Л. А. Беляев Вавилон в Библии В Свящ. Писании названия г. Вавилон и носящей его имя державы получают глубокое символическое значение и воспринимаются как олицетворение зла во вселенском масштабе, но иногда - как орудие Промысла Божия. Первые упоминания есть в рассказах кн. Бытие о начальной истории человечества, где они связаны с человеческой гордыней, доходящей до богоборчества. Согласно Быт 10. 8-10, Вавилон входил в царство внука Хама Нимрода , к-рый «начал быть силен на земле». Быт 11. 1-9 повествует о намерении людей построить башню до небес с целью «сделать себе имя» и о разрушении Господом этого предприятия путем смешения языков (см. Вавилонская башня ). Место строительства башни получает название Вавилон (евр.  , библейская этимология возводит это название к глаголу   - смешивать). Вавилон. Миниатюра из Толкования на Апокалипсис св. Севера. Сер. XI в. (BNF. Ms. Lat. 8878. F. 217r) Вавилон. Миниатюра из Толкования на Апокалипсис св. Севера. Сер. XI в. (BNF. Ms. Lat. 8878. F. 217r) В повествованиях библейских книг (прежде всего пророческих) о войнах Вавилона с Иудейским царством VII-VI вв. до Р. Х. и переселении евреев в этот город он предстает как носитель зла. Подчеркиваются его гордость и дерзкая самоуверенность (Ис 47. 7, 10; Авв 1. 11), стремление уравнять себя с небожителями и уподобиться Всевышнему (Ис 14. 12-13; ср.: Иер 51. 53), восстание «против Господа, против Святаго Израилева» (Иер 50. 29), жестокость (4 Цар 25. 6-7; 2 Пар 35. 17; Иер 52. 10-11; Пс 136. 7), идолопоклонство (Иер 51. 44, 47, 52; ср.: Ис 46. 1) и чародейство (Ис 47. 12). Однако усиление Вавилона входит в Божественный промысл. Именно Господь дает его царю меч (Иез 30. 24-25) и предает в его руки Иудею и окружающие ее царства (Иер 23. 1-10; 27. 1-7). Вавилон - посланная Богом чаша «с вином ярости», к-рую должны испить все народы (Иер 25. 15-29; 51. 7), молот, к-рым Господь поражает людей и разоряет царства (Иер 51. 20), орудие суда Божия над ними и прежде всего над осквернившей себя многочисленными грехами Иудеей. Сопротивление ему бесполезно и богопротивно, а те пророки, к-рые возвещают скорое избавление от него, суть лжепророки (Иер 27-29).

http://pravenc.ru/text/153803.html

Ст. 1–15. Во время осады Иерусалима халдеями, пророк Иеремия, предсказавший, что осада эта кончится взятием города халдеями и пленом иудеев вместе с их царем, получает однакоже откровение, что он должен купить поле в Анафофе, предлагаемое ему одним родственником. Исполнив обычные обряды покупки новой собственности и поручив Варуху охранить письменные акты покупки, Иеремия объясняет своему ученику значение совершившегося: «домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей». Иер. 32:1 1. Слово бывшее Гда ко в дестое лто цр то лто осмоенадесть Навходоносор црю Вавлнск. 1. Слово, которое было от Господа к Иеремии, в десятый год Седекии, царя Иудейскаго; этот год был восемнадцатым годом Навуходоносора. 1 . Совпадение 10-го года царствования Седекии с 18-м годом Навуходоносора вавилонского подтверждается косвенно и свидетельствами: а) Иер. 25:1 , по которому 4-й год царствования Иоакима был 1-м годом царствования Навуходоносора. Иоаким царствовал 11 лет ( 4Цар. 23:36 ), а сын и преемник его Иехония – 3 месяца ( 4Цар. 24:8 ). Если 4-й год Иоакима=1-й год Навуходоносора: то год, в который царствовал Иехония и вступил на престол Седекия, был 8-м годом царствования Навуходоносора. Совершено согласно с этими данными б) в Иер. 52:12  год 11-й царствования Седекии (ср. Иер. 52:5 ) назван 19-м годом царствования Навуходоносора. Иер. 32:2 2. И тогда сила цр Вавлнска острогъ блож окрестъ же стрегомь бше во двор темничнмъ, иже есть во двор цр 2. Тогда войско царя Вавилонскаго осаждало Иерусалим, и Иеремия пророк был заключен во дворе стражи, который был при доме царя Иудейскаго. 2 . Острогъ блож окрестъ Иерусалим военною силою, которая преградила осажденным возможность сношений с жителями остальной части страны, поставил – так сказать – сторожевую цепь (острог) кругом Иерусалима. Осада Иерусалима, о которой здесь речь, началась в 10-м месяце 9-го года царствования Седекии ( Иер. 39:1 ). О временном прекращении ее см. Иер. 37:5 . «Двор стражи», так названный здесь по русскому переводу, по переводу слав.-греч. как здесь, так и в Иер. 33:1  и в Неем. 3:25  называется «двором темничным ». По настоящему месту книги пр. Иеремии, также как и по указ. м. кн. Неем. «двор темничный» находился у дома царского, угловая башня которого выходила на этот двор. На этом дворе могла помещаться царская, дворцовая стража, и в тоже время он мог служить местом заключения для лиц почетных: таким образом могут быть оправданы и слав.-греч., и русский переводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

излил ярость Свою. Образ священной войны, как правило, применяется к Божиему суду над народами ( Пс. 68,25 ). натянул лук Свой. Ср. Втор. 32,42 . У пророков объектом гнева становятся Иудея Израиль (ср. Иер. 6,11; 7,20 ; Ос. 5,10 ). дщери Сиона. См. ком. к 1,6. 2 отнял ограду... Свое место собраний. Речь идет о храме. 2 жертвенник... от святилища Своего. Гнев Божий уничтожает не только место Его пребывания, но и место, где Израиль может воздавать Ему поклонение. 2 протянул вервь. Подобно землемеру, обмерил город, чтобы потом разрушить его (ср. Ис. 34,11 ; Ам. 7,7.8 ). 2 не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений. Пророческие видения, которыми сопровождалось проповедание закона, прекратились (ср. 1Цар. 3,1 ; Иер. 8,8–10; 18,18 ). 2 старцы ... посыпали пеплом ... препоясались вретищем; опустили к земле головы. Траур опустился на Иерусалим (ср. Иов 2,12.13 ; Плач 1,4 ). 2 Истощились от слез глаза мои. Страдания поэта при виде бедствий своего народа. Ср. Иер. 4,19 . 2:11–12 дети и грудные младенцы... матерей своих. Опустошение и разорение с особой силой сфокусированы в страданиях детей (ср. ст. 20). 2 утешить. См. ком. к 1,2. 2 Пророки твои... ложное. Утверждая, что они говорят от имени Бога, пророки, тем не менее, давали ложные предсказания. Библейские прорицатели освещал проблему ложного пророчества ( Иер. 5,12.13; 23,9–40 ; гл. 28). Один из критериев, по которому можно отличить истинного пророка от ложного, содержится во Втор. 18,21.22 . 2 совершенством красоты, радостью всей земли. Враги глумятся над поверженным Иерусалимом (ср. Пс. 47,3; 49,2 ). 2 поглотили мы его. Ср. 2,5. Враждебные народы самонадеянно приписывают свою победу над Иудеей собственной силе. 2 рог. См. ком. к ст. 3. 2 день и ночь. Ср. Втор. 28,67 . 2 детей твоих. См. ком. к ст. 12. 2 чтобы женщины ели плод свой. Тема страданий невинных детей достигает здесь своего апогея (ср. Иер. 19,9 ). Сила воззвания к Господу усугубляется метафорой материнской любви, которую Он сам испытывает ( Ис. 66,13 ). С личным переживанием переплетается священный ужас при виде святотатства, когда помазанник Божий истребляются в Его святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Посылая своего тестя к фараону с просьбою о выдаче пророка, он хотел сделать успех посольства несомненным. Он достиг своей цели и имел возможность предать Урию смерти. Если Иеремия избегнул той же участи, то он обязан этим Ахикаму, сыну Сафана. Рка Ахикама б со ему и защитила его от смерти. Это можно понять, если Ахикам этот тожествен с отцом того Годолии, который впоследствии, после разрушения Иерусалима, поставлен был в Иудее наместником халд. царя Навуходоносора. Елдаана соответствует евр. Елнафана. Греч. Ελναϑαν могло случайно измениться в Ελδαϑαν, также как νας не раз изменено в λας и так как буква Λ могла также случайно измениться в Δ. См. Хр. Чт. 1878 г. 7–8, стр. 237. Глава 27 Речи, содержащиеся в этой главе, произнесены пророком Иеремиею – по слав. переводу, следующему лат. вульгате и евр. тексту, – «в начале царства Иоакима, сына Иосиина». Но с этим показанием несогласно: а) замечание Иер. 27:3 , что Иеремия должен был первую из содержащихся в главе речей передать царям соседних с Иудеею народов чрез послов, пришедших в Иерусалим к Седекии, царю иудейскому; б) вторая из речей, по содержанию своему сходная с первою и, очевидно, в одно время с нею произнесенная, обращена к Седекии, царю иудейскому ( Иер. 27:12 ); в) событие, описанное в следующей главе Иер. 28 , по замечанию, сделанному в начале той главы, имело место в тот же год, в начале царствования Седекии, царя иудейскаго. Со всеми этими тремя косвенными указаниями согласен стих Иер. 27:1  только по чтению сирского пешито, в котором здесь стоит имя также Седекии, а не Иоакима. Итак, в начале царствования Седекии были произнесены речи, содержащиеся в главе Иер. 27 . Точнее, на основании указания Иер. 28:1 , произнесение этих речей нужно отнести к четвертому году царствования Седекии. Иер. 27:1–2 1. Въ начал црства сна цр бысть слово ко Гда, глагол: 1. В начале царствования Иоакима сына Иосии, царя Иудейскаго, было слово сие к Иеремии от Господа: Седекии. 2. Так реч Гдь: сотвор себ узы и клады, и взлож на выю свою, 2. Так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо, и возложи их себе на выю; Ст. 1–2. Господь повелевает Иеремии сделать и возложить себе на выю «узы и клады». Последнее слово обозначает хомут, сделанный из цельного дерева. Наложенный на шею животного, этот хомут прикреплялся к телу «узами». Возлагая себе на выю такой хомут и прикрепляя его узами к своему телу, пророк Иеремия уподоблялся рабочему животному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Другим людям пророки передавали получаемые от Бога откровения тремя способами: посредством устной проповеди , посредством символических действий и посредством записи. Первый способ был общим для всех пророков. Устная проповедь пророков требовала внешнего фактического выступления пророка в среду народа, вообще тех, к кому относилось слово Господне. 4 «Пойди, и скажи этому народу» – говорил в видении Господь Исаии ( Ис.6:9 ); «иди и возгласи в уши Иерусалима», – повелел Господь Иеремии в Анафофе ( Иер.2:1 ); и пророки шли и пропове- довали. Они были народными ораторами и странствующими проповедниками. Площади Иерусалима чаще всего оглашались их вдохновенными речами, а потом – двор храма; кроме того пророки смело входили и в царский дворец ( Иер.22:1 ), и в палаты вельмож ( Ис22:15 ). Предпринимали они пророческие путешествия и по городам Иудейским и Израильским ( Иер.11:6 ; Амос.7:10–15 ). Пр. Иона путешествовал для пророческой проповеди даже в Ниневию, столицу Ассирии. Иногда с устным словом пророки соединяли символические действия; так, напр., пр. Исаия три года ходил наг и бос в предзнаменование позорного рабства Египтян и Ефиоплян, которых царь Ассирийский погонит в плене босыми и нагими ( Ис.20:1–6 ); пр. Иеремия носил на шее ярмо в знак порабощения Иудеев и других народов царем Вавилонским ( Иер.27:2 и др.), и мн. др. Это второй способ сообщения пророками откровений Божиих людям. Символические действия пророков имели целью привлечь внимание жестоковыйного народа, к грозным определениям Господа, запечатлеть в представлении непокорных неизменность этих определений; часто в символических действиях пророки пред глазами всех сами переживали то, что должно было случиться со всеми. В предотвращение неправильного толкования символических Действий пророки сопровождали их словесными изъяснениями. Третий, письменный способ передачи откровений Божиих пророки употребляли не все, а только те, которые особенно были способны к тому, и только тогда, когда устно не было возможности сообщить откровение данному лицу (см. 2Пар.21:12–15 и Иер.36:5–8 и 10), или когда по существу своего содержания пророческое откровение имело значение для всего народа Божия и особенно для будущих поколений верующих всех времен, каковы по содержанию все пророческие книги. При этом, конечно, всегда пророки руководимы были внушением Св. Духа. В большинстве пророческих книг, за исключением книг пр. Ионы, Наума, Аввакума и Даниила, содержатся те же самые речи, которые пророки произносили и устно, но которые потом обработаны были пророками и записаны или ими самими, или их учениками, напр., речи пр. Иеремии записывал ученик его Варух ( Иер.36 :4.32) § 6. Число пророков писателей и перечисление пророческих книг; порядок расположения этих книг библейский и хронологический

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

1167 См.: Ис. 39:6; ср.: 4 Цар. 20:12—17. 1168 См.: Иер. 9:23—24; ср.: 1 Кор. 1:31; 2 Кор. 10:17. 1169 Ср.: Ис. 3:16—25. 1170 Для обозначения преисподней Тертуллиан использует название подземного царства в римской мифологии. В Септуагинте используется слово ςδης. 1171 См.: Ис. 5:14. 1172 См.: Ис. 5:15. 1173 Там же. 1174 См.: Ис. 10:33—34. Перевод согласно Септуагинте. 1175 Ср.: Лк. 6:24. 1176 См.: Пс. 62 61:11. 1177 Ср.: Лк. 6:25. 1178 См.: Пс. 49 48:17—18. 1179 См.: Пс. 62 61:11. 1180 См.: Ам. 6:4—6. 1181 Ср.: Лк. 6:25. 1182 Ср.: Лк. 6:26. 1183 См.: Иер. 17:5. 1184 Ср.: Мф. 23:37. 1185 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не касалось бы их Бога». 1186 1 См.: Лк. 6:27. 1187 См.: Ис. 65:13. 1188 См.: Лк. 6:27—28. 1189 См.: Ис. 66:5. Цитата по Септуагинте. 1190 Ср.: Исх. 21:24. 1191 Ср.: Лк. 6:29; Мф. 5:39—40. Et super tunicam pallio quoque cedi. Ср.: tunica propiorpalliost (­ pallioest) «рубашка ближе,чем плащ» (Plaut. Trin., 1154). 1192 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разумеется, Христос добавил бы». 1193 См.: Зах. 7:10. 1194 См.: Зах. 8:17. 1195 См.: Втор. 32:35; Рим. 12:19; Евр. 10:30. 1196 Перестановка Кройманна. В рукописи: «и зуб за зуб, око за око». 1197 Qui non modo vicem, sed etiam ultionem, etiam recordationem et re-cogitationem injuriae prohibit. В переводе 1870 г.: «who forbids not only all reprisals, but even a revengeful thought or recollection of an injury». В переводе 1972 г.: «who forbids not only retaliation, not only vengeance, but even the remembrance and recollection of injury». 1198 Talio. 1199 Интерполяция, согласно Кройманну. 1200 Taliones. Конъектура Кройманна. В рукописи оба слова стоят в родительном падеже единственного числа. 1201 См.: Лк. 6:30. 1202 Другой возможный перевод: «чтобы никто не нуждался, во Второзаконии у тебя есть установленный для подающего образ Творца». 1203 Индикатив будущего времени. 1204 См:. Втор. 15:4. 1205 Конъюнктив настоящего времени. 1206 См.: Втор. 15:7—8. 1207 По мнению Кройманна, здесь пропущено слово со значением «исполнен».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

4 чудовища. Ср. Ис. 1,2.3 . подобно страусам. Страусы традиционно олицетворяют бесчувственность и безответственность родителей по отношению к детям (ср. Иов 39,16 ). 4 Евшие сладкое. Богатые и знатные люди не застрахованы от нищеты и опасностей ( Иер. 6,2 ; Ам. 4,1–3; 6,1 ). 4 Наказание. Или: «прегрешение». Безмерные страдания Иудеи неоднократно ассоциируются с ее греховностью. Содома. Олицетворение суда небесного ( Втор. 29,23 ; Ис. 1,10 ; Иер. 23,14 ; Иез. 16,46 ; Ос. 11,8 ; Ам. 4,11 ; Лк. 17,28–30 ). 4 а теперь. В наступившее лихолетье все социальные различия потеряли свое значение, «не узнают их на улицах». 4 Умерщвляемые мечом счастливее. Бедствия народа беспредельны и невыносимы. Смерти от голода предшествуют продолжительные страдания. Гнев Божий суров и беспощаден (ср. Втор. 28,54–57 ). 4 женщин... детей. См. ст. 3. 4 гнев. Гнев Божий следствие греховности Иудеи. 4 цари земли. Вероятно, имеется в виду уверенность в неприступности Сиона, укрепившаяся после неудачной попытки ассирийцев взять город в 701 г. до Р.Х. 4 лжепророков... священников. См. ком. к 2,20, а также Иер. 5,30.31 ; Мих. 3,9–12 . 4 бродили как слепые по улицам. Ср. Втор. 28,28.29 . осквернялись кровью. Бог в гневе Своем сделал сионских священников и пророков ритуально нечистыми. В Ис. 59,3 речь идет о крови, пролитой виновными. Здесь же, кровь, оскверняющая нечестивых, их собственная. 4 нечистый. Ср. Лев. 13,45 . они уходили. Проклятие, упоминаемое во Втор. 28,65.66 , исполнилось. 4 ожидали народ. Израиль и Иудея пытались найти помощь у политических союзников, а не у Господа (ср. Ис., гл. 7; 30,1–5; Иер., гл. 24). 4 быстрее орлов. Ср. Иер. 4,13 . 4 помазанник Господень. Здесь высказывается надежда на царя от ветвь Давидовой, ставшая наиболее актуальной после реформ Иосии ( 4Цар. 22,23 ). Реформы, хотя и носили религиозный характер, политически укрепляли независимость Иудеи и, казалось, подтверждали древнее обетование, данное Давиду (2 Цар., гл. 7). Последний царь Иудеи, плененный Навуходоносором, был Седекия ( 4Цар. 25,7 ). Тем не менее Иеремия предсказывал, что окончательное спасение придет через Давидову «Отрасль праведную» ( Иер. 23,5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Положиша осквернения своя в дому, идеже наречеся имя Мое, в нечистотах своих (34 ст.) – здесь речь о тех же нечистых языческих обрядах, которыми внесли иудеи осквернение в самый храм, посвященный Истинному Богу, о которых пророк говорил выше (см. 11:15 ср. 7:30). – Соградиша требища ваалу, яже в дебри сына Енномля, еже возносити сыны своя и дщери своя молоху (35 ст.) – об этих капищах в честь ваала, устроенных в долине Енномовой, где приносили в жертву молоху детей, пророк тоже упоминает выше (см.– 2:23; ср. 7:31–32; 19:5). – Ваал (господин) – это главное божество или идол ханаанских народов, от которых служение ему переняли и евреи, что случилось очень рано. Первый случай служения евреев ваалу, по свидетельству Св. Писания, был еще во времена Моисея, когда они еще приблизились только к пределам земли обетованной ( Чис. 21:41; 25:3 ; Втор. 1:3 ). По смерти Иисуса Навина служение ваалу упоминается уже очень часто ( Суд. 2:11–13; 3:7; 6:25; 8:33; 10:6 ; 1Цар. 7:4; 12:10 ; 3Цар. 11:4–8 ; 4Цар. 23:5, 13 ). По разделении царств служение ваалу особенно распространено было в царстве израильском ( 3Цар. 16:31–32; 18:18; 19:18; 22:53 ; 4Цар. 17:16 ); но нередко являлось оно и в царстве иудейском ( ; 2Пар. 24:7; 28:2, 33:3 ; Иер. 11:13 ). Под именем ваала чтили солнце, как царя неба, как начало производительной силы природы, подобно тому как под именем астарты чтили луну как царицу неба (ср. толков. на Ис. 65:3 ). – Почитание ваала выражалось различно: устрояли в честь его храмы или капища ( 3Цар. 16:32 ; 4Цар. 10:21 ), ставили истуканов или статуй ( 3Цар. 14:23 ; 4Цар. 3:2; 10:26; 18:4; 23:4–14 ; 2Пар. 14:3; 31:1; 34:4 ; Ис. 17:8; 27:9 : Иез. 6:4, 6 : Мих. 5:12 ), воздвигали алтари или жертвенники, особенно на возвышенных местах ( 4Цар. 23:12 ; Иер. 11:13; 19:5 ), совершали на них, а также на крышах домов ( Иер. 32:29 ) курения ( 4Цар. 23:5 ), приносили разные жертвы ( 3Цар. 18:23–26 ; Иер. 7:9 ), проводили детей чрез огонь ( 4Цар. 16:3; 23:10 ; 2Пар. 28:3, 33:6 ) и даже сожигали ( Иер. 19:5; 32:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

9 Риторическим вопросом: Для чего же ты ныне так громко вопиешь? – пророк упрекает Сион в неверии в тот момент, когда остаток, с которым Бог связывает будущее истории, уходит в вавилонский плен. Второй вопрос: Разве нет у тебя царя? (правильнее «Царя») – объясняет первый. «Царь» – это Бог, как подсказывают параллельные места: ст. 12 и Иер. 8:19 . Советник, Который отправляет их в плен, имеет тайную стратегию: через боль они дадут начало новой эре. 10 Чтобы исполнить историческое назначение Сиона, остатку, пережившему падение Иерусалима, повелевается страдать и мучиться… как рождающая. Ныне родовые муки означают, что остаток должен выйти из города (ср.: 4Цар. 25:2–7 ; Иер. 52:7 ), жить в поле ( Иер. 6:25; 14:18 ) и дойти до Вавилона, являющего собой образ духовного мрака. Но там (повторено дважды для усиления) Господь искупит их от рук врагов; это будет первым проблеском новой эры (см: 4:1). В 705 г. до н. э. Исайя предсказал вавилонское пленение в связи с прибытием посланных от Меродах Валадана, царя Вавилона ( 4Цар. 20:12–19 ; Ис. 39:1–8 ). Предсказание о том, что уцелевший остаток вернется в Иерусалим, исполнилось при Зоровавеле и Иисусе в 538 г. до н. э. 11 Если ныне в ст. 9–10 относится к вавилонскому пленению, то теперь в ст. 11 относится к осаде Иерусалима ассирийцами (см.: «Введение»). Имперская армия Ассирии состояла из наемников многих народов ( Ис. 29:7 ), нанятых на средства дани, взимаемой с покоренных народов. Войска (каждое под своим флагом) собрались против Сиона, торжествуя по поводу того, что святой город будет осквернен разрушением стен и проникновением захватчиков в его священные пределы, особенно в святая святых. К тому же они захотят наглядеться на город, притязающий на то, чтобы служить истинным воплощением неба на земле, и тем вынесут себе приговор. 12 Но они не знают мыслей Господних, а именно того, что Он собрал иху стен Сиона как снопы на гумно (часто встречающийся образ суда; Ис. 21:10 ; Иер. 51:33 ; Ос. 13:3 ). Сами того не ведая, они являются орудием своего поражения, сравнимого с поражением сатаны, не разгадавшего замыслы Бога в распятии Иисуса Христа ( 1Кор. 2:7–8 ). 13 Поэтому Михей повелевает остатку, собравшемуся вместе с ним в стенах осажденного Иерусалима, выйти из города (ср.: 2:13). Встань и молоти, ибо Бог дал им несокрушимый рог железный, чтобы пронзить врагов, и копыта медные, чтобы сокрушить (как шелуху и отбросы) многие народы. Остаток вернет ассирийские стяжания и богатства (добычу, захваченную в Иудее и еще не отправленную в Ассирию) и посвятит их Господу в Его надежно защищенный Храм (ср. с участью Самарии в 1:6–7). Тайная стратегия, которая начала осуществляться в 701 г. до н. э., продолжает действовать в священной истории ( Иер. 51:33 ; 1Кор. 2:7–8 ). 5:1–6 Рождение и возвышение Мессии

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

384 См:. Лев. 19:14,32; Притч. 24:21; 1 Петр. 2:17. 385 См.: Ис. 45:7. 386 Наказание смертью: человек вкусил запретный плод и, таким образом, не пожелал оставаться бессмертным. Имеется чтение «пожелал». 387 Ср.: Быт. 7:11—23. 388 Ср.: Быт. 19:24. 389 Ср.: Исх. 7:14—11:10. 390 Ср.: Исх. 4:21; 10:20. 391 Ср.: Исх. 5:2. 392 Ср.: Исх. 5:4. 393 Ср.: Исх. 1:11—14; 5:7—19. 394 Ср.: Исх. 32:35. 395 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 396 Интерполяция, по мнению Кройманна. 397 Ср.: Исх. 20:5; 34:7; Числ. 14:18; Пс. 109 108:14; Иер. 32:18 и в др. местах. 398 Кройманн так исправляет текст: «чтобы на весь род переходила как милость, так и немилость». 399 Ср.: Иер. 31 38:29; Иез. 18:2—4. 400 Конъектура А. Энгельбрехта. В рукописи: «всё Божье провидение определило». 401 Эти слова Кройманн помещает в конце 14-й главы. 402 Ср.: Исх. 15и в др. местах. 403 Ср.: 4 Цар. 19:16 и в др. местах. 404 Ср.: 2 Цар. 22:10 и в др. местах. 405 В сочинении «Против Праксея» 4 406 Лакуна, по мнению Кройманна. Пропущено слово со значением «будет тревожиться» или «будет приводиться в замешательство». 407 Интерполяция? 408 Ср.: Лк. 9:62. 409 Ср.: Мф. 5:45. 410 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 411 Ср.: Ион. 3:1—10. 412 Ср.: 4 Цар. 20:1—5. 413 Ср.: Дан. 4:31—33. 414 Ср.: 1 Цар. 14:38—45. 415 Ср.: 2 Цар. 12:13. 416 См.: Исх. 20:12—17. 417 Ср.: Исх. 21:1; Bmop. 15:12; Иер. 34:14. 418 Ср.: Лев. 25:4—6. 419 Вставка Кройманна. 420 Ср.: Втор. 25:4. 421 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое ересь жаждет?» 422 См.: Исх. 21:24. 423 Ср.: Исх. 21:25. 424 См.: Рим. 12:19; Евр. 10:30; ср.: Втор. 32:35. 425 A se tuta, — исправление Кройманна. В рукописи: astuta «лукавая»; имеется чтение aestuata «полыхающая». 426 Ср.: Лев. 11:1—47. 427 Ср.: Быт. 1:21—25. 428 Ср.: Числ. 11:4—8. 429 Frigescunt. Ср.: sine Сегеге et libero friget Venus «без Цереры (­ хлеба) и Либера (­ вина) хладеет Венера (­любовь)» (Ter. Eun., 732). 430 См.: Исх. 32:6. 431 Исправление Кройманна. В рукописи: «Наконец, чтобы человеку, приученному к необильной и неизысканной еде и не желающему впредь ничего слишком утонченного, легче было настроиться на пост в Боге».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010