Исследуйте Писания Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 Проповедь, прочитанная в Кембриджском университете Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Ин 5:39 Христианство есть не религия книги, но религия Слова; Слова, действительно записанного и провозглашенного, но, сверх того, произносимого Богом в вечности и ставшего одним из нас. Оно, как это говорится в стихе из книги Варуха, часто цитируемом Отцами и встречающемся в литургических текстах, “явилось на земле и обреталось между людьми” (см. Вар 3:38). В оригинале эти слова обозначают Премудрость, которая есть “книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек”. Но Церковь видит в этом пророчестве прообраз Воплощения, Евангелия, и это главное, о чем я бы хотел сегодня говорить. Христианское чтение Писания — это чтение и часто, как в данном случае, перечитывание в вере . Церковь читает Ветхий Завет в свете Нового, а Новый — в свете осмысления тех текстов, которые происходят из ее опыта жизни в Святом Духе. Напомню вам, что Православная Церковь, следуя Отцам, верит, что греческая Септуагинта, включая так называемые апокрифы, богодухновенна. Более того, она в этом не одинока, например, в прошлом веке эту позицию защищал Джон Кэбл, а также доминиканец Пьер Бенуа. “Один — Бог, возвещаемый Ветхим и Новым Заветом, — пишет преп. Иоанн Дамаскин, — в Троице воспеваемый и прославляемый, так как Господь сказал: «не нарушить Закон пришел Я, но исполнить» (см. Мф 5:17). Ибо Сам Он совершил наше спасение, ради которого открыто все Писание и все таинство. И опять: «исследуйте Писания», ибо «они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39). И так как апостол сказал: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1:1–2), то поэтому через Духа Святого говорили и закон, пророки, евангелисты и апостолы, и пастыри, и учители” 1 . Все Писание есть слово Божие к человечеству.

http://pravmir.ru/issleduyte-pisaniya/

Причина несовершенства закона кроется в том, что “закон есть рациональное правило, обращающееся к уму, к сознательной воле, но не к иррациональным, бессознательным и подсознательным инстинктам и влечениям Закон обращается к разумной воле и действует в рассудочной сфере, в сфере, освященной сознанием. Подсознание остается для него закрытым” 31 . Лишь последняя, 10-я заповедь Моисеева закона предписывает воздержание не просто от воровства или прелюбодеяния, а от самого пожелания греха. Эта заповедь принципиально отличается от прочих, она говорит уже не о формальной стороне благочестия, а о борьбе с помыслами. Эта заповедь дается как бы авансом, она поднимает планку требований к духовной чистоте ветхозаветного человека на иной уровень. Вот почему, оценивая Ветхий Завет с высоты новозаветного Откровения, можно было сказать: Никто не поступал по закону (см. Ин 7:19; ср. Деян 15:10). Речь, конечно же, не идет об упомянутой формальной стороне закона: на примере евангельских фарисеев прекрасно видно, что внешняя праведность была не только вполне достижима, но, непомерно отягощенная преданием старцев (Мк 7:3,13; Мф 15:2,9), даже превратилась в своего рода изощренное искусство или игру. Проблема была в том, что сердце исполнителей закона заповеди плотской (см. Евр 7:16) далеко отстояло от Бога (ср. Мк 7:6). Обращаясь к законникам и фарисеям, Господь изрекает суровый приговор ветхозаветному формализму: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (характерно, что в Лк 11:39 сказано …а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства). Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам 32 , которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония (Мф 23:25–28; Лк 11:39–44).

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

33. И будет Асор жилищем шакалов, вечною пустынею; человек не будет жить там, и сын человеческий не будет останавливаться в нем. 33 . И бдетъ дворъ (=Асор, см. выше) въ жилище змїемъ=вульг.: …in habitaculum draconum. 70 толковников: …διατριβ στρουϑν=жилище струфом (ср. подстрочный слав. перевод Иер. 10:22 ), т. е. страусам. Последний перевод, хотя и не передает букв. смысл евр. текста, однако же значил бы (не вопреки связи речи), что Ассор станет пустынею: страусы живут в пустынях. Не поживетъ там мжъ… ср. Иер. 49:18 . Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 49:34–39 Ст. 34–39. – «слово Господне на Елам». Об Еламе см. под Иер. 25:25 . Был ли Елам покорен халдеями, неизвестно. Если он помогал халдеям и мидянам в их борьбе с Ассириею: то по крайней мере Навуходоносор, первый вавилонский царь, ставший полновластным распорядителем югозападной Азии, вероятно, не предпринимал завоевательного похода в страну союзников его отца. Таким предположением можно объяснить, что в начал царства Седекїи цр Ідина, когда приходившим в Иерусалим послам соседних с Иудеею государств пророк Иеремия возвестил, что Господь «отдает все земли сии в руки Навуходоносора, царя вавилонскаго» (ср. Иер. 27:6 ), тот же пророк, угрожая бедою Еламу, не называет именно Навуходоносора врагом еламитян. Он относит угрожающую Еламу беду к неопределенному будущему, не ограничивая этого будущего временем царствования Навуходоносора. Господь сломит военную силу Елама, который после того отчасти разсеется по разным странам, отчасти будет поражен мечом его врагов. Так Бог совершит Свой суд над Еламом, обещая ему однакож и милость в дальнейшем будущем. Иер. 49:35 34. Слово Гдне, еже бысть ко Іереміи пррок на Еламъ, в начал црства Седекіи цр Ідина, глагол: 34. Слово Господа, которое было к Иеремии пророку против Елама, в начале царствования Седекии, царя иудейскаго. 35. Так глаголетъ Гдь Вседержитель: се азъ сокрш лкъ Еламль, начало силы ихъ. 35. Так говорит Господь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама, главную силу их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

6 . Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе? «Этими словами, – говорит св. Злат., – выражается то, что после отшествия отсюду покаяние уже не может иметь места». «Поскольку время покаяния стало у меня продолжительно: то убоялся я, чтобы милосердия Твоего не предварила смерть, в которой нет места покаянию. А потому и прошу поспешить милостию» (Св. Афан.). «Умоляю сподобить меня врачевания в настоящей жизни; ибо знаю, что отшедшим из сей жизни в язвах не будет уже подано никакого врачевания, потому что для них не имеет места покаяние» (Бл. Феод.). Здесь слово: поминаяй означает деятельное памятование о Боге или хождение пред Богом, угождение Господу; исповедание здесь то же, что покаяние, раскаяние, решительная нравственно-добрая перемена, какая возможна только в настоящей жизни, при благодатных средствах св. Церкви. Слово: ад 38 означает в Священном Писании смерть, гроб, могилу, состояние по смерти. См. Пс. 87:12, 29:10, 113:27 . С Евр.: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя»? 7 . Утрудихся воздыханием моим. С Евр. весь стих: «Утомлен я воздыханиями моими; каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою». Как глубоко было раскаяние Давида! По мнению св. Афанасия, словами: измыю, омочу Давид говорит не о прошедшем только времени, но дает обещание слезно каяться во всю жизнь. «Если и прощение получу, не престану каяться» (Бл. Феод.). «Давид, – говорит св. Злат., – всю жизнь проводил в постоянных слезах». 8 . Смятеся от ярости 39 око мое – т.е. от сильного смятения или огорчения, от страдания помутился и помрачился самый ум – это око души моей. «Под оком, – говорит св. Златоуст, – здесь разумеется око духовное, – та различающая и разумная способность души, которая обыкновенно возмущается от представления своих грехов». Обетшах – состарелся, ослабел, изнемог от врагов моих (Св. Злат.). Укоризны врагов изнуряют, расслабляют меня и причиняют мне преждевременную старость (Бл. Феод.). С Евр.: «Изсохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРО [Греч. μρον; церковнослав.  ], в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей , используемый при Миропомазании и нек-рых др. важных церковных чинах. С освященным богослужебным М. не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро». Рядовые прихожане или малоцерковные люди неверно называют этим же словом также елей для елеопомазания на всенощном бдении (возможно, в данном случае смешение терминов вызвано тем, что в совр. практике этот елей, как правило, ароматизирован различными добавками). М. как литургический термин В классическом греческом языке словом μρον называли оливковое масло, когда оно использовалось для умащения кожи, а также духи на масляной основе или благовония. В LXX это слово неск. раз использовано для передачи слова   - «масло», «помазание» (см.: Исх 30. 25 (в синодальном переводе одно и то же слово сначала переведено как «миро», затем как «масть», устар.- «масло», «жир»): Притч 27. 9 («масть»); Песнь 1. 2 («благовоние мастей»/«миро»); Ис 25. 6 («тук», устар.- «жир»)), особенно в сочетании с   («хороший», «прекрасный», «драгоценный»; см.: Ис 39. 2 (в синодальном переводе: «драгоценные масти»); 4 Цар 20. 13 (в синодальном переводе: «масти дорогие»); Пс 132. 2 (в синодальном переводе: «драгоценный елей»)), а также   («смешение [благовоний]»: 1 Пар 9. 30). В Иер 25. 10 [LXX] слова «звук жерновов» переданы как σμ μρου («аромат мира»; синодальный перевод здесь следует евр. тексту: ср. Откр 18. 22-23, где этот стих цитируется в версии, подтверждающей евр. чтение). В христианской перспективе особенно важны контексты Исх 30. 22-33, 1 Пар 9. 30 и Пс 132, где говорится о помазании священников в ВЗ специальным благовонным маслом, которое имело сакральный статус (ср. Исх 30. 31-33: «Сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего»).

http://pravenc.ru/text/2563320.html

Лев.22:10 .  Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни; Лев.22:11 .  если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его. Лев.22:12 .  Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь; Лев.22:13 .  когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как была в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его. Лев.22:14 .  Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую ее долю. Лев.22:15 .  Священники сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу, Лев.22:16 .  и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь, освящающий их. Речь идет уже не о " великих святынях» (частях жертв греха, вины см. Лев.6.25–39 ), который могли вкушать только мужчины фамилии Аарона ( Лев.6.16–18 ), а просто о святынях, т. е. остатках мирной жертвы, достававшихся священникам. Называется несколько случаев запрещения и разрешения вкушения этих святынь разным лицам, стоящим в известной степени к святыням, – случаев, весьма характерных для духа закона и теократии Ветх. Завета 1-й случай: поселенец и наемник священника, не принявший обрезания, как чуждый (евр. zar) теократии, не может вкушать святыни, напротив раб купленный за серебро, – по обрезании сделавшийся членом семьи не только в бытовом, но и в религиозно-богослужебном отношении ( Исх 12.44 ; см. Быт 17.23 ), – мог наравне с домочадцами есть «святыни» ( Лев.22:10–11 ). 2-й случай: дочь священника – замужняя – имеет право вкушать «святыни» лишь тогда, когда состоит в замужестве со священником же; находясь же в браке за посторонним (евр. isch zar, Vulg.: cuilibet ex populo nupta) – мирянином, она теряла это право, и лишь вдовство или развод с ним и возвращение в дом отца-священника, как бы на положении девицы (kineurejah, Vulg.: sicut puella) возвращало его ей. 3-й случай: приносящий мирную жертву мог по ошибке употребить для своей трапезы и части, принадлежащие священникам; тогда, по общему правилу о ненамеренных нарушениях прав святилища, он (ср. Лев.5.14 ) возвращал неправильно взятое, с прибавлением 1/5.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во всяком случае, на церковно-славянском языке я уже могу читать Библию и молитвослов (я знаю, что Бог услышит меня и на русском языке, но я не раз убеждался, что текст на церковно-славянском обнаруживает большую глубину богопознания 51 ). Конечно, я не все понимаю в богослужебных текстах. Но это непознанное меня не отталкивает, а, наоборот, привлекает. Хотя иногда служба бывает непонятной просто из-за ужасной акустики: в ином храме, к сожалению, вместо молитв и песнопений слышится один гул. Смиряться тяжело. Но это начало православного благочестия 52 . Христианин должен иметь уверенность в спасении (см. Рим. 8:38-39). И Никео-Константинопольский Символ веры, который православные христиане поют за каждой литургией, заканчивается такими словами: " Надеюсь на воскресение мертвых и жизнь в будущем веке " . " Мы спасены в надежде " (Рим. 8:24). Но это спасение мне придется совершать " со страхом и трепетом " (Фил. 2: 12). Это выражение не раз встречается в Новом Завете. А впервые это сказал Моисей ( " я в страхе и трепете " ), когда приступил " к горе, осязаемой и пылающей огнем " , " ко тьме и мраку и буре " (см. Евр. 12:18, 21). Напоминая об этом, апостол Павел далее говорит: " Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий " (Евр. 12:28-29). Не по-другому я стал думать о Боге, Который по-прежнему для меня Отец 53 , Который по-прежнему безгранично любит меня, Своего сына. В Православной Церкви я устрашился не Бога, а состояния своего сердца. Всё есть в православии: страшная правда о человеке и великая любовь Божья к нему, Судия живых и мертвых и Отец Небесный, " уверенность в спасении " и " страх и трепет " , печаль о грехах и радость о Боге. Преп. Серафим Саровский всех приходивших к нему приветствовал словами: " Радость моя! Христос воскресе! " . Православный подвижник характеризуется, кроме всего прочего, " лицезрением одновременно сразу двух бездн: бездны собственного падения и бездны милости и любви Божией " (формула преп. Силуана Афонского: " Держи ум во аде, но не отчаивайся " ) 54 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

Кровь жертвенных животных прообразовала Кровь Христову, искупившую грехи мира. Но невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов, — говорит ап. Павел, — уничтожила грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евр. 10, 4; см. также Пс. 39, 7), — то Тело Богочеловеческое, Кровь которого могла уничтожить грехи всех тех, кто уверует в ее Божественную силу, и освятить их. И сказал Сын Божий: Вот, иду исполнить волю Твою, Боже (Пс. 8–9). И Он, одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10,14). Дал им силу противостоять всем козням диавола. Таким непостижимо великим делом любви закончилась земная жизнь Спасителя; так страшна была эта Омега! Страшное злодеяние совершили древние иудеи, распяв своего Царя и Господа. О них сказал апостол и евангелист Иоанн Богослов: Пришел к Своим, и Свои Его не приняли (Ин. 1, 11). Но только ли они Его не приняли? Во все века и во всех народах было множество не принявших Его и не уверовавших в Него. Но, что всего страшнее, и среди христиан было и есть множество вторично распинающих Его своими грехами и упорством во зле. Сколько горя приносят людям страшные войны, в которых христиане истребляют друг друга. Как понять те страшные потоки крови, которые затопили всю Европу в столь недавнюю Вторую мировую войну? Однако сегодня, в праздничный день, да будут нам утешением слова ап. Иоанна Богослова: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). Не так много нас, верующих. Спаситель называл учеников Своих малым стадом (см. Лк. 12, 32). И теперь мы — малое стадо, и теперь нас мало, но все-таки мы имеем власть быть чадами Божиими, ибо всем сердцем любим Господа Иисуса Христа и веруем в то, что Он — истинный Сын Божий; и с трепетом в сердце взираем на Крест Его, на святую плащаницу, на Тело Его, снятое с Креста. Придите же, ублажим Его, ублажим слезами своими, целованием своим, ублажим скорбной просьбой при целовании: Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твое! Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его” (Еф 5: 28–30). Видишь, он показал нам, что как Ева была взята от плоти и костей Адама и двое стали одною плотью, так и Христос, по восстании из мертвых допускающий нас к Себе со словами: “осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня” (Лк 24:39), дает нам питаться от них (ср. Ин 6:56), так что в этом общении и мы становимся одно с Ним, а желая еще показать наше теснейшее соединение с Богом, апостол прибавляет: “Ради этого оставит человек отца и мать свою”, — он говорит, что ради Христа оставит их, — “и прилепится к жене своей”, — то есть Церкви, — “и будут двое одна плоть” (см. Еф 5:31), то есть [плоть] Христа и Бога. А [чтобы показать,] что именно таков смысл этой речи и мы не сами вдаемся в рассуждения, он присовокупляет: “Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви” (Еф 5:32). Да, поистине великое и превеликое будет это таинство, когда то общение и единение, близость и родство, какие существуют в отношениях жены к мужу и мужа к жене, таковые же боголепно и превыше всякой мысли и слова бывают у Владыки и Творца всяческих со всею Церковью и Он, как с единой женой, непорочно и несказанно соединяясь с ней, неразрывно и нераздельно сопребывает с ней как с возлюбленной и любезной Ему. Вот так и Церковь, соединенная с Возлюбленным Богом, прилеплена к Нему как целостное тело к своей главе. Ведь как тело вовсе не способно жить без сросшейся с ним головы, так и Церковь верных, я разумею сынов Божиих, написанных на небесах (ср. Евр 12:23) не может стать для Бога телом совершенным и целостным без Главы — Самого Христа и Бога, не может жить истинной и нетленной жизнью, если не питает Он ее ежедневно хлебом насущным (см. Мф 6:11); питаясь коим, все любящие Его живут и возрастают в мужа совершенного, в меру полного возраста Его (см. Еф 4:13). Итак, благодаря этим доказательствам и нашему рассуждению выяснен вопрос о том, что святые от века доныне и до скончания веков должны стать единым телом со Христом и во Христе.

http://pravmir.ru/nravstvennye-slova-kni...

Иез.39:10 .  И не будут носить дров с по­ля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей сво­их, и оберут обирателей сво­их, говорит Го­с­по­дь Бог. «Громадная величина катастрофы живо представляется во множестве доставшегося в добычу оружия, в сравнении с которым остальная добыча мыслится только случайной» (Сменд). Оружие обыкновенно считается самой ценной военной добычей, так как им можно в свою очередь воспользоваться против врага. Но здесь не так: что стал бы делать Израиль с оружием, когда в том славном будущем он не будет вести войн (см. объяснение Иез.38.11 , как и вообще на земле тогда не будет войн: Ис 9.5 ), как и теперь исход войны решил для него один Бог. Итак, с оружием не остается сделать ничего лучшего, как воспользоваться им в качестве топлива вместо того, чтобы искать последнего на поле (откуда получали более легкий материал для топлива – «дрова») или в лесах (дрова в соб. смысле), «что так кстати в бедной лесом стране» (Креч.). Для усиления впечатления оружие перечисляется подробно, образуя с своим родовым понятием 7 (символическое число полноты и бесконечности) членов соответственно 7 годам сожигания его (такая громада его для всей страны на 7 лет!). Это сожжение вместе с тем и очистит страну от последних остатков неприятельской, языческой скверны (ср. ст. 14 и Чис 31.20 ). «Латы» – с большою вероятностью предполагаемое значение евр. цинна, которое LXX и Вульг. передают «копье», благодаря чему последнее у них названо дважды (еще последним: «сулица»). – «Булавы» – букв. «палки рук», пастушеские палки ( Чис 22.27 ), дубины, которые, следовательно, тоже служили оружием, конечно, у более диких народов (вообще все оружие здесь представляется более деревянным, чем металлическим, если оно служит для топлива). – «И оберут грабителей своих», как при исходе из Египта. – «Говорит Господь Бог», Которого справедливость требует этого мщения. Иез.39:11 .  И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину про­хожих на восток от моря, и она будет задержи­вать про­хожих; и по­хоронят там Гога и все по­лчище его, и будут назы­вать ее долиною по­лчища Гогова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010