статью «Божий замысел: предопределение и предвидение». 33 сзади. Благость Господа скрыла то, что Моисей не смог вынести, и явила то, что он в состоянии был видеть. В Иисусе Христе слава явлена верующим ( Ин. 1,14 ; 2Кор. 3,18 ) посредством Святого Духа. Глава 34

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

требование Иисуса Навина к Ахану признать совершённый им грех: воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал (Нав 7:19). Мы знаем, что Человек Тот грешник — фарисеи говорят с полной уверенностью: человек, прямо нарушивший религиозный закон, никем иным, кроме как грешником, быть не может. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу — исцелённый настаивает на верности первой стороны дилеммы, сформулированной в ст. 16. Задолго до написания четвёртого Евангелия разрешение её было дано апостолом Павлом: конец закона — Христос (Рим 10:4) и, осудив Иисуса Христа, закон упраздняет себя (искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою Гал 3:10–14). Осудив Иисуса, фарисеи в результате осуждают и закон, и самих себя. Или и вы хотите сделаться Его учениками? — частица m» в начале вопроса предполагает отрицательный ответ и в данном случае означает иронию. Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики — Моисей олицетворяет закон, старый порядок вещей, см. резкие противопоставления в Нагорной проповеди у Матфея (Мф 5:21–22,27–28,31–34,38–39,43–44). Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог — об особых отношениях Моисея с Богом см. Исх 33:11 (И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим). Сего же не знаем, откуда Он — эти слова вступают в противоречие с 7:27, где иудеи говорят, наоборот, что Иисус не может быть Мессией, потому что Его происхождение из Назарета хорошо известно. В действительности оба утверждения об Иисусе ложны и одновременно же оба (в ключе Иоанновой иронии) истинны в смысле, скрытом от говорящих. Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он — ср. упрёк Христа Никодиму (3:10): признанные народом религиозные авторитеты оказываются не на высоте перед лицом непривычных для них событий: их реакция сводится к растерянности и озлоблению. Грешников Бог не слушает — см. 1 Ин 3:21–22; Ис 1:15; Пс 65:18; 108:7; Притч 15:29; Иов 27:8–9; 35:12. Понятно, что молитва искренне кающегося грешника будет услышана Богом, но не молитва лицемера, который и не собирается следовать Его воле.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Библия есть Слово Божье. Иисус, Сын Божий (см. Христос: божественная сущность), указывал на Ветхий Завет как на «слово Божье», которое «не может нарушиться» ( Ин. 10:35 ). Он сказал: «доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» ( Мф. 5:18 ). Павел добавил: «всё Писание богодухновенно» ( 2Тим. 3:16 ). Оно исходит «из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). Хотя слова записывали люди, «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:21 ). Иисус обвинил религиозных наставников того времени в устранении слова Божьего «преданием вашим, которое вы установили» ( Мк. 7:13 ). Иисус указывал на записанное Слово Божье, снова и снова употребляя фразу «написано» (например, Мф. 4:4, 7, 10 ). В Новом Завете это веское указание на божественный авторитет Писания встречается свыше девяноста раз. Подчёркивая неизменность Божьей истины, апостол Павел называет Писание «словом Божиим» ( Рим. 9:6 ). Священнописатель Послания к евреям провозглашает: «слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Следовательно, Библия не может быть ошибочной. Если Бог не может ошибаться и если Библия есть Слово Божье, то Библия не может быть ошибочной (см. Библия: свидетельства истинности). Бог не сбивается, когда говорит. Бог истины дал нам Слово истины, и в нём нет ничего, что не от истины. Библия есть непогрешимое Слово Божье. Это не значит, что в наших текстах Библии нет трудностей. Они там есть, иначе в таких энциклопедиях, как эта, не было бы нужды. Но народ Божий может подходить к трудным местам с уверенностью, зная, что там нет реальных ошибок; Бог не может ошибаться. Ошибки в естествознании и истории? Кое-кто полагает, что Писанию всегда можно доверять в жизненных вопросах, вопросах веры и нравственности, но в вопросах истории оно не всегда правильно. Эти люди полагаются на Писание в духовной сфере, но не в сфере научного знания (см. наука и Библия). В таком случае Библия оказалась бы несостоятельна в качестве божественно авторитетного источника, так как историческое и научное знание нерасторжимо связано с духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Наконец, Матерь Божия сострадала Своему Сыну (см. предсказание праведного Симеона Богоприимца – Лк. 2, 35 ). Она была при кресте Господа, и в усыновлении Ей апостола Иоанна Богослова Церковь издревле усматривает усыновление и вручение Ее покровительству всех верующих, которых как бы олицетворял собой в те минуты Апостол любви. (см. Ин. 19, 26–27 ). Страдания Божией Матери сделали Ее предельно сострадательной ко всем людям, подобно тому как и Христос, «быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр. 2, 18 ), т.е. перенесши Сам многие испытания, может наилучшим образом помогать и тем, кто ныне переносит испытания, неизбежные в земном подвиге. А это сострадание есть наилучший путь к сердцу человека, наилучшее средство для возбуждения в нем ответной любви к Богу и жажды спасения в Боге. Церковь во многих молитвах своих именует Матерь Божию «Ходатаицей и Заступницей» рода христианского и всего мира, Которой дана от Бога власть дерзновенно испрашивать у Своего Сына как Искупителя мира, милость и прощение грешникам, искренне кающимся и стремящимся исправлять свою жизнь. Когда Господу, окруженному слушателями, сказали однажды, что Его спрашивают пришедшие к Нему Матерь и братья Его, Христос отвечал им: «Кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мк. 3, 33–35 ). Этими словами Господь отнюдь не умалил исключительной высоты материнства Пречистой Девы Марии: ведь Она наивысшим образом исполнила волю Божию! Напротив, возвысив понятие слушателей о Ее материнстве, вместе с Нею Господь прославил всех святых вообще, указав на особую близость к Нему всех, исполняющих волю Божию, которые тем самым становятся как бы родными Ему. Прославляя и почитая святых угодников Божиих (т.е. тех, кто своей достойной жизнью и верностью старались угождать Богу – см. 1Фес. 4, 1 ), Церковь отличает, однако, это почитание от почитания, подобающего одному только Богу. Блаженный Августин , разъясняя это, рассматривал известные слова Господа: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» ( Мф. 4, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Но совсем другое дело – сказать, будто бы Иисус ошибался, когда утверждал, что Псалом 109 написан Давидом ( Мф. 22:43 ), что Моисей написал книги Закона ( Лк. 24:27 ; Ин. 7:19, 23 ) или что Даниил написал книгу пророчеств ( Мф. 24:15 ; см. Библия в понимании Иисуса). Ограниченность Иисуса в вещах, которые Он в качестве человека не знал, не мешает Ему истинно провозглашать то, что Он знал (см. пророчества как подтверждение Библии; Пятикнижие: авторство Моисея). Тому, что Иисус знал, Он учил с божественной властью. Он сказал Своим ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:18–20 ). Иисус учил с уверенностью. В Евангелии от Иоанна Иисус двадцать пять раз сказал: «Истинно, истинно [...]» ( Ин. 3:3, 5, 11 ). В самом деле. Он указал, что Его слова равносильны словам Божиим, провозгласив: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ). И более того, Иисус учил только тому, о чём велел Ему учить Отец. Иисус сказал: «[Я] ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» ( Ин. 8:28 ). Он добавил: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин. 5:30 ). Поэтому обвинять Иисуса в ошибках – то же самое, что обвинять в ошибках Бога Отца; ведь Иисус говорил только то, что сказал Ему Отец. Заключение. Не существует таких свидетельств, чтобы Иисус когда-либо приспосабливался к человеческим заблуждениям в чём бы то ни было из тех вещей, которым Он учил. Нет и никаких указаний на то, чтобы Его самоограничение при воплощении привело Его к ошибочности. Он никогда и ничему не учил в тех вопросах, в которых воплощение в качестве человека повлекло за собой ограничения для Него. А то, чему Он учил, Он подтверждал властью Отца, имеющего всю власть на небе и на земле. Библиография : «Accommodation», ISBE.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010