Правда, в язычестве ничего нельзя найти в чистом и неискаженном виде, без преломления через многие призмы, но при этом в нем есть софийная полнота, не выявленная еще и в историческом христианстве (хотя, конечно, только в нем она и содержится в своем чистом виде). Язычество имеет предчувствия о всех трех божеских ипостасях. Бесспорно, оно знает Отчую ипостась, которую чтит под разными ликами (Мардука, Амона–Ра, Зевса, Юпитера и др.). Вне всякого сомнения, оно знает и ипостась Сына под образом страждущего, умирающего и воскресающего Бога (Озирис, Аттис, Адонис — Фаммуз, Эсмун, Дионис). Язычество предощущает — и именно в силу своего пантеистического натурализма — излияние в мир благодати Св. Духа, святящей его плоть, неуловимое веяние Утешителя. Отсюда понятно и вполне естественно, если мы встречаем вне христианства — в разной степени приближения — также и учения о троичности Божества, как это хорошо известно историкам религий. Заслуживает особого внимания еще одна отличительная черта язычества, именно то, что в его пантеоне присутствуют божества не только мужские, но и женские, и вообще божество имеет пол. Почитание богинь и наличность половых элементов в божестве обычно воспринимается как нарочитая религиозная мерзость и уж во всяком случае рассматривается как недопустимый антропоморфизм. Таково было отношение к этому еще в Ветхом Завете: борьба с культами женских божеств («астарт»  ) занимает видное место в проповеди пророков. Не менее непримиримы оказались здесь христианские апологеты, которым в общем следуют и новейшие богословы. Если же современному сердцу так много говорят имена Афродиты, Деметры, Изиды, то в том склонны видеть литературную вольность, каприз вкуса, эстетический рецидив язычества. Между тем здесь имеется серьезная и глубокая проблема, которая еще не подвергалась в христианстве надлежащему обсуждению. Действительно ли мы имеем тут только антропоморфизм, религиозный блуд, затемнение религиозного сознания, бред, не имеющий отношения к какой–либо религиозной реальности? Разумеется, понятно, почему ветхозаветная религия с ее строгим и непреклонным монотеизмом («ягвизмом»  ) не могла усмотреть здесь ничего, кроме демонолатрии и блуда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Итак, все эти пророчества поразительным образом исполнились, и что же раскрыло их исполнение, как не обретение ассиро-вавилонских таблиц, так ясно говорящих нам об этом великом событии? Что подтверждает пророчества Исаии, Наума, Софонии и повествования исторических книг Ветхого Завета, относящиеся к ассириянам и вавилонянам, как не результаты ниневийских раскопок? Наш век высоко ставит фактическую сторону всякого вопроса, и он совершенно прав. Но когда ему предлагаются такие факты, которые на пространстве трех тысяч лет, с полным беспристрастием, не перестают подтверждать Св. Писание, то неужели он станет отвергать их только потому, что иначе ему пришлось бы принять поистине чудесную точность Слова Божия, a следовательно доверять ему, как оно того заслуживает? Но тогда это было бы преднамеренным недоверием, не имеющим ничего общего не только с добросовестностью, но и со всякого рода научными притязаниями. Ибо свойство истинного ученого заключается в том, что когда факты должным образом установлены, он с полным беспристрастием преклоняется пред истиной. IV раздел Мы перейдем теперь к поэтическим и религиозным произведениям ассиро-вавилонян. Из произведений ассиро-вавилонской поэзии сохранились в клинообразном начертании и разобраны пока отрывки из большой поэмы, разделенной на двенадцать песней, по числу знаков зодиака, и изложенной на двенадцати больших глиняных плитах, по крайней мере, насколько можно судить по числу найденных обломков. Сущность этой поэмы, представляющей собою самую древнюю из когда-либо существовавших эпических поэм, заключается в следующем. Два божества: Думузи (у пророка Иезекииля, 8:14, Фаммуз, а у греков Адонис) и жена его Истара (у хананеев и в Библии Астарта, богиня плодоносящей любви) царствовали в южной Халдее, или стране Сумер, столицею которой был Ерех. По смерти Думузи, еламиты овладевают царством и низлагают его вдову царицу. Это был зверолов, известный своею силою (он задушил, например, льва своими руками, что неоднократно изображено на барельефах, украшавших вход в ассирийские дворцы). Имя его ассирологи читают пока Издубар, но, вероятно, это никто иной, как библейский Нимрод (Намруту, Быт.10:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

8:5. Идол ревности. Аналогичным образом говорится и об изваянии богини Ашеры, которое Манассия установил в храмовом комплексе (в оригинале 2Пар. 33:7,15 ). Хотя здесь речь может идти о другом идоле, не исключено, что это была именно статуя Ашеры. Это подтверждается тем, что слово, обозначающее здесь идола, необычно и могло быть заимствовано у финикийцев или хананеев. Согласно второй заповеди, любое изображение, ставшее объектом поклонения, могло вызывать ревность Яхве. 8:10. Настенные росписи как объект поклонения. Здесь речь идет об идолах, которые вырезаны на настенных рельефах. Это искусство было хорошо известно в Ассирии и Вавилоне. Ст. 12 разъясняет далее, что каждый из семидесяти мужей поклонялся в отдельной нише (комнате), где было рельефное изображение идола. Тот факт, что эти рельефы изображали животных, указывает на связь с египетскими заупокойными ритуалами. В Ханаане или Месопотамии животные обычно не были объектами поклонения. Но египтяне совершали отвращающие ритуалы, чтобы изгнать различных животных и насекомых из могил своих предков, а каждение с этой целью использовалось по всему древнему Ближнему Востоку. Возможно, настенные росписи в месопотамских жилищах, на которых изображались муравьи и тараканы, также предназначались для отпугивания этих насекомых. 8:14. Плач по Фаммузу. Шумерский полубог Фаммуз (Думузи), подобно другим «умирающим богам», связанным с культом плодородия, проводил часть года в подземном мире (в засушливый, мертвый сезон), после чего возвращался к жизни в сезон дождей, сева и жатвы. Месопотамский ритуал, который был составной частью его культа, включал мольбу к богам о возрождении Фаммуза и восстановлении плодородия земли. Кроме того, в ритуал входила целая серия плачей (основанных на плаче его супруги Инанны, а также плачах его матери и сестры, содержащихся в цикле мифов об Инанне и Фаммузе). Женщины, совершавшие этот ритуал, должны были рыдать и проливать слезы (в знак ожидания излития дождя). Тот факт, что Иезекииль описывает женщин, которые совершают этот ритуал перед воротами храма в Иерусалиме, может означать либо принятие этого бога плодородия вместо Яхве, либо плач по Яхве как умирающему и воскресающему богу плодородия с использованием сложившегося обычая плача по Фаммузу. Это означает, что в Иерусалиме процветали не только хананейская и египетская, но и месопотамская ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Могила царя Кира сохранилась до настоящего времени. Она находится в Южном Иране, около Персополиса. Это скромное небольшое каменное строение. Шесть квадратных плит, образуя ступени, ведут к небольшой комнате, над входом в которую когда-то еще можно было прочитать следующую надпись: «О человек! Кто бы ты ни был и когда бы ты ни пришел, — потому что я знаю, что ты придешь, я — Кир который дал персам империю. Не позавидуй мне, не позавидуй этому клочку земли, который покрывает мое тело».  Приложение 4  Счет месяцев: Названия месяцев — ДРЕВНИЕ И АССИРО-ВАВИЛОНСКИЕ, число дней в месяце, особые дни Соответствует месяцам современного календаря в священном году в гражданском году I II III IV V VI VII VIII IX Х XI XII XIII 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 АВИВ, НИСАН 30 дней 14. Пасха 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя. ЗИФ, ИЯР 29 дней 14. Вторая пасха — для тех, кто не мог совершить первую. СИВАН 30 дней 6. Пятидесятница или праздник седмиц. Принесение начатков жатвы пшеницы и начатков всех плодов земли. ФАММУЗ (ТАММУЗ) 29 дней 17. Пост. Взятие Иерусалима. АВ 30 дней 9. Пост. Разрушение храма Иерусалимского. ЭЛУЛ 29 дней АФАНИМ, ТИШРИ 30 дней 1. Праздник труб. Новый год. 10. День очищения. 15–22. Праздник кущей. БУЛ, МАРХЕШВАН 29 дней КИСЛЕВ (ХАСЛЕВ) 30 дней 25. Праздник обновления. ТЕБЕФ 29 дней ШЕВАТ 30 дней АДАР 29 дней 11. Пост Есфири. 14–15. Праздник Пурим. ВЕАДАР (Вставной) март — апрель апрель — май май — июнь июнь — июль июль — август август — сентябрь сентябрь — октябрь октябрь — ноябрь ноябрь — декабрь декабрь — январь январь — февраль февраль — март март В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса. Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя. Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху. Другие месяцы названий не имели, лишь в рассказе о постройке храма Соломона приведены финикийские названия трех месяцев: зиф (месяц цветения), афаним (месяц бурных ветров) и бул (месяц произрастания). После вавилонского плена появились приведенные в таблице ассиро-вавилонские названия месяцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

59 λλ’ σονται πεποιθοτες π τν γιον του σραηλ, как имеется и в одном из греческих списков Библии. 60 Δεβρα, как имеется также в одном из греческих списков Библии, тогда как во всех других списках ни сего слова, ни приведенного в предшествующем примечании изречения не имеется, и только вместо слова: δενδρα в них стоит τ λση, откуда и славянский перевод: на дубравы. 61 Γμ ς. Так и во многих списках греческого перевода Библии, между тем как в некоторых читается откуда и в славянском: ны. 65 О мифе касательно Адониса и о празднестве, здесь упоминаемом, см. у Овидия в «Метаморфозах (Превращениях)» X, 288–739; у Феокрита в 15 идиллии; у Виона в его πιυαφιος δωνιδος и др. Главное участие в этом празднестве, как то видно будет и из дальнейшего, принадлежало женщинам. 66 Миф об Адонисе и описываемое здесь празднество означают жизнь природы, пробуждающуюся весной и как бы замирающую на зиму. Миф – сирийского происхождения и самое имя Адонис значит «господин» (сравнить еврейское – Господь, господин). И Θαμμουζ или Θαμος есть имя не одного Египетского царя. Смотреть Platonis, Phaedr. 274, d. e. Polyaen. 2, 3, 5. Самое имя это (евр. ) буквально значит «сын жизни», а затем, вообще – «Отпрыск», «Потомок», почему бог Дузи или Фаммуз значит «Божественный Потомок» «Дитя Божие». Соответствующее сему имени имя Адонис, без сомнения, перешло к Грекам от Финикиян, у которых было одним из имен Ваала, как бога солнца, оживотворяющего природу весною после зимнего ее как бы засыпания, умирания. 67 Σταχυς. Так и в некоторых списках греческой Библии; но в большей части их νθος, откуда и славянское цвет. 68 πεκλθη. Так читается и в некоторых греческих списках Библии, хотя в большинстве их этого слова и нет. 70 Ринокорура или Риноколура, также Ринокоруры или Риноколуры был город на берегу Средиземного моря в северо-восточной части Египта и причислялся то к Египту, а то к Сирии (Финикии). Этот город в свое время имел важное значение, как складочное место для арабской торговли. Ныне Каср-Эль-Ариш. Смотреть Liv. 45, 11 и Strab. Georg. XVI, 741. 750.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Астарта. Хананейская и финикийская богиня, супруга бога Ваала, ассоциирующаяся с плодородием и известная как богиня войны. Ахикар. Советник ассирийского царя Сеннахирима (704–681 гг. до н.э.), который был осужден на изгнание и написал ряд поучений о «мудрых» и «неразумных» мужах, обнаруживающих сходство с некоторыми положениями из Книги Притчей. Бронзовый век. Историческая эпоха (разделяющаяся на ранний, средний и поздний периоды), охватывающая приблизительно 3000–1200 гг. до н. э. и характеризующаяся распространением металлургии бронзы. Ваал. Хананейский и угаритский бог бури и плодородия. Вавилон. Крупный месопотамский город, расположенный в месте наибольшего сближения Тигра и Евфрата и доминировавший в истории этого региона на протяжении нескольких периодов. Гадание. Процесс распознавания воли божества (богов) с помощью исследования природных явлений (формы облаков, внутренностей животных) или бросанием жребия. Генотеизм. Религия, приверженцы которой признают существование других богов, но настаивают на превосходстве одного бога. Геродот. Греческий историк, живший в V в. до н. э. Он прославился своей «Историей» (ок. 445 г. до н. э.), посвященной описанию греко-персидских войн, в том числе сражений при Марафоне, Фермопилах и Саламине. Гесиод. Греческий философ VIII в. до н. э. Его основной труд, «Теогония», – древнейшее из дошедших до нас греческих произведений о сотворении мира и происхождении богов. Гильгамеш. Шумерский царь Урука, ставший прототипом знаменитого героя месопотамской литературы. В посвященном ему эпосе содержатся рассказы о потопе и о поисках бессмертия. Глиптика. Разновидность искусства резьбы, особенно широко представленная на печатях, где вырезалось зеркальное изображение, с тем чтобы отпечаток на глине или воске выглядел правильно. Демотическое письмо. Скорописная форма египетского письма, появившаяся примерно в 700 г. до н. э. и представляющая более практичное курсивное письмо по сравнению с предшествующей пиктографической иероглификой. Думузи (Фаммуз). Месопотамский бог, супруг богини Иштар, чья смерть и пребывание в подземном мире символизируют смену времен года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:1–18 Пророк перечисляет разновидности процветавшего в городе идолопоклонства: поклонение «идолу ревности» (ст. 5,6); поклонение «животным» (ст. 7–13); культ «Фаммуза» (ст. 14,15); поклонение «солнцу» (ст. 16). Все слои общества были заражены грехом: и старейшины (ст. 11,12), и женщины (ст. 14), и даже священники (ст. 16). 8 вот подобие мужа. См. 1,27. 8 принес меня... в Иерусалим. Некоторые исследователи предполагали, что пророк на самом деле перенесен был Духом Божиим в Иерусалим или что он сам однажды совершил туда поездку (см. ком. к 6,1–3). Но эти предположения не являются обязательными: пророк здесь путешествует лишь в воображении, такое с ним бывало и раньше, а также случалось с другими пророками (3,12.14; 37,1; 40,1; 2Кор. 12,20 ). 8 с северной стороны у ворот. Эти ворота соединяли внешний двор храма с внутренним. идол ревности. Ср. ст. 3: «возбуждающий ревность». Он навлекает на себя особый гнев ревнующего о собственной чести Господа ( Исх. 20,5 ), потому что как раз на этом месте следовало пребывать славе Божией (см. ст. 4), а отнюдь не идолу. Под идолом ревности подразумевается, вероятно, Астарта, ханаанская богиня. 8 изображения... животных. Поклонение животным это поклонение твари, а не Творцу ( Рим. 1,25 ). Человек по обетованию Божию должен владычествовать над животными ( Быт. 1,28 ), а не обожествлять их. 8 Иезания, сын Сафанов. Писец Сафан был исполнителем реформы царя Иосии ( 4Цар. 22,3–14 ; 2Пар. 34,8.15–20 ). Воскурение благовоний во храме составляло исключительное право священников ( 2Пар. 26,16–21 ; Исх. 30,7–10 ; Чис. 16,40; 18,1–7 ). 8 по Фаммузе. Во времена Иезекииля Фаммуз почитался как бог плодородия и владыка низшего мира. Поклонение Фаммузу было связано с ежегодными циклами умирания и возрождения растительности. См. Втор. 28,11.12 ; Агг. 1,10.11; 2,15–19 ; Зах. 8,10–12 ). 8 двадцати пяти мужей. В помещение между жертвенником и притвором храма могли входить только священники. Храм смотрел на восток. Вместо того, чтобы обратить свои лица ко храму и, будучи предстателями народа, оплакивать его прегрешения (9,4; ср. Иоил. 2,17 ), эти двадцать пять мужей буквально повернулись спинами к дому Божию и ко Господу, меж херувимами восседающему в нем, чтобы поклониться восходящему солнцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Счет месяцев:   Названия месяцев — ДРЕВНИЕ И АССИРО-ВАВИЛОНСКИЕ, число дней в месяце, особые дни   Соответствует месяцам современного календаря   в священном году в гражданском году АВИВ, НИСАН 30 дней 14. Пасха 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя.   ЗИФ, ИЯР 29 дней 14. Вторая пасха — для тех, кто не мог совершить первую.   СИВАН 30 дней 6. Пятидесятница или праздник седмиц. Принесение начатков жатвы пшеницы и начатков всех плодов земли.   ФАММУЗ (ТАММУЗ) 29 дней 17. Пост. Взятие Иерусалима.   АВ 30 дней 9. Пост. Разрушение храма Иерусалимского.   ЭЛУЛ 29 дней   АФАНИМ, ТИШРИ 30 дней 1. Праздник труб. Новый год. 10. День очищения. 15–22. Праздник кущей.   БУЛ, МАРХЕШВАН 29 дней   КИСЛЕВ (ХАСЛЕВ) 30 дней 25. Праздник обновления.   ТЕБЕФ 29 дней   ШЕВАТ 30 дней   АДАР 29 дней 11. Пост Есфири. 14–15. Праздник Пурим.   ВЕАДАР (Вставной) март — апрель   апрель — май   май — июнь   июнь — июль   июль — август   август — сентябрь   сентябрь — октябрь   октябрь — ноябрь   ноябрь — декабрь   декабрь — январь   январь — февраль   февраль — март   В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса. Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя. Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху. Другие месяцы названий не имели, лишь в рассказе о постройке храма Соломона приведены финикийские названия трех месяцев: зиф (месяц цветения), афаним (месяц бурных ветров) и бул (месяц произрастания). После вавилонского плена появились приведенные в таблице ассиро-вавилонские названия месяцев. Гражданский год начинался и кончался осенью. Начало месяца определялось по появлению видимого серпа луны; этот день, новомесячие, был праздничным. Когда новолуние случалось сразу после 29-го дня, немедленно начинался новый месяц; если нет, вставлялся 30-й день. Поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно (от одного новолуния до другого проходит 29 1/2 суток). 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составляет целый месяц, поэтому раз в три года добавлялся 13-й (вставной) месяц и получался год в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

1520 По мнению Зейделя (Die Religion und die Religionen. v. Seydel. 1872. S. 124 – 128), Молох был обще-семитическим божеством, и у евреев уже впоследствии получил возвышенный характер. Самое жертвоприношение Исаака Авраамом объясняют из этого культа Молоха, предполагая, что служение ему и было древнейшим, общепризнанным и законным культом у древних евреев, наравне с другими семитическими народами (Orthodoxe israelitische Dienst.) Batke, Plank, Daumer. Herzog. Encyklop. für Prot. Theologie B. 9. Moloch. S. 720. 1522 Феофилакт в толковании на 7 гл. Деян. говорит, что символом Молоха служил блестящий черный камень – ες ωσφρε τπον, т. е. в указание на утреннюю звезду, или для обозначения, что утренняя звезда служила его типом. Herzog. Encyklop. В. 9. Moloch. S. 716. 1523 С этой точки зрения на Молоха нужно смотреть, как на материализацию и грубое искажение библейского учения о неприступном величии божества, которое есть «огнь поядающий». Логически основательнее предположить, что понятие Молоха есть вырождение и огрубение истинных представлений о могуществе божества, чем наоборот. В доказательство того, что Молох был древним богом евреев, обыкновенно указывают на место из пророка Амоса 5, 26: «восприясте скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана», – но оно никак не может служить таким доказательством, наоборот – здесь напоминаются заблуждения евреев и уклонения их к идолопоклонству. 1525 Египтяне ли заимствовали этот миф у финикиян, или наоборот, финикияне от египтян, – сказать трудно. Может быть, ни то, ни другое. 1527 Этого мнения держится Эвальд, а за ним и другие. Наоборот, Хвольсон находит это сомнительным, на том основании, что в Agricultura Nabataeorum Таммуз упоминается, как апостол и мученик нового, им основанного культа, и после, подобно Будде, обоготворен своими последователями. Die Ssabier. II, 210. Именем этого же бога в Сирии называли и месяц июль. Сходство его с Адонисом в том только, что мученическую смерть его оплакивали женщины (на востоке умершие оплакиваются только женщинами). Но причина смерти другая. Он жестоко замучен царем за то, что первый начал учить поклонению 7-ми планетам и зодиакальным знакам. Культ этого бога, как и миф о нем, в Сирии очень древен. После его действительно смешивали с Адонисом, как и самого Адониса с Озирисом и с греческим Дионисом, и самые мифы о всех этих богах были перемешаны. Ibidem. II, S. 27, 201, 205, 209, 606. Если Фаммуз и Адонис одно и то же, то имя первого, которое значит: «разлучение, разделение», указывает в нем также бога весеннего солнца. Он разлучается со своей возлюбленной Baaltis, т. е. производительная сила его удаляется от природы. Тот же смысл дает и то обстоятельство, что Таммузу в Сирии посвящен был месяц июль, со времени которого начинается убивающая растительность жара. Movers. Untersuchung. über d. Relig. d. Phoeniz. I. S. 196.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Идол, кумир Идол, Кумир ( Исх. ХХ:3, 4 ; Bmop. IV:16 ; Puм. II:22 ; IKop. VIII:4; I Uh.V, 21 ) – есть изображение какой-либо твари небесной, или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога поклоняются и служат. Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам, как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Названия идолов в еврейском языке различны и наиболее употребительные суть следующие: Елилам, или суетность, ничтожество. Идолы назывались так, потому что истинные чтители Бога смотрели на них как на вещь, не имеющую никакого значения. Елил ( Uc. LVII, 5 ) – ложные боги. Гиллулим ( Лeb. XXVI, 30 и др.) – обрубки, истуканы, пни. Гевел или Авен ( Bmop. XXXII, 21 и др.) – тщета, пустота. Хамманим ( II Nap. XXXIV, 7 ) – быть может, изображение Ваал-Хамона, бога солнца. Мифлецеф ( III Цap. XV, 13 ) – предмет страха, ужаса, страшилище. Шиккутц ( II Nap. XV, 7 ) – мерзость языческая. Семел ( II Nap. XXXIII, 7, 15 ) – образ, символ, подобие. Терафим ( Зах. Х, 11 ) – изображения домашних богов, подобных пенатам у римлян. Их почитали виновниками домашнего счастья и вопрошали, как оракулов ( Cyд. XVII, 5 , Ueз. XXI, 21 и др.). Кроме сих имеются еще и другие различные названия идолов на еврейском языке. Главнейшими идолами или лжебогами в древности, как то видно из Свящ. Писания, были следующие: Адрамелех и Анамелех – боги сепарвимские ( 4Цap. XVII, 31 ). Ашима – божество емафян ( 4Цap. XVII, 30 ). Астарта – божество сидонское ( Cyд. II, 13 ; IIIЦap. XI, 33 ). Ваал ( Cyд. II, 11–13 ). Дагон – бог филистимский ( Cyд. XVI, 23 ). Веельзевул (бог мух) – божество аккаронское ( 4Цар. 1, 2 ). Хамос – бог моавитский ( III Цap. XI, 33 ). Диана, или Артемида, чтимая особенно в Эфесе ( Дeяh. XIX, 24–27 ). Молох, или Милхом, лжебог или мерзость – божество аммонитское ( Дeяh. XVIII, 21 ; IIIЦap. XI, 33 ). Юпитер и Меркурий, иначе Зевес и Ермий ( Дeяh. XIV, 12 ). Нево (пал Ваал, низвергся Нево) ( Uc. XLVI, 1 ). Богиня неба ( Uep. XLVI, 17, 25 ). Ремфан – идол в виде звезды, как полагают, планеты Сатурна ( Дeяh. VII, 43 ). Римон ( 4Цap. V, 18 ). Фаммуз ( Ueз. VIII, 14 ) – божество сирофиникийское, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002   003     004