Израильский ученый М. Гринберг, автор комментария на И. п. к., приходит к выводу, что книга написана прор. Иезекиилем и обладает тематическим и стилистическим единством. Помимо общих критико-экзегетических тем, связанных с И. п. к., ряд исследований посвящен интерпретации отдельных слов и выражений, понимание к-рых вызывает затруднения («ветви подносят к носам своим» - Иез 8. 17; «идол ревности» - Иез 8. 3;   - напасть - Иез 7. 7, ср. англ. переводы: morning в «King James Version», your turn в «New Jerusalem Bible»), а также интерпретации отдельных пассажей и глав книги, представляющих особый интерес или вызывающих недоумение и даже неприятие у совр. читателя (главы 16; 18; 26-28; 37. 1-10(14); 38-39; 44). Одна из достаточно специфичных для интерпретации И. п. к. тем - влияние на нее лит-ры и культуры Месопотамии, с к-рыми автор должен был соприкасаться вплотную. Знакомство Иезекииля с вавилонской культурой в некоторых моментах вполне очевидно (см., напр., единственное в ВЗ упоминание распространенного в Вавилонии гадания по печени (Иез 21. 26)); в большинстве же случаев требуется кропотливая работа филолога для выявления месопотамских параллелей и аллюзий. Р. Франкена отмечает знакомство Иезекииля с месопотамским эпосом об Эрре, отразившееся в употреблении нек-рых лексем ( Zimmerli. 1979. Vol. 1). Позднее еще на одну параллель с эпосом об Эрре указал М. Анбар, обнаруживший в Иез 22. 24 аллюзию на представление об исключительном городе, к-рого не коснулся потоп «в день гнева» (ср.: Эпос об Эрре 4. 50: «...даже Сиппар, вечный город, который Господин Стран не дал затопить водам потопа...» - Anbar. 1979). Подробному сопоставлению И. п. к. и Эпоса об Эрре посвящена монография Д. Боуди, в к-рой дается обзор общих проблем месопотамского контекста И. п. к. (см.: Kutsko. 2000. P. 18). М. Астур высказал предположение, что замысел пророчества о Гоге (главы 38-39) восходит к месопотамскому мифологическому тексту, известному под названием «Легенда Нарам-Сина из Куты», созданному в старовавилонский период и популярному в новоассир. период. Этот текст, как и Иез 38-39, посвящен нашествию с севера (из Анатолии) войска под предводительством неск. князей во главе с одним верховным вождем ( Astour. 1976).

http://pravenc.ru/text/293579.html

Правда, в них много говорится о суде Божием над евреями – о бедствиях и карах, которые или постигли или скоро постигнут этот народ, имеющий подпасть под власть язычников 303 ; пророки, указывая евреям на эти грядущие бедствия, даже убеждали евреев не противиться пленившим их (см., например, послание Иеремии). Но конечной целью всех этих предсказаний и угроз служил всё-таки призыв народа к покаянию и обращению к Иегове ( Иер. 3:3–25 ; Иез.9–11 главы и др.) главной мыслью всех пророческих писаний этого времени, зерном, к которому сводилось всё остальное содержание их, была всё-таки мысль о победе Израиля над язычниками и погибель последних. Когда народ еврейский сознает Свои грехи, отвратится от своего злого пути и обратится к Иегове, Богу Своему, всем сердцем своим; тогда прекратятся дние оны, Бог возвратит народ Свой в его отечество, и прославит Иерусалим ( Иер.3:11–17; 4:1–4 ). Страдания Сиона суть страдания рождения будущего Царя, Который освободит народ Свой от власти язычников и, как добрый пастырь, соберёт рассеянное стадо Израиля ( Иез.34:17–31 ). Израиль снова будет народом Иеговы ( Иез.36:1–31 ), возлюбленным Его. Иегова соберёт и оживит тогда Израиля, как мёртвые кости, соединяющиеся с телом своим и снова оживающие ( Иез.37:1–14 ); Он заключит тогда мир с Израилем и оснуёт новое царство истинной теократи ( Иез. 40:48 ) с храмом более славным, чем первый храм ( Агг. 2:10–20 ; Соф. 3 гл.). Это теократическое царство будет плодом победы Израиля над врагами его, пленившими его, которые погибнут ( Агг.2:21–25 ; Соф.2:19–20 ). Слепые орудия гнева Иеговы на народ Свой, эти враги Его – жестокие, свирепые и нечестивые язычники получат вполне воздаяние, которое воздавали они иудеям, и гнев Иеговы, направленный теперь на иудеев для их исправления, перейдёт на врагов Иеговы и уже не для исправления их, а для их истребления с лица земли ( Авв.2 и 3 гл.). Вторгающиеся в землю израилеву, они сами отданы будут в порабощение пленённым ими евреям; над ними будет тяготеть вечное проклятие и они будут уничтожены ( Иез.25:1–15; 36:1–10; 38:1–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

31 город. Т.е. Иерусалим. от башни Анамеила до ворот угольных. Упоминание построек, располагавшихся на противоположных концах Иерусалима, подчеркивает, что речь идет обо всем городе (см. 2Пар. 26,9 ; Зах. 14,10.11 ). Возрождение Иерусалима будет первым знаком исполнения обещаний нового завета. 31 землемерная вервь. См. также Иез. 40,3 ; Зах. 1,16; 2,1 . до холма Гарива... Гоаф. Об этих местах Иерусалима ничего не известно. 31 долина. Т.е. Енномова долина (см. 7,32.33). конских ворот. См. Нав. 3,28 . Глава 32 32 в десятый год Седекии. Т.е. в 587 г. до Р.Х. В последний раз Иерусалим был осажден в 588 г. до Р.Х., а падение города произошло в следующем году. Данная Глава повествует об одной из нескольких встреч Иеремии и Седекии (см. 21,3–7; 34,1–7;37,3–8.17–20; 38,14–28). 32 в Анафофе. Т.е. в родном городе Иеремии (см. 1,1). по праву родства тебе надлежит купить его. Скорее всего, Анамеил должен был продать поле, чтобы покрыть долг, а Иеремии, как родственнику, надлежало выкупить его имущество (см. ком. к 31,11). Приобретение поля в то время, когда народ оказался перед лицом утраты всей своей земли, на первый взгляд, казалось бессмысленным. 32 семь сиклей серебра и десять серебренников. Скорее всего, это была обычная цена, хотя в данных обстоятельствах поле вообще ничего не стоило. 32 домы и поля и виноградники... в земле сей. Символический смысл заключенной сделки в том, что Иудея снова сможет обладать своей землей и наслаждаться жизнью во исполнение обещанного нового завета (29,14 и ком.; 31,38.40). 32 чудеса и знамения. См. Исх. 7,3 . между всеми людьми. Власть Божия распространяется на все человечество. 32:21 Ср. Втор. 26,8 . См. также ст. 20; Исх. 15,14–16 . 32 сожгут. См. 21,10; 34,2; 37,8. на кровлях... возносились курения Ваалу... возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня. Перечисление грехов, в которых Иеремия обвинял Иудею (см. 1,16; 7,18; 19,13, а также Втор. 31,29 ). 32 с раннего утра. См. 7,13. не хотели принять наставления. См. 2,30; 5,3; 7,24; 11,8. 32 Молоху. Имя божества аммонитян (см. 49,1.3; Лев. 18,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В рукописи: «был воскрешен». 1368 Ср.: Лк. 9:10—17. 1369 Ср.: Исх. 16:35. 1370 Ср.: Лк. 9:14. 1371 Ср.: Исх. 12:37. 1372 Ср.: 3 Цар. 17:7—16. 1373 Ср.: 4 Цар. 4:42. 1374 См. 4 Цар. 4:43—44. 1375 Ср. Лк. 9:13. 1376 Ср. Лк. 9:20. 1377 Ср. Лк. 9:21. 1378 Ср. Лк. 9:22. 1379 См.: Лк. 9:24. 1380 Ср.: Дан. 3:92. 1381 См.: Ис. 57:1. 1382 Кройманн предполагает здесь лакуну: «Но и славна, — говорит Давид, — смерть». Рукописное чтение: «чем при гонениях святых Его». 1383 См.: Пс. 116:15 115:6. 1384 Ср.: Лк. 9:24. 1385 См.: Лк. 9:26. 1386 Кройманн предполагает здесь лакуну: «Таким образом, Христос также является моим». 1387 Насмешкам. 1388 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и». 1389 Ср.: Гал. 3:13. 1390 Ср.: Лк. 9:26. 1391 См.: Пс. 8:6. 1392 См.: Пс. 22 21:7. 1393 Ср.:Пс. 53:5. 1394 Ср.: Быт. 1:26. 1395 Ср.: Иез. 20:32. 1396 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Ведь». 1397 Ср.: Лк. 9:30. 1398 См.: Л к. 9:35. 1399 Ср.: Лк. 9:31. 1400 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так в». 1401 Вставка Кройманна. 1402 Принципал — старшее должностное лицо в муниципальном городе. 1403 Consummator novi. Ср.: Мал. 4:5—6; Мф. 11:14; Лк. 1:17; Tert. De an., 35, 5—6. 1404 Конъектура Кройманна. В рукописи: «из-за нераздельности с Ним». 1405 См.: Лк. 9:33. 1406 Цитата из Лк. 9:33, на которую ссылались маркиониты. 1407 Конъектура Кройманна. В рукописи: «затемняется силой. Божественный, хотя об этом у нас с психиками имеется спор». 1408 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1409 Конъектура Кройманна. В рукописи: «сказал бы». 1410 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не знает». 1411 См.: Мк. 8:29; Мф. 16:16; Лк. 9:20. 1412 Ср.: Лк. 9:28. 1413 См.: Втор. 19:15. 1414 Ср.: Исх. 19:16—20. 1415 Ср.: Исх. 19:16; Лк. 9:34. 1416 Кройманн выделяет здесь парентезу. 1417 См.: Пс. 2:7. 1418 См.: Ис. 50:10. 1419 См.: Лк. 9:35. 1420 Конъектура Кройманна. В рукописи: «подразумевается». 1421 См.: Лк. 9:35. 1422 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Того, стало быть, слушайте, о Котором». 1423 См.: Втор. 18:15; Деян. 3:22. 1424 См.: Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

В сем последнем и заключается чудо самого события, т. е. его Божественное свойство, как чуда Божия. То обстоятельство, что пред временем явления сего «видения от Господа» Ап. Петр «пришел в особенное состояние своего духа, именуемого экстазом» (πεσεν π’ ατν κστασις, – προσευχμενος εδον ν κστσει ραμα: «молясь я видел в экстазе видение» – Деян.11:5 ), дает нам разуметь важность и значение духовно-нравственного состояния в те моменты, в которые даруются, «человеку Божию» откровения «свыше» посредством «видений от Господа, как образов-схем «отвлечения жизненного или живой картины»: это духовно-нравственное состояние должно быть созерцательно возвышенным, восхищенным и целостно-безраздельно сосредоточенным в моменте предносящегося и открывающегося «видения». Говоря о сем состоянии, прор. Иезекииль определяет оное точнее и свидетельствует о нем, как о состоянии «восхищения духа человеческого Духом Божиим в видениях Божиих» (См. Иез.37:1; 40:1–2; 11:1; 8:3 ). «Видение прор. Иезекиилем «поля, полного костей», пришедшего, по слову Божию, в «движение, сблизившихся – кость с костью своею, обтянувшихся жилами, обложившихся плотию и кожею, оживших от вошедшего в них духа, оживших и ставших на ноги свои в весьма, весьма великом полчище» ( Иез.37:1 ...10), и видение Иезекиилем «херувимов» четырехликих и «колес, полных очей, шествующих, куда дух хотел идти», – видение свода с подобием престола по виду как бы из камня самфира, а над подобием престола видение подобие человека вверху на нем и некоего огня и сияния вверху его, в каком виде бывает радуга на облаках во время дождя» (См. 1 гл. 4...28; 10:1...20), – дают нам указание на то, что объективная реальность «внешней формы» в «видениях схематических», будучи «отвлечением действительности или, как мы выразились, «живою картиною» оной, содержанием своих знаменательных образов и символических действий служит, с одной стороны, дополнением пророчеств Божиих, с другой стороны, их наглядным объяснением. Так «поле, полное костей – оживших», означало то, что, с окончанием плена вавилонского, народ еврейский снова возымеет, по всеблагому промыслу Божию, «дух жизни в своей земле и, выведенный якобы из гробов», снова сделается народом, живущим в «духе Божием», и потому народом, в коем будет «вложен Дух Его – Господа» ( Иез.27:11 ...14); «херувимы» же и «колеса, полные очей – шествующия», с остальными образами данного «видения», означали и означают вообще пути промысла Божия, соблюдавшего в народе еврейском и соблюдающего всегда в мире «всевидящим Оком Своим» и чрез служение Ангелов «Святыню Свою, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Богородичные гомилии Н. К. отличаются изысканным стилем, подчас неск. усложненным. Это важнейший памятник визант. мариологической гомилетики (ср.: Jugie. 1926. P. 458), содержащий также немало иных богословских тем. Н. К. опирается на предшествующую гомилетическую традицию (ср.: Spiteris, Conticello. 2002. P. 331), но при этом предстает как оригинальный богослов (о богословии богородичных гомилий см.: Νλλας. 1969; Idem. 1970; Idem. 1979). Н. К. принадлежат также 3 гомилии, посвященные Христовым Страстям и Вознесению. «Слово на спасительные и животворящие Страсти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Λγος ες τ σωτρια κα ζωοποι πθη το Κυρου κα Θεο κα Σωτρος μν Ιησο Χριστο; BHG(NA), N 414g; изд.: Ψευτογκς. 1976. Σ. 92-112; указание не использованной издателем рукописи: Spiteris, Conticello. 2002. P. 332). «На спасительную Страсть» (Ες τ σωτριον πθος; изд.: Ψευτογκς. 1981. Σ. 348-365); сохранилась в единственной рукописи, конец утрачен. Прослеживается связь с 6-й и 7-й книгами трактата «О жизни во Христе» (Ibid. Σ. 343-344; Spiteris, Conticello. 2002. P. 332). «Слово на Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Λγος ες τν νληψιν το Κυρου κα Θεο κα Σωτρος μν Ιησο Χριστο; изд.: Ψευτογκς. 1976. Σ. 113-123; рус. пер.: А. В. Шек; ред., примеч.: А. Г. Дунаев: БВ. 2010. 10. С. 125-138). Н. К.- также автор 3 Слов, посвященных видению прор. Иезекииля на р. Ховар . Эти Слова нередко включают в состав «экзегетических сочинений» Н. К. «Слово на видение пророка Иезекииля» (Λγος ες τν το προφτου Ιεζεκιλ ρασιν; изд.: Ψευτογκς. 1976. Σ. 55-62). В этом Слове Н. К. предлагает типологическое толкование 4 животных, явленных в видении прор. Иезекиилю (Иез 1. 5-28). «Разъяснение к видению пророка Иезекииля» (Σημασα ες τν ρασιν το προφτου Ιεζεκιλ), 2 Слова с одинаковым названием, обозначенные как 1-е и 2-е (изд.: Ψευτογκς. 1976. Σ. 63-80, 81-91; это издание не лишено недостатков, см.: Spiteris, Conticello. 2002. P. 397). В 1-м Слове дается толкование того же видения (Иез 1. 2-28), во 2-м - видения пророком сухих костей (Иез 37. 1-14). Еще одно Слово, также посвященное видению прор. Иезекииля, сохранилось в единственной рукописи из собрания Эскориала и было опубликовано диак. Г. Лимурисом ( Limouris. 1982. P. 79-83). Издатель высказывает предположение, что это Слово также принадлежит Н. К., однако Контичелло считает, что в этом произведении ничто не указывает на подобную принадлежность и относит его к неподлинным ( Spiteris, Conticello. 2002. P. 350).

http://pravenc.ru/text/2566110.html

См. ком. к 13,20. 14 определение. Пророчество Исаии является определением, вынесенным Господом для народов. 14 рука Его простерта. Спасающая рука Господа остается простертой над народами, как остается простертой над Вавилоном Его карающая десница приговор, вынесенный через пророка Исаию, действует над Вавилоном по сей день (см. ком. к 13,20). 14:28–32 В этих стихах Исаия пророчествует о суде над филистимлянами. 14 пророческое слово. См. ком. к 13,1. Евр.: «масса» пророчество печального содержания. Среди исследователей не существует единого мнения относительно датировки этого пророчества. Возможно, оно относится к 727 или 71615 гг. до Р.Х., т.е. ко времени борьбы филистимлян против владычества Ассирии. 14 сокрушен жезл. Речь идет об ассирийском царе Тиглатпаласаре III (ум. в 727 г. до Р.Х.) или Саргоне (ум. в 705 г. до Р.Х.). аспид. Скорее всего, Сарган, дважды разбивший филистимлян (в 721 и 720 гг. до Р.Х.). летучий дракон. Очевидно, Сеннахирим. 14 беднейшие... нищие. См. ком. к 11,3.4. 14 от севера дым идет. Ассирийские войска вторглись в земли филистимлян с севера. 14 вестники. Филистимляне пытались спастись, заручившись союзом с Иудеей и другими народами, однако слово Божие, переданное Исаией, гласит, что в смутное время Он придет на помощь лишь Своему народу. Глава 15 1516,14 Эти стихи содержат пророчество о суде над моавитянами. Его можно датировать приблизительно 615 г. до Р.Х. (11,14; 25,10; Иер. 48 ; Иез. 25,8–11 ; Ам. 2,1–3 ; Соф. 2,8–11 ). Текст пророчества делится на две части, повествующие об уничтожении Моава (15,1–9) и о слове Божием о Моаве (16,1–14). 15 Пророчество. См. ком. к 13,1. о Моаве. Моавитяне населяли земли за Иорданом к востоку от Мертвого моря, между аммонитянами и едомитянами. Унаследовав во владение часть земли обетованной ( Быт. 19,37 ; Втор. 2,9 ), они посягали на области к северу от Моава, что существенным образом сказывалось на их отношениях с иудеями. Так! В значении: «совершенно верно». Ар-Моав... Кир-Моав. Первый из этих городов располагался к югу от реки Арнон, второй на равнине к юго-востоку от Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ст. 16–18. Вспоминается выступление против Моисея и Аарона двухсот пятидесяти «мужей» во главе с Дафаном, Авироном и другими; все они были наказаны Богом (см.: Чис. 16:1–35 ). Ст. 19–23. Когда Моисей предстоял Богу на горе Синай (Хорив), израильтяне заставили Аарона сделать им идола – литого золотого тельца – и стали приносить ему жертвы (см.: Исх. 32:1–14 ). Ст. 24–27. Взор Псалмопевца переносится от блужданий по пустыне к вавилонскому плену: рассеяние и унижение народа воспринимается как наказание за неверие и непослушание Богу. Ст. 24. ...земли обетованной – земли, которая была обещана Богом Аврааму и его потомкам (см.: Быт. 17:7–8 ). Ст. 25. Во время странствования по пустыне древние евреи неоднократно возмущались тем, что Моисей извел их из Египта (см.: Исх. 16:1–3; 17:1–3 ; Чис. 14:1–4 ). Ст. 26. ...занес Он руку – жест клятвы (см.: Исх. 6:8 ; Втор. 32:40 ; Иез. 20:23 ). Ст. 27. ...рассеять их – в Законе Моисеевом Бог грозил рассеять древних евреев среди других народов за их неповиновение Ему (см.: Лев. 26:33 ; Втор. 4:25–27 ). Ст. 28–31. Вспоминается еще один акт отступничества израильтян от Бога – смешение с другими народами в браках и соучастие в культе Ваалфегора (божества блуда у языческого народа моавитян); за это древние евреи подвергались смерти (см.: Чис. 25:1–5 ). Ст. 29–30. Израильтяне перенимали обычаи соседних языческих племен, поклонялись их идолам, развратничали с их женщинами; Финеес – внук Аарона, пронзил копьем некоего соплеменника вместе с женщиной-язычницей, которую тот привел к себе (см.: Чис. 25:7–8 ). Ст. 32–33. Вспоминается, как, придя в пустыню Син и не найдя там воды, израильтяне возроптали на Моисея (см.: Чис. 20:1–5 ). Неясно, чем именно согрешил Моисей. Ст. 34–36. При вступлении в Землю Обетованную древним евреям было велено Богом не щадить самых сильных окрестных племен, не вступать с ними в родство, не участвовать в их культе, чтобы они не отвратили народ Божий от служения Истинному Богу (см.: Втор. 7:1–5 ). Ст. 37–39. Закон Моисеев запрещал древним евреям поклоняться богам других народов, у которых были в обычае человеческие жертвоприношения (см.: Втор. 12:29–32 ). Нарушать этот запрет начало уже то поколение, которое пришло на смену выходцам из Египта (см.: Суд. 2:8–13 ); служение иноземным божествам вводили у себя Соломон, его сын Ровоам, израильский царь Ахав (см.: 3Цар. 11:1–10; 14:21–24; 16:29–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

14, 23). Саул бесновался (hitnabbe), когда на него напал   злой дух (см.: 1 Цар. 18, 10). Поэтому и в существительном nabi необходимо отличать его пассивный смысл; пассивно самое состояние вдохновенного. Глагол naba, как уже замечено, имеет между прочим значение — научать, отсюда также пассивное значение nabi — наученный. Действительно, в Библии пророки иногда и называются учениками — limmud (см.: Ис. 8, 16; 50, 4). Тот же пассивный смысл имеет и греческое profiteo, которое у греческих писателей иногда употребляется для обозначения эха, раздающегося, например, в пещерах. Не следует, однако, преувеличивать пассивный смысл еврейского nabi, как это делают некоторые, переоценивая значение формы hitpael — hitnabbe и придавая самому глаголу naba значение — «быть исступленным»; об истинных пророках hitnabbe употреблено в Библии только трижды (см.: Иер. 29, 26–27; 26, 20; Иез. 37, 10). Да и самая форма hitnabbe толкуется некоторыми в активном смысле — «быть пророком» (Konig, Dillmann). В Библии весьма ясно отмечается и активный смысл слова nabi. Это слово употребляется для означения лица, говорящего с одушевлением, так что значение nabi приближается к значению нашего слова «оратор» (см.: Ам. 3, 8; Иез. 11, 13). Пассивному значению «наученный» противостоит активное значение «учащий». Из страдательного причастия «наученный» даже и в русском языке выработалось отглагольное существительное «ученый», которое имеет и активный смысл. В смысле истолкователя, преподающего или уясняющего что-либо для других, nabi употреблено, например, во Втор. 13, 2. Ф. Владимирский. Состояние души пророка при откровении Духа Святого. Харьков, 1902. С. 18, 39–40. А. П. Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Т. 2. СПб., 1890. С. 693 и др. Стихира 1-я на стиховне, гл. 3-й: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучений, оглаголания, лжи и клятвопреступления; сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». — Прим. ред. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5840.html

(4) В некоторых случаях через особые черты высказывания может быть показана специфическая ситуация, в которой находится пророк, живущий в плену. Он обращается к ближайшим к нему жителям Голы во втором лице, а о далекой родине говорит в третьем лице (ср., например, 11:16 слл.; 12:11). (5) Определенным образом на особенности социального состава Голы указывает недостаточная, по сравнению с другими книгами пророков, дифференцированность социальных групп, упоминаемых пророком. Иезекииль обращается только к небольшой части существовавших в Израиле, социальных групп: например, к старейшинам Иудейским (8:1), к старейшинам Израилевым (14:1; 20:1); к князьям Израилевым (17; 19, ср. 15); к пророкам и пророчицам Израилевым (13); к пастырям Израилевым (34). 1.3 Преобладающие типы текста В Книге Иезекииля бросается в глаза то, что предпочтение отдается определенным типам текста, которые в некоторых случаях развиваются до больших композиций и причудливых коллажей. (1) На первое место нужно поставить сообщения о видениях (см. выше 1.1). Они выделяются масштабом того, что видит пророк. Три видения озаглавлены «видения Божии» (1:1; 8:3 и 11:24; 40:2), и в них пророк в самом деле удостаивается привилегии непосредственно увидеть Бога, или «славу Яхве». Степень участия пророка в событии, данном ему в видении, растет: с ним что-то случается, Бог руководит его действиями, он активно вмешивается в события и умоляет Бога о заступничестве (9:8; 11:13), он пророчествует (11:4; 37:4 слл.). Во всех видениях на пророке лежит рука Яхве и указывается на то, что Бог овладевает самим пророком (1:3; 3:14; 8:1, 37:1; 40:1). При этом в качестве второй действующей силы выступает живой дух (2:2; 3:12, 14, 24; 8:3; 11:1, 5, 24; 37:1; 43:5). Как и небольшое промежуточное видение (3:16а, 22–24), переходящее в композицию, которую составляют три символических действия ( Иез.4 слл.), видение об оживлении костей не вписывается в ряд других видений: в нем не указывается определенная дата и нет явления славы Господней. В связи с этим в нем также нет ссылок на другие видения, наличие которых характерно для трех или четырех других видений (ср. 3:23 с отсылкой к главе 1; 8:2–3а, 4 – к 1:26b–27 и 3:23; 43:3 – к главам 1 и 8–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010