1 О рыжей телице говорится в книге Чисел, гл.19 2 «Произведения» — «поминании»; вероятно. Срав. латин. com-menmarii. 3 «избавления» — «раздрешениа». 4 «запинают» — перевод несколько отличается от БО 428 («hindernd»); в первом издании было «hemmend». У Срезневского слово «запинают» отсутствует (сравн. греч.) 5 «привлекает» — «внявшивься» 6 «показывают» — «мечтують». 7 Сравн. Тертуллиан «О крещении», 20, «Дидаскалия» XI и «Апостольские постановления» II, 8. A. Resch, Agrapha, Lpz., 1906. S. 130—132 ­­ Agraphon 90. «Vir, qui non est temptatus, non estprobatusa Deo» (iovAtjio). БО не указывает эту цитату. 8 В современном тексте Библии «расплавь». 9 Цитата из Иак.1:2—3. Сравн. подобную ошибку в цитации в самом заголовке этого сочинения. 10 «да не подвергнемся и мы укоризне» — «не поручно ны буди» — БО 429 «tadelnswert». У Срезн. «поручно» отсутствует; м. б. корень слова — «поруха». 11 «философия» — «мудростьная любы», φιλοσοφα . 12 «скалы» — «брези». БО 429 переводит Walle. 13 «Иосиф» вставлено для ясности (сравн. БО 429) 14 Несомненно, в тексте имеется пропуск. 15 Русский перевод: «Отверзай уста свои за безгласных». Славянский перевод: «Отверзай уста твоя слову Божию». 16 «благоразумие» — «целоумие». 17 Перевод предположительный. 18 Перевод предположительный. 19 В современном тексте Библии «в пепле». 20 БО 432 переводит: Mit Gerechtigkeit aber nun, o liebe Kilonia, bereichere, wenn Reichtum dahinfliesst, dein Herz. В первом издании ...bekleide. 21 «что установлено» — «номененыих». 22 «иудеям» добавлено и у БО 435. 23 Перевод предположительный. 24 «для кого» — у БО 436 переведено: wegen dessen. 25 «неизвестно» — во втором издании БО 436 исправил ошибку первого издания: nicht unwissend заменило прежнее nicht wissend. 26 «о богоугодных делах» — БО 437 переводит: Handlungen der Menschenliebe. 27 «гнушаются» — «скаредуются» (см. Срезн., т. III, стр. 366) — у БО 437: man verunreinigt sich. 28 «по достоинству признаются» - " достойно славити» (см. Срезн., т. III, стр. 106). 29

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3654...

Привычка С кем же нужно бороться на пути покаяния? «Со страстями и похотями» ( Гал. 5:24 ), ибо лютыми разбойниками на нем являются как бесы, так и свои собственные страсти, и похоти, согласно написанному: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак. 1:14 ). Но самый лютый разбойник на этом пути – греховные привычки. Побороть и одолеть его можно не скоро, не легко, а только с великим трудом, ибо если греховные привычки в ком-либо вкоренятся, то превращаются как бы во вторую природу и даже необходимость; тогда человек «доброго, которого хочет, не делает, а злое, которого не хочет, делает. Если же делает то, чего не хочет, уже не он делает то, но живущий в нем грех» ( Рим. 7:19–20 ) (1). От часто повторяемого греха рождается привычка, от привычки рождается потребность, как бы самая естественная и сильная необходимость грешить, без чего и жить невозможно. От такой потребности происходит невозможность покинуть грех, невозможно выпрямиться (см. Лк. 13:11 ). От невозможности рождается отчаяние, от отчаяния – вечная погибель. Из таких и столь великих и страшных лабиринтов застарелому в грехах грешнику выбраться о как трудно! Но не скажу, что невозможно. Вот мы имеем так много примеров покаяния: блудницу, разбойника и иных, почему я и говорю, что трудно, но не невозможно. Греховная привычка – это тяжкая неволя, как говорит апостол: «Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим. 7:16–17 ), – то есть обычный грех, избравший меня как бы домом для своего обитания. Привычка – это мрачная темница с цепями и оковами; и как нелегко кому-либо из тяжкой неволи, из темницы, из оков выбраться и убежать на волю, так и грешнику трудно выпутаться из греховных привычек. Таково значение нынешних евангельских слов о женщине, скорченной: «она... не могла выпрямиться» ( Лк. 13:11 ). Если бы когда-либо такой грешник, сокрушив те тяжкие оковы своей привычки и сбросив со своей шеи ярмо той неволи, вдруг поднялся бы от своей давней склонности ко греху, вдруг покинул бы греховные прелести и весь от всей души и сердца искренно обратился ко святому истинному покаянию, уже более не возвращаясь к прежним своим грехам, как свинья в грязь, – то что вы бы думали о таком человеке? Поистине, он был бы достоин и у Бога похвалы, притом не иной, а только той, какой удостоены и самые великие святые. А то, что это верно, мы знаем (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней: тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! " Все, – сказал Господь, – чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:22 ), и, значит, если попросите неверующе или с сомнением, не получите. Если будете иметь веру и не усомнитесь, – еще говорит Он, – то и горы можете переставлять (см. Мф. 21:21 ). Значит, если усумнитесь и не поверите, то не сделаете этого. " Да просит (каждый человек) с верою, нимало не сомневаясь, – говорит апостол Иаков. – Да не думает сомневающийся получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» ( Иак. 1:6–8 ). Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тенью сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение – хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: «Веруешь ли, что Я могу это сделать?» Да, ты должен из глубины сердца ответить: «Верую, Господи!» (ср.: Мф. 9:28 ). И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: я прошу у Бога 1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее от Бога получило бытие, потому что «без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:3 ), и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, и во всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка. Кроме того. Он называет «несуществующее, как существующее» ( Рим. 4:17 ); значит, если бы я просил и несуществующего, Он мог бы мне дать, сотворив его. 2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины: вера – средство сообщения духа с духом, а рассудок – духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та – дух, а этот – плоть (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» Похвала — 1) ярко выраженное одобрение кого-либо; 2) лестный отзыв; 3) форма благодарности, высказанная в отношении кого-либо; 4) позитивная (иногда — завышенная) оценка собственного достоинства, собственных действий. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Псалмопевец Давид — хвала и благодарение. ( Пс.102:1-5, 19-22; 105:1 ). Не противоречит ли похвала монашескому правилу почитать себя за ничто? Рекомендацию братиям (духовным чадам) почитать себя за ничто давали лучшие подвижники времен расцвета Египетского и Сирийского монашества. Впоследствии это правило утвердилось и вошло в состав многих произведений Православной аскетической письменности. В основе этого правила лежит учение о необходимости стяжания христианского смирения, без которого невозможно духовное совершенствование, богоуподобление, духовное единение с Богом и ближними: «Гордость ненавистна и Господу, и людям и преступна против обоих» ( Сир.10:7 ), «Бог гордым противится» ( Иак.4:6 ). К сожалению, иногда это отеческое правило интерпретируется верующими в такой жёсткой форме, что желающий ему следовать готов осуждать едва ли не каждый свой шаг, каждую мысль и поступок, готов называть себя чуть ли не самым мерзким злодеем и беззаконником. В ряде случаев люди, пребывая в таком расположении духа, негативно относятся и ко всякой похвале, искренне полагая, что она может сбить их столку, настроить на горделивый лад, разрушить внутренний смиренный настрой. В действительности очень часто это бывает связано с ложным пониманием христианского смирения ; см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение ). При таком, неоправданно негативном отношении к собственной личности человек способен дойти до состояния уныния или отчаяния , что в свою очередь являет страшным грехом. Умеренная, вовремя высказанная похвала никогда не оценивалась Церковью как преступление. Сам Христос , когда было необходимо, хвалил учеников. Так, он похвалил апостола Петра, когда тот исповедовал Его Богом : «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16:17 ).

http://azbyka.ru/pohvala

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:17 мин. Размер 5.3 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Ангельским силам невозможно было постичь великую тайну воплощения Христова. Непостижима им и тайна крестных страданий и крестной смерти Христа Спасителя. Эта же тайна непостижима миру, тому миру, дружба с которым есть вражда на Бога (см.: Иак. 4: 4). И если силам небесным тайна эта непостижима от трепета предстояния престолу Царя Славы, от полноты благоговения и страха познания Вседержителя, то миру непостижима эта тайна от нежелания знать Бога, от нежелания страдания, от нежелания скорби, от суеверного страха смерти и конца. Этот мир алчно требует: еще, еще и еще, больше, больше… Больше наслаждения и покоя. И выдает это все за истинную цель жизни. И работники этого мира трудятся не покладая рук над тем, чтобы и тень печали не покрыла личину старого греха. Но «когда мир совлечет с человека всё и в день смерти вынесет его из дома, тогда узнает человек, что мир подлинно лжец и обманщик» (Исаак Сирин). Ибо нет такого пути в этом мире, на котором не встретил бы человек страдание. «Человек рождается на страдание» – читаем мы в одной из древнейших книг Ветхого Завета – книге Иова (Иов 5: 7). «Человек рождается на страдание, – пишет Дух Святой в этой книге, – как искры, чтобы устремляться вверх». Чтобы не смешаться с прахом земным, но в очистительном огне спасительных страданий устремляться духом ввысь. Павел, апостол, ободряя филиппийцев, писал к ним: «Живите достойно благовествования Христова… не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1: 27–29). «И вера – дар, но вера с страданием за нее есть высший дар» (святитель Феофан Затворник). Какое значимое, глубокое слово «страдать». Означает оно «терпеть, выносить, испытывать, добиваться, стараться, претерпевать». В греческом оригинале этого текста послания ему соответствует слово «пасхин», созвучное и родственное названию самого главного нашего торжества.

http://pravoslavie.ru/60503.html

Таинство елеосвящения. Историко-динамический очерк Елеосвящение (Соборование) – это одно из семи Таинств, которое, по учению Православной Церкви, служит духовным врачеванием для телесных и духовных недугов, а также дарует больному исцеление тех грехов, в которых он не успел раскаяться, поскольку при помазании тела больного специально освященным елеем на него призывается благодать Божия. Соборование. Фото: azbyka.ru Очевидно, болезни провоцируются человеческой греховной природой. И их источник заключается в грехе. А значит, совершаемое в Таинстве Елеосвящения исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но способствует изменению его мироощущения и отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования, таким образом, заключается не только в обретении телесного здравия, но и в приобщении к праведности, миру и радости во Святом Духе (см.: Рим. 14; 17). Как и все Таинства Православной Церкви, Елеосвящение имеет богоустановленный характер. Об этом свидетельствует святой евангелист Матфей, говоря, как Христос послал апостолов на благодатное делание: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10: 1). При этом апостолы имели прямое указание: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте (Мф.10: 8). Чуть позже стало оформляться чинопоследование Таинства Елеосвящения, более или менее развернутую первоначальную схему которого дает в своем послании апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5; 14, 15) . В древней Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов, чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. См. свидетельства Апостольских постановлений, Канонов Ипполита, Барселонского папируса, Евхология Серапиона, Дидахе, а также замечания сщмч. Иринея Лионского, свт. Иоанна Златоуста, Оригена и мн.др. .

http://pravoslavie.ru/52676.html

Патриаршее приветствие участникам форума Всероссийской программы «Святость материнства» 27 ноября 2010 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие организаторам и участникам форума Всероссийской программы «Святость материнства», который проходит в Москве 27 и 28 ноября 2010 года. Организаторам и участникам форума Всероссийской программы «Святость материнства» Дорогие браться и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в Москве, на форуме Всероссийской программы «Святость материнства». Почитание образа матери, глубокое уважение к ее трудам, скорбям и обязанностям свойственно всем без исключения народам. Говоря же о святости материнства в контексте христианской культуры, мы уподобляем путь матери стезе святых мучеников, праведников, послуживших Богу и Церкви. Что дает нам право столь высоко оценивать служение женщины, воспитывающей своих родных или приемных детей? Нет ли здесь преувеличения? Святым мы называем то, что связано с Богом и через эту связь исполняется совершенством. Исполняться совершенством значит становиться подобным Богу, Который есть «твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны» (Втор. 32:4). Все мы призваны к этому совершенству (см. Мф. 5:48), в любом из нас заложен потенциал богоуподобления. Каждый раз, совершая доброе дело, созидая благое, проявляя свою любовь к ближнему и жертвуя своим благополучием ради других, мы возрастаем в своей святости и приближаемся к совершенству, ибо, как сказано в Священном Писании, «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Женщина, воспитывающая детей, жертвует многим ради их жизни. Бессонные ночи, усталость, болезни, тревоги, многочисленные и многообразные изнуряющие заботы о духовном и физическом развитии ребенка — это постоянное добровольное умаление себя, но это и есть высокий идеал деятельной любви. Так слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), зримо воплощаются в делах доброй матери.

http://patriarchia.ru/db/text/1328395.ht...

Ждать ли мира на Украине? 11.07.2017 07:38:55 Сергей Комаров  Все люди грешны. Всяк человек ложь, и я тож – говорили раньше на Руси. Наши грехи в чем-то различны, а в чем-то одинаковы. Тождественность грехов состоит в том, что каждый грех есть некое отступление от Бога, большее или меньшее. А еще - соприкосновение со смертью, ибо «сделанный грех рождает смерть» (Иак.1,15). Даже незначительный, казалось бы, грех суть духовное умирание. И в этом смысле нельзя «немножко согрешить», как и нельзя «немножко умереть». Но все же существует и некая градация грехов. Например, Иоанн Богослов говорит о грехах «к смерти» и «не к смерти» (см.1Ин.5,16-17). А еще Писание упоминает об особой группе беззаконий – те, которые вопиют к небу. Согласно Библии, их три: братоубийство, противоестественный разврат, и ограбление простого народа. О первом грехе Бог говорит Каину: «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт.4,10). Растление похотью Бог обличает в разговоре с Авраамом о Содоме и Гоморре: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне» (Быт.18,21). О третьем грехе упоминает апостол Иаков, обращаясь в своем послании к нечестивым богачам: «плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак.5,4). Итак, вот три греха, особенно ненавистные Богу – убийство, разврат, грабительство. Грехи, о которых восходит к небу вопль, не могущий остаться неуслышанным. Порочная троица грехов имеет крепкую внутреннюю связь. Грабительство и убийство всегда идут рядом, бок о бок, сопровождая любые войны, революции, бунты, иные общественные волнения. Грабительство и разврат также родственны, ибо являются следствием уже осуществившейся разнузданности души. Если человек в принципе способен взять не свое, он уже сломан изнутри. Он потенциально готов и к посягательству на чужую честь, и к иному половому беззаконию.  Блуд же и убийство имеют мистическую, таинственную связь. Одно притягивает другое, как магнит. Вспомним Давида, согрешившего блудом, который привел его и к убийству. Или царя Ирода, вначале незаконно сожительствующего с Иродиадой, а потом, по ее же козням, умертвившего Иоанна Предтечу. Причинно-следственную взаимосвязь между развратом и убийством мы можем увидеть, например, в массовом явлении современной жизни – абортах. Там, где беззаконно проливается семя, затем льется кровь беззащитных и невинных жертв.

http://radonezh.ru/analytics/zhdat-li-mi...

1 В детстве был скрываем от Ирода, окончил жизнь мученически в темнице. 2 6 мая, Многострадальный, образец терпения (Иак. 7). 3 20 июля. Ревнитель, скрывался от преследования, питатель гладных. 4 3 февраля. Как приявший на руки Господа, имеет велие дерзновение. См. житие прп. Петра Афонскаго. 5 Дважды чудесно изведен из темницы (Деян. 5:18–19, 12:3–7). 6 2 Кор. 11:23–32. 7 27 декабря, 2 августа. (Деян. 11:19). Первый повторил слова Господа о врагах: не постави им греха сего... 8 25 ноября. Папа Римский, был сослан в крымские каменоломни. 9 18 января, 2 мая. Архиепископ Александрийский, всю жизнь подвергался преследованиям, пять раз удалялся с кафедры. 10 13 ноября, 27 января. Дважды был удален с кафедры, скончался на пути в изгнание со словами: «Славу Богу за всё». 11 23 января. Епископ Анкирский. Четыре седмицы лет (28 лет) был в ссылках, изгнаниях, заточениях и убит во время совершения Литургии. 12 22 декабря. Узорешительница, много помогала узникам, потом сама была заключена в темницу и скончалась мученически. 13 17 февраля, 12 мая. Патриарх всея России. «Темницею и гладом изнуряем, даже до смерти верен пребыл» (кондак), помощник узникам. 14 6 декабря, 9 мая. Архиепископ Мир Ликийских, скорый помощник сущим в скорбях. 15 2 октября, 12 июня. Кашинская, многоскорбная княгиня-праведница. 16 19 мая. Князь Угличский, во иноцех Игнатий. С раннего детства был заключен в Вологде в темницу, в которой провел всю жизнь, в ней и скончался в глубокой 17 7 августа. Печерский, Многоболезненный. 18 20 сентября. Плакида, претерпел многие скорби о разлучении с близкими. 19 26 января. Скорби о разлучении друг от друга претерпевше, остном сродства 20 12 ноября. Архиепископ Александрийский. Милостивый. 21 1 декабря. Милостивый. 22 2 января. Муромская. 23 27 июня. Странноприимец. 24 30 декабря. Сиропитатель. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2552...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Пророки и пророчества Имя . Пророки назывались у евреев nabi, т. е. «говорящий». Слово это имеет корнем глагол, сохранившийся и теперь в арабском языке, – nabaa ­ давать весть. За правильность такого понимания термина nabi говорит и соответственное ассирийское выражение nabu ­ звать, а также эфиопское nababa ­ говорить. Но если этот эпитет «говорящие» (nebiim) придавался только некоторым лицам, то под ним разумелись, очевидно, особые люди, которые заслуживали своими речами исключительного внимания и уважения, словом, люди, посланные Богом для возвещения Его воли. Таким образом, слово nabi должно обозначать вестника Божественного откровения. Такой же смысл имеет и термин греческой Библии – προφητης, которым LXX передают еврейское выражение nabi. Кроме того, евреи называли пророков roéh – видящий, chozéh – прозорливец. Эти оба названия указывают на то, что возвещаемое пророком получено им в состоянии видения или особенного восторга (см. Чис.24:3–4 и сл.). Но так как взор пророка направлялся и на внешнюю жизнь еврейского государства, даже на будущее его, то пророки иногда назывались zophim, т. е. стражи ( Иер.6:17 ; Ис.56:10 ), которые должны предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности. Назывались также пророки пастырями ( Зах.10:2 ; Зах.11:3, 16 ), которые должны заботиться о порученных им овцах – израильтянах, мужами Божиими и др. Сущность пророчества . Если пророки должны были возвещать людям получаемые ими от Бога откровения, то, очевидно, Бог входил с ними в тесное внутреннее общение. Он должен был говорить с ними и они – с Богом, и Бог , действительно, приходит к ним и говорит с ними, как со своими друзьями, о том, что Он намерен совершить, объясняет им свои планы. В этом и состоит настоящая сущность пророчества. Поэтому уже Авраам называется пророком и другом Божиим ( Быт.20:7 ; Иак.2:23 ). «Могу ли Я, – спрашивает Бог , – скрыть от Авраама то, что Я намерен с делать?» ( Быт.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010