Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [польск. Diecezja Wrocawsko-Szczeciska], Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Епархия включает приходы на т. н. возвращенных землях (Н. Силезия, Любушская земля, Зап. Поморье), расположенных вдоль зап. границы страны и вошедших в состав Польши после второй мировой войны. Этнический состав епархии разнообразен. Среди православных есть украинцы, лемки, белорусы, русские, поляки, греки и представители др. национальностей. Население этих областей составляют в большинстве своем бывш. жители вост. территорий довоенной Польши, отошедших СССР в 1939 г., и их потомки. Кроме репатриантов, среди к-рых было много православных, в 1947 г. появились депортированные в ходе акции «Висла» (массовое выселение под предлогом борьбы с Украинской повстанческой армией правосл. укр. и лемковского населения из вост. и юго-вост. областей Польши с целью его рассеяния и ассимиляции на зап. землях). В.-Щ. е. была образована 7 сент. 1951 г., охватывала территории Кошалинского, Щецинского, Вроцлавского и Зелёногурского воеводств. По окончании второй мировой войны правосл. приходы на этих территориях функционировали в рамках образованной 7 мая 1946 г. Администратуры православных приходов на возвращенных землях, к-рой управлял митр. Варшавский Дионисий (Валединский) . 15 июля 1946 г. Администратура была преобразована в епархию Возвращенных земель. 17 сент. 1947 г. были созданы Вроцлавское (благочинный свящ. Алексий Зноско) и Щецинское (благочинный свящ. Иоанн Игнатович) благочиния. Вопрос епархиального деления ПАПЦ был решен 7 сент. 1951 г. Постановлением Собора епископов Варшавская православная митрополия была поделена на 4 епархии: Варшавско-Бельскую, Белостокско-Гданьскую, Лодзинско-Познаньскую и Вроцлавско-Щецинскую. Церковные власти начали организацию приходской жизни на территории буд. епархии непосредственно по окончании войны. Уже в 1945 г. начались богослужения в г. Пила (свящ. Леонид Бычук), в 1946 г.- в городах Валч, Щецин (свящ. И. Игнатович), Вроцлав (свящ. А. Зноско), Слупск (свящ. Петр Веремчук). С 1947 по 1950 г. образовались приходы в населенных пунктах Барлинек, Бернатув, Бучина, Валбжих, Долице, Еленя-Гура, Зелёна-Гура, Зимна-Вода, Кожухув, Легница, Липины, Любин, Лобез, Мальчице, Михалув, Польковице, Пшемкув, Студзёнки, Тожим, Шпротава, Явор. В 1950-1960 гг. возникли приходы в Боболице, Бжозе, Бытуве, Глогуве, Гожув-Велькопольски, Грыфице, Джонуве, Жеченице, Карсьцино, Кониково, Кошалине, Лешно-Гурне, Лугах, Олеснице, Олужне, Рокосово, Рудне, Славно, Старгард-Щециньски, Стары-Волуве, Тшебятуве и Щецинеке.

http://pravenc.ru/text/155450.html

Весьма важными для нашей темы являются опыты каталогизации богослужебных текстов, созданных в новое время. Первым исследованием такого рода стала работа Алексея Попова (Попов 1903), посвященная акафистам, появившимся в период между учреждением Синода и 1900 годом. Книга содержит историю создания, исправления, утверждения акафистов к печати, ссылки на архивные источники и перечень изданий. На рубеже веков была также предпринята попытка описать историю служб русским святым, однако эта работа не была завершена. 7 Этой же теме посвящена выполненная в эмиграции работа Ф.Г. Спасского (Спасский 1951). Из-за ограниченной источниковедческой базы эта работа содержит значительное количество ошибок и неточностей. Более содержательным является очерк Р.Р. Лозинского «Русское литургическое творчество», посвященный анализу богослужебных последований и служб, созданных в России с XII по XX в. (Лозинский 1967). В работе анализируются как изданные, так и рукописные тексты. Отметим также работы Роберта Матьесена (Матьесен 1972), Юргена Плэна (Плэн 1973, Плэн 1978), Герлинды Талер (Талер 1998), польских славистов А. Наумова (Наумов 1992, Наумов 1996) и А. Зноско (Зноско 1989). В последние годы появились публикации свящ. Николая Балашова, посвященные дискуссиям о языке богослужения в начале XX в. (Балашов 1998, Балашов 1998 I и особенно Балашов 1997 и Балашов в печати). Автор этих работ рассматривает исторический и богословский аспект дискуссий о языке, оставляя в стороне собственно филологические проблемы. С 1992 года авторы настоящей работы издали ряд статей, посвященных истории литургического языка в XX веке. Начавшаяся в 90-м году дискуссия о языке богослужения повлекла за собой появление значительного числа публицистических текстов, посвященных этой теме. К сожалению, самостоятельных исследований в рамках этой полемики предпринято не было. В 1997 году вышли два сборника «Язык Церкви», материалы которых представляют собой перепечатку ранее публиковавшихся в периодике статей, посвященных проблеме литургического языка (Язык Церкви 1–11). В 1999 году появился сборник «Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации», в котором напечатаны ценные архивные материалы, однако исследовательская часть не выдерживает никакой критики. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Двадцать лет является митрополит Анастасий кормчим За рубежной Церкви. Спокойно и умело проводил он церковный корабль через трудные и опасные места. Им в 1938 г. был созван, тщательно подготовлявшийся, второй Зарубежный Церковный Собор, с участием епископов, клира и мирян. Ожидалось, что на Соборе могут возникнуть трудности. Известная напряженность чувствовалась при его открытии и проявилась даже при избрании президиума. Состоя одним из помощников секретаря Собора, я мог хорошо воспринимать все происходящее. Но, под умелым председательством владыки Анастасия, с каждым днем все неровности сглаживались. Спокойствие, никогда не оставляющее его, разум, твердость в главном и мягкость, когда она допустима, без ущерба идейному, огромная опытность, главное же вера в силу Духа Святого, дала ему возможность, при все более усиливающемся единодушии, довести до благополучного завершения работы Собора. До начала его митрополит совершил поездку в Берлин для освящения кафедрального собора. Вопрос о постройке в столице Германии русского собора подымался еще до первой мировой войны, встречая сочувствие императора Вильгельма II. Небольшой храм существовал на окраине города, в Тегеле, на русском кладбище, составлявшем часть усадьбы Св. Владимирского братства. В самом городе была небольшая церковь во дворе посольства. В ней с конца 1919 г. совершал богослужения свящ. Владимир Зноско, вскоре оказавшийся во всех отношениях неподходящим. Стараниями организовавшихся русских монархистов на их средства были выписаны из Югославии архиеп. Евлогий, преподававший в одном из институтов, и настоятель русской церкви в Софии, архим. Тихон (Лященко), бывш. инспектор Киевской Духовной Академии. Последний был назначен на место свящ. Зно ско. Когда позднее германское республиканское правительство признало сов. власть, здание посольства, вместе с храмом, было передано большевикам. С благословения архим. Тихона группа молодежи смогла ночью вынести из храма только некоторые иконы и доски с надписями о посещении церкви государями. Богослужения начали совершаться на Наход штр. в маленькой комнате в помещении, снимаемом русской гимназией. Потом церковь была перенесена в большую комнату. Позднее помещение было несколько расширено. Но, конечно, оно было совершенно недостаточно для тогдашней, очень значительной, русской эмиграции в Берлине. Воскресные богослужения приходилось совершать в Шарлоттенбурге в помещении немецкого Красного Креста. Службы Страстной недели и Св. Пасхи совершались в протестантских храмах. Возведенный в сан епископа, владыка Тихон задумал выстроить церковь. Доходный дом, с храмом наверху, однако достался потом строительной кампании из за неуплаты в срок долга. Упорный в проведении своих намерений, владыка Тихон сумел получить помощь правительства, тогда уже национал-социалистического. На видном месте был воздвигнут православный храм, не стесненный другими зданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Красноводск (Туркмения) на 3 года. В 1927 г. по окончании срока ссылки А. вернулся в Самару и был назначен постоянным членом Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) . В 1928 г. А. был назначен на Одесскую кафедру и 1 июля прибыл к месту служения. 21 окт. 1932 г. ввиду пятилетия деятельности Свящ. Синода все его члены, имевшие на тот момент сан архиепископа, в т. ч. А., были возведены в сан митрополита с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре. Время служения А. в Одессе совпало с одним из тяжелейших периодов гонений на Русскую Церковь. В нек-рых областях, особенно в Молдавской АССР, входившей тогда в состав Одесской епархии, были закрыты почти все храмы; в Одессе были взорваны Преображенский кафедральный собор, здание военного Свято-Сергиевского собора, храм свт. Николая в порту и др. В 1931 г. в Одессе были арестованы и приговорены к заключению более 20 священнослужителей - лучших проповедников в городе. Митрополита беспрестанно вызывали на допрос в НКВД, иногда поднимая с постели глубокой ночью. Представители властей врывались в храм во время праздничного богослужения с требованием, чтобы А. немедленно прибыл в НКВД. Кроткий и смиренный, А. в этих случаях твердо отвечал, что не прервет богослужение и явится туда только после его окончания. После богослужения А. ехал в НКВД, где его заставляли ждать в коридоре, следователь издевался над ним, кричал и топал ногами, после чего отпускал домой. В 1934-1935 гг. временно управлял Харьковской епархией. В ночь с 9 на 10 авг. 1936 г. А. был арестован и 13 авг. перевезен в следственную тюрьму в Киев. На допросах А. отверг предъявленные обвинения. 8 окт. следствие было закончено, А. был обвинен в том, что «связался с католическим ксендзом г. Николаева Зноско Христианом Леонтьевичем, с которым вел переговоры об установлении антисоветского блока путем воссоединения восточной (православной) и западной (католической) церквей на началах унии, с подчинением православной церкви папе Римскому.

http://pravenc.ru/text/114964.html

Да исполнит Бог вас и вашу паству силой и энергией, чтобы восстановить тот величественный Дом молитвы, какой был у вас прежде, и продолжить вашу благородную работу благовествования истинного Евангелия Христова. С наилучшими пожеланиями и благословениями, остаюсь. Преподобный Государь, искренне Ваш Архиепископ Тихон. 12 мая 1906. 356 Рапорт преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 24 июня 1906 г. за 109 (РГПА, ф. 796. оп. 187, год 1906, д. 7309, л. 1– 1об). 357 Из рапорта преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 2 июня 1905 г. за 161: «Окончивший ныне курс в Московской Духовной Академии Василий Бензин, согласно прошению, назначен мною на место псаломщика в г. Минеаполисе (близ Чикаго)» (РГИА, ф. 796, оп. 186. год 1905. д. 5907, л. 3). 359 Рапорт преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 24 июня 1906 г. за 110 (РГИА, ф. 796, оп. 187. год 1906. д. 7310, л. 1). 361 Его Превосходительству Барону P.P. Розену, Русское Императорское Посольство, Вашингтон, 0[круг] К[олумбия]. Я и Русский собор приветствуем Ваше Превосходительство, семейство Ваше и сотрудников праздником Рождества Христова при наилучших пожеланиях. Архиепископ Тихон. 363 Туркевич Л.И. Школьный вопрос. Из письма и.д. Ректора Миннеаполнсскон Духовной Семинарии, свящ. Л.И. Туркевича, к его брату, свящ. В.И. Туркевичу//АПВ, 1907, т. XI, 1, с. 5–9. 366 Священника Сергия Белозорова архиеп. Алеутский Платон (Рождественский) назначил настоятелем Успенской церкви Марблегеда. 367 Послушник Киево-Печерской лавры Зноско В.И. был определён преосвящ. Платоном на место священника Николаевской церкви в Олифанте. 368 Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО, из Святейшего Правительствующего Синода, ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ТИХОНУ, АРХИЕПИСКОПУ АЛЕУТСКОМУ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОМУ, от 29 Января 1907 года за 1082. 369 Его Превосходительству Барону P.P. Розену, Российскому Императорскому Послу, Ваш-н, 0[круг] К[олумбия]. Покидая Америку, я хотел бы вам позвонить в этот четверг час пятнадцать. Песильв. роуд останусь до пяти часов. Телеграфируйте, если удобно. Архиепископ Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

9 дек. 1941 г. на епископском совещании УПЦ в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре И. был хиротонисан во епископа Ковельского. Хиротонию возглавил митр. Алексий, И. стал его викарием. 30 апр. 1942 г. Собор автономной УПЦ утвердил избрание И. по просьбе местного духовенства на Брестскую кафедру. И. стал именоваться «епископ Ковельский и Брестский», оставаясь викарием Волынской и Житомирской епархии (это соответствовало проведенному нем. властями адм. разграничению оккупированных территорий, по которому Брест отошел к генеральному округу «Волынь-Подолия»). В нач. мая И. переехал в Брест, организовал духовную консисторию, добился для духовенства УПЦ права поочередного служения в Симеоновском соборе с захватившими храм сторонниками неканонической Украинской автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). И. старался избегать сотрудничества с оккупационной администрацией. Противостоял попыткам присоединившегося к УАПЦ Полесского и Пинского архиеп. Александра (Иноземцева) подчинить себе приходы УПЦ. Несмотря на доносы автокефалистов нем. властям на И. и священников его епархии, подавляющее большинство приходов на Брестщине осталось в юрисдикции канонической Церкви. В условиях оккупации и активизации укр. и белорус. националистов активно поднимались вопросы о языке богослужений. И. выступал за сохранение в богослужении церковнослав. языка, соглашаясь на введение укр. и белорус. языков только в отдаленных приходах, где того желало большинство прихожан. Оказывал поддержку открытым в Бресте русским гимназии и учительским курсам, ставшими центрами рус. культуры и просвещения. С авг. 1942 г. И.- епископ Брестский и Кобринский (Ковель был передан под управление Луцкого еп. Иова (Кресовича) ). 7 июня 1943 г. на состоявшемся в Ковеле Архиерейском Соборе УПЦ И. был возведен в сан архиепископа, стал правящим архиереем самостоятельной Полесской и Брестской епархии. С сер. 1943 г. И. изменил свою позицию в сторону большей украинизации церковной жизни. Протестовавший против этого свящ. Митрофан Зноско-Боровский (впосл. епископ РПЦЗ), благочинный церквей Брестского благочиннического округа, был заменен на посту первенствующего члена духовной консистории прибывшим с Волыни прот. Михаилом Зеленецким, сын к-рого Георгий стал келейником и секретарем И. Позднее, осенью того же года, свящ. Митрофан в знак протеста ушел с поста благочинного, на к-рый был назначен прот. Михаил.

http://pravenc.ru/text/469500.html

467-470 470-471 471475 МИТРОФАН († не ранее 26.12. 1660), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, игум. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мужского монастыря 475-476 476-477 МИТРОФАН мон. Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря; рус. художник XV в., старший современник и предположительно учитель Дионисия 477-478 МИТРОФАН (Баданин Алексей Васильевич; род. 27.05.1953), митр. Мурманский и Мончегорский, глава Мурманской митрополии 478-479 479-480 МИТРОФАН (Зноско-Боровский Митрофан Константинович; 1909 - 2002), еп. Бостонский РПЦЗ, духовный писатель 480-482 482-483 МИТРОФАН (Поликарпов Николай Иванович; 1871-1934), еп. Бакинский и Прикаспийский, церковный писатель 483-484 484-485 485-487 МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола 486-487 487-488 488-491 490-491 МИТРОФАН III (ок. 1520 - 1580), патриарх К-польский (янв. 1565 - 4 мая 1572, 23/29 нояб. 1579 - 9 авг. 1580) 491-493 493-497 497-503 503-546 546-550 МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) 550-552 МИХАИЛ (между 1397 и 1400 (?) - 1471 (?)), прп. (пам. 11 янв.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Христа ради юродивый, Клопский 552-564 МИХАИЛ Иванович Абрамов (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 564-565 МИХАИЛ Петрович Адамонтов (Адамантов) (1892-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Павлович Белороссов (1869-1920), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Николаевич Белюстин (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Ведь если так рассуждать, что слаб и Сам Христос, Который принёс спасение всему миру и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ), но при этом многие не спасаются и не достигают этого. Так что же, это признак слабости Христа и Его неспособности сотворить Свою волю? Нет, это говорит лишь о том, что человек свободен и что Христос лишь предлагает, а не заставляет его следовать за Ним – так поступают и православные, подражая Христу. А почему Церковь открыто не отлучает от Себя грешников, то таков Её мудрый миссионерский и стратегический подход к домостроительству Церкви на данный период времени, что уже было объяснено. 709 Всё больше развивая учение о папе, католики со временем пришли к догмату о непогрешимости папы в делах веры, хотя ложность этого утверждения, кроме прочих аргументов, легко доказывает сами исторические факты. Так, протоиерей Митрофан Зноско-Боровский пишет: «История свидетельствует о взаимно друг друга уничтожающих противоречиях отдельных пап, облеченных в торжественную тогу вселенского учительства. Так, папа Либерий подписывает (354) – не в качестве частного лица, а в качестве епископа Рима, арианский Символ Веры ; папа Зосима (417–418) – в противоположность своему непосредственному предшественнику Иннокентию! – высказывается сначала в пользу Пелагия; папа Вигалий (537–555) в споре о трех главах три раза менял свое мнение: «он подчинился, наконец, решению Собора, заявив про себя, что он являлся до сих пор, к сожалению, орудием сатаны, работающего на ниспровержение Церкви, и был посему вовлечен в раздор со своими сослужителями – епископами собора, но теперь Господь просветил его»; разителен пример папы Гонория I (625–638) в монофелитском споре: «В самом начале спора папа Гонорий, спрошенный тремя патриархами, высказался в пользу ереси», и на VI Вселенском соборе (681) в числе других проповедников этой ереси был осужден и умерший папа Гонорий; папа Лев III, вопреки требованию императора Карла Великого, запретил добавление в Никео-Цареградский Символ Веры вставки «и от Сына», а папа Венедикт VIII принял «филиоквэ» в Символ Веры, и эта вставка становится догматом Латинской Церкви; папа Сикст V – под угрозой анафем – объявил лично им исправленный и изданный под его непосредственным наблюдением текст Вульгаты за обязательный для верующих и имеющий достоинство подлинника, но этот текст оказался настолько кишащим ошибками, что преемнику Сикста V пришлось скорее изъять его из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Агиографические источники 1 . Димитрий Ростовский , свт. Жития Святых. Четьи-Минеи. М.: Синодальная Типография. 1910. 2 . Руфин, пресвитер. Жизнь пустынных отцов. http://azbyka.ru/otechnik/7Zhitija/rufin 3 . «Лавсаик» . Клин: Фонд «Христианская жизнь». 2001. 4 . Иоанн Мосх, блаж. Луг духовный. М.: Сибирская благозвонница. Артос-Медиа. 2009. 5 . Жития русских святых.//Жития Святых. Т. 13. Электронная библиотека. М.: «Директмедиа Паблишинг». 2003. 6 . Жития русский святых. Т. I–VI. Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. 1993. 7 . Троицкий Патерик. Свято – Троицкая Сергиева Лавра . 1896. Репринт. 1992. 8 . Афонский патерик. Киев. Репринт (Изд-во не указано). 9 . Полные жизнеописания Святых Грузинской Церкви. Перевод М. Сабинина (Сабинашвили). 10 . Безумием мнимым безумие мира обличившие. Блаженные старицы нашего времени. М.: «Русский Хронографъ». 2005. 11 .Владимир Зноско, свящ. Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры//Киевские подвижники благочестия. T. II. ИО УПЦ . 1994. (Репринт. Киев. 1906). 12 . Житие Оптинского старца Варсонофия. Изд-во. Введенской Оптиной Пустыни. 1995. 13 . Жизнеописание блаженной старицы Евфросинии. М.: «Русский Хронографъ». 2001. 14 . Акафист, житие и чудеса преподобного Кукиш Одесского. Свято-Успенский мужской монастырь. Одесса. 2007. 15 . Преподобная Мелангелла Уэльская http://halkidon 16 . Пролог церковнославянский. 17 . Жития сибирский Святых. Новосибирск: «Новониколаевск». 1999. 18 . Старец Силуан Афонский . М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 1996. 19 . Житие святого Симеона Столпника, написанное Антонием, его учеником//Альфа и Омега, 1996 , 4 (11). Литература I. Святой Ефрем Сирин . Творения. Т. 6. М.: Издательский отдел Московского Патриархата. 1993. II. Николай (Велимирович) свт. Символы и сигналы. Изд-во «Покров». Русско-Сербское Братство свв. Царя Николая и Владыки Николая. 2003. III. Серафим (Роуз) , иером. Православное понимание книги Бытия. М. 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

П. скончался в братской больнице Киево-Печерской лавры. Прощание и панихиды по усопшему в Николаевской больничной ц. проходили при огромном стечении киевлян, в день приходили до 15 тыс. чел. Отпевание преподобного совершил экклесиарх Успенского собора лавры архим. Валентин. П. похоронен на братском кладбище в Преображенском скиту (не сохр.) Китаевской пуст. В 1894 г. по инициативе архим. Валентина вместо деревянного креста на могиле П. был установлен гранитный памятник с помещенными на нем краткими биографическими сведениями. К нач. XXI в. территория кладбища (т. н. Корчеватского) находится в исторической местности Мышеловка (г. Киев). В 1999 г. П. был прославлен решением Синода УПЦ, 10 февр. 2011 г. включен в Собор Киевских святых. 30 нояб. 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ благословил его общецерковное почитание. Лит.: Зноско В., свящ. Христа ради юродивый старец Паисий, рясофорный инок Киево-Печерской лавры. К., 1911, 1992; То же, изм. загл.: Прп. Паисий Киевский, Христа ради юродивый. Серг. П., 2007; Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского. М., 2008. С. 178-180; Патерик Печерский. К., 2009. Т. 2. Д. Б. К. Иконография Прп. Алексий (Шепелев), свт. Филарет (Амфитеатров) и прп. Паисий (Яроцкий). Икона. Нач. 10-х гг. XXI в. (Николо-Тихвинский мон-рь, Киев) Прп. Алексий (Шепелев), свт. Филарет (Амфитеатров) и прп. Паисий (Яроцкий). Икона. Нач. 10-х гг. XXI в. (Николо-Тихвинский мон-рь, Киев) Литографированный портрет П. был опубликован в 1911 г. (разрешение Киевского духовно-цензурного комитета от 17 авг. 1910; Христа ради юродивый старец Паисий. 1911. Вкл.; воспроизведен на обложке переизд.: Прп. Паисий Киевский, Христа ради юродивый. Серг. П., 2007). Блаженный представлен в возрасте средних лет, стоящим в профиль на фоне построек Киево-Печерской лавры (Успенский собор и колокольня). Облик подвижника соответствует сохранившимся описаниям его внешности: на нем ветхая ряса или свитка с поясом, голова повязана широкой повязкой «наподобие главотяжца (убруса)», на ногах дырявые валенки или сапоги без подошв, в руке железная палка с изогнутой рукоятью (Христа ради юродивый старец Паисий. 2008. С. 32-36). Он невысокого роста, крепкого телосложения, черты лица некрупные, на голове лысина, борода короткая. На др. литографии в той же книге П. изображен после смерти лежащим в гробу в иноческой одежде (на голове клобук) под темным покрывалом, борода короткая с проседью, руки на груди.

http://pravenc.ru/text/2578655.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010