Не бойтесь нападений врага, которые он совершает через помыслы, предрассудки или возбуждение плоти. Борьба и противостояние не говорят ни о нашей вине, ни о поражении, а напротив — удостаивают награды сражающихся подвижников. В борьбе совершается искушение веры нашей (см. Иак. 1:3). Когда мы противостоим насилию врага и ведем брань, тогда мы исповедуем вместе с Давидом: «За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки» (Пс. 16:4) и: «Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» (Пс. 24:18).    Если «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14:22) и «многи скорби праведным» (Пс. 33:20), то очевидно, что духовная жизнь и покаяние неразрывно связаны со скорбями. Каков, однако, смысл страданий в нашей жизни?    Первая причина наших страданий — это оплата за начальное сладострастие первозданных людей, сладострастие, от которого произошло падение. Вторая причина — это восстановление гармонии нашей падшей природы, которая после грехопадения приобрела постоянную склонность к дурному. Восстановление здравого состояния души совершается только через подвиг и противление силе неразумного начала, действующего в нас. Третья причина — это борьба и самопринуждение с целью стяжания добродетелей, которые привлекут Благодать и восстановят в нас богоподобие. Четвертая причина — это подражание Господу и следование во всем за Ним как за своим Первообразом, к чему Он Сам призывает нас: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48).    Однако есть еще одна причина, объясняющая необходимость скорбей. Вследствие нашего недостоинства и изменчивости, мы очень часто становимся нарушителями своих обязанностей. «Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (1 Кор. 11:31—32). Страданиями и скорбями мы в этой жизни искупаем вину за свои нарушения заповедей Божиих и прегрешения, чтобы не быть наказуемыми вечно в будущем.    Существуют, однако, высшие и непостижимые суды нашего Бога и Владыки. Тем, кто может вместить и кто предназначается Богом для преуспеяния или для служения Церкви, Он как Небесный Отец и Покровитель попускает пройти через горнило искушений и скорбей, чтобы с них брали пример слабые и несовершенные. «Да плачевопльствит питис, зане паде кедр» (Зах. 11:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

1437 Репников Н. И. Некоторые могильники области крымских готов//ИАК. – 1906. – Вып. 19. – С. 60, 72, рис. 51; Борисова В. В. Могильник у высоты «Сахарная головка»//X. сб. – 1959. – Вып. 5. – С. 190; Якобсон А. Л. Отчет о раскопках средневекового сельского поселения близ села Гончарного, 1968//Архив НЗХТ. – Д. л. 12, 14, 17–22, рис. 11; Айбабин А. И. Об этнической атрибуции... – С. 120; Айбабин А. И. Могильники VIII – начала X вв... – С. 130, рис. 18; Веймарн Е. В., Айбабин А. И. Скалистинский могильник. – С. 195–196, рис. 11; Крым в VII–IX века. Хазарское господство. – С. 61, табл. 40; Виноградов А. Ю., Джанов А. В. Греческие надписи Сугдеи//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 413–414, Хрушкова Л. Г. V Международная Крымская конференция по религиоведению. Херсонес, 20–24 мая 2003 г.//ВВ. – 2004. – Т. 63 (88). – С. 286. 1438 Хрушкова Л. Г. Христианские памятники Крыма (состояние изучения)//ВВ. – 2004. – Т. 63 (88). – С. 169–170. 1440 Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес//МИА. – 1959. – – С. 248–281; ср. одно из первых возражений на этот счет: Зубарь В. М. Проникновение и утверждение христианства в Херсонесе Таврическом//Византийская Таврика. – К., 1991. – С. 16–17. 1441 См.: Тахтай А. К. Раскопки Херсонесского некрополя в 1937 году//X. сб. – 1948. – Вып. 4. – С. 19–43; Даниленко В. Н. Позднеантичное погребение//СХМ. – 1961. – Вып. 2. – С. 57–62; Зубарь В. М., Рыжов С. Г. Раскопки некрополя Херсонеса//АО 1975 года. – М., 1976. – С. 327–328; Зубарь В. М. Погребальные сооружения и погребальный обряд участка некрополя у загородного храма в Херсонесе//Новые исследования археологических памятников на Украине. – К., 1977. – С. 69–82; Зубар В. М. Niдбiйhu могили Херсонеського некрополя//ApxeoлorIя. – 1977. – Вип.24. – С. 68–73; Зубар В. М. Склепи з hiшaмu-лeжahkaмu з некрополя Херсонеса//Apxeoлoriя. – 1978. – Вип.28. – С. 36–45; Мещеряков В. Ф. О времени появления христианства в Херсонесе Тарическом//Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. – Л., 1978. – С. 121–134; Зубар В. М., Магомедов Б. В. Hobi длcлiджehhя cepeдhьobiчhux поховань Херсонеса//Apxeoлoriя. – 1981. – Вип.36. – С. 71–77; Зубар В. М., Рижов С. Г. Розкопки зaxiдhoro некрополя Херсонеса в 1975 р.//Apxeoлoriя. – 1982. – Вип.39. – С. 77–87; Зубарь В. М. Раскопки западного некрополя Херсонеса//АО за 1981 год. – М., 1982. – С. 261; Зубарь В. М. Некрополь Херсонеса Таврического I–IV вв. н.э. – К., 1982; Зубарь В. М., Рыжов С. Г. О датировке нового погребального комплекса из некрополя Херсонеса//Материалы по хронологии археологических памятников Украины. – К., 1982. – С. 113–125; Зубарь В. М., Мещеряков В. Ф. Некоторые данные о верованиях населения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в таком случае Иаков, здравомыслящий и практичный человек, должен был адресовать свое послание язычникам, а вовсе не «двенадцати коленам», которые не нуждались в предостережениях относительно Павла и его учения. Его послание всего лишь отображает раннюю форму христианства — такой же подготовительный этап, каким служение Иоанна Крестителя было для служения Христа. Иаков писал без всяких мыслей о Павле, — вероятно, еще до Иерусалимского собора и споров об обрезании, в самые ранние годы апостольской церкви из первых глав Деяний, когда христиане еще не отделились от иудеев окончательно. Мнения о ранней датировке Послания Иакова придерживаются наиболее талантливые историки и толкователи, такие как Неандер, Шнекенбургер, Тейле, Тирш, Бейшлаг, Олфорд, Бассетт, Пламптре, Стэнли. Вайсс также с уверенностью пишет: «Der Brief gehört der vorpaulinischen Zeit an und steht jedenfalls zeitlich wie inhaltlich dem ersten Brief Petri am nächsten» (Bibl. Theol., 3d ed., p. 120), — и оценивает Иакова и Петра по их собственным заслугам, не придавая значения учению Павла. См. Weiss, Einleitung in d. N. Т. (1886), p. 400. II. Иаков и Матфей. Тейле и другие толкователи часто указывали на сходство между ними. Послание Иакова содержит больше ссылок на слова Христа (в особенности из Нагорной проповеди), чем любое другое новозаветное послание. См. Иак. 1:2 и Мф. 5:10–12; Иак. 1:4 и Мф. 5:48; Иак. 1:17 и Мф. 7:11; Иак. 1:20 и Мф. 5:22; Иак. 1:22–25 и Мф. 7:21–23; Иак. 1:23 и Мф. 7:26; Иак. 2:13 и Мф. 6:14–15; Иак. 2:14 и Мф. 7:21–23; Иак. 3:2 и Мф. 12:36–37; Иак. 3:17–18 и Мф. 5:9; Иак 4:3 и Мф. 7:7; Иак. 4:4 и Мф. 6:24; Иак. 5:12 и Мф. 5:34. Как гласит пометка в «Синопсисе», который приписывают перу Афанасия, Иаков, «епископ Иерусалимский», перевел Евангелие от Матфея с арамейского на греческий язык. Однако черты сходства есть и между Посланием Иакова и 1 Посланием Петра, а также между Посланием Иакова и второканоническими книгами Сираха и Премудрости Соломона. См. Plumptre, Com. on James, pp.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Вера достигает совершенства через поступки в вере, без дел вера мертва (см.: Иак. 2: 20–22). Согласно апостольским Посланиям, не всякие поступки дают человеку удел вечной жизни. Спасительными делами, прежде всего, являются изучение Священного Писания, стремление познать истину (см.: 1 Тим. 2: 4; 4: 16; 2 Тим. 3: 15), молитва («всякий, кто призовет имя Господне, спасется» – Деян. 2: 21), покаяние (см.: 2 Кор. 7: 10), милость и страх Божий в сердце (см.: Иуд. 1: 22–23), надежда на Бога (см.: Рим. 8: 24; 1 Фес. 5: 8), свидетельство о своей вере своими устами (см.: Рим. 10: 9–10), стойкость в вере (см.: Евр. 10: 39), сострадание и утешение друг друга во Христе (см.: 2 Кор. 1: 6–7), распространение проповеди о Христе в мире (см.: Иак. 5: 20). Как видно из этого перечня, не всякое дело приносит человеку спасение. Спасают те дела, которые совершены с верой или во имя Иисуса Христа. Добрые дела, конечно, возможны и без веры во Христа; высокие образцы поступков милосердия и сострадания можно найти и у атеистов, у которых закон совести твердо написан на сердце. Но это не вводит их в Царство Божие. С другой стороны, «уверенность в существовании Бога» тех, кто прочитал всю Библию «от корки до корки», не дает им спасения, как и тем, кто чрезмерно гордится своей праведностью или живет аморально. По апостолу Павлу, глубоко заблуждаются те, кто уповают на свою праведность (см.: Гал. 2: 16–20) или думают, что без Бога можно спастись. Невозможно вскарабкаться в райский сад незаметно от Бога, тайком перелезть через забор Эдемского сада, купить у ангелов билет суммой своих добрых дел. Только Христос может ввести в ограду Своего Небесного Царства, Он есть дверь (см.: Ин. 10: 9), и путь, и истина, и жизнь (см.: Ин. 14: 6). Нужно довериться Богу-Спасителю, вверить себя Ему, чтобы Он спас. Вверить себя Богу, довериться – это нравственные, а не интеллектуальные категории. В книге «Православное учение о спасении» архимандрита (а впоследствии – патриарха) Сергия (Страгородского) делается особый акцент на нравственности. Высшее благо человека заключается в святости, которая достигается не рядом отдельных заслуг, а нравственным поведением, отказом от греховного способа жизни.

http://pravoslavie.ru/65828.html

9. Протестанты учат, что при молитве покаяния Дух Святой сразу входит в человека без посредства Церкви и Её священства, вопреки учению Св. Писания ( Деян.8:14–18; 19:1–7 – см. гл. 14, абз. 8, 13, 35–36; Иез.9:4 ; Ис.66:18– 19 ; 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 – см. гл. 14, абз. 45–54;) и всей древней Церкви (см. гл. 14, абз. 56, 59, 62–63, 66–69, 72–82), свидетельствующих о том, что Св. Дух подаётся верным через церковное таинство – апостольское (епископское) Руковозложение или Миропомазание. 10. Протестанты, вопреки учению Евангелия (см. гл. 15, абз. 7–28) и всей древней Церкви (см. гл. 15, абз. 30–63), отвергают реальность Причастия и учат, что это лишь символ (см. гл. 15, абз. 3), чем в принципе лишают себя возможности быть Церковью – Телом Христа. 11. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.20:21–23 , Мф.16:18–19; 18:18 ; Лев.16:20–22 – см. гл. 16, абз. 2–7) и учению всей древней Церкви (см. гл. 16, абз. 27–64), отвергают таинство Исповеди и само право священства отпускать людям грехи властью Христа. 12. Большинство протестантов, вопреки ясной заповеди Апостола ( Иак.5:14–15см. гл. 17, абз. 2) и учению всей древней Церкви (см. гл. 17, абз. 7–9), отвергают и не совершают Елеопомазания. 13. Протестанты урезали Священное Писание, произвольно исключив из него 11 книг, вопреки Преданию ветхозаветных иудеев и древней христианской Церкви (см. гл. 20). 14. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( 2Фес.2:15; 3:6 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.3:8 ; Иуд.9 – см. гл. 19, абз. 11–12), учению всей древней Церкви (см. гл. 19, абз. 15–22) и, что весьма забавно, вопреки своей же собственной практике (т.е., на деле они признают некоторые части Предания Церкви и имеют своё собственное предание – см. гл. 19, абз. 28–51) отвергают Священное Предание Церкви и само понятие «предание». 15. Протестанты не веруют во «Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь », в Её непобедимость, непрерывность и всеизвестность, утверждая, что «историческая Церковь » духовно умерла, бросившись при этом воссоздавать Церковь, на деле же учинив тысячи расколов и своих самозваных рукотворных церквей и деноминаций, чуждых и враждебных Христу (см. гл. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

1328. См. выше о Христе как о Ходатае нашего спасения (6. 21–22). 1329. mulceat Nauroy: mulcet Schenkl. 1330. si Nauroy, etiamsi Schenkl. 1331. Ср.: Пс. 123:4–5. 1332. Ср. с идеалом стоического мудреца у Цицерона (tuse. 3. 15–18). 1333. Perfectio — букв. совершенство. 1334. См.: Еф. 2:14–16. 1335. praestantiae Nauroy, praesentiae Schenkl. 1336. ueri boni Nauroy, ueri et boni Schenkl. 1337. См.: 2Кор. 7:9. 1338. Пальмовыми ветвями награждали победителя в состязаниях. 1339. Речь о том, что истинный суд может вынести лишь Судья в Судный день. 1340. Слова царя Езекии, когда от пророка Исаии он услышал о грядущем плене своих детей. 1341. См.: Иер. 44 и след.; Книга пророка Даниила; Езд. 71 и след. 1342. Образ fortis athleta часто встречается в сочинениях свт. Амвросия: uirgt. 106, off. 1. 48. 238, exp. ps. 118. 10. 34, exp. Luc. 4. 39, expl. ps. 36, 52, paenit. 1.4. 19, obit. Th. 23, sacr. I. 2. 4 (Courcellep. Recherches sur les «Confessions» de saint Augustin. P. 340). 1343. См.: Дан. 14:3–22. 1344. См.: Флп. 1:23. 1345. sociamque uirtutem Schenkl: sociumque uirtutum Nauroy. 1346. feriatus Nauroy: non feriatus Schenkl. 1347. См.: Мф. 17:3. 1348. Ср. похожее описание сломанной лиры у Платона (Phaed. 86а). 1349. См.: Быт. 28:12–15. 1350. См.: Быт. 29и след. 1351. См.: Быт. 32и след. 1352. meritum codd., Nauroy: meritorum Schenkl. 1353. См.: Быт. 32:28. 1354. Ср.: Isaac 8:73. 1355. См.: Быт. 25:30. 1356. Под тайной разумеется пророчество, которое Господь дал Ревекке, см.: Быт. 25:22–23. 1357. Publico parenti — отца и иудейского народа (Исав) и христианского народа (Иаков). 1358. Populo — такая пища прилична христианскому народу, прообразом которого был Иаков. Ревекка, образ Церкви, передает Иакову одежду Исава, т. е. одежду Ветхого Завета. Так раннехристианские авторы интерпретировали эти ветхозаветные персонажи, — в частности, св. Ипполит Римский, Ориген, св. Ириней Лионский, Тертуллиан (см: Ра11а. Р. 281, п.69). 1359. Ср.: Иак. 2:24; Рим. 3:20–30; 4:2–8; Гал. 2 1360. См.: Исх. 12:11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Деян.7:33; Исх.3:5; Нав.5:15; 2Пет.1:18), свят Его путь (см. Пс.76:14, 144:17), свята Его вера (см. Иуд.20), свята Его Церковь (см. Еф.2:21), святы Его служители (см. 2Кор.13:12; Еф.1:4; Кол.3:12; 1Фес.5:27; Евр.3:1; 1Пет.3:5; 2Пет.1:21; Откр.18:20, 22:6), свят Он во всех Своих делах (см. Пс.144:17). Всесовершенная Божия святость проявляется в мире как абсолютная доброта (благость ­ γαϑτης). Сам Спаситель решительно настаивает: «Никто не благ (γαϑς), токмо един Бог» (Мк.10:18). Человеческая доброта, в сравнении с Божией, не может быть названа добротой; а если так и называется, то лишь потому, что нисходит к людям как дар единой абсолютной Благости — Бога (см. Иак.1:17; Ин.3:27). Так как Бог абсолютно свят и абсолютно благ, то Он не может ни творить зла, ни быть причиной зла (см. Иак.1:13; Притч.11:20; 1Ин.1:5). Для Бога естественная невозможность — быть злым, творить зло, быть источником зла (см. 1Ин.1:5; Ин.8:12, 9:5). Выразительнее всего являет это и удостоверяет Богочеловек, Господь Иисус Христос, в досточудной Личности и безгрешной жизни Которого открыта людям совершенная Божия святость и совершенная Божия благость (см. Ин.1:17—18, 8:46; 1Пет.2:22; 1Ин.1:5, 3:5).    Богу нельзя приписать грех ни в каком виде. Всякий грех — это нарушение Божией воли, совершаемое человеком путем злоупотребления данной ему от Бога свободой. Грех, собственно, и есть единственное зло. А всё прочее, называемое нами физическим злом, как-то: землетрясения, эпидемии, голод, различные скорби, которыми Бог наказывает нас за грехи, — не есть само по себе зло, поэтому нельзя сказать, что Бог — причина зла, как утверждали некоторые еретики. На самом деле, все эти беды суть прямые или косвенные следствия греха как единственного зла; Бог попускает или посылает их как средства исправления, чтобы люди, уклоняясь от зла и греха, стремились к добру, в котором жизнь, и бессмертие, и блаженство. Так рассуждают святые отцы, истолковывая те места Священного Писания, в которых на первый взгляд Бог кажется виновником зла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

175 РА ИИМК РАН. Ф. 21. Д. 84 (Обсуждение проекта стенной росписи Новгородского Софийского собора (приложения рисунков в 2 экз. к протоколу и корректура с поправками)). Материалы опублико­ваны в изд.: Обсуждение проекта стенной росписи Новгородского Софийского собора//МАР. СПб., 1897. 21. О развитии событий см. также в письмах В. В. Суслова, В. Г. Тизенгаузена, А. А. Бобринс­кого и И. С. Китнера: ОР РНБ. Ф. 593. Д. 558. Л. 3–3 об.; Д. 564. Л. 6; Д. 154. Л. 9–9 об.; Д. 299. Л. 1. 177 В отзыве Покровского было высказано справедливое мнение о недопустимости соединения в одном памятнике образцов росписей разных эпох, ибо, собранные в одном храме, они неизбежно «будут производить впечатление археологической смеси XIX в.». Выдвигая требование руководствоваться в проекте памятниками преимущественно одной эпохи, Покровский писал: «В столь трудном деле, каково настоящее, археология обязывает реставратора не к удержанию и передаче недостатков старых памятников, но к воспроизведению духа старинной росписи, общей системы ее в храме и композиции сюжетов. Памятники старины должны давать художнику лишь материал и руководящие мотивы» (Обсуждение проекта стенной росписи... С. 19, 20). 178 См.: Обсуждение проекта стенной росписи... В ходе работ H. М. Сафонова были уничтожены драгоценные остатки древних фресок, найденные при реставрации церкви в 1893–1894 гг. В. В. Сусловым. О печальной судьбе софийских фресок см.: Вздорнов Г. И. История открытия и изучения... С. 160–161. 179 В 1895 г. Н. В. Покровский осматривал в ИАК мраморный ларец, полученный в дар Церковно­археологическим обществом при Киевской Духовной академии от Н. А. Леопардова (ОР РНБ. Ф. 593. Д. 564. Л. 4); в 1898 г. для отчета ИАК давал заключение о бронзовой иконе Воскресения и эстампаже с изображения на мраморной плите «Спасение св. Петра от потопления», найденных в Херсонесе (Там же. Л. 5–5 об.); в 1899 г. вместе с Д. А. Хвольсоном и Я. И. Смирновым описывал сирийское блюдо, найденное в Пермском крае (опубликовано: Серебряное сирийское блюдо, найденное в Перм­ском крае: Статьи проф. Д. А. Хвольсона, проф. Н. В. Покровского и Я. И. Смирнова. СПб., 1899. С. 4–6 (МАР. 22)). В 1899 и 1902 гг. в записках, поданных в ИАК, ученый высказал свои сообра­жения относительно рисунков кавказских древностей, исполненных А. П. Эйснером, и об иконе «Рас­пятие», принадлежащей Керченскому собору (ЦГИА СПб. Ф. 119. Оп. 1. Д. 82. Л. 5, 59, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покаяние состоит в обращении ко Христу и к Его Евангелию, в обращении от пути широкого и греховного на путь тесный и благой (см.: Мф. 7:13–14), то есть путь Церкви. Покаяние в том, чтобы сокрушаться всем сердцем о злых делах своих и твердо обещать Богу не возвращаться к ним (см.: 2 Петр. 2:20–22). Покаяние в том, чтобы исповедовать свои грехи священнику (см.: Мф. 16:18–19; 18:18; Лк. 17:11–14; Ин. 20:19–23; Деян. 19:18; 1 Ин. 1:9). Пример оставления грехов подает Сам Господь, прощая расслабленного (см.: Мф. 9:1–8), жену-грешницу (см.: Лк. 7:36–50) и другую жену, взятую в прелюбодеянии (см.: Ин. 8:1–11). В этих и многих других примерах — буквальное исполнение Его слов о том, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18:11), ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12). Идеал веры христианской — жизнь без греха, но, как говорит святой апостол Иоанн, если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть искупительная жертва за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (ср.: 1 Ин. 2:1–2). Сектант: Христианин должен исповедовать грехи свои не перед священником, а перед всеми единоверцами, чтобы покаяние его не было тайным, но публичным. Так следует из слов Писания: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга (Иак. 5:16). Священник: Таинство покаяния могут совершать только те, кто имеет дар священства, ибо только апостолам, а через них — их преемникам, получившим благодать посвящения, вверил Спаситель отпущение и удержание грехов (см.: Мф. 16:19; 18:18). Известно, что апостол Павел отлучил от Церкви коринфянина, имевшего на совести тяжкий грех, и снова принял его в общение, когда тот покаялся (см.: 1 Кор. 5:3–11; 2 Кор. 2:5–11), и он же отлучил за богохульство Именея и Александра (см.: 1 Тим. 1:20). Итак, власть связывать и разрешать грехи, равно как и власть устраивать все в Церкви, Христос вручил Своим ученикам и апостолам, а не всем и каждому, как полагаете вы, сектанты. А когда говорится: Признавайтесь друг пред другом в проступках (Иак. 5:16), это подразумевает, что миряне каются перед священниками, принимающими их покаяние в присутствии всей общины(7).

http://pravmir.ru/o-tainstvax-ispovedi-i...

Даже Лютер опрометчиво назвал Послание Иакова «соломенным» (1524), потому что не мог примирить его с учением Павла об оправдании верой. 335 Эвальд (vi. 608) полагает, что такое письмо с родины христианства было вполне уместным в то время, когда многие христиане страдали от нищеты и притеснений богатых иудеев. 336 Вопрос о времени его написания до сих пор остается нерешенным, критики называют различные даты между 45 и 62 г. по P. X. Шнекенбургер, Неандер, Тирш, Гутер, Хофман, Вайсе и Бейшлаг, а из числа английских богословов Олфорд, Бассетт (который, однако же, ошибочно приписывает его авторство Иакову Зеведееву) и Пламптре относят его написание к очень раннему периоду до Иерусалимского собора (50) и спора об обрезании, о котором Иаков не упоминает. С другой стороны, Лерднер, Де Ветте, Визингер, Ланге, Эвальд и те толкователи, которые находят в послании отзвук полемики с Павлом и его учением, склоняются в пользу 62 г. Во всяком случае, оно было написано до разрушения Иерусалима, иначе автор непременно упомянул бы об этом событии. Тюбингенская школа (Баур, Швеглер, Гильгенфельд) отрицает подлинность послания и относит его написание к 80 — 90 г. по P. X. Ренан признает подлинность посланий Иакова и Иуды, считая их манифестами еврейского христианства против паулинизма, и объясняет хороший греческий язык, которым написаны эти книги, помощью писца–грека. 337 См. список параллельных мест в Plamptre, pp. 7–9, 33. 338 Иак. 1:25. παρακψας εις νμον τλειον τον της ελευθερας. 339 Иак. 2:1. χετε την πστιν του κυρου ημν Ιησο Χριστο της δξης. В приветствии, Иак. 1:1, автор отождествляет Господа Иисуса Христа с Богом. 340 Евсевий, «Церковная история», III, 11, 22, 32; IV, 5, 22. Const. Apost. VII. 46. Егезипп, на которого ссылается Евсевий, полагает, что Клеопа, отец Симеона, был братом Иосифа и дядей Иисуса. Егезипп никогда не называет Симеона «братом Господа», но всегда братом Иакова и Иуды (II, 23; III, 20). 341 Слова «Maria Cleophœ sive Alphœi uxor, quœ fuit mater Jacobi episcopi et apostoli» взяты из сочинений Иеронима и принадлежат не древнему Папию из Иераполя (как полагали даже Милль и Вордсворт), а средневековому Папию, автору словаря Elementarium, жившему в XI веке. См. Лайтфут, с. 265. 342

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010