2) С. перед братьями и сестрами внутри общины. Здесь также имеется в виду не высокомерное самоуничижение, а непритязат. скромность, когда человек ведет себя как низший, как бы утверждая этим, что пребывает пред Богом. Благодаря С. другого почитают «высшим себя» ( Флп. 2:3 ). Это пребывание в истине, это «хождение во свете, подобно как Он во свете» есть условие сохранения «общения друг с другом» ( 1Ин. 1:6–8 ; ср. Пс. 42:3 ), поэтому следует «препоясать свои чресла» истиною ( Еф. 6:14 ; Флп. 4:8 ) и «взыскивать» С. ( Соф. 2:3 ; Кол. 3:12 ; 1Петр. 5:5 ). Разумеется, призыв почитать другого высшим себя действителен и по отношению к различным церквам, к христианам других деноминаций; 3) то же С. необходимо и перед ближними, перед миром: истина есть плод света ( Еф. 5:9 , см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), и свидетельство перед миром приобретает достоверность только тогда, когда христиане искренни с внешним миром, не щадят себя и не оправдывают того, что заслуживает порицания. Признание заслужит то С., которое не прикрывается перед ближними благочестивыми формулами, но предоставляет себя Божьему суду, которое пробуждает веру во Христа; 4) С. и искренность по отношению к самим себе: Бог Сам истинен ( Откр. 6:10 ), и люди, как Его дети, должны избегать лжи в любой форме – здесь лежит ключ ко всякой мудрости ( Притч. 11:2 ). Истинное смирение обретают благодаря подвигу искупления, совершенному Христом на кресте; обладающие таким С. отказываются от самовозвеличивания и самовосхваления ( Рим. 3:23.27 ; Гал. 6:14 ). Только у того, кто «смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ), можно научиться любить страдание и отверженность ( Флп. 3:10.18 ) и говорить: «и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» ( 2Цар. 6:22 ), т.е. настолько ничтожным, насколько человек ничтожен на самом деле. Там, у креста, учатся благодарности за страдания: «благо мне, что я пострадал» ( Пс. 118:71.75 ). Там люди понимают, что человек, не подвергающийся унижениям, живет как лицемер: «Прежде страдания моего я заблуждался» ( Пс. 118:67 ) и что все их прежние достижения были лишь видимостью. Христиане должны стремиться к тому, чтобы о них свидетельствовали сама истина и само добро (см. Флп. 4:8 ; 1Ин. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В своей проповеди свидетельствуй о том, «что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7), стараясь доступно и понятно объяснять нашим современникам, что Царство Божие — это мир Христов, который входит в жизнь каждого человека, по мере сил исполняющего евангельские заповеди и удаляющегося от мирских соблазнов. Многие годы ты нес послушания наместника и председателя комиссии по делам монастырей в Новосибирской епархии. Теперь ты как викарный архиерей будешь помогать Патриарху в управлении епархией Первопрестольного града, а в будущем на том месте служения, куда направит тебя Господь. Используй благоприобретенный опыт и помни: в основе твоей работы должны лежать правила и примеры апостолов и святых отцов, одно из которых гласит, что епископы не должны ничего творить без рассуждения первого из них. Храни чистоту веры и пребывай в единомыслии со всей Святой Соборной и Апостольской Церковью Православной, памятуя о том, что ее составляют члены одного Тела Христова, связанные друг с другом союзом любви по образу Святой Троицы (см. Еф. 4:4). Со страхом совершай  (Флп. 2:12) архипастырское служение, которое возлагает на тебя ответственность за спасение не одной только своей души, но многих душ. Усердно трудись ради того, чтобы твоя родная страна — Россия, укрепляясь в православной вере, обновилась миром и праведностью. В наши лукавые дни  (Еф. 5:16) особенно остро нуждается в пастырском руководстве народ, в том числе и юное поколение. Относись к молодым людям как к братьям и сестрам (см. 1 Тим. 5:1) и старайся расположить их к дружелюбному общению не только словом, но искренней любовью и заботой, пастырской осмотрительностью и мудростью. Тебе предстоит сострадать и заботиться о скорбящих и страждущих — сиротах, инвалидах, заключенных, бездомных, бедных и всех, кто приходит в Церковь, чтобы обрести в ней утешение. И забота о таких людях является не чем-то новым в жизни Церкви. С первых времен существования апостольской общины и всегда Церковь взором своим была обращена к тем, кто страдал по-человечески и кто нуждался в утешении и поддержке.

http://patriarchia.ru/db/text/1454636.ht...

19 Vicarius Christi (лат.) — заместитель, наместник Христа. 20 В русском переводе: «Будучи совершенным Богом, Он делается совершенным человеком, и совершается дело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только ново под солнцем» ( Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 121). 21 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 135. 22 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 135. См. также: Священник Павел Флоренский . Столп и утверждение Истины. М., 1914. С. 54. 23 Триодь цветная. М., 2003. Л. 215. 24 Там же. 25 Афанасий Великий.— Авт. 26 В Синодальном переводе: «Я ничего не знаю за собою» . 27 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 150. 28 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 152. 29 См. примеч. на с. 78. 30 См.: Преподобный Симеон Новый Богослов . Творения: в 3 т. Репр. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1892. Т. 1. Слово 45, 9. С. 397—399. 31 Октоих. М., 2003. Л. 259. 32 Дословно: «продукт» ( προν ), но здесь это можно понимать и как «порождение», «плод». 33 Возглавление — святоотеческий термин ( ανακεφαλαωσις ; лат.— recapitulatio). Впервые вводится апостолом Павлом (см.: Еф. 1:10), развивается священномучеником Иринеем Лионским (Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Кн. 5, гл. 20, 21), широко используется в богословии преподобного Максима Исповедника (PG 90: 1308d, 1312a). Означает обновление, воссоздание во Христе всей твари, всего мира. Христос становится Новым, Вторым Адамом, а вместе с Ним, по апостолу Павлу, все, причастные Ему: «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17). 34 В оригинале: θεοειδς , τριαδοειδς ψυχ . 35 Дословно: «евангелистом» ( εαγγελιστς ). 36 Дословно: «просветить» ( φωτσαι ). 37 В оригинале: περιχωρουντες εν αλλλοις πνευματικως . 38 «Возращать» в Синодальном переводе употребляется в значении «взращивать»; см., например: Ис. 44:14; 3 Езд. 5:48; 1 Кор. 3:7. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3416...

Помни о том, что епископское звание — это не награда, не признание каких-то твоих прошлых заслуг, а тяжелейшее бремя и высокая ответственность. Старайся в полной мере оправдать оказанное тебе доверие, представив на Суде Христовом добрые плоды своего архиерейства. Пусть твое епископство будет образцом достойного следования данной тобою сегодня архиерейской присяге, беспрекословного послушания воле Божией и решениям Священноначалия, а также сохранения церковного единства, ибо, по утверждению священномученика Киприана, епископа Карфагенского, «епископ — в Церкви и Церковь — в епископе» (Письмо к Флоренцию Пупиану о поносителях). Первым и самым важным твоим делом должна стать забота о духовном и нравственном состоянии паствы, ибо ты первый в истории епископ Киргизской земли. Тебе надлежит воспитывать народ Божий «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), подавая ему пример смирения, нестяжательства и великодушия. Пусть паства твоя увидит в тебе и правило веры , и образ кротости , и воздержания учителя . Будь же, по выражению «апостола языков», «приветливым ко всем, учительным и незлобивым» (2 Тим. 2:24), с кротостью наставляя противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (см. 2 Тим. 2:25). Внимай же словам великого светильника Церкви Христовой святителя Григория Богослова, призывающего архипастырей «изнемогшее подъять, падшее восставить, заблуждающее обратить, погибшее взыскать и крепкое сохранить» (Слово 9). В наше время, когда в общественном сознании укореняется идеология оправдания греха и культ удовольствий, многие люди не только охладели в духовной жизни, но и вообще потеряли твердые нравственные ориентиры, утратили искреннюю и живую веру во Христа, устремляясь исключительно к земным наслаждениям, к богатству, к суетной славе. Тебе предстоит совершить поистине апостольское дело: возвещая людям покаяние пред Богом и Евангелие Царствия, возжигай в их сердцах огонь веры, действующей любовью (см. Гал. 5:6) и побеждающей мир (см. 1 Ин. 5:4). Живая вера, основанная на силе Божией, должна подтверждаться искренним стремлением послужить ближнему, помочь страждущему и обездоленному, утешить плачущего и скорбящего. Все это и многое другое — обязательные аспекты социального служения, которое несет Святая Церковь в наши дни. Помни о том, что православная община должна быть местом реальной любви. Поощряй паству к добрым делам (см. Евр. 10:24), к делам милосердия и благотворительности.

http://patriarchia.ru/db/text/1801084.ht...

Ист.: BHG, N 703-703g; Василий Великий, свт. Творения. М., 1993р. Ч. 4. С. 280-308; PG. 31. Col. 489-507; ActaSS. Ian. T. 1. P. 3, 130-133; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 141-147; Esbroek M. , van. La Passion arménienne de S. Gordius de Césarée//AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 357-386. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6; Halkin F. Un second S. Gordius?//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 5-15; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 621; Lackner W. Eine verkappte Hesychios-Passio//AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 5-12; Sanspeur C. L. Hellénismes retrouvés dans la Passion arménienne de S. Gordius//HAms. 1980. T. 94. Col. 23-26; Bertocchi P. Gordio//BiblSS. Vol. 7. Col. 121; Declerck J. H. Gordios (1)//DHGE. T. 21. Col. 742-743; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 98-99. О. В. Л. Гимнография Память Г. отмечается уже в Типиконе Великой ц. IX-X вв., хотя и без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 172). В студийских и иерусалимских Типиконах и памятниках, с ними связанных, 3 янв. соединяются последования предпразднства Богоявления, Г. и прор. Малахии. Последование Г. не имеет признаков торжественности, а элементы торжественности (в частности, пение на утрене «Бог Господь») в службу этого дня вносит последование предпразднства. Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. не описывает подробно последование Г., а отмечает только, что читается Похвальное слово свт. Василия Великого на память Г. ( Пентковский. Типикон. С. 314; в поздних памятниках то же Похвальное слово назначается на этот день). Согласно др. редакциям Студийского устава ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 373; Arranz. Typicon. P. 93), а также ранним редакциям Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., л. 32 об.), на утрене поется только тропарь предпразднства. В поздних редакциях Иерусалимского устава также соединяются 3 последования, но в последовании Г. появляется тропарь (общий) (см., напр., печатные греч. Типиконы (Венеция, 1545, 1577), слав. Часослов (Краков, 1497), рукописные слав. Типиконы XVI в. и проч.). Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), на литургии можно по желанию совершить службу (прокимен, Апостол и проч.) в честь Г. Слав. Типикон 1610 г. приводит службу полностью: прокимен из Пс 15, Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен Пс 111. 6b, евангельского чтения мученику в этом Типиконе нет, чтение предпразднства Богоявления. В Типиконе 1633 г. назначается общее чтение мученику. В Типиконе 1641 г. указывается песнь на блаженнах из канона Г. (такого указания нет в более ранних и в последующих изданиях Типикона), прокимен из Пс 62, 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Мф 10. 16-22, причастен Пс 111. 6b. Та же служба на литургии сохраняется и в совр. слав. богослужебных книгах.

http://pravenc.ru/text/166201.html

Не противно ли христианской вере устраивать разумное (не беспутное) брачное торжество? Сам Спаситель с Матерью Своею был на браке в Кане Галилейской и, сорадуясь радости людской, сотворил первое чудо претворения воды в вино (см. Ин. 2 гл). Допускает ли Церковь легкое, как в Ветхом Завете, расторжение брака? Нет, не допускает. По закону, разлучать жену и мужа нельзя. «Замужняя женщина, – пишет Ап. Павел, – привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» ( Рим 7:2, 3 ). И в другом месте Апостол пишет: «вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей» ( 1Кор 7:10, 11 ). Каким же образом у нас допускается развод? Развод допускается только по вине прелюбодеяния, на основании следующих слов Спасителя: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф 19:9 ). Как смотрит Церковь на рождение детей в браке? Чадородие не греховно, но спасительно: " жена, – говорит Ап. Павел, – спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим 2:15 ). Как смотрит Писание на сожительство без молитвенного благословения? Сожительство не со своей, а с чужой женой в Ветхом Завете почиталось прелюбодеянием и каралось смертной казнью. ( Лев. 20:10 ); и самое пожелание чужой жены воспрещалось ( Исх. 20:17 ). В Новом Завете Господь осуждает даже похотливый взор на женщину ( Мф. 5:28 ). И Ап. Павел прямо говорит: «знайте, что никакой блудник... не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф. 5:5 ). Признают ли брак христианский сектанты? Скопцы совершенно отвергают брак, а хлысты и братцы (беседчики) признают его только по виду, не дозволяя сожительства супругов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Благодать дается нам только для достижения тех целей, которые связаны не с сиюминутными проблемами, не с решением вопросов и задач, которые не имеют никакого отношения к спасению нашей души. Благодать дается только тогда, когда наши человеческие мечты и задачи, которые мы перед собой ставим, так или иначе связаны с нашим духовным состоянием, а значит, с жизнью вечной. Даже по тому, насколько Бог отвечает на наши молитвы, мы можем судить: а для того ли Господь пришел в мир, и пострадал, и даровал нам Свою благодать, чтобы мы Его вот об этом просили? Господь, действительно, вооружил всех нас великой силой, без которой мы бы спастись не могли. «Благодатью мы спасены», говорит апостол Павел (Еф. 2:5). Не нашими трудами, не нашими талантами, не нашими знаниями, а Божией благодатью мы спасаемся, силой Божией, — дабы оставить нечестие и мирскую похоть, и жить целомудренно, праведно и благочестиво. И вот еще о чем следует подумать в этот особый день, когда мы прославляем явление Божественной благодати в мир. Слово Божие говорит нам: даром получите — даром отдавайте (см. Мф. 10:8). Разве мы заработали Божию благодать? Разве мы являемся источниками этой благодати или причиной того, что благодать явлена в нашем мире и в нашей жизни? Вовсе нет: она нам дается даром в момент крещения, в момент миропомазания, в момент причащения Святых Христовых Таин, — через нашу искреннюю молитву. Благодать нам дается даром, — а что же мы? Что мы должны отдавать даром? То, что мы получили даром. А ведь мы получили и благодать, и таланты, и возможности, и способности. Мы их от Бога получили. Конечно, в развитии способностей, талантов, если они действительно привели к большим и видимым целям и результатам, — и наш труд. Мы чему-то учимся, мы преодолеваем трудности, мы работаем, мы достигаем целей, — но способности-то от Бога! Вот почему мы никогда не должны гордиться нашими способностями. И талант никогда не должен быть причиной тщеславия и честолюбия, — иначе это грех. Даром тебе Господь дал талант — отдавай его людям, делись с другими своими способностями и возможностями, и тогда Господь будет давать тебе все больше и больше.

http://pravoslavie.ru/89846.html

С чувством особой христианской любви и сострадания мы обращаемся к духовенству и мирянам восточных регионов, охваченных силовым противостояние. Дорогие наши братья и сестры! Мы с Вами! Мы ежедневно молимся за Вас, мы постоянно просим Всемилостивого Господа, чтоб Он спас вас от то страшной угрозы , которая ежедневно нависает над Вами. Выражаю искренние слова соболезнования семьям всех погибших. Пусть Господь упокоит души всех погибших в домах праведных, а вам подарит свою милость и благословение. Церковь призывает к молитве и действенной помощи раненым, пострадавшим, лишенным жилья, а также вынужденным переселенцам и беженцам, особенно детям, сиротам, людям с Особыми потребностями и пожилых людей. Украинская Православная Церковь объявляет общецерковный сбор средств для гуманитарной помощи мирному населению Донецкой и Луганской областей. Мы Должны сделать все возможное, чтоб помочь нашим согражданам Восточного региона Украины пережить сложные испытания, Которые сегодня выпавшим на их долю.  Дорогие братья и сестры! В этот кризисный период истории нашего народа нам, верующим людям, людям Церкви, нужно как никогда сохранять и укреплять внутреннюю церковное единство. Мы слушать голос своих пастырей, и НЕ идти за наемниками, Которые НЕ являются пастыря, и НЕ слушать чужого голоса (см. Ин. 10, 1-5). Снова и снова ПРИЗЫВАЕМ всех верных Украинской Православной Церкви к усиленной молитве за наше государство и за боголюбивий украинский народ. Верим, что Господь молитвами Пречистой Своей Матери и всех Святых, просиявших в нашей земле, сохранит Украину от нового раздора и кровопролития. Да будет между вами благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1, 2). 22 июня 2014 в неделю Всех святых в земле нашей просиявших это обращение будет произнесено во всех храмах Украинской Православной Церкви. После богослужения верующие Украины вознесут к Богу коленопреклоненную молитву о мире и спокойствии на Украине. 19 июня 2014 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/world/obrashchenie_s...

С чувством особой христианской любви и сострадания мы обращаемся к духовенству и мирянам восточных регионов, охваченных силовым противостоянием. Дорогие наши братья и сестры! Мы с Вами! Мы ежедневно молимся за Вас, мы постоянно просим Всемилостивого Господа, чтобы Он спас вас от той страшной угрозы, которая ежедневно нависает над Вами. Выражаем искренние слова соболезнования семьям всех погибших. Пусть Господь упокоит души всех погибших в селениях праведных, а вам подарит свою милость и благословение. Церковь призывает к молитве и действенной помощи раненым, пострадавшим, лишенным жилья, а также вынужденным переселенцам и беженцам, особенно детям, сиротам, людям с особыми потребностями и пожилым людям. Украинская Православная Церковь объявляет общецерковный сбор средств для гуманитарной помощи мирному населению Донецкой и Луганской областей. Мы должны сделать все возможное, чтобы помочь нашим согражданам Восточного региона Украины пережить сложные испытания, которые сегодня выпали на их долю. Дорогие братья и сестры! В этот кризисный период истории нашего народа нам, верующим людям, людям Церкви, нужно как никогда сохранять и укреплять внутреннее церковное единство. Мы должны слушать голос своих пастырей, и не идти за наемниками, которые не являются пастырями, и не слушать чужого голоса (см. Ин. 10, 1-5). Снова и снова призываем всех верных Украинской Православной Церкви к усиленной молитве за наше государство и за боголюбивий украинский народ. Верим, что Господь молитвами Пречистой Своей Матери и всех Святых, просиявших в нашей земле, сохранит Украину от нового раздора и кровопролития. Да будет между вами благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1, 2). Благословляется произнести это обращение во всех храмах Украинской Православной Церкви 22 июня 2014 в неделю Всех святых в земле нашей просиявших, а также прочитать за богослужением коленопреклоненную молитву за мир и спокойствие в Украине. Официальный сайт Украинской Православной Церкви Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/sinod-ukrainskoy-tserk...

Верю, что, объединив усилия, государство, Церковь и всё общество помогут жителям края с мужеством и терпением перенести выпавшее на их долю испытание и в скором времени вернуться к нормальной жизни. Из соболезнования губернатору Алтайского края А.Б. Карлину и епископу Горноалтайскому и Чемальскому Каллистрату в связи с разрушительным наводнением на Горном Алтае, 4 июня 2014 года Проповедь о Воскресшем Спасителе – важнейшая миссия Церкви Проповедь о Воскресшем Спасителе «даже до края земли» (Деян. 1: 8) – важнейшая миссия Церкви. Начало этой миссии было положено в день Пятидесятницы. Сошествие Небесного Утешителя на апостолов стало, как писал святитель Феофан Затворник, «первым вздохом человечества Божественным Духом» (Феофан Затворник, святитель. Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от прегрешений против него. Слово 5). С тех пор Церковь, будучи, по слову апостола, полнотой наполняющего всё во всём Духа Святого (см.: Еф. 1: 23), дышит Им непрестанно, и совершается это дыхание в Таинствах, главное из которых – Святая Евхаристия.      Призывай свою паству как можно чаще приобщаться Святых Тела и Крови Господа Иисуса, участвовать в соборных богослужениях. Но это ни в коем случае не должно быть неким формальным исполнением предписаний. Можно петь «аллилуйя», можно отвечать «аминь», можно читать Евангелие, можно изучать отцов, можно ходить в храм, можно соблюдать посты, но без живой и действенной веры, без сердечного горения и искреннего желания строить свою жизнь в соответствии с Божественным законом невозможно стать настоящим христианином. «Церковь – это не стены и крыша, но вера и жизнь», – говорил святитель Иоанн Златоуст (Иоанн Златоуст, святитель. Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: «Стала царица одесную Тебя». – Пс. 44: 10). Неустанно напоминай своей пастве о том, что важным и органичным продолжением Литургии является совершение добрых дел, то, что мы сегодня называем социальным служением. Именно любовь к ближним является критерием живой веры человека, ведь, по слову апостола Иакова, «вера без дел мертва» (Иак. 2: 26).

http://pravoslavie.ru/71347.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010