Метатрон занимает исключительное место в небесном мире, он высочайший среди архангелов, князь и правитель над всеми князьями царств и сынами небес (3 Енох 10. 3-6). Подобно Богу, Метатрон восседает на престоле и председательствует на небесном Суде (3 Енох 16. 1). Его исключительное положение в небесном мире кратко выражено в титуле «малый Яхве» (3 Енох 12. 5, 48с. 7; 48d. что, возможно, является реминисценцией Исх 23. 20-21, где говорится об ангеле Господнем, в к-ром пребывает Имя Божие (ср.: Вавилонский Талмуд. Санхедрин 38b). Небесный Суд в Е. т. к. описывается не в эсхатологической перспективе, а как разбирательство, к-рое происходит каждый день (3 Енох 28. 7, 9; 26. 12). Собрание судей состоит из 72 князей царств и князя мира, обвинителями являются сатана и его представители Саммаэль, кн. Рима, и Дуббиэль, кн. Персии (3 Енох 26. 12). Образ Метатрона как участника Божественного Суда связан с представлениями о Енохе-книжнике, записывающем дела людей ко дню Суда (см. ст. Енох ). Антропология В Е. т. к. уделяется большое внимание человеку, его душе, происхождению и посмертной участи (3 Енох 43. 1 - 44. 7). Люди подразделяются на 3 группы: праведных; тех, кто находятся в промежуточном состоянии, и нечестивцев. Души праведников после смерти восходят к Престолу Славы Бога и пребывают в Его присутствии, летая над Престолом (3 Енох 43. 2). Находящиеся в промежуточном состоянии очищаются в огне шеола , а затем, по-видимому, получают возможность присоединиться к праведным. Нечестивцы низводятся в шеол, где наказываются огнем в геенне . Описание их последней участи отсутствует (3 Енох 44. 3). В Е. т. к. встречается идея предсуществования души: созданные еще в начале творения души нисходят с небес для телесного рождения на земле (3 Енох 43. 3), души нерожденных считаются праведными (3 Енох 43. 1). Идея бессмертия в Е. т. к. не связана с верой в телесное воскресение мертвых. Литературные связи В основе образного ряда Е. т. к. лежат ветхозаветные тексты. Описание вознесения Еноха (3 Енох 6. 1) схоже с описанием взятия на небо прор. Илии (4 Цар 2. 11). Основные элементы представления о Божественной колеснице и Престоле Славы (3 Енох 1. 1; 1. 12; 5-7; 20. 2; 26), вероятно, сформировались на основе видений пророков Иезекииля, Даниила и Исаии (Иез 1; 3. 12-15; 22-24; 8. 1-4; 10. 1-22; 43. 1-7; Дан 7. 9; Ис 6. 1-3). Кроме того, в Е. т. к. заметно влияние 3 Цар 22. 19, где говорится о видении Господа, «сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное… при Нем, по правую и по левую руку Его». Описания огня и подобного радуге сияния вокруг Престола Божия в 3 Енох 22с. 4-7 основаны на Иез 1. 28. Рассказ о небесном Суде (ср.: 3 Енох 18. 19-21; 19. 4; 26. 12; 28. 7-10; 30. 1 - 33. 2; 33. 4; 36. 1-2; 37. 1) напоминает 3 Цар 22. 19-22; Пс 82; Иов 1. 6-12 и Дан 7. 10 (ср. описания в раввинистической традиции: Вавилонский Талмуд. Санхедрин 38b; мидраш Шмот Рабба 30. 18; Вайикра Рабба 24. 2).

http://pravenc.ru/text/189991.html

е христианам) благодати» ( 1Пет.1:10 ). Не у всех шестнадцати пророков одинаково ясно и подробно изображается эта христианская благодать; но у всех их мессианская идея внутренно присутствует в пророческих речах, движет убеждениями пророков и имеет в виду увлечь их слушателей. Все наставления и увещания пророков имеют две побуждающие и убеждающие силы: синайский закон, как данное руководство для народа Божия, и сионский закон, как будущее откровение для всех верующих ( Ис.2:1–5 ); позади – Моисей с скрижалями, впереди – Мессия с благодатию, пишущею законы на сердцах ( Иер.31:31–84 ). Во, чтобы современные пророкам верующие могли живее представлять Христа и воспитывать свою веру в Него, а с другой стороны, чтобы будущие современники юристу могли верно узнать Его и быть достойными и готовыми вступить в Его царство, пророки часто изображали и частные черты из жизни Мессии, характеризующие Его личность, описывали характер Его царства и духовные свойства членов этого царства. Для современников именно Христа, но свидетельству ап. Петра, пророки тщательно «исследовали, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:11 ). Так, начиная с пророка Исаии, пророки предсказывали, что пришествие Мессии будет после плена Вавилонского, после вообще бедственного и мрачного времени (см. Ис.8:21–9:2, 11:2–12:6, 40:1–5 ; Зах.12–14 и мн. др.); частнее, пр. Даниил предсказывал, что открытие царства Мессии будет по прошествии семидесяти седмин (490) лет после издания указа о воссоздании стен Иерусалима ( Дан.9:24–27 ); они предсказывали, что явлению Мессии будет предшествовать особый вестник Божий в духе и силе пр. Илии, предтеча явлению Самого Господа ( Ис.40:2–5 ; Малах. 3:1 и 4:5–6); Мессия будет Богом, воплотившимся от Девы, из царского рода Давидова, когда этот род придет в упадок ( Ис.7:14, 9:6 и 11:1); родится в Вифлееме ( Мих.5:2 и 3); время земной жизни Мессии будет временем унижения Его, имеющим кончиться поносною смертию ( Ис.53:1–8 , Дан.9:26 ; Зах.11:12 и 13; 12:10 и 13:7); но после искупительной смерти Мессии начнется Его прославление, распространение и утверждение Его царства ( Ис.43:9–13, 44:1–8 ; Ос.2:19–23, 6:1–3, 13:14 и др.); настанет время обильной благодати, а вместе – и время суда Божия ( Иоил.2:28 – 3 ; Зах.14 и др.); членами царства Мессии будут Иудеи и язычники и даже язычники по преимуществу, а Евреи будут отвергнуты Богом ( Амос.9:11 и 12; Ис.45:1 и 2; и др.); конечными результатами этого царства будут общее умиротворение и блаженство ( Ис.2:4, 45:1 и 2; 60 и 61; Дан.13:1–3 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Разделы портала «Азбука веры» Сын Человеческий (евр. бен-адам , арам. бар-енаш ) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека ( Пс.79:18 ). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом ( Ис.51:12 ; Иов.25:6 ; Пс.10:4 ; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения ( Пс.106:8 ; Притч.8:31 ; Пс.8:5 ). В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями ( Дан.7:1–8 ). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях. В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога ( Пс.109:1 ) и шествующим с облаками небесными ( Мк.14:61–62 ; см. Дан.7:13 ). Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник. Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих ( Ис.52:13–53:12 ; Мк.8:31 ; Мф.17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30 ), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев. В остальных писаниях Нового Завета выражение Сын Человеческий встречается редко (около десяти раз), а из письменности и культа христианских общин исчезает рано и навсегда, что связано, вероятно, с его табуированностью в качестве самоназвания Иисуса Христа (аналогично имени Яхве , – см.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskiy-ruba...

348. Т. е. семидесятая, в которую явится Христос и установит новый завет для многих (­ за многия изливаема – Матф. 26:28). 349. ως συντελεας καιρου συντλεια δοθσεται π τν ρμωσιν — буквально: и до конца времени конец дан (т. е. определен) на запустение, т. е. все последнее время существования святилища пройдет в запустении его, возстановления, хотя бы и временного, не последует. „До скончания века запустение пребудет без всякой перемены“. Феодорит. „Иерусалим будет предан забвению и запустению“. Ефрем Сир. Срав. Матф. 24:15. Мар. 13, 14. Под седьминами в 24 – 27 стт. толковники разумеют седмилетия и находят 490 лет от возстановления Иерусалима Неемиею до смерти Христа и полной отмены Ветхого Завета, его богослужения, храма, и замены Новым Заветом. Феодорит, Ефрем Сир., Иероним и др. См. о сем подробнее в сочинении: Рождественский. Откровение Даниилу о семидесяти седминах Спб. 1896 г. 350. Слав. слово открыся. 351. Λγος — слово. 352. Т. е. необычайная, чрезмерная проницательность в усвоении и раскрытии таинственных откровений и видений; срав. Дан. 4:15. 5, 11 – 12. 353. В который Израильтяне вышли из Египта, т. е. Нисана. Ефрем Сирин. 354. δδεκλ­, – наименование Еддекель толковники отождествляют с Тигром, неупоминаемым здесь в евр. тексте. 355. Гр. Βαδδν — льняная священная одежда. Слав. ризу лъняну. 356. Т. е. поясом, отделанным золотом. Слав. светлым соотв. в вулы. obrizo – высший сорт очищенного золота; а по гр. φζ­евр. — название страны Уфаз, обильной золотом (Иер. 10:9), вероятно находившейся в Аравии. Срав. Иов. 28:1 – 7. 357. Т. е. блестело, как топаз, драгоценный камень. 358. Срав. Иез. 1:24. 27. Апок. 1:14 – 15. 359. Слав. слава моя обратися на разсыпание. „Изменился цвет телесной наружности“ (Феодорит), т. е. весь телесный организм показывал удрученное состояние пророка. 360. Κατανενυγμνος — Слав. сокрушен, как бы проколот, пронзен; т. е. душевное волнение охватило и потрясло пророка. 361. См. прим. к 9, 23. 362. Κακωθναι — слав. трудитися, т. е. соблюдать упомянутый в 2 – 3 стт. пост, молитву и т. п., в древних слав. спп. Кирилло-Мефодиевского извода было более точное чтение: озлобитися, т. е. терпеть страдания, с симеон. спп. вошло перифр. чтение: трудитися.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

6 Тяжела была рука Мадианитян. На израильтян пало проклятие, предопределенное заветом ( Втор. 28,30–33,38–42 ). Гнет мадианитян был настолько тяжел, что пророк Исаия вспоминает о нем спустя столетия ( Ис. 9,4; 10,26 ). 6 обнищал Израиль. Букв.: «сделали Израиль маленьким». Проклятие, предусмотренное заветом, составляло как бы оборотную сторону обетования Божия Аврааму ( Быт. 15,5; 22,17 ; Втор. 28,62 ; Пс. 106,38.39 ). 6 пророка. Пророк настоятельно напоминал народу о его обязательствах, обусловленных заветом. Слова пророка, не названного здесь по имени (ст. 8–10), фактически идентичны словам ангела Господня (2,1–3). Как и в случае с Деворой и Вараком, прежде чем дать народу Спасителя, Бог посылает ему пророка (4,4 и ком.). 6:8–9 Я вывел вас... избавил... прогнал их... дал вам. Помнить об этих спасительных делах Божиих первейшее условие завета. 6:11–24 Данный раздел главный в повествовании о Гедеоне: его призвание сравнивается с призванием Моисея (Исх., гл. 3); он задает вопрос, ответом на который можно считать все содержание Книги Судей израилевых (ст. 13), и пытается укрепить свою веру с помощью знаков и знамений (6,1 8,32 и ком.). Народ испытывает потребность в верном завету спасителе, подобном пророку Моисею; поиски такого спасителя находятся в центре внимания автора Книги Судей. Победа Гедеона. 6 И пришел Ангел Господень. См. 2,1; 13,3. 6 отчего..? Ключевой вопрос для Книги Судей. Ангел не стал отвечать на него, потому что ответ уже был дан пророком (ст. 8–10; ср. Втор. 28,47–52; 29,24–27; 31,17.18 ). 6 иди с этою силою твоею. См. ст. 34; 7,2,7. Источником силы Гедеона был Бог, хотя Гедеон еще не знал этого. 6 племя мое... самое бедное. Саул, когда его просили стать царем, ответил близкими по смыслу словами ( 1Цар. 9,21 ). 6 я видел... лицем к лицу. См. 13,22. 6:25–32 Эпизод из жизни Гедеона, в результате которого он получил прозвище Иероваал. 6:25.26 возьми... разрушь... сруби... поставь... принеси. См. Втор. 12,3 . 6 жертвенник Ваала, который у отца твоего. Отец Гедеона, вероятно, рассказывал ему о чудесах Господних (ст. 13), однако сам, будучи идолопоклонником, не имел веры в Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В горьком вавилонском рабстве пророк Иезекииль утешал своих соплеменников радостным обетованием о том, что Господь раба Своего, Давида, то есть его потомка – Мессию – сделает единым Пастырем и утвердит вечный Завет, в котором все будут иметь одно сердце и один новый дух, ходить по заповедям Господним, соблюдая и исполняя Божии постановления (см. Иез.37:24, 26, 34:23–31, 11:19–20 ; Евр.13:20 ). Пророк Даниил своей прозорливой душой с большой исторической точностью предсказал время пришествия Царства Мессии, Которого он называет Сыном Человеческим. Сей возлюбленный Богом пророк предвестил это в своем откровении о седминах, о чем вразумил его Божий вестник, Архангел Гавриил (см. Дан.7:13, 9:24–27 ). В своем профетическом вдохновении пророк Захария прозрел в далекое будущее, предсказав царственный, но в то же время кроткий и смиренный, вход Спасителя в Иерусалим, Его предание за тридцать сребреников, бегство учеников, похожее на рассеяние овец при пораженном пастыре, и прободение Его ребра копьем (см. Зах.9:9, 11:12, 13:7, 12:10 ; Мф.21:5 ; Ин.12:15 ; Мф.26:15, 26:31 ; Мк.14:27 ; Ин.19:37 ; Откр.1:7 ). Пророк Аввакум проповедал, что Искупитель действительно придет и не замедлит; с Его пришествием земля наполнится познанием славы Господней, как море избыточествует водами, так что всякий праведник будет жить верой в Него, радуясь о Боге спасения своего (см. Авв.2:3, 4, 14, 3:18 ; Евр.10:37 ; Рим.1:17 ; Гал.3:11 ). Пророк Аггей, утешая народ, который при освящении второго иерусалимского храма со скорбью вспоминал о величии первого, предсказал в Божественном вдохновении, что в скором будущем Господь потрясет небеса и землю, и придет Избранный из всех народов, и наполнит славою храм Свой. Слава этого храма будет больше славы первого, ибо в нем явится Искупитель и воцарит Свой мир (см. Агг.2:7–9 ; Евр.12:26 ). Пророк Малахия в своем провидческом вдохновении изрек пророчество о Предтече как ангеле, который придет непосредственно пред Искупителем и уготовит путь пред Тем, Кто есть Господь и Ангел завета (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   Ирин. adv. haer. V, 30; Ипполит. de antichrist. c. 14. 15; Илар. in Math. XVII; Амврос. Bened. Patriarch. c. 7; Иероним. in Mich. c. IV; Августин. de civit. Dei XX, 7.    «Человек-богохульник, и законопреступник, который получит царство не от предков, но похитит власть посредством волхвования» (Кирилл. иерус. огл. поуч. XV, п. 13, стр. 320—321. Снес. Дамаск. точн. излож. прав. веры кн. IV, гл. 26, стр. 301).    Ирин. adv. haer. V, 25, n. 1; 28, п. 2; Кирилл. иерус. огл. поуч. XV, п. 15, стр. 322.    Ефрем. сирин. слово на пришеств. Господне и антихрист., в Тв. св. Отц. XIV, 33; Иоанн. Дамаск. точн. изл. прав. веры кн. IV, 26, стр. 301 и друг. (см. у Соицера Thesaur. eccles. под словом: αντχριστος).    «Царствовать будет антихрист только три года с половиною. Мы говорим сие, заимствуя не из книг, коих богодухновенность неизвестна, но из Даниила; он говорит: и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене (Дан. 7:25). Под временем разумеется один годь, в который он явится и усилится; под временами следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте тоже говорит Даниял: и клятся жиаущим во веки, яко во время, и во еремена, и в пол ере- мене (Дан. 12:7)». (Кирилл. иерусал. огл. поуч. XV, п. 16, стр. 323—324).    Вообще более подробные сведения об антихристе можно найти в книге преосвящ. Стефана Яворского: Знамения пришествия антихристова и кончины века. Моск. 1703.    De civit. Dei XX, 19, n. 3.    Hammond, in Epist. II ad Thessal.    Klee, Manuel de l’hist. des dogm. Chret. T. 1, p. 133, Paris 1848.    Luther, Captiv. Babyl.; Calvin. Inst. IV, 8, n. 10.    Сущность спора об этом предмете между протестантами и папистами кратко показана в Богословии пр. Иринея Фальковского lib. XVII, с. 6, in T. II, р. 262—263.    «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси (ст. 30), то есть, крест, который светлее солнца; поелику солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является сие знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Ибо Христос придет на сей суд, имея величайшее оправдание — крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (Иоанн. Златоуст. на ев. Матф. бесед. LXXVI, п. 3, в т. III, стр. 309—310). «Честный крест первый явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопоклоняемый и святый скипетр Дара Христа, по слову Владыки, который говорит, что явится знамение Сына человеческаго из небеси (Матф. 24:30)» (Ефрем. сир. слов. на чест. крест, в Тв. св. Отц. XIV, 41). Сн. Кир. иер. огл. поуч. XV, в. 22, стр. 329.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Иез.37:24, 26, 34:23—31, 11:19—20; Евр.13:20).    Пророк Даниил своей прозорливой душой с большой исторической точностью предсказал время пришествия Царства Мессии, Которого он называет Сыном Человеческим. Сей возлюбленный Богом пророк предвестил это в своем откровении о седминах, о чем вразумил его Божий вестник, Архангел Гавриил (см. Дан.7:13, 9:24—27).    В своем профетическом вдохновении пророк Захария прозрел в далекое будущее, предсказав царственный, но в то же время кроткий и смиренный, вход Спасителя в Иерусалим, Его предание за тридцать сребреников, бегство учеников, похожее на рассеяние овец при пораженном пастыре, и прободение Его ребра копьем (см. Зах.9:9, 11:12, 13:7, 12:10; Мф.21:5; Ин.12:15; Мф.26:15, 26:31; Мк.14:27; Ин.19:37; Откр.1:7).    Пророк Аввакум проповедал, что Искупитель действительно придет и не замедлит; с Его пришествием земля наполнится познанием славы Господней, как море избыточествует водами, так что всякий праведник будет жить верой в Него, радуясь о Боге спасения своего (см. Авв.2:3, 4, 14, 3:18; Евр.10:37; Рим.1:17; Гал.3:11).    Пророк Аггей, утешая народ, который при освящении второго иерусалимского храма со скорбью вспоминал о величии первого, предсказал в Божественном вдохновении, что в скором будущем Господь потрясет небеса и землю, и придет Избранный из всех народов, и наполнит славою храм Свой. Слава этого храма будет больше славы первого, ибо в нем явится Искупитель и воцарит Свой мир (см. Агг.2:7—9; Евр.12:26).    Пророк Малахия в своем провидческом вдохновении изрек пророчество о Предтече как ангеле, который придет непосредственно пред Искупителем и уготовит путь пред Тем, Кто есть Господь и Ангел завета (см. Мал.3:1, 4:5—6; Мф.11:10; Мк.1:2; Лк.7:27; Мф.17:10—13; Мк.9:11—13; Лк.1:17).    4. Другие пути подготовки избранного народа. Промыслительно готовя избранный народ к грядущему искуплению Спасителем, Бог прибегал и к прототипам (τποι), чрез которые сообщалось пророчество или предвестие о грядущих событиях либо напечатлевался образ Искупителя, Его дел и Его Царства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование на 6й псалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

– В праздники, когда на бдении бывает благословение хлебов, по Уставу, после отпуста утрени перед 1-м часом совершается поклонение иконе праздника, целование её и помазание иереем (с «произнесением: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа») прикладывающихся к ней святым елеем от «кандила» праздничной иконы. Кандило это иногда называется прямо «кандилом, еже пред праздничною иконою» (Уст., 25 дек.), или кандилом «праздника» (Уст., 21 ноября), иногда именем иконы: кандило «Спасово» (Уст., 6 авг.), «Пресвятой Богородицы», иногда – кандилом «святого» (Уст., 26 окт.), иногда просто «кандилом» (Уст., 26 сент.). Помазание это совершается таким образом: «Поем стихиру самогласну святого, иже хощет екклисиарх. И исходит иерей с кадилом, предыдущу ему светильнику, кадит на аналогии икону святого апостола (т.е., св. Иоанна) и отдав кадило, стоит одесную страну аналогиа: и приходит игумен ко аналогию, и творит два поклона, и целует икону святого апостола. И по целовании един поклон; и взем стручец, на то устроенный, помазует себе от кандила святым елеем крестообразно, на челе своем; и братия подобне целует икону святого, игумен же помазует святым елеем иереа и прочую братию. По помазании же святого елея поем час первый». Так описан в Уставе обряд совершения помазания елеем на 26 сент.; в дополнение к этому должно прибавить сказанное в 3 гл. Устава, именно: «Егда елеопомазание бывает, глаголется и молитва: Владыко многомилостиве, якоже предписася на велицей вечерни». По предписанию Устава (см. 26 сент.): «Сице помазание бывает всегда, и во вся праздники великих святых, в нихже бывают бдения»; впрочем, елеопомазание после утрени, по Уставу иногда совершается и в дни меньших праздников (см; Уст., 27 янв., 24 февр.). Но в приходских храмах, по причине множества молящихся, не по отпусте утрени, а по прочтении Евангелия, после возгласа: «Милостию и щедротами», начинается целование иконы и помазание благословенным (после литии) елеем (см. 852 стр. 48 прим.). – Само собою разумеется, что, когда бывает елеопомазание, священнику, хотя бы он служил и без диакона, следует оставаться на средине до окончания помазания всех богомольцев; для каждения при пений «Честнейшую» он может сделать перерыв (Ц.В. 1895, 13). – На вопрос о том, можно ли надевать священнику поручи, когда он помазывает елеем на всенощной, – «Цер. Вестником» был дан такой ответ: в монастырях вообще без поручей не служат, но помазание елеем не может иметь какого-либо отношения к вопросу (Ц.В. 1890, 27). – О поклонах см. ниже, 24 прим., и выше, 35 прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010